Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
6. Финансовое обеспечение функционирования и развития школы (основные данные по получаемому бюджетному финансированию, привлеченным внебюджетным сред...полностью>>
'Документ'
В ПОСЛАННІ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ ДО ВЕРХОВНОЇ РАДИ УКРАЇНИ від 07.04.2011 «Модернізація України - наш стратегічний вибір» зазначено, що призначення адмі...полностью>>
'Документ'
Для начала напомним об участии России в международных соглашениях по охране промышленной собственности. Советский Союз состоял в 10 таких соглашениях,...полностью>>
'Задача'
Я, Крысина Юлия Владимировна, работаю учителем биологии в МОУ СОШ № 49 Карасукского района 12 лет. В своей педагогической деятельности стремлюсь к со...полностью>>

Проекта (гранта) (6)

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года №192-рп»

Проект (грант) №150

ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:

Фонд «Центр политических технологий»

ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):

«Региональные модели взаимодействия между деловыми и властными элитами: современные процессы и их социально-политические последствия»

г.Москва

Июнь 2009 г.

Оглавление

Введение 5

Структура регионального бизнес-пространства 10

Корпоративная монополия и олигополия 11

Территориальные уровни и региональные сети российского бизнеса 13

Представительство бизнеса во власти: причины и результаты 17

Представительство бизнеса в органах региональной и местной власти 17

Причины, определяющие интерес бизнеса к власти 23

Общая концепция и практики отношений бизнеса и власти в регионах 28

Тактики бизнес-групп в отношениях с властями 29

Модели отношений властей с бизнесом 32

Модели управления региональной экономикой 32

Преференции региональных властей 34

Институты взаимодействия власти и бизнеса 35

Коррупциогенность отношений деловых и властных элит 37

Влияние отношений между бизнесом и властью на публичную сферу и социальную стабильность 39

Заключение и рекомендации 42

Республика Дагестан 49

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти. 50

Модель взаимодействия бизнеса и власти. 53

Коррупция в регионе. 54

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти. 54

Общественно-политическая ситуация в регионе в контексте отношений власти и бизнеса. 55

Перспективы модели отношений «власть-бизнес» 55

Республика Татарстан 58

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти. 60

Модель взаимоотношений власти и бизнеса в регионе. 62

Коррупция в регионе. 62

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти. 63

Общественно-политическая ситуация в контексте отношений власти и бизнеса. 63

Перспективы модели отношений «власть-бизнес» 63

Краснодарский край 66

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти 67

Модель отношений властей с бизнесом 69

Коррупция в регионе 70

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти 71

Общественно-политическая ситуация в регионе в контексте отношений власти и бизнеса 71

Перспективы модели отношений «власть-бизнес» 72

Красноярский край 74

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти. 76

Модель взаимоотношений власти и бизнеса. 77

Коррупция в регионе 78

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти. 78

Общественно-политическая ситуация в контексте отношений власти и бизнеса. 79

Перспективы модели отношений «власть-бизнес» 79

Пермский край 81

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти 82

Модель отношений властей с бизнесом 85

Коррупция в регионе 86

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти 87

Общественно-политическая ситуация в регионе в контексте отношений власти и бизнеса 87

Перспективы модели отношений «власть-бизнес» 88

Приморский край 90

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти. 92

Модель взаимоотношений власти и бизнеса. 93

Коррупция в регионе 94

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти. 94

Общественно-политическая ситуация в контексте отношений власти и бизнеса. 95

Перспективы модели отношений «власть-бизнес» 95

Вологодская область 97

Влияние бизнес - групп в регионе и их представленность во власти 98

Модель отношений властей с бизнесом 100

Коррупция в регионе 101

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти 102

Общественно-политическая ситуация в регионе в контексте взаимоотношений власти и бизнеса 102

Перспективы модели отношений «власть-бизнес» 103

Иркутская область 105

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти. 106

Модель отношений властей с бизнесом. 107

Коррупция в регионе. 108

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти. 108

Социальная стабильность в регионе. Общественно-политическая ситуация в области в контексте отношений власти и бизнеса. 109

Оценка модели, ее эффективность, перспективы 109

Кемеровская область 111

Состав бизнес-элиты. Наиболее влиятельные бизнес-группы. 112

Представленность бизнес-групп во властных структурах. 112

Модель взаимодействия между деловыми и властными элитами 113

Коррупция в регионе. 114

Оценка информационной открытости региональной власти. 114

Общественно-политическая ситуация в регионе в контексте отношений власти и бизнеса. 114

Оценка модели, ее эффективность и перспективы. 115

Липецкая область 117

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти 118

Модели отношений власти и бизнеса 120

Коррупция в регионе 121

Оценка открытости региональной и муниципальной власти 122

Общественно-политическая ситуация в регионе в контексте взаимоотношений власти и бизнеса 122

