Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обобщение информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном уп...полностью>>
'Лекция'
13.1 Дискреционная фискальная политика13.2 Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.13.3 Проблемы, возникающие в процессе осущест...полностью>>
'Закон'
Рост насилия в современном мире представляет собой иллюзию, обус-ловленную закономерностями восприятия и памяти. В действительности социальное насили...полностью>>
'Урок'
Урок изучения нового материала. Учебный материал рассчитан на 2 учебных часа для учащихся 9 класса (при изучении экономики в 9-11классах при 102-часов...полностью>>

Русский фольклор

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

(Сборник)

ПЕСНИ, СКАЗКИ, БЫЛИНЫ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ, ИГРЫ, ГАДАНИЯ, СЦЕНКИ, ПРИЧИТАНИЯ, ПОСЛОВИЦЫ И ПРИСЛОВЬЯ

Серия «Классики и современники»

Составление и примечания В. Аникина

На обложке русский лубок XVIII — XIX вв. из собрания Государственного литературного музея

Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина.

— М.: Худож. Лит.; 1985. — 367 с.

(Классики и современники).

Москва «Художественная литература» 1985

© Оформление, состав, примечания. Издательство «Художественная литература», 1985 г.

Аннотация:

В книгу вошли наиболее известные и популярные образцы русского устного народного творчества, публиковавшиеся в разное время в сборниках известных учёных-фольклористов XIX — XX вв.

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,— говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Алексей Николаевич Толстой

----

ДЕТСКИЕ ГОДЫ

----

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

* * *

Ой, лю-лю, моё дитятко,

Спи-тко, усни, дитя материно,

Все ласточки спят,

И касатки спят,

Куницы спят,

И лисицы спят,

Нашему Ванюше

Спать велят.

Для чего, зачем

Ванюше не спать?

Ласточки спят

Все по гнёздышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам,

Лисицы спят

Все по подкусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнёздышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

Спи-тко, Ванюша,

Спи-тко, дитятко родное!

* * *

Баюшки-баю!

Я сугревушку свою,

Я сугревушку свою,

Я к чему примерю?

Примерю теплý

Свою сугревý

Летом — к алому цветочку,

Зимой — к белому снежочку.

* * *

Гуркота, гуркота!

А Митеньке дремота.

Сон да Дрёма

Вдоль по улице прошла,

К мому Митеньке зашла,

Под головушку спать легла.

Баюшки-баю,

Баю деточку мою!

Прилетели гулюшки,

Садились на люлюшку,

Они стали гурковать,

Стали Митеньку качать,

Прибаюкивати:

—Спи, Митенька, засни,

Угомон тебя возьми…

* * *

Бай-бай, бай-бай!

Спи-ко, милое дитя,

До восхода солнышка,

До заката месяца.

Бай-бай, бай-бай!

Когда солнышко взойдёт,

Роса наземь упадёт.

Бай-бай, бай-бай!

Роса наземь упадёт,

Тогда Костюшка встает.

Бай-бай, бай-бай!

Тогда Костюшка встаёт —

На работушку пойдёт.

* * *

Бай-бай, бай-бай!

Спи-ко, Костя, в зыбке новой

На периночке пуховой.

Бай-бай, люди, бай,

На периночке пухóвой —

Много перья петухóва…

* * *

Сон да Дрёма

По качульку брела,

По качульку брела,

К дочке в люльку забрела,

Лелюшки-люли,

Прилетели голуби.

Стали гули ворковать —

У меня дочка — засыпать.

* * *

Бай-бай, бай-бай!

Я Костюшеиьку люблю,

Костю вицей не секу.

Бай-бай, бай-бай,

Костю вицей не секу —

Лучше яичко испеку.

* * *

Спи, усни, —

Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми…

Спи посыпай,

Воронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьём,

Зипун сошьём,

Боронить пошлём

В чистые поля,

В зелены луга.

* * *

Баю-бай, баю-бай,

Коля, рано не вставай,

Коля, рано не вставай…

Да обряжаться не мешай.

Коля рано встаёт —

Обряжаться не даёт…

Не дадим Коле спать,

Будем рано разбужать;

Будем рано разбужать,

На работку посылать,

На работу на такý,

Да на весёлую страдý,

Будем сено косить,

Да будем в кучки носить.

* * *

Я качаю день и ночь,

Отойди, бессонье, прочь!

Отойди да отвались,

В тёмном лесе заблудись,

В темном лесе, во кустах,

Во малиновых листах.

* * *

Пошёл котик во лесок, —

Нашёл котик поясок

Чем люлечку подцепить

Да Ванюшку положить,

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать,

А котик его качать

Да, серенький, величать,

Сон да Дрёма,

Усыпи моё дитя!

