Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Уголовное право. Общая часть : учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. к.ю.н., И. И. Алгазин; Кузбасский институт э...полностью>>
'Документ'
. Схоластическая философия: ее творцы и основные проблемы (отношение души и тела; веры и знания; предопределения и свободы воли; природа универсалий:...полностью>>
'Документ'
«Гармония в многообразии» - так определяется толерантность, согласно Декларации принципов терпимости, принятой 16 ноября 1995 года Резолюцией 5.61 на...полностью>>
'Документ'
Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее...полностью>>

Алы II международной научно-практической конференции «спортивное право: перспективы развития» Составители Рогачев Денис Игоревич, Прокопец Михаил Александрович

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗ

ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ РОССИИ

РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

АССОЦИАЦИЯ СПОРТИВНОГО ПРАВА РОССИИ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «ЮСТ»

МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ «СПОРТИВНОЕ ПРАВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Составители

Рогачев Денис Игоревич, Прокопец Михаил Александрович

УДК 796:34

ББК 75

Н74

Н74

Материалы II международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития» / сост. Д. И. Рогачев, М.А. Прокопец. — М. : _________, 2009. — ___ с.

ISBN _______________________

Настоящий сборник содержит некоторые материалы прошедшей в 2008 году в Москве II Международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития».

Сборник предназначен для руководителей организаций в области физической культуры и спорта, юристов физкультурно-спортивных организаций, студентов и аспирантов, интересующихся динамично развивающимся в нашей стране спортивным правом. Настоящий сборник издан при поддержке Юридической фирмы «ЮСТ».

УДК 796:34

ББК 75

Составители

Рогачев Денис Игоревич, Прокопец Михаил Александрович

МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ «СПОРТИВНОЕ ПРАВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Подписано в печать ___________. Формат 60_90 1/16.

Печать офсетная. Печ. л. ___. Тираж 150 экз. Заказ ____.

СОДЕРЖАНИЕ:

АВТОР

Название доклада

Номер страницы

Рогачев Д.И.

О новом федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ»

5

Алексеев С.В.

Международное спортивное право: становление и перспективы развития.

35

Прокопец М.А.

Обзор наиболее интересных дел CAS, связанных с футболом 2006 -2007 гг.

43

Dr. Robert Siekmann

The European Union and sport: is sport “Special” in EU Law and Policy?

53

Шевченко О.А.

Проблемы правового регулирования труда спортивных тренеров.

61

Зайцев Ю.В.

Особенности прекращения трудового договора спортсмена.

65

Амиров И.М.

К вопросу о перспективах создания спортивной полиции

70

Агеев В.В.

Основные направления развития физической подготовки и спорта в ВС РФ и мероприятия Минобороны РФ по реализации положений федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ»

76

Сердюков А.В.

О реализации нового федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ»

82

Мельник Т.Е.

Государственный контроль за деятельностью спортивных федераций: правовые аспекты

87

Шошин С.В.

Проблемы обеспечения возможности занятия спортом лиц, изолированных от общества.

93

Осипов А.Р.

Досудебное разрешение споров в РФ на примере Палаты по разрешению споров комитета по статусу игроков РФС.

99

Полянский С.Е.

Страхование спортсменов

104

Базыкин А.Е.

Допинг в спорте

108

Феоктистова О.А.

Роль «спортивного права» в жизни спортсменов и специалистов физической культуры и спорта.

113

Бочарников Д.А.

К вопросу об аттестации спортсменов и тренеров.

117

Григорьева Е.В.

Правовое обеспечение безопасности проведения спортивных мероприятий.

120

Краснова О.Ю.

о некоторых проблемах регулирования борьбы с допингом.

124

Е. Давидсон

Система органов Государственного руководства физической культурой и спортом в РФ

128

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Рогачев Д.И.

Правовой консультант РФС,

к.ю.н., доцент кафедры трудового права

и права социального обеспечения МГЮА,

судья Спортивного арбитражного суда (г.Москва)

О НОВОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
«О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Спортивное право – одна из новейших комплексных отраслей системы российского права.

