Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа по русскому языку (наименование учебного предмета)
Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
Гимназия № 1
Утверждаю Директор МОУ г. Мурманска Гимназия №1 _________________________ Зернова Л.М. Приказ № _______ от «___» __________ 20______ | Согласовано НМС гимназии № 1 Протокол № _______ от «____» _____________ 20_____ Руководитель НМС ___________________________ Заиграева Н.В. | Рассмотрено на МО учителей гуманитарного цикла Протокол № ________ от «_____» ________ 20______ Руководитель МО ___________________________ Козырева Н.Н. |
Рабочая программа
по русскому языку
(наименование учебного предмета)
8 класс(-ы)
2010-2011 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: основной курс» Львовой С.И.
(наименование программы)
Программу составили Козырева Н.Н., Теренина Е.Д., Габриелян М.Г.
(Ф.И.О. учителя, составившего программу)
Г. Мурманск
2010-2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы основного общего образования по предмету для образовательных учреждений с русским языком обучения, Примерной региональной программы по русскому языку для образовательных учреждений города Мурманска, а также программы по русскому языку для 8 класса С. И. Львовой.
Данная рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, а также учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по основным разделам курса.
При составлении программы были учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в «Методическом письме о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года», а также в письме «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании русского языка в средней школе».
Программа является модифицированной. Последовательность изучения тем не изменена, однако количество часов на их изучение скорректировано за счет введения в структуру программы национально-регионального компонента (~10% от общего количества часов); также сокращено количество часов на изучение функциональных разновидностей русского языка, увеличено количество часов на изучение тем «Структура предложение» и «Предложение с однородными членами»
На изучение региональных особенностей русского языка отведено 5 специальных уроков по краеведению, также региональный компонент присутствует на основных уроках (изучение синтаксических единиц проводится по художественным текстам писателей Кольского Севера) или используется в индивидуальных заданиях для учащихся.1
Цели:
освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка;
интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;
формирование умений пользоваться богатейшими стилистическими ресурсами языка;
воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре края (НРК).
Задачи:
рассмотреть понятие «русский национальный язык» и углубить знания о нем за счет сведений о поморском говоре Мурманской области;
углубить знания о функциональных разновидностях русского языка (разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили речи);
расширить знания об основных единицах синтаксиса русского языка: словосочетание, предложение (простое осложненное предложение, односоставное предложение, предложение с вводными конструкциями, предложение с обособленными членами, предложение с однородными членами и др.);
закрепить навыки фонетического, орфоэпического, лексического, морфемно-словообразовательного и морфологического разборов;
формировать представление о родном языке как многоуровневой системе, функционирующей в различных этно- и социолингвистических условиях (НРК);
совершенствовать умение в сжатой и подробной форме излагать тексты разных стилей и жанров, в том числе на региональные темы;
совершенствовать умение создавать собственные монологические высказывания в разных стилях и жанрах речи.
Особенности программы
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, который заключается в синтезе процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков.
Особенность курса – нацеленность на овладение всеми видами речевой деятельности (аудирования, письма, говорения). Основной единицей обучения является текст.
В программе учтен принцип преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции, что позволяет реализовать внутрипредметные связи, то есть рассматривать каждое языковое явление в связи с другими языковыми явлениями. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического применения.
Коммуникативная направленность выражается в более глубоком внимании к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к родному языку. Этому способствует демонстрация эстетической функции русского языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Отличительная особенность – внимание к вопросам истории русского языка, обращение к этимологии.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению и культурологический аспект в обучении родному языку (использование сведений по истории языка и русистика, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии и т.д.).
В целом курс направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развития мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой и коммуникативной компетенций.
Программа рассчитана на 102 часа (по 3 часа в неделю).
