Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
31.011 Пальпация общетерапевтическая 1 1 А01. 0.001 Сбор анамнеза и жалоб в гинекологии 0, 1 А01. 0.00 Визуальное исследование в гинекологии 0, 1 А01....полностью>>
'Документ'
Открыта регистрация и подача статей на Седьмую Российско-Немецкую конференцию по логистике и SCM DR-LOG 2012 в Санкт-Петербурге 17-18 мая 2012 г. Дос...полностью>>
'Документ'
Проблема возможности высказывания положительных утверждений о Боге находит место во всех религиях, обращая тем самым наше внимание к возможностям язы...полностью>>
'Документ'
Жизнь проходит , а что мы имеем? Кладбище надежд. Как давно вы там были.Некоторые, начав читать, скажут: "Это не про меня". Но загляните к с...полностью>>

Написание статьи поддержано Советом по грантам Президента Российской Федерации для поддержки ведущих научных школ. Руководитель ведущей научной школы РФ – д п. н., профессор А. В. Федоров. Грант № нш-657. 2003. 6

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рыжих Н.П., ст. преподаватель кафедры

социокультурного развития личности ТГПИ

Написание статьи поддержано Советом по грантам Президента Российской Федерации для поддержки ведущих научных школ. Руководитель ведущей научной школы РФ – д.п.н., профессор А.В.Федоров. Грант № НШ-657.2003.6.

Изучение аудиовизуальной медиаграмотности

школьников на материале экранных искусств (2005)

Средства массовой коммуникации в начале ХХ1 века проникли во все виды жизнедеятельности людей. Мир вступил в новый этап своего развития - информационное общество. Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются печатные издания, теле-, радио-, видео-, кинопрограммы или иные формы массового распространения информации. В широком смысле СМИ рассматриваются как средства массовой социализации и включают всю культурную информацию, рассчитанную на массового потребителя.

В последние десятилетия ХХ века появились качественно новые средства массовой информации – телекоммуникационные, в которых осуществляется обратная связь между субъектами и объектами информационного процесса. Поэтому понятие «средства массовой коммуникации» (СМК, медиа) включает и СМИ, и новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе (глобальные компьютерные сети - Интернет).

Медиа используют почти все каналы восприятия, они играют огромную роль в жизни человека, в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социальной сферы.

Сегодня медиа один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений - не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации выполняют следующие социально-воспитательные функции: информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную, релаксационную.

Так, образовательная функция – это сообщение людям знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, полученные из других источников, и ориентироваться в сложном потоке информации. Воспитательная функция заключается в передаче образцов жизни, примеров поведения, в пропаганде ценностей, отношений к миру, людям, к самому себе, в приобщении к культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества. Воспитательное и образовательное воздействие медиа сегодня сопоставимо или превышает влияние традиционной контактной педагогики [2,109-110].

В современных условиях особенно велика роль медиаобразования. «Психолого-педагогический словарь» определяет медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» [1,241].

Медиаобразование – это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов). Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности. Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью [4,5].

Медиаграмотность в первую очередь необходима школьникам, что связано с особенностями современной социокультурной ситуации, в частности с широкими контактами учащихся с медиа. Ведущая роль здесь принадлежит техногенным экранным искусствам.

Экранные искусства являются самыми массовыми из искусств, несущими аудитории информацию самого широкого плана: историческую, нравственно-психологическую, социальную, экономическую, научную. Поэтому мы можем говорить о полифункциональности этого вида искусств, о возможностях многостороннего его использования в развитии мышления и творческой активности школьников.

В нашем исследовании мы поставили перед собой задачу изучения аудиовизуальной медиаграмотности школьников на материале экранных искусств.

С группой студентов четвертого курса факультета социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института мы провели анкетирование и беседы с учащимися 8-го и 10-го классов (по десять человек из класса) в школах №№ 32 и 38 (всего 40 человек) с целью проследить уровни развития аудиовизуальной медиаграмотности.