Его развитие в этом году получает новый импульс в связи с вступлением в силу 30 марта 2008 года нового варианта закона «О физической культуре и спорте» (далее – Закон о спорте) и одновременно с ним новой главы Трудового кодекса РФ, посвященной особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров. Еще одним примером удачного старта реформирования спортивного законодательства является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

К процессу подготовки этих актов было проявлено очень большое внимание общества и правовой науки, ведь спорт давно стал важной составляющей жизнедеятельности человеческого общества, фактором здоровья населения и, безусловно, крупнейшим зрелищным явлением.

Актуальность представленного ниже обзора закона о спорте связана и с начавшимся этапом учета в регламентных спортивных нормах всех указанных новелл российского законодательства.

СПОРТ КАК УНИКАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Одна из главных задач, поставленных при принятии нового закона о спорте – обосновать его особое положение, самостоятельность по отношению к иным сферам человеческой жизнедеятельности.

Во 2 статье закона о спорте дается легальное понятие спорта. Спорт это - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

При этом одной из важных поправок в закон о спорте, предложенных РФС и основанных на постулатах ФИФА и УЕФА, является одиннадцатый принцип российского законодательства о физической культуре и спорте, установивший одним из правовых начал, пронизывающих всю систему этого законодательства - содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

В литературных источниках содер­жится более 200 различных понятий спорта1. В.Д. Паначев2 сгруппировал их таким образом, что спорт — это:

— сжатая модель жизни, зеркало общественной жизни, феноменальная область человеческой деятельности, разрушающей рамки привычных на­учных определений и философских понятий, до сих пор не познанная и не оцененная;

— уникальный социальный инсти­тут развития, распространения и осво­ения культуры двигательной деятель­ности человека и человечества. В этом его сущность и социально-историчес­кое значение. Феномен XX века, фор­ма самоутверждения личности, разви­тия личности;

— идеальная «закрытая система», независимая от других элементов со­циальной системы область человечес­кой деятельности, гуманистическая ценность общества, важный аспект демократизации общества, поскольку способствует привлечению людей к активному участию в общественной жизни, особая, специфическая область человеческой деятельности, сфера человеческой культуры, часть общечеловеческой культуры;

— ощущение физического и двигательного совершенства, что является одним из главных условий формирова­ния чувства удовлетворения от жизни, которое может и должен испытывать человек;

— универсальное средство развития двигательной способности людей, игра с большим гуманистическим содержа­нием, основанная на противоречивом синтезе сотрудничества и соперничества;

— общечеловеческая ценность, уча­ствующая в создании культуры, циви­лизации, фактор, способствующий эф­фективному преодолению различий между народами, фактор, обеспечива­ющий полноту социальной интегра­ции внутри каждого общества, соци­альный и культурный феномен, содержащий пять основных социальных функций: 1) социоэмоциональную функцию, 2) функцию социализации, 3) интегративную функцию, 4) поли­тическую функцию, 5) функцию соци­альной мобильности;

— средство массовых коммуника­ций международного масштаба, часть всеобщего процесса, связанного с су­ществованием определенной общест­венно-экономической формации, це­лая сфера жизни современного обще­ства, одна из составляющих промыш­ленной и урбанизированной цивилиза­ции;

— фактически школа риска, в кото­рой учат оценивать степень риска и идти на этот риск. В этой школе учат­ся быть уверенными в себе, в своих способностях и возможностях. Это школа честной, справедливой игры, такой редкой в мире смертельной конкуренции, борьбы за жизнь, уничтожения противника;

— представляет собой фактор, который способствует преодолению склонности человеческой души к одиночеству, так как благодаря участию в соревнованиях эта сторона человеческой природы в некоторой степени видоизменяется и приобретает новые качества;

— чрезвычайно распространенное явление, и игнорировать его – значит проходить мимо одного из наиболее значительных аспектов современного общества. Спорт — явление социальное. Он охватывает образование, политику, экономику, искусство, средства массовой информации и даже международные дипломатические отношения и т.д.

