Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Список Правил ИААФОпределенияЧасть 1 (Международные соревнования)Часть 2 (Допуск спортсменов)Часть 3 (Антидопинговые Правила)Часть 4 (Разногласия)Част...полностью>>
'Документ'
Визначення завдань органів державної податкової служби щодо організації роботи в органах з питань боротьби з відмиванням доходів, одержаних злочинним...полностью>>
'Лекции'
Формирование изображения с помощью компьютера. Оцифровка изображений. Устройства цифрового ввода и вывода изображений. Понятия о профилях устройств. В...полностью>>
'Документ'
Предмет этой книги – Человек в его отношениях с его Границей: определяемый, конституируемый Границей – в философии; влекомый к ней, испытующий ее – в...полностью>>

Учебные программы по журналистике: модель юнеско для развивающихся стран и молодых демократий

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОПИСАНИЯ КУРСОВ

Основы журналистики

Цель курса - создать основу для обучения журналистике на студенческом уровне. Курс включает в себя следующие зачетные разделы: 1) Логика, сбор фактов, поиск информации (включая критическое мышление). 2) Навыки письма (включая грамматику и синтаксис, а также методы повествования, описания и объяснения). 3) Национальные и международные институты (включая базовое понимание системы правления своей собственной страны, ее конституции, юридической системы, политического процесса, экономики, социокультурной организации, ее отношений с другими странами и места журналистики в архитектуре демократии). 4) Общие знания, включая базовые знания по отечественной и мировой истории и географии и введение в современные проблемы, представляющие интерес для журналистов, включая гендерные проблемы, расовые и этнические проблемы, проблемы религии, принадлежности к социальным группам, проблемы конфликтов, бедности, проблемы развития, здравоохранения с практической подготовкой в применении методов анализа и критического осмысления к освещению этих проблем. Раздел по логике, сбору фактов и поиску информации не предназначен для обучения студентов интервьюированию и другим методам репортажа (которые будут введены в курсе Уровня 1 - «Подготовка информационных и иных материалов»). Его цель - развить способность студентов четко мыслить и вставать на критическую точку зрения с тем, чтобы они могли усваивать незнакомую информацию быстро и достаточно хорошо, чтобы задать вопросы, которые помогут им тщательно исследовать и оценить информацию. Раздел, касающийся навыков письма, введен не для того, чтобы научить студентов писать новостные сообщения (что будет сделано в курсе Уровня 1 - «Подготовка информационных и иных материалов»), а для обеспечения достаточных навыков, чтобы научиться использовать журналистские методы подачи материала. Разделы, касающиеся национальных и международных институтов, а также общих знаний, должны предоставить студентам фоновые знания и понимание контекста, которые потребуются при изучении журналистики, и стимулировать их интерес к проблемам, представляющим важность для этой профессии.

Подготовка информационных и иных материалов (Уровень I)

Вводный курс по журналистским методам разработки и написания материалов. Темы включают оценку новостей и разработку новостных сюжетов, поиск новостей, включая интервьюирование, наблюдение и другие методы сбора информации для достижения точности в подаче материалов, а также подготовку простых новостей и занимательных статей (структура сюжета, способы повествования и использование цитат). Студенты должны узнать, как освещать собрания, речи и другие события, как организовывать и проводить разнообразные личные интервью, интервью по телефону и электронной почте, как разрабатывать сюжеты проблемного или политического характера. Они должны узнать, как научиться работать так, чтобы успевать подавать материалы в срок, и познакомиться с этикой подготовки материалов. В курс также должно входить обучение использованию компьютерных функций и приложений, необходимых для журналистского поиска информации, подготовки и редактирования материалов. Следует обратить внимание па то, что, хотя курсы по подготовке материалов уделяют главное вни­мание печатным СМИ, основные принципы и методы приложимы к телерадиовещанию и сетевой журналистике.

