Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методическая разработка'
Любовная тема в мировой поэзии занимает одно из первых мест. Вспомним бессмертные художественные образы у Данте (Беатриче), у Петрарки (Лаура), Пушки...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для специальностей СПО:...полностью>>
'Регламент'
Для получения информации о том, когда в организации сменился главный бухгалтер: Необходимо в справочнике «Организации» посмотреть информацию в регистр...полностью>>
'Документ'
1.1. Положение об учебно-методическом комплексе предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению дисциплин, входящих в...полностью>>

Учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009 (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)

Кафедра административного, финансового и коммерческого права

Одобрено учебно-методическим советом

юридического факультета

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СУДОПРОИЗВОДСТВО

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебно-методический комплекс

Специальность: 030501 Юриспруденция

Москва 2009

Автор-составитель:

Зинченко Н.И., докт. социол. наук, канд. юрид. наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права

Учебно-методический комплекс «Судебная власть и судопроизводство в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине по специальности 030501 – «Юриспруденция».

Учебная дисциплина “Судебная власть и судопроизводство в Российской Федерации” является факультативной дисциплиной подготовки специалистов по специальности: 030501 – «Юриспруденция».

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ 4

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ 7

В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ 7

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 11

5. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13

7. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 16

8. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 21

8.1 Примерная тематика рефератов (эссе, докладов) 24

8.2 Тестовые задания 27

9. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 38

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 40

ДИСЦИПЛИНЫ 40

10.1 Список источников и литературы по дисциплине 40

10.2. Методическое обеспечение дисциплины 48

11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ 48

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 48

12. ГЛОССАРИЙ 49

1. ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная власть и судопроизводство в Российской Федерации» разработан на основе действующего федерального законодательства в области реализации судебной власти с учетом сложившейся судебной практики, принципов судопроизводства и судебных актов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Комплекс включает основные вопросы, связанные с организацией, порядком и условиями преподавания этой учебной дисциплины, методического обеспечения учебного процесса, а также контролем и проверкой качества обучения, определения уровня остаточных знаний у студентов.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Судебная власть и судопроизводство в Российской Федерации» будет способствовать системному усвоению знаний о судебной власти, об осуществлении правосудия, о гражданском, уголовном, административном и арбитражном судопроизводстве, об организационном обеспечении деятельности судов, исполнении судебных решений, основных направлениях развития судебной системы в современных условиях, о роли судейского сообщества и других институтов гражданского общества в реформировании судебной деятельности.

Настоящая учебная дисциплина непосредственно связана с блоком общепрофессиональных дисциплин и, будучи ориентированной на обеспечение законности и правопорядка в стране, охрану прав и свобод человека и гражданина через сложившуюся систему органов правосудия, создает определенную основу для комплексного изучения других общепрофессиональных и специальных правовых дисциплин. Получение обучающимися знаний о судебной системе, принципах правосудия, организации и деятельности органов судебной власти значительно облегчает изучение базовых отраслей права и других специальных юридических дисциплин.

Особое место при изучении данной дисциплины отводится статусу судей, самостоятельности судебной власти, независимости судей при рассмотрении конкретных дел, осознанию ими важнейшей государственной и общественной миссии – объективного, справедливого и беспристрастного разрешения социальных конфликтов и споров на основе права.

Лекции являются основным видом учебных занятий. На лекциях студенты изучают теоретические вопросы, связанные с институтами судебной власти и их функционированием в условиях правового демократического государства.

Семинары предназначены для углубления и закрепления знаний студентов по конкретным темам учебной дисциплины, формирования у них профессиональной правовой культуры, а также для контроля за качеством самостоятельной работы по усвоению учебной образовательной программы. Самостоятельная работа является основным методом творческого изучения учебной дисциплины. В целях ее оптимальной организации студенты получают методическую помощь преподавателя в процессе индивидуальных и групповых консультаций. Изучение учебной дисциплины подразумевает также прохождение тестирования и написание контрольной работы.

