Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во первых, ее считают своей историей или частью своей истории (особенно древнейшего и древнего периода) не только украинская, но и русская историогра...полностью>>
'Методические рекомендации'
Цель подготовки курсовой работы – это систематизация теоретических знаний студента по одной из актуальных проблем права. А также закрепление навыков ...полностью>>
'Курс лекций'
Рецензент – профессор кафедры физики факультета радиофизики и электроники Белорусского Государственного университета, доктор технических наук Сидорен...полностью>>
'Расписание'
Цикл лекций посвящен последо-вательному изложению аналитических результатов, полученных в рамках уравнения Грэда-Шафранова для широкого класса осесим...полностью>>

А. Ф. Сметанин (председатель), И. Л. Жеребцов (зам председателя), О. В. Золотарев, А. Д. Напалков, В. А. Семенов, м в. Таскаев (отв секретарь), А. Н. Турубанов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О такой черте зырян, как пристальное внимание к личной гигиене, сообщает автор статьи «Зырянские обычаи» Кочиев [11]. Здесь он описывает почти каждодневный обычай коми крестьян парится в бане. «Они тот день считают почти потерянным, когда не были в бане, по чему бы то ни было» [12]. Подобная традиция соблюдалась даже охотниками, находящимися далеко от дома. В этом случае в качестве импровизированной бани использовались охотничьи избушки. При этом баня выступала средством не только подержания чистоты, но и подкрепления сил и профилактикой болезней.

Более подробно и развернуто по сравнению с предыдущими статьями, особенности зырянского менталитета представляет перед читателями статья М. И. Михайлова [13]. Многочисленные лишения и трудности наряду с уже упоминавшемся прежними авторами фатализмом сформировали в зырянах, по его словам, необыкновенное мужество, которое они проявляют в случае опасности. «Он (зырянин) не остановится, если надо переплыть широкую реку во время грозной бури, ...не позадумается, очертя голову бросится в пламя, чтобы спасти имущество дорогого соседа; не колеблясь, кинется с ножом на медведя, чтоб не упустить из рук добычи» [14]. Следует отметить и выделяемую автором привязанность зырян к родине. Если крестьянин уходил на заработки, и ему удавалось найти прибыльный для себя род занятий, то, несмотря на это, он обязательно возвращался с началом весны домой, «чтобы поделится нажитым с земляками: чувство любви к родине заглушает в нем привычную жадность к приобретению, не дает места корыстолюбивым видам и расчетам» [15]. Гостеприимство зырян преисполнено, по словам автора, самым искренним радушием, «путешественник едва ли где встретит себе такой ласковый прием и такую бескорыстную услужливость» [16].

В статье приведен обычай, еще имевший место в середине XIX в.: уходя из дому зыряне, как правило, оставляли двери открытыми, «чтобы странник без хозяев нашел и приют, и пищу» [17]. Однако М. И. Михайлов с сожалением констатирует, что подобные традиции сохраняются лишь в отдаленных поселениях, так как участившиеся случаи воровства заставляют хозяев вешать на двери замки, о чем раньше нельзя было и помыслить [18]. Это не единственный порок, упоминаемый автором и имевший, по его словам, место в коми деревнях. Если верить статье, нередкими в среде коми крестьян были случаи венерических заболеваний происходящих «вследствие раннего развития в народе чувственности» [19]. Но подобные последствия свободы половых отношений успешно лечились на местах при помощи подручных снадобий. Кроме того, говорит М. И. Михайлов и о таком негативном явлении в повседневной жизни крестьян, как злоупотребление спиртным. «За обещанную рюмку дешевле уступают товар и работают охотнее, чем за деньги» [20]. Хотя тут же он добавляет, что случаи пьянства имеют место лишь по праздникам и вызваны традицией общих застолий. «Вот прошел праздник, миновала общая оргия, и зырянин остепенился, совестится самого себя, боится питейного дома и не заглядывает туда до следующего праздника» [21].

В общении же, по наблюдению исследователя, зырянин отличается рассудительностью, любопытством, остроумием и словоохотливостью. В тех же случаях когда с ним вели разговор не на родном языке, коми крестьянин становился скрытным и угрюмым [22]. Отмечает М. И. Михайлов и предприимчивость зырян, высоко ценящих свой труд: «…За малейшую по найму услугу, за всякую в торговле безделицу, требуют гораздо более, нежели сколько следует».