Подготовка информационных и иных материалов (Уровень 2)

Курс предназначен для развития журналистского мастерства студентов, культивируя их способности к углубленным подходам в подготовке материалов. Обучение репортажу должно включать современные методы интервьюирования, методы журналистского расследования, интерпретацию результатов обзоров и опросов, технику получения доступа и анализирования правительственных документов. Обучение профессиональному умению писать должно включать анализ и практику построения сложных сюжетов, включая использование методов повествования и знакомство с методами анализа и интерпретации. Этот курс может также знакомить с техникой репортажа о катастрофах.

Подготовка информационных и иных материалов (Уровень 3)

Специализированная журналистика. Основываясь на навыках репортажа и подготовки материалов, усвоенных на Уровнях 1 и 2, студенты должны научиться находить информацию и писать на журналистские темы. Упор делается на разъяснительные репортажи для массовой аудитории. Результатом курса должна стать объемная журналистская работа для любого средства массовой информации. Репортерская оценка значимости и смысла происходящего на Уровне 3 отражает глубину опыта студента в области понимания человеческих поступков. Она также отражает владение методами интерпретации, которые были заложены при изучении специальной дисциплины или междисциплинарной области. Отсюда следует, что студентов нужно поощрять координировать свою область специализации (достигающей высшей точки на Уровне 3), с программой гуманитарных и естественных наук.

Подготовка информационных и иных материалов (Уровень 4)

См. Аналитическая журналистика и выражение мнений (степень магистра, стр. 54).

Подготовка информационных и иных материалов для вещания

Вводный курс по сбору, анализу и написанию новостей и текстов для аудитории радио и телевидения (включая местное вещание). Студенты должны научиться пользоваться аудио- и видеоаппаратурой и монтаж­ными системами при производстве сюжетов, записывать интервью на пленку, писать тексты.

Мультимедийная/сетевая журналистика

Студенты должны получить знания об эволюции Интернета как инструмента журналистики и как средства информации. Они должны изучить, как сюжеты могут видоизменяться при помощи технических средств, как журналисты могут воспользоваться технологиями, чтобы делать свою работу лучше и как взаимоотношения с аудиториями могут быть трансформированы в более интерактивный контакт с ней посредством Интернета и других сетевых СМИ. Студенты должны рассмотреть этические проблемы, которые могут возникнуть в связи с новыми технологиями, и разобраться в том, как технологии могут изменить структуру информационных организаций и всей индустрии. Они научатся писать для сетевых и мультимедийных сайтов и организовывать линии связи, пользоваться базами данных и отправлять сюжеты, обновляя и развивая их по мере того, как развертываются события. Они научатся создавать страницы для веб-сайтов, загружать их в сервер и пользоваться цифровой камерой. Им нужно будет экспериментировать с аудио- и видеотехнологиями, чтобы сделать свои сюжеты интерактивными. Они должны будут принимать в расчет воздействие мобильных технологий и научиться приспосабливаться к техническим инновациям.

Законодательство в области СМИ

Примечания:

  1. Учебные заведения могут предпочесть отнести этот курс на более поздний срок в учебной программе послешкольного образования (Приложение 1) и в программе бакалавриата. Основы законодательства для СМИ, однако, должны быть изучены до того, как студенты начинают работать в печати или в вещании.

  2. Законодательство для СМИ не обязательно должно преподаваться юристами, но преподаватели должны быть знатоками права.

В этом курсе рассматривается национальное и международное законодательство, затрагивающее журналистов и СМИ. Он включает такие вопросы, как демократические и конституционные принципы открытости и свободы выражения, юридические ограничения для защиты национальной безопасности и общественного порядка; правила и принципы, регулирующие отношения между странами; законы и процедуры, регулирующие доступ к информации; юридические ограничения для защиты судопроизводства, включая неуважение к суду и запреты на публикации, оскорбляющие общественные ценности и социальные группы, включая богохульство, выражение расизма и непристойности; юридические ограничения, вытекающие из прав личности, включая диффамацию и вторжение в личную жизнь. В курсе также рассматриваются международные инструменты защиты прав человека, включая Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны, а также конвенции и статуты, регулирующие отношение к военным преступлениям и преступлениям против человечества, включая геноцид. В данном курсе можно также познакомить студентов с национальными и международными системами правосудия, включая судебное устройство.