Перспективы модели отношений «власть-бизнес». 122

Мурманская область 124

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти. 125

Модель отношений властей с бизнесом. 127

Коррупция в регионе. 127

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти 129

Социальная стабильность в регионе. Общественно-политическая ситуация в области в контексте отношений власти и бизнеса. 129

Оценка модели, ее эффективность, перспективы. 130

Свердловская область 131

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти. 132

Модель отношений властей с бизнесом. 134

Коррупция в регионе. 135

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти. 135

Социальная стабильность в регионе. Общественно-политическая ситуация в области в контексте отношений власти и бизнеса. 136

Оценка модели, ее эффективность, перспективы. 136

Челябинская область 137

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти. 138

Модель отношений властей с бизнесом. 140

Коррупция в регионе. 141

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти. 142

Социальная стабильность в регионе. Общественно-политическая ситуация в области в контексте отношений власти и бизнеса. 142

Оценка модели, ее эффективность, перспективы 143

Ярославская область 144

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти 145

Модели отношений власти и бизнеса 148

Коррупция в регионе 148

Оценка открытости региональной и муниципальной власти 149

Общественно-политическая ситуация в регионе в контексте взаимоотношений власти и бизнеса 149

Перспективы модели отношений «власть-бизнес» 150

Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) 152

Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти 154

Модель отношений властей с бизнесом. 155

Коррупция в регионе. 156

Оценка информационной открытости региональной и муниципальной власти. 157

Общественно-политическая ситуация в регионе в контексте отношений власти и бизнеса. 158

Перспективы модели отношений власть-бизнес. 158

Введение

Проведенное исследование предполагало анализ представленности бизнес-элит, собственников и менеджеров компаний, относящихся к крупному и среднему бизнесу, в органах власти в российских регионах. Предметом изучения был текущий состав органов региональной исполнительной и законодательной власти, а также органов местного самоуправления в экономически наиболее важных муниципальных образованиях. Наряду с исследованием прямого представительства бизнес-элит, основанного на методах биографического анализа, предусматривалось выявление чиновников и депутатов, косвенно аффилированных с бизнес-структурами, методом экспертных оценок. Для того чтобы достичь целей исследования, необходимо было проанализировать процесс принятия политических решений, в т.ч. нормативных актов с точки зрения заинтересованности в них тех бизнес-структур, которые наиболее плотно вовлечены в функционирование властных органов. В частности, индикаторами сращивания бизнеса и власти в регионах могли быть формирование региональных и местных монополий, бюджетная поддержка предприятий, создание для них льготного финансового режима, явное административное давление на тот или иной бизнес и др. Эти индикаторы определялись с помощью анализа правовых документов, контент-анализа СМИ, экспертных оценок. Социально-политические последствия определялись через анализ результатов федеральных, региональных и местных выборов, привлечение доступных социологических данных.

Выборка российских регионов для проведения исследования включала 15 субъектов федерации. Исследование позволило охватить все федеральные округа, включить в выборку национальные республики, регионы с разной отраслевой спецификой (ТЭК, металлургия, ВПК, АПК и др.), регионы с разными особенностями политического режима (стабильные, конфликтные, моно- и полицентрические и т.п.), регионы с явным доминированием определенных крупных ФПГ и без такового. Во всех 15 регионах проводились биографический анализ, контент-анализ нормативных актов и материалов СМИ, медиа-анализ, статистический электоральный анализ.

Полевые исследования в виде серии экспертных интервью были проведены в пяти субъектах РФ (по 10 экспертных интервью на один субъект федерации):

  1. Краснодарский край.

  2. Пермский край.

  3. Вологодская область.

  4. Липецкая область.

  5. Ярославская область.

Для 10 субъектов федерации проводилось камеральное исследование, а также экспертные интервью с представителями этих регионов по телефону или в момент их пребывания в Москве (по 5 экспертных интервью на один субъект федерации). В эту выборку субъектов федерации вошли:

  1. Дагестан.

  2. Татарстан.

  3. Красноярский край.

  4. Приморский край.

  5. Иркутская область.

  6. Кемеровская область.

  7. Мурманская область.

  8. Свердловская область.

  9. Челябинская область.

  10. Ханты-Мансийский АО.

Выборка экспертов для каждого субъекта федерации формировалась по принципам компетентности в изучаемых вопросах, разнообразия статусов (чиновники, депутаты, журналисты, ученые, сотрудники компаний), доступности и открытости экспертов для сотрудничества.

Исследование предполагало анализ:

  • представленности бизнес-элит, собственников и менеджеров компаний, относящихся к крупному и среднему бизнесу, в органах власти в российских регионах;

  • деятельности органов власти в интересах крупного и среднего бизнеса;

  • социально-политических последствий.

