Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Целями освоения дисциплины «История музыкального образования» являются: подготовка студентов к профессиональной музыкально-педагогической и культурно...полностью>>
'Документ'
Современное развитие экономики, особенно в ее кризисные периоды, требует от высших менеджеров постоянного поиска эффективных инструментов повышения к...полностью>>
'Программа'
Способы прокладки сетей в затрудненных местах при переходах под железнодорожными и трамвайными путями под зданиями, не имеющими подвалов при пересече...полностью>>
'Документ'
Способность пара- и ферромагнетиков намагничиваться различна при разных температурах, т.е. их магнитная восприимчивость зависит от температуры. Нап...полностью>>

Содержани е (8)

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Л Е К Ц И Я № 15

Свт. Григорий Нисский (окончание темы).

Закончу тему об отце — св. Григории Нисском. В науке нашего времени он привлекает большее внимание, как мистический богослов, богослов, который описывает мистическое созерцание Бога. Св. Григорий Нисский строит свое мистическое богословие на своем учении о человеке. Он усваивает античную идею человека, как микрокосма; если большой мир в целом отражает премудрость и всесилие своего Творца, то малый мир, человек, также отражает премудрость Создателя, Бога. Однако, не это не самое главное для св. Григория, самое главное для него — это то, что превозносит человека над всем творением, это то, что человек единственный из всего творения есть носитель образа и подобия Божия. Многие предшественники св. Григория, обращая внимание на учение об образе и подобии , понимали эти два слова по-разному: образ — это нечто данное изначально, а подобие — это то, к чему должно стремиться на путях восхождения, на путях духовной жизни, духовного совершенствования. Как говорят: " Образ дан, подобие — задано". Св. Григорий отказывается от этого различения образа и подобия, хотя это не значит, что он отказывается от учения о духовном совершенствовании, о духовном восхождении. Именно образ Божий, присущий человеку, делает возможным для человека созерцание Бога. Это созерцание не рационалистическое, это интуитивное созерцание, глубинное общение с Богом. Св. Григорий здесь использует расхожее античное философское представление о том, что подобное познается подобным. Человек только потому и может познавать Бога, что человек в глубине своего существа подобен Богу.

Свт. Кирилл Иерусалимский.

Перейдем к другим отцам. IV век — это век всеобщего расцвета; этот расцвет мы видим в разных частях христианского мира, особенно в Восточной его части. Святые отцы, каппадокийцы жили, как мы помним в Малой Азии, но богословие процветало не только в Малой Азии. Большим центром богословия, еще со времен Оригена, стала Палестина. К сожалению, у нас нет времени подробно говорить о палестинском богословии. Его крупнейший представитель в первой половине IV века — это Евсевий Кесарийский. Кесария была тогда главным, в церковном отношении, городом Палестины, также, как она была административным центром. Впоследствии воссоздается Иерусалим, как христианский город, и церковный центр Палестины перемещается туда. Во второй половине IV века самым значительным богословом Палестины был епископ города Иерусалима св. Кирилл. Он известен по его "Огласительным беседам", которые в последнее время неоднократно переиздавались. Это действительно одно из замечательнейших творений христианской древности и в отношении вероучения, и в отношении литургики.

Святой Кирилл, по всей видимости, родился в самом Иерусалиме, около 315 года. В 348 году он стал епископом города Иерусалима. Посвящение он получил от митрополита, главы церковного округа, т.е. архиепископа Кесарии Палестинской, каким был в то время арианин Акакий. Поэтому уже с древних времен св. Кирилла подозревали в причастности к арианству. Надо в этом разобраться. Совершенно беспощадно осуждают св. Кирилла церковные историки Сократ и Созомен, которые говорят, что св. Кирилл пришел на место предыдущего иерусалимского епископа, который был православным и был изгнан для того, чтобы уступить место епископу, согласному на компромиссы. Однако, весьма осведомленный и добросовестный блаженный Феодорит Кирский, церковный историк, в своей церковной истории опровергает это суждение. Послание Константинопольского поместного собора 382 года также утверждает незапятнанность православия св. Кирилла Иерусалимского.

