Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Начало и развитие отношениям по договору долевого участия в строительстве было положено еще в советской правовой системе. Одними из первых стали появ...полностью>>
'Документ'
В соответствии с постановлением администрации Кондинского района от 01.09.2011 № 1376 «Об утверждении районной целевой программы «Культура Конды на 2...полностью>>
'Исследовательская работа'
У нас в Сибири повсюду носили сарафаны с лифом двух вариантов: с выкройной талией, с выкроенным по фигуре лифом на лямках. К началу 20 века его надев...полностью>>
'Документ'
1. Пожалуй менее всего бе…покоила Достоевского пред­назначе…ая для журнала проза (Бр.). 2. Открове о гово­ря меня мало волновала судьба карнаунтских ...полностью>>

А. Ф. Лосев и традиции «веховской» социально-философской публицистики. К 100-летию сборника «Вехи»: 1909-2009 77

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово 7

НАУЧНАЯ ТЕТРАДЬ

  1. А. Новиков-Ланской. Телевидение в ситуации Нового Средневековья 11

Ю.В. Пущаев. Интернет как информационная и коммуникационная

среда и сознание 15

  1. В. Решетникова. О жанре телевизионного спектакля 24

Е.С. Трусевич. Неигровое кино на игровом телевидении 28

Н.Ю. Замятина. Конструирование образа территории: новые задачи географии 33 Т.ВМаркелова, М.К. Дементьева. актуализация слова «мент» в современном

российском политическом дискурсе: оценочный аспект 45

М.В. Петрушина, И.Н. Качалова. Прецедентный текст как источник

языковой игры в СМИ 55

О.Г. Карасева-Резникова. Экранное мышление и художественная литература:

интегральный образ как одна из основ телевизионного языка 62

Е.А. Тахо-Годи. А.Ф. Лосев и традиции «веховской» социально-философской

публицистики. К 100-летию сборника «Вехи»: 1909—2009 77

научные чтения

Конференция «Древнерусская литература и телевидение»

М.В .Иванова. древнерусская литература и современное отечественное

телевидение 89

А С. Демин. Мечи блещут, как вода: смысл древнерусского сравнения 94

Ф.С. Капица. Куда ездил на бесе Иоанн Новгородский? 105

В. М. Кириллин. чудо с отроком Варфоломеем о разумении грамоты 115

В.В. Леденёва. Сверхтекст древнерусской литературы и современный медиатекст 127 М.Ю. Люстров. древняя русь в современном скандинавском кинематографе 132 Д.С. Менделеева. Элементы репортажности в «Повести о взятии Царьграда

турками в 1453 году» Нестора-Искандера 138

А.А.Пауткин. «Хождение» игумена даниила как культурно-исторический

феномен 143

М. В. Первушин. Еретик, что «чреватая жонка». По полемическим памятникам

русской литературы XI—XVII вв 154

О. А. Туфанова. рассказы о смерти дмитрия Самозванца: раскадровка

и символика 164

УЧЕБНАЯ ТЕТРАДЬ

Проект «История российского телевидения в свидетельства его создателей»

Лев Аннинский 183

Георгий Гаранян 188

Александр Гурнов 193

Марк Захаров 201

Сергей Капица 210

татьяна Миткова 224

Владимир Молчанов 229

Михаил Ненашев 239

Александр Пономарев 253

Олег Попцов 261

Игорь Фесуненко 274

Анатолий Шабардин 281

Игорь Шабдурасулов 301

Михаил Швыдкой 312

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ 323

CONTENTS

Introductory notes 7

academic workbook

A.A. Novikov-Lanskoy. Television in the New Middle Ages 11

Yu.V. Puschayev. The Internet as communicative environment and consciousness 15

V.V. Reshetnikova. on the genre of television stage performance 24

Ye.S. Trusevich. Non-feature films on feature television 28

N.Yu. Zamyatina. constructing territorial image: geography's new agendas 33

T.V. Markelova, M.K. Dementyeva. Actualization of pejorative units by precedent

situation in the current Russian political discourse 45

M.V. Petrushina, I.N. Kachalova. Precedent text as a source of language play

in the media 55

O.G. Karaseva-Reznikova. Screen thinking and fiction: integrated image as one

of the basics of the TV language 62

Ye.A. Takho-Godi. A.F. Losev and the tradition of "Vekhi" social

philosophical publicism 77

academic readings

Conference «Old Russian literature and television»