В совокупности своих конкретных видов спорт являет­ся универсальной моделью сложив­шихся в ходе истории и отобранных по их эффекту форм двигательной де­ятельности (естественных, моделиру­ющих, орудийных, ранжирующих и групповых) и типов двигательных дей­ствий (баллистических, циклических и аддитивных). Спорт не только вби­рает их в себя, но и доводит до высо­чайшей степени технологического их совершенства. Поэтому спорт в целом - это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества3. В этом его сущность и социально-историческое значение.

«Спорт - это специфическая человеческая деятельность, направленная на подготовку и проверку (в соревнованиях) ряда психофизических и интеллектуальных возможностей индивидов и команд в противоборстве (прямом или опосредованном) с соперниками, с использованием (и без) технических средств и животных» - считает профессор Л.П. Матвеев.4

В Европейской хартии спорта под понятием «спорт» обозначаются все формы физической активности (как организованные, так и носящие нерегулярный характер), направленные на совершенствование физического и духовного состояния, вовлечение в социальные отношения или достижение результатов в соревнованиях всех уровней.

Европейским манифестом "Молодые люди и спорт"5 дано определение спорта "как всех форм физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие направлены на выражение или совершенствование физического или умственного состояния, а также формирование социальных отношений".

Манифест о спорте (принят Международным советом спорта и физического воспитания) – определяет спорт как всякую физическую деятельность, имеющую характер игры и предполагающую борьбу человека с самим собой, с другими людьми или с силами природы.

Во всех вышеуказанных определениях авторы не всегда четко определяли для себя, только ли о спорте их дефиниция. Иными словами иногда под спортом понимают и физическую культуру (типично для зарубежных определений), иногда под спортом понимают лишь часть физической культуры (характерно для советской науки и закона о спорте 1999 года), а иногда спорт определяется как частично обособленное от физической культуры явление (как по сути изложено в новом законе о спорте).

Легальный термин «спорт» включает в себя все признаки иного легального термина - «вид спорта» (статья 2 закона о спорте), а также обладает следующими дополнительно акцентированными законодателем атрибутами – соревновательностью (связью с соревнованиями и подготовкой к ним), а также связью суммированных видов спорта с социально-культурной деятельностью. Определение социально-культурной деятельности в законодательстве отсутствует, но Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" дает понятие культурной деятельности – как деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурные ценности – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Очевидно, что законодатель обоснованно расширил сферу спорта, перейдя границы обозначенной культурной деятельности. Спорт явно в ряде случаев обладает иными атрибутами и является примером бизнес-отношений (предпринимательской деятельности), научной, образовательной деятельности и т.д. В этой связи можно поддержать законодателя в его стремлении отчасти «развести» термины спорт и физическая культура, не превращать один из них в составную часть другого. Каждое из заявленных в названии нового закона явлений обладает своим потенциалом, своей спецификой регулирования, уникальной динамикой развития. Тем не менее, указанные термины имеют зону пересечения, область совпадения, поскольку и спорту присущи свойства физической культуры, однако спорт многообразней в проявлениях (не только сфера культуры), а физическая культура, в свою очередь, может не обладать таким признаком как соревновательность.

Следует подчеркнуть, что по своему потенциалу спорт весьма противо­речив. Он предоставляет возможности и для гуманистического, и для антигуманного использования. В нем заключены возможности как для позитивного, так и для негативного влияния на личность, отношения людей и т.д.6 На этот противоречивый характер потенциала спорта обращал внимание еще основатель современного олимпийского движения Кубертен: «Спорт, - писал он, - может вызывать как наиболее бла­городные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продаж­ным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне». Это положение высказывает и ряд других ученых и общественных дея­телей. «Спорт может вторгаться в любую область деятельности человека: он может служить делу мира или войны, делу национализма или интернационализма, эго­изму или альтруизму, материализму или идеализму и т.д.» (К. Heinila, 1974). «Спорт является носителем культурных, социальных и общественно-политических возможностей, которые могут реали­зовываться в противоположных направлениях и ни в коем случае не связаны однозначно с каноном гуманных, демократических и межнациональных норм». Очень образно этот противоречивый характер спорта описал Е. Франке7. По его мнению, спортивное соревнование дает воз­можность подчеркнуть личные достоинства и недостатки участ­ников, а вместе с тем способствует корысти, гарантирует каждому участнику право равенства и справедливости, но требует при этом социальную ответственность. В этом проявляется противоречие между «постулатом победы» и «постулатом справедливости». «Специфическим для спорта является как бы шизофреническая задача стараться быть постоянно лучше других, одновременно стремясь быть справедливым по отношению к другим».

