Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сценарий'
Песня без слов А) вокализ Б) солист В) марш 8.Песни о любви к родной земле, о красоте родного края А) любовно-лирические Б)натюрмортами В)автопортрета...полностью>>
'Документ'
07. 003 года №443 «О централизации закупок»; b)Ежегодное распоряжение Генерального директора ОАО « энерго» о выделении филиалам квот на самостоятельну...полностью>>
'Документ'
1017,3 – оплата услуг по содержанию имущества, куда вошли расходы по подготовке школы к учебному году, обслуживание пожарной и охранной сигнализации,...полностью>>
'Документ'
Москва, ул....полностью>>

А. Ф. Сметанин (председатель), И. Л. Жеребцов (зам председателя), О. В. Золотарев, А. Д. Напалков, В. А. Семенов, м в. Таскаев (отв секретарь), А. Н. Турубанов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

У усть-сысольского «благородного общества» было принято устраивать «вечера». «Чиновники города для времяпровождения собирались в частных домах, т.к. специальных общественных помещений и увеселительных мест тогда в городе еще не было, - пишет учительница Ф.И.Забоева о начале 1860-х гг., – По воскресным дням собирались обычно у местного купца М.Н.Латкина, а по средам у местного купца Н.Хаманетова. Здесь целые вечера проводили за игрой в карты, а дамы занимались музыкой и танцами». Дом крупного предпринимателя и образованного человека Михаила Николаевича Латкина Ф.И.Забоева называет «культурным центром в городе». У хозяина была богатая библиотека («он выписывал все русские газеты и журналы»), которой пользовалось «большинство чиновников», поскольку общественная библиотека была значительно беднее [19].

Домашние кружки (салоны, клубы) отличались определенной организованностью. Характерными их чертами были периодичность, определенное место и время проведения, избирательность участников (без приглашения приходить было не принято), установившаяся программа проведения. В отличии от праздничных собраний, отсутствовало общее застолье. Было принято накрывать чайный стол без спиртного.

В Усть-Сысольске не было дворянского собрания (по причине малочисленности уездного дворянства). В определенной степени его заменило появившееся в 1864 г. «Общественное благородное семейное собрание» (позднее оно стало называться Усть-Сысольским общественным собранием). Вначале оно помещалось в здании бывшей ратуши, а в конце XIX в. для собрания было выстроено двухэтажное здание, на первом этаже которого находились буфетная комната, библиотека и гостиная, а весь второй этаж занимал зал с небольшой сценой, где проводились «увеселительные мероприятия», в том числе и театральные спектакли.

По Уставу Усть-Сысольского общественного собрания (1894 г.) «членами собрания могут быть лица всех сословий», за исключением женщин и несовершеннолетних, а также исключенных из собрания за какие-либо прегрешения или находящиеся под следствием.

Число членов всегда было небольшим – человек 40-50 из чиновничьей и купеческой среды. Но надо иметь в виду, что действительными членами были только те, кто платил членские взносы (почетные члены от них освобождались). Они могли посещать клуб бесплатно, а на балы и танцевальные вечера приходить и с «женскими особами, принадлежащими к семействам членов». В качестве гостя, но уже за плату, приходить в клуб мог любой «имеющий право быть избранным в члены собрания», - требовалась только рекомендация одного из членов.

Формы времяпровождения в клубе были обычными для такого рода учреждений: по вечерам здесь играли на бильярде, в лото, шашки и шахматы (допускалась игра на деньги), читали газеты и журналы, ужинали. Устраивались семейные вечера с танцами, балы-маскарады. Зал клуба использовался для любительских театральных постановок, проведения музыкальных вечеров. По будним дням народу в клубе было немного, а в праздники собиралось все «благородное общество» [20].

Для Усть-Сысольска, как и для других городов Российской империи, была характерна благотворительная деятельность. Чаще всего она осуществлялась в виде разовых индивидуальных пожертвованиях горожан, как денежных, так и материальных, и организованном сборе денежных средств на благотворительные цели.