События говорят, что св. Кирилл был защитником православия. Вскоре после его посвящения на Иерусалимскую кафедру между ним и Акакием, его посвятившим, вспыхнул конфликт. Начались мощные атаки ариан на Иерусалимского иерарха. Враги Никейского вероопределения трижды изгоняли его с Иерусалимской кафедры. Только в 378 году св. Кирилл смог окончательно вернуться в Иерусалим после смерти одного из его гонителей арианствовавшего императора Валента. В 381 году св. Кирилл участвовал во II Вселенском соборе. Умер он в 387 году, память празднуется 18 марта.

Его главное творение — это "Огласительные слова". "Слова" были произнесены в Иерусалимском соборе Воскресения Христова, который был в IV веке построен св. царицей Еленой. В древних рукописях сохранилось указание на то, что эти "Слова" были записаны стенографически со слов проповедника, т.е. он не сам их написал, а только произнес. Записали, как это было нередко, скорописцы. "Огласительные слова" разделяются в соответствии с разными периодами оглашения. Сначала "Слова", относящиеся к периоду предоглашения, затем "Слова", обращенные к просвещаемым, т.е. к тем, кто непосредственно готовится к таинству святого Крещения. Крещение совершалось накануне празднования Пасхи, как вы знаете, и в преддверии Пасхи произносились эти "Слова". И, наконец, пять последних "Слов" называются «Тайноводственными словами». Эти «Слова» выслушивали те, кто только что принял святое Крещение и произносились они на Пасхальной Седмице. Эти "Слова" интересны во многих отношениях, в частности, проповедник настаивает на том, что христианское учение имеет такие стороны, которые ни в коем случае не нужно разглашать посторонним. То, что в богословии называется «тайной учения». Мы знаем, что указание на недопустимость такого разглашения присутствует доныне в самом богослужении; перед Причащением мы произносим слова "ни бо врагом твоим тайну повем". Мы об этом иногда забываем, когда в катехизаторском порыве стремимся все вероучение церковное сделать общедоступным.

Кроме этих главных творений свт. Кирилла, сохранились еще некоторые другие. Очень большое значение имеет письмо св. Кирилла императору Констанцию; это письмо датируется 351-м годом. Оно описывает видение Креста Господня на небе, которое было как раз в этом году. Видение это было явлено над Иерусалимом, и все жители Иерусалима могли видеть; они были, конечно, очень взволнованы этим и о впечатлениях своей паствы и своих собственных и том религиозном одушевлении, которое их охватило и о той серьезности, с какой они отнеслись к этому знамению, св. Кирилл сообщает императору. Как мы понимаем, письмо адресовано императору-арианину; св. Кирилл говорит с ним в весьма почтительных тонах, однако, не боится указать на то, что почитает святую единосущную Троицу, т.е. указать на свое православие, на свою принадлежность к Никейской вере, как тогда говорили.

Кроме того, сохранились еще две проповеди св. Кирилла — одна полностью "На расслабленного", другая — в отрывках. Богословский аспект учения Церкви в изложении св. Кирилла — это, прежде всего, утверждение единосущия Лиц Святой Троицы и борьба против арианства. Многие до сих пор рекомендуют "Огласительные слова" св. Кирилла Иерусалимского, как книгу, которая может помочь вступающим в Церковь.

Свт. Епифаний Кипрский.

Еще один богослов, который был современником св. Кирилла — это св. Епифаний, епископ Саламинский, родился примерно в том же 315 году, что и св. Кирилл. Его у нас чаще называют Епифаний Кипрский, Саламин — это город на Кипре. Св. Епифаний родился в Палестине, был еврейского происхождения и, отчасти, в силу этого, знал много языков. Это было достаточно большой редкостью для богословов того времени. Греческие богословы обычно были настолько преисполнены сознанием превосходства своей культуры, что даже те из них, кто вполне лояльно относился к Риму, к Римскому государству, не считал себя обязанным особенно вникать в латинский язык. Почитатель св. Епифания, блж. Иероним Стридонский, сообщает, что св. Епифаний, кроме греческого знал еще еврейский, коптский, сирийский и немного латынь. Эти познания в языках много помогли ему в его богословской работе.

