Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
А.Б. Селюцкий, г. Петрозаводск. Мастер ТРИЗ. Соратник Г.С.Альтшуллера. Соавтор двух книг по ТРИЗ: «Вдохновение по заказу» (1977) и «Крылья для Икара»...полностью>>
'Исследование'
Защита состоится «29» декабря 2010 г. в 14-00 часов на заседании Диссертационного совета ОД 53.33.01 по защите диссертаций на соискание ученой степен...полностью>>
'Документ'
Уотсон Джон (1878-1958) - американский психолог, основатель бихевиоризма, автор трудов по поведению животных и человека, сравнительной психологии, нау...полностью>>
'Документ'
Современный этно-расовый лик земли образовался в результате развития расовых и социальных категорий. Изначально группировки древних людей были террит...полностью>>

Курс лекций Часть 1 Составитель заведующая отделом инноваций Института технологии металлов нан беларуси О. О. Станюленис Могилев 2008

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ МЕТАЛЛОВ

НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Курс лекций

Часть 1

Составитель

заведующая отделом инноваций

Института технологии металлов НАН Беларуси О.О.Станюленис

Могилев 2008

Содержание:

1. ОСНОВЫ ОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ 3

1.1.Развитие теории и практики менеджмента 3

1.2.Функции менеджмента 7

1.3. Структура управления 9

1.3.1. Выбор структуры управления 9

1.3.2. Типовые структуры систем управления 11

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 15

2.1. Сущность стратегического менеджмента и его эволюция 15

2.2. Конкурентные преимущества – основа стратегии 16

2.3. Стратегическое видение 17

2.4. Разработка стратегии 17

2.4.1. Миссия компании 20

2.4.2. Цели компании. Иерархия целей по уровням управления 23

2.5. Модели стратегического менеджмента 25

2.6. Стратегическая пирамида 27

2.7. Виды стратегий 29

2.7.1. Стратегии конкуренции 29

2.7.2. Стратегии развития 30

2.7.3. Стратегии сокращения 30

2.8. Стратегический анализ 31

2.8.1. Внешняя среда 31

2.8.2. Внутренняя среда 31

2.9. Матричные методы стратегического анализа 32

2.9.1. Матрица БКГ 32

2.9.2. SWOT анализ 34

3. ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 37

3.1. Основные понятия 37

3.2. Технологические уклады 39

3.3. Роль научно-технический достижений в современном мире 40

3.4. Национальные инновационные системы. Экономика знаний 44

4. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 48

4.1 Разработка сетевого плана проекта. Графики Гантта 51

4.2 Командный менеджмент 53

4.3 Управление риском 55

Список используемой литературы 59

1. ОСНОВЫ ОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Развитие теории и практики менеджмента

Производственная деятельность всегда связана с согласованными действиями группы людей, использующих многообразные ресурсы. Организовать эту деятельность призван менеджер - человек, который способен направить не схожих по темпераменту, обладающих различной квалификацией личностей и превратить их в команду. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей.

Важность управленческой функции доказывается еще древними организациями. Легионы Римской империи с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армии на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные страны оставлялись под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь – важная составляющая любой организации. Знаменитые дороги помогали собирать налоги и дань в пользу императора. Хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями и подавлять восстания.

Первое понимание того, что управлению нужен научный подход пришло в начале 20 века. Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Бизнесмены пытались использовать преимущества технического прогресса с максимальным эффектом выполнения работы.

Научное управление наиболее связано с работами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилиан Гилберт, Генри Гантта(1885-1920). Авторы работ по научному управлению пришли к выводу, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно значительно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного управления. Это давало возможность руководству установить нормы производства, которые были выполнимы и платить больше тем, кто их перевыполнял. Концепция научного управления стала серьезным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная наука. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в организации труда могут эффективно способствовать достижению целей организации (ранее работники сами планировали свой трудовой день). Научное управление также признавало важность человеческого фактора. Подчеркивалось большое значение обучения людей и отбора персонала при приеме на работу.

Авторы административной школы управления Анри Файоль, Линдал Урвик, Джеймс Д.Муни (1929 – 1950) подчеркивали необходимость не только управлением производством, но и организацией в целом. Классическая школа рассматривала управление как процесс, состоящий из взаимосвязанных функций планирования и организации, а также вводит принцип единоначалия, разделения труда, полномочий и ответственности и др.(таблица 1) [1].

В 30 годы 20 века зародилась школа человеческих отношений. Самыми крупными идеологами школы были Мери Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо. Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Работники могут сильнее реагировать на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и материальные стимулы. Школа человеческих отношений рекомендовала руководителю проявлять большую заботу о своих работниках. Результат - уровень удовлетворенности работника будет возрастать и это приведет к повышению производительности труда.