Практическая часть:
контрольные работы – 9 (по итогам изучения каждой темы в форме диктанта с языковым анализом текста, в форме изложения часто с дополнительным заданием или сочинения, в форме тестирования)
зачеты – 2 (по итогам изучения новых для 8 класса тем: «Текстоведение. Функциональные стили речи» и «Односоставные предложения»)
изложения – 7 (из них 2 проводятся как контрольные работы и 5 носят обучающий характер)
сочинения – 5 (из них 1 – элемент контрольной работы, 4 домашних)
Всего часов развития речи: 20
Используемый учебно-методический комплект
Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова – М.: Мнемозина, 2008.
Русский язык. 8 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007.
Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2: справочные материалы: приложение к учебнику / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2007.
Требования к уровню освоения дисциплины (8 класс):
Аудирование:
владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения);
дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте, комментировать позицию автора;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа;
определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
рецензировать устный ответ учащегося, задавать вопросы и отвечать на них.
Чтение:
прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами;
выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте;
составлять схемы, таблицы на основе текста;
используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты — по оглавлению и заголовкам статей;
владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления);
комментировать позицию автора прочитанного текста;
читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение:
пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста;
вести репортаж о школьной жизни;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
составлять инструкции по применению того или иного правила;
принимать участие в диалогах различных видов;
адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо:
письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста;
излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
создавать портретный очерк, проблемную статью, репортаж о событии; писать заметки, рекламные аннотации;
уместно использовать характерные для публицистики средства языка;
составлять деловые бумаги (заявление, расписку, доверенность, автобиографию).
Текстоведение:
различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой);
анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст;
находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему л основную мысль, оценивать заголовок;
распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование:
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять;
пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.);
оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания;
находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология:
распознавать части речи и их формы;
соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов;
пользоваться словарем грамматических трудностей;
опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация:
опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания различных видов;
различать простые предложения разных видов;
использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами;
правильно строить предложения с обособленными членами;
проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения;
опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи
Учебно-тематический план
Название раздела | Тема | Кол. час. | НРК часы | Практическая часть | Формы контроля | ||
Дикт. | Соч. | Изл. | |||||
Русский язык – национальный язык русского народа. | 1 | 1 | |||||
Основные разделы лингвистики (на основе повторения изученного в 5 – 7 классах) | 7 | 2 | 1 | ||||
Слово как основная единица языка | 3 | 2 | 1 (обуч.) | Тестирование по теме «Слово как основная единица языка» | |||
Русское правописание: орфография и пунктуация | 4 | 1 | Тестирование (правописание суффиксов) Творческий диктант (слитное и раздельное написании НЕ со словами) Контрольная работа №1 (диктант с языковым анализом текста) | ||||
Функциональные разновидности русского языка | 10 | 1 | 1 | ||||
Понятие о функциональных разновидностях русского языка | 1 | Словарный диктант (упр. 108) – производные предлоги и предлоги с существительными Письмо по памяти (упр. 159) Зрительный диктант (упр. 163) – НЕ и НИ со словами Зачет по теме «Текстоведение» Контрольная работа №2 (сочинение на лингвистическую тему) | |||||
Стили речи | 9 | 1 | 1 | ||||
Синтаксис и пунктуация | 71 | 2 | 3 | 1 | 6 | ||