Журналистская этика

Критическое рассмотрение ключевых этических проблем и ценностей, связанных в первую очередь с правдивостью, таких, как независимость журналистов (включая конфликт интересов); сбор фактов, проверка фактов и их подтверждение; названные и анонимные источники; ясность, справедливость и пристрастность; манипуляции и фальсификации с помощью фото- и цифровых методов; измышления; необоснованные предположения, слухи, сплетни, подкуп журналистов; Интернет; цитирование; плагиат; «объективность» и стенографическая журналистика; последовательное освещение сюжетов; исправление ошибок и т.д. В курсе также должны рассматриваться постоянно возникающие этические проблемы и вызовы, относящиеся к гражданской ответственности, такие, как проблема оценки новостей; разнообразие (включая расовую и культурную идентичность); гендерные вопросы и сексуальная ориентация; использование стереотипов; освещение вопросов, связанных с детьми; проблем, связанных с государственной безопасностью; стандарты вкуса, включая самоубийства, похороны и фотографии мертвых тел; проблемы неприкосновенности личной жизни, включая те, которые связаны с частной жизнью общественных фигур и знаменитостей, называние фамилий, жертв изнасилований, причинение вреда с согласия жертвы, чрезвычайные ситуации, угон самолетов, похищение людей, терроризм, массовые убийства, насилие. Особое внимание в курсе уделяется проблемам безопасности и корректности при освещении конфликтов.

СМИ и общество

Критический анализ роли СМИ в архитектуре демократии и влияние политических, экономических, культурных и технологических факторов на работу СМИ. Курс включает проблемы цензуры и правительственного контроля на национальном и международном уровнях, СМИ и конфликт (включая гражданскую активность и насилие, а также мирные инициативы), организация и владение СМИ, ценность разнообразия СМИ и плюрализм мнений, гендерные вопросы, чувствительность в отношении этнических, религиозных и расовых проблем, проблемы принадлежности к социальной группе, бедность, проблемы развития, здравоохранение, воздействие технологических изменений, реклама и такие направления, как журналистика гламура и инфотейнмент, роль СМИ как критика, влияние освещения новостей на аудиторию, способы, используемые правительствами для осуществления власти и общения с народом, национальные и международные СМИ и ознакомление с различными журналистскими культурами и практиками.

Практикум по газетному делу

В этом практикуме студенты выпускают еженедельную газету от начала до конца - от предложения сюжетов, производства полос и до финальной стадии перед выходом в печать. Практикум, таким образом, состоит из обучения и практической работы по подготовке к написанию репортажей, редактированию, оформлению полосы и ее выпуску в интерактивном режиме. Студентам привьют те навыки, которые используют редакторы отделов новостей (или редакторы, распределяющие задания), а также репортеры, когда они продумывают задания, и те навыки, которые используют редакторы-корректоры (или редакторы разделов), когда они отбирают и обрабатывают тексты и фотографии. Она научатся редактировать, добиваясь компактности, точности и хорошего слога, и видеть как материал в целом, так и каждую строку. Они научатся оформ­лять и верстать полосы, отбирать и использовать материалы и фотографии, подбирать подписи к фотографиям, писать заголовки и подзаголовки и т. д. К концу практикума они должны быть готовы к работе в газете в качестве редактора полосы. В этом или в отдельном практикуме студентов должны научить принципам и приемам фотожурналистики, умению фотографировать на месте событий, делать «гвоздевые» фотографии и портреты, снимать спортивные соревнования, а также готовить макеты полос фотографий, используя цифровые методы.

Практикум по вещанию

Студенты должны будут разрабатывать идеи сюжетов, распределять их, писать, редактировать, составлять и вести выпуск новостей, программу, записывать интервью, готовить короткие документальные фильмы, проводить студийные и внестудийные интервью. К концу практикума у них должно быть достаточно знаний и умений, чтобы сделать репортаж или интервью на профессиональном уровне, и они должны быть готовы начать работу в редакции или производственной группе новостной программы радио или телевидения.