Разовые индивидуальные пожертвования чаще всего делались «на церковь». К примеру, в 1812 г. штаб-лекарь Григорий Смирнов пожертвовал в Троицкий собор явленную икону «Спас Нерукотворный». В 1870 г. купец М.Н.Латкин устроил за свой счет в Спасском соборе за клиросом два киота для местночтимых икон «Спас Нерукотворный» и «Знамение Божией Матери», а также пожертвовал подсвечники, ризу, два стихаря и воздухи ценою в 340 руб., в 1873 г. он же пожертвовал в Покровскую церковь бронзовое посеребряное паникадило ценою 150 руб., в 1889 году более 200 руб. было пожертвовано разными лицами на обустройство Кирульской Вознесенской кладбищенской церкви.

Особенно много пожертвований было на строительство и обустройство Стефановского храма. В 1852 г. купец И.М.Новоселов, бывший в то время городским головой, пожертвовал на его строительство 8 тыс. рублей. В 1889 г. торгующим крестьянином В.Оплесниным были пожертвованы риза и стихарь, а также серебряное кадило, купцом М.Суворовым – трехъярусное паникадило и три золоченые лампады, купцом П.Жеребцовым – 40 руб. на написание стенной иконы «Тайная Вечеря», в 1897 г. - купеческой вдовой Л.Суворовой, купцом А.Сычевым и мещанкой А.Маеговой – по 100 руб. каждым, в 1904 году - купцом И.Н.Забоевым – 1046 руб. 34 коп. на приобретение колокола, и т.д. [21].

При помощи благотворителей стало возможным открытие в Усть-Сысольске подворий монастырей Коми края. В 1867 г. мещанка А.И.Сидорова пожертвовала Ульяновскому Троице-Стефановскому монастырю свое дом с участком, где и разместилось монастырское подворье. Для подворья Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря свой участок земли со всеми постройками, а также лесную дачу в 900 десятин (монахини устроили там молочную ферму), в 1911 г. пожертвовала дворянка А.Т.Тур. [22].

Не менее существенен вклад благотворителей в развитие образования. К примеру, инициатором открытия в 1835 г. первой светской школы – приходского училища, - был городской голова купец М.М.Новоселов, пожертвовавший для училища свой дом. Впоследствии, когда училище помещалось в другом, наемном доме, платить за его содержание вызвался уже упоминавшийся купец М.Н.Латкин. Открытие в 1858 г. женского второразрядного училища - первой в уезде школы для девочек, - также было бы невозможным без помощи городского купечества. Купец И.Н.Забоев выстроил на свои средства училищный дом, а крупный предприниматель В.Н.Латкин и П.А.Латкина (жена купца М.Н.Латкина) обязались ежегодно вносить на содержание училища соответственно 100 и 40 рублей (для сравнения – из городского бюджета на эти цели выделялось 100 рублей) [23].

Регулярно проводились в Усть-Сысольске и организованные сборы пожертвований. Примером такие долговременных мероприятий является сбор средств на строительство Стефановской церкви, проведенный комиссией по постройке храма. Достаточно часто кампании по сбору пожертвований инициировались правительством, а проведение их возлагалось на городские власти. К примеру, жители Усть-Сысольска в 1812 г. принимали участие в сборе средств на помощь армии, организацию ополчения, помощь «от войны пострадавшим» и беженцам (эти сборы продолжались в 1813 и 1814 гг.).

Однако нередко проводились и акции по сбору пожертвований, организованные по инициативе «снизу» (городских властей, групп горожан или общественных объединений). Сбор пожертвований проводился «по подписке», т.е. все пожертвованные суммы фиксировались на подписных листах. Средства собирали на помощь неимущим жителям города, бедным учащимся, пострадавшим от стихийных бедствий, открытие памятников в различных местностях и городах Российской империи, пострадавшим от войны в других государствах. Как правило, это были небольшие суммы. К примеру, в 1881 г. городские чиновники собрали по подписному листу «взамен визитов по случаю праздников Рождества Христова и Нового года» (довольно распространенная форма организации сбора пожертвований) 37 руб. 23 коп. в пользу заключенных городской тюрьмы [24]. Собранные средства сдавались в Городскую думу, которая отправляла их по назначению.