Главный труд св. Епифания — это "Панарион" (по-гречески), в переводе"Лекарственный ящик", ларец для лекарств. Св. Епифаний выступает здесь, как врчеватель ересей.

Печальное событие в жизни св. Епифания произошло на склоне его лет, он оказался втянутым в борьбу против св. Иоанна Златоуста. Архиепископ Феофил Александрийский, который был гениальным политиком и интриганом, очень ловко организовал эту борьбу и, когда он обвинил св. Иоанна Златоуста в оригенизме, то такой борец против ересей, как св. Епифаний никак не мог уклоняться от борьбы против этого мнимого еретика. По рекомендации Феофила Александрийского, св. Епифаний, будучи уже 85 лет от роду, приехал в Константинополь и занялся организацией борьбы против Константинопольского архиепископа. Однако, в ходе этой борьбы, он, в конце концов, понял, что Александрийский архиепископ им манипулирует, и он покинул Константинополь, не дождавшись осуждения св. Иоанна Златоуста на печально-знаменитом соборе "Под дубом", это недалеко от Константинополя, в окрестностях города Халкидона. На пути к себе домой, на остров Кипр, св. Епифаний скончался.

Св. Епифаний не может быть отнесен к числу первоклассных богословов. Его суждения очень резки, у него нет продуманной, последовательной системы; основывается он не всегда на самых лучших, самых проверенных источниках, и, поэтому, его суждения нуждаются в проверке. Например, его суждения о том же Оригене, которым он уделяет очень много места. В отличие от подавляющего большинства отцов своего времени, св. Епифаний принципиальный отрицатель греческой культуры, философии. Различные философские греческие школы он помещает просто-напросто в число ересей. Но, тем не менее, его огромная книга "О ересях" была всегда популярной. С одной стороны, она общедоступна, с другой — в ней, при всех слабостях этого труда, находится огромное количество материала. Во многих случаях св. Епифаний имеет ценность первоисточника, потому что он изучал такие сочинения христианской древности, которые до нашего времени не сохранились. Его "Панарион" завершается примыкающим к нему изложением православной веры. Это, надо сказать, одна из значительных попыток изложить в системе православное вероучение.

Другое сочинение св. Епифания называется по-латыни "Анкоратус", соответственно, греческое слово "Анкоратус"; значит "Стоящие на якоре". Анкоратус — это человек, твердо укорененный в православном учении. Направление этого сочинения есть нечто среднее между опровержением ересей и изложением веры. Св. Епифаний излагает православную веру, но на фоне широкого и внимательного опровержения различных еретических учений, в первую очередь, тех, которые действовали против православия в IV веке, против различных форм арианства.

Свт. Иоанн Златоуст.

Перейдем к тому святому, против которого пытался бороться Епифаний Кипрский — к свт. Иоанну Златоусту. Свт. Иоанн Златоуст — это в каком-то отношении самый известный из святых отцов. Его творения практически полностью сохранились, имели наибольшее число читателей, сохранились в наибольшем числе рукописей и во все времена вызывали восхищение. Точное время рождения св. Иоанна Златоуста точно не известно; он родился где-то в 10-летие между 344 и 354 годами, т.е. в середине IV века. Родился он в знатной и богатой семье, в Антиохии. Очень скоро после его рождения, его отец умер, и оставшаяся в возрасте 20 лет вдовой, его мать все свои силы посвятила христианскому воспитанию своего сына.

Христианское воспитание совсем не исключало светского образования и св. Иоанн получил лучшее образование, какое он мог получить в своем родном городе. Он изучал философию в школе философа Андрагафия, и риторику он изучал у знаменитого языческого ритора Ливания. Как сообщает первый биограф св. Иоанна — Палладий, епископ Константинопольский, в 18-летнем возрасте св. Иоанн восстал против своих языческих учителей. В это время на него обратил внимание Антиохийский епископ Мелетий Исповедник. Он приблизил к себе одаренного юношу и крестил его, а через три года посвятил в чтеца. Пребывая при епископе, св. Иоанн изучал богословие в школе знаменитого антиохийского богослова Диодора, впоследствии епископа Тарского. Св. Иоанн хотел совсем уйти из мира, но этому противилась его мать, которая умоляла его, чтобы он не делал ее второй раз вдовой. Ведя подвижническую жизнь, св. Иоанн, исполняя просьбы матери, не удалялся далеко от Антиохии и совершал свои подвиги где-то в окрестностях этого города. Св. Иоанн с таким усердием предался монашеским подвигам, что совершенно расстроил свое здоровье, и поэтому он вынужден был вернуться в Антиохию, чтобы лечиться.

Вернувшись в Антиохию он был рукоположен в сан диакона, в 381 году; это рукоположение совершил еще Мелетий, но затем преемник Мелетия — Флавиан Антиохийский рукоположил его во пресвитера, в 386 году. Проповеднический дар св. Иоанна тогда уже обнаружился со всей очевидностью, и он поэтому получил послушание проповедовать в самых больших церквах этого огромного и в значительной степени христианизированного города. Самые знаменитые проповеди св. Иоанна произнесены именно в это время, когда он в пресвитерском сане проповедовал в своем родном городе. Но этот хороший период закончился внезапно и насильственным образом.

После смерти Константинопольского епископа Нектария, императорский двор решил сделать Константинопольским епископом знаменитого антиохийского проповедника Иоанна. И, конечно, чтобы противиться императору не могло быть и речи. Сам св. Иоанн всячески хотел уклониться от этого назначения, но император приказал любой ценой доставить его в Константинополь, и посланцы императора, употребляя отчасти силу, отчасти хитрость, исполнили этот приказ. Посвятил св. Иоанна во епископа Константинопольского человек, который потом все сделал для его удаления с кафедры — епископ Феофил Александрийский. Феофил был уже тогда кране недоволен выбором, сделанным императорским двором, потому что он хотел для блага и величия своей Церкви Александрийской, чтобы столичным епископом стал кто-нибудь из близких ему людей. В тот момент его интриги не возымели никакого действия, и ему пришлось, скрывая свое крайнее недовольство, исполнить императорский приказ и рукоположить во епископа Константинопольского св. Иоанна. Хиротония произошла 26 февраля 398 года.

Св. Иоанн ревностно приступил к исполнению своих новых обязанностей. Он был очень недоволен тем состоянием, в каком находился константинопольский народ и константинопольский клир, и он хотел их состояние улучшить. Очень скоро обнаружилась невыполнимость высоких устремлений св. Иоанна и некоторая его не реалистичность; слишком велика была дистанция между, не смотря ни на что, провинциальным городом Антиохией и столицей, где клубились различные интриги и бушевали различные страсти. Св. Иоанн был человек в высшей степени благородной и бескорыстной души. Он не только не хотел, но и не мог по своему характеру вникать во все эти хитросплетения, во все эти интриги, которые его окружали. В этом мире, лежащем во зле, он как бы не умел ориентироваться и поэтому неудивительно, что ему пришлось претерпеть самые серьезные гонения со стороны его врагов. Он не умел предупреждать удары этих врагов, он не умел льстить тем, кто мог бы отвратить эти удары; искусство придворной лести было ему абсолютно незнакомо, то искусство, в котором Феофил Александрийский преуспел, подобно многим другим епископам. Кроме того, св. Иоанн имел настолько горячий характер, он горел такой ревностью, что иногда дозволял себе действия неосторожные, иногда дозволял себе прямые оскорбления в адрес тех, от кого очень много зависело. Его бескомпромиссный характер и его неспособность к дипломатии, в конце концов, сделали то, что все враждебные ему силы объединились против него.

Будучи столичным епископом св. Иоанн в своей личной жизни давал пример высочайшей скромности, его личные расходы были минимальны. Огромные доходы церкви, огромные средства, которыми она располагала, он тратил на благотворительность, на строительство больниц, приютов и т.д. Однако, его непреклонное желание улучшить состояние духовенства создало ему непримиримых врагов. Стремясь к наведению порядка в различных церквах, свт. Иоанн Златоуст, объективно говоря, содействовал расширению сферы юрисдикции Константинопольского патриархата. Он активно участвовал в жизни нескольких малоазийских провинций, но такая же тенденция существовала и в других крупнейших церквах. Это было время, когда формировалась система пяти патриархатов и через несколько десятилетий....(смена кассеты). Это, конечно, означало рост власти, усиление власти патриарха, как бы сам Иоанн не пользовался этой властью. И уже это одно, само по себе, должно было вызвать противодействие.

Важным моментом в этой борьбе св. Иоанна за церковную чистоту было низложение им шести епископов Ефеского церковного округа, которых он обвинил в симонии. Симония, которая постоянно осуждалась церковным священноначалием, была весьма трудно истребимым грехом. После низложения шести епископов враги св. Иоанна Златоуста стали действовать самым активным образом. Отношение св. Иоанна с императорским двором, благодаря которому он и попал в Константинополь, поначалу были самыми дружественными. Но так продолжалось только до тех пор, пока фактически всеми делами управлял Евтропий. Когда в 399 году этот всесильный премьер-министр закончил свою карьеру, то позиции св. Иоанна при дворе сразу значительно ослабели. Императором в это время был Аркадий, человек совершенно безвольный, который мог только подчиняться чужим влияниям. Поначалу он подчинялся евнуху Евтропию, затем он полностью подпал под влияние своей супруги Евдоксии.

Тем временем Феофил Александрийский, отчасти действуя через своих друзей епископов, усердно внушал императрице мысль, что проповеди св. Иоанна, направленные против роскоши и расточительства, адресованы прямо ей. Когда в конце концов св. Иоанн по одному частному поводу позволил себе обвинить прямым образом императрицу, ей показалось, что все прочие обвинения, которые прежде высказывал св. Иоанн, действительно относятся к ней, т. к. это ей усердно внушалось. Конфликт св. Иоанна с Феофилом Александрийским достиг предельной остроты, когда св. Иоанн заступился за монахов-оригенистов, изгнанных Феофилом из Египта. В Константинополе был созван собор под председательством св. Иоанна, и этот собор потребовал Феофила Александрийского к ответу. Но Феофил, конечно, не сложил оружия и предпринял ответную атаку; он созвал свой собственный собор. Этот собор состоял из 36 епископов из них 29 — египетских епископов, остальные — из Малой Азии, недовольные действиями св. Иоанна Златоуста, который пытался навести порядок в малоазийских церквах. Вот это и был знаменитый собор "Под дубом", в окрестностях Халкидона недалеко от Константинополя.

Против св. Иоанна было выдвинуто на соборе 29 обвинительных пунктов и по совокупности этих обвинений он был объявлен канонически низложенным, после того, как он трижды отказался явиться на это епископское судилище. Низложение св. Иоанна было объявлено в августе 403 года. Император Аркадий принял решение этого собора и распорядился о ссылке св. Иоанна в Вифинию. Вифиния — это область Малой Азии, весьма близко от Константинополя. Эта первая ссылка продолжалась совсем недолго, потому что сама императрица Евдоксия немедленно потребовала возвращения св. Иоанна Златоуста. Она была напугана, с одной стороны, возмущением константинопольского народа, с другой стороны — трагическим происшествием в императорском дворце.