Практикум по журнальному делу

Студенты должны будут предложить концепцию, спроектировать и подготовить новый журнал до стадии оригинал-макета. Они научатся предлагать идеи для очерков, редактировать текст, подбирать и размещать фотографии, проверять факты, организовывать контент, выбирать шрифты и оформлять страницы. К концу практикума студенты должны быть подготовлены для работы в штате редакции журнала.

Квалификационная работа бакалавра

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой содержательный журналистский материал или серию материалов для любого вида СМИ. Ее цель - продемонстрировать способность студента проводить тщательное исследование темы, собирать и организовывать большое количество материалов и профессионально их представлять. Там, где это возможно, студенты должны выбирать тему, ввязанную со сферой, которую они изучали в своей программе гуманитарных/естественных наук. Студентов также можно обязать представлять самостоятельную работу, касающуюся тех проблем, к которым они обращались в своем материале. В работе потребуется представить список источников, которыми студенты пользовались при подготовке своего материала, и, что более важно, изложить свою тему с академической точки зрения и обратиться к этическим, юридическим и другим проблемам, поднятым в их материалах.

Квалификационная работа магистра

Квалификационная работа магистра представляет собой содержательную высокопрофессиональную журналистскую работу или серию работ в любом виде СМИ в сфере специализации соискателя. Ее цель - продемонстрировать способность студента проводить тщательное исследование темы, собирать и организовывать большое количество материалов и профессионально их предъявлять. Представленная работа должна включать сопроводительный доклад, отражающий самостоятельное понимание сути работы, источники. Университеты могут рассматривать магистерские работы по журналистской тематике. Такая работа должна отвечать обычным стандартам академических знаний на уровне магистра.

Аналитическая журналистика и выражение мнений

Этот курс знакомит студентов магистратуры, обладающих предварительной подготовкой или опытом профессиональной работы, со все более популярным жанром анализа событий и различных форм комментирования и публицистики. Студенты научатся рассматривать важные политические и экономические проблемы, интенсивно работая над собственными аналитическими материалами, и изучат некоторые классические традиции в этих областях, включая вопросы, касающиеся приоритетов морали, ведение дискуссии, использование риторических приемов, проиллюстрированных лучшими образцами журналистской практики. Что делает выражение мнения убедительным? Как построена статья, представляющая убедительный анализ событий? Как автор выстраивает аргументы и структурирует факты и комментарии? В курсе рассматриваются в качестве примеров публицистические статьи видных авторов, напечатанные в профессиональных журналах, посвященных журналистике. Студентов нужно научить вырабатывать свой стиль, развивать аналитические навыки. Рассматривая различные проблемы, студенты научатся разграничивать мнение редакции и анализ.

Передовые методы исследования (магистратура)

Цель этого курса - научить студентов собирать, осмысливать, анализировать и оценивать сложную информацию в определенной области исследования и представлять ее общественности точно, ясно и интересно. Они научатся сопрягать строгость, методологическую точность и скептицизм, присущие социологии, с реальностью журналистской практики. Задания по этому курсу будут также включать рассмотрение исследовательских докладов по предметной области специализации студентов.

Специализированный репортаж (магистратура)

Подготовка материалов по важной теме новостей (или по постоянной журналистской теме). На протяжении курса упор делается на разъяснительной журналистике для общественности. Результатом курса является объемная журналистская работа для любого вида СМИ. Суждение студента, специализирующегося в определенной области, о значимости и смысле происходящего события отражает глубину его опыта в сфере человеческих поступков. Оно также отражает понимание методов интерпретации, усвоенных во время изучения специальной дисциплины или междисциплинарной области. Из этого следует, что студентов следует поощрять координировать область их журналистской специализации с курсами в области гуманитарных/естественных наук и курсами в их магистерской программе.