Благотворительная деятельность осуществлялась и через местные общественные объединения, а также через отделения или отдельных членов российских организаций (Романовский комитет, Палестинское общество, Общество Красного Креста и др.). Из местных общественных объединений, занимавшихся благотворительностью, надо выделить образованное в 1902 г. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Усть-Сысольской женской прогимназии*. Членами общества были все преподаватели прогимназии (гимназии), а также учителя других школ, священники, чиновники, купцы, причем не только из города, но и из уезда (в гимназии обучались и городские, и сельские девочки). В 1915 г. в обществе состояли 126 человек. Средства общества складывались из членских взносов, сумм, выделяемых земством, а также из собираемых по подписным листам, от постановки любительских спектаклей, и т.д. расходовались они на наем квартир, покупку одежды, улучшение питания малоимущих учениц из мещанских и крестьянских семей. В 1913 г. было создано аналогичное Общество вспомоществования нуждающимся учащимся мужской гимназии [25].

В определенной степени благотворительную функцию выполняли Попечительские советы при женской и мужской гимназиях и городском училище, а также Тюремный комитет. Основной функцией этих общественных органов было управление финансами и распоряжение имуществом подопечных учреждений. В рамках исполнения этих обязанностей они собирали пожертвования для оказания помощи своим подопечным.

Характерной чертой культурной и научной деятельности было то, что отдельные горожане, в одиночку либо объединяясь в группы, занимались ею по собственной инициативе, а государственные органы лишь в ряде случаев осуществляли контрольные и экспертные функции, оказывали поддержку начинаниям энтузиастов. Общественные объединения научно-культурной направленности складывались в относительно небольшой среде «просвещенного городского общества» - преподавателей, врачей, чиновников, части купечества.

Самой известной общественной культурной инициативой было создание в Усть-Сысольске первой в Вологодской губернии общественной (публичной) библиотеки. В 1836 г. инициативная группа провела сбор средств и обратилась с ходатайством к губернатору об открытии библиотеки. Разрешение было получено и библиотека открыта в 1837 г. Первыми членами-учредителями библиотеки были городничий И.Л.Шульц, окружной лесничий А.С.Груздев, уездный казначей В.И.Попов, дворянский заседатель уездного суда А.И.Попов, дворянский заседатель земского суда В.И.Суровцев, уездный стряпчий Н.П.Попов, уездный лекарь Д.П.Щеголев, городской голова купец М.М.Новоселов, купец В.И.Сколепов и купеческий сын М.Н.Латкин (будущий крупный предприниматель и благотворитель) [26].

Библиотека существовала исключительно на общественных началах. Более пятидесяти лет она помещалась в частных домах, а затем была переведена в здание Усть-Сысольского общественного собрания. Средства на покупку книг и выписку газет и журналов, переплетные работы, ремонт помещения и мебели складывались из членских взносов, платы за пользование книгами (для нечленов библиотеки) и пожертвований. Существовала и такая помощь библиотеки, как выписка за свой счет книг и периодики, дарение книжных собраний. Библиотека обслуживала только образованную «верхушку» усть-сысольского общества. Число читателей в разные годы колебалось от 25 до 60 с небольшим человек. К примеру, в 1867 г. услугами библиотеки пользовался 41 человек, в том числе 23 дворянина и чиновника, 3 лица духовного звания и разночинца, 2 купца и 4 мещанина и крестьянина. Когда в 1918 г. библиотека была закрыта, в ее фондах насчитывалось 12 тыс. томов [27].

Другим примером функционирования на протяжении длительного времени общественного объединения культурной направленности являются любительские театральные коллективы. Долгое время любительская театральная труппа не была организационно оформлена, и только в начале ХХ в. появилось Общество любителей театральных искусств.

