Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В рамках данного спецкурса предполагается углубленное изучение романического наследия таких поэтов и теоретиков символизма, как Д. С. Мережковский, В...полностью>>
'Документ'
Это стали для деталей, работающих в условиях повышенных температур (свыше 0,3Tпл). Детали парогенераторов, газовых турбин должны работать при таких т...полностью>>
'Учебное пособие'
Пособие предлагает взглянуть на проблемы информационного общества и помогает в приобщении к информационной культуре, в написании и оформлении учебных...полностью>>
'Закон'
Цей Закон визначає основні засади діяльності та державного регулювання в галузі рибного господарства, збереження та раціонального використання водних...полностью>>

Информационный бюллетень 3 квартал 2009 года Пермь, 2009 Впомощь библиотекарю: информ бюл.: 3 кв. 2009 г

Главная > Информационный бюллетень
Сохрани ссылку в одной из сетей:

БИБЛИОТЕКАРЮ, ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ЧИТАТЕЛЕЙ,

ОРГАНИЗУЮЩЕМУ МАССОВУЮ РАБОТУ

46. Бажутина Г. «Наш город – наш дом!» / Галина Бажутина // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 83–86 : фот.

Из опыта работы по экологическому просвещению населения ЦБС г. Ижевска Удмуртской Республики. Проект Центральной муниципальной библиотеки им. Н. А. Некрасова «Экологические чтения», детское движение «БУМ-БА-РАЖ», организованное Центральной детской библиотекой им. М. Горького, и другие экологические проекты.

47. Гуща Ю. Ю. Секреты успешного диалога : учимся слушать и слышать / Юлия Юрьевна Гуща // Библиотечное дело. – 2009. – № 12. – С. 18–19.

Рассмотрены причины возникновения конфликтных ситуаций в общении библиотекаря и читателя. Даны рекомендации по предупреждению и успешному разрешению конфликтов. Индивидуальный подход к каждому читателю – принцип работы читального зала № 3 Научной библиотеки Новосибирского педагогического университета, и этот опыт может быть использован в любой библиотеке. С автором можно связаться: nmo@lib. nspu.ru

48. Забелышинская С. И. Чтение классиков на фоне юбилеев, или Маленькие открытия больших писателей / С. И. Забелышинская // Библиография. – 2009. – № 3. – С. 46–49.

Из опыта Библиотеки ми. М. А. Волошина (г. Москва) по продвижению к читателям классического литературного наследия в связи с юбилеями писателей И. А. Крылова и Н. В. Гоголя. Яркий пример того, как продуманные действия, помноженные на личностный фактор, дают положительный результат.

49. Каштанова-Ерофеева Г. Распутывая нити судеб : поисковый центр как новая функция / Галина Владимировна Каштанова-Ерофеева // Библиотечное дело. – 2009. – № 7. – С. 40–42 : фот.

Информационный центр «Жди меня», сотрудничающий с известной телепрограммой, открыт в ЦБС Черняховского района Калининградской области. Именно библиотека, благодаря своей общедоступности, явилась самым подходящим местом для размещения центра. Освещены яркие моменты в его деятельности, будни и праздники, тревоги и заботы маленького поискового центра. С автором можно связаться: kashtan-erof@mail.ru

50. Козиенко Т. М. Как рождается дружба: на пути к межнациональному согласию / Татьяна Михайловна Козиенко, Марина Ивановна Плахотнюк // Библиотечное дело. – 2009. – № 9. – С. 46–48 : фот.

Из опыта ЦБC г. Нижний Тагил Свердловской области. Проведение в ЦГБ Дней информации, Дней специалиста и других массовых мероприятий для детей, педагогов, родителей; выпуск издательской продукции, в том числе библиографических пособий; создание новых форм сотрудничества с ребятами, нуждающимися в адаптации, реализация авторских программ библиотекарями филиалов. С авторами можно связаться: tagillib@e-tagil.ru

51. Коротеева Р. Абонемент проводит исследование… / Ритта Коротеева // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 51–52 : фот.

Исследование проводилось на абонементе ЦГБ им. Н. В. Гоголя г. Новокузнецка Кемеровской области и было организовано совместно с городским обществом любителей книги, магазином «Планета» и газетой «Кузнецкий рабочий». Цель исследования – выяснить, какие книги сегодня читают жители Новокузнецка, и какую книгу они могут назвать своей «Книгой года».

52. Левагина С. «Короткая, но дивная пора…» : Мышкинские Опочининские чтения как источник творческой энергии и духовного развития / Светлана Левагина // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 13–16.

Чтения эти собирались в Опочининской библиотеке совместными её трудами с Мышкинским народным музеем двенадцать раз (с 1990 по 2002 гг.) и известны далеко за пределами Ярославской земли прежде всего своей результативностью. Участники чтений – сотрудники архивов, библиотек, музеев, преподаватели и студенты, краеведы-любители из Москвы, Петербурга, Ярославля, Углича, Рыбинска и др. Опочининские чтения в самом начале поставили высокую цель – возродить историческую память и стали творческой лабораторией провинциального краеведения. Помимо выхода сборников научных докладов, по их следам стали издаваться краеведческие книги, возникли два перспективных краеведческих центра – в деревне Мартыново и в селе Учма. В городе Мышкине проводятся, в дополнение к Опочининским, Малые Опочининские чтения для школьников.

53. Маркова Т. Печорские созвездия : библиотека-музей – центр литературного наследия района / Татьяна Маркова // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 47–48.

Из опыта Межпоселенческой центральной библиотеки Троицко-Печерского района Республики Коми, собирающей материал о жизни и творчестве писателей района, выпускающей издательскую продукцию, например, «Календарь знаменательных дат Троицко-Печерского района». Новая форма в практике библиотеки – поздравительный десант к читателям-ветеранам в ближайшие села района. Проведение презентаций новых книг местных писателей, праздников книги для взрослых и детей. В перспективе – создание учреждения инновационного типа («Библиотека-музей»), открытие творческого клуба «Литературный мастер-класс», который будет осуществлять поддержку детского и молодежного творчества.

54. Петраш Е. Античность как повод : факультет чтения в библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева [г. Москва] / Елена Григорьевна Петраш // Библиотечное дело. – 2009. – № 10. – С. 18–20 : фот.

Проект возник на стыке двух идей: поддержки чтения и поддержки непрерывного образования. Автор – руководитель факультета чтения – рассказывает об участии в проекте справочно-информационного отдела, читального зала, абонемента, об организации и содержании занятий, давших положительные результаты и хорошие отзывы слушателей факультета. С автором можно связаться: petrashe@mail.ru

55. Равинский Д. Экзистенциальный аспект : библиотека как «скорая помощь» / Дмитрий Константинович Равинский // Библиотечное дело. – 2009. – № 7. – С. 36–39 : фот.

На опыте американских библиотек освещены те аспекты библиотечной работы, которые можно назвать экзистенциальными, то есть основанными на глубоком человеческом контакте между библиотекарем и читателем. Рассмотрены: специфика обслуживания заключенных, вопросы работы с религиозной литературой, особенности обслуживания пожилых людей различных возрастных категорий. Отмечено, что выжить в эпоху Интернета библиотеки смогут, лишь развивая те аспекты библиотечной работы, которые не поддаются автоматизации, и таких аспектов достаточно. С автором можно связаться: dravinskij@mail.ru

56. Рейнш А. PR-акции приобщают к прекрасному / Анна Рейнш // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 39.

Опыт ЦБС г Соликамска Пермского края по проведению масштабных PR-акций, пользующихся большим успехом среди детей и взрослых. Например, акция «Прочитал книгу сам – посоветуй и друзьям» прошла в детской фольклорной библиотеке; акция «У вас в гостях «Соликамский рабочий» на базе библиотеки периодики; благотворительная акция «Книжный развал» на краевом фестивале «Огни Гефеста» при большом стечении народа.

57. Селех О. А искусство у нас в почете / Ольга Селех // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 53–55 : фот.

Из опыта ЦБС г. Вольска Саратовской области по информационному обеспечению читательских запросов искусствоведческой тематики. Создание специализированных центров на базе двух филиалов: Центра эстетического воспитания молодежи и Центра литературно-поэтического и интеллектуального отдыха читателей. Успешная работа читательских объединений при библиотеках города, творческое сотрудничество юношеского сектора Центральной библиотеки с музыкальным училищем. Проведение массовых мероприятий: литературно-музыкальных встреч, виртуальных экскурсий, ярмарок народного творчества, фольклорных мини-спектаклей и др.

58. Ситникова Т. «Поляны» радости / Татьяна Ситникова, Валентина Мальченко // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 31–33 : фот.

Из опыта работы по продвижению чтения МЦБС г. Мглин Брянской области. Традиция последних лет – участие Межпоселенческой центральной библиотеки в общегородских мероприятиях с выходом на центральную площадь г. Мглина, в городской парк культуры и отдыха. Тесное сотрудничество МЦБ со службой социальной защиты и участие в работе клуба, где собираются пожилые люди. Одна из задач Мглинской детской библиотеки – помочь детям испытать радость от общения с прекрасным. Проведение театрализованного представления «Поляна сказок» на праздновании Дня города и других мероприятий, объединяющих творческих людей.

59. Филина М. Браво, поэзия! / Марина Филина // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 72–77 : фот.

Из опыта библиотеки «Бестселлер» МБС г. Северодвинска Архангельской области по организации работы литературно-читательского объединения «Творчество» с использованием новейших компьютерных технологий и новых форм, в частности, Поэтического Слэма.

60. Четыркина И. В. «Самая обаятельная и привлекательная» : имидж библиотекаря отдела обслуживания / Ирина Викторовна Четыркина // Библиотечное дело. – 2009. – № 12. – С. 37–39 : фот.

Один из аспектов проблемы, рассматриваемой в статье, – имидж как средство выживания. Если раньше библиотекари, хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в завтрашнем дне, то современные библиотекари нуждаются в активном маркетинге себя и своей роли в обществе. К профессионализму, деловитости, всемерному уважению читателя автор добавляет ещё одно понятие – красота. Библиотекарь – это красивый внутренне и внешне человек, который должен работать в условиях повышенной комфортности и эстетичной среды. С автором можно связаться: library@lib.nspu.ru

СЕЛЬСКОМУ БИБЛИОТЕКАРЮ

61. Алексеева И. Растить гражданина / Ирина Алексеева // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 51–53 : фот.

Из опыта Щедринской сельской библиотеки Ярославского района – победительницы конкурса среди районных и сельских библиотек по повышению правовой культуры избирателей. Все акции, конкурсы, встречи и вечера в Щедринской библиотеке направлены на повышение правовой культуры человека независимо от возраста, будь то дошкольник или подросток; не осталось неохваченным и взрослое население. Все мероприятия, организуемые в библиотеке, рассчитаны на то, чтобы потенциальный пользователь приходил сюда снова и снова, и получал необходимую ему информацию.

62. Банько И. «Золотой век» сельских коллег наступает? / Ирина Банько // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 28–35 : фот.

Подробный рассказ и яркие впечатления о работе секции сельских библиотек на Всероссийском библиотечном конгрессе – XIV Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации в Вологде (май 2009 г.), о. знакомстве с библиотеками г. Вологды и Вологодской области. Краткое изложение содержания выступлений на заседаниях секции, в частности, председателя секции О. В. Птиченко, которая в своём сообщении «Современная сельская библиотека: стратегия выбора в условиях урбанизации», на примере Свердловской области, констатировала: «Для села наступил «золотой век». Библиотекари должны это осознать, подключиться к процессам и начать работать как информационные центры, воспитывать людей в духе сохранения своего народа как вида».

63. Елисеева И. Сам себе волшебник : психологический тренинг в летней школе Всероссийского лагеря сельских библиотекарей в Шепси Краснодарского края / Ирина Елисеева // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 27–28.

Заглавие данной статьи – это название психологического тренинга, в ходе которого много говорилось о современном облике сельской библиотеки, о ее миссии, названии, бренде. В выступлениях коллег отмечалось, что стержнем запоминающегося, неповторимого облика любой библиотеки является яркая, талантливая личность. Группа специалистов была разделена на две подгруппы, одна из которых прошла обучение традиционно, слушая и конспектируя лекции, а вторая подверглась эксперименту, подтвердившего высокую результативность тренингов: участники горели желанием работать, используя полученные знания.

64. Козлова Л. Книжные премьеры для читателей глубинки : новая концепция «передвижки» / Лариса Альбертовна Козлова // Библиотечное дело. – 2009. – № 8. – С. 18–19 : фот.

Доставка книг различной тематики в районные и сельские библиотеки и организация встреч местных жителей с известными писателями, интересными людьми – такова суть проекта Вологодской ОУНБ им. И. В. Бабушкина «Библиотека на колесах». С автором можно связаться: KozlovaL@booksite.ru

65. Куприянова Л. «Союз родных сердец» : грантовая программа губернатора «Семейная библиотека на колёсах» / Любовь Куприянова // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 38–39 : фот.

Приблизить книгу к селянам малочисленных населенных пунктов – цель проекта, реализуемого в ЦБС Рыбинского района Красноярского края. Приобретенный на средства гранта новый библиобус оборудован современными техническими средствами, закуплена новая литература. В рамках проекта прошли презентации, праздники, уроки информационной грамотности и другие мероприятия.

66. Лысанова Л. Встречи смелых и задорных : информационные и социальные технологии в учреждениях культуры Великолукского района [Псковской области] / Лариса Лысанова // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 39–40.

О проектной деятельности библиотек и клубов, объединенных в Информационно-культурный центр. О семинаре, на котором коллеги сельских библиотек и клубов защищали совместно разработанные бренд-проекты, большинство из которых носит краеведческий характер.

67. Молодцова А. Первая в крае, четвертая в России / Алла Молодцова, Любовь Юдина // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 34–38, 2-я с. обл. : фот.

История Частинской центральной районной библиотеки им. Ф. Ф. Павленкова (Пермский край), отметившей 120-летие. Профилирование работы сельских библиотек Частинского района: Ножовская библиотека-музей, Пихтовская библиотека-игротека, Бабкинская – экологического просвещения, Ерзовская – эстетического воспитания, Мельничная – семейного чтения и др. Современная деятельность ЦБС на рубеже XX-XXI вв., участие сельских библиотек в социально-культурных проектах. Малые Павленковские чтения на Частинской земле.

68. Овчинникова Е. У нас много друзей / Елена Овчинникова // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 46–47 : фот.

История и современная деятельность Тюбукской сельской библиотеки Каслинского района Челябинской области, имеющей статус «Павленковская библиотека». Основные направления в её практике – краеведение, просвещение, патриотическое воспитание, досуг.

69. Порубова Т. Вятские-хватские представляют… / Татьяна Порубова // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 20–22 : фот.

Из опыта Пасеговской сельской библиотеки Кирово-Чепецкой районной ЦБС Кировской области. Работа по программе «Библиотека и театр», цель которой – приобщить жителей Пасегова к лучшим образцам художественной литературы, создав на базе сельской библиотеки театральные группы разных возрастных категорий. Привлечение большего числа читателей, продвижение и стимулирование чтения, с использованием таких форм как поэтический вечер, фольклорный праздник, театрализованные турниры, викторины, постановки театральной труппы.

70. Прудникова Е. Храним любовь к родной земле : сельская библиотека как центр сохранения историко-культурного наследия и героико-патриотического воспитания подрастающего поколения / Елена Прудникова // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 62–64 : фот.

Из опыта Прудковского филиала № 24 Сафоновской ЦБС Смоленской области. Представлено содержание целевой программы, разработанной совместно со школой, «Ты идёшь по родному краю», рассказано о работе краеведческого клуба старшеклассников «Родник» и о многих других формах патриотического воспитания, в том числе на основе новых информационных технологий.

71. Яковлева З. Модельная: смена вывески или обновление? / Зоя Яковлева // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 11–13 : фот.

Укская сельская библиотека Ашинского муниципального района Челябинской области получила статус модельной и звание Павленковская как одна из лучших библиотек района. Туда постоянно идут люди, как ходят за родниковой водою к колодцу. Здесь не утрачен теплый гостеприимный дух избы-читальни, хотя библиотека уже давно стала современным информационно-досуговым центром.

БИБЛИОТЕКАРЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С МОЛОДЕЖЬЮ

72. Архипова И. В. О крае, людях и о себе : электронные ресурсы для молодежи / Ирина Архипова, Наталья Екимова // Библиотечное дело. – 2009. – № 11. – С. 26–28 : фот.

Из опыта Челябинской областной юношеской библиотеки по созданию краеведческих электронных ресурсов, мультимедийных энциклопедий: реализованные и будущие проекты. С авторами можно связаться: zinaida_sergeeva@mail.ru

73. Беляева Н. Е. Молодежь в информационном пространстве : чтение и цифровая среда / Надежда Евгеньевна Беляева // Библиотековедение. – 2009. – № 4. – С. 41–45 : табл.

В статье преподавателя кафедры библиотековедения и библиографии Орловского института искусств и культуры рассмотрена роль электронных информационных технологий и Интернета в читательском поведении студенчества. На основе данных социологического исследования, проведенного в 2007–2008 гг. в Орловской области, дано представление о характере и содержании чтения студенческой молодежи. Сделан вывод, что, с одной стороны, для молодежи традиционное чтение книг и журналов остается привычным и популярным источником знаний, но с другой – лидирующие позиции занимает Интернет, опережая в предпочтениях студенчества телевидение и радио. Несмотря на то, что электронные ресурсы активно внедряются в современную реальность, 79% опрошенных отдали предпочтение печатной книге, 16% – электронной, «не имеет значения» – указали 2%.

74. Громова Н. «Титаны духа: общность судеб» : юбилейные мероприятия как форма воспитания молодого поколения / Наталия Громова, Галина Кузьмина // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 21–23 : фот.

Из опыта работы Чувашской Республиканской детско-юношеской библиотеки: мероприятия, посвященные юбилеям Л. Н. Толстого и просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева. Юбилеи подвигли библиотекарей на поиск новых идей в продвижении классической литературы в среде молодых читателей.

75. Елисеева Т. В судьбе моей страны – моя судьба / Татьяна Елисеева // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 57–59.

В Челябинской областной юношеской библиотеке прошел областной молодежный конкурс «История моей семьи в истории родного края». Из 30 районов и городов области поступило около двухсот работ, авторы которых – дети, подростки, студенты, работающая молодежь, семьи. Областные творческие молодежные конкурсы – давняя традиция библиотеки, тема каждого актуальна и интересна молодым, о чем говорит растущее число участников. В жюри конкурсов входят известные писатели, поэты, педагоги.

76. Захаренко М. П. Библиотека для интеллектуальной молодежи / М. П. Захаренко // Библиография. – 2009. – № 3. – С. 65–68 : фот.

Официальное открытие Российской государственной юношеской библиотеки (РГЮБ) в новом качестве после двух лет модернизации. Результат модернизации – преобразование всех библиотечных процессов и визуального пространства в соответствии с современным уровнем информационного и технологического развития общества и с учётом быстро меняющихся потребностей молодых людей. Представлена новая структура библиотеки, обеспечивающая свободный доступ ко всем её информационным ресурсам. Информационная помощь пользователям – как в реальном, так и в виртуальном режимах – задача впервые созданной информационно-аналитической службы по молодежным проблемам.

77. Инькова Л. Территория творчества : инновационная лаборатория пензенских коллег / Людмила Инькова // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 24–26 : фот.

О межрегиональной встрече в Пензенской областной библиотеке для детей и юношества (апрель 2009 г.) методистов и заведующих детскими межпоселенческими центральными районными библиотеками Пензенской области, на которой был представлен опыт юношеских и детско-юношеских библиотек Москвы, Липецка, Самары, Саратова, Ульяновска, Республики Чувашии. Коротко раскрыто содержание наиболее интересных выступлений. Ценность сообщений, заслушанных на инновационной лаборатории, в том, что всё проделанное тем или иным коллективом не перечислялось, а анализировалось и оценивалось с точки зрения результативности.

78. Любовь к Отечеству – родом из детства : материалы Круглого стола / подгот. Олег Бородин // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 6–20 : фот.

Круглый стол журнала «Библиотека» под названием «Война. Победа. Память: 1941–1945. Библиотеки и молодежь – уроки патриотизма» состоялся в рамках Всероссийского библиотечного конгресса – XIV Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации в Вологде (май 2009 г.). Профессиональный разговор библиотекарей об их участии в патриотическом воспитании детей и молодежи выявил целый ряд спорных вопросов, которые стали предметом продолжительных дискуссий. В наиболее острой форме был поставлен вопрос о значении исторической правды, убедительно говорилось о необходимости отбора и рекомендации литературы, формирующей патриотическое мировоззрение, отмечалась важность сотрудничества с учителями школ.

79. Макеева Н. Везет тому, кто много думает : проект «Вернисаж в библиотеке» / Надежда Макеева // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 22–26 : фот.

Из опыта организации выставок изобразительного искусства в Саратовской областной библиотеке для детей и юношества им. А. С. Пушкина. Представлены экспозиции творений учащихся художественных школ и студий города, выставки произведений постоянных читателей, друзей библиотеки разных поколений, художников-профессионалов и любителей. Рассказано об участии студентов Саратовского художественного училища в конкурсах «Авторская книжная закладка» и «Краеведческая открытка».

80. Рыбакова О. Молодой Екатеринбург выбирает классику : результаты одного опроса / Ольга Рыбакова // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 13–14 : фот.

В опросе, проведенном Муниципальным объединением библиотек города Екатеринбурга, приняли участие студенты вузов, колледжей и будущие журналисты из Союза юнкоров Свердловской области. Выявлено их отношение к чтению вообще и к классической литературе в частности, а также кого из авторов молодые люди советуют или не советуют читать своим ровесникам. Перечень авторов, чьи книги стоит, по мнению респондентов, прочесть (80 имен) получился довольно пестрым и во многом неожиданным, охватившим едва ли не все жанры и все эпохи. Список тех, кого не стоит читать, гораздо уже (22 автора) и вызывает больше поводов для удивления. Интересно, что книги Д. Донцовой лидируют и в том, и в другом списке.

81. Скурихина Я. Золотые звёзды на «Проспекте Славы» : экскурсия по «Литературному городу» / Яна Скурихина // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 28–30 : фот.

Представлен оригинальный проект победитель Республиканского конкурса «Большое чтение – 2008». Экскурсия по «Литературному городу», устроенному в Центральной муниципальной библиотеке им. Н. А. Некрасова (г. Ижевск, Удмуртия), смогла удачно соединить показ «архитектурных построек» и деталей городского ландшафта с представлением художественных произведений и литературы в целом. «Изюминка» проекта – креативный дизайн выставки-макета, где архитектурные объекты и названия улиц подсказали книги («Дом на набережной», «Собор Парижской Богоматери», «Медный всадник», «Триумфальная арка», «Невский проспект» и др.). Непростое, требующее немалых знаний путешествие рекомендовано посетителям от 14 лет и начинается с «Проспекта Славы», где каждый узнает о самых лучших произведениях, удостоенных главных литературных премий.

82. Ялышева В. В. Читать или не читать? : дискуссия в режиме реального времени / Вера Ялышева // Библиотечное дело. – 2009. – № 11. – С. 17–19 : фот.

Формы и методы работы библиотек, направленные на продвижение чтения, должны носить адресный характер и учитывать характеристики целевой аудитории. Молодежная среда очень неоднородна в своём отношении к чтению, и по разным параметрам можно выделить различные группы. Это наглядно подтвердила дискуссия по вопросам чтения, прошедшая в Гатчинской ЦРБ Ленинградской области. В статье приведены интересные данные о том, что читают современные молодые люди 14-17 лет. С автором можно связаться: consult@nlr.ru

ДЕТСКОМУ БИБЛИОТЕКАРЮ.

БИБЛИОТЕКАРЮ-ОРГАНИЗАТРУ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

83. Алифанов Ю. П. Модели социальной адаптации : авторские интеллектуальные игры / Юрий Алифанов // Библиотечное дело. – 2009. – № 14. – С. 42.

Игры, созданные автором, помогают детям адаптироваться в современном мире. Дано краткое описание игр: «Детектив», «Дорожные нарушения», «Награды мира и России», «Великие разведчики», «Знаменитые эмигранты России», «Элита: правительство, крупные бизнесмены» и др. Например, игра «Право в России» предполагает прохождение участников по служебной лестнице от младшего консультанта до министра.

84. Боева Л. «Читает книгу мальчик! И я его люблю!» : мир детской книги: современные проблемы чтения и книгоиздания / Людмила Боева // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 31–32.

Информация о проведении в рамках ПРОФИ-центра библиотечного развития Липецкой ОДБ очередного занятия Творческой мастерской сельского библиотекаря, посвященной проблемам детского чтения и опыту ЛОДБ «Лучшие книги – детям: идеи, проекты, программы». Анализ качества современной детской литературы. Опыт проведения мастер-классов по обучению библиотекарей общению с маленькими читателями в форме игры и диалога без дидактической назидательности.

85. Борнеман О. В. Легко ли быть подростком? : профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни / Ольга Борнеман // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 15–18 : фот.

86. Борнеман О. В. Урок для маленького гражданина : путешествия по Правограду для детей и взрослых / Ольга Борнеман // Библиотечное дело. – 2009. – № 14. – С. 38–41 : фот.

Из опыта детских библиотек г. Ярославля. Работа Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого по правовому просвещению по авторской программе «Азбука права» включает три ступени: «Занятия с дошкольниками»; «Путешествие по Правограду» (для родителей); «Правовой лицей» (для педагогов). Праздник «Здравствуй, новый гражданин», посвященный вручению подросткам паспортов и конкурс «Хочу стать мэром!» в библиотеке им. А. П. Гайдара (ф. № 1). Совместная работа детских библиотек с инспекциями по делам несовершеннолетних. Использование игровых форм работы. «Тетрадь доверия» на старшем абонементе ЦДБ, в которой подростки письменно задают вопросы и получают компетентные ответы психолога, в том числе по проблемам наркомании и СПИДа. С автором можно связаться: cdbomo@mail.ru

87. Володина Г. Детская книга XXI века: новые авторы, актуальные жанры / Галина Володина // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 42–45 : фот.

Цель статьи заведующей информационно-библиографическим отделом Липецкой ОДБ – сориентировать детских библиотекарей в потоке современной литературы, который настолько огромен, противоречив и разнороден по нравственному и художественному наполнению, что человек может утонуть в нем, особенно, если этот человек – ребёнок. Даны рекомендации библиотекарям по выбору книг для семейного чтения, представлены лучшие произведения отечественной и зарубежной литературы. В то же время утверждается, что чтение – это прежде всего свобода выбирать, что читать – самому, без учителей и родителей; это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя.

88. Галактионова А. И стар, и млад – все в гости к нам!.. / Алевтина Галактионова // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 34–35 : фот.

Семейные конкурсы и праздники для родителей с детьми в Яранской ЦДБ Кировской области. Например, «Эдуардус-шоу» было посвящено 70-летию Э. Н. Успенского, и все конкурсные задания были составлены по творчеству любимого детского писателя. Школа библиотечного мастерства, обучающая сельских библиотекарей района инновационным формам работы на базе Яранской ЦДБ, районный смотр-конкурс «Библиотека и семья», выявивший лучших библиотекарей, работающих с детьми.

89. Ганзикова Г. С. Детство в искусстве : дискуссии о «картинках» в детских книжках на интернет-форумах / Галина Ганзикова // Библиотечное дело. – 2009. – № 11. – С. 32–38 : фот.

По мнению автора, с которым нельзя не согласиться, библиотекари должны разбираться в качестве иллюстраций, уделять им больше внимания на сайтах, уметь выразительно преподносить их читателям в аннотациях к книгам, в составляемых веблиографических путеводителях и списках. В обзоре интернет-форумов представлена ценная информация, которую при желании можно использовать и для самообразования, и для работы с читателями. С автором можно связаться: gsganz@mail.ru

90. Коровина И. Где найти самые добрые слова? : акция «Чтение в подарок маме» / Ирина Коровина // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 41–43 : фот.

Рассказано, как отмечают в разных странах «День матери» (второе воскресенье мая). Описан опыт проведения праздника в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке – запоминающееся событие для детей их мам.

91. Кубракова Т. Какие вы, родители? / Татьяна Кубракова // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 43–46 : фот.

Прошедший Год семьи стал для библиотек Челябинской области естественным продолжением Года чтения. В рамках областной комплексной программы детских библиотек «Дружим с книгой всей семьёй» проведено множество ярких мероприятий. Эффективным инструментом продвижения семейного чтения стали конкурсы. Дальнейшее распространение получили интерактивные формы работы, направленные на развитие творческой активности читателей: салоны интеллектуального чтения, познавательно-игровые турниры, слайд-шоу, фольклорные праздники, семейные игры. Например, в ЦГБ г. Троицка большой популярностью пользуются «Семейные вечера в библиотеке». В ЦГБ г. Златоуста осуществлен проект «Информационно-библиографический отдел – Году семьи в России»: впервые разработано мультимедийное издание о семье.

92. Лосева М. «Я хочу, чтобы вы были всегда!» / Маргарита Лосева // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 2–6 : фот.

Заглавие статьи – это слова, написанные ребячьей рукой на первой странице книги отзывов нового филиала Областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Пушкина в посёлке «Юбилейный» (г. Саратов). О многом говорят и другие искренние детские строчки: «Я хочу, чтобы все были умными и много читали»; «Я хочу ходить сюда каждый день, я хочу прочитать здесь все книги». Новый филиал располагается в просторном помещении на первом этаже современного многоэтажного здания, где созданы комфортные условия для общения с книгой и компьютером. С любовью, с чутким пониманием детской души оформлены игровые комнаты для самых маленьких читателей. Церемония торжественного открытия состоялась в день рождения великого сказочника Г.-Х. Андерсена. На базе филиала создан новый отдел – его полное название: отдел документально-информационной поддержки образования и самообразования с медиатекой и центром межкультурного общения.

93. Мишина Л. «Мы рассказываем, ты выбираешь» / Людмила Мишина // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 9–12 : фот.

О профориентационной работе, которая активизировалась в период кризиса, Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия. Занятия по профориентации для детей, подростков и юношества, проводимые петрозаводскими библиотекарями, высоко оценены специалистами Министерства образования республики, Госкомитетом по делам молодежи, специалистами центров занятости населения.

94. Носырина О. Летнее чтение – любимый досуг: особенности семейной среды и готовность детей и родителей к совместному общению с книгой / Ольга Носырина // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 2–6 : фот.

Блиц-исследование, проведенное Центральной детской библиотекой г. Рыбинска Ярославской области, – попытка взглянуть на проблему семейного чтения глазами читателей (как детей, так и их родителей). В анонимном опросе приняли участие дети 7-13 лет и их родители. Вопросы анкеты формулировались исходя из трёх составляющих готовности к семейному чтению: наличие домашней библиотеки, чтение вслух как форма проведения семейного досуга, обсуждение прочитанного всей семьёй.

95. Олефир С. В. Для вундеркиндов и не только : использование электронных ресурсов для образования и воспитания / Светлана Олефир // Библиотечное дело. – 2009. – № 11. – С. 29–31 : фот.

Из опыта ЦСДШБ г. Озерска Челябинской области. Приведена система классификации электронных ресурсов. На конкретных примерах показано использование в работе с читателями различных видов ЭР: обучающих игр, мультфильмов, электронных энциклопедий и др. Особо отмечены издания на CD и DVD в помощь чтению, в том числе краеведческие ресурсы. С автором можно связаться: osv@ch-lib.ozersk.ru

96. Охрименко Е. В. Краеведческая деятельность детской библиотеки как фактор межкультурного общения / Е. В. Охрименко // Библиография. – 2009. – № 3. – С. 63–65.

Краеведение – приоритетное направление деятельности Ростовской ОДБ им. В. М. Величкиной, и в масштабах Ростовской области сложилась определенная система работы. Интересные формы межнационального, межкультурного общения юных читателей: детский фестиваль «Книги строят мосты» и областная эстафета в рамках проекта «Книжный ковчег мира»; литературно-творческие конкурсы и др. Создание Сводного каталога библиотек Ростовской области с использованием «OPAC-Global», под которым понимается система баз данных, обеспечивающих взаимодействие государственных и муниципальных библиотек. Формирование библиографическим отделом ОДБ полнотекстовой краеведческой базы данных.

97. Ощепкова Н. Жить в согласии с природой / Нина Ощепкова // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 60–62 : фот.

Приобщить детей к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, причастности к сохранению и защите братьев наших меньших – такова цель всех экологических мероприятий, проводимых муниципальными библиотеками Чаинского района Томской области. Интересные формы работы: шоу «Мисс Киска», беседа-дискуссия «Человек на планете Земля», игровая программа о птицах «Птичий базар», экоурок «Свалка по имени Земля», викторина «Угадай растение», лесной КВН «Земля – наш дом», книжная выставка и познавательная игра «Не наступите на жука».

98. Петрова Н. Объединит поколения книга / Наталья Петрова // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 47–48 : фот.

С 2007 года в Пскове действует программа по привлечению детей дошкольного возраста к чтению «Читаем вместе». Прошедший Год семьи стал дополнительным импульсом для продолжения реализации и развития этой программы, для поддержки и сохранения ценностей семейного чтения среди псковичей. В библиотеках города проведена необычная Неделя детской и юношеской книги под названием «Читали папы, мамы, теперь читаем мы!»; для детей и их родителей организован творческий конкурс «Любимая книга твоей семьи», а финальным событием Недели стала интеллектуальная игра «Один против всех», участники которой отвечали на вопросы Книжной Волшебницы.

99. Петровская Н. А гражданином стать обязан / Нелли Петровская // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 28–29.

Из опыта Астраханской областной детской библиотеки по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Работа в рамках областной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»: проведение мероприятий из цикла «Великие битвы Великой Отечественной войны». Система мероприятий патриотической направленности – это ставшие традиционными «часы мужества», презентации и обсуждения книг.

100. Преминина Е. Преданья старины глубокой / Елена Преминина // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 67–71 : фот.

Опыт историко-краеведческой работы ЦДБ им. Ярослава Мудрого г. Ярославля. Праздничное открытие в ЦДБ Визит-центра «Ярослав Мудрый». Уникальная деятельность библиотеки по поиску и изучению материалов о Ярославе Мудром, направленная на то, чтобы юные ярославцы чтили, знали и помнили историю своего города и его основателя.

101. Расошенко В. Н. Тролли и эльфы в гостях у Алеси: подарки со всего света / Валентина Николаевна Расошенко // Библиотечное дело. – 2009. – № 9. – С. 8–11 : фот.

Музей игрушки стран мира, созданный в Светлогорской районной ЦБС (Беларусь), – одна из форм привлечения школьников в библиотеку, расширения их кругозора, воспитания у них толерантного сознания. Местом размещения Музея была выбрана одна из самых больших детских библиотек города. К участию в формировании экспозиции были привлечены читатели библиотеки, зарубежные гости города, библиотекари городских филиалов, члены их семей и родственники, побывавшие в туристических поездках. Основная цель всех организуемых детской библиотекой мероприятий – объединить игрушку и книгу в деле воспитания уважения к традициям и особенностям культуры разных народов. Более подробно музей игрушки представлен на детской странице сайта РЦБС: svetlib.gomel.by. С автором можно связаться: SRCBS@mail.gomel.by

102. Рыжанкова М. Б. Островок детства во взрослом мире : опыт создания комфортной среды / Марина Борисовна Рыжанкова // Библиотечное дело. – 2009. – № 12. – С. 30–31 : фот.

Создание комфортной и привлекательной библиотечно-досуговой среды для детей в библиотеке поселка Коммунистический Межпоселенческой библиотеки Советского района (Тюменская область). Автор не разделяет мнения, что в библиотеке должно быть тихо и спокойно. «Пусть в нашей библиотеке раздается детский смех, пусть дети играют, читают, наблюдают за жизнью животных в отделе экологии и живой природы, знакомятся с прошлым в «Музее истории посёлка». Пусть библиотека будет для детей местом, где кипит жизнь». С автором можно связаться: marina_r69@mail.ru

103. Рылова Е. Земля защиты требует / Екатерина Рылова // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 41–45 : фот.

Просвещению, образованию и воспитанию экологической культуры детей посвящена деятельность сельских библиотек Кирово-Чепецкой ЦБС. Представлено большое разнообразие ярких интересных мероприятий: от громких чтений, экоуроков, эрудит-лото – до конкурсов, праздников, шоу, театрализованных представлений. По результатам работы ЦРБ создала электронный сборник лучших массовых мероприятий экологической тематики «Увлекательный мир природы», а также электронный сборник творческих работ детей «С любовью о птицах».

104. Селищева Л. «Беби-АРТ»: взаимодействие детской библиотеки и семьи в поддержку творческого развития читателя / Лидия Селищева // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 30–32.

Из опыта Липецкой ОДБ по организации занятий в студии творческого развития читателя «Беби-АРТ». На вопрос, с чего начать, автор отвечает: «Со сказки!». Занятия в студии помогают детям осваивать мир красоты и добра, овладевать основами информационной культуры и изобразительной грамоты, открывают им путь к пониманию изобразительного, театрального искусства, а также окружающего мира.

105. Скуридина Ю. Открываем богатства журнального царства : популяризация детских периодических изданий : мастер-класс / Юлия Скуридина, Галина Соболева // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 17–20.

Репертуар детских периодических изданий весьма интересен и разнообразен. Поэтому библиотекарям сегодня очень важно правильно определить, какие из них могут быть действительно полезны малышам и подросткам. Помощь в этом предлагают авторы – специалисты Липецкой областной детской библиотеки. Они дают рекомендации, как можно эффективно использовать журналы, делятся опытом проведения занятий в пресс-студии «Журнальный столик» и предлагают сценарий первого занятия, дающего детям первоначальные представления о журналах и журналистике в игровой, театрализованной форме.

106. Смутнева Е. У «Заветной мечты» / Елена Смутнева // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 65–66 : фот.

Обмен инновационными идеями, демонстрация достижений и опыта, расширение диапазона профессионального общения – таковы цели V Регионального фестиваля детских библиотек Сибири «Книжная культура и детское чтение». По мнению участников, фестиваль дал массу ярких впечатлений, явился толчком для дальнейшей работы.

107. Сорокина А. Моя фамильная драгоценность / Анастасия Сорокина // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 59–61 : фот.

О церемонии награждения победителей конкурсов «Самая читающая семья Подмосковья» и «Родословная моей семьи», организованных Московской областной государственной детской библиотекой. Тысячи детей и их родителей в районах и городах участвовали в первом этапе конкурса, лучшие из них прошли на областной тур. Благодаря вдохновителям-библиотекарям ребятишки написали сотни литературных эссе, стихотворений, вместе со взрослыми создали семейные альбомы и рукописные книги.

108. Стрелкова Е. В. Маленькие жители большой Сети : о «миграции» электронных ресурсов детской библиотеки / Елена Стрелкова // Библиотечное дело. – 2009. – № 11. – С. 6–12 : фот.

Последовательное внедрение новых видов обслуживания на правовой основе и отказ от технологий, которые ведут к разовым или системным нарушениям, рассматривается как новый этап модернизации детских библиотек на примере Ленинградской области и опыте Ленинградской ОДБ. С автором можно связаться: sev@unilib.neva.ru

109. Телятникова Е. Говорящие закладки: исследования читательских предпочтений подростков / Евгения Телятникова // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 15–17.

Из опыта работы с книжными выставками в Тарской ЦРБ Омской области: выставки-сюрпризы, выставки-просмотры, выставки-уроки для детей разных возрастных групп. Выявление интереса читателей к литературе различной тематики методом анкетирования. Оформление детьми закладок к понравившимся книгам.

110. Тихомирова И. Растим читателя-творца : эстафета добра и творчества / Ирина Ивановна Тихомирова // Библиотечное дело. – 2009. – № 10. – С. 25–26.

Обобщен опыт лучших библиотек страны по воспитанию читательской культуры у детей. Перечислены новые тенденции в библиотечной работе с детьми. Представлен подготовленный автором данной статьи сборник, в который вошли материалы библиотекарей из 16 городов России. С автором можно связаться: next84@list.ru

111. Фомина Л. Читательское развитие как педагогическая задача / Лариса Фомина // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 36–39.

Детская библиотека – учреждение, которое трансформирует и овеществляет социальный опыт человечества в сфере чтения. Что же она может сделать для развития ребенка? Говоря о развивающем потенциале библиотечной среды, автор делает вывод, что в современных условиях полноценное читательское становление невозможно без опыта пользования библиотекой. Рассмотрены вопросы обучения детей основам культуры чтения и информационной грамотности – базовым навыкам, необходимым для любого вида познавательной и трудовой деятельности.

112. Чудинова В. П. Жизнь в онлайне. Киберпространство: защита прав детей и задачи библиотек / Вера Чудинова // Библиотечное дело. – 2009. – № 11. – С. 20–25 : фот.

Защита детей и подростков в Сети – один из важнейших вопросов безопасности детства, который требует решения на всех уровнях. Необходима новая стратегия создания гуманного «детского» киберпространства. Библиотекари, работающие с детьми, – это просветители и консультанты по безопасности в Интернете, а также лоцманы-навигаторы в киберпространстве. Интернет-сайты библиотек – важнейшее средство формирования личности ребенка. Для того, чтобы библиотекари смогли принять широкое участие в этой работе, необходимо технологическое переоснащение большей части библиотек, их полное подключение к Интернету. С автором можно связаться: chudvp@yandex.ru

113. Шакирова З. Читаем вместе : опыт семейного чтения в библиотеках Башкортостана / Зульфия Махмутовна Шакирова // Библиотечное дело. – 2009. – № 10. – С. 35–37 : фот.

Освещен опыт проведения детскими библиотеками республики конкурсов, акций и фестивалей. Например, республиканский конкурс среди детских и юношеских библиотек «Я люблю читать!», проведенный Центром детского чтения Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди, одно из наиболее ярких и интересных событий в библиотечной жизни Башкортостана.

114. Шеламова Г. Как важно знать и чтить свои корни / Галина Шеламова // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 30–33 : фот.

Об итогах детского творческого конкурса «Виват, семья!», проведенного в ЦБС г. Ельца Липецкой области. Автор размышляет о том, что дал конкурс детям, принявшим в нем участие, и что он дал родителям и библиотекарям. Каков же главный итог конкурса? «Он, как солнечный лучик, прошёлся по душам и сердцам всех, кто оказался к нему причастным, и согрел своим теплом, добротой и любовью».

115. Шноль С. «А здесь прикольно!», или Как заманить ребёнка в библиотеку / Софья Шноль // Библиотечное дело. – 2009. – № 12. – С. 32.

Чем может быть для детей привлекательна библиотека? Как книги могут выиграть в конкурентной борьбе за детскую любовь у таких соперников, как мобильные и компьютерные игры и Интеренет? И что для этого могут сделать библиотеки? Устроить очередное мероприятие для детей или просто позволить детям быть собой? Сыграть на их стремлении к «взрослости» или дать больше свободы? Советы московского психолога наверняка заинтересуют детских библиотекарей. С автором можно связаться: sonia_schnoll@pochta.ru

Содержание

I. Информационный бюллетень новых поступлений Пермской краевой библиотеки им А.М. Горького

4

II. Информационный бюллетень Пермской краевой детской библиотеки

7

III. Информационный бюллетень новых поступлений

литературы специальных форматов поступивших в Пермскую краевую специальную библиотеку для слепых.

8

IV. В помощь профессиональному самообразованию: путеводитель по страницам журналов. Выпуск 2(июль–сентябрь 2009 г.)

31



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень 3 квартал 2010 года Пермь 2010 Впомощь библиотекарю: информ бюл.: 3 кв. 2010 г

    Информационный бюллетень
    В помощь библиотекарю: информ. бюл.: 3 кв. 2010 г. / Перм. гос. обл. универс. б-ка им. А. М. Горького, отд. науч.-исслед. и метод. работы, Перм. обл. дет.
  2. Информационный бюллетень 1 квартал 2011 года Пермь, 2011 Впомощь библиотекарю: информ бюл: 1 кв. 2011 г

    Информационный бюллетень
    В помощь библиотекарю: информ. бюл: 1 кв. 2011 г. / Перм. гос. краев. универс. б-ка, Перм. краев. дет. б-ка, Перм. краев. спец. б-ка; сост. Ю. В. Поздеева.
  3. Информационный бюллетень 2 квартал 2010 года Пермь 2010 Впомощь библиотекарю: информ бюл. 2 кв. 2010 г

    Информационный бюллетень
    Ежеквартальный бюллетень “В помощь библиотекарю” издается краевой библиотекой им. А.М. Горького, краевой специальной библиотекой для слепых и краевой детской библиотекой им.
  4. Информационный бюллетень 2 квартал 2011 года Пермь, 2011 Впомощь библиотекарю: информ бюл.: 2 кв. 2011 г

    Информационный бюллетень
    Ежеквартальный бюллетень “В помощь библиотекарю” издается краевой библиотекой им. А.М. Горького, краевой специальной библиотекой для слепых и краевой детской библиотекой им.
  5. Информационный бюллетень 4 квартал 2009 года Пермь, 2010 Впомощь библиотекарю: информ бюл.: 4 кв. 2009 г

    Информационный бюллетень
    В помощь библиотекарю: информ. бюл.: 4 кв. 2009 г. / Перм. гос. краев. универс. б-ка им. А. М. Горького, Перм. краев. дет. б-ка им. Л. И. Кузьмина, Перм.

Другие похожие документы..