Основная причина двойственного, противоречивого харак­тера потенциала спорта заключается в том, что его структура, как это следует из того, что изложено выше, включает в себя два про­тивоположных элемента: с одной стороны, совместное участие, сотрудничество, а, с другой стороны, соревнование, соперниче­ство, а потому и определенный конфликт. В спортивном сорев­новании имеет место диалектическое соединение сотрудничества и соперничества, «ассоциации» и «конфликта». Значит, спортивное соревнование - «ядро», фундамент спорта - представляет собой диалектическое единство интегративных и конфликтных элементов, своеобразную «антагонисти­ческую кооперацию», «единство в борьбе»8.

Завершить обзор содержания указанного термина можно словами генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора – «…спорт стал самой распространенной формой современной культуры. Он способствует обогащению личности так же как искусство, поэзия…»9. Спорт больше чем культура, современный спорт – это противоречивый микрокосм современного общества. Спорт является обширнейшей сферой человеческой жизнедеятельности и его роль сопоставима с ролью религии в обществе. Задача законодателя - сохранив некоторую автономию спорта, поставить его в зависимость от социально значимых целей, поставить спорт на службу общечеловеческим идеалам и мирному развитию человечества. Тем более, что уровень развития спорта усиливается от роста его вторичных функций, в том числе зрелищности, политизации, феминизации, гигантомании, технизации и т.д.10

СПОРТИВНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ – ЦЕНТРАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВИДАМИ СПОРТА

Многие юристы отмечают, что в законе о спорте ключевое место занимает статус спортивных федераций. Согласно статье 2 закона о спорте спортивная федерация – это общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.

Спортивные федерации в силу п.1 статьи 5 закона о спорте отнесены к разновидности физкультурно-спортивных организаций. В свою очередь по территории своей деятельности спортивные федерации согласно статьям 13 и 14 закона о спорте подразделяются на местные, региональные и общероссийские. Спортивным федерациям в законе о спорте уделено большое количество норм. Не случайно в качестве одного из принципов законодательства о физической культуре и спорте статьей 3 закона обозначено взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления именно со спортивными федерациями. Обращает на себя внимание то, что спортивные федерации сохраняют при всех особенностях, установленных комментируемым законом, еще и статус общественных организаций, установленных Федеральным законом 1995 года «Об общественных объединениях». Деятельность общероссийских спортивных федераций также регулируется также статьями 15-18 закона о спорте и иными статьями этого закона.

Статья 13 закона о спорте, посвященная местным и региональным спортивным федерациям, содержит незначительные особенности правового статуса таких разновидностей спортивных федераций как местные и региональные.

Следует констатировать, что кроме особых требований к наименованию и законодательно определенных целей деятельности таких федераций ни одного существенного отличия от общего правового регулирования общественных организаций, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в комментируемой статье не зафиксировано.

Тем не менее, частью пятой указанной статьи введена регулируемая на федеральном уровне, но осуществляемая на региональном, обязательная государственная аккредитация одной в субъекте РФ региональной спортивной федерации по одному виду спорта. Анализ этих и дальнейших положений закона о спорте позволяет придти к выводу, что эта аккредитация безусловно влечет только одно правовое последствие – возможность для такой федерации участвовать в создании новой общероссийской спортивной федерации или стать членом уже существующей общероссийской спортивной федерации на более льготных условиях (согласно статье 41 закона о спорте общероссийской спортивной федерации, аккредитованной на 30 марта 2008 года, требуется в течение 4 лет с даты вступления в силу закона «набрать» в свои члены аккредитованные региональные спортивные федерации в достаточном объеме – не менее 75% от суммарного числа своих членов).