За основу нами были взяты показатели медиаграмотности в области экранных искусств, разработанные А.В.Федоровым. Этими показателями являются следующие: «понятийный», «сенсорный», «мотивационный», «оценочный», «креативный». Остановимся более подробно на описании данных показателей: «сенсорный» - систематическое общение с медиа, умение выбирать любимые жанры, темы и пр.; «мотивационный» - разносторонние мотивы контакта с медиа: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические, терапевтические и др.; «понятийный» - знание истории, теории и терминологии экранных искусств; «оценочный» - способность к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, понимание и оценка авторской концепции в контексте структуры произведения; «креативный» - ярко выраженный уровень творческого начала в различных аспектах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа [3, 15-16].

Мы проводили изучение уровней медиаграмотности учащихся 8-го и 10-го классов по одинаковой схеме. Нами были выбраны только два самых первоначальных показателя медиаграмотности: «сенсорный» и «мотивационный», т.к. нам точно известно, что в этих школах не проводились специальные занятия по медиаобразованию.

Целью нашего исследования было изучение динамики пока только этих показателей с переходом учащихся из 8-го в 10-й класс.

Опишем сначала ход исследования в 8-м классе. С целью выявления «сенсорного» показателя аудиовизуальной медиаграмотности школьников (определения частоты контактов школьников с экранными искусствами, выявления предпочтений учащихся в области экранных искусств, выяснения, как протекает процесс обмена мнениями об экранных искусствах) нами было проведено анкетирование школьников, беседы с ними.

В итоге получены следующие результаты. Ученики 8 класса чаще всего смотрят (в порядке убывания) кинопрограммы, музыкальные программы, информационные передачи, мульт-программы, развлекательные научно-познавательные передачи. Радует нахождение на последнем месте «всеядности» (всё подряд). О доступности телекоммуникации для школьников можно судить по тому, что лишь у трети опрошенных восьмиклассников (29%) появились ответы «моё время у телеэкрана ограничено» и «мне некогда смотреть телевизор». Почти все опрошенные учащиеся в основном осведомлены о жанрах экранных искусств. Интересными показались ответы учеников 8-го класса на вопрос о том, где происходит процесс кино/телеобщения. У 67% восьмиклассников - «в кругу семьи», а остальная часть учащихся дала ответы: «с кем повезёт», «с друзьями» и «в одиночестве». Эти результаты дополняют следующие сведения: своими чувствами по поводу просмотренного не спешат делиться с родителями и старшими товарищами 50% учеников среднего звена, в результате чего самый важный период становления личности человека остаётся практически без влияния со стороны взрослых, особенно, со стороны близкого окружения подростков.

Далее мы выявляли доминирующие виды, жанровые предпочтения, преимущественную тематику, привлекательные для школьников стороны экранных искусств. После обработки ответов учащихся в ходе беседы, анализа анкет мы получили следующие результаты. Доминирующие виды экранных искусств: 33% восьмиклассников на первое место поставили игровое кино. Отрадно было отметить, что многие ученики 8-го класса интересуются научно-популярным и документальным видами экранных искусств. Расстановка жанровых предпочтений выявила, что: 8-й класс выбирает комедию - 96%, фантастику - 71%, ужасы - 54%, боевики -29%, сказку-13%.Любимые темы учеников среднего звена: юмористическая (92%), приключенческая (88%), мистическая (54%) и школьная (54%). Огорчил тот факт, что интерес к таким темам, как философская, тема войны и мира наблюдается лишь у 10% учеников.

Таким образом, восьмиклассники активно вовлечены в процесс общения с аудиовизуальной средой. Они неплохо ориентируются в жанровом и тематическом разнообразии киноискусства. Однако очень мало учащихся проявляют интерес к темам, которые должны были бы их волновать в этом возрасте, что, может быть, связано с отсутствием целенаправленного процесса медиаобразования. Школьники самостоятельно общаются с потоком аудиовизуальной информации, часто низкого уровня.

