Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
В юридической науке существуют различные понимания права (нормативное, социологическое, этическое и др.), каждое из которых имеет свои обоснования. Д...полностью>>
'Документ'
Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработана во исполнение Указа Президента Ро...полностью>>
'Документ'
Жил-был мышонок, его звали Эмиль. Он был не простой, а золотой. У него были золотые усики, и к чему он ни прикасался своими усиками, всё сразу станов...полностью>>
'Документ'
Духовность и дух. Духовность как коллективное свойство и подлинность во множестве. Духовность есть то, что нуждается во всем и в чем нуждаются все. Ев...полностью>>

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул, что урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

К пленарному заседанию

Общественной палаты Российской Федерации

по вопросу

«О повышении роли общества в решении проблем

национальной безопасности страны»

ДОКЛАД

Комиссии Общественной палаты Российской Федерации

по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей

(утвержден на заседании Комиссии 18 сентября 2008 года)

г. Москва

2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ. 8

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ 8

3. ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 17

1. ВВЕДЕНИЕ

Национальная безопасность представляет собой систему связей и отношений, характеризующих состояние личности, социальной группы, общества, народа, государства, при котором обеспечиваются их надежное, стабильное существование, реализация и защита жизненных потребностей, способность к саморазвитию и прогрессу, предотвращению и парированию внутренних и внешних угроз.

Разработкой стратегии национальной безопасности, выполнением долгосрочной программы действий по реализации и защите национальных интересов России, согласованной по целям, задачам, условиям, месту и времени, а также по средствам и ресурсам, призваны заниматься и государство, и общество, и личность.

На встрече с экспертами Международного дискуссионного клуба «Валдай» в сентябре 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул, что уроки кавказского кризиса – это утрата для значительной части российского общества последних иллюзий по поводу действующей системы безопасности в мире. «Мы обязаны создать другую систему безопасности», – заявил он.

В сложившихся условиях развития современной России в формировании и обеспечении эффективного функционирования системы национальной безопасности решающую роль играет осознание национальных ценностей, интересов и целей всем обществом и каждым гражданином. В этом случае государство будет действовать более оперативно и результативно. Но это осознание идет еще трудно и противоречиво.

Общественная палата Российской Федерации (далее – Общественная палата) и ее комиссии постоянно обращают внимание на различные направления обеспечения безопасности. Неоднократно обсуждались вопросы экологической, энергетической, информационной, социальной безопасности и ряд других.

В соответствии с решением пленарного заседания Общественной палаты 22 января 2008 г. в Москве прошел Второй Гражданский форум. Наряду с обсуждением ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации, на нем рассматривались проблемы развития гражданского общества, вопросы общественного контроля над деятельностью структур власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, организации взаимодействия общественных сил, развития диалога и равноправного партнерства между обществом и властью в России.

Форум стал шагом вперед в повышении роли общества в решении проблем национальной безопасности страны. Эти проблемы рассматривались на организованной в рамках Форума секции «Армия и общество», в работе которой приняли участие члены Общественной палаты и общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных советов при федеральных органах власти, руководители центров поддержки некоммерческих объединений, представители некоммерческих организаций, молодежных общественных палат, представители силовых структур, органов государственной власти и местного самоуправления, журналисты и военачальники.

Основываясь на рекомендациях Гражданского форума, Общественная палата нового состава включила в программу своей деятельности следующие направления взаимодействия общества и силовых структур:

- повышение авторитета и престижа воинской службы в глазах общества, возрождение положительного образа воина и защитника Отечества, повышение социального статуса военнослужащего;

- приведение законодательства о воинской службе в соответствие с современными условиями (контрактная служба, сокращение сроков военной службы по призыву с учетом расширения социальной базы призыва);

- социальное обеспечение, защита прав и интересов военнослужащих и их семей, лиц, уволенных с военной службы, и всех категорий ветеранов военной службы;

- определение и закрепление особого места Вооруженных Сил Российской Федерации и других силовых структур по отношению к системе национальных проектов (жилье для военнослужащих, обеспечение здравоохранения, система военного образования);

- совершенствование системы гражданского (общественного) контроля над силовыми структурами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках совместной работы по реализации прав военнослужащих в ходе военной службы, социальное партнерство;

- шефство общества над армией и другими войсками, воинскими коллективами (культурное, духовное), патриотическое воспитание;

- осуществление гражданских инициатив в поддержку укрепления безопасности общества и государства.