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики | 1 | ||||||
Словосочетание как единица синтаксиса | 4 | 1 (сжат.) | |||||
Предложение как единица синтаксиса А) Основные признаки предложения | 17 6 | Словарный диктант (упр. 268) – слитно-дефисно-раздельные Письмо по памяти (упр. 267) Контрольная работа № 3. Тестирование. | |||||
Б) Структура предложения | 11 | 1 | Комплексный анализ текста (упр. 311) Словарный диктант (упр. 355) Контрольная работа № 4 (диктант с языковым анализом текста) | ||||
Односоставные предложения | 11 | 1 (обуч.) 1 (подр.) | Самостоятельная работа по теме «Виды односоставных предложений» Зрительный диктант (упр. 412) Зачет по теме «Односоставное предложение» Контрольная работа № 5 (подробное изложение) | ||||
Простое осложненное предложение А) Предложения с однородными членами
| 38 11 | 1 | 1 (дом.) | 1 (сжат. с творч. зад.) | Словарный диктант (упр. 472) – О и Ё после шипящих Сжатое изложение с творческим заданием (упр. 470) Контрольная работа № 6 (диктант с языковым анализом текста) | ||
Б) Предложения с обособленными членами | 19 | 1 | 1 | 1 (обуч. подр.) 1 (сжат.) | Письмо по памяти (упр. 502) Контрольная работа № 7 (изложение с элементами сочинения) Тестирование по теме «Обособление обстоятельств, дополнений и сравнительных оборотов» Самостоятельная работа по теме «Уточняющие члены предложения» Словарный диктант (упр. 558) – Н и НН в разных частях речи Контрольная работа № 8 (диктант с языковым анализом текста) | ||
В) Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями | 8 | 1 | Самостоятельная работа по теме «Предложения с вводными словами и вставными конструкциями» Самодиктант (упр. 599) Словарный диктант (упр. 610) – Н и НН в разных частях речи | ||||
Повторение изученного | 7 | 1 | |||||
Пунктуация | 6 | Комплексный анализ текста (упр. 621) Контрольная работа № 9 (диктант с языковым анализом текста и творческим заданием) | |||||
Резерв (урок диагностики) | 1 | ||||||
Итого | 97 | 5 | 5 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Тема | Кол. час. | Основные сведения о языке и речи | Основные цели (задачи) | Тип урока (по Б. Т. Панову) | Проверка зуна |
0 | Диагностика знаний, умений и навыков | 1 | Проверить общий уровень сформированности зуна за 7 класс | Урок-диагностика | Самостоятельная работа | ||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа. (§1) | 1 | Язык – средство национального, международного и межнационального общения | Формировать бережное и сознательное отношение к русскому языку как к национальной ценности | Урок изучения нового материала | ||
2 | РК. Северное наречие – составная часть русского национального языка. Поморский говор. | 1 | Наречие и говор, особенности поморского говора (оканье, цоканье) | Углубить знания о понятии «национальный язык» за счет сведений о поморском говоре Мурманской области | Урок изучения нового материала | ||
Урок краеведения | |||||||
3-5 | Слово как основная единица языка. (§2) | 3 | Анализ слова, активная и пассивная лексика, виды лингвистических словарей; Дни славянской письменности, вклад Кирилла и Мефодия в становление письменности |
| Повторительно-обобщающий урок | ||
6 | РК. Устаревшие слова, отражающие историю Кольского края. Словарь И. С. Меркурьева «Живая речь Кольских поморов». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Тестирование по теме «Слово как основная единица языка» | |||
Урок краеведения | |||||||
7 | РР. РК. Роль письма в истории культуры Кольского севера. Обучающее изложение (по упр. 52) | 1 | Урок развития речи (обучение изложению) | Обучающее изложение (по упр. 52) | |||
Урок краеведения | |||||||
8-10 | Русское правописание: орфография и пунктуация. (§3) РК. Сочинение-миниатюра. Описание герба родного города (упр.60.) | 3 | Трудные случаи орфографии Функции знаков препинания (завершения, разделительная. выделительная) |
| Повторительно-обобщающие уроки | Тестирование (правописание суффиксов) Творческий диктант (слитное и раздельное написании НЕ со словами) | |
11 | Контрольная работа №1. Диктант с языковым анализом текста по теме «Основные разделы лингвистики» | 1 | Проверить уровень сформированности знаний, умений, навыков за курс 5-7 класс | Контрольная работа №1. Диктант с языковым анализом текста | |||
12 | Понятие о функциональных разновидностях русского языка . (§4) | 1 | Функции языка (коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая); Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический) |
| Комбинированный урок | ||
13 | РР. Разговорная речь. (§ 5) | 1 | Сфера применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры разговорного стиля (разговор, беседа, сообщение, рассказ, частное письмо, записка, спор и др.) |
