Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Керуючись ст. 143 Конституції України, пунктом 5 ст. 60 Закону України “Про місцеве самоврядування в Україні”, враховуючи рішення Кіровоградської міс...полностью>>
'Документ'
Докорінна перебудова правопорядку України, необхідність його адаптації до сучасних соціальних та економічних умов, вимагає вивчення порівняльного цив...полностью>>
'Документ'
1. Форму федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" предоставляют все юридические л...полностью>>

Рабочая программа по курсу «Психология девиантного и аддиктивного поведения» Для студентов, обучающихся по специальности

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФИЛИАЛ НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В Г. БРЯНСКЕ

__________________________________________________________________

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Бурыкина Марина Юрьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Психология девиантного и аддиктивного поведения»

Для студентов, обучающихся по специальности

№030301.65 "Психология"

Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «МПСУ» в г. Брянске

Протокол №_____от_______________20 г.

Заведующий кафедрой

Социальной психологии и

коррекционной педагогики Артамошина Ю.В.

Брянск 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной психологии девиантного поведения утвердилось положение о необходимости раннего выявления и пре­одоления отклонений в психическом развитии детей и подростков. Ориентация психологов на своевремен­ное преодоление негативных отклонений в развитии ребенка имеет исключи­тельно важное значение для формирования личности в процессе школьного обучения. Психологам необходимо иметь представление обо всех видах эиоционально-волевых, личностных нарушениях развития, о причинах их вызывающих.

Настоящая программа и руководство к ней подготовлено на ос­нове требований психологического сопровождения детей и подростков с отклонениями в поведении. Цель курса - помочь студентам психологической специальности, на основе самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить свои знания о детях с отклонениями в поведении, усвоить приемы выявле­ния, коррекции и предупреждения дефектов поведения. Предло­женные материалы ориентируют студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы.

Программа содержит содержание курса, к каждой теме предусматриваются основные понятия, тематика практических занятий, в которые включены вопросы, задания, связанные с анализом пси­холого-педагогических ситуаций, устанавливающие межпредмет­ные связи, упражнения для выработки определенных навыков, контрольные вопросы, список литературы для активизации самос­тоятельной и исследовательской деятельности студентов. Учебный материал представлен в определенной последовательности с постепенным усложнением заданий как трени­ровочного типа, так и проверочного.

Тематический план курса

Наименование разделов

Количество часов

Очная форма обуч.

Заочная фор. об

Заочн. фор. об. 3,5 года

Лекция

Прак.з.

Лекция

Пр.зан

Лекция

Пр.зан

Психология девиантного поведения как наука. Поведенческая норма, патология, девиация. Типы девиантного поведения.

2

2

2

2

Дисгармоническое развитие. Психические расстройства личности

2

Психическая депривация.

2

2

2

2

Девиации акцентуаированных подростков. Девиантная виктимность подростков. Подростковые девиации.

2

6

2

2

Дезадаптированные дети и подростки.

2

2

2

Сверхценные психологические увлечения

2

2

Агрессия и аутоагрессия. Суицидальное повеление

2

2

2

2

Аддиктивное поведение

2

2

2

2

Гемблинг, компьютерные аддикции

2

Алкоголизм.

2

2

2

2

Наркомания

2

2

2

Сексуальные аддикции

Проституция как психологическая проблема

2

2

2

2

Делинквентное поведение

2

4

2

2

Проблемы психологического консультирования детей, подростков, их родителей по проблемам девинтного поведения

4

4

2

2

2

2

Аудиторных часов

30

30

22

2

16

2

Общее количество часов

60

24

18

Всего часов

Виды контроля

I

Аттестация

Контрольная работа

Контрольная работа

II

Экзамен

экзамен

экзамен

С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А

Психология девиантного поведения как наука. Поведенческая норма, патология, девиация. Типы девиантного поведения

Психология девиантного поведения как наука, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамику и исходов отклоняющегося от норм поведения. Единство смежных наук в изучении феномена отклоняющегося поведения: клинической психологии, патопсихологии, нейропсихологии, возрастной и семейной психологии, психологии личности, психиатрии, педагогики и др. Понятие нормы как явления группового сознания в виде представлений о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей (правовые, нравственные, эстетические нормы). Поведенческая патология как склонность к дезадаптации, тотальное поведение, стабильное дезадаптированное поведение. Девиантное поведение как система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющееся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптированности, нарушении процессов самоактуализации.

Виды девиации и их проявления: изолированные и групповые, устойчивые и неустойчивые состояния, временные и постоянные, стихийные и спланированные, структурированные и неструктурированные, эгоистические и альтруистические, осознаваемые и неосознаваемые, первичные и вторичные, определенной направленности или социальной значимости девиации. Типы девиантного поведения:: дезадаптация, патохарактерологическое, психопатологическое, аддиктивное, делинквентное поведение, поведение на базе гиперспособностей. Их психологическая характеристика.

Дисгармоническое развитие. Психические расстройства личности

Дисгармоническая личность – индивид с признаками дезадаптированного поведения, обладающий неспособностью отвечать за свою судьбу и совершаемые поступки, несамостоятельный и неавтономный в принятии решений, отличающий зависимым поведением. Природа дисгармонического поведения, нарушение социализации Проявления дезгармонии: дезадаптированность, инфантилизм, нездравомыслие, ригидность, использование казуальной атрибуции, нереальность самооценки, несамостоятельность, зависимость, неестественность, центрация на несуществующих параметрах, крайние варианты отношений к себе (самоуничижение, самовосхваление), эгоцентризм. Черты характера в психологии девиантного поведения.

Психическая депривация

Понятие психическая депривация. Депривация  как психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Причины, виды психической депривации и их психологическая характеристика: эмоциональная (материнская), сенсорная, интеллектуальная, социальная, физическая, отцовская депривация. Депривационная ситуация, депривационный опыт. Последствия психической депривации и их проявления в поведении. Диагностика и основные пути коррекции психической депривации.

Подростковые девиации. Девиации акцентуаированных подростков. Девиантная виктимность подростка

Девиантная виктимность как социальная некомпетентность личности, отклонение отнорм безопасного поведения. Причины виктимности. Восприятие норм групповой субкультуры как фактор виктимности Классификация виктимности : общая и специальная.. Формы виктимноти: эвентуальная (случайная), децидивная (решительная, виктимность в действии). Компоненты виктимности: социально0ролевой, интеллеуктцально-волевой, мотивационно-потребностный, деятельностно-практический, эмоционально-установочный, биологический. Показатели виктимности личности: снижение уровня мотивации, заниженная самооценка, дефицит ценностных ориентаций, высокий конформизм и др. Роль страха в проявлении девиантной виктимности.

Девиции акцентуированных подростков. Проявления подростковых девиаций. Подростковые девиации: дисморфоманические, гебоидные, дромомания, пиромания, анорексия, застенчивость и др. Диагностика, профилактика и преодоление подростковых девиаций.

Дезадаптированные дети и подростки

Понятие дезадаптации. Сущность социальной адаптации детей и подростков. Причины дезадаптации. Школьная дезадаптация, ее проявления в поведении. Школьная дезадаптация  как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным. Факторы школьной дезадаптации. Дидактогения  ( негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога, и, выражающееся в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п) как фактор школьной дезадаптации.

Ресоциализация.. Типология личностных особенностей детей школьного возраста с признаками дезадаптации. Исследование личностной сферы дезадаптированных детей и подростков.

Клинические формы девиантного поведения

Сверхценные психологические увлечения. Коммуникативные девиации. Агрессия и аутоагрессия.

Суицидальное поведение. Причины и типология суицидального поведения. Внешние и внутренние факторы суицидального поведения. Структура и динамика суицидального поведения..Признаки суицидального риска Фазы суицида. Предсуицид как отрезок времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации.. Аккультный суицид. Профилактика суицидального поведения.

Аддиктивное поведение

Понятие аддиктивного поведения и его формы: алкоголизм, наркомания, азартные и компьютерные игры, сексуальные аддикции, музыкомания. Динамика развития аддиктивного поведения. Проявления аддикций и личностные особенности подростков с аддиктивным поведением. Особенности типа воспитания подростков с аддиктиынм поведением. Психологическая поддержка подростков с аддиктиынм поведением.

Гемблинг, компьютерные аддикции. Аутичный синдром, пресыщение эмоции. Потеря интреса к общению, активной жизни, отчуждение в обществе.

Алкоголизм. Наркомания. Общие признаки, виды. Степени опьянения, стадии алкоголизма. Пути преодоления наркомании и алкоголизма. Алкогольная анозогнозия как стойкая убежденность больного в отсутствии у него патологического влечения к алкоголю., как проявления нарушения самосознания.

Сексуальные аддикции. Причины сексуальных девиаций. Классификация сексуальных аддикций. Нарушение половой идентификации. Формирование сексуальной ориентации подростков. Взаимосвязь психосексуальных расстройств и сексуальных престпулений.Проституция как психологическая проблема

Делинквентное поведение

Понятие делинквентное поведение, его причины. Личностные характеристики делинквентных подростков: изоляция, социальная дезадаптация, отношение к другому человеку как к ценности, представление о латентной криминальности социальной среды, стремление к включенности в группу, потребность быть принятым в группе, склонность устанавливать близкие эмоциональные отношения с другими людьми, ожидание теплых эмоциональных отношений со стороны окружающих, стремление играть ведущую роль в группе, зависимость, подчиняемость, неприятие общественных норм и требований, враждебное к ним отношение (асоциальность). Факторы делинквентного поведения: отчужденность, деформация личности под влиянием антисоциальной деятельности, потребность в принадлежности к группе, межличностное поведение в области контроля, определяемое статусной позицией. Ожидаемое поведение в области аффекта, паттерн отношения к другому человеку и самому себе. Криминальная субкультура молодежи.

Типы делинквентного поведения: подростки с наименьшей личностной деформацией; отсутствие уважения к себе сочетается с антипатией к другому человеку; паттерн отношения к другому человеку и самому себе характеризуется низким уровнем гуманистического отношения к другому человеку как к ценности и среднем уровнем самооценки; антигуманное отношение к другому человеку как к ценности и средняя самооценка.

Делинквентное поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. Социальные отклонения: корыстная направленности, агрессивная ориентация, отклонения социально-пассивного типа. Особенности социализации подростков с делинквентным поведением. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния. Психобиологические предпосылки асоциального поведения. Проблема неосознаваемой регуляции преступного поведения.

Психологическая поддержка подростков с деликвентным поведением.

Проблемы психологического консультирования детей, подростков, их родителей по проблемам девинтного поведения

Цель психологический диагностики и коррекции. Социальная адаптация девиантов. Задачи и принципы психокоррекции и психоконсультирования. Этапы психоконсультирования в подростковых и молодежных девиантных группах. Функции психоконсультирования. Способы и методы психологического консультирования, психокоррекции девиантного поведения. Работа с родителями девиантных подростков.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа для студентов, обучающихся на очной, заочной и заочной сокращенной форм обучения Ставрополь 2009 год (2)

    Программа
    Учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология» для очной и заочной форм обучения.
  2. Программа первичной профилактики вич/спида и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста ЛадьЯ

    Программа
    Программа подготовлена в рамках проекта «Поддержка инициатив религиозных организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа и паллиативному уходу в Российской Федерации»
  3. Груздова Инна Викторовна рабочая программа дисциплины

    Программа дисциплины
    Сущность понятий «методика», «технология». Их иерархия и взаимосвязь. Должностные обязанности и сферы специализаций социального педагога. Права и этический кодекс социального педагога.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 06 «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» для студентов, обучающихся по специальности 040101. 65 и по направлению 0401001. 62 «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс по дисциплине СД 06 «Технология социальной работы», составленный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению.
  5. Психология личностных потребностей детей дошкольного возраста 19. 00. 07 педагогическая психология

    Автореферат
    на заседании диссертационного совета Д 521.027.01 при НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д.

Другие похожие документы..