Комментируемая норма также позволяет утверждать, что в одном муниципальном образовании может быть несколько местных спортивных федераций, так же как и в субъекте РФ может быть несколько региональных спортивных федераций. Лишь аккредитованная региональная спортивная федерация должна быть одна. Сложно сказать, следует ли считать, что такая государственная аккредитация должна влечь обязательные преференции со стороны региональных и федеральных государственных органов. Вряд ли проведенная государственная аккредитация региональной спортивной федерации означает безусловный монополизм такой федерации на проведение официальных соревнований и бюджетное финансирование своей деятельности.

Тем не менее, следует учесть, что указанная государственная аккредитация осуществляется только с согласия соответствующей общероссийской спортивной федерации (очевидно в случае наличия таковой). И вряд ли стоит игнорировать волю общероссийских спортивных федераций, выбирающих себе по сути главных партнеров и помощников по развитию вида спорта в регионе.

По указанной государственной аккредитации ожидается издание соответствующего Постановления Правительства РФ. В акте видимо следует сформировать критерии аккредитации, определить минимальный и (или) максимальный срок такой аккредитации (он не установлен, в отличие от срока аккредитации общероссийских спортивных федераций), определить форму получения согласия на аккредитацию даваемого общероссийскими спортивными федерациями и т.д.

В настоящий момент видимо следует руководствоваться Письмом Росспорта от 6 февраля 2008 г. N ВФ-06-10/377, в котором указывается следующее (приводится извлечение):

«Согласно части 5 статьи 13 Закона о спорте на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность по аккредитации региональных спортивных федераций, которая проводится по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Частями 3 и 4 статьи 14 Закона о спорте устанавливается требование для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации - наличие в числе ее членов созданных и осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации аккредитованных региональных спортивных федераций. Исключение составляют случаи, когда в связи со сложностью видов спорта и с другими особенностями возможно получение государственной аккредитации и приобретение статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации. Таким образом, государственная аккредитация региональных спортивных федераций является значимым и необходимым этапом формирования системы спортивных федераций и государственного управления в сфере физической культуры и спорта в целом.

Законом о спорте предписано издание ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, обеспечивающих реализацию его положений, в связи с чем Приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 29 декабря 2007 г. N 920 утвержден План подготовки актов Правительства Российской Федерации и законопроектов, принятие которых предусмотрено Законом о спорте. В соответствии с этим Планом в 2008 г., в частности, ведется подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о порядке государственной аккредитации региональных спортивных федераций. Также на III квартал 2008 г. запланировано издание научно-практического комментария к Закону о спорте.

До принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации аккредитация региональных спортивных федераций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляться не может. Вопросы членства в общероссийских спортивных федерациях в указанный срок решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Одновременно сообщаем, что, руководствуясь пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, относящим общие вопросы физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и статьей 4 Закона о спорте, органы власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не противоречащие Закону о спорте и иным актам законодательства Российской Федерации. Прежде всего это касается нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятие которых не требует издания актов федерального законодательства во исполнение Закона о спорте. Ими, в частности, могут быть нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок проведения региональных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, порядок формирования календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, порядок формирования и обеспечения спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  2. Встатьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии

    Статья
    В статьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии. Читатель найдёт здесь и критические обзоры, и теоретические раздумья, познакомится с суждениями о
  3. И. М. Парамонова Дорогие коллеги!

    Документ
    Настоящий выпуск «Вестника ЕАРАЗА» посвящен юридическому и нормативному обеспечению зоопарков Российской Федерации при формировании и пополнении их коллекций, которые связаны с процессами купли-продажи животных, обмена, безвозмездного

Другие похожие документы..