Учебная практика/стажировка/опыт практической работы

Студенты работают в качестве учеников репортеров, редакторов, фотографов, дизайнеров или художников-оформителей в каком-то средстве массовой информации, желательно в национальном или международном, в структуре редакции новостей под руководством одного из старших редакторов и набираются опыта у сотрудников редакции. Учебная практика должна длиться не менее четырех недель, а предпочтительно, от трех до шести месяцев, и по ее завершении руководитель практики должен сообщить на факультет о результатах работы практиканта. Каждое учебное заведение должно выработать свои собственные процедуры оценки. Они могут быть довольно простыми: если редактор-руководитель практики сообщает, что студент участвовал в работе редакции на удовлетворительном уровне, то студенту практика насчитывается. Там, где это возможно, студенты должны проходить практику в той области, которая связана с их специализацией. Если учебная практика сопряжена с неприемлемым нарушением учебного плана или расписания, студентам можно разрешить проходить ее в любое время, предшествующее выпуску из учебного заведения. Факультетам может потребоваться добавить один семестр на практику по окончании учебной работы или до начала последнего года обучения.

Факультативы по журналистике (примеры курсов)

Учебные заведения могут группировать факультативные курсы в виде учебных блоков:

Освещение конфликтов*

Описание катастрофических событий*

Новости развивающихся стран*

Международная журналистика*

Политическая журналистика*

Освещение мнений*

Освещение разнообразия*

Освещение лишений*

Освещение здравоохранения*

Освещение проблем окружающей среды*

Освещение образования*

Освещение социальных движений*

Спортивная журналистика*

Деловая журналистика*

Научная журналистика*

Журналистика искусства и культуры*

Визуальная журналистика/Графика**

Фотожурналистика**

Редактирование**

Аналитическая журналистика и выражение мнений

Литературная критика/Документальная журналистика

Менеджмент СМИ

Экономика СМИ


* Факультеты журналистики могут предлагать эти курсы как курсы Уровня 3 (подготовка специализированных материалов), если у университета есть соответствующие ресурсы. Например, «Освещение образования» можно предлагать в качестве курса Уровня 3, если в университете есть педагогический факультет.

** Факультеты могут предлагать эти курсы в качестве практикумов в дополнение к практикумам по газетному делу и вещанию

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диплом журналиста

Диплом журналиста (двухгодичная послешкольная программа)

Среднее образование, получаемое в разных странах и разных школах, имеет свои отличительные черты. Уровень подготовки студентов, начинающих обучение по двухлетней послешкольной программе, дающей право на диплом журналиста, в учебном заведении, не присуждающем ученую степень, также может сильно различаться, и в этой связи предложенная программа нуждается в соответствующей адаптации. Желающие получить журналистскую подготовку должны продемонстрировать склонность к журналистике, которая включает в себя способность правильно читать, писать и говорить на своем языке и на языке (языках), который они будут использовать в своей дальнейшей работе. Они также должны проявлять интерес к гражданским, культурным и другим механизмам их собственной общины и общества в делом. В результате обучения поданной программе студенты должны иметь хорошие знания и практические навыки в основных методах сбора информации и подготовки журналистских материалов, представления о работе в эфире, а также в области профессиональной этики и законодательства, которые регулируют работу журналистов. Чтобы сделать их образование более полным, заложить основы общих знаний, стимулировать более критическое отношение к практике журналистики и обеспечить доступ к дальнейшему образованию, обучение студентов журналистской работе должно сочетаться с изучением языка (языков) и других гуманитарных или естественнонаучных дисциплин. Факультеты журналистики в университетах могут в рамках своих правил приема установить зачетную систему, в которой такой курс был бы оценен и пересчитан в зачеты (кредиты), засчитываемые в программе бакалавриата. В таком случае программа, представленная ниже, могла бы обеспечить переход от программы средней школы к программе бакалавра журналистики.

Первый год

Первый семестр

  • Основы журналистики, включая следующие зачетные темы:

Логика, рассмотрение фактов и сбор информации (включая критическое осмысление).

Навыки письма (включая грамматику, синтаксис, а также методы повествования, описания и объяснения).

Национальные и международные институты (включая базовое понимание системы правления своей собственной страны, ее конституции, юридической системы, политического процесса, экономики, социокультурной организации, отношений с другими странами и место журналистики в архитектуре демократии).

