Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сценарий'
“Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого н...полностью>>
'Сочинение'
Уже сам Б. Рассел признавал, что логически совершенный язык имеет очень ограниченную область применения именно в силу того, что он лишен двусмысленно...полностью>>
'Программа'
Данная программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по направлению 540400 «Социально-экономическое образование» по...полностью>>
'Документ'
Проблема чтения в современной России остра и противоречива. С одной стороны, очевидно, что структура досуговой деятельности различных возрастных груп...полностью>>

Классный час в 7 и 8 классе по теме: «Александр Невский личность нации»

Главная > Классный час
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Классный час в 7 и 8 классе по теме: «Александр Невский – личность нации».

Классный руководитель7 класса: Бородина Г.В.

Основная цель – содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважения к родной стране, ее историческим корням и национальным традициям.

Задачи – расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности А.Невского – яркой личности, талантливого полководца, выдающегося политика;

- на его примере формировать уважение к историческому прошлому, героическим делам наших предков.

Оборудование: портрет А.Невского, карта «Русские земли в XIII веке», схема «Битва на Чудском озере», изображение ордена А.Невского, фрагмент фильма И.Каленова «Александр. Невская битва».

Эпиграф «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

План урока.

  1. Краткая историческая справка.

  2. Невская битва.

  3. Ледовое побоище.

  4. Александр и орда.

  5. Канализация Александра Невского.

  6. Рефлексия.

I этап. Характеристика личности.

Мотивационная беседа с учащимися: «Почему А.Невский – личность нации. Что вы знаете о нем?».

Краткая историческая справка.
"С 1252 года, в течение одиннадцати лет великим князем владимирским был сын Ярослава - Александр Невский, вошедший в историю как великий полководец и расчетливый политик.

Полководец Древней Руси Александр Невский (1220-14.11.1263) Александр Ярославович, прозванный в народе Невским - великий полководец и государственный деятель Древней Руси, под командованием которого были одержаны блестящие победы в битве на Неве над шведами (1220 г.) и на льду Чудского озера близ Пскова над немцами (1242 г.).
В 1248 году он вместе с братом Андреем отправился в Орду к Батыю, а оттуда в Монголию к великому хану. Возвратились они через два года с ярлыками на княжение: Андрей получил первый по значению владимирский престол, а Александр - Киев и Новгород. Воспользовавшись тем, что Андрей не сумел поладить с Золотой Ордой, Александр отправился туда с доносом на брата о якобы неполной выплате дани - "выхода". Это послужило поводом для вторжения на русские земли золотоордынских отрядов под командованием царевича Неврюя. Андрей бежал, а Александр получил ярлык на великое княжение Владимирское.
Александр показал себя умным, осторожным и дальновидным политиком.

Вся его жизнь неразрывно связана с Нижегородским краем: из Городца и Нижнего Новгорода он неоднократно отправлялся в Орду и монгольские семьи. Независимое поведение князя даже в пору полного порабощения Руси монголо-татарами вызывало постоянный гнев Батыя, но при личной встрече в 1246 году хан подивился, и рече велможам своим: воистину поведаша ми, яко несть подобна сему князю; и, почитав его, отпусти с честию. В орде Александр Невский откупал уведенных в полон людей, заселял ими опустевшие русские города и веси. В Нижегородском крае был в 1242, 1246, 1249 и 1252 годах. Из Городца в 1256 году направил к хану Улавчию посла Бориса Васильковича с дарами, чтобы тот отменил указ об участии русских воинов в походах монголо-татар, и добился этого.

Постепенно он сумел ослабить тяготы монгольского завоевания и золотоордынской зависимости. В 1258 и 1262 гг. Александр ездил в Орду ликвидировать конфликтные политические ситуации.
Умер князь Александр Невский в Городце, возвращаясь из Золотой Орды. Похоронили его во Владимире, В Рождественском монастыре. В 1723 году, по указу императора Петра I, останки канонизированного Русской православной церковью Святого Благоверного князя Александра Ярославовича Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александрово-Невскую лавру".

Глубокой осенью 1263 года, возвращаясь из Орды, где его, видимо, отравили, Александр Ярослаавович несколько дней больным пролежал в Нижнем Новгороде, затем потребовал отвезти в Городец, где 14 ноября скончался в Федоровском монастыре, приняв схиму и иноческое имя Алексия. Тело великого князя отнесли в стольный Владимир и 23 ноября похоронили в Рождественском монастыре с участием епископа Кирилла. Городцом продолжал владеть сын полководца князь Андрей, который 27 июля 1304 года скончался здесь и был погребен в городецком Михайло-Архангельском храме-усыпальнице.

II этап. Обратимся к событиям 1240 и 1242 годов – ключевых в биографии русского князя.

Невская битва

15 июля 1240 года произошла Невская битва. Пятитысячный отряд интервентов во главе с эрлом (графом) Биргером, тогда фактическим правителем Швеции, на 100 судах вошел в Неву и стал лагерем в устье ее притока Ижоры. Своевременно получив разведдонесение, князь Александр совершил марш-бросок и. воспользовавшись утренним туманом, скрытно приблизился к противнику. Предприняв внезапную атаку и отрезав шведов от их судов, русские деморализовали врага, нанесли ему большой урон и обратили в бегство. Летописец отметил, что князь Александр лично ранил Биргера в лицо. Эта достаточно скромная по масштабам битва (русские потеряли всего 20 человек убитыми) сыграла огромную роль в истории нашего отечества. Это была первая победа наших предков после разгрома Северо-Восточной Руси монголами (1238). Теперь азиатские полчища шли на Киев. Рим решил воспользоваться бедствием Руси и добить ее с запада. По Северной Европе метался папский легат (посол) Вильгельм, убеждая князей и баронов, что настал благоприятный момент для «покорения Востока». Невская битва показала, что воля русских не сломлена и что слухи о погибели русской земли преждевременны.

