Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Бег на длинные дистанции начинается с высокого старта. По сигналу спортсмен начинает бег, делая первые шаги в большом наклоне, который постепенно уме...полностью>>
'Бизнес-план'
В этом разделе должны быть кратко, четко и убедительно изложены основные положения предполагаемого проекта – чем будет заниматься создаваемое предпри...полностью>>
'Документ'
Куприн и Бунин, Бунин и Куприн, бесспорно, чем-то они похожи. Оба писали о любви, обожествляли ее. Утверждали, что тот короткий промежуток в жизни че...полностью>>
'Учебная программа курса'
Целью данного курса является подготовка и переподготовка специалистов по сетевым технологиям на базе оборудования Cisco по программе сертификации CCNA...полностью>>

Проект "Мой выбор" в профессиональном самоопределении школьников

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект "Мой выбор" в профессиональном самоопределении школьников

Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде.

Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на зтой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.", одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности, улучшение профессиональной ориентации молодежи.

Профориентация как научное управление процессом профессионального самоопределения должна пронизывать собою все содержание обучения в школе, но приоритетная роль в профориентационной работе отводится образовательной области "Технология".

Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно. В начальной школе необходимо сформировать у детей представление о разделении труда и познакомить их с наиболее распространенными профессиями, в основной - научить анализу профессии, диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана профессионального образования и трудоустройства, сформировать осознанное профнамерения. Выпускники старшей школы должны уметь уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере.

Опыт показывает, что эффективной формой систематизации и углубления профориентационных знаний и умений учащихся в 9 классе является выполнение ими творческого проекта "Мой выбор". Он должен включать в себя следующие разделы:

  • значение выбора профессии в жизни человека и общества: сущность и этапы профессионального самоопределения; ситуация выбора профессии "хочу-могу-надо"; возможные последствия неправильного выбора профессии для личности и общества; типичные ошибки при выборе профессии; основные правила выбора профессии; мои жизненные ценности, смысл и цель жизни;

  • мои профессиональные способности и возможности. Здесь учащиеся отражают результаты предварительной диагностики таких своих профессионально важных характеристик, как профессиональные интересы и склонности, темперамент, характер, воля, воображение, внимание, память, мышление, тип личности, состояние здоровья, уровень самооценки;

  • моя будущая профессия и карьера: предполагаемая профессия, ее формула и профессиограмма, мотивы выбора профессии: кто оказал наибольшее влияние, степень своей пригодности к ней, согласованность профнамерения с родителями, способ ее приобретения, перспектива профессионального роста, предполагаемый заработок;

  • профессиональная проба: подготовительный этап (обоснование выбора пробы, ее содержание, подготовительные материалы - чертежи, схемы, рисунки, технологическая карта, материалы, инструменты, рабочее место); технологический этап: содержание и последовательность операций; заключительный этап: анализ и самооценка пробы, оценка ее учителем;

  • моя готовность к профессиональному самоопределению, карта самоконтроля готовности к выбору профессии;

  • список литературы.

В соответствии с этой структурой проекта мы разработали программу профориентационного курса "Культура профессионального самоопределения", рассчитанного на 17 ч. Проводим ее в кратком изложении.

  1. Введение: значение правильного выбора профессии в жизни человека и общества; цель, задачи курса и особенности его изучения; выявление у учащихся готовности к профессиональному самоопределению.

  2. Научные основы профессионального самоопределения: цель и смысл жизни; сущность профессионального самоопределения; ситуация выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; пути приобретения профессии,

  3. Творческий проект "Мой выбор": его цель, структура и критерии оценки.

  4. Мир труда и профессий: понятия "профессия", "специальность", "должность"; сферы труда и отрасли экономики; классификация профессий, формула профессии; современный рынок труда,

  5. Типы профессий ("Человек-природа", "Человек-техника", "Человек-знак", "Человек-человек", "Человек-художественный образ").

  6. Профессиональная направленность личности: профессиональные интересы и склонности; тип личности, уровень самооценки.

  7. Особенности психики и выбор профессии: темперамент и характер, их роль в профессиональном самоопределении; воля и выбор профессии; внимание и его роль s профессиональной деятельности; влияние мышления и памяти на выбор профессии.

  8. Профессиональное намерение: формула предпочитаемой профессии; мотивы и факторы ее выбора; профессиограмма и психограмма предпочитаемой профессии.

  9. Профессиональная пригодность: здоровье и выбор профессии; степень профпригодности; профессиональная карьера и ее планирование.

  10. Профессиональная проба: сущность и аспекты; этапы выполнения; критерии оценки профпроб.

  11. Оформление результатов профпробы: подготовительный этап; технологический этап; заключительный этап.