На примере вычегодских и вымских волостей Яренского уезда провел исследование хозяйственного быта коми крестьян В. Аврамов [23]. В отличии от предшественников, его работа содержит в себе большой статистический материал и попытки теоретических обобщений. Он подтверждает мнение предыдущих авторов о высокой степени религиозности зырян: «Набожность и усердии к церквям, исполнение христианских обязанностей, уважение к духовенству составляют всеобщее качество жителей. В праздничные дни непременно всякий спешит в церковь» [24]. Частыми были случаи пожертвований в пользу церкви не только денежных средств и имущества, но и коров, свиней, овец. Многие из прихожан отправлялись на поклон чудотворным иконам и святым местам не только в пределах своего уезда, но и в другие города и губернии. Вместе с тем, как отмечает автор, понятия зырян о религиозности довольно грубы; мало кто понимал значение христианских догматов, принадлежность к христианству определялась во внешних проявлениях богослужений.

Честность, открытость, нетерпение к обману выступают, по В. Аврамову, непременными качествами зырян в отношениях между собой. Однако в отношении к начальству коми крестьяне весьма боязливы и осторожны. Нередко при расспросах они изображали полное незнание русского языка, чтобы не отвечать на возможные упреки. К такому же приему прибегали и при судебных разбирательствах [25]. Как и авторы до него, В. Аврамов акцентирует внимание на склонности вычегодских и вымских крестьян к пьянству, которые, по его словам, «к водке привыкают часто с малых лет, как мужчины, так и женщины» [26]. Именно эта пагубная привычка, как он считает, и является в большей степени причиной бедности местных жителей. В качестве противопоставления автор приводит пример быта удорцев, которые менее подвержены подобным порокам и, как следствие, более состоятельны и хозяйственны, несмотря на частые неурожаи.

Приводит В. Аврамов и примеры легких нравов жителей Яренского уезда. «Незамужние мало дорожат своей честностью и поведением… По мнению здешних жителей это нисколько не вредит репутации девиц, если только они рукодельны, трудолюбивы и домовиты, и если, предавшись чувственности, не вносят в семейство прибыли» [27]. Причинами подобной свободы половых отношений, с точки зрения автора статьи, являются недостаточный родительский контроль и частые отходы крестьян на заработки в центральные губернии, где и происходит падение их нравов. Вообще же, по мнению В. Аврамова, зыряне являются людьми жестокосердными, мстительными, злопамятными и, несмотря на флегматичность характера, вспыльчивыми [28]. Здесь автор в некоторой степени противоречит сам себе, так как ранее он указывал совершенно другие черты.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в середине XIX в. в «Вологодских губернских ведомостях» неоднократно публиковались статьи, в которых делалась попытка обрисовать нравственные и этические черты коми-зырян. При этом в рассуждениях некоторых авторов нередко можно уловить некоторую снисходительность, и даже предвзятость, что, конечно, не способствовало их объективности. Зачастую на основании единичных поверхностных наблюдений делались весьма спорные выводы, которые могли способствовать складыванию в сознании читателей негативных стереотипов. Следует отметить и то обстоятельство, что в некоторых публикациях активно использовались материалы предшественников, в чем нетрудно убедится, проанализировав данные работы. Как правило, они являлись сжатым изложением уже высказанных соображений и, по всей видимости, авторы подобных статей не являлись очевидцами описываемых событий, а предпочитали личным наблюдениям компиляцию трудов других исследователей.

Но в целом публикации раскрывают особенности зырянского менталитета, отношение к жизни, основные черты характера, нравственные ценности коми крестьянина. Несомненно, опубликованные в «Вологодских губернских ведомостях» материалы заслуживают самого пристального внимания при исследовании повседневной жизни, быта, духовной культуры коми крестьянства.

Литература и источники.

1. Вологодские губернские ведомости (ВГВ). 1848. № 30.

2. Балов П. С. Охота за белкою и другими пушными зверями в Усть-Сысольском, Яренском, и Сольвычегодском уездах // ВГВ. 1840. №14.