Эти направления работы стали приоритетными для образованной в феврале 2008 года Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей (далее – Комиссия), которая постоянно держит в поле зрения различные аспекты национальной безопасности: социально-политические, военно-технические, гуманитарные.

В сфере деятельности Комиссии: оборона и безопасность страны, строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов; оснащение их современным вооружением и военной техникой, деятельность оборонно-промышленного комплекса; повышение престижа военной службы и ее безопасности; социальное обеспечение, защита прав и интересов военнослужащих, ветеранов и членов их семей; подготовка молодежи к военной службе; шефство общества над армией; поддержка гражданских инициатив в вопросах укрепления безопасности общества и государства.

Важнейшим направлением деятельности Комиссии является развитие системы гражданского (общественного) контроля над силовыми структурами, отвечающее интересам и запросам граждан демократического правового государства.

Все более активно участвуют в решении проблем безопасности региональные общественные палаты, которые в настоящее время действуют в 34 субъектах Российской Федерации.

По инициативе Общественной палаты созданы общественные советы при Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России и других федеральных силовых органах, взаимодействие с которыми является одним из приоритетов Комиссии.

Особое место в решении задач национальной безопасности занимают неправительственные организации. На сегодня более 150 тысяч общественных объединений (общероссийских, межрегиональных и региональных) отражают вопросы безопасности в своих уставных документах.

Они объединяют самые широкие общественные силы: ветеранов, молодежь, членов семей военнослужащих и сотрудников специальных служб, правозащитников, участников военно-патриотических и спортивно-технических клубов, поисковых отрядов и других.

Эти общественные формирования разрознены, их взаимодействие с органами военного управления недостаточно регламентировано и во многом зависит от субъективных подходов к вопросам открытости силовых структур для общества. Объединение их усилий – ответственная задача Общественной палаты.

Одновременно одной из целей Комиссии является преодоление потребительского подхода определенной части общества к силовым ведомствам. При этом забывается, что они существуют для защиты жизненных интересов каждого гражданина России и общества в целом.

Основываясь на анализе фактов, событий и тенденций последнего времени, Комиссия предложила вынести на пленарное заседание Общественной палаты вопрос: «О повышении роли общества в решении проблем национальной безопасности страны».

При этом Комиссия полагает необходимым сосредоточить внимание на тех аспектах национальной безопасности, которые прежде всего, связаны с развитием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В ходе подготовки к пленарному заседанию Общественной палаты Комиссия провела комплекс мероприятий по изучению различных аспектов и наиболее проблемных вопросов, волнующих военнослужащих, ветеранов, членов их семей, молодежь в войсках (силах) Ленинградского, Московского, Северо-Кавказского, Приволжско-Уральского, Дальневосточного военных округов, Северного и Тихоокеанского флотов, в ряде военно-учебных заведений, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, при встречах с руководителями и широким кругом общественности в субъектах Российской Федерации.

Целью настоящего доклада является системное рассмотрение некоторых аспектов участия гражданского общества в обеспечении национальной безопасности страны.

Доклад подготовлен на основе анализа открытых источников (данные федеральных органов власти, материалы научных организаций, публикации средств массовой информации, материалы, предоставленные экспертами) и не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ

В настоящем докладе отражены некоторые тенденции развития внешних и внутренних угроз безопасности российского государства, общества и личности, наиболее рельефно проявившиеся в первом десятилетии XXI века, уже после утверждения Президентом Российской Федерации в 1997 году (с уточнениями 2000 года) Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. В этих условиях, наряду с позитивными изменениями – укреплением позиций Российской Федерации на международной арене, проявились и негативные факторы, которые необходимо учитывать при обеспечении национальной безопасности государства.