| Комбинированный урок (Урок развития речи) | ||
14-15 | РР. Официально-деловой стиль речи (§ 6) | 2 | Сфера применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры официально-делового стиля (постановление, закон, указ, расписка, доверенность, справка, автобиография, характеристика, объявление, инструкция, указание и др.) |
| Комбинированные уроки Урок развития речи | Словарный диктант (упр. 108) – производные предлоги и предлоги с существительными | |
16 | РР. Научный стиль речи. (§ 7) | 1 | Сфера применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры научного стиля (доклад, статья, учебник, лекция, справочное пособие, научно-популярная беседа, аннотация, рецензия, устный ответ и др.) |
| Комбинированный урок (Урок развития речи) | ||
17-18 | РР. Публицистический стиль речи (§ 8) | 2 | Сфера применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры публицистического стиля (заметка, статья, очерк, репортаж, интервью, отзыв, публичное выступление) |
| Комбинированный урок Урок развития речи | ||
19-20 | РР. Язык художественной литературы (§ 9) РК. Анализ регионально ориентированного текста | 2 | Сфера применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры языка художественной литературы (прозаические, поэтические и драматургические произведения) |
| Комбинированный урок Урок развития речи | Письмо по памяти (упр. 159) | |
21 | Зачет по теме «Текстоведение». | 1 | Проверить уровень сформированности знаний по теме: «Текстоведение». | Контрольный урок | Зрительный диктант (упр. 163) – НЕ и НИ со словами | ||
22 | Контрольная работа № 2. Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | Проверить уровень сформированности умений и навыков по теме: «Текстоведение». | Контрольный урок | Контрольная работа № 2. Сочинение на лингвистическую тему. | ||
23 | Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики | 1 | Синтаксис, пунктуация, словосочетание и предложение; интонационные средства синтаксиса: логическое ударение, пауза, темп, мелодический тон, мелодический рисунок; виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная |
| Комбинированный урок | ||
24-25 | Словосочетание как единица синтаксиса (§10) | 2 | Виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные); типы подчинительной связи (управление, согласование, примыкание) |
| Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | Самостоятельная работа по теме «Виды словосочетаний» | |
26 | РР. Культура речи. Употребление словосочетаний (§11) | 1 | Норма языка |
| Урок развития речи | ||
27 | РР. Сжатое изложение художественного текста (на основе упражнения 210) | 1 | Формировать умение проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материл для сжатого изложения | Урок развития речи (обучение изложению) | РР. Сжатое изложение художественного текста | ||
28 | Понятие о предложении (§ 12) | 1 | Структурные, семантические, коммуникативные, интонационные признаки предложения Речевое высказывание и речевая ситуация. Инверсия. |
| Комбинированный урок | ||
29-31 | Основные виды предложений (§ 13) | 3 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения; интонация, восклицательные и невосклицательные предложения; утвердительные и отрицательные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Слово-предложение, предложение-штамп. |
| Комбинированный Повторительно-обобщающий | Словарный диктант (упр. 268) – слитно-дефисно-раздельные | |
32 | РР. Интонация предложения (§ 14) | 1 | Элементы интонации: мелодика, логическое ударение, пауза, темп, тон |
| Комбинированный урок (Урок развития речи) | Письмо по памяти (упр. 267) | |
33 | Контрольная работа № 3. Тестирование по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды предложений» | 1 | Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды предложений» | Контрольный урок | Контрольная работа № 3. Тестирование | ||
34 | Грамматическая основа предложения. (§ 15) Подлежащее и способы его выражения (§ 16) | 1 | Предикативная основа, простое и сложное предложение, подлежащее и сказуемое |
| Комбинированный урок | ||
35-36 | Виды сказуемого и способы его выражения (§ 17) | 2 | Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое |
| Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | ||
37 | Тире между подлежащим и сказуемым (§ 18) | 1 | Формировать навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым | Комбинированный урок | |||
38 | РР. Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении (§ 19) | 1 | Норма языка | Развивать умение правильно согласовывать сказуемое и подлежащее, выраженное словосочетанием и сложносокращенным словом | Урок развития речи | Комплексный анализ текста (упр. 311) | |