M.V. Ivanova. old Russian literature and contemporary Russian television 89

A. S. Demin. Swords shine like water: the meaning of the old Russian metaphor . . 94

F.S. Kapitsa. Where did lohann of Novgorod ride the Devil to? 105

V.M. Kirillin. Miracle with infant Bartholomew of acquiring literacy 115

V.V. Ledeneva. Supertext of the old Russian literature and the contemporary

media text 127

M.Yu. Lyustrov. old Russia in the contemporary Swedish cinematography 132

D.S. Mendeleyeva. The elements of reporting in "The tale of the capture of Tsargrad

by the Turks in the year of 1453" by Nestor-lskander 138

A.A. Pautkin. Abbot Daniel's "Travel" as a cultural and historical phenomenon . . . 143 M.V. Pervushin. A heretic like "an obese wife". Polemic texts of the 11th

17th centuries Russian literature 154

O.F. Tufanova. Tales of Dmitry the Impostor: storyboard and symbolism 164

student workbook

Project «The history of the Russian television told by its creators»

Lev Anninsky 183

Georgy Garanyan 188

Alexandr Gournov 193

Mark Zakharov 201

Sergey Kapitsa 210

Tatiana mitkova 224

Vladimir Molchanov 229

michael Nenashev 239

Alexandr Ponomarev 253

oleg Poptsov 261

Igor Fesunenko 274

Anatoly Shabardin 281

Igor Shabdurasulov 301

michael Shvydkoy 312

METHODOLOGICAL MATERIALS AND DOCUMENTS 323

вступительное слово

уважаемые коллеги!

Перед вами — второй выпуск «Научных и учебных тетрадей Высшей школы телевидения МГу им. М.В. Ломоносова», датируемый первым полу­годием 2010 года.

Во втором выпуске наших «тетрадей», как и в первом, три больших раздела: Научная тетрадь — сборник статей и иных текстов преподавате­лей и сотрудников ВШт; учебная тетрадь — студенческие работы, пред­ставленные, как и в первом выпуске, интервью, взятыми в рамках проекта «История российского телевидения в свидетельствах его создателей»; Ме­тодические материалы и документы ВШт.

Во втором своем выпуске наши «тетради» делают — в сравнении с первым выпуском — большой шаг в сторону настоящего научного изда­ния. И с формальной, и с содержательной точек зрения.

Во-первых, в данный сборник представили свои статьи сотрудники практически всех созданных в ВШт кафедр — и в первую очередь кафедр классических гуманитарных направлений. Во-вторых, в отдельных рабо­тах (например, в тексте Андрея Новикова-Ланского «телевидение в ситуа­ции Нового Средневековья») телевидение рассматривается не только как уже сложившийся социо-культурный институт (это как раз естественно), но и a priori как совокупность некоторых теоретических установок и про­фессиональных творческих (но не только) практик, то есть как наука. Или почти «как наука». В-третьих, большинство авторов предлагают вниманию читателей собственно научные или просто аналитические тексты, так или иначе, прямо или косвенно, явно или латентно сопрягающие телевидение «как науку» (или, по крайней мере, как «науку о телевизионном произ­водстве и творчестве») либо с классическим гуманитарным знанием (гео­графией, историей, литературоведением, философией), либо с давно уже онаученными искусствами — кинематографом и театром.

В этом смысле, безусловно, особый интерес представляют материа­лы первого научного словопрения, проведенного в Высшей школе теле­видения, — конференции «древнерусская литература и телевидение». Не только пристрастный, но и самый доброжелательный наблюдатель, естест­венно, легко обнаружит необязательность внедрения в дискурс этой кон­ференции некоторых прозвучавших выступлений и, возможно, даже не­которых тем и проблем. Организаторы конференции прекрасно это пони­мали. тем не менее, мы вполне сознательно решили испечь этот первый блин с неровными краями, но весьма цельной серединой. Нам был важен не столько эксперимент (ибо всем известно, чем кончается эксперимен­тирование с выпечкой блинов в первой своей стадии), сколько вдохнов­ляющие нас самих и других авторов, теоретиков и исследователей, при­мер, опыт и шаг.

Что касается материалов, представленных в Учебной тетради, то цель и методология нашего проекта «История российского телевидения в сви­детельствах его создателей» достаточно основательно описаны в пер­вом выпуске «тетрадей». Здесь же лишь стоит уточнить, что все интервью, опубликованные в этом выпуске, взяты нашими студентами в прошлом году. Но реализация проекта продолжается — и к очередному, третьему, выпуску «тетрадей» будут подготовлены новые интервью.

В заключение этой короткой вступительной статьи обращаюсь к по­тенциальным авторам и потенциальным читателям «Научных и учебных тетрадей ВШт». Первых приглашаю к сотрудничеству с нашим изданием. Соответственно, прошу присылать статьи, отвечающие формату и темати­ке «тетрадей», непосредственно на факультет. Пока — прямо на мое имя.

Потенциальных же читателей, желающих иметь полный комплект «тетрадей» по мере их выхода или отдельные выпуски, прошу обращать­ся в научную библиотеку ВШт по телефону (495) 939-41-94. Пока «тетради» будут распространяться бесплатно, но в случае их пересылки по почте — с возмещением соответствующих почтовых расходов получателем.