Первая тенденция состоит в том, что угрозы, которые сейчас возникают, становятся все более распределенными. Раньше угрозы были сконцентрированы. Это был биполярный мир, где вся сила была сконцентрирована в двух центрах принятия решений. Все остальное выглядело как периферийные эффекты, которые более или менее были связаны с этими центрами.

Сейчас часто возникает ситуация, когда мы не знаем, где находится эпицентр мысли, направленной на дестабилизацию международной обстановки. Вместе с тем, наблюдаются попытки навязывания такой однополярной модели мироустройства, где главенствующая роль должна принадлежать США и их сателлитам.

Наиболее актуальными из угроз сегодняшнего дня являются:

- центробежный разброд, нарастание напряженности и усиление нестабильности – после распада Советского Союза и Югославии;

- дестабилизация обстановки на Кавказе, в Южной и Центральной Азии, на Ближнем Востоке;

- угроза, исходящая от «несостоявшихся» государств, которые имеются в Африке, в Азии и даже в Европе. Такие государства являются источником незаконной миграции, пиратства, транзитными зонами для наркотрафика и незаконного оборота оружия, торговли людьми, прибежищем для террористов.

Важно также учитывать взаимосвязанный характер современных угроз нашей безопасности. Мы не можем рассматривать обособленно такие проблемы, как терроризм, гражданские войны, крайняя нищета. Их взаимосвязь оказывает глубокое воздействие на безопасность России. Однако существующие стратегии по предупреждению угроз не всегда носят всеобъемлющий характер. Зачастую политические руководители стран мира не выходят за рамки национальных интересов и не умеют согласовано работать над всем спектром проблем обеспечения международной безопасности.

Задача оказания общественной помощи политическим институтам государства в решении проблем повышения эффективности взаимодействия в интересах противодействия современным угрозам имеет жизненно важный и неотложный характер.

Вторая тенденцияэто международный терроризм. В последние годы терроризм превратился в глобальную военную угрозу. Основные направления этой угрозы следующие:

- возможность непосредственной военной агрессии международных террористических сил в отношении отдельных стран;

- провоцирование политических и военных конфликтов между государствами;

- создание нестабильности внутри некоторых стран, которая способна привести к вооруженным столкновениям (гражданской войне);

- массовая гибель людей в результате террористических атак, иногда в масштабе большем, чем в ходе военных действий.

В этих условиях обществу надо смотреть правде в глаза: невозможно победить международный терроризм, опираясь только на государственные структуры, силовые методы и использование вооруженных сил. Победа над терроризмом может стать результатом только скоординированных усилий спецслужб, вооруженных сил, политических и особенно общественных, в том числе международных, организаций.

Общественные организации, как интеллектуальный авангард прогрессивного человечества, должны начать глобальную кампанию, в которой принимали бы участие национальные правительства, Организация Объединенных Наций, гражданское общество и бизнес-структуры, в целях пропаганды идеи о том, что терроризм неприемлем в любой форме.

Важное место среди мер по предупреждению терроризма принадлежит гражданскому контролю над военно-политической деятельностью, который включает в себя системы государственно-административного, парламентского и общественного контроля.

Третья тенденцияэто непрекращающиеся межгосударственные и внутригосударственные конфликты. По данным экспертов в мире сегодня более 600 различных движений, имеющих своей целью создание собственного национального государства. Учитывать национальные интересы становится все труднее.

Эксперты отмечают, что за последние 20 лет одной из главных тенденций является уменьшение числа и интенсивности межгосударственных конфликтов, но, при этом наблюдается резкий рост количества и интенсивности конфликтов внутригосударственных.