С целью выявления «мотивационного» показателя аудиовизуальной медиаграмотности восьмиклассников мы выясняли в ходе беседы привлекательные для них стороны экранных искусств, качества любимых героев. Учащиеся отметили следующие привлекательные стороны экранных искусств: возможность развлечься - 79%, возможность познания - 71%, мастерство режиссеров и актёров - 33%, возможность переживания - 25%. Представляется интересным отбор качеств, наиболее импонирующих зрителям в любимом герое. Ученики обратились к следующим качествам: сила, ум, красота на первом месте, затем идёт находчивость, доброта, везение. Школьники среднего звена хотят походить на своих героев в: отношении к людям - 58%, образом жизни - 50%, в поведении - 43%. Во время контакта с произведениями экранных искусств ученики 8-го класса предпочитают состояния радости, восхищения, расслабления, а также состояние страха, «острые ощущения».

Из этого следует вывод о том, что на первом месте в процессе общения восьмиклассников с экранными искусствами стоит развлекательная функция. Это весьма характерно для школьников данного возраста. Однако учащиеся, на наш взгляд, должны быть осведомлены и о творчестве выдающихся режиссеров мирового кинематографа, так же как они знакомы

( в соответствии со школьной программой) с творчеством писателей и поэтов.

Больше половины школьников хотят быть похожими на своих любимых киногероев, что свидетельствует о значительном влиянии экранных искусств на учащихся этого возраста. Поэтому, учитывая популярность персонажей боевиков (не всегда положительных, или добивающихся справедливости неприемлемыми методами), для школьников особенно важно уметь выбирать не просто сильных и красивых героев, а обладающих настоящими положительными качествами.

В нашем исследовании были также выявлены предпочтения школьников в области экранных искусств на материале произведений отечественного и зарубежного кинематографа. Нами были получены следующие результаты. Из списка отечественных лент прошлых лет выбор расположился следующим образом (в порядке предпочтения): «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Белое солнце пустыни», «Ирония судьбы...», «Москва слезам не верит» и др. Список наиболее популярных современных отечественных фильмов, составленный школьниками, такой: «Менты», «Бригада», «Гардемарины, вперёд», «Небеса обетованные» и др. Список зарубежных фильмов: «Властелин колец», «Матрица», «Терминатор», «Возвращение в Эдем» и др.

Мы видим, что ученики выбрали из отечественных кинолент прошлых лет более высокохудожественные (хотя в основном – развлекательные) произведения чем из современных. Что касается зарубежного кинематографа, то здесь, в основном были названы зрелищные фильмы массовой культуры и «мыльные оперы».

Далее мы провели констатирующий срез, направленный на определение уровня киноосведомленности учащихся. Срез дал следующие результаты. Ученики 8-го класса знают следующих отечественных режиссеров: Н.Михалков, Э.Рязанов, Л.Гайдай. На вопрос о том, каких отечественных актеров знают школьники, от учащихся среднего звена поступили следующие ответы: Г.Вицин, Е.Моргунов, Д.Певцов, Д.Харатьян, О.Дроздова, В.Алентова и др. Из известных восьмиклассникам режиссёров зарубежного кино были названы С.Спилберг, Л. Бессон, а также режиссёры «мыльных опер». К разряду выдающихся актёров школьники отнесли С.Сталлоне, А.Шварценеггера, Т.Круза, Л.Ди Каприо, а также актёров «мыльных опер» (Н.Орейро, Ф.Орано и др.). На вопрос о том, каких композиторов, пишущих музыку к фильмам, они знают, учащиеся дали ответы: К.Кинчев, М.Боярский, И.Шевчук и даже П.И.Чайковский. Вопрос о сценаристах и операторах остался безответным.