Демонстрируется кинофрагмент И.Каленова «Александр. Невская битва» и карта Ф.Моллера 1856 г. «Александр Невский».

Вопрос: Какие нравственные и волевые качества полководца и государственного деятеля вы можете назвать?

Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XIV в. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то возможно таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Традиционно полагают, что сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.

По возвращении с берегов Невы из-за очередного конфликта Александр был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель.

III этап. Выступление учащихся с использованием схемы сражения на доске.

Ледовое побоище. Немецкие рыцари выстроились клином, а точнее, узкой и очень глубокой колонной, задача которой сводилась к массированному удару по центру новгородского войска. Русское войско было построено по класической схеме, выработанной еще Святославом. Центр - пеший полк с выдвинутыми вперед лучниками, по флангам - конница. Новгородская летопись и немецкая хроника единогласно утверждают, что клин пробил русский центр, но в это время ударила по флангам русская конница, и рыцари оказались в окружении. В упорной сече русские разбили рыцарей, Орден потерял 500 рыцарей, в плен взято более 50. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии.

Звучит отрывок стихотворения К.Симонова «Ледовое побоище».

Вопрос: Какие аргументы вы приведете, которые доказывают, что Александр Невский был великим полководцем?

IV этап. Александр и Орда.

Однако существуют спорные вопросы в его биографии,

это отношение Александра с Ордой.

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.

В биографии Александра Невского имеются факты и поступки, которые вызывают неоднозначную реакцию у историков; его обвиняют в предательстве сотрудничестве с Ордой. Обращаясь к такому проблемному вопросу, учитель может использовать материалы книги М.Хитрова «Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский» (М., 1991). Автор ее отмечает, что князь был православным человеком и непобедимым в открытом бою, на поле брани полководцу предстояло одержать наивысшую победу – над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя беспредельным смирением, заглушить голос самолюбия и ценой унижения защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю единственно в интересах горячо любимой Родины, и в этом автор видит наивысший подвиг благоверного князя Александра Невского. Смирение приводит к постижению истины, к пониманию, что необходимо исполнить в данный момент во благо Родины.

V этап. Канонизация Александра Невского.

Демонстрируется иллюстрация иконы «Святой Александр Невский».

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения.

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.

При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время широко известной (сохранилось 15 редакций). За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых, в честь его в 1710 году основана Александро-Невская лавра (Санкт-Петербург). В 1724г. Петр I повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. Во время Великой Отечественной войны в 1942г. был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

Орден Святого Александра Невского — государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 года. Орден святого Александра Невского был задуман Петром I для награждения за военные заслуги. Однако учреждён он уже после его смерти  Екатериной I и стал одной из высших наград России, существовавших до 1917 года.

VI этап. Рефлексия.

Напишите отзыв о классном часе.

Отзыв ученицы 8 класса: Смирновой Яны.

Я испытала чувство гордости за наших предков. Только благодаря таким людям, как А.Невский, выстояла в трудный час наше Отечество. Большое впечатление произвел на меня отрывок из кинофильма, который создал обстановку жестокой битвы и отвагу русский воинов.

Отзыв коллеги: Ярыгиной Н.А. о классном часе в 7 и 8 классах

«Александр Невский – личность нации».

Беседу проводила Бородина Г.В., которая сначала озадачила учащихся: «Почему Александр Невский – личность нации? Кто такой Александр Невский?». Ребята давали ответы: мыслитель, полководец. Затем Галина Витальевна рассказала биографию Александра Невского, почему его назвали Невским. После чего учащиеся смотрели эпизод художественного фильма. После просмотра фильма учитель рассказала об иконе «Александр Невский» об истории ордена имени Александра невского и за что он вручается.

Во время беседы были использованы ТСО – ДВД для просмотра фильма, портреты А.Невского, его икона, изображения орденов. Материал для беседы найден в Интернете. А еще из учебников истории. Беседа носила познавательный характер, интересна, содержательна. Учащиеся подвели итог, что Александр Невский – личность нации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Александр Невский – личность нации»

    Документ
    Современная общеобразовательная школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения. Она призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного
  2. Методические рекомендации и учебные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2009 г в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации  

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации и учебные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2009 г. в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
  3. Методические рекомендации и учебные материалы для проведения единого классного часа в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Нижний Новгород

    Методические рекомендации
    Современная общеобразовательная школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения. Она призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного
  4. Электронное учебное пособие (отрывок фильма; анимационная картосхема); раздаточный материал с текстами для самостоятельной работы. Ход занятия

    Учебное пособие
    формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям на примере жизни и деяний исторических героев Отечества,
  5. Урок знаний (1)

    Урок
    Современная общеобразовательная школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения. Она призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного

Другие похожие документы..