Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Техноло­гия. 8-9 классы», составленной на основании закона РФ «Об образова...полностью>>
'Конкурс'
Участниками Конкурса могут быть предприятия различных форм собственности, производящие экологичные товары и услуги, внедряющие экологически безопасны...полностью>>
'Документ'
Проблема построения учебного процесса на основе достоверного и непротиворечивого знания и современные мультимедийные средства получения, хранения и п...полностью>>
'Документ'
Программа социально-экономического развития города Тулы на 2011-2015 годы и на перспективу до 2025 года (далее – Программа) представляет собой докуме...полностью>>

Тема занятия: «Традиции мордовского народного орнамента в современном декоративно – прикладном искусстве». Цель

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема занятия: «Традиции мордовского народного орнамента в современном декоративно – прикладном искусстве».

Цель: пробудить интерес к народной культуре России, традиционному орнаменту

Задачи: дать знания об орнаменте; формировать умения выполнять орнамент, развивать творчество, фантазию, любознательность; развивать интерес к культуре своего народа, воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям

ХОД ЗАНЯТИЯ

I ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Слайд №1

Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый и шустрый. Только уговор у меня такой с вами будет: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны? А еще в наших краях говорят исстари: «Где хотенье, там и уменье!» согласны ли вы с такими правилами?

Тема этого занятия «Традиции мордовского народного орнамента в современном декоративно – прикладном искусстве». Начнем мы наше путешествие в давние времена со знакомства с народным орнаментом.

II ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский – какой угодно, национальный или варварский, - он всегда говорящ, видящ, деятелен.

О. Мандельштам

Слайд №2

Слово «Орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Какие виды орнаментов вы можете назвать ?

  1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)

  2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)

  3. зооморфный ( изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)

  4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)

  5. Слайд №3

Как вы считаете, в каких видах ДПИ применяют орнаменты?

  1. Резьба по дереву

  2. Вышивка

  3. Керамика

  4. Ювелирные украшения и др.

Слайд №4

Изучая традиции мордовского народного орнамента, мы в первую очередь будем говорить о костюме. Народная одежда мордвы – наиболее сохранившаяся часть художественно – эстетического наследия предков. Национальный костюм формировался в центральной полосе европейской части России. Традиционная национальная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре эрзи и мокши. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой и межсезонной и зимней одежды.

Как украшали одежду?

В костюм мордвы входили различные формы украшений, составлявшие ансамбли нагрудных, плечевых и поясных.

Вышивка в одежде мордвы утвердилась в полной мере в XVIII веке. Изначально узоры на вышивке приняли знаковый характер. Вышивка окаймляла вырез горловины, низ рубахи и рукавов, разрезы и швы – все те значимые места, через которые могли проникнуть злые силы. Несложные знаки, которые воспринимаются нашим непросвещенным взглядом просто как кружки, волнистые линии или крестики, на самом деле имели для создателей таких композиций совсем другое значение. Они были не просто рисунками, а символами, знаками, за которыми стояло определенное восприятие окружающего мира. Извилистая линия была символом воды – необычным веществом с таинственными свойствами, одной из первых стихий мира. Кружок представлял собой солярный (солнечный) знак. Он олицетворял собой силу, которая дарила жизнь всему сущему. Крест нередко был оберегом, противодействующим темным силам зла. Орнамент с подобными знаками придавал вещи особый смысл, как бы погружал ее в ткань сложных взаимоотношений человека и окружающего мира, точнее – в мир его представлений об окружающем. Магическое значение узоров со временем ослабевает. Человечество взрослеет, и время веры в мистическое значение древних символов в их реальную силу прошло.

Слайд №5

Обратите внимание на особенности мордовской вышивки. Она имеет различия в костюмах мордвы – эрзя и мордвы – мокша.

Особенности вышивки мордвы - мокша и мордвы – эрзя.

эрзя

мокша

  • Традицию вышивки эрзян вплоть до нашего столетия выделяет не многоцветная гамма: в ее основе лежит чередование различных оттенков красного и темно-синего цветов.

  • Праздничная рубаха покрывалась вышивкой почти полностью.

  • Характерная особенность – эрзянская звездочка.

  • Вышивку мокши отличает многоцветие.

  • Разнообразные по форме яркие поясные, нагрудные украшения занимают в костюме главенствующее место, оставив вышивке лишь небольшие участки.

  • Не смотря на то, что вышивка мокшан мелкая, из-за особого построения орнамента она воспринимается ковровой.

Слайд №6

Послушайте слова песни, исполняемой во время свадебного обряда.

Теперь надень, подруженька,

Рубаху, вышитую кумачом.