3. Там же.

4. Попов А. Путевые заметки от Усть-Сысольска к Вишерскому селению // ВГВ. 1848. №10. С. 110.

5. Попов А. Путевые заметки от Усть-Сысольска к Вишерскому селению // ВГВ. 1848. №12. С. 138.

6. Попов А. Мнение о происхождении зырян, и очерк некоторых свойств их // ВГВ. 1848. №23. С. 256.

7. Там же.

8. Там же.

9. Сорокин П. Старинный обряд у зырян // ВГВ. 1848. №30. С. 339.

10. Там же.

11. Кочиев. Зырянские обычаи // ВГВ. 1848. №49. С. 55З.

12. Там же. С. 554.

13. Михайлов М. И. О земледелии и скотоводстве у зырян Устьсысольского уезда // ВГВ. 1852. № 33, 34; Он же. Физические и нравственные свойства зырян // ВГВ. 1853. № 17, 18, 19.

14. Михайлов. М. И. Физические и нравственные свойства зырян // ВГВ. 1853. № 17. С. 141.

15. Там же.

16. Михайлов. М. И. Физические и нравственные свойства зырян // ВГВ. 1853. № 18. С. 153.

17. Там же.

18. Там же.

19. Михайлов М. И. Физические и нравственные свойства зырян // ВГВ. 1853. № 17. С. 141.

20. Михайлов М. И. Физические и нравственные свойства зырян // ВГВ. 1853. № 19. С. 164.

21. Там же. С. 165.

22. Там же. С. 164.

23. Аврамов В. Жители Яренского уезда и их хозяйственный быт // ВГВ. № 28-38, 40-42, 45.

24. Аврамов В. Жители Яренского уезда и их хозяйственный быт // ВГВ. № 30. С. 272.

25. Там же. С. 274.

26. Аврамов В. Жители Яренского уезда и их хозяйственный быт // ВГВ. № 31. С. 284.

27. Там же. С. 285.

28. Там же.

В.В. Якоб

ПИТАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ В 1920-Е ГОДЫ

Питание, являясь важнейшим показателем социально-экономического положения и жизненного уровня крестьян, вместе с тем оказывает существенное влияние на чисто демографические аспекты (рождаемость, смертность, брачность). В крестьянском быту, самым тесным образом связанном с постоянным тяжелым физическим трудом, уровень питания имеет очень большое значение. Изучение характера питания крестьян проливает свет на особенности организации крестьянской семьи.

Питание крестьян в количественном и качественном отношении зависело от множества факторов, в том числе и от характера надельного землепользования. региональных особенностей почв [1]. Специфика землепользования крестьян области состояла в узком ассортименте высеваемых культур, в невысоком уровне урожаев, в отсутствии почти повсеместно в силу климатических условий садоводства и пчеловодства. Все это значительно снижало долю продуктов натурального хозяйства в питании крестьянской семьи. Вследствие этого расходная часть бюджета крестьянского двора возрастала за счет денежных затрат на приобретение сельскохозяйственных продуктов.

Структуру питания крестьянской семьи составляли следующие компоненты: тип питания (семейное, артельное, одиночное), величина расходов на питание и их удельный вес в бюджете семьи, пищевой рацион, который предусматривает количество и качество потребляемых продуктов, соотношение продуктов растительного и животного происхождения, калорийность [2].

Традиционным и преобладающим типом питания крестьян исследуемого региона являлось семейное. Питание крестьян области имело сезонный характер. Если в летние и осенние месяцы большинство населения сел питалось дома, то зимой и весной, когда заметное развитие имел отход крестьян на лесозаготовки, организация питания зависела от ряда субъективных условий и обстоятельств. Характеризуя рацион крестьянской семьи, прежде всего следует исходить из региональных особенностей крестьянского хозяйства, которые обуславливали ассортимент потребляемых продуктов и объясняют расход их в количественном отношении.