Первый любительский спектакль в Усть-Сысольске состоялся в начале 1820-х гг. Его организатором и «художественным руководителем» была будущая известная детская писательница Александра Ишимова, дочь сосланного в Усть-Сысольск петербургского юриста О.Ф.Ишимова. В 1831 г. усть-сысольский городничий доложил губернскому начальству, что «здешние усть-сысольские господа чиновники и купечество словесно мне объявили, что возымели они намерение временно открыть в частном доме театр и просят моего позволения начать представления». Разрешение было дано, и с этого времени постановка любительских спектаклей постепенно стала традицией для городского «благородного общества» [28].

Вначале спектакли ставились в наемном купеческом доме, а в конце 1850-х гг. любительская труппа перешла в здание бывшей ратуши (в 1864 г. в нем было размещено «Общественное благородное семейное собрание»). В начале 1870-х гг. обветшавшее здание ратуши было снесено, и самодеятельные актеры вновь были вынуждены арендовать помещения в частных домах, пока в конце 1880 гг. не было построено здание Общественного собрания, куда и переехал любительский театр. В конце XIX – начале ХХ вв. свой зал для любительских спектаклей бесплатно предоставлял и Народный дом. В Народном доме актеры-любители давали спектакли «для простого народа» по сниженным ценам.

Главным лицом в любительском театре был выбираемый самими актерами распорядитель, он же режиссер. От него прежде всего требовалось умение организовать дело и вести финансовую отчетность, поэтому как правило в распорядители избирали чиновников. Состав труппы постоянно менялся. Судя по сохранившимся рукописным афишам 1871-1874 гг., в спектаклях принимали участие около 40 человек. Прежде всего это учителя, чиновники и их жены и дочери, а также молодежь из купеческих и образованных мещанских семей.

Спектакли как правило ставились «с октября до Великого поста» (февраля), два раза в месяц. Билеты были довольно дорогими, но городская публика охотно посещала театр. Так, на спектакли 20 и 21 ноября 1884 г. было продано 107 из 146 и 126 из 160 билетов. Все спектакли были благотворительными. К примеру, в 1870-е гг. давались спектакли в пользу бедных учениц женской прогимназии, арестантов Усть-Сысольского тюремного замка, жителей Грязовца, пострадавших от пожара, жителей Тираспольского уезда Херсонской губернии, пострадавших от неурожая. В 1876 г. в доме городского головы И.Н.Забоева были даны два спектакля в пользу пострадавших от военных действий на Балканах. Суммы эти были небольшими, поскольку значительная часть собранных средств шла на покрытие организационных расходов (аренду дома, оплату декораций, выплаты обслуживающему персоналу и т.д.) [29].

В конце XIX – начале ХХ вв. в Усть-Сысольске появилось несколько любительских музыкальных коллективов. Вероятно, первым из них был музыкальный кружок при Общественном благородном семейном собрании. В отчетах о любительских спектаклях 1900 г. было отмечено, что «образовавшийся не так давно оркестр любителей», игравший в антрактах спектаклей, заслужил «исполнением некоторых №№, как напр., увертюры из оперы «Норма» и «Калиф Багдадский», - шумное одобрение публики» [30]. В начале XX века музыканты-любители создали несколько небольших музыкальных коллективов – из служащих магазина Дербенева, учеников мужской прогимназии, струнный оркестр политссыльных. Скорее всего, они играли больше для себя, иногда выступали в перерывах между действиями спектаклей, играли на танцевальных вечерах в Народном доме.

Среди устьсысольцев всегда находились люди, интересующиеся историей, бытом и культурой родного края, посвящавшие свободное от основной работы время краеведческим изысканиям. В их числе первый коми поэт И.А.Куратов, писатель и краевед Ф.А.Арсеньев, учителя М.И.Михайлов, Ф.Берг, Е.В.Кичин, В.Е.Кичин, П.П.Ползунов, В.П.Шляпин, А.А.Цембер, священники Александр Шергин и Александр Малевинский, чиновник С.Е Мельников, земский статистик В.Ф.Попов, врач А.И.Држевецкий и другие.

