Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Інноваційна модель розвитку економіки є стратегічним напрямом економічної політики нашої держави, а науково-технічний розвиток промислових підприємст...полностью>>
'Реферат'
Объект разработки: суда внутреннего плавания с альтернативными видами топлива, т.е. возможность применения на судах двух вариантов газового топлива: ...полностью>>
'Учебная программа курса'
Данный курс предназначен для ИТ-специалистов, стремящихся получить навыки по использованию возможностей и технологий SQL Server 2005 для обслуживания ...полностью>>
'Программа'
1.1. Курс дисциплины «Бюджетное право» представляет собой общеобязательный учебный курс, предназначенный для изучения студентами высших учебных завед...полностью>>

Семинар «Европейская система качества и аккредитации инженерного образования»

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Международный семинар

«Европейская система качества и

аккредитации инженерного образования»

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Общественно-профессиональная аккредитация – важнейший фактор повышения качества высшего профессионального образования и обеспечения адекватной связи выпускников вузов и потребности рынка труда.

  2. Основные понятия (определения).

  3. Сфера и предмет деятельности независимой общественно-профессиональной аккредитации (НОПА).

  4. Анализ деятельности независимой общественно-профессиональной аккредитации за рубежом.

  5. О целесообразности формирования структур и координационных центров по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в вузах России.

  6. Общая структура организации проведения независимой аккредитации образовательных программ.

  7. Анализ деятельности независимой общественно-профессиональной аккредитации в России.

  8. Процедура общественно-профессиональной аккредитации.

  9. Особенности и отличия независимой общественно-профессиональной аккредитации от государственной аккредитации.

  10. Критерии НОПА.

  11. Создание Координационного Совета по независимой общественно-профессиональной аккредитации (КС НОПА).

  12. О взаимодействии и координации деятельности КС НОПА с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

________________________________

1. Общественно-профессиональная аккредитация – важнейший фактор повышения качества высшего профессионального образования

и обеспечения адекватной связи выпускников вузов

и потребности рынка труда

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005г. (№1340-р) отмечается необходимость приведения содержания образования, технологий и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная переработка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающие несоответствия качества образования предъявленным к нему требованиям работодателей. Данное отставание в первую очередь выражается в соответствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребность рынка труда.

Современная Российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности вузов за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участие граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования.

Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров является следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования, недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.

Решение стратегической задачи обеспечения качества образования достигается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

- совершенствование независимой общественно-профессиональной оценки деятельности образовательных программ, учреждений и организаций с целью гармонизации показателей развивающейся современной системы образования и нормативно-методической и информационного обеспечения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений для обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности образовательных учреждений;

- совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании для повышения академической мобильности, увеличения экспорта образовательных услуг, что будет способствовать интеграции России в мировое образовательное пространство;

- повышение конкурентоспособности профессионального образования, повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров, увеличение качества вузов, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также вузов, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений;

- создание механизмов, ориентированных не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда;

- создание общероссийской системы общественно-профессиональной аккредитации по всем направлениям подготовки специалистов, которая на основе формирования новых механизмов участия представителей работодателей, профессиональных ассоциаций и образовательного сообщества в процессе независимой экспертизы качества высшего образования позволит определить те высшие учебные заведения, в которых качество подготовки по определенной специальности находится на самом высоком уровне и соответствует требованиям работодателей и мировым стандартам. Аккредитованная таким образом специальность в конкретном вузе может и должна получить нострификацию в аккредитационных центрах экономически развитых стран. (В противном случае не будут реализованы к 2010 году в полном объеме положения Болонского процесса и Копенгагенской декларации, что приведет к изоляции российской системы образования от международной системы образования и существенно понизит положение России в рейтинге стран, конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг).

Хотелось бы подчеркнуть, что оценка подготовки специалистов не должна проводиться на основе создания системы рейтингования. Рейтинг – это соревнование. Место, занимаемое вузом в рейтинговом списке, как показала практика, будет определяться умением «правильно» подготовить требуемые для рейтингования данные, а не качеством подготовки специалистов.