Виталий Третьяков, декан Высшей школы (факультета) телевидения

МГу им. М.В. Ломоносова

15 апреля 2010 г.

НАУЧНАЯ ТЕТРАДЬ

А.А. Новиков-Ланской

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИТУАЦИИ НОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Рассматривается футурологическая теория Нового Средневековья, пред­ложенная Умберто Эко для описания возникающей культуры и типа соз­нания. Отмечается воспроизводство некоторых моделей средневеково­го устройства жизни и мышления, а также проводится сопоставление социокультурных функций церковной литературы и современного теле­видения.

Ключевые слова: Средневековье, Новое Средневековье, церковь, телевидение, картина мира, общие места.

Umberto Eco's theory of the New Middle Ages is considered as describing the emerg­ing global culture and the new mentality. The medieval models of lifestyle and thinking become reproduced in the contemporary world, TV performing the same

social function as the clerical literature in the Middle Ages. Key words: Middle Ages, New Middle Ages, church, television, mentality, common

places.

Года за два до смерти Иосиф Бродский в одном из телеинтервью ска­зал примерно следующее, цитирую по памяти: «Если вы в церкви пона­блюдаете за свечами, чье пламя колеблется движением воздуха, то увиди­те, как золоченые нимбы на иконах приходят в движение, создавая гипно­тический эффект. Это и есть, если угодно, прообраз телевидения». Поэту свойственно говорить метафорами, и здесь он, по сути, был прав, уловив неочевидную общность церковной практики с телевизионной.

Однако если обратиться к заявленной теме — к разговору о Новом Средневековье — то следует отметить, что это разговор скорее о совре­менности, а не о древности. И поэтому здесь больше гипотез и предполо­жений, чем достоверных утверждений. Сам термин «Новое Средневеко­вье» активно использовал еще Николай бердяев1, но все же ключевой ав­тор, разрабатывающий эту теорию, — современный итальянский филолог и писатель умберто Эко. Его программная статья «Средние века уже насту­пили»2 была опубликована еще в середине девяностых годов прошлого века, и прошедшие пятнадцать лет показали, в какой степени он оказался прав в своих прогнозах и догадках.

Во-первых, отметим, что сам термин «Средневековье» достаточно не­устойчив: непонятно, где его границы. Крайние позиции таковы: одни уче­ные считают, что Средневековье закончилось с крестовыми походами, по­тому что именно крестовые походы через арабское влияние начали при­общение к античному наследию, что в итоге привело к Ренессансу. Другие историки полагают, что Средние века по сути завершились лишь к два­дцатому веку, что только модерн положил им конец. Этой теории «дол­гого Средневековья» придерживался, в частности, известный российский медиевист Аарон Гуревич3.

И все же зыбкость определения Средневековья, как старого, так и но­вого, не мешает нам увидеть то, как многие современные процессы Запад­ного мира — социокультурные, политические, экономические, научные и т.д. — удивительным образом напоминают схожие процессы в средневе­ковой Европе.

Во-первых, отметим схожесть политической ситуации: Средневеко­вье возникает в ситуации краха Римской империи, а мы сейчас наблюда­ем такой же последовательный крах двух глобальных империй: советской, и что более актуально, американской. текущий экономический кризис — одно из свидетельств этого краха. тот же Умберто Эко или, скажем, другой американский исследователь Иммануил Валлерстайн посвящают свои ра­боты теме краха американского уклада — политического, экономическо­го и культурного, описывают закат американской гегемонии в мире4.

В социальной сфере возникает такая вещь, как «новое варварство»: это и пиратство, и рабовладение, и торговля людьми. Ведущий отечествен­ный историк философии Н.В. Мотрошилова давно исследует эту пробле­му5. Возникает новое крепостничество — но теперь это крепостничество офисное, корпоративное. Современный массовый писатель и телеведу­щий Сергей Минаев ярко описывает это в своей книге «Р.А.Б.», посвящен­ной жизни тех, кого теперь вульгарно называют «офисным планктоном»6. Кроме того, обсуждается феномен «новых вагантов»: существует статисти­ка, согласно которой туристический бизнес сопоставим по объему с неф­тяным. А кто такие туристы, если не новые странники, новые ваганты?

Средневековье характеризуется новой иерархичностью, возникнове­нием надгосударственных и внегосударственных субъектов власти. Ска­жем, папская или орденская власть могла быть значительно серьезней, чем власть монаршья. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас: власть ООН, НАтО, ряда других международных организаций и квази-государств типа Шенгена может быть выше власти отдельных государств. Феномены субсидиарности и глокализации также имеют к этому прямое отношение. С другой стороны, по мысли футуролога Александра Неклессы, возника­ет такой политический субъект, как «амбициозные корпорации»7. Это мо­гут быть бизнесы, партии, террористические организации, секты — неко­торые группы активных людей, которые в современном мире, пользуясь мощью коммуникационных технологий, осуществляют серьезное влияние на мировой политический процесс.