Во второй половине 1820 – начале 1830 гг. в Усть-Сысольске сложился небольшой коллектив, объединенный решением научной проблемы – составлением полного русско-зырянского словаря. Эту работу начала мещанин И.Мальцев и священник Шежамской Преображенской церкви Василий Михайлов. После смерти Мальцева в 1830 г. работа над словарем на какое-то время приостановилась, но вскоре ее «приняли добровольным вызовом» уездный стряпчий Н.П.Попов (один из учредителей и первый хранитель публичной библиотеки), купеческий сын А.С.Суханов сын городского головы) и крестьянин Ф.Я.Попов. Работа с перерывами продолжалась до 1863 г. (за это время скончался А.С.Суханов, но появился новый помощник – секретарь уездного земского суда А.С.Моторин). Словарь, содержащий около 70 тыс. слов, был куплен С.-Петербургской академией наук, но так и не был издан [31].

Такие долговременные творческие научный группы – явление очень редкое (в Усть-Сысольске других не известно). В начале ХХ в. краеведческая работа обретает новые качественные черты. В это время в России появляются местные общества изучения родного края. Создание таких общественных организаций позволяло объединить и скоординировать работу краеведов, значительно улучшить финансирование краеведческого движения, шире пропагандировать прошлое и настоящее родного края и расширить ряды любителей краеведения.

Краеведческие общества были созданы и на Европейском Севере России. В 1908 г. образовалось Архангельское Общество изучения Русского Севера (АОИРС), с 1909 г. издававшее журнал «Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера» (два номера в месяц). Уже в 1909 году в обществе состояли 310, а в 1913 году – 713 человек. В1909 г. было создано Вологодское общество изучения Северного края (ВОИСК). Общество организовало свой музей, с 1914 г. издавало «Известия Вологодского общества изучения Северного края».

Сфера деятельности этих обществ включала и Коми край, в том числе и Усть-Сысольск. В 1914 г. членами ВОИСК состояли 6, членами-корреспондентами – 2 горожанина. Однако они не объединились в местное отделение. АОИРС было более популярно. Например, в Печорской уезде, к 1914 г. оно имело 47 действительных членов и 19 членов-корреспондентов. В 1910 г. в обществе состояли 7 устьсысольцев, хотя Усть-Сысольск не входил в Архангельскую губернию.

Эта группа на собрании 14 декабря 1910 г. приняла решение о создании Усть-Сысольского отдела АОИРС, ставшего первым общественным научно-просветительским объединением в Усть-Сысольском уезде. Инициатором создания отделения АОИРС был известный усть-сысольский краевед А.А.Цембер, избранный его председателем. В 1912 г. Усть-Сысольский отдел АОИРС насчитывал 55, в 1913 – 62, в 1914 – 60, в 1915 – 65, в 1916 – 41 действительного члена и члена-корреспондента. В их числе – учителя, врачи, священники, государственные и земские служащие, купцы. Около половины членов отделения были горожанами, остальные – сел и деревень Усть-Сысольского уезда [32].

Одной из примечательных инициатив усть-сысольских краеведов было предложение открыть музей. Она была реализована в 1911 г. при финансовой поддержке земства. Музей размещался в здании Городской управы. В 1912 г. музейная коллекция состояла из 37, а в 1914 г. – из 67 предметов. При музее была создана библиотека, основу которой составили 518 томов, присланные правлением АОИРС.

Наиболее плодотворными в деятельности Усть-Сысольского отдела АОИРС были 1911-1914 гг.. В это время регулярно проводились заседания отдела, на которых заслушивались доклады на самые разные темы. В 1915 г. Усть-Сысольский отдел АОИРС фактически прекратил свою деятельность. Вероятно, это связано не столько с трудностями военного времени, сколько с отъездом в Вологду в 1914 г. председателя отдела А.А.Цембера И тем не менее кратковременная деятельность Усть-Сысольского отдела АОИРС оставила заметный след в истории культуры Коми края. [33].