На нее надень, подруженька,

Рубаху с яркой вышивкой.

Теперь надень, любимая,

Самую красивую рубаху.

На ней в три пальца шириной

Красивая вышивка на спине,

С ладонь по подолу,

Как кленовый лист вышивка на плечах,

Как утренняя звездочка вышивка на боках.

Слайд №7

В мордовской вышивке преобладающими мотивами являются геометрические, но встречаются еще и две категории мотивов: изображения птиц и деревьев. Узоры вышивок состоят из полосок, ромбов, квадратов. розеток, треугольников…

  • Ромб (основа наплечной вышивки – розетка – ромб, обращенный одной из вершин к шейному вырезу; ромб, ромб с диагоналями, ромб с продленными, продленными и загнутыми сторонами)

  • Розетки в форме ступенчатых пирамид с четко очерченным общим контуром.

  • Розетки треугольной формы (полуромбы)

  • Восьмиконечная розетка (звезда)

  • Изображение деревьев и лошадей

На прошлом занятии мы с вами выполнили изразцы из глины. В композиционной основе каждого из них тот или иной мотив народного мордовского орнамента. Сегодня ваша задача – работа с цветом.

Как вы будете выполнять роспись?

  • Сначала закрываете большие плоскости (как правило белым цветом – имитируя основу вышивки – холст)

  • Второй этап – проработка деталей мотива (красный, темно – синий, желтый. зеленый цвета)

  • Третий этап – завершающий. Вы тонкой кистью дописываете те орнаментальные мотивы, которые не смогли вылепить из глины.

III ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Слайд № 8

Вышивке приданного и даров придавалось мордвы большое значение. Показывая подругам заготовленные ею в приданное рубахи, невеста причитала:

«Посмотрите, девицы, посмотрите:

Двумя моими руками сделанное,

Десятью пальцами выведенное:

Который из узоров, подруженьки,

Через три нитки выведен,

Ту рубашечку, подруженьки,

Нежась, покоясь я сделала,

Свернувши ноги вышила.

Которая рубаха, подруженьки,

Через шесть ниток сделана.

Редким узором сделана,

Ту рубашечку, подруженьки,

Сонной я сделала,

Утомившись вышила…»

Так же как и в давние времена предлагаем окружающим оценить ваше мастерство.

Анализ работ.

Слайд №9

IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Сегодня произведения ДПИ служат прекрасным украшением. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносят». Оттого, наверное, мы и сейчас любим все эти вещи, что делают талантливые и добрые мастера. Сколько в них веселья и доброты! Взглянешь на них и улыбнуться хочется!..

Аннотация

Кто хоть однажды пытался скопировать рисунок мордовского узора, знает насколько это кропотливое занятие, требующее предельного внимания и усидчивости. Если мы пытаемся привлечь к этому детей – мы не только не заинтересуем, а скорее утомим их и разочаруем. Им свойственно творчество, полет фантазии в любом виде деятельности.

Данный способ изучения мордовского орнамента, его выполнение и некая трансформация отличный «инструмент» для пытливого детского ума. Пытаясь проникнуть в тайны орнамента, дети будут искать и находить знакомые символы и сочетания, сравнивать. Анализировать, думать. И может быть однажды один из них прочтет в одном из узоров послание из прошлых веков к нам, потомкам…



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Синкретизм первобытного искусства

    Документ
    Чаще всего термин Синкретизм применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А. Н. Веселовского синкретизм — «сочетание рифмованных, орхестических движений с песней-музыкой
  2. Современные коммуникативные технологии в языковом образовании Хабаровск 2008

    Документ
    Современные коммуникативные технологии в языковом С568 образовании : материалы международной науч.-практ. конф., Хабаровск, 1 дек. 2008 г. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Мордовский национальный костюм

    Рабочая программа
    Целью освоения учебной дисциплины (модуля) «Мордовский национальный костюм» является изучение процесса развития мордовского национального костюма. Курс предназначен для ознакомления студентов с национальной одеждой мордвы.
  4. Справка о работе Республиканского Дома народного творчества за 2009 год

    Документ
    Деятельность Республиканского Дома народного творчества в 2009 году велась в соответствии с годовым планом работы и была направлена на содействие развитию народных промыслов, ремесел, традиций, фольклора.
  5. «Татарский народный костюм Никольского района Пензенской области»

    Документ
    С 2007 года я живу в городе Никольск Пензенской области и с особым интересом занимаюсь в студии-театре моды «Очарование» Дома детского творчества. Изучая историю костюма на занятиях в студии-театре моды «Очарование», я выбрала не

Другие похожие документы..