более того, речь идет о том, что крупные транснациональные кор­порации воспроизводят структуру и систему управления средневековых рыцарских и духовных орденов. Примером орденского корпоративно­го мышления может служить тот факт, что критерием оценки работника в корпорации сейчас является не столько эффективность и приносимая прибыль, сколько лояльность своему боссу и вера в миссию компании — такая вот средневековая вассальная этика.

что касается культурной сферы, здесь тоже много сходства. Важно от­метить визуальный характер современной культуры, сходный со средне­вековым. Известно, что в Средние века население было, главным обра­зом, неграмотным, книжность процветала разве что в монастырях и при дворе, а книга была предметом роскоши. Современный человек, будучи грамотным, отказывается от книг и гораздо легче и свободнее оперирует визуальными образами.

В эпоху Нового Средневековья мы наблюдаем возрождение темного готического стиля. Самые популярные книжки и фильмы создаются в жан­ре фэнтези: миры толкиена, истории о Гарри Поттере, в россии — различ­ные экранизируемые «дозоры» Сергея Лукьяненко. расцветает культура ужасов: скажем, один из самых популярных в мире авторов, Стивен Кинг, писатель средневековый по духу, чьи сюжеты построены на мистическом восприятии обыденных повседневных вещей.

Здесь можно вспомнить и о фильмах-катастрофах. Как известно, од­ним из ключевых элементов средневековой ментальности является ожи­дание конца света, апокалиптическое сознание. Сейчас это ощущение в массовой культуре несомненно присутствует: отсюда такие блокбастеры, как «Послезавтра» или «2012». Очевидно, что конец света — излюбленный сюжет и СМИ, и Голливуда, и массовых авторов.

В целом, внутренне противоречивые элементы картины мира, мен­тальности, которые мы чувствуем в средневековом человеке, похожи на тип сознания современного западного человека, соединяющего в себе тревожность, суеверный мистицизм и сверхрациональность, структур­ность мышления (как и у средневековых схоластов), ощущение своего транзита, подведение итогов и предвосхищение будущего.

разумеется, разговор о Новом Средневековье достаточно условен. Можно найти множество аргументов и примеров в пользу гипотетических теорий «новой архаики» или «нового ренессанса» — как это делал русский философ В.В. Бибихин8. Но во всяком случае, ясно, что если модель Ново­го Средневековья возобладает в культуре, то место церкви и богословско- книжной традиции в ней, по-видимому, займет телевидение.

Здесь важно отметить, что телевидение — это больше, чем просто система трансляции знаков. Это еще и производство смыслов. Как мы зна­ем, общество — это общение. А общение невозможно без общего язы­ка — не в лингвистическом смысле слова, а языка понятийного, языка то- посов, общих мест, общих концептов, ценностей и системы координат, ко­торые разделяются участниками этого общества-общения.

Естественное пространство формирования и бытования общих смы­слов определяется словом «среда» — то есть «медиа». С функциональной точки зрения, телевизионная практика очень напоминает практику цер­ковную, и поэтому мы говорим о несомненном сходстве между телевиде­нием как средой смыслообразования и древнерусской церковной лите­ратурой как пространством разработки и трансляции массовых идей хри­стианского Средневековья.

Список литературы

Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое Средневековье. М., 2002.

Бибихин В.В. Новый Ренессанс. М., 1998.

Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003

ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. -М., 1972.

Минаев С. Р.А.Б. М., 2009.

Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2009.

Неклесса А.И. Люди воздуха, или Кто строит мир? М., 2005.

Эко у. Средние века уже наступили. Иностранная литература. 1994. № 4.

Сведения об авторе: Новиков-Ланской Андрей Анатольевич, зав. ка­федрой истории телевидения и телекритики Высшей школы телевидения (факультета) МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: lanskoy@.

Ю.В. Пущаев



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) (1)

    Монография
    Н.А. Добролюбов в истории философской и общественной мысли России: монография / Н.И. Сергеева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн.
  2. Пособие для самостоятельной работы студентов Издательство (1)

    Пособие для самостоятельной работы
    Предназначено для самостоятельной работы студентов. Содержит все разделы истории России с древнейших времен до настоящего времени, в которых можно почерпнуть сведения об исторических личностях, основных терминах и хронологии.
  3. В 1992 г., еще в дыму и грохоте разрушения, я написал книжку «Интеллигенция на пепелище России»

    Документ
    В 1992 г., еще в дыму и грохоте разрушения, я написал книжку «Интеллигенция на пепелище России». О том, как, начиная с 60-х годов, вызревали главные идеи перестройки в умах честной и бескорыстной части нашей интеллектуальной элиты

Другие похожие документы..