Что же касается осведомлённости подростков в области экранизации классических произведений, то они смогли назвать только один фильм отечественного производства - «Война и мир».

На основании полученных данных мы пришли к выводу, что восьмиклассники активно вовлечены в процесс общения с аудиовизуальной средой, которая представляет для них интерес. Об этом свидетельствует неплохая ориентация школьников в жанровом и тематическом разнообразии киноискусства. Однако отсутствие целенаправленного процесса медиаобразования приводит к очень ограниченному уровню медиаграмотности школьников в области экранных искусств.

С целью выявления уровней медиаграмотности в области экранных искусств с переходом школьников в старшие классы нами было проведено аналогичное исследование учащихся 10-го класса (по 10 человек в школах №№ 32 и 38; всего 20 человек).

Для определения сформированности «сенсорного» показателя мы провели беседы и анкеты со старшеклассниками. Мы выявили следующее. Старшеклассники отдают предпочтение развлекательным и музыкальным передачам, кинопрограммам, научно-познавательным и информационным передачам. Типично доминирование у учащихся 10 класса развлекательных передач, а лишь затем - научно-познавательных. О доступности экранных искусств для школьников можно судить по тому, что лишь у 15% десятиклассников появились ответы «моё время у телеэкрана ограничено» и «мне некогда смотреть телевизор». Причём у старшеклассников это мотивируется интенсивным учебным процессом и большой загруженностью в свободное от школы время. Остальные же 85% продолжают интенсивно общаться с экранными искусствами.

Учащиеся 10-го класса на 100% осведомлены о жанрах экранных искусств, однако они не всегда отдают предпочтение таким жанрам как философские притчи, киноэпопеи, смешанные жанры, психологические драмы и др., к которым им уже необходимо приобщаться в этом возрасте. Процесс кино-, телеобщения у старшеклассников происходит: 15% - «в кругу семьи», 20% - «с кем повезёт», 20% - «с друзьями» и 20% - «в одиночестве». Эти результаты дополняют следующие сведения: 60% старшеклассников делятся впечатлениями о просмотренных произведениях экранных искусств с друзьями и родителями.

Доминирующим видом кино у 75% старшеклассников является игровое кино. Расстановка жанровых предпочтений выявила, что в 10-м классе предпочитают: 85% - комедию, 50% - ужасы, 40% - смесь жанров, 30% -фантастику. Волнующая учащихся тематика выглядит так: любовная - 80%, юмористическая - 70%, приключенческая - 65%, жизненная - 45%, сексуальная - 40%. Интерес к таким темам, как философская, тема войны и мира наблюдается лишь у 10% учеников.

Итак, для старшеклассников ведущей остается такая же функция экранных искусств, как и для учеников более младшего возраста, а именно – развлекательная. И хотя старшеклассники ссылаются на загруженность учебными занятиями, больше половины учеников продолжают активно контактировать с экранными искусствами. У них как и у восьмиклассников наблюдается потребность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями. И опять это происходит вне стен школы. Учащиеся 10-го класса не имеют возможности обсудить интересующие их вопросы со специалистами – медиапедагогами.

С целью выявления «мотивационного» показателя аудиовизуальной медиаграмотности десятиклассников мы обнаружили следующие тенденции. Привлекательными сторонами кинематографа для старшеклассников остаются во многом те же, что и для учеников 8-го класса, а именно: возможность развлечься - 65%, возможность переживания - 55%, мастерство актёров - 50%, возможность познания - 30%. Представляется интересным отбор качеств, наиболее импонирующих зрителям в любимом герое. Десятиклассники выбрали (в порядке убывания): красоту, доброту, силу, ум, находчивость, гордость, хитрость. Большая часть старшеклассников (60%) хотела бы походить на любимых героев образом жизни, профессионализмом, отношением к людям, взглядами на жизнь; меньшая часть (35%) - в поведении, во вкусах, душой и телом, родом занятий. Во время просмотра произведений экранных искусств десятиклассники предпочитают состояния: радости, восхищения, расслабления, а также состояния страха, «острые ощущения», потрясение, удовлетворение.

