Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Мне знакомы сложности, с которыми сталкиваются учителя русского языка при подготовке учащихся 9 класса к экзаменационному изложению. Это большой объе...полностью>>
'Документ'
ООО « », именуемое в дальнейшем «Исполнитель» в лице генерального директора ., действующего на основании Устава с одной стороны, и , именуемое в даль...полностью>>
'Урок'
Почему во время рассказа Мишки Борис Сергеевич сначала «пристально смотрел на него» (т.е. очень внимательно, сосредоточенно, напряженно), затем он «… ...полностью>>
'Документ'
 д.). Требования к надежности теплоснабжения объекта в соответствии со СНиП. Полномочия руководителя организации на право заключения договоров....полностью>>

Методики Личностные универсальные учебные действия Приложение №1 Методика «Влияние культурно-образовательного пространства и среды на духовно-нравственное становление личности ученика младшего школьного возраста» (анкета)

Главная > Анкета
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методики Личностные универсальные учебные действия

Приложение №1

Методика « Влияние культурно-образовательного пространства и среды на духовно-нравственное становление личности ученика младшего школьного возраста» (анкета)

Цель: определить факторы влияния на духовно-нравственное становление личности ученика младшего школьного возраста.

Стимульный материал: контрольный лист опроса, содержащий 4 вопроса.

Процедура исследования: каждому испытуемому раздается контрольный лист опроса, на котором он должен письменно дать ответы на предложенные вопросы-задания.

Контрольный лист опроса:

1. Определите Ваше место пребывания «по необходимости» (потому что «так надо»). Пронумеруйте по значимости:

- дом (семья) - …

- улица (двор) - …

- школа …

- центры досуга (библиотека, театр, к/театр, музей, концертный зал и др.) - …

- увеселительные центры ( дискотека, кафе, ресторан, бар и др.) - …

- торговые центры (магазин, рынок и проч.) - …

- культовые центры (церковь, церковная община и др.) - …

- виртуальный мир (TV, интернет) - …

- другое (указать) - …

2. Определите Ваше место пребывания «для души» (потому что «так хочется»). Пронумеруйте по значимости: (список аналогичный предыдущему)

3. Чье «слово» для Вас является руководством к поступку (действию)? Пронумеруйте по значимости:

- родители (родственники) - …

- соседи - …

- друзья - …

- учителя - …

- кумиры (писатели, актеры, художники, спортсмены и др.) - …

- случайные люди - …

- продавцы - …

- священнослужители - …

- другое (указать) - ………………………………………………………………

4. Чьи «поступки» (поведение) для Вас являются образцовыми? Пронумеруйте по значимости: (список аналогичный предыдущему)

Приложение №2

Методика Среда и ее влияние на личность младшего школьника (методика)

Цель: определить влияние среды на формирование и развитие личности младшего школьника.

Стимульный материал: контрольный лист опроса с таблицей влияния сред на формирование и развитие личности школьника.

Процедура исследования: каждому респонденту раздается контрольный лист опроса, в котором он должен выбрать из списка указанных средовых условий, те условия, которые позитивно влияют на формирование и развитие его личности.

Контрольный лист опроса:

Задание:

1.охарактеризуйте влияние указанных сред на твоё развитие, используя ряд глаголов-антонимов; для этого отметьте точками соответствующие клетки таблицы;

2. в случае затруднения поставьте точку в графе «0».

позитив.

хар-стики

среды

негатив.

хар-стики

8

7

6

5

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

объединяет

обособляет

развивает

обедняет

оздоровляет

отравляет

Примечание:

1. – дом (семья);

2. – улица (двор);

3. – школа;

4. – центры досуга (библиотека, театр, кинотеатр, музей, концертный зал и др.);

5. – увеселительные центры (дискотека, кафе, бар, ресторан и др.);

6. – торговые центры (магазин, рынок и проч.);

7. – культовые центры (церковь, церковная община и др.);

8. – виртуальная среда (TV, интернет).

Приложение №3

Вопросник «Нормативно-ценностная ориентация личности младших школьников с I по IV класс»

Цель: определить факторы влияния на духовно-нравственное становление личности ученика младшего школьного возраста.

Необходимый материал: контрольный лист опроса, содержащий 8 вопросов.

Процедура исследования: каждому испытуемому раздается контрольный лист опроса, на котором он должен письменно дать ответы на предложенные вопросы-задания.

Контрольный лист опроса:

  1. Кто в твоей жизни самый близкий человек?

    1. мама (папа)

    2. бабушка (дедушка);

1.3. учитель (классный руководитель);

1.4. друг (подруга);

1.5. никто;

1.6. кто-то другой (дать свой ответ);

1.7. не знаю.

2. Где ты узнаешь много нового и интересного?

2.1. в семье;

2.2. в школе;

2.3. в учреждении дополнительного образования (школе искусств, спортивной школе и т.п.);

2.4. во дворе;

2.5. по ТВ;

2.6. из книг;

2.7. из других источников (дать свой ответ).

3. Какое слово ты считаешь основным словом своей жизни?

3.1. "нельзя";

3.2. "можно";

3.3."хочу";

3.4. "дай";

3.5. "подожду";

3.6. "потерплю";

3.7. "доволен".

4. Помогаешь ли ты людям и животным? Заботишься ли о них?

4.1. да, я всегда желаю помогать людям и животным;

4.2. да, когда меня просят об этом;

4.3. помогаю вместе с другом;

4.4. никогда не помогаю, мне некогда;

4.5. не считаю нужным;

4.6. да, помогаю, потому что в этом — Божий Закон;

4.7. помогаю только животным, потому что они беззащитные.

5. Какие из Божиих Заповедей ты знаешь?