Пошёл коток во Торжок,

Купил себе пирожок.

Идёт котик на лавочке,

Ведёт киску за лапочку.

Ходят вместе они —

А ты, маленький, усни,

* * *

Ещё серые коты

Из-за моря шли,

Из-за моря шли,

Много сна нанесли,

Все по зыбочкам трясли.

* * *

Уж я Ванюшку качала,

Уж я котику кричала:

—Приди, котик, ночевать,

Мово Ваню покачать.

Уж я серому коту

За работу заплачу,

Дам я мяса кусок,

Молока туесок!

Бай да побай,

Ты, Ваня, засыпай!

* * *

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота.

Ворота-то: скрып, скрып!

А Коленька спит, спит.

* * *

Бай-бай, бай-бай,

Не вались, Коля, на край…

Придет серенький волчок,

Схватит Колю за бочок,

Схватит Колю за бочок

Да потащит во лесок.

Он потащит во лесок

Во ракитовый кусток…

* * *

Баю-баюшки, баю.

ивет мужик на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Кашка масленая,

Ложка крашеная…

* * *

Баю-побаю,

Скоро в речке накупаю,

В родничке наполощу,

Никуда я не спущу.

* * *

Баю-баю, баю-баю,

Пошёл отец за рыбою,

Мать пошла пеленки мыть,

Бабушка дрова рубить.

ПЕСТУШКИ И ПОТЕШКИ

* * *

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой!

* * *

Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!

Роток-говорунюшки,

Руки-хватунюшки,

Ноги-ходунюшки.

* * *

Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек,

На первый годочек!

* * *

Когда ребёнок учится ходить:

—Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

—В лесок по мотом

Избушку мшить,

Чтобы не холодно жить.

* * *

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,

Тяни холсты,

На рубашечку,

На столешничек.

* * *

Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то — от себя, приговаривая:

Тоню тяну,

Рыбу ловлю,

В кошель кладу,

Домой несу:

Щýрки в кýчки,

Плотички в полички»

Один ершок —

Да и тот в горшок.

Щей наварю,

Николая накормлю,

Спите-тко, ребята,

Не чухкайте.

* * *

Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мяконькую,

Да молошненькую.

* * *

Тюшки, тютюшки,

На горе пичужки.

Там Ванюшка был,

Пичужку, поймал.

* * *

А тари, тари, тари!

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги,

Куплю Маше серьги,

Останутся пятаки,

Куплю Маше башмаки,

Останутся грошики,

Куплю Маше ложки,

Останутся полушки,

Куплю Маше подушки,

* * *

Ехала барыня

По ровненькой дорожке,

По кочкам,

по кочкам —

Да бух!

* * *

Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

—Ох ты, котик, коток,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

* * *

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл,

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! полетели, —

На головушки и сели.

* * *

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая:

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодает, забодает.

* * *

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

—Ладушки, ладушки!

—Где были? — У бабушки.

—Что ели? — Кашку.

—Что пили? — Бражку.

Кашка сладенька,

Бражка пьяненька,

Бабушка добренька.

Попили, поели, —

Шу-у-у — полетели,

На головушку сели.

* * *

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали.

Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.

А ты мал малéнек:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели —

На головушку сели.

* * *

Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),

А тебе воды носить (указательный),

А тебе пéча топить (безымянный ),

А малышке песни петь (мизинец),

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

* * *

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

—Здравствуй, большак! — говорят,

—Здорово, Васька-указка,

Мишка-серёдка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русского фольклора

    Документ
    Фольклор – народная мудрость (лат.) Изучением фольклора занимается фольклористика. Ф. совмещает в себе разные виды искусств (музыка, языческие и христианские обряды и традиции) Ядром Ф.
  2. Т. В. Зуева Б. П. Кирдан русский фольклор учебник

    Учебник
    Учебник – часть учебно-методического комплекта, куда входят также программа, хрестоматия фольклорных текстов и хрестоматия фольклорических исследований.
  3. Книга русского фольклора: актуализация сущностных признаков в издательском проекте

    Книга
    Защита состоится « » 2008 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 212.147.02 при Московском государственном университете печати по присуждению ученой степени доктора филологических наук по адресу: 103045, Москва, ул.
  4. Русский язык 5 класс Раздел I. Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
  5. Программа факультативного курса в 5-8 классах «Студия русского фольклора»

    Программа
    Обществу необходима система воспроизводства родной национальной культуры в условиях современного мира с его засильем развлекательной музыки, кино, усиливающейся коммерциализацией искусства.

Другие похожие документы..