Мы исследовали и вкусы старшеклассников в области экранных искусств на основе выбора предпочитаемых ими лент отечественного и зарубежного кино. В результате мы установили, что из списка отечественных лент прошлых лет выбор расположился следующим образом (в порядке предпочтения): «Ирония судьбы...», «Москва слезам не верит», «Белое солнце пустыни» и др. Список современных отечественных фильмов возглавили: «Бумер», «Бригада», «Менты», «Сибирский цирюльник» и др. Из зарубежных фильмов выбор школьников был следующим: «Мулен Руж», «Матрица», «Чикаго», «Молчание ягнят», «Миссия невыполнима» и др.

Фактически, старшеклассники предпочитают те же киноленты, что и ученики 8-го класса. Это можно, с одной стороны, объяснить аудиовизуальной ситуацией (ретроспективный показ отечественных высокохудожественных лент прошлых лет по телевидению и современные отечественные и зарубежные кинофильмы и телесериалы низкого качества). А с другой стороны - все тем же отсутствием у старшеклассников специальных знаний в области аудиовизуальной культуры, которые могли бы быть ими получены на занятиях по медиаобразованию.

В числе известных им отечественных режиссеров старшеклассники смогли назвать Н.Михалкова, А.Кончаловского, Л.Гайдая, С.Дружинину, С.Говорухина. Любимыми отечественными актерами старшеклассников являются Д.Певцов, Г.Вицын, Е.Моргунов, Л.Орлова, В.Машков, А.Ширвиндт, Л.Гурченко, О.Дроздова и др. Из зарубежных режиссеров учащиеся знают С.Спилберга, Л.Бессона, Ф.Копполу, Д.Кэмеруна, а также режиссёров «мыльных опер». В разряд выдающихся актёров старшеклассники зачислили С.Сталлоне, А.Шварценеггера, Д.Робертс, Д.Мур, Т.Круза, Л.Ди Каприо, Ж.Депардье, М.Дугласа, Дж.Фостер и др., также некоторых актеров «мыльных опер».

Учащиеся 10-го класса мало осведомлены об отечественных композиторах, пишущих для кинофильмов. В ответах были названы только Д.Тухманов, Л.Пахмутова, Грув. Из отечественных сценаристов в ответах старшеклассников значились: А.Мережко, Н.Михалков, С.Бодров. Однако старшеклассники вообще не знают зарубежных сценаристов. То же можно отметить и по отношению к отечественным и зарубежным операторам.

Старшеклассники неплохо осведомлены в области экранизации как классических, так и современных произведений. В ответах назывались такие фильмы как «Война и мир», «Ромео и Джульетта», «Ночь перед Рождеством», «Лолита», «Каменская», «Марш Турецкого».

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что несмотря на дифференцированный подход к экранной продукции (связанный, в первую очередь, с возрастными особенностями), тревожным остаётся факт потребительского отношения школьников к экранным искусствам, воспринимаемым только в плане развлечения и отдыха. Рядом причин обусловлен неконтролируемый процесс общения школьников с телеэкраном.

Круг людей, который мог бы оказать на школьников формирующее их вкусы в области экранных искусств влияние, очень узок; школьники фактически, воспринимая разнообразие мира медиа, «варятся в собственном соку».

Сравнив полученные результаты исследования медиаграмотности учащихся 8-го и 10-го классов, мы выявили, что на медийную ориентацию школьников имеют сильное влияние аспекты возрастной психологии, особенности становления личности и те интересы, которые они побуждают.