Отдельная тема – политические объединения в Усть-Сысольске. Их появление и деятельность связаны не с местным населением, а с политссыльными. Первые политссыльные появились в «столице зырянского края» еще в первой половине XIX в., но это были одиночки. В 1860-е гг. в Усть-Сысольске отбывали ссылку более 20 поляков, в основном участников восстания 1863 г. В конце XIX в. ссылка стала пополняться участниками рабочего движения. Численность политссыльных значительно возросла в начале ХХ в., после революции 1905 г. В 1909 г. в Усть-Сысольске находилось 445 ссыльных, из них – 199 были политическими. В 1913 г. политическая ссылка в Вологодскую губернию была прекращена. В 1914 г. в Усть-Сысольске осталось 11 политссыльных, а к началу 1915 г. их было всего четверо, и те вскоре выехали [34].

Политссыльные обычно жили коммунами, создавали группы взаимопомощи. Были попытки создать производственные артели. В начале ХХ в. появились политические объединения. В 1905 г. сложилась Усть-Сысольская окружная организация социалистов-революционеров (эсеров). К 1907 г. в ссылке в Усть-Сысольске оказалось довольно много активных членов РСДРП (большевиков), объединившихся в партийную группу. В 1907 г. объединились в группу политссыльные поляки – члены Польской социалистической партии. Эти группы поддерживали отношения с центральными партийными комитетами, проводили нелегальные собрания, печатали и распространяли прокламации, организовывали кружки. Однако местное население, за исключением нескольких человек из учащейся молодежи, с этими группами связано не было [35].

Таким образом, многообразная общественная деятельность в Усть-Сысольске, как и в других городах Российской империи, была заметным явлением и оказывала большое влияние на развитие города. Наиболее массовым было участие горожан в городском управлении, что было предопределено законодательством, решении вопросов городского благоустройства, а также в религиозно-церковной деятельности, во многом определяемое традицией. Меньше всего горожан было охвачено, в силу своей специфичности, культурно-просветительской деятельностью.

Общественная деятельность в наибольшей степени была характерна для относительно немногочисленной «верхушки» городского общества – чиновников, преподавателей, врачей, духовенства, купечества, торговых мещанских семей. Их общественная активность определялась несколькими взаимосвязанными факторами: образованностью, социальным статусом, должностными обязанностями, воспитанием и другими. Представители этих групп горожан создали ряд общественных объединений, сыгравших большую роль в истории Усть-Сысольска.

Литература и источники.

  1. НА РК (Фондохранилище № 1). Ф.343. Оп.1. Д.1; Города России в 1910 году. СПб, 1914. С.2

  2. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. VII. Вологодская губерния. Тетрадь 2. СПб, 1904. С.2-3, 30-31

  3. НА РК (Фондохранилище № 1). Ф.118. Оп.1. Д.56. Л.4; Д.407. Л.12; Д.971. Л.10.

  4. Список всех городских голов до 1918 г. см.: Рогачев М.Б. Органы управления Усть-Сысольска в конце XVIII – начале ХХ вв. // Вестник КРАГСиУ. Серия «Государственное и муниципальное управление». Вып.1. 2001. С.22-37; Рощевский М.П., Рощевская Л.П. Градоначальники Сыктывкара. Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 2003. С.8-9.

  5. Шаньгина В.В. Из истории земских учреждений Усть-Сысольского и Яренского уездов// Вопросы истории Коми АССР (Труды ИЯЛИ КФАН, вып.16). Сыктывкар, 1975. С. 76; НА РК (Фондохранилище № 1). Ф.120. Оп.1. Д.76. Л.3-7, 9-10.

  6. ВГВ. 1873. № 9. Часть официальная.

  7. ВГВ. 1873. № 53. Часть официальная; НА РК (Фондохранилище № 1). Ф.118. Оп.1. Д.10. Л.5-33, 42, 52, 54-55, 63, 84, 88, 89; Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов ХIХ в. Л., 1984. С.65.

  8. НА РК (Фондохранилище № 1). Ф.120. Оп.1. Д.890. Л.1-7; Д.967. Л.11-18; Д.1077. Л.11-19; Д.1192. Л.34-43; Д.1361. Л.21-28.