39 | Второстепенные члены предложения. (§ 20) Определение как второстепенный член предложения. Виды определений. (§21) | 1 | Согласованное и несогласованное определение, приложение |
| Комбинированный урок | ||
40 | Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений (§ 22) | 1 | Прямое и косвенное дополнение | Расширить знания о дополнении как второстепенном члене предложения | Комбинированный урок | ||
41 | Обстоятельство как второстепенный член предложения (§ 23) | 1 | Виды обстоятельств: времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условия, уступки |
| Комбинированный урок | ||
42 | РР. Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения. (§ 24) | 1 | Норма языка | Совершенствовать умение правильно согласовывать определения с существительными и числительными | Урок развития речи | Словарный диктант (упр. 355) – НЕ и НИ со словами | |
43 | Повторение и обобщение по теме «Предложение как единица синтаксиса» | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок | |||
44 | Контрольная работа № 4. Диктант с языковым анализом текста по теме «Предложение как единица синтаксиса» | 1 | Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по теме «Предложение как единица синтаксиса» | Контрольный урок | Контрольная работа № 4. Диктант с языковым анализом текста | ||
45 | Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений. (§ 25) | 1 | Именные (назывные) и глагольные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные) односоставные предложения |
| Комбинированный урок | ||
46 | Назывное предложение (§26) | 1 | Именительный представления |
| Комбинированный урок | ||
47 | Определённо-личное предложение. (§ 27) | 1 | Морфологические средства выражения главного члена предложения | Комбинированный урок | |||
48 | Неопределённо-личное предложение. (§ 28) | 1 | Морфологические средства выражения главного члена предложения | Комбинированный урок | |||
49 | Обобщённо-личное предложение. (§ 29) | 1 | Вопрос об обобщенно-личном предложении в современной лингвистике | Комбинированный урок (семинар) | |||
50-51 | Безличное предложение. (§ 30) | 2 | Морфологические средства выражения главного члена предложения | Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | Самостоятельная работа по теме «Виды односоставных предложений» | ||
52 | РР. Обучающее изложение на основе упражнения 411. | 1 | Формировать умение сжато излагать текст, выделять микротемы, строить письменное монологическое высказывание с сохранением языковых особенностей авторского текста | Урок развития речи (обучение изложению) | РР. Обучающее изложение | ||
53 | Повторение и обобщение по теме "Односоставные предложения" | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок | Зрительный диктант (упр. 412) – правописание ПРЕ- и ПРИ- | ||
54 | Зачет по теме «Односоставные предложения» | 1 | Проверить уровень сформированности знаний по теме: «Односоставное предложение» | Контрольный урок | |||
55 | РР. Контрольная работа № 5. Подробное изложение по теме «Односоставные предложения» | 1 | Проверить сформированность умения сжато излагать текст, выделять микротемы, строить письменное монологическое высказывание с сохранением языковых особенностей авторского текста | Контрольный урок развития речи | РР. Контрольная работа № 5. Подробное изложение | ||
56 | Простое осложнённое предложение и его признаки | 1 | Признаки простого осложненного предложения |
| Комбинированный урок | ||
57 | Понятие об однородных членах предложения. (§ 31) | 1 | Признаки однородных членов предложения, интонационные и пунктуационные особенности | Комбинированный урок | |||
58 | Способы связи однородных членов предложения. (§ 32) | 1 | Способы связи однородных членов предложения, парное соединение | Комбинированный урок | |||
59-60 | Однородные и неоднородные определения. (§ 33) | 2 | Интонационные особенности предложений с однородными определениями | Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | |||
61 | РР. Подготовка к сочинению (на основе упражнения 450) | 1 | Урок развития речи (обучение сочинению) | ||||
62-63 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. (§ 34) | 2 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах | Комбинированный урок | Словарный диктант (упр. 472) – О и Ё после шипящих | ||
64 | РР. Культура речи. Употребление однородных членов предложения. (§ 35) | 1 | Норма языка (синтаксические нормы построения предложений с однородными членами) |
| Урок развития речи | Сжатое изложение с творческим заданием (упр. 470) | |
65 | Повторение и обобщение по теме «Предложения с однородными членами» | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок | |||