  12. Самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению: сформированное жизненного плана и профнамерения; знание будущей профессии; знание своих профессиональных способностей и возможностей; план подготовки к профессиональной карьере.
    13-15. Консультации по оформлению и подготовке к защите творческого проекта "Мой выбор".
    16-17. Защита проекта.

Разработанная нами карта готовности к профессиональному самоопределению включает в себя следующие показатели: осознание цели своей жизни, трудолюбие, понимание значения выбора профессии в жизни человека, выбор профессии, профнамерение, сформированность мотивов выбора; знание формулы профессии, содержания и условий труда по избираемой профессии, требований профессии к человеку, наличие опыта и первоначальных профессиональных сведений; знание возможности приобретения профессии и перспектив профессионального роста; сформированность интереса и наличие способностей к будущей профессии, отсутствие медицинских противопоказаний; знания по общеобразовательным предметам, связанным с будущей профессией.

Всего их 21. Каждый из них учащиеся оценивают в баллах следующим образом: "3" - качество сформировано полностью, "2" - качество сформировано частично, "1"- качество не сформировано. В зависимости от количества набранных баллов определяются низкий (23-28), средний (29-53) и высокий (54-69) уровни готовности к профессиональному самоопределению.

Одним из основных компонентов творческого проекта "Мой выбор" является профессиональная проба и ее описание. Девятиклассники выполняли профпробы различных уровней сложности в зависимости от особенностей выбранной профессии и имеющихся возможностей. Вот примеры выполненных профпроб по профессиям: экология Брянской области (эколог); схема и описание установки для выращивания хлореллы (генетик); разработка и изготовление изделий (вязальщица, художник-модельер, повар-кулинар, резчик по дереву, столяр, плотник, механик); составление годового бюджета семьи, заполнение бухгалтерских документов (бухгалтер); описание болезней и способов их лечения (врач); разработка курса массажа (массажист); разработка и проведение воспитательных мероприятий (учитель, воспитатель).

Оценивание творческих проектов проводилось по следующим критериям; сложность и качество выполненного проекта, полнота пояснительной записки, аргументированность сообщения и ответов на вопросы, уровень оформления и показа результатов профпроб.

Была изучена степень влияния творческих проектов "Мой выбор" на реальный выбор выпускниками основной школы профессий, Для этого в конце учебного года учащиеся девятых классов школы № 3 г. Брянска (где проводился эксперимент) проранжировали по степени наибольшего влияния на профессиональное намерение следующие факторы: общеобразовательные предметы, занятия по технологии, внеклассные профориентационные мероприятия, средства массовой информации, творческий проект "Мой профессиональный выбор", советы родителей, родственников, друзей, примеры литературных героев.

Коэффициент субъективной значимости определялся по формуле:, где Пр - количество учащихся, поставивших проект "Мой выбор" на 1-е место по степени влияния на профнамерение; Пн - количество учащихся, имевших профнамерение. Он оказался в среднем равным 0,74.

Для определения коэффициента объективной значимости была использована формула, где: Пр - число выпускников, избравших профессии в профессиональных учебных заведениях или профили обучения в старшей школе в соответствии с проектом; By - всего выпускников девятых классов. Этот коэффициент оказался равным 0,69.

Полученные данные свидетельствуют о большом влиянии выполнения творческого проекта "Мой выбор" на профессиональное самоопределение учащихся.

Е.М.Ретивых,

Концепция предметной и образовательной областей "Технология": современный аспект


Готская И.Б., Жучков В.М С-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена

Наука и педагогическое образование в III-м тысячелетии (состояние и проблемы технологического образования): (межвузовский сборник научных трудов). - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2002. - 126 с.

В основу предлагаемой концепции положено представление о технологии как системном феномене действительности, что определило возможность комплексного применения методологий системного, синергетического подходов и социально-этического маркетинга для исследования и уточнения такие понятия, как "технология", "жизненный цикл технологических знаний", "предметная область "технология", структура предметной области "технология", образовательная область "технология".

Под технологией будем понимать осознанный системный процесс совместно-распределенной деятельности социального элемента а выделенном социально-экономическом пространстве, направленный на удовлетворение различных уровней его полезно-познавательных потребностей -индивидуальных, корпоративных, социальных.

Уточним компоненты этого понятия:

  • осознанный системный процесс означает, что социальный элемент, прошел все стадии осознания от ощущения и восприятия до представления, по крайней мере, модели конечного результата своей технологической деятельности, что обеспечивает достижение сформулированной цели этой деятельности, при этом процесс рассматривается как иерархическая система с выделенными элементами (компонентами) и установленными осознанными взаимосвязями между ними;

  • совместно-распределенная деятельность- совместность трактуется как наличие коллективной деятельности с опорой на исторический опыт, ответственностью за результат этой деятельности в настоящем и будущем; распределенность рассматривается как распределение функций, обязанностей и полномочий между социальными элементами в процессе технологической деятельности;

  • социальный элемент- это юридическое или физическое лицо, которым может быть отдельный индивидуум, коллектив, фирма, корпорация или социум в целом;

  • выделенное социально-экономическое пространство определяет ограничения технологической деятельности законами, нормативно-правовыми актами, нравственно-этическими, экологическими, прочими нормами и правилами, а также доступностью для конкретного социального элемента ресурсов - природных, материальных, финансовых, профессиональных, энергетических, информационных, духовных;

  • удовлетворение полезно-познавательных потребностей - это результат технологической деятельности социального элемента, определяющий направленность этой деятельности на удовлетворение полезно познавательных потребностей отдельного индивидуума, коллектива, фирмы, корпорации или социума в целом.

Соответственно предметная область "Технология" - это специально организованное и эволюционирующее пространство знаний о технологическом опыте социальных элементов.

Предметная область "Технология" представляет собой многомерную и комплексную научную дисциплин, структурными компонентами которой являются: знания об объекте, знания о субъекте, знания о предмете и знания о результатах технологической деятельности.

Под жизненным циклом технологического знания понимается интервал времени с момента его "материализации" в конкретное технологическое знание (конкретные технология, технологический процесс, методики, организационная структура, услуга и т.д.) до момента его полной замены в силу морального устаревания.

При этом "отторгнутое", морально устаревшее конкретное технологическое знание, бесполезное и иногда вредное для целей удовлетворения экономических потребностей в силу инерции мышления социального элемента, может быть весьма востребовано к полезно в целях удовлетворения образовательных и социокультурных потребностей.

Образовательная область "технология" - это часть предметной области "технология", включающая совокупность технологических знаний (как теоретических, так и практико-ориентированных), освоение которых позволяет сформировать у обучаемых школьников различные уровни компетенции от ключевых, базовых, специальных до специализированных, что обеспечивает формирование различных уровней технологической грамотности и культуры.

Структурно ОО "Технология" подобна предметной области "технология" и в качестве инварианта включает:

  • совокупность объекто-ориентированных технологических знаний, описывающих и раскрывающих свойства живой и неживой человекосозданной искусственной природы, а также методы их изучения;

  • совокупность субъектно-ориентированных технологических знаний, формирующих ценностное содержание и целеполагание технологической подготовки;

  • совокупность предметно-ориентированных технологических знаний, включающих первичные сведения и представления об орудиях и накопленном историческом технологическом опыте.

  • совокупность результато-ориентированных технологических знаний, включающих первичные сведения и представления о свойствах товаров и услуг, эксплуатации, использовании, ремонте, восстановлении, утилизации.

Будучи структурно подобной предметной области "технология", ОО "Технология) имеет содержательное отличие, заключающееся в выделении:

  • фундаментального ядра в виде совокупности знаний из определенных разделов физики, химии, информатики, биологии, экологии, истории;

  • теоретических основ в виде совокупности знаний из определенных разделов технической механики, материаловедения, теплотехники, электротехники, радиотехники, электроники, автоматики, кибернетики, метрологии, маркетинга, менеджмента, социологии, права;

  • знаний о базовых технологиях (формах, методах и средствах преобразования материи, энергии, информации).

Нее сказанное выше подтверждает справедливость подхода к рассмотрению ОО "Технология" как мета образовательной области, что предполагает системную интеграцию через отражение в содержании всех общеобразовательных предметов:

  • прикладных аспектов изучения законов, правил, условий, форм, средств, результатов современного технологического преобразования объектов природной, искусственной и социальной среды;

  • методов и средств обработки информации;

  • вопросов профориентации и профадаптации.

При этом в содержании ОО "Технология" технологические знания об инвариантных способах и средствах преобразования окружающей действительности дополняются знаниями о применении в практической деятельности основ научных знаний, полученных при изучении учебных дисциплин естественно- научного (окружающий мир, физика, химия, биология, география) и гуманитарного циклов.

При таком подходе с учетом специфики информационной цивилизации, в которую мы вступаем, на смену концепции поддерживающего, практике ориентированного технологического образования придет концепция опережающего технологического образования. Ее основными компонентами являются фундаментализация технологического образования, целью которого является формирование технологической культуры через освоение фундаментальных и теоретических основ технологий при сохранении направленности на развитие творческих способностей учащихся на основе применения активных методов обучения. Такими основами в первом приближении являются процессы и способы преобразования материи, энергии и информации.

Способы преобразования материи учащиеся должны познавать через обработку различных материалов, в том числе конструкционных, тканей, пищевых продуктов, механическим резанием, давлением, температурой. Очевидна преемственность с отечественным опытом трудового обучения, отслеживающего этапы научно-технического прогресса.

Преобразование энергии и информации - это то новое, что отражает влияние научно-технического прогресса и должно найти свое отражение в структуре и содержании школьного технологического образования. Способы преобразования энергии на наш взгляд целесообразно рассматривать на примерах взаимного преобразования различных видов энергии (механической, внутренней, электрической, химической, излучения) и передачу через твердые, жидкие, газообразные технологические среды.