  9. НА РК (Фондохранилище № 1). Ф.118. Оп.1. Д.3867; Ф.120. Оп.1. Д.967. Л.42; Д.1077. Л.102; Д.1192. Л.88-89; Д.1361. Л.70-71; Д.1452. Л.7.

  10. НА РК (Фондохранилище № 1). Ф.230. Оп.1. Д.304. Л.105; Д.323. Л.593.

  11. НА РК (Фондохранилище № 1). Ф.230. Оп.1. Д.267. Л.2-4; Д.353. Л.2-36.

  12. НА РК. (Фондохранилище № 1). Ф.296. Оп.1. Д.59. Л.28, 31, 43; Ф.230. Оп.5. Д.4. Л.1; Оп.1. Д.353. Л.2-36.

  13. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д.12055; Д.16721. Л.62-69; Д.16768. Л.3-12; РГИА. Ф.1287. Оп.48. Д.1934. Л.28; Журналы Усть-Сысольского земского собрания за 1911год. Усть-Сысольск, 1912. С.139-140.

  14. Мельников С. Коляда в Усть-Сысольске // Живая старина. 1898. № 3-4. С.481-482. Кичин Е. Заметки о городе Усть-Сысольске // Северная пчела. 1852. № 83.

  15. Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 года / Сост. Л.Торопова. Сыктывкар: Храм Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара и Родовая Община Репрессированного Духовенства Коми края, 2002. С.15.

  16. НА РК. (Фондохранилище № 1). Ф.118. Оп.1. Д.1406. Л.7, 27-40; Галаган Н.А., Жеребцов И.Л., Таскаев М.В. Огненные вехи: Очерки истории пожарной охраны Республики Коми. Т.1. Сыктывкар, 1998. С.70.

  17. НА РК (Фондохранилище № 1). Ф.6. Оп.1. Д.1846. Л.7, 13-14. Ф.122. Оп.1. Д.6. Л.21-24, 42.

  18. Мельников С. Вечеринки и игрища в Усть-Сысольске // Живая старина. 1898. № 3-4. С.480; Кичин Е. Братчина (зырянское обыкновение) // ВГВ. 1852. № 28.

  19. Из воспоминаний учительницы Ф.И.Забоевой, записанных в 1939 г. П.Дорониным // Войвыв кодзув. 1955. № 12. С.58

  20. Устав Устьсысольского общественного собрания. Устюг, 1895; Доронин П.Г. Развитие театра в Коми крае. Рукопись. 1965 // НА РК. (Фондохранилише № 1). Ф.1346. Оп.1. Д.45. Л.5; ВГВ. 1900. № 41.

  21. Рогачев М.Б. Печальная летопись Стефановского собора // Родники пармы. Сыктывкар: Коми книж. изд., 1989. С.148-149; НА РК. (Фондохранилище № 1). Ф.256. Оп.1. Д.59. Л.42; ВЕВ. 1870. № 24; 1873. № 9; 1889. №7-8; 1898. № 1; 1904. № 10.

  22. РГИА. Ф.799. Оп.33. Д.145. Л.7; Ульяновский монастырь у зырян: Троице-Стефановская новообщежительская обитель. Сыктывкар: Коми книж. изд., 1994. С.-65; ВЕВ. 1867. № 11; 1911. № 24.

  23. НА РК. (Фондохранилище № 1). Ф.118. Оп.1. Д.3085. Л.32-34, 36; Ф.288. Оп.1. Д.113. Л.159; Латышев А. Отчет о женских училищах Вологодской дирекции за 1859 год // ВГВ. 1860. № 11-13; Максимович П. Женские училища ведомства Министерства народного просвещения в губерниях С.-Петербургского учебного округа. СПб, 1865. С.51-52.