Процедуры общественно-профессиональной аккредитации должны быть унифицированы в целом по всем направлениям, естественно с учетом специфики каждого направления, и ориентированы на рынок труда и трудоустройство выпускников вузов, должны корректировать профессиональную подготовку, но одновременно должны основываться на фундаментальности и универсальности образования, развитии личности и формировании общественной ответственности. Высшее образование должно быть ориентировано на развитие и поэтому должно опережать систему требований рынка труда и быть на современном уровне развития науки.

Общественно-профессиональные процедуры и механизмы оценки качества образования основываются на значительно более высоких требованиях к образовательной среде и будут отличаться по набору и значениям норм ГОС ВПО. Такой подход будет стимулировать повышение норм ГОС ВПО и этим способствовать непрерывному повышению требований к качеству подготовки специалистов в соответствии общим техническим и научным прогрессом.

2. Основные понятия (определения)

Аккредитация – это система контроля качества высшего образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. Основные цели аккредитации состоят в том, чтобы:

  • обеспечить прогресс в высшем образовании за счет разработки критериев и принципов оценки эффективности образования;

  • стимулировать развитие образовательных учреждений и совершенствование образовательных программ путем непрерывного самообследования и планирования;

  • гарантировать обществу, что учебное заведение или конкретная образовательная программа имеют правильно сформулированные цели и условия их достижения;

  • обеспечить помощь в становлении и развитии вузов и в реализации образовательных программ;

  • защитить учебные заведения от вмешательства в их образовательную деятельность и ущемления их академических свобод.

Аккредитация образовательных программ - это официальная экспертиза, производимая каким-либо уполномоченным на то агентством с целью установления соответствия подготовки на данной программе принятым в данном агентстве требованиям, т.е. аккредитация должна признавать (или не признавать), что образовательная программа соответствует, во-первых, необходимым стандартам, и, во-вторых, запросам потребителя. Первое «соответствие» характеризует качество с точки зрения производителя. Второе «соответствие» характеризует качество с точки зрения потребителя.

Аккредитация призвана сыграть роль определенного гаранта качества, добротности и надежности данного учебного заведения по аккредитованной специальности.

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. в действующей редакции от 07.07.2003г. определяет, что «образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах» (ст.25).

Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996г. в действующей редакции 07.07.2003г. поясняет, что «… общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций» (ст.8).

Применительно к вузам аккредитация (в переводе с латинского языка “аccredere” - доверие и признание) означает доверие, выданное со стороны некого уполномоченного органа или инстанции, каковыми могут быть либо само общество, либо международное экспертное сообщество. Аккредитация – это доверие со стороны абитуриентов и их родителей; аккредитация – это признание со стороны работодателей валидности полученного образования по аккредитованной специальности. Легитимизация права на доверие – добровольное дело каждого вуза.

Институциональная аккредитация – аккредитация всего учебного заведения в целом. При проведении институциональной аккредитации основное внимание обращено на оценку и анализ тех характеристик вуза, которые обеспечивают качественность обучения.

Специализированная («программная») аккредитация – это анализ и оценка учебных программ и деятельности вуза по подготовке специалистов данной профессии; проводится, в основном, профессиональными общественными ассоциациями.

Под международной аккредитацией понимается экспертиза образовательных программ, осуществляемая каким-либо международным или национальным агентством, решения которого признаются на международном уровне.

Аудит – это метод, в рамках которого должны быть оценены сильные и слабые стороны механизмов, обеспечивающих качество образования, которые распространены в оцениваемом учебном заведении.

Дисперсия – наиболее употребительная мера отклонения от среднего значения (математическая статистика и теория вероятностей).

Качество – это совокупность навыков и компетенций, позволяющая специалисту обеспечить позитивные изменения в сфере своей деятельности и в экономике России. Критерий оценки качества подготовки специалиста в российских вузах – рыночная конкурентоспособность его деятельности по полученной в вузе специальности.