66 | Контрольная работа № 6. Диктант с языковым анализом по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по теме «Предложение с однородными членами» | Контрольный урок | Контрольная работа № 6. Диктант с языковым анализом | ||
67 | Понятие об обособленных членах предложения. (§ 36) | 1 | Обособление, виды обособленных членов предложения |
| Комбинированный урок | ||
68 | РР. Обучающее изложение (на материале упр. 478) - подробное | 1 | Развивать навыки подробного изложения текста, формировать умение выделять микротемы, строить письменное монологическое высказывание с сохранением языковых особенностей авторского текста | Урок развития речи (обучение изложению) | РР. Обучающее изложение | ||
69-71 | Обособление определений и приложений. (§ 37) | 3 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями; Причастный оборот (повторение) |
| Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | Письмо по памяти (упр. 502) | |
72-73 | РР. Контрольная работа № 7. Изложение с элементами сочинения (на основе упражнения 503) - сжатое | 2 | Проверить сформированность умения сжато излагать текст, выделять микротемы, строить письменное монологическое высказывание с сохранением языковых особенностей авторского текста | Контрольный урок развития речи | РР. Контрольная работа № 7. Изложение с элементами сочинения | ||
74-76 | Обособление обстоятельств. (§ 38) | 3 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами |
| Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | ||
77 | Обособление дополнений. (§ 39) | 1 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями; Значение включения, исключения, замещения |
| Комбинированный урок | ||
78-79 | Обособление сравнительных оборотов. (§ 40) | 2 | Сравнительный оборот; Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом |
| Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | Тестирование по теме «Обособление обстоятельств, дополнений и сравнительных оборотов» | |
80-82 | Уточняющие и присоединительные члены предложения. (§ 41) | 3 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами |
| Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | Самостоятельная работа по теме «Уточняющие члены предложения» | |
83 | РР. Культура речи. Употребление обособленных членов предложения. (§ 42) | 1 | Норма языка |
| Урок развития речи | Словарный диктант (упр. 558) – Н и НН в разных частях речи | |
84 | РК. Экспрессивные возможности синтаксических конструкций в фольклорных и художественных произведениях о Кольском крае | 1 |
| Комбинированный урок | |||
Урок краеведения | |||||||
85 | Повторение и обобщение по теме "Обособленные члены предложения" (на основе упражнения 557) | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок | |||
86 | Контрольная работа № 8. Диктант с языковым анализом по теме "Предложения с обособленными членами | 1 | Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по теме «Предложение с обособленными членами» | Контрольный урок | Контрольная работа № 8. Диктант с языковым анализом | ||
87-89 | Предложения с вводными и вставными конструкциями. (§ 43) | 3 | Вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, группы вводных слов по значению (обобщение); Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со вставными конструкциями |
| Уроки изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | Самостоятельная работа по теме «Предложения с вводными словами вставными конструкциями» | |
90-91 | Предложения с обращениями. (§ 44) | 2 | Распространенное и нераспространенное обращение; функции обращения; особенности звательной интонации |
| Комбинированный урок | Самодиктант (упр. 599) | |
92 | РР. РК. Особенности обращений в речи Кольских поморов. | 1 | Комбинированный урок (Урок развития речи) | ||||
Урок краеведения | |||||||
93-94 | Предложения с междометиями и словами да, нет. (§ 45) | 2 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями |
| Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний, умений и навыков | ||
95 | Повторение и обобщение по теме "Предложения вводными конструкциями, обращениями и междометиями" | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок | Словарный диктант (упр. 610) – Н и НН в разных частях речи | ||
96-99 | Пунктуация. (§ 46) | 5 |
| Повторительно-обобщающие уроки | Комплексный анализ текста (упр. 621) | ||
100-101 | Итоговая контрольная работа № 9. Диктант с языковым анализом текста и творческим заданием. | 2 | Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков за курс 8 класса по теме «Синтаксис» | Контрольный урок | Итоговая контрольная работа № 9. Диктант с языковым анализом текста и творческим заданием. |
Учебно-методическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы.