Областные земельные органы на протяжении 1920-х гг. несколько раз собирали и высчитывали данные о средней норме потребления крестьян на душу в год и в месяц. В 1922 г. потребность хлеба в год в среднем на одного едока в Усть-Вымском уезде находилась в пределах 12 пудов мукой или 16 п. 32 ф. печеным хлебом [3]. Исходя из объема получаемого в первой половине 1920-х гг. урожая, крестьянские хозяйства уезда были обеспечены своим хлебом всего лишь на 17-30% [4]. Например, на год в 1924 г. крестьянин потреблял хлеба печеного черного 16 пудов* (с 1 дес. получали 20-40 пудов зерна) [5], крупы разной 2 пуда, прочих хлебных продуктов 9 пудов, картофеля 9,5 пудов, прочих овощей 2,5 пуда, мяса 1,2 пуда, сахара 4,7 фунтов (1 фунт = 409,5 г), рыбы 30,4 фунта, масла растительного 1,1 фунта, масла коровьего 4,7 ф., сала 1,1 ф., молока 6,2 пудов, прочих молочных продуктов 34,4 ф., яиц 3,3 фунтов, соли 21,1 ф., чая и кофе 1,1 ф. [6]. По данным 1925 года питание даже ухудшилось (табл. 1, 2).

Таблица 1. Потребление одним человеком в октябре 1925 г. в Коми АО (в фунтах).

Сысольский

Усть-Куломский

Усть-Вымский

Ижмо-Печорский

В среднем

Мука всякая

14,9

13,5

14,4

11,7

13,25

Крупа разная

0,1

1,1

0,75

0,25

0,75

Картофель

8,1

8,75

7,8

5,7

7,8

Молоко

6,5

8,5

8,5

6,2

7,5

Простокваша

1,5

2,5

3,2

0,9

2,2

Творог

0,75

0,75

1,3

0,1

0,7

Сметана

0,2

0,1

0,15

0,4

0,2

Масло

0,2

0,2

0,2

0,4

0,25

Соль

0,7

0,8

0,7

0,8

0,7

Огородные овощи

2,1

1,2

1,1

0,45

1,21

Мясо

2,4

3,1

2,7

5,3

3,37

Рыба

1,1

0,7

1,0

1,4

1,05

Сахар

0,3

0,3

0,25

0,4

0,31

Таблица составлена по: НА РК. Ф.140. Оп.1. Д.1206. Л.2.

Таблица 2. Нормы потребления сельским населением продуктов на душу (среднегодовые, составлено на основе опроса крестьянских хозяйств 1925/1926 г.). (в пудах).

Продукты

1 тип хозяйств

2-й тип хозяйств

Зерно (рожь)

7,72

11,88

Ржаная мука

6,36

15,2

Зерно ржаное

4,98

-

Рожь простой размол

3,55

-

Зерно ячмень

13,93

13,42

Мука ячменная

6,57

11,0

Крупа ячменная

0,41

-

Зерно овес

5,56

1,75

Мука овсяная

0,58

-

Пшено

0,05

0,25

Горох

-

0,14

Рис

0,1

-

Сушки

0,05

-

Картофель

28,85

20,25

Таблица составлена по: НА РК. Ф.140. Оп.2. Д.60. Л.1-20.

Например, по оценкам специалистов из одного пуда молока (в год в среднем получали от одной дойной коровы 40-50 пудов) отстойным крыночным способом выходит: 5 фунтов сметаны, 33 ф. простокваши, 2 ф. отходов, 1 ¾ ф. чухонского масла, 6,5 ф. творога и 25 ф. сыворотки [7]. Следовательно, выходило около 29 кг сметаны, 38,59 кг творога, 195,94 кг простокваши, 10,4 кг масла на человека в год, при принимаемом размере семьи в 4 человека. В 1925/1926 г. один двор потреблял хлебных изделий и круп от 49,8 до 53,64 пудов за квартал, картофеля от 20,25 до 28,85 пудов [8].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «нбрк»

    Библиографический указатель
    Л 64 Литература о Республике Коми за 2004 год: библиогр. указ. / Нац. б-ка РК; сост.: И.И. Табаленкова; Е.П. Ваховская. – Сыктывкар, 2008 (тип. ГУ «НБРК»).
  2. Библиографический указатель изданий Коми научного центра Уро ран 2001-2005 гг

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель изданий Коми научного центра УрО Российской академии наук: 2001-2005 гг. (в 2-х частях) / Научная библиотека Коми научного центра УрО РАН.

Другие похожие документы..