Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Необхідною умовою ефективної організації кредиту як форми економічних відносин і невід’ємного елементу процесу розширеного відтворення є функціонуван...полностью>>
'Документ'
Анализ налоговой нагрузки. Анализ деятельности коммерческого банка. Анализ доходов организации. Анализ заемного капитала организации. Анализ и оценка...полностью>>
'Документ'
Заимствование – процесс, в результате которого в языке появляется и закрепляется некоторый иноязычный элемент или полнозначная морфема. Слова иноязыч...полностью>>
'Лекция'
Дисциплина «Юридическая психология» позволяет осознать психологические аспекты правового регулирования правотворчества, следственной и судебной деяте...полностью>>

Факультет филологии и искусств (16)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет филологии и искусств

Регистрационный номер
рабочей программы учебной дисциплины:

код года утверждения

/

код факультета

/

М.2.В.10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Формальная семантика

основной образовательной программы высшего профессионального образования

подготовки по направлению

031100

Лингвистика. Общее языкознание

для получения квалификации (степени)

магистр

код дисциплины

М.2.В.10

по учебному плану

регистр. номер

форма обучения

очная

виды промежуточной аттестации:

зачётов

1

экзаменов

0

Трудоёмкость учебной дисциплины

 3

зачётных единицы

Санкт-Петербург

2009

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

    1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цель курса: курс направлен на анализ и обсуждение современных научных концепций, в которых задействованы формальные подходы к описанию семантики естественного языка. Делается акцент на разработках в области структурной, генеративной, логической и компьютерной семантики, которые реализованы в современных лингвистических тео­риях, моделях и прикладных лингвистических ресурсах. Дается оценка научных результатов, полученных к настоящему времени.

Задачами курса является:

  • обсуждение принципов разработки теорий и моделей семантического уровня естественного языка, используемых в теоретических и прикладных лингвистических исследованиях,

  • освоение приемов лингвистичес­кого моделирования на семантическом уровне,

  • изучение особенностей функционирования и практических возмож­ностей современных компьютерных семантических ресурсов,

  • развитие практических навыков работы с инструментами автоматической обработки естественного языка на семантическом уровне.

    1. Язык обучения: русский

    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) – степень бакалавра лингвистики (или филологии).

    1. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов):

ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2 – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-5 – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ОК-6 – способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, оценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности;

ПК-1 – демонстрация знаний современной научной парадигмы в области лингвистики и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов лингвистического исследования;

ПК-2 – демонстрация углубленных знаний в избранной конкретной области языкознания;

ПК-4 – способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в области языкознания и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований;

ПК-12 – способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и т.п. проектов;

ПК-15 – владение навыками организации и управления научно-исследователь­скими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы.

    1. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимся при изучении дисциплины

Слушатели должны

  • освоить основные положения обсуждаемых формально-семан­ти­чес­ких теорий,

  • приобрести практический опыт применения формального аппарата и компьютерных средств в исследовании семантики единиц различных уровней языка.

    1. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине

2 часа в рамках модуля М.2.В.10.

    1. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных форм учебной работы

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

без участия
преподавателя

по формам обучения

М.2.В.10

34

-

2

-

-

-

-

-

-

70

2

4 зачётных
единицы

5-20

-

5-20

-

-

-

-

-

5-20

5-20

ИТОГО:

34

0

2

-

-

-

-

-

-

70

2

4 зачётных
единицы

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период
по учебному
графику

Промежуточная аттестация

Всего
зачётов и
экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

по формам обучения

М.2.В.10

09-12

зачет

25.12-31.12

1

-

-

    1. Структура и содержание учебной дисциплины

А. Разделы курса

1. Формализация в семантике как научно-исследовательская задача

2. Структурная семантика

3. Логическая семантика

4. Генеративная семантика

5. Компьютерная семантика

Б. Краткое содержание тем

1. Формализация в семантике как научно-исследовательская задача

1.1. Соотношение гипотезы, теории и модели в естественных и гумани­тарных науках. Принципы создания лингвистических теорий и моделей семантического уровня естественного языка. Связь между моделируемым объектом и его моделью. Струк­турные, логические, алгебраические, теоретико-мно­жест­венные, топологические, статистические и другие формальные методы в семантических исследованиях.

1.2. Роль семиотики и философии языка в построении формальных описаний семантики естественного языка. Различные подходы к решению вопроса о значении отдельных языковых выражений и текста в целом: античные теории языка, средневековая философия, неопозитивизм (анали­тическая философия, философия лингвистического анализа), современная лингвистика. Разнообразие трактовок языко­вого знака. Проблема моделирования процесса семиозиса.

1.3. Основные направления в формальной семантике: структурная семантика, логическая семантика, генеративная семантика, компьютерная семантика. Предпосылки возникновения данных направлений и исследователь­ские результаты, полученные к настоящему времени. Взаимодействие формального и традиционного подходов в семантике.

2. Структурная семантика

2.1. Значение языкового знака. Семиотический треугольник и его модифи­кации. Значение и смысл. Интенсионал и экстенсионал. Сигнификативный, денотативный, структурный и прагматический компоненты содержания языкового знака. Организация семантического пространства естественного языка в свете принципа композицио­нальности значения. Компоненты значения языкового знака: семантические категории, семантические признаки, примитивы, прототипы и инварианты; их виды и внутренняя организация. Структура семантемы и комбинаторика семантических компонентов. Метаязыки описания значения (подходы московской, французской, польской и других семантических школ). Методы выявления и способы представления компонентной структуры значения.