Биографический анализ предполагал исследование биографий (рассматриваются официальные биографии и другие доступные биографические данные в федеральных и региональных СМИ, интернет-источниках, специальных изданиях) и позволял выявить прямое представительство деловой элиты или выходцев из нее в органах власти. Предмет исследовательского интереса представляло наличие опыта работы в бизнес-структурах на руководящих должностях – продолжительность работы, управленческий статус, характер бизнес-структуры (уровень – международная, федеральная, региональная, местная; собственность – частная, государственная, муниципальная, смешанная).

В процессе исследования были изучены биографии главы региона, его заместителей (а также министров, если такие должности предусмотрены региональным законодательством), т.е. всего руководства органа исполнительной власти, а также регионального депутатского корпуса (депутаты региональных законодательных собраний), глав муниципальных образований первого уровня (городские округа и муниципальные районы), депутатов муниципальных представительных собраний региональной столицы, 2-3 наиболее крупных городов, а также моногородов, зависимых от крупных ФПГ.

В ходе биографического анализа проводилось различение прямой (генетической) связи представителей властной элиты с бизнесом в прошлом (до перехода на государственную и муниципальную должность) и в настоящем - факты совмещения работы на государственных (муниципальных) должностях и выполнения менеджерских функций в бизнесе (для депутатского корпуса). Также рассматривались актуальные случаи вхождения чиновников и депутатов в советы директоров тех или иных предприятий, руководство советами директоров.

Отдельное внимание уделялось доступной информации о владении представителями политической элиты из указанной выше выборки акциями и долями предприятий.

Таким образом, выявлялись прошлые и актуальные статусы собственников, менеджеров, представителей в советах директоров для властной элиты. Наряду с непосредственными политическими акторами проводился поиск информации о работе в бизнес-структурах и/или владении акциями и долями предприятий для родственников наиболее высокопоставленных чиновников и влиятельных депутатов.

В процессе аналитического обобщения полученных данных оценивался уровень связи между деловой и властной элитой для региона в целом, для отдельных территорий, для отдельных органов власти; с точки зрения однообразия/разнообразия представительства различных бизнес-групп во власти.

Метод экспертных оценок (экспертных интервью) позволил:

А) получить дополнительную биографическую информацию, отсутствующую в открытых источниках (например, данные или экспертные предположения о владении акциями и долями предприятий; информация о связях с бизнесом родственников чиновников и депутатов), чтобы дополнить и уточнить биографический анализ и его аналитическое обобщение;

Б) получить экспертные оценки и выявить факты лоббирования чиновниками и депутатами интересов тех или иных бизнес-структур при принятии ими решений в рамках своих полномочий (законы и иные нормативные акты, распределение государственного и муниципального заказа, налоговые и иные льготы и пр.).

Таким образом, дополняя и развивая предварительные результаты, полученные на основе биографического анализа, метод экспертных оценок (экспертных интервью) при правильно подобранном и достаточно разнообразном составе экспертов позволил выявить реально существующую картину отношений между властью и бизнесом и экспертные оценки ее характера, а также получить закрытую информацию. Проводилась углубленная обработка экспертных интервью с внесением «поправок» при подготовке собственных выводов - в зависимости от степени информированности, открытости и компетентности респондентов.

Выявление прямого вовлечения деловой элиты во власть и ее косвенного влияния через лоббистов возможно с помощью биографического анализа и экспертных оценок. Но такой тип исследования должен быть эффективно дополнен исследованием процесса принятия политических решений, прежде всего - нормативных актов с точки зрения заинтересованности в них тех бизнес-структур, которые наиболее плотно вовлечены в функционирование властных органов. Индикаторами сращивания бизнеса и власти в регионах являются:

  • формирование властями или при их поддержке региональных и местных монополий,

  • бюджетная поддержка предприятий,

  • предоставление бюджетных гарантий по кредитам,

  • создание для предприятий льготного финансового режима,

  • преференции при распределении государственного (муниципального) заказа,

  • преференции при продаже государственной (муниципальной) собственности,

  • преференции при определении стратегий (программ, планов) регионального социально-экономического развития,

  • создание совместных предприятий,

  • различные совместные проекты, в т.ч. социальные (спортивные, культурные, образовательные и т.п.), постоянные и «разовые»,

  • формирование консультативных органов при властных структурах и включение в их состав деловой элиты (в т.ч. специализированные органы по взаимодействию с бизнесом).

Такие методы, как контент-анализ правовых документов, материалов СМИ и интернет-источников (в т.ч. официальных сайтов государственных и муниципальных органов власти) позволили с помощью данных индикаторов проанализировать описанный выше процесс принятия политических решений, а также оценить открытость власти при принятии этих решений (доступность и раскрытие информации по этим индикаторам в официальных источниках). Дополнительная информация по вопросам «позитивных» преференций бизнесу, а в особенности – информация по вопросу «негативного» административного давления на тот или иной бизнес через государственные структуры (силовые, судебные, «проверяющие») была получена методом экспертных оценок.