В словаре понятий и терминов законодательства РФ об образовании (Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании. – М.: МИРОС. 1995. с.80) качество образования характеризует как «определенный уровень знаний и умений умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения».

Концепция (лат. conceptio – понимание, система)

- единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда;

- система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление.

Критерии (критериум – «оселок, верный признак для распознания истины» В.Даль. М.: Терра 1995.т.2.с.195; критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило). Критерии аккредитации – содержательная основа измерения эффективности деятельности вуза в соответствии со своим назначением.

При проведении общественно-профессиональной аккредитации различают два вида критериальных показателей:

1) экспертная оценка (качественная)

2) критериальные показатели (метрические показатели)

( в баллах, долях, процентах, пропорциях, рублях и т.д.).

Принцип конфиденциальности (конфиденциальный – доверительный, не подлежащий огласке) – принцип не разглашения отрицательных результатов общественно-профессиональной аккредитации. Самое ценное в НОПА – деятельность выездной комиссии, ее критические замечания, которые служат непосредственным побудительным стимулом процесса совершенствования и улучшения деятельности вуза по данной образовательной программе (специальности).

Вуз испытывает благотворное воздействие в результате экспертной оценки, если визит аккредитационной комиссии проходит в атмосфере взаимной заинтересованности и сотрудничестве.

Менеджмент качества – это аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества. Менеджмент качества означает непрерывное развитие основных принципов и процессов в целях выполнения установленных требований.

Основные требования менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов (стандарты ISO 9001: 2000; 2005):

  • ориентация на потребителя образовательных услуг;

  • лидирующая роль высшего руководства вуза;

  • вовлечение студентов в процессы управления качеством, инициатива, мотивация;

  • подход к управлению качеством как к процессу;

  • системный подход к управлению качеством;

  • постоянное улучшение системы качества;

  • принятие решений, основанных на фактах;

  • взаимовыгодные отношения с клиентами.

Разработка и внедрение системы управления качеством подразумевает:

  • анализ фактического положения дел;

  • формирование политики и целей в области управления качеством;

  • проведение изменений в организационной структуре;

  • выявление и документирование процессов деятельности вуза;

  • внедрение в практику процессов и процедур;

  • проведение внутренних аудитов и непрерывное улучшение деятельности вуза;

  • проведение сертификационного (внешнего) аудита.

Миссия (предназначение к чему-то важному, высокому, ответственная роль) – оценка ВУЗа с точки зрения соответствия провозглашенным при его создании целям, зафиксированным в Уставе, значимость вуза для развития региона; концепция развития вуза.

Миссия предполагает:

- как вуз реализует свое предназначение и стратегию развития посредством разработки, политики, планов, целей и процессов, ориентации на потребности работодателей;

- как руководители вуза определяют его предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации;

- как они поддерживают и развивают ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента качества образования.

Вуз должен иметь четко сформулированную, доведенную до широкой публики и регулярно уточняемую и обновляемую общую миссию, отражающую специфику его образовательной деятельности, ее конечные результаты для потребителей образовательных услуг и общества.

Вуз должен сформулировать миссию аккредитуемой программы в увязке со своей общей миссией, что должно ясно определять специфику данной программы, характеристики групп ее студентов и получаемые ими от обучения конечные результаты, а также другие общие целевые установки по данной программе.

Вуз должен определить характер и объем своей деятельности по обучению студентов, проведению научных исследований разработок, предоставлению консультационных, деловых и прочих услуг и, в этой связи, конкретные целевые установки деятельности в рамках аккредитуемой программы.

Оценка – мнение, суждение о качестве, значении и т.п. Принятое обозначение степени качества знаний и т.п.

Оценка – термин обеспечения качества:

- оценка предмета – акцентируется на качестве определенного предмета по всем программам, где этот предмет преподается;

- оценка программы – фокусируется на деятельности учебного заведения в рамках учебной программы;

- оценка учебного заведения – изучается качество работы ВУЗа, его организация, финансовые вопросы, управление, материально-техническая база, а также преподавательская и исследовательская работа.