Этому способствует увеличение роли негосударственных факторов – военизированных групп, разного рода террористических группировок, которые зачастую подпитывают друг друга за счет торговли наркотиками и оружием, используют насилие, асимметричные виды боевых действий, имеют широкий доступ к оружию, включая отдельные виды оружия массового уничтожения.

Четвертая тенденциянаркопроизводство и наркоторговля. В начале XXI века комплекс проблем, связанных с производством, потреблением и распространением наркотиков, стал одним из наиболее серьезных вызовов глобального масштаба.

Используя огромные финансовые ресурсы, наркобизнес прекрасно приспособляется к изменяющимся обстоятельствам и оперативно реагирует на изменения в тактике борьбы с ним, активно участвует в процессе глобализации, представляя собою его своеобразную изнанку.

Мировому сообществу хорошо известно, что одним из основных центров наркопроизводства является Центрально-Азиатский регион. После начала антитеррористической операции США в Афганистане наркоситуация серьезных изменений не претерпела и по-прежнему характеризуется ростом производства и контрабанды наркотиков.

До половины урожая направляется транзитом через государства СНГ. Причем значительная часть «оседает» на их территории. Наркотические средства, которые прежде использовались лишь в отдельных регионах, сейчас стали известными и доступными во многих республиках СНГ и других частях мира. Темпы наркоагрессии приобрели масштабы, непосредственно угрожающие здоровью наций и безопасности государств, и позволяют сделать вывод, что усилия международного сообщества и афганских властей по противодействию производству и контрабанде наркотиков пока не дают необходимого эффекта.

Пятая тенденция миграция населения. Особую значимость приобретают качественные изменения в мировых миграционных потоках, в рамках которых выделяют такие негативные явления, как «утечка мозгов», этнонациональные и межрелигиозные конфликты, растворение культурных ценностей титульных наций и т.д.

Для такой многонациональной страны как Россия, при ее сложной демографической и экономической ситуации, рост количества нерусских мигрантов – бомба замедленного действия под будущее нации.

За последние 10 лет число преступлений, совершенных иностранными гражданами в России, увеличилось в 2,5 раза. Удельный вес граждан СНГ среди них составляет более 90%. Наибольшее число нелегальных мигрантов выявляется в Московском регионе, в Санкт-Петербурге, Приморском, Краснодарском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородской и Калининградской областях, республиках Бурятия и Карелия, а также в Северо-Кавказском регионе.

Прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными мигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Эта сумма сопоставима с расходами федерального бюджета в этом году на образование или на социальную политику.

Обществу необходимо:

- осознать, что нужна контролируемая миграция, и принять все меры по разработке разумной долговременной концепции государственной миграционной политики;

- оказать влияние на государственные структуры по выработке стратегии миграционной политики, которая учитывала бы экономические, демографические, этнические и другие аспекты развития страны.

Шестая тенденция не остановлена массовая деградация населения, которая ведет к неблагоприятным демографи­ческим последствиям. Образ жизни, разрушающий личность, для многих социальных слоев стал повседневной нормой. Численность населения России за последние 15 лет сократилась на 6 млн. 340 тыс. чел. (01.01.1993 г. – 148 млн. 561 тыс. чел; 01.01.2007 г. – 142 млн. 221 тыс. чел.). Демографы отмечают, что у вымирающей России – русское лицо. По прогнозам ряда независимых экспертов, к середине XXI века Россия может стать по составу населения более азиатской, нежели европейской.

В каждой стране существует свое соотношение между трудоспособным населением и иждивенцами всех возрастов. Естественно, что чем больше демографическая нагрузка на трудоспособное население, тем ниже, при прочих равных условиях, уровень жизни населения. Трудоспособный возраст в нашей стране считается с 16 до 55 лет у женщин и с 16 до 60 лет у мужчин. Людей в трудоспособном возрасте в России около 55%. Через 30 лет это будет менее 50 миллионов по сравнению с 72 миллионами в 2003 году. Женщины составляют 53% всего населения страны, муж­чины – 47%. Уже сегодня одной из основных проблем дальнейшего экономического развития России является наметившийся дефицит трудовых ресурсов. Рынок труда, начиная с 2006 года, резко сжимается, достигая потерь свыше миллиона человек в год.