  24. История Коми с древнейших времен до конца ХХ века. Т.1. Сыктывкар: Коми книж. изд., 2004. С.379-381; Сурков Н.И. Страницы истории социальной работы в Коми крае (1860-1918). Сыктывкар: КРАГСиУ, 1998. С.52-53, 134-159

  25. История Коми Т.2. С.175-177; Бондаренко О.Е. Учебные заведения в Коми крае в конце XIX - начале ХХ веков. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1998. С.86-87

  26. Доронин П.Г. Первые библиотеки в Коми крае. Рукопись // НА РК. (Фондохранилище № 1). Ф.1346. Оп.1. Д.46. Л.19; Ф.296. Оп.1. Д.59. Л.54.

  27. Доронин П.Г. Ук. соч. Л.22-26; НА РК. (Фондохранилище № 1). Ф.233. Оп.1. Д.2. Л.2, 10-11. Кичин В. Нечто об Усть-Сысольске // ВГВ. 1865. № 34.; Живописная Русская библиотека. 1856. № 23. С.481; ВГВ. 1853. № 28.

  28. Уездный город 100 лет назад (из воспоминаний А.И.Ишимовой) // Голос минувшего. 1923. № 2. С.49; Чисталева Т. «Честь имею донести, что…» // Вестник культуры Коми ССР. 1992. № 4. С.16-17.

  29. Доронин П.Г. Развитие театра в Коми крае. Рукопись. 1965 // НА РК. (Фондохранилище № 1). Ф.1346. Оп.1. Д.45;. Ф.6. Оп.1. Д.1768. Л.18, 19, 24-28, 37, 40, 41; Д.1769. Л.181; Д.1770. Л.5; Чисталева Т. Ук. соч. С.18-19.

  30. ВГВ. 1900. № 41, 54

  31. ВГВ. 1838. № 6; Попова Р.Л. «Добровольным вызовом» // Родники пармы. Сыктывкар: Коми книж изд., 1990. С.80-81; Коми язык. Энциклопедия. М.: ДИК, 1998. С.365-369.

  32. Силин В.И. Очерки по истории географических исследований не территории Коми края. Ч.2. Сыктывкар, 1997. 60-64, 152-157.

  33. Отчет Устьсысольского отдела АОИРС // Вологодский листок. 1912. № 360; Систематический сборник постановлений Устьсысольского, Вологодской губернии уездного земского собрания. Вологда, 1899. С.840-841; Доронин П. Первый коми музей Рукопись // НА РК. (Фондохранилище № 1). Ф.1346. Оп.1. Д.47. Л.1-2; Паршуков В.Ф. Первые экспонаты // Музеи и краеведение (Тр. Национального музея РК. Вып.1). Сыктывкар, 1997. С.56-59

  34. НА РК. (Фондохранилище № 1). Ф.6. Оп.1. Д.199. Л.152-168; Д.296. Л.1-2, 6-14; Тираспольский Г.И. «Письмо преступного содержания» //Родники пармы. Сыктывкар: Коми книж. изд., 1990. С.158-160.

  35. Раевская Т.П. Под гласным надзором полиции. Сыктывкар: Коми книж. изд., 1974. С.43-47, 61-63, 90-91, 96, 137, 199, 204; Чупров В.И. Политическая ссылка в Коми крае в начале ХХ века (1900-1917) // Научные доклады Коми фил. АН СССР. Вып. 12. Сыктывкар, 1974; Таскаев М.В. Небольшевистское подполье в Коми крае (1905-1914) // Музеи и краеведение (Тр. Национального музея РК. Вып. 2). Сыктывкар, 2000. С.132-135.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «нбрк»

    Библиографический указатель
    Л 64 Литература о Республике Коми за 2004 год: библиогр. указ. / Нац. б-ка РК; сост.: И.И. Табаленкова; Е.П. Ваховская. – Сыктывкар, 2008 (тип. ГУ «НБРК»).
  2. Библиографический указатель изданий Коми научного центра Уро ран 2001-2005 гг

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель изданий Коми научного центра УрО Российской академии наук: 2001-2005 гг. (в 2-х частях) / Научная библиотека Коми научного центра УрО РАН.

Другие похожие документы..