Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Командир. Входите. Ну-ка расскажите, что там происходит уже какой день мне докладывают что к нам в расположение приходит кокой-то мальчишка называет ...полностью>>
'Закон'
вища освіта - рівень освіти, який здобувається особою у вищому навчальному закладі в результаті послідовного, системного та цілеспрямованого процесу ...полностью>>
'Учебник'
Во многих школах до сих пор десятиклассники изучают отечественную историю по учебнику для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Н. Сахарова,...полностью>>
'Доклад'
«Приближается Новый год и по традиции мы подводим итоги уходящего года, посмотрим, что сделано нами для того, чтобы ситуация в стране улучшалась, для...полностью>>

Изобразительное искусство (1)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

[zaiceva. распечатано: 20.9.2013 20.9.2013, 1.doc]

С. П. Ломов и др.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рабочая программа

для общеобразовательных учреждений

5—9 классы

Вертикаль

ФГОС

Москва

Дрофа

2012

Пояснительная записка

Программа «Изобразительное искусство» для 5—9 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе.

Цели курса:

— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;

— формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

— овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

— развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

— воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.

Общая характеристика курса

Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.

В основу программы положены:

— единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна. В программе также отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.

С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.

Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.

Характеристика основных видов занятий

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных на 1—2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7—15 минут (наброски и зарисовки).

Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами — простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

На уроках рисования с натуры в 5—9 классах необходимо развивать художественные умения и навыки, сформированные в начальной школе, углублять основы знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся продолжают изучать элементарные закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения.

Рисование на темы, по памяти и представлению — это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотной конструктивной передачи объема, пространственного положения, соблюдения пропорций, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, определять общее и типическое в художественном образе.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривают изготовление учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ, эскизов полиграфической продукции, эскизов костюмов. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, является важным основанием выполнения эскизов.

Во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, аппликация и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире.

Школьники учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

Знакомство детей с русским искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремесел, т. е. учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни. Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства.

Главное, чтобы школьники осознали место отечественного изобразительного искусства в общей мировой художественной культуре, огромный вклад русских художников, национальных художников Российской Федерации в мировую сокровищницу общечеловеческих культурных ценностей. В то же время учащиеся должны иметь представление и о разнообразии художественных культур, о различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.

Проектная деятельность учащихся

Реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности позволяет метод проектов. Проектная деятельность стимулирует интерес школьников как к индивидуальным, так и коллективным формам работы. В структуру учебного проекта входят следующие компоненты:

— анализ актуальности проводимой работы;

— выбор цели, формулирование задач;

— выбор средств и методов для реализации целей и задач;

— планирование, определение последовательности и сроков работы;

— проведение проектных работ;

— оформление и представление результатов.

Создание проекта направлено на получение определенного продукта. Примером продукта проектных работ, создаваемых на занятиях изобразительного искусства в школе, могут быть разработка и изготовление декоративных или дизайнерских изделий или разработка компьютерных учебных пособий (мультимедийные презентации и т. п.). В то же время проектная деятельность учащихся ориентирована не только на получение продукта предметных результатов деятельности, но и, в первую очередь, на личностное развитие школьников. Представление результатов проектной деятельности формирует у учащихся такие универсальные учебные действия, как умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог и многие другие.

Место курса в учебном плане

В учебном плане основного общего образования на изучение изобразительного искусства в 5—7 классах отводится 105 ч (по 35 ч в каждом классе), в 8—9 классах — 34 ч (по 17 ч в каждом классе).

Классы

Виды занятий

5

6

7

8

9

Рисование с натуры

8

8

8

6

6

Рисование на темы, по памяти и представлению

12

12

12

6

6

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

10

10

10

5

5

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

5

5

5

Итого за год

35

35

35

17

17

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:

— осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;

— осознание ценности труда, науки и творчества;

— осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;

— осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;

— осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Результаты освоения курса изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе

Личностные результаты:

— сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

— сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

— сформированность представлений о нравственных нормах;

— развитость воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

— способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

— способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией;

— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

— сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

— умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;

— умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;

— умение использовать для решения художественных задач средства информационных и коммуникационных технологий;

— умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

— умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты:

— сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

— овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

— сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках;

— овладение основами изобразительной грамоты, практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и проектной графике), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ);

— способность к созданию выразительного художественного образа.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс (35 ч)

Рисование с натуры (8 ч)

Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.

Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.

Примерные задания:

а) рисование с натуры: посуда, утварь, предметы быта, геометрические тела, предметы спортивной атрибутики, цветы, фрукты, овощи, игрушечные машины, куклы и др., а также натюрморты с этими предметами;

б) наброски, зарисовки фигуры человека, чучел птиц, зверей с передачей движения.

Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч)

Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.

Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.

Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.

Примерные задания:

а) рисование по памяти и представлению: предметы быта, транспорт, растения, животные, люди, интерьер комнаты, пейзаж;

б) рисование на темы: «Русские богатыри», «Русский народный праздник «Масленица», «Ледовое побоище», «Бородинское сражение», «Курская дуга», «Подвиг разведчика», «Битва под Сталинградом», «9 Мая — День Победы», «Уборка хлеба», «На космодроме», «Мы охраняем природу», «Зимние развлечения», «Ледоход», «Прилет птиц», «Ива (береза, вишня) цветет», «Летом в деревне», «Пейзаж с озером», «Морская гавань», «Роща в тумане», «В горах», «Дети во дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На детской площадке», «Не нарушайте правила дорожного движения», «В зоопарке», «Ярмарка», «В лес за грибами», «Поливаем огород», «Гроза в поле», «Новогодний карнавал», «Осенний день», «Тихий вечер», «Цирковая карусель», «Укротитель львов», «Русский танец», «Школьный хор» и др.;

в) иллюстрирование произведений устного народного творчества: русские народные загадки, сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка», «Сказка про Илью Муромца»; былины «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Три богатыря» (сборник былинных сказов); «Калевала» (карело-финский эпос), «Нарты» (эпос народов Северного Кавказа); «В тридевятом царстве-государстве», «Иван-богатырь» (чувашская сказка) и др.;

г) иллюстрирование произведений классиков русской литературы: А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы), П. П. Ершов «Конек-горбунок».

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч)

Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.

Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели, Скопина, Опошни. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.

Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн. Эскизное решение интерьеров школьных помещений (юбилей школы, праздники, памятные даты) как одно из направлений проектной графики. Художественное конструирование предметов оформления детского парка (фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной «сказочной» мебели).

Примерные задания:

а) выполнение эскиза и роспись бытового изделия — фигурные, «волшебные» сосуды; сосуд-зверь, сосуд-птица (возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и изобразительного народного творчества); предметы деревянной «сказочной» мебели;

б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;

в) выполнение эскиза пятиместной матрешки по мотивам русских народных сказок;

г) выполнение эскиза декоративного панно (для праздничной сцены актового зала школы, украшения школьного интерьера) на темы «Русские богатыри», «Сказочный город», «Слава героям Отечества» и т. п.;

д) выполнение эскиза фигур для фонтанов в детском парке.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч)

Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Примерные темы бесед:

— ведущие художественные музеи России и мира;

— героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;

— Великая Отечественная война в произведениях художников;

— мирный труд людей в изобразительном искусстве;

— образ праздника в произведениях художников;

— виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное-прикладное искусство, дизайн;

— жанры изобразительного искусства: исторический, батальный, бытовой;

— русская сказка в произведениях художников;

— художественный язык народного искусства;

— самобытность древнерусской архитектуры;

— искусство народов России;

— роль дизайна в организации предметно-пространственной среды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Изобразительному искусству пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
  2. Изобразительное искусство художественный труд 3 класс Тематическое планирование

    Урок
    Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительного искусства человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку, обществу.
  3. Изобразительное искусство ХХ века Обзор сайтов

    Документ
    Обзор сайтов, которые посвящены изобразительному искусству, включает самые разнообразные материалы: музейные экспозиции, очерки, библиографию. Он, разумеется, не является исчерпывающим, но поможет пользователям получить представление
  4. Изобразительное искусство блокадного Ленинграда

    Рассказ
    Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями.
  5. Изобразительному искусству

    Документ
    Данное учебное пособие предназначено для студентов художественно-графических факультетов, специальность 030800 - «Изобразительное искусство» по дисциплине Ф 04 «Теория и методика обучения изобразительному искусству».

Другие похожие документы..