5.1. все десять;

5.2. некоторые;

5.3. все знаю и выполняю;

5.4. все знаю, но по ним не живу;

5.5. все знаю, хочу жить по ним, но не получается;

5.6. никакие не знаю;

5.7. мне никто о них не говорил.

6. Если друг попал в беду, то:

6.1. я сразу приду на выручку;

6.2. я посоветуюсь с мамой, что делать;

6.3. я соберу друзей, и мы решим, что делать;

6.4. я думаю, что от меня ничего не зависит;

6.5.я посмотрю, чем дело закончится;

6.6. я всегда в таких случаях растерян(а);

6.7. затрудняюсь ответить.

7. Мама покупает тебе то, что никогда не покупает себе.

7.1. я сразу же делюсь с ней;

7.2. я не принимаю это;

7.3. я делю на всех членов семьи;

7.4. я принимаю это себе;

7.5. не вижу в этом ничего плохого;

7.6. раз мама так решила, значит это правильно;

7.7. затрудняюсь ответить.

8. Как ты понимаешь свое счастье?

8.1. у меня есть семья;

8.2. у меня есть много друзей;

8.3. у меня полон дом друзей-животных;

8.4. я помогаю нуждающимся в моей помощи;

8.5. я всегда доволен (довольна) собой и своим поведением;

8.6. у меня много удовольствий в жизни;

8.7. я доволен, что у моей семьи и друзей все хорошо.

Приложение №4

Диагностика этики поведения

Цель: изучение компетентности в поведении и общении на основе самооценки.

Процедура исследования: каждому респонденту раздается контрольный лист опроса, в котором он должен закончить предложения первой пришедшей в голову мыслью.

Инструкция: учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Текст

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, со­чувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, раз­ные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказыва­ние своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрес­сия, хитрость. Положительный результат: самоутверждаю­щее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрес­сия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Приложение №5

Диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Приложение №6

Диагностика нравственной мотивации

Инструкция: «Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно вы­брать из четырех данных на них ответов один».

Вопросы

1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

B) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

B) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что про­играл в игру.

A) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

B) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы...

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу еде; этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

B) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее подсчитывается сумма положительных ответов, данных учеником: 4 балла - высокий уровень; 3 балла - средний уровень; 2 балла - ниже среднего уровень; 1 балл - низкий уровень.

Приложение №7

Самоанализ (анализ) личности

Цель: оценить уровень проявления соци­ально ценных качеств личности: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества.

Стимульный материал: опросник состоит из 20 утверждений.

Описание методики: каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фак­тору - 20, по подфактору — 10, минимальный соответственно 4 и 2.

Процедура исследования: испытуемым предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений и выразить свое согласие или несогласие с каждым из них.

Инструкция.

- Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать вопросы, а вы должны записать но­мер вопроса и напротив него свой ответ.

Ответ выбирается по следующей шкале:

НЕВЕРНО

СКОРЕЕ НЕВЕРНО

КОГДА КАК

В ЦЕЛОМ ВЕРНО

ВЕРНО

1

2

3

4

5

Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: 1,2,3,4 или 5. Например, на вопрос № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом, нужно отвечать на все вопросы.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.

2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, ак­тивно помогать им.

3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллек­тива.

4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.

5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками чело­века.

7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результа­тов.

8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в ра­боте.

9. Часто изобретаю свой подход к делу.

10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.

11. Я - целеустремленный человек.

12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.

13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.

14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недо­статками.

15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за об­щий успех.

16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.

18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растени­ям, водоемам и т. д.

19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.

20. Люблю самостоятельную, трудную работу.

21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.

22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на посто­роннее.

24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Обработка результатов.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «САМОАНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ»

1. Активность нравственной позиции -1,2, 13, 14

1а) уважение к людям, совестливость —1,13

16) стремление к нравственному самовоспитанию - 2,14

2. Коллективизм — 3,4, 15, 16

2а) ответственность перед коллективом — 3,15

26) чуткость и взаимопомощь - 4, 16

3. Гражданственность в труде — 5, 6, 17, 18

За) осознание значимости своего труда для общества — 5,17

36) бережное отношение к результатам труда, к природе — 6,18

4. Трудолюбие -1;8, 19, 20

4а) добросовестность — 7, 19

46) самостоятельность в преодолении трудностей — 8,20

5. Творческая активность — 9, 10, 21, 22

5а) стремление к улучшению процесса работы -9,21

56) стремление к новому, инициатива - 10, 22

6. Волевые качества -11,12, 23, 24

6а) целеустремленность — 11, 23

6б) настойчивость и самообладание — 12, 24

Интервалы уровней проявления фактора качества у младшего школьника:

Низкий 1,00 - 3,65

Средний 3,66 - 4,32

Высокий 4,33 - 5,00

По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается сред­няя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов от 1 до 5.

Приложение №8

Определение отношения к жизненным ценностям

Цель: изучение уровня отношения к жизненным ценностям младшими школьниками.

Стимульный материал: контрольный лист опроса, содержащий 4 вопроса. Описание методики: список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5.

Процедура исследования: каждому испытуемому раздается контрольный лист опроса, на котором он должен отметить только 5 желаний.

Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палоч­ка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5». Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация: Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов — высокий уровень. 4-3 — средний уровень. 2 — ниже среднего уровня. 0-1 — низкий уровень.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  2. Учебный план начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования для МОУ СОШ №4, работающей по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  3. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Редикорская начальная школа –
  4. Программа развития универсальных учебных действий для начального общего образования 2011

    Программа
    отдел образования администрации муниципального образования «Шебалинский район» муниципальное общеобразовательное учреждение «Дьектиекская средняя общеобразовательная школа»
  5. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе Универсальные учебные действия и успешность обучения в начальной школе

    Программа
    Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Другие похожие документы..