Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
двери внутренние деревянные, требующие окраски, с глухими полотнами; деревянные, требующие окраски, с остекленными оконными полотнами; раздвижные дер...полностью>>
'Закон'
- Пенсионный фонд РФ - 26 процентов. Пунктом 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в о...полностью>>
'Документ'
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серия 50 №...полностью>>
'Документ'
Мета: на кращих зразках творів світової літератури, музики та народної творчості вчити учнів читати мовою оригіналу; розвивати навики виразного читанн...полностью>>

Урока: Урок обобщение по теме «Речевое общение. Текст»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока: Урок – обобщение по теме «Речевое общение. Текст»

Цели урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи».

- развивать навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, таблица, монологическая речь учителя).

- развивать навыки группового и парного взаимодействия.

- воспитывать неравнодушное отношение и интерес к родному языку, слову.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Работа по теме урока

  • Выразительное чтение текста (читает учитель)

1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.

4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слову к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.

(М. Миронова)

  • Беседа с классом.

– Что прочитали? Докажите. (Прочитали текст, т.е. группу предложений, связанных по смыслу, грамматически, объединённых одной темой).

– Какой темой? О чём текст? (Текст о языке. Его сущности, о единице языка – слове).

– Значение каких слов вам незнакомо? Требует пояснения?

  • Работа со словарём.

мерúло, -а, ср. (книжн.). Признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-нибудь. Мерило художественности. Мерило доброты.

всýе, нареч.(книжн.) Зря, напрасно. (вспоминать, называть; по отношении к чему-нибудь уважаемому, высокому). Поминать чьё-н. имя в.

метáфора, -ы, ж. Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

богослóв, -а, м. Специалист по богословию.

  • Продолжение беседы

– Подчеркните ключевые слова. (В.1. – 1-ый абзац; В.2. – 2-ой абзац)

(1-ый абзац: язык, мерило, бытия нации, веры, нравственности, здоровья, добро, зло, благое, гибельное слово.

2-ой абзац: словесное давление, физическая реальность, слово, уши, глаза, личность, сила слова.)

– Назовите микротемы. Объясните членение текста на абзацы.

(1-ая микротема: Язык – критерий существования нации, отдельного человека;

2-ая микротема: Слово имеет большую силу, обращаться с ним надо осторожно.)

Каждый абзац несёт особую эмоциональную нагрузку.

- Озаглавьте текст.

(Язык – основа всего. Роль языка в жизни человека.)

– К какому стилю можно отнести текст? Докажите.

(Текст публицистического стиля.

Цель его – информировать читателя, слушателя, воздействовать на них, формировать общественное мнение, гражданскую позицию.

Сфера применения – статья в газете, текст выступления.)

Каков жанр? Выберите верный ответ.

А) выступление на митинге;

Б) публичная лекция;

В) репортаж;

Г) информация;

Д) хроника;

Е) интервью.

– Какие стилевые черты можно выделить? (эмоциональность, призывность, торжественность)

– Каков тип речи? Докажите. (Текст-рассуждение)

– Какова разновидность? (рассуждение-размышление)

– Какова роль 1-го предложения в композиции текста? (1-ое предложение – тезис)

– А последнего? (В последнем предложении заключается основная мысль текста)

– Каков способ связи предложений в тексте? (последовательный: каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.)

– С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте?

Лексические

слова одной тематической группы;

прямой повтор;

синонимы;

антонимы.

Интонационные средства

длина фразы;

ритмика;

интонация.

Морфологические

союзы, союзные слова, частицы;

местоименные слова, в том числе наречия;

видовременные формы глаголов:

степени сравнения прилагательных и наречий.

Синтаксические

порядок слов;

синтаксический параллелизм;

антонимическая организация текста;

расчленённые конструкции;

неполные предложения;

вводные слова и предложения.

  • Работа с текстом (в формате ЕГЭ)

- В 1-ом абзаце найдите однокоренные слова разных частей речи.

– Какое фонетическое явление можно наблюдать?

(выбор – отглагольное существительное;

выбирáя – деепричастие.

Фонетическое явление – чередование звуков).

– Как объяснить правописание «и» в корне деепричастия? Какой это корень? (выбирáя, чередующийся).

- В предложениях 4, 5 найдите слова, в которых правописание «н» и «нн» определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида.

Выпишите найденные слова (увиденное, услышанное)

Из предложений 1-го абзаца выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воздействие, испытывает).

- Выпишите грамматическую основу 1-го предложения. Объясните постановку знака препинания. (Язык – мерило; и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже)

– Сколько рядов однородных членов в 3-ем предложении? (2)

- Укажите способ подчинительной связи.

познаёт добро __________ (управление)

словесное давление __________ (согласование)

делают впервые __________ (примыкание)

- Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения:

Постигнув силу слова…

были созданы замечательные произведения русской классики;

добро может победить зло;

происходит выбор между добром и злом;

человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.

– На какие орфографические правила можно составить словарный диктант на основе данного текста?

(– безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением;

правописание приставок;

«н» и «нн» в словах разных частей речи;

правописание чередующихся гласных в корне слова).

– Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из данного текста?

(– знаки препинания в предложениях с однородными членами;

тире между подлежащим и сказуемым;

запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях;

обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.)

IV. Подведение итогов урока

– Итак, с какими единицами языка мы работали на уроке? (звук, слово, словосочетание, предложение, текст)

– Какова основная мысль текста, с которым работали? (Со словом нужно обращаться осторожно)

– Какими примерами народной мудрости можно завершить урок?

Язык, что бритва.

Не бей кулаком, ударь словом.

Доброе слово сказать – посошок в руки дать.

Слово не стрела, а пуще стрелы.

Слово не обух, а от него люди гибнут.

Не ножа боятся, а языка.

Послушайте стихотворение Вадима Шефнера «Слова»

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

В. Шефнер

- О чем заставляет задуматься стихотворение (о значении слова, о его роли в жизни любого человека, о бережном отношении к нему)

V. Домашнее задание

(на выбор)

  • Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мы должны обращаться со словом осторожно?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанных текстов, подтверждающих ваши рассуждения.

  • Выучить наизусть стихотворение В. Шефнера «Слова»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
  2. Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на 2010-2011 учебный год

    Рабочая программа
    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные
  3. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (33)

    Документ
    Основные понятия и определения, связанные с информатизацией обучения иностранным языкам. Цели и задачи использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранным языкам.
  4. Рабочая программа по предмету русский язык класс 3 А

    Рабочая программа
    Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».
  5. Габдулхакова Ильмира Гиззатулловна Всего 136 час; в неделю 1 час. Плановых контрольных урок

    Урок
    Музыка 1класс: поурочные планы (по программе Э.Б. Абдуллина под научным руководством Кабалевского) авт.-сост. Т.С/Максимова.- Волгоград:Учитель, 2008.

Другие похожие документы..