Ежегодно происходит старение населения России. Доля людей в возрасте старше 60 лет увеличилась с 6,9% (1926 г.) до 17,1% (2007 г.)

Трудовые ресурсы России составляют почти 60% населения страны. По этому показателю она занимает 4-е место в мире после Ки­тая, Индии, США. Более 90% общего количества трудовых ре­сурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные). В то же время эти данные меняются в отрицательную сторону, так как эта часть населения в современной России в значительной степени поражена наркоманией и алкоголизмом. В стране около 10 млн. хронических алкоголиков, порядка 5 млн. человек употребляют наркотики. Более 15 млн. человек употребляли наркотики.

Тенденция распространения наркомании такова, что в ближайшее время Россия может стать наркозависимой страной.

По данным Росстата около 40% детей рождаются больными. По сути, закладывается мина замедленного действия под будущее нашей страны, ее нравственное и физическое здоровье, социальную и, как следствие, военную безопасность. По данным Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны Российской Федерации более 30% допризывной молодежи не может проходить военную службу по состоянию здоровья.

Сопоставив все данные о населении призывного возраста, можно отметить, что при сохранении существующих тенденций проходить военную службу в ближайшем будущем, сможет не более 40 – 45% от общего числа призывников, к 2025 году число призывников 18 – 19-летнего возраста сократится на 35%. Наиболее критическими будут 2018 – 2019 годы, когда численность 18-летнего призывного контингента будет составлять 637 тыс. чел. и 633 тыс. чел. соответственно (сегодня 1 млн. 75 тыс. 200 чел.).

В итоге для демографического развития России, оказывающего существенное влияние на обеспечение национальной безопасности, сегодня характерны следующие тенденции:

- рождаемость в России уже 40 лет не обеспечивает уровень простого воспроизводства;

- смертность мужчин в трудоспособном возрасте столь же высока, как и сто лет назад;

- возрастная и половая структура населения сильно деформированы, что влияет, и будет влиять на воспроизводство населения;

- продолжающееся старение населения может привести к сокращению трудоспособной (оборонной) части до 1 млн. чел. в год уже к 2020 – 2025 годам.

Таким образом, анализ проблем развития разнородных тенденций и процессов, влияющих на национальную безопасность России, позволяет сделать вывод, что начало XXI века характеризуется сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий.

В первой половине XXI века главным источником наиболее острых социально-политических и экономических противоречий в мире станет борьба за источники сырья на планете.

Характер военно-политической обстановки во многом будет зависеть от того, каким будет в будущем политическое устройство мира.

Одним из наиболее важных факторов может стать подъем национального самосознания многих народов, которое не следует сводить к простому национализму. Борьба за социальную справедливость, суверенитет и территориальную независимость на национальной и этнической основе порождает многочисленные межгосударственные конфликты и войны.

Наиболее опасными источниками нарушения баланса в военно-политической обстановке могут явиться попытки пересмотра существующих границ. Пересмотр послевоенных границ хотя бы в одном – двух районах может вызвать неуправляемую цепную реакцию многочисленных территориальных претензий одних государств к другим, обостряя политическое и военное противостояние.

Одним из глубинных источников дестабилизации военно-политической обстановки для России может стать экономическое стимулирование гонки вооружений и заинтересованность в ней военно-промышленных сил. Распространение оружия без всяких ограничений является очень опасной взрывной силой в процессе мирового развития.