Для учащихся:
Основная:
Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. 8-11 класс. – М.: Аквариум, 1998. – 272 с.
Лобановская З. Д., Реутская Л. К. Ах! Эти знаки препинания. Практическое пособие по русскому языку с приложениями-словарями. – Спб.: Корона, 1998. – 128 с.
Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М.: Эксмо, 2007. – 240 с.
Львова С. И. Русский язык (5-11 классы): Лингвистические игры. – М.: Эксмо, 2008. – 304 с.
Русский язык. 8 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007.
Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2: справочные материалы: приложение к учебнику / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2007.
Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. – 1008 с.
Дополнительная:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995. – 120 с.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
Гвоздарёв Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. – М.: Просвещение, 1998. – 192 с.
Иванова В. А., Потихина З. А. Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990. – 255 с.
Подгаецкая И. М., Постникова И. И. Необъятный мир слова. – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.
Русский язык. Средняя школа. 8 класс. [CD]: программно-методический комплекс.
Словари:
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: «Советская энциклопедия», 1969. – 608 с.
Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов для школьника. – Екатеринбург, 2005. – 512 с.
Баш Л. М., Боброва А. В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Цитадель-трейд, 2006. – 688 с.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-трейд, 2007. – 576 с.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 832 с.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
Интернет-ресурсы:
Словари:
– Словарь сокращений русского языка
– Толковый словарь русского языка Ожегова
– Русские словари (Институт им. Виноградова)
– Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
– Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
– Электронный тренажер «Грамотей»
– Грамматический конкурс «Золотая клякса»
– Головоломки со словами
Для учителя:
Учебники и программы:
Благова Н. Г. и др. Обучение русскому языку по региональной программе: Пособие для учителей 5-9 кл. – Мурманск, 1996. – 120 с.
Русский язык. 8 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007.
Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2: справочные материалы: приложение к учебнику / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2007.
Никитина Е. И. Русская речь. Развитие речи. 8 кл. Учебн. для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2003. – 224 с.
Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова – М.: Мнемозина, 2008.
Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент. Методическое пособие / Сост. Т. М. Оломская, Л. Т. Пантелеева, Р. М. Черных и др. – Мурманск, 2006. – 94 с.
Методические пособия:
Голуб Н. Б. Тексты диктантов и изложений. – М., 1999. – 126 с.
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-11 классы. / Под ред. И. О. Родина, Т. М. Пиминовой. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. – 590 с.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2003. – 144 с.
Родченко О. Д. Художественное слово о Кольском Севере: лингвистический аспект. Пособие для учителя по региональному спецкурсу. – Мурманск, 1997. – 140 с.
Степанова Л. С., Маслова И. Б. Русский язык. ГИА 2009. – М.: Эксмо, 2009. – 256 с.
Хаустова Д. А. Русский язык. Письмо по памяти. 6-9 классы: дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные ресурсы:
– РОФ «Центр развития русского языка»
– Электронные версии газеты «Русский язык»
– Сайт о русской словесности
/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
– образовательный портал
– Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
1 В учебно-тематическом планировании темы национально-регионального компонента обозначены пометкой РК.
Похожие документы:
Рабочая программа по русскому языку Класс 1-4
Рабочая программаЯзык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний,Рабочая программа по русскому языку (учебный предмет)
Рабочая программаРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку (профильный уровень) и Программы по русскому языку Л.Рабочая программа по русскому языку пояснительная записка
Рабочая программаПрограмма разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Учебная рабочая программа «школа 2100» рассчитана на 1 год обучения по программе 1-4 Разработчики
Рабочая программаНачальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром,Рабочие программы по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классы
Пояснительная запискаПрограмма соответствует Федеральному государственному образовательному у стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи и к положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного