Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
РБК, Коммерсантъ: Внеочередной совет директоров ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) избрал нового президента компании, которым стал гендирект...полностью>>
'Документ'
Комплексное (системное) использование информационных технологий в повышении квалификации и переподготовке специалистов: когнитивный подход к обучению...полностью>>
'Документ'
Ишемическая болезнь сердца: эпидемиология, факторы риска, этиология, патогенез, классификация, принципы лечения, МСЭ, профилактика, реабилитация, прог...полностью>>
'Лекція'
На сьогодні у світі вироблено фундаментальні засади щодо правового захисту людини, її прав та основних свобод. Наприклад, Статут Організації Об'єднан...полностью>>

Декан Факультета Бизнеса Титова В. А. 25 января 2006 г рабочая программа

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан Факультета Бизнеса

Титова В.А.

______________________

25 января 2006 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Антимонопольная политика»

для магистрантов направления 080100 (521600) – «Экономика», магистерской программы 521615 – «Институциональная экономика и экономическая политика»

(для квалификационной степени магистр экономики)

Новосибирск

2006

Программа курса разработана в соответствии с основными требованиями

государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании кафедры экономической теории 25 января 2006 г. протокол № 1.

Заведующий кафедрой экономической теории

д.э.н., профессор Г.П. Литвинцева

Программу дисциплины разработала И.В. Князева

д.э.н., профессор кафедры экономической теории

.

ФИО автора: Князева И.В.

НГТУ

Содержание

I. Цели и задачи учебной дисциплины. 7

II. Виды занятий и методики обучения 10

III. Структура и содержание курса. 11

Тема № 1 Понятие монополизма и конкуренции. Модели рыночных структур. Методы проведения антимонопольной политики в различных странах мира. 11

Тема № 2 Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России. 12

Тема № 3 Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках 13

Тема № 4 Характеристика видов деятельности, направленных на ограничение конкуренции. 15

Тема № 5 Недобросовестная конкуренция Роль рекламного законодательства в пресечении недобросовестной конкуренции. 16

Тема № 6 Согласованные действия фирм, ограничивающие конкуренцию 17

Тема № 7 Горизонтальные слияния на товарных рынках: виды, нормативная база контроля, анализ. 17

Тема № 8 Ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства. 18

Тема № 9 Политика демонополизации в России. 19

Тема № 10 Понятие естественных монополий. Среда государственного контроля в России. 19

Содержание практических занятий 19

IV Тематический план по курсу «антимонопольная политика». 25

V Методические рекомендации и дидактические материалы 25

по изучению дисциплины 25

Темы рефератов 25

Перечень вопросов к экзамену «Антимонопольная политика» 26

Список рекомендуемой литературы 30

Список основной литературы: 30

ВВЕДЕНИЕ

Процесс формирования Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) в значительной мере нацелен на устранение препятствий во взаимной торговле и инвестициях, формирования гармонизированных отношений в области политики конкуренции, либерализации торговли товарами и создания зоны свободной торговли.

Особое внимание, уделяемое вопросам конкурентной политики в процессе создания ОЕЭП вполне правомерно: справедливая конкуренция представляет собой основу эффективного развития рыночного хозяйства, являясь базисным принципом экономического развития, как в Европейском Союзе, так и России. С учетом значимости политики конкуренции для экономического развития, основные правила конкуренции нашли свое отражение в основополагающих документах сторон: Римском договоре об образовании ЕС и в Конституции РФ. И в России, и в ЕС к настоящему времени создана разветвленная законодательная и институциональная база регулирования конкурентных отношений.

Правила конкуренции в России и ЕС имеют много схожих элементов во многом благодаря тому, что при разработке российского антимонопольного законодательства за образец из множества существующих моделей антимонопольного регулирования была выбрана законодательная база антитрестовского и конкурентного регулирования ЕС, включающая классические функции по пресечению злоупотреблений монопольным положением на рынке, запрет картелей и контроль экономической концентрации.

Принимая во внимание процессы глобализации, происходящие в мире, и установление между Россией и ЕС более тесных экономических отношений в рамках ОЕЭП, необходимо среди научной и деловой общественности, студентов и государственных служащих более глубоко на научном уровне и широко в пропагандистском плане формировать и распространять знания, способствующие созданию равных условий для всех участников рынка и формированию научного и общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

В последние годы, факты извлечения монопольных выгод, особенно со стороны субъектов естественных монополий, установления барьеров входа на рынок, государственной помощи, носящей антиконкурентный характер, недобросовестной конкуренции стали носить повсеместный и устойчивый характер, что обусловлено в первую очередь тем, что субъекты рыночных отношений практически не владеют правовым и экономическим инструментарием, направленным на предотвращение ограничения или устранения конкуренции. Для управления этими процессами возникает необходимость углубленного изучения, а затем использования в предпринимательской деятельности знаний о государственной политике, направленной на:

  • содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

  • ограничение и пресечение монополистической деятельности;

  • предупреждение недобросовестной конкуренции;

  • контроль за приобретением акций, если это может привести к ограничению конкуренции;

  • разработку и осуществление мер по демонополизации экономики.

Анализ содержания программ общепрофессиональных дисциплин - «Экономическая теория», «Маркетинг», «Государственное регулирование экономики» показал, что рассмотрению вопросов, посвященных антимонопольной и конкурентной политике и методам конкурентной борьбы уделено косвенное или узкоспециализированное внимание. Потребность в комплексном и наиболее полном изучении системы антимонопольного регулирования и проведения последовательной конкурентной политики в российской экономике предопределили разработку автором курса: «Антимонопольная политика» При разработке программы предлагаемого авторского курса использовался отечественный опыт участия в работе семинаров и конференций, проводимых МАП РФ и территориальными управлениями, зарубежный опыт проведения серии международных семинаров Международным институтом права (Вашингтон)и комиссии ОCDE (Франция), а также материалы международной конференции «Конкурентная политика в глобальном обществе: антитрестовские основы» (Вена, 2003 г)

Предлагаемый курс относится к группе специальных дисциплин и построен таким образом, что помогает студентам различать:

  • сферу применения Законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О естественных монополиях» и «О рекламе»;

  • виды монополистической деятельности;

  • формы и методы недобросовестной конкуренции;

  • экономические процессы в виде горизонтальных соглашений и горизонтальных слияний;

  • акты и действия органов исполнительной власти, направленные на ограничение конкуренции;

  • отдельные виды государственного контроля за процессами концентрации на товарных рынках;

  • виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Курс имеет теоретико-практическую направленность, так как помогает студентам овладевать методами своевременного анализа и предвидения позитивных и негативных тенденций экономического развития товарных рынков и субъектов, функционирующих на них.

Для приобретения практических навыков в исследовании состояния конкурентной среды на товарных рынках и разработки конкретных управленческих решений, направленных на выработку стратегии поведения фирмы, в условиях различной степени монополизации рынка, на практических занятиях студенты участвуют в ролевых играх, имитирующих конкретные экономические ситуации, на которые распространяется сфера применения Законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О естественных монополиях»,«О рекламе».

I. Цели и задачи учебной дисциплины.

Трансформация экономической системы предъявляет особые требования к выпускникам. Требуются специалисты универсального типа с гибким мышлением, владеющие навыками принятия управленческого решения в условиях высокой степени риска и неопределенности. Основы подготовки таких специалистов закладываются, как при изучении базовых теоретических дисциплин, так и курсов специализации. Предлагаемая дисциплина «Антимонопольная политика» соответствует общим требованиям, предъявляемым к образованности магистранта и специалиста: способность к проектной деятельности, знание принципов системного анализа, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.

Для изучения предложенной дисциплины магистрант и специалист должны иметь общие представления :

  • об основных тенденциях в конкурентной политике в странах ЕС и России

  • о процессах глобализации в мировой экономике и их влиянии на формирование конкурентной среды;

  • об основах своевременного предвидения и учета возникновения позитивных и негативных тенденций экономического развития, разработки мероприятий по локализации и устранению недостатков, определению потребности в изменениях и нововведениях;

  • о современных методах социально-экономической диагностики, агрегирования информации и распознавания образов с целью их использования для принятия эффективного решения;

  • о вариантах управленческих решений и обосновании их выбора по критериям социально-экономической эффективности;

  • о методах прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов.

Конкретные знания по ранее изучаемому циклу дисциплин:

  • особенности монополизации экономики в различных странах мира, Антитрестовское законодательство США;

  • виды конкурентных и неконкурентных рынков и общие принципы поведения фирм на них;

  • формы и методы конкурентной борьбы, ценовая конкуренция;

  • картельные соглашения;

  • комплексное исследование товарного рынка (емкость рынка, доля фирм на рынке, показатели, характеризующие уровень монополизации);

  • приемы разработки и принятия управленческого решения в условиях неопределенности и риска.

Основной целью преподавания курса «Антимонопольная политика» является формирование у магистрантов и специалистов знаний и умений, позволяющих отстаивать свои экономические и правовые интересы в условиях конкурентного рынка и быть наиболее готовыми к соблюдению на нем принципов добропорядочности и справедливости при выполнении своей профессиональной деятельности.

Магистрант и специалист должны знать :

  • об основных направлениях антимонопольной политики за рубежом;

  • основные положения закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О рекламе» и «О естественных монополиях»;

  • функции, задачи и полномочия антимонопольных органов;

  • методологию определения релевантного рынка;

  • виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках и методы ее пресечения;

  • целесообразность создания и задачи Реестра предприятий, занимающих доминирующее положение;

  • виды государственного контроля за процессами горизонтальных слияний и соглашений на товарных рынках;

  • методики диагностики деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках;

  • виды и формы заключения горизонтальных и вертикальных соглашений;

  • формы недобросовестной рекламы и конкуренции;

  • об актах и действиях органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции;

  • общие и специальные требования к рекламе;

  • права и обязанности субъектов рекламного рынка;

  • основания для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и порядок подачи заявлений;

  • порядок представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

  • об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

  • экономическую сущность естественных монополий и методы государственного регулирования;

  • основные положения и направления реализации политики демонополизации на рынках Российской Федерации.

Магистрант и специалист должны уметь :

  • использовать действующую нормативную и законодательную базу, регулирующую конкурентные отношения для решения управленческих задач, направленных на эффективное функционирование хозяйствующих субъектов на товарных рынках;

  • владеть методикой определения продуктовых и географических границ рынка, количественных и качественных показателей структуры товарного рынка; выявлять и анализировать закономерности в нарушении антимонопольного законодательства в России;

  • организовать и провести экономическое расследование при признаках нарушения антимонопольного законодательства;

  • защищать свои конкурентные права на конкретном товарном рынке.

  • применять методы диагностики деятельности хозсубъектов на товарных рынках;

  • оформлять заявления, ходатайства и уведомления в антимонопольный орган;

  • обжаловать решения территориального антимонопольного органа.

Соотношение целей курса с изучаемыми темами предложено в приложении 1.

II. Виды занятий и методики обучения

Курс предусматривает изучение 10 тем. Структура курса может меняться в зависимости от фактически выделенных часов по учебному плану. Для магистрантов и специалистов общий объем лекционного курса составляет 17 часов, семинарских и практических занятий –17 часов. Используются следующие формы практических занятий :

Семинарские ( с игровыми упражнениями) – 4 часа,

расчетно-аналитическая работа – 3 часа,

деловые игры( разбор case-study) – 10 часов.

Во время проведения ролевых и имитационных игр слушатели должны:

  • владеть понятийным аппаратом изучаемой дисциплины, методами экономического анализа;

  • выделять главное и существенное для принятия грамотного управленческого решения;

  • моделировать и проектировать рабочие ситуации;

  • анализировать полученные результаты и прогнозировать их изменение при изменении начальных условий;

  • интерпретировать экономические ситуации в свете действия законов, регулирующих вопросы развития конкуренции.

Для эффективного изучения теоретической части курса «Антимонопольная политика» нормативный объем индивидуальной работы студентов предусмотрен в объеме 36 часа (подготовка реферативных выступлений, анализ публикаций в прессе, предварительная подготовка к деловым играм).

Для текущего контроля необходимо самостоятельное выполнение расчетно-письменной работы.

Общая форма контроля по курсу – экзамен.

III. Структура и содержание курса.

В условиях перехода России к рыночным отношениям и проведения фундаментальных экономических реформ, повышения открытости и либерализации национальной экономики, активного интегрирования страны в европейские экономические союзы, решающее значение имеет создание и укрепление соответствующих антимонопольных законодательных и институциональных структур, которые бы обеспечивали демонополизацию экономики и содействовали конкуренции. Одной из основных предпосылок проведения эффективной конкурентной политики и предупреждения недобросовестной конкуренции является получение необходимых знаний.

Тема № 1 Понятие монополизма и конкуренции. Модели рыночных структур. Методы проведения антимонопольной политики в различных странах мира.

Лекция 1 Предмет и структура курса «Антимонопольная политика»

  1. Содержание, цели и задачи курса. Предмет и место курса в системе экономических дисциплин.

  2. Необходимость изучения курса.

  3. Антитрестовская экономика. Общие принципы поведения фирмы на рынке.

  4. Монополизм. Методы достижения монопольного положения. Классификация монополий. Виды монополий. Монопсония. Экономические последствия монополизации рынка.

  5. Понятие конкуренции. .Эффективность конкурентных рынков.

  6. Характеристика конкурентных и неконкурентных рынков: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция, естественные монополии. Мировые тенденции в формировании олигополистических рынков. Международная конкурентная политика в условиях формирования транснациональных корпораций.

  7. Процессы глобализации в мировой экономике и антиконкурентные проявления.

Лекция 2 Американская и европейская модели антимонопольной политики.

  1. Краткий анализ антимонопольной политики и методы её проведения в различных странах мира.

    1. Описание основных законов и учреждений, решающих вопросы конкуренции.

    2. Две основные концепции, описывающие законы о конкуренции: концепция власти над рынком и концепция господства рынка.

    3. Модели строительства и проведения антитрестовского законодательства : административная( политическая) и юридическая.

  2. Американская модель государственного вмешательства в конкуренцию на рынке.

  3. Обзор положения дел в западно-европейских (Германия, Франция, Великобритания),и азиатских государствах(Япония, Корея ). Международное антитрестовское право в рамках ЕЭС(85 и 86 ст. Римской конвенции).

  4. Процессы глобализации в мировой экономике и действия антимонопольных органов, направленные на поддержание конкурентной среды.

  5. Стремления государств Евросоюза к гармонизации действующего конкурентного законодательства.

Тема № 2 Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России.

Лекция 1.История развития антимонопольного законодательства в России.

  1. Истоки монополизма в российской экономике(экономические, политические и технологические).

  2. Предпосылки и целесообразность проведения государственной антимонопольной политики и формирования конкурентной среды на товарных рынках РФ.

    1. Макроэкономические факторы, влияющие на формирование конкурентной политики;

    2. Расширение косвенных методов регулирования экономикой страны, как основа стимулирования деловой активности и борьбы с монополистическими тенденциями;

    3. Расширение конкурентной борьбы и проявления методов недобросовестной конкуренции.

    4. Протекционизм и проблемы конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей .

    5. Государственная поддержка малого предпринимательства

    6. Международная торговля, экспортные и импортные картели, торговые соглашения.

  3. Хронология правового оформления антимонопольной политики в стране.

  4. Гармонизация российского антимонопольного законодательства и европейского конкурентного права в рамках создания Общего Европейского экономического пространства.

  5. Опыт антимонопольного регулирования в странах ЕС и его использование в России

Лекция 2 Антимонопольное законодательство России и органы, контролирующие его исполнение.

  1. Структура Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и сфера его применения.

  2. Антимонопольный контроль банков, товарных бирж и рынка ценных бумаг.

  3. Задачи, функции, полномочия Федерального антимонопольного органа(МАП России).

  4. Полномочия территориальных органов.

  5. Права и обязанности антимонопольных органов.

  6. Порядок подачи заявлений и рассмотрения дел.

  • Технология подачи заявлений, порядок рассмотрения дел,

  • Право доступа к информации антимонопольных органов,

  • Процедура и сроки ведения дел.

  • Организация проведения заседания комиссии по рассмотрению дел.

  • Виды принимаемых решений, порядок их исполнения.

  1. Порядок принятия, обжалования и исполнения решений и предписаний антимонопольного органа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ровье 2006 Материалы 79-ой конференции студенческого научного общества спбгма им. И. И. Мечникова 25 апреля 2006 г. Санкт-Петербург 2006

    Документ
    Человек и его здоровье - 2006: Материалы 79-ой конференции Студенческого Научного Общества СПбГМА им. И.И. Мечникова. 25 апреля 2006 года / Под редакцией акад.
  2. Программа среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции Квалификация Технолог вид подготовки базовая форма подготовки очная

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (базовый уровень подготовки ).
  3. Программа среднего профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства Квалификация Техник механик вид подготовки базовая форма подготовки очная

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства (базовый уровень подготовки).
  4. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  5. Грызлов Б. В. Мониторинг сми 22 января 2008 г

    Документ
    Премьер-министр Виктор Зубков одобрил софинансирование из инвестфонда двух крупнейших региональных проектов - "Урал промышленный-Урал Полярный" и проекта комплексного развития Южной Якутии.

Другие похожие документы..