Способы преобразования информации должны включать изучение примеров обработки различных видов информации, включая печатные источники, а также на прочих носителях - пленочных, магнитных и оптических дисках. Большое внимание должно быть уделено изучению информации на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Преобразование действительности (материи, энергии и информации) есть путь ее познания и формирования аксеологического осознания места человека в живой и искусственной (создаваемой человеком) природе окружающего мира. При этом существенным является мера этих преобразований, определяемая главным ценностным ориентиром "не навреди". Проблема экологического воздействия технологической деятельности человека на современном этапе развития цивилизации является, пожалуй, глобальной для сохранения всего сущего на Земле и в Космосе. Отсюда следует, что формирование экологической культуры, культуры "не навреди - это магистральный путь эволюции человека, а одним средств формирования этой культуры является система технологического образования, включающее и подсистему экологического образования.

Описанный подход позволяет выделить 4 уровня обучения ОО "Технология", представленных на рисунке 1:
I уровень -1-4 классы (начальная школа - "Знакомство с основами технологий"
II уровень - 5-7 классы - Основы технологий
III уровень - 8-9 классы - Базовые технологии
TY уровень - 10-11 классы - Профильные технологии

Каждый из этих уровней имеет конечную цель формирования различных уровней технологической культуры, соответственно, Знакомство, Осведомленность, Грамотность, Компетентность.

Основой для формирования этих уровней технологической культуры является обучение разноуровневым технологическим знаниям и формирование умений технологической деятельности. Знаниевая компонента технологической культуры формируется от первичных сведений об основах общенаучных и общетехнических знаний (1-4 классы) через освоение основ общетехнических знаний (5-7 классы) и основ общенаучных знаний (8-9 классы) до изучения профильно-предметных основ технологических знаний (10-1 1 классы).

Деятельностная компонента технологической культуры формируется от первичных сведений об основах технологической деятельности (1-4 классы) через освоение основ технологической деятельности (5-7 классы) и технологической деятельности па основе базовых технологий (8-9 классы) до освоения основ профильной технологической деятельности (10-11 классы).

Технологические знания и технологическая деятельности как знаниевая и деятельностная компоненты ОО "Технология" взаимосвязаны между собой, однако первичными являются технологические знания, что является реализацией принципа фундаментализации технологического образования.

Технологические знания подразделяются на общенаучные и технические, что формирует соответственно фундаментальное ядро и теоретические основы ОО "Технология". Технологическая деятельность подразделяется на производственную и экономическую, что обеспечивает овладение практико-ориентированными умениями в сфере материального производства и формирует умения и качества личности, необходимые для ее социализации в условиях рыночных отношений.

Внутри выделенных компонент учебный материал структурируется на объекто-, субъекто-, предмето-, результато-ориентированные технологические знания и знания об опыте технологической деятельности, что обеспечивает при их последовательном изучении объемный синтез технологических знаний и овладение умениями системной технологической деятельности.

Литература

  1. Готская И.Б., Жучков В.М. Проектирование инновационных педагогических технологий в предметной области "Технология" - СПб:РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

  2. Жучков В.М. Теоретические основы концепции предметной области "Технология".- СПб: "Образование", 2000.

  3. Жучков В.М. Системный анализ понятий "технология", предметная область "технология"/Молодежная культура и ценности будущего. Сб.научн. ст. по проблемам педагогики



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профессиональное самоопределение школьников: взаимодействие классного руководителя с учителями- предметниками

    Реферат
    Один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека – это выбор профессии. Правильный ответ на этот вопрос сегодня очень актуален, потому что радикально изменились экономические условия, быстро меняется рынок труда.
  2. Рекомендовано до друку науково-методичною радою Миколаївської науково-педагогічної библиотеки від грудня 2004 р. Протокол №4

    Документ
    З метою полегшення вибору мети і принципів профільного навчання, визначення його структури і форм організації та умов реалізації бібліотека пропонує даний бібліографічний покажчик.
  3. Социально – инновационные проекты моу, гимназии №29 г. Томска

    Программа
    Программа развития образования в МОУ, гимназии № 29 г.Томска в условиях инновационной деятельности предусматривает новый подход к управлению на основе внедрения различных инновационных проектов, реализация которых позволит создать
  4. Курс «Мой выбор Предмет, класс и т п. Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 200 г. 2010 2011 учебный год

    Рабочая программа
    Планирование составлено на основе программы элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования»
  5. Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения девятиклассников

    Реферат
    Аннотация: Работа представляет собой попытку теоретического и практического анализа и решения некоторых проблем, связанных с профессиональным самоопределением учащихся 9-ых классов.

Другие похожие документы..