Серьезным источником военного противостояния является процесс расширения НАТО на Восток. Свидетельством этому последнее решение США и НАТО по созданию третьего позиционного района противоракетной обороны в Польше и Чехии. Откровенная политика двойных стандартов при оценке агрессии Грузии против Южной Осетии и действий России в ходе миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. Стремление к созданию постоянной «дуги напряженности» в Черноморском бассейне и на Кавказе, а также дестабилизации обстановки в Северо-Кавказских республиках Российской Федерации. Усиление гуманитарного и информационно-коммуникационного воздействия на общественное мнение с целью «селекции» жизненных и ценностных приоритетов, размывающих российскую ментальность. Беспрецедентная информационная война против России, которую мы наблюдаем в августе – сентябре текущего года.

При сохранении существующих тенденций военной стороны этого процесса геополитическое положение России может ухудшиться, что может привести к возникновению военной конфронтации.

Одним из глубинных и фундаментальных источников межгосударственных конфликтов в первой половине XXI века, по-видимому, будут не политические или экономические факторы, а соперничество национальных государств, в результате чего возможно возникновение серьезных конфликтов в глобальном и региональном масштабах. Столкновение цивилизаций (славяно-православной, исламской, конфуцианской, японской, латиноамериканской и др.) может стать доминирующим фактором мировой политики.

Продолжающаяся стагнация процессов разоружения в мире, которые на фоне террористической угрозы перестали обсуждаться на глобальном уровне (не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос; существует потенциальная угроза создания и распространения ядерных зарядов малой мощности; обсуждаются в СМИ планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками).

Внешние угрозы безопасности страны настоятельно требуют укрепления, развития и модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оборонно-промышленного комплекса, всех сил и средств обеспечения суверенитета и территориальной целостности России.

Внутренние причины возрастания роли силового блока российского государства в обеспечении национальной безопасности во многом связаны: с демографическим кризисом в стране; проявлениями национализма, местнической психологии, межнациональной розни и нетерпимости; сырьевым характером экономики и ее экстенсивным развитием; технологической отсталостью промышленности и сельского хозяйства; бедностью среди значительной части населения; остротой проблемы коррупции и бюрократизма на всех уровнях государственной власти; проявлениями бездуховности, снижением уровня культуры и морали в обществе; проблемами в молодежной среде, которые обусловлены ростом наркомании, проявлениями криминального и антисоциального поведения.

Совокупность внешних и внутренних угроз национальной безопасности России и анализ причин их порождающих требуют, чтобы на основе тех знаний, которые выработало человечество, были созданы общественно-политические, финансово-экономические и военно-технические механизмы сдерживания применения военной силы государствами, ликвидации военных конфликтов в современном мире с учетом глобальных изменений, которые произошли на рубеже XXI века.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул особую роль образования в развитии государства: Главная задача (3)

    Задача
    Будущее любой страны, благополучие и социальная защищенность ее граждан напрямую зависят от успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий , способности государства и общества воспитать молодежь в духе интеллектуальной свободы,
  2. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул особую роль образования в развитии государства: Главная задача (2)

    Задача
    Будущее любой страны, благополучие и социальная защищенность ее граждан напрямую зависят от успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, способности государства и общества воспитать молодежь в духе интеллектуальной свободы,
  3. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул особую роль образования в развитии государства: Главная задача (1)

    Задача
    Будущее любой страны, благополучие и социальная защищенность ее граждан напрямую зависят от успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, способности государства и общества воспитать молодежь в духе интеллектуальной свободы,
  4. Президенте Российской Федерации А. К. Акимов января 2012 года отчет

    Публичный отчет
    ОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕЩАНИЙ, ВСТРЕЧ РУКОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
  5. Главная тема №10 Международная конференция по изменению климата, состоявшаяся в Копенгагене 7-18 декабря 2009 г. Вконференции участвовали более 119 глав государств и правительств, в том числе Президент Российской Федерации Д. (1)

    Бюллетень
    Перед Вами 10-й выпуск подготовленного в Росгидромете бюллетеня «Изменение климата». Цель бюллетеня - информирование широкого круга специалистов и заинтересованных лиц о новостях по тематике климата.

Другие похожие документы..