- самооценка (внутренняя оценка) – изучается качество работы ВУЗа, проводится оценка образовательных программ на уровне учебного заведения.

Рейтинг (анг. rating) – оценка, отнесенная к тому или иному классу, разряду. Рейтинг – классификация согласно оценке.

Рейтинговая оценка – определение «лучшего вуза» (не имеет прямого отношения к аккредитации, но способствует совершенствованию деятельности вузов).

Ранжирование является элементом оценки, в ходе которого сравниваются результаты по предметам, программам, учебным заведениям.

Регистр (registrum – список чего-либо) – ежегодно обновляемый список аккредитованных программ (специальностей) в вузах.

Самообследование – одно из требований независимой общественно-профессиональной аккредитации проводится перед приглашением в вуз выездной экспертной группы аккредитационного независимого центра. Целью самообследования являются:

- анализ ресурсов и эффективности вуза в выполнении своей миссии;

- соответствие результатов проверки знаний студентов полученным документам;

- оценка взаимосвязи всей деятельности целям вуза;

- обеспечение реальной основы для планирования и совершенствования.

Стандарт ( анг. standard)

- образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов;

- нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей сохранность материальных ценностей;

- типовой образец, которому должно удовлетворять что-либо по качеству.

Эксперт (лат. expertus – опытный) – специалист в какой-либо области, обладающий специальными знаниями и дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса.

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных значений, с представлением мотивированного заключения.

3. Сфера и предмет деятельности НОПА

Исполнительные структуры КС НОПА осуществляют исключительно специализированную аккредитацию, которая оценивает образовательные программы, специальности подготовки в соответствии с перечнем направлений и специальностей, установленных соответствующим АНЦ.

3.1. К аккредитации принимаются:

- профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского образования (в т.ч. переподготовки специалистов с целью достижения нового уровня образования.) НОПА проводит аккредитацию программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Бакалаврская подготовка считается базовой. Программы подготовки магистров и специалистов представляют продвинутый уровень;

- образовательные программы дополнительного профессионального образования, включая курсы повышения квалификации, персональную переподготовку и т.п.

3.2. Оценке подлежат:

- цели и назначение программы;

- содержание профессиональной образовательной программы, в том числе учебный план, программы учебных дисциплин;

- научное обеспечение реализации программы;

- условия реализации профессиональной образовательной программы, в том числе кадровое обеспечение преподавателями, соответствующей научно-педагогической квалификации, учебно-методическое обеспечение и информационная база образовательного процесса, материально-техническое оснащение;

- уровень и качество подготовки выпускников образовательных учреждений и лиц, окончивших образовательную программу и прошедших предусмотренную этой программой итоговую аттестацию, востребованность выпускников вуза по рассматриваемой программе;

- характер распределения выпускников вуза, соответствие работы выпускников профилю специальности;

- карьерный и профессиональный рост выпускников за первое пятилетие после выпуска;

- вклад выпускников в развитие науки и производства за первое десятилетие после выпуска;

- качество обратной связи выпускников с выпускающей кафедрой и вузом в целом.

4. Анализ деятельности независимой общественно-профессиональной аккредитации за рубежом

Исторически сформировались "английская модель" аккредитации, в основе которой лежит внутренняя самооценка вузовского академического сообщества, и "французская модель", основанная на внешней оценке вуза с точки зрения его ответственности перед обществом и государством.

"Американская модель" аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ, очевидно, представляет собой наиболее удачное сочетание идей "английской" и "французской" моделей.

Применительно к вузам аккредитация (в переводе с латинского языка “аccredere” - доверие и признание) означает доверие, выданное со стороны некого уполномоченного органа или инстанции, каковыми могут быть либо само общество, либо международное экспертное сообщество.

Аккредитация – это доверие со стороны абитуриентов и их родителей; аккредитация – это признание со стороны работодателей валидности полученного образования по аккредитованной специальности. Легитимизация права на доверие – добровольное дело каждого вуза.