Св. Иоанн триумфально вернулся в Константинополь и произнес "Слово" в церкви Святых Апостолов, "Слово", которое мы можем найти среди его творений, это первое "Слово" после возвращения. Во втором "Слове", сказанном после возвращения, возможно на следующий день после первого "Слова", он говорил об императрице в самых почтительных тонах. Однако, это мирное состояние нарушилось всего два месяца спустя, когда св. Иоанн в проповеди сурово осудил пляски и торжества по случаю воздвижения серебряной статуи императрицы совсем недалеко от главной церкви Константинополя. Враги св. Иоанна не замедлили изобразить эту проповедь, как направленную лично против императрицы. Императрица была задета и дала об этом знать Иоанну. Св. Иоанн откликнулся на эти знаки неблаговоления со стороны императрицы и на празднике Усекновения главы Предтечи он произнес проповедь, которая начиналась такими словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь она неистовствует, вновь она пляшет, вновь она требует главу Иоанна на блюде". Трудно было выразиться более прямым образом. Враги, конечно, были в восторге от этого шага святителя и требовали, чтобы он был удален из Константинополя на основании канонически произнесенного соборного суждения о нем; его возвращение в Константинополь они теперь называли незаконным, поскольку собор епископов законно лишил его кафедры. Император приказал, чтобы св. Иоанн оставил свое епископское служение. Св. Иоанн не подчинился. Ему было запрещено переступать порог любой из константинопольских церквей. Когда он хотел совершить Крещение оглашенных не в церкви, куда он не мог войти, а в одной большой бане, туда ворвались солдаты и вода, освященная для Крещения была обагрена кровью во время происшедшего столкновения солдат с толпой.

9 июня 404 года императорский чиновник известил св. Иоанна, что он должен покинуть Константинополь. Св. Иоанн подчинился этому требованию и отправился в далекую ссылку, в Нижнюю Армению. Нижняя Армения, однако, находилась сравнительно недалеко от родины св. Иоанна, где его прекрасно помнили и сильно любили, и, как сообщает очевидец, вся Антиохия переселилась в Армению, т. е. св. Иоанна посещало великое множество народа из его антиохийских бывших слушателей. Враги св. Иоанна по-прежнему не хотели допустить какого бы то ни было его влияния, и они потребовали от императора, чтобы он удалил св. Иоанна в гораздо более пустынное место. Евдоксия на этот раз была уже ни причем, потому что она умерла в том же 404 году, когда св. Иоанн был удален из Константинополя. Последовало распоряжение о ссылке св. Иоанна в город Питиунд (ныне Пицунда), на черноморском побережье Кавказа. Это был самый глухой, самый дикий уголок Римской империи. Но до этого места св. Иоанн не доехал, он скончался в пути, будучи утомленным трудностями этого пути, который ему пришлось претерпеть. Последними его словами были слова; "Слава Богу за все". Скончался святитель 14 сентября 407 года. Спустя 30 с лишним лет после его смерти, в 438 году его мощи были в торжественной процессии доставлены в Константинополь, и император Феодосий II, сын Аркадия, каялся перед этими мощами и просил у великого святителя прощения за грех своих родителей против святителя.

Изгнание св. Иоанна Златоуста из Константинополя было, конечно, событием всемирной значимости. Все Церкви оказались в это событие, так или иначе, втянутыми. Пред тем, как покинуть Константинополь, св. Иоанн призвал вмешаться папу Римского, а также двух других итальянских епископов — Миланского и Аквилейского. В то же время Феофил Александрийский сообщил в Рим о каноническом низложении епископа Иоанна. Римский епископ отказался признать это низложение каноническим и потребовал, чтобы собрался большой собор, как восточных, так и западных епископов для рассмотрения этого дела. Поскольку Феофил отверг это предложение, Рим порвал общение и с Александрией, и с Константинополем, и с Антиохией. Только, когда имя св. Иоанна Златоуста было восстановлено в диптихах Константинопольской церкви, общение Рима и Константинополя возобновилось. В Александрии имя св. Иоанна было восстановлено в диптихах еще позже; это произошло уже при св. Кирилле