Общие знания (включая базовые знания отечественной и мировой истории и географии и введение в современные социальные и другие проблемы, представляющие важность для журналистов, в том числе гендерные проблемы, проблемы культурного разнообразия, религии, принадлежности к социальным группам, конфликты, бедность, проблемы развития, здравоохранения с применением методов аналитического и критического осмысления при их освещении).

Курсы по гуманитарным/естественным наукам

Учебные заведения должны решить, нужно ли им определять, какие курсы по гуманитарным/естественным наукам, отдельно или блоком, должны быть обязательными или желательными. Это будет зависеть от уровня образования в различных дисциплинах, достигнутого в средней школе, и набора дисциплин, предлагаемого студентам, обучающимся по этой программе.

Второй семестр

  • Подготовка информационных и иных сообщений (Уровень 1): простые новости и занимательные статьи.

  • Законодательство в области СМИ.

  • Учебные заведения могут предлагать этот курс на втором году обучения. Он, однако, должен быть прослушан до того, как студенты начинают публиковать свои работы,

  • СМИ и общество.

  • Курсы по гуманитарным/естественным наукам.

Между первым и вторым годом

Учебная практика/стажировка/опыт практической работы.

Минимальная продолжительность эффективной учебной практики - 4 недели. Предпочтительна более продолжительная учебная практика. Руководство практикой и оценка производятся на месте ее прохождения.

Второй год

Первый семестр

  • Подготовка информационных и иных материалов (Уровень 2): углубленная журналистика.

  • Подготовка материалов для вещания.

  • Журналистская этика.

  • Курсы по гуманитарным/естественным наукам.

Второй семестр

  • Подготовка информационных и иных материалов (Уровень 2) (продолжение).

  • Мультимедийная/сетевая журналистика и цифровые методы.

  • Практикум по газетному делу: репортаж, редактирование, дизайн и производство; обучение фотожурналистике.

ИЛИ

  • Практикум по вещанию: редактирование для радио и телевидения, производство, работа в эфире.

  • Учебные заведения, которые хотели бы, чтобы студенты прошли оба практикума, могли бы сократить их по времени или предложить по практикуму в каждом из семестров второго года.

  • Курсы по гуманитарным/естественным наукам.

Диплом журналиста (одногодичная программа повышения квалификации)

Первый семестр

  • Подготовка информационных и иных материалов (Уровень 2): углубленная журналистика.

  • Законодательство в области СМИ.

  • Журналистская этика.

  • Курсы по гуманитарным/естественным наукам, скоординированные со специализацией Уровня 3.

Второй семестр

  • Подготовка информационных и иных материалов (Уровень 3): специализированная журналистика.

  • СМИ и общество.

  • Мультимедийная/сетевая журналистика.

  • Курсы по гуманитарным/естественным наукам, скоординированные со специализацией Уровня 3.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Настоящее учебное пособие концентрирует внимание на одном из важнейших аспектов миссии биологии в современном мире на ее социально-политических приложениях

    Учебное пособие
    XXI веку, вероятно, предстоит быть «веком биологии». Биология все в большей мере приобретает статус не только естественнонаучной, но и социогуманитарной дисциплины.
  2. Учебное пособие для нашей жизни модуль Электронные и печатные сми что такое массовая коммуникация?

    Учебное пособие
    Книга, которую вы держите в руках, поможет вам открыть для себя много нового, интересного и полезного, в том числе и некоторые секреты манипулирования сознанием.
  3. Учебное пособие Сургут Издательский центр Сургу 2008 удк 316. 77(075. 8) Ббк 60. 56я7

    Учебное пособие
    М 294 Мартынов, М. Ю. Социология массовой коммуникации: предмет и методы исследования : учеб. пособие / М. Ю. Марты-нов, Е. В. Иванчихина ; Сургут. гос.
  4. Программа региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых пятигорск 2012

    Программа
    Давыдов Ю.С., президент Пятигорского государственного лингвистического университета, академик РАО, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории.
  5. А. А. Новикова медиаобразованиЕ в ведущих странах Запада

    Документ
    В монографии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.

Другие похожие документы..