Институциональная аккредитация – аккредитация всего учебного заведения в целом. При проведении институциональной аккредитации основное внимание обращено на оценку и анализ тех характеристик вуза, которые обеспечивают качественность обучения.

Специализированная («программная») аккредитация – это анализ и оценка учебных программ и деятельности вуза по подготовке специалистов данной профессии; проводится, в основном, профессиональными общественными ассоциациями.

Под международной аккредитацией понимается экспертиза образовательных программ, осуществляемая каким-либо международным или национальным агентством, решения которого признаются на международном уровне.

Процесс специализированной аккредитации сводится к следующему:

  • аккредитационные агентства с помощью экспертных комиссий определяют порядок принятия решения;

  • учебное заведение и образовательная программа описываются в ходе самообследования и самооценки;

  • группа экспертов знакомится с образовательным учреждением и программой, материалами самообследования и самооценки и формирует заключение, которое доводится до сведения агентства и вуза;

  • учебное заведение представляет ответ на заключение экспертов;

  • соответствующая комиссия агентства на основе данных самообследования, заключения экспертов и ответа вуза принимает решение предоставить (подтвердить) или не предоставлять аккредитацию (лишить аккредитации).

Основными функциями специализированной аккредитации являются следующие: оказание помощи абитуриентам в выборе учебного заведения, содействие правительственным органам в принятии решений по поддержке образовательных учреждений, оказание помощи частным предприятиям и организациям по заказу специалистов или размещению инвестиций в образовательную сферу.

Наиболее авторитетной организацией, аккредитующей образовательные программы в области техники и технологий, является Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET), которая представляет собой федерацию 28 профессиональных инженерных и технических обществ. ABET аккредитовала более 1500 инженерных и 700 технологических образовательных программ высших учебных заведений США. За пределами США на основе "substantial equivalence evaluation" она оценивает соответствие программ зарубежных вузов американским аналогам. На сегодняшний день более 70 программ университетов Германии, Голландии, Турции, Сингапура, Мексики и других стран признаны ABET.

Основными требованиями к качеству подготовки специалистов в области техники и технологий в соответствии с ее критериями являются следующие:

  • знание и понимание современных научно-технических, общественных и политических проблем;

  • умение применять естественнонаучные, математические и инженерные знания на практике;

  • умение применять навыки и изученные методы в инженерной практике;

  • способность проектировать процессы или системы в соответствии с поставленными задачами;

  • способность планировать и проводить эксперимент, фиксировать и интерпретировать данные;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчёт о проделанных работах группы по разработке проекта новой образовательной программы по инженерному направлению подготовки (Второй этап)

    Документ
    2. Технология работы с МК на стадии экспериментальной апробации (использование МК для первичной связи посредством образовательной программы потребностей работодателей и возможностей существующего учебного плана) 18
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тольяттинский государственный университет

    Книга
    Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С.Ф. Жилкин [и др.]; авт.-ред. А.В. Князева; Тольяттинский гос. ун-т.
  3. Межотраслевой центр качества (мцк) “прирост”

    Документ
    КРИВОЩЕКОВ В.Е. ХЕРСОНСКАЯ МОРЕХОДКА БЫЛА (ХМУ) И ОСТАЕТСЯ (ХГМИ) ПЕРВОЙ: Информационный сборник.- 2-е изд., прераб. и доп. – Одесса: ПРИРОСТ-КВЕ, 2009.
  4. Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (4)

    Документ
    Публикуемая работа представляет собой аналитический доклад промежуточного отчета за I полугодие 2006 г. по проекту «Исследование основных тенденций развития и терминологической базы Болонского процесса как структурной реформы высшего
  5. Менеджмента качества в современном университете

    Документ
    Редакционная коллегия: д.м.н., проф. Солодков А.П., д.б.н., профессор Прищепа И.М., канд. пед. наук, доцент Турковский В.И., канд. пед. наук, доцент Ракова Н.

Другие похожие документы..