Вопросы, касающиеся тематической основы кино, помогли нам сделать вывод, что запросы личности школьника в области экранных искусств на различных этапах становления остаются всё-таки примитивными, т.к. темы, предпочитаемые учащимися, не заставляют задуматься, заглянуть в душу героя, не говоря уже об авторской позиции в фильме. Конечно, критика, произнесённая в адрес школьников средней ступени, не может быть впрямую перенесена на старшеклассников, т.к. здесь выбраны темы любви и жизни, появляется интерес к философским темам.

Говоря о привлекательной стороне экранных искусств, мы хотим видеть взаимосвязанный процесс развлечения и размышления. Думается, гармоничное сочетание и того, и другого способно воспитать медиаграмотную личность. Но результаты нашего исследования показывают, что этот процесс идёт спонтанно, в ответах о достоинствах экранных искусств школьники, в первую очередь, обращают внимание на развлекательный аспект.

Отрадно отметить тот факт, что учащиеся верят в доброту, ум, находчивость, гордость и другие положительные качества любимых киногероев. Однако мы наблюдаем и потребительское отношение к кинематографу, свидетельством чему является факт отождествления своего «Я» (около 50% опрошенных) с портретом сильного и красивого героя, наслаждающегося «красивой жизнью», т.е. поверхностное восприятие персонажа без учета его внутреннего мира. Подводя черту под исследованием качественной стороны восприятия произведений искусства школьниками, можно отметить, что на первое место выходят такие эмоции, как «радость», «наслаждение» и так называемые «острые ощущения».

Можно сделать вывод, что учащихся (как 8-го так и 10-го классов) в экранных искусствах привлекает, в первую очередь, эмоциональная сторона (возможности отдохнуть, порадоваться, расслабиться или наоборот «ужаснуться»).

Что же касается выбора школьниками произведений экранных искусств, то предпочтения, отданные отечественным лентам прошлых лет, всё же отличаются относительно высоким уровнем запросов в области экранных искусств (это и смешанные жанры, и интеллектуальные по содержанию киноленты), чего не скажешь о запросах по отношению к зарубежному кинематографу (выбор представлен только зрелищными лентами).

Также мы пришли к выводу, что не у всех школьников на протяжении учёбы появляются новые знания в области экранных искусств. Нередко знания учащихся сводится к запоминанию фамилий любимых актёров, и к краткому перечню кинематографических профессий. При сопоставлении результатов видно, что за годы обучения в школе (в нашем исследовании – с 8-го по 10-й классы) знания в области экранных искусств меняются не в качественную, а в количественную сторону (в результате разнообразных наслоений).

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что положительной динамики аудиовизуальной медиаграмотности в области экранных искусств учащихся от 8-го класса к 10-му классу не наблюдается. В связи с этим необходимо использовать имеющийся отечественный и зарубежный опыт медиаобразования школьников (киноклубы, видеокружки, спецкурсы, факультативы) с целью повышения медиаграмотности современных учащихся.

Литература

1.Психолого-педагогический словарь/Сост. В.А.Мижериков, Ред. П.И.Пидкасистый – Ростов: Феникс, 1998. – С.241.

2.Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации//Школьные технологии. - 2002. - №3.

3.Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 с.

4.Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. – 238 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. В. Федоров Медиаобразование будущих педагогов А. В. Федоров Медиаобразование будущих педагогов Монография

    Монография
    В монографии рассматриваются вопросы теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, интернета и т.
  2. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)

    Документ
    *статья написана при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант НШ-657.
  3. Владимира Павловича Гудкова, известного слависта, одного из ведущих сербокроатистов в нашей стране. Встатья

    Статья
    Рас­поло­жение текста на некоторых страницах электронной версии по техническим причинам может не совпадать с расположением того же текста на страницах книжного издания.
  4. Кто может заставить вас верить в абсурдные вещи, тот может заставить вас совершать зверства

    Документ
    То, что происходит сегодня с постсоветским обществом, а во многом – и с миром, это фашизофрения, постоянное непрестанное разделение людей по самым разным признакам: национальному или религиозному, языковому, партийному, социальному.

Другие похожие документы..