Таблица 1 – Принципы управления Анри Файоля

Принцип управления

Содержание

Разделение труда

Специализация является естественным порядком вещей

Полномочия и ответственность

Полномочия – это право отдавать приказ, а ответственность – ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность

Дисциплина

Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между формой и ее работником. Установление этих соглашений, из которых вытекают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей

Единоначалие

Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника

Единство направления

Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя

Подчиненность личных интересов общим

Интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами компании

Вознаграждение работников

Распределение заработной платы должно быть справедливым

Централизация

Централизация является естественным порядком вещей. Однако, важна правильная пропорция между централизаций и децентрализацией

Скалярная цепь

Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающее самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб.

Порядок

Место для всего и все на своем месте

Справедливость

Это сочетание правоты и правосудия

Стабильность рабочего места для персонала

Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место

Инициатива

Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию

Корпоративный дух

Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала

В 1940-1960 это направление (школа человеческих отношений) было продолжено развитием теории организаций как социальных систем, но по своему характеру это уже было не что иное, как использование достижений в психологии и социологии, - наук о человеческом поведении – в управлении. Среди наиболее крупных фигур этой школы Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак Грегор, Фредерик Герцберг. Школа поведенческих наук отличается от школы человеческих отношений тем, что сосредоточена, прежде всего, на налаживании межличностных отношений, повышение эффективности организации рассматривается как следствие повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Новый рывок в управленческой мысли – развитие современных количественных методов обоснования решений в 1950-1960 годы – оказался прямым следствием применения математики и компьютеров в управлении.

На рубеже 1970 годов переломной для всей управленческой мысли явилась четко сформулированная идея о том, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. 70-80 – е годы прошли в интенсивных поисках взаимосвязей между типами среды и различными формами управления.

Десятилетие 80-х ознаменовалось новым прорывом - открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления. Именно тогда теоретики пришли к заключению, что главная сила прогрессивных изменениях кроется в человеке, а точнее в его сознании, в культуре.

90-е годы характеризуются тремя основными тенденциями, развивающимися параллельно. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому – осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции. Вторая тенденция касается социальных и поведенческих аспектов. Усиливается внимание не только на корпоративной культуре, но и на различных формах демократизации управления: участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческой функции, в собственности. Третьей тенденцией управленческой мысли в 90-е годы явилось усиление международного характера управления. После перехода большинством постиндустриальных стран к открытой экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием транснациональных корпораций в управлении ставится ряд новых вопросов: что есть общее и особенное в управлении; какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий; как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности; в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении; насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов; как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде?

Вклад различных направлений в развитие управленческой науки представлен в таблице 2.

Таблица 2 - ВКЛАД РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Школа научного управления

- Использование научного анализа для определения лучшего способа выполнения задачи

- Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задачи

- Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности

- Отделение планирования от самой работы

Классическая школа управления

- Развитие принципов и функций управления

- Системный подход к управлению всей организацией

Школа человеческий отношений и школа поведенческих наук

- Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности

- Применение наук о человеческом поведении к управлению и формирование организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом

Школа науки управления

- Разаботка и применение моделей

- Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения

В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Это школы управления, процессный подход, системный подход, ситуационный подход (таблица 3) [1].

Таблица 3 - Эволюция управления как науки

Временной период

1885

1920

1930

1940

1950

1960

настоящее время

Школы в управлении

- научное управление

 

 

 

 

 

 

 

- административный подход

 

 

 

 

 

 

 

- школа человеческих отношений

 

 

 

 

 

 

 

- школа, основанная на науке о поведении

 

 

 

 

 

 

 

- количественные методы

 

 

 

 

 

 

 

Подход к управлению, как к процессу

 

 

 

 

 

 

 

Системный подход

 

 

 

 

 

 

 

Ситуационный подход

 

 

 

 

 

 

 

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует множество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Составитель: Бабанский Дмитрий 7 499 270 29 52

    Обзор
    Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий объявила о проведении Всероссийского конкурса по поддержке высокотехнологичных инновационных молодежных проектов 14
  2. «папараць–кветка» бгу в мировом образовательном пространстве в помощь студенту-первокурснику. Брошюра

    Документ
    Мать, когда растила сына или дочь, пела песню над колыбелью своей кровиночки. А ещё в старину она пряла пряжу. Прядильная нитка навивалась на веретено, а нитка материнской песни «навивалась» на сердце сына или дочери.
  3. «духовно-нравственный путь развития россии»

    Документ
    Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический вып. №8 / Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений «Духовно-нравственный путь развития России» (27-28 апреля 2009 г.
  4. Л. Д. Синькова Редакционная коллегия

    Документ
    Русская и белорусская литературы на рубеже XX—XXI вв.: сборник научных статей. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. С. Я. Гончаровой-Грабовской. — Минск: РИВШ, 2010.
  5.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.

Другие похожие документы..