В комплексе раскрыты содержание и объем учебного материала; излагаются виды, последовательность и порядок проведения занятий; дается перечень контрольных вопросов для определения уровня остаточных знаний у студентов; излагаются материалы тестирования, примерная тематика контрольных работ; приводится список рекомендуемой литературы и нормативных источников по изучаемой учебной дисциплине. Он предоставляет возможность рационально используя отведенный лимит учебного времени, расширить и дополнить знания в области юриспруденции, а также подготовить учащихся к выбору будущей профессии в сегменте практической работы по юридической специальности.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины является подготовка студентов к профессиональной правоохранительной деятельности, осуществляемой как непосредственно в системе органов судебной власти и правоохраны, так и через другие правозащитные институты, апеллирующие к механизму судебного воздействия на правонарушителей и использующие государственные полномочия судов для упорядочения правоотношений в системе общественной саморегуляции.

Задачи учебной дисциплины – ознакомить студентов с действующей системой судебной власти, раскрыть ее основные понятия, категории и институты; изучить полномочия, принципы организационного построения и особенности формирования судов, формы и методы их работы; дать представление о концепции судебно-правовой реформы, об основных направлениях судебной деятельности по борьбе с преступностью в стране, о механизме осуществления правосудия, процедурах судебного контроля и надзора за правоохранительной деятельностью в целом.

Предмет учебной дисциплины – организация, содержание и основные направления деятельности судов различных видов, их взаимодействие между собой и с другими органами правоохраны, а также с негосударственными правозащитными организациями и отдельными гражданами.

Соотношение учебной дисциплины «Судебная власть и судопроизводство в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами определяется совокупностью всех взаимодействий и особенностей, которые проявляются при изучении общегосударственной системы мер по поддержанию законности правопорядка в стране с использованием возможностей правовой системы. Эта связь двух систем представляет собой некий симбиоз отношений личности, общества и государства по поводу поддержания законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, реализации охранительной функции государства в рамках конституционного закрепления принципа разделения властей. С этих позиций и определяется соотношение данной учебной дисциплины с другими учебными дисциплинами и соответствующими отраслями права, которые изучают студенты юридических вузов и юридических факультетов. При этом полученные студентами знания могут способствовать более эффективному и рациональному усвоению учебного материала по курсам: гражданского, арбитражного и уголовного процесса; конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-исполнительного права; расследования и дознания; криминологии, криминалистики, прокурорского надзора, адвокатуры и нотариата. Поэтому изучение дисциплины “Судебная власть и судопроизводство в Российской Федерации” строится с учетом объема и содержания перечисленных дисциплин, а также профессиональной ориентации и квалификационной характеристики будущих юристов.

Система знаний по учебной дисциплине включает в себя лексико-терминологическую, нормативно-правовую, организационно-техническую и институционально-структурную составляющие, без изучения которых нельзя глубоко и всесторонне уяснить деятельность судебной власти, ее актуализацию в современных условиях и тенденции развития на ближайшую и более позднюю перспективу в формационном и цивилизационном понимании российской государственности.

3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Адаптивное обучение – способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения (семинарские занятия по всем темам).

Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: драматизация, инверсия, метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма и др. (семинарские занятия по всем темам).

Выездные школы – это интенсивные формы коллективного обучения в режиме «погружения» в профессиональную среду. Студенты получают возможность упорядочить знания, развить практические навыки групповой работы, обменяться опытом и установить деловые связи (практические занятия к темам 2, 4, 5).

Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений должностными лицами или специалистами в различных ситуациях служебной деятельности (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения в юриспруденции с целью познания правил поведения, их нормативно-правового регулирования, освоения процессов принятия ответственных решений (практические занятия к теме 3).

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает как устный дискурс, так и написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной учебной программой (семинарские занятия по темам 1, 2, 6).

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы или вопроса (семинарские занятия по темам 1, 2).

Круглый стол – один из эффективных способов для обсуждения наиболее сложных и актуальных на текущий момент вопросов в изучаемой профессиональной сфере. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе свободного диалога, осуществить обмен опытом и раскрыть творческие инициативы (семинарское занятие тема 7).

Мастер-класс – семинар, который проводит эксперт или практик (действующий специалист) в области правоохранительной деятельности и осуществления правосудия, их правого регулирования, для тех, кто хочет улучшить свои практические навыки в этом предмете (семинарские занятия – раздел 7).

Метод «кейс-стади» – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его (семинарские занятия по темам 3, 6).

Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какой–либо ситуации или явления (действия, бездействия). В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (темы для самостоятельной работы студентовраздел 8).

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для самостоятельного выбора студента (вопросы к зачету и практические задания, используемые для осуществления текущего контроля и самостоятельной работы).

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие специальной компетентности и межличностного профессионального поведения обучаемого контингента (практические занятия по темам).

Инновационно-педагогические технологии комплексно используются в преподавании настоящей учебной дисциплины. Наряду с лекциями, как традиционным методом обучения, исходя из запланированного времени и с учетом имеющегося материально-технического обеспечения, в учебный процесс предполагается поэтапно внедрять перечисленные выше формы и методы обучения. Их использование в учебном процессе дифференцируется и обосновывается содержанием учебной дисциплины применительно к каждой конкретной теме, а также с учетом планирования порядка проведения занятия.

В начале курса применяется метод адаптивного обучения. Цель семинарского занятия может быть определена путем постановки индивидуальных заданий для каждого студента по базовым темам, а затем достигнута в ходе активного обучения. Каждый студент, получив определенное ролевое задание (вопрос из плана семинара), активно участвует в учебном процессе. На данном этапе обучения важное значение для последующей самостоятельной работы студентов над темами курса имеет овладение ими информационно-коммуникационными технологиями, применяемыми при систематизации правовой информации (презентация), что реально в условиях проведения занятий в действующем в электронном читальном зале или специально оборудованных мультимедийных аудиториях.

Учебный материал в значительной степени усложняется в центральных темах курса и практических занятиях. Заявленные в них целевые установки могут быть достигнуты интенсификацией процесса обучения в целом. Данная задача решается при проведении конкретных занятий путем сочетания разнообразных педагогических технологий, в большей степени способствующих передаче преподавателем знаний студентам по указанным темам.

Как показывает педагогическая практика, теоретические вопросы лучше усваиваются, когда учебная работа проводится в форме дискуссии. Добиваясь от каждого студента качественного выполнения в часы самостоятельной работы индивидуального задания, преподавателем планируется их подготовка к проведению дискуссии в учебное время. Примерная тематика эссе, тезисов, рефератов для дискуссии предлагается преподавателем с учетом пожелания студента. При выборе и формулировании конкретной темы выступления обязательно учитывается обоснованное мнение студента-докладчика и содокладчика по данному вопросу. Как правило, позиции, изложенные в ходе дискуссии по одной проблеме, полностью не совпадают. На протяжении ряда таких занятий, добиваясь от студентов концентрации внимания, необходимо вырабатывать умение слышать и отмечать особенности правовой аргументации собеседника, выделять главное в обсуждаемой теме, правильно задавать вопросы, а в итоге – организовать публичный спор (диспут). Его предполагается использовать как одну из самых активных форм работы со студентами в атмосфере свободного, непринужденного обсуждения по острым правовым проблемам реформирования судебной власти и судебной системы.

Наиболее сложные и актуальные вопросы практики судебной деятельности и ее законодательного закрепления эффективнее усваиваются в режиме «погружения» в профессиональную среду. Моделирование ее условий в учебном процессе предполагается осуществлять в рамках круглого стола. Важная организационная задача в этом направлении – наладить регулярный обмен опытом практической работы с действующими специалистами в этой области, работающими в судебных органах. Подражание, изображение, совместное с преподавателем обсуждение судебных ситуаций и решение аналоговых задач правосудия, создание различного рода юридических документов (судебных актов) как активные средства обучения особенно полезны при проведении практических занятий. В этом направлении предполагается внедрять в педагогическую практику мастер-классы: семинары с участием известных действующих специалистов (судей, экспертов, научных сотрудников) в указанной области. Выездные школы помогут студентам «погрузиться» в юридическую среду, для чего намечается проработка возможности их присутствия при реальном рассмотрении соответствующих конфликтов и споров в различных судах, освещении результатов их разрешения в средствах массовой информации.