2.2. Структурная организация лексики. Разновидности подмножеств лекси­кона: ряд, группа, поле. Принципы объединения лексических единиц в данных подмножествах. Синтагматические, парадигматические, эпидигматические связи ме­ж­ду лексическими единицами, их виды и основные характеристики. Валентности лексических единиц, семантические роли, семан­тические падежи, тематические рамки. Анализ связанных сочетаний лек­сем. Лексические функции. Представление семанти­ческих данных в сетевых моделях лексикона WordNet, VerbNet, FrameNet.

2.3. Семантическая организация предложения. Предложение и высказы­ва­ние. Пропозициональное содержание высказывания и глубинная структура предложения. Описание структуры пропозиции в терминах семантических ролей. Референциальные и модально-коммуникативные характе­рис­тики единиц текста. Скры­тые смыслы: пресуппозиции и импликатуры. Представление смысла предложения в семанти­ческих моделях (теория концептуальной зависимости Р. Шенка, модель «Смысл  Текст» и другие). Семантическая разметка корпусов текстов, разработка банков пропозиций.

2.4. Семантическая организация текста. Модели­рование организации речевого акта. Коммуникативная структура предложения и коммуникативный динамизм. Перформативная гипотеза. Теория речевых актов и постулаты речевого общения. Текст, текстуальность и интертекстуальность. Логичес­кий анализ дис­курса. Проблема понимания тек­ста. Фреймовые и сетевые модели смысла высказываний, интерак­тив­ных ситуаций. Теория аргументации. Сюжетные грамматики и моделирование содержания текста.

3. Логическая семантика

3.1. Логика как формальный язык описания структуры и значения языко­вых выражений. Модельно-теоретическая семантика. Типы естественно­языковых выражений, их значение. Имена и дескрипции, их референциальные свойства. Пропозициональная функция. Предикаты, их логические и семантические типы. Логические операторы, кванторы, связки. Категория истинности. Принцип композициональности. Постулаты значения.

3.2. Исчисление предикатов и интенсиональная логика как языки описания естественноязыковых выражений. Категории, их типы в исчислении преди­катов. Синтаксис и семантика исчисления предикатов. Понятие лямбда-абстракции. Категории, их типы в интенсиональной логике. Синтаксис и семантика интенсиональной логики. Применение интенсиональной логики в описании значения естественноязыковых выражений.

3.3. Логическое описание естественноязыковых выражений различных типов. Структура именных и глагольных групп, аргументная структура предложения в логической семантике. Логический анализ естественно­языковых выражений, содержащих квантификаторы, отрицание, таксисные, темпоральные, аспектуальные, модальные операторы. Логический анализ текста. Логический вывод, пресуппозиции и импликатуры. Логическая интерпретация постулатов речевого общения.

3.4. Семантика возможных миров. Возможные миры, модельные множес­тва. Истинность пропозициональных установок в семантиках возможных миров. Логическая структура интенсиональных контекстов. Временные и модальные логики. Описание семантики возможных миров как способ конструирования картины мира.

3.5. Логический анализ естественного языка в зарубежной и отечественной лингвистике. Формально-семантическая проблематика в трудах Г. Фреге, Л. Витгенштейна, Б. Рассела, А. Тарского, Р. Карнапа, Х. Рейхенбаха, Р. Мон­те­гю и других. Концепции Э. Баха, Д. Даути, Б. Парти и других современных зарубежных исследователей. Применение логического аппарата в разработках Т.В. Булыгиной, В.Г. Гака, И.М. Кобозевой, Ю.С. Марте­мья­нова, Е.В. Па­ду­чевой и других отечественных лингвистов. Теория логико-синтак­сичес­ких начал Н.Д. Арутюновой. Работы проблемной группы «Логический анализ языка». Логические представления в порождающих моделях языка и в современных системах автоматической обработки естественноязыкового текста.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Факультет филологии и искусств (6)

    Документ
    Цель курса: рассмотреть историю русской литературы 20-го века как целостную систему, охарактеризовать литературный процесс, дать представление о развитии различных эстетических систем.
  2. Факультет филологии и искусств (23)

    Документ
    Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям представление о важнейших явлениях русской литературы революционной эпохи (между первой и второй мировыми войнами).
  3. Факультет филологии и искусств (22)

    Документ
    Рабочая программа учебной дисциплины может соответствовать одному или нескольким учебным планам образовательных программ, в том числе по различным формам обучения,
  4. Факультет филологии и искусств (24)

    Документ
    Цель курса состоит в том, чтобы расширить и углубить подготовку студентов-филологов в области отдельных балканских культур (албанской, новогреческой, румынской, болгарской, македонской и сербской) и заложить фундаментальные знания
  5. Факультет филологии и искусств (2)

    Документ
    Цель курса: представить сложную картину литературной жизни России в 20 веке, охарактеризовать значение этой эпохи, продемонстрировать динамику процессов литературного развития.
  6. Факультет филологии и искусств (26)

    Документ
    Цель курса: представить сложную картину литературной жизни России в 20 веке, охарактеризовать значение этой эпохи, продемонстрировать сложную динамику процессов литературного развития.

Другие похожие документы..