Медиа-анализ позволил определить наличие и характер общественной дискуссии по поводу формирования региональных элит, а также получить дополнительную информацию о связях между властными и деловыми элитами. Объектом медиа-анализа стали: официальные СМИ уровня субъекта федерации и уровня наиболее крупных городов, наиболее крупные «независимые» СМИ (в т.ч. финансируемые определенными бизнес-группами), ленты информационных интернет-агентств. Медиа-анализ проводится за один год (с мая 2008 по апрель 2009 г.). В процессе медиа-анализа определялись в целом, по отдельным СМИ и группам СМИ:

  • Представленность бизнес-групп в информационном поле - количество упоминаний о тех или иных бизнес-группах и ведущих бизнесменах;

  • Характер этой представленности – нейтральный, позитивный, негативный; в частности, выявляются целенаправленные имиджевые кампании или, наоборот, кампании по дискредитации;

  • Специальное обсуждение в материалах проблематики отношений между бизнесом и властью, деятельности властных структур в интересах бизнеса, вовлечения деловой элиты во власть (наличие и характер обсуждения – простое информирование, объективный анализ с привлечением различных оценок, направленное формирование общественного мнения); наличие, активность и направленность общественной и/или экспертной дискуссии в СМИ об отношениях между бизнесом и властью и по поводу коррупции во властных органах.

Статистический электоральный анализ предполагал сбор и статистическую обработку результатов федеральных и региональных выборов 2000-х гг. в разрезе территориальных избирательных комиссий (т.е. городов и районов). Изучались активность (явка) избирателей, распределение голосов между партиями (федеральные и региональные выборы по партийным спискам), кандидатами в президенты, кандидатами на посты глав муниципальных образований, кандидатами в депутаты региональных законодательных собраний в мажоритарных округах. Проводилось сравнение результатов выборов между электоральными циклами с целью установить динамику голосования. Особое внимание уделялось:

  • Голосованию за представителей деловой элиты на выборах депутатов региональных законодательных собраний и глав муниципальных образований (победы и поражения, процентные показатели).

  • Голосованию моногородов, т.е. населенных пунктов, в которых основная или значительная часть населения занята на определенном градообразующем предприятии.

На основе статистического электорального анализа оценивались:

  • Уровень развития оппозиционных (протестных) настроений, соотношение общественного недовольства и поддержки действующей власти (в регионе в целом и в моногородах), частично связав это с социально-политическими последствиями действия определенной модели отношений между бизнесом, властью и обществом.

  • Уровень поддержки населением представителей деловой элиты на выборах.

Предварительная концепция исследования состояла в следующем. Серьезной проблемой, затрудняющей принятие социально значимых решений, повышающей коррупцию, ведущей к росту политической конфликтности, снижающей профессионализм работы региональной и местной власти, является сращивание власти с бизнесом. С одной стороны, отношения между бизнесом и властью и приток бизнесменов во властные структуры являются объективным процессом. В бизнес-среде немало профессиональных управленцев, способных и стремящихся реализовывать свои качества на государственной и муниципальной службе. С другой стороны, модели отношений между бизнесом и властью в регионах России могут быть принципиально разными по своему характеру и социально-политическим последствиям. Важно определить те модели, которые повышают эффективность работы властных структур и их управленческий профессионализм, отделив их от тех моделей, которые по сути представляют собой замаскированную коррупцию, замедляют развитие территорий и провоцируют общественное недовольство.

Социальная польза проекта заключается в определении наиболее рациональной модели отношений между бизнесом и властью в регионах и разработке рекомендаций для государственной политики на этом направлении.

В рамках проекта поставлена цель - определить и классифицировать актуальные модели взаимодействия между деловыми и властными элитами в регионах России, их влияние на социальную среду и политический процесс. Задачи проекта:

  • анализ непосредственной представленности деловых элит и выходцев из них в органах региональной и муниципальной власти (с учетом уровня бизнеса, его отраслевых характеристик и др.);

  • анализ косвенного воздействия бизнес-структур на власть (GR, лоббизм, клиентельные отношения);

  • анализ процесса принятия политических решений на предмет заинтересованности в них определенного бизнеса;

  • анализ влияния этих процессов на умонастроения граждан, на общественное мнение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проекта (гранта) (7)

    Конкурс
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам III Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  2. Проекта (гранта) (12)

    Конкурс
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  3. Проекта (гранта) (11)

    Исследование
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам I Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  4. Проекта (гранта) (3)

    Реферат
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  5. Проекта (гранта) (5)

    Реферат
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии

Другие похожие документы..