При изучении дисциплины обучаемый должен освоить все темы, предусмотренные учебной программой, подготовить в ходе самостоятельной работы ответы на вопросы семинарского занятия, написать реферат либо контрольную работу на одну из предложенных тем или по тестам.

В процессе изучения дисциплины предусмотрены две формы контроля: промежуточный контроль в виде вопросов – заданий после каждой изучаемой темы и итоговый контроль в виде зачета по всей дисциплине. Перечень вопросов для подготовки к зачету включен в пакет методических материалов.

Изучение дисциплины необходимо начать с уяснения понятийного аппарата и конституционных принципов организации и функционирования судебной системы. Важно уметь раскрыть содержание основных видов судебной деятельности, их конституционное закрепление и отражение в действующем законодательстве. Следует понять специфику реализации судебной власти на современном этапе.

Цель проведения аудиторных занятий по курсу «Судебная власть и судопроизводство в РФ» – формирование теоретических знаний и практических навыков у студентов по приобретаемой ими специальности. По окончании курса студенты должны уметь: анализировать учебную литературу, нормативные правовые акты, научные публикации, материалы судебной практики, профессионально вести дискуссию с аргументированным изложением своего мнения. Этим целям служат устные сообщения по написанным докладам и рефератам, во время которых студенты приобретают еще один полезный навык для своей будущей профессии – умение в кратком виде, логично и содержательно изложить обсуждаемый вопрос.

Заключительная тема курса обсуждается на последнем семинаре, во время которого студенты могут дать развернутое изложение каждого из вопросов семинарского занятия по данной теме (доклад). На этом же занятии подводятся общие итоги обучения за семестр. Завершается изучение факультативной дисциплины зачетом, который может быть проведен в форме тестирования или коллоквиума.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны знать теоретические вопросы по организации судебной власти и реализации ее органами (судами) своих полномочий в области осуществления правосудия, включая: понятие и виды судебной власти; судопроизводство; правила судебной процедуры и процессуальное положение ее участников; демократические (конституционные) принципы правосудия; стадии судебного процесса, порядок обжалования судебных решений; органы судейского сообщества и правовой статус судей; организационно-технические аспекты обеспечения деятельности судов. Они должны уметь толковать нормы закона в контексте судебного разбирательства, правильно оперировать доказательствами, определять цели и замысел законодателя при принятии тех или иных нормативных положений и их основную идею. Это особенно важно в современных условиях, характеризующихся высоким уровнем динамики законотворческого процесса. К концу изучения данной дисциплины обучающиеся должны иметь не только общее представление о судебной власти и судопроизводстве в Российской Федерации, но и приобрести конкретные навыки работы для возможного участия в судебном процессе.

При подведении итогового контроля по учебной дисциплине преподаватель учитывает: посещение студентами занятий, их активность на занятиях, устные ответы на поставленные вопросы, выполнение письменных и тест-контрольных работ, написание рефератов, участие в проводимых деловых играх, выступления с докладами и другие виды работ, свидетельствующие об углубленном изучении студентом предлагаемого курса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Российское предпринимательское право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 030501 – «Юриспруденция»
  2. Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета уголовно-исполнительное право учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по уголовно-исполнительному праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030501 «Юриспруденция».
  3. Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета земельное право учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине по специальности 030501 Юриспруденция
  4. Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета судебная медицина учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Судебная медицина» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине по специальности 030501 «Юриспруденция».
  5. Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета проблемы теории государства и права учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Проблемы теории государства и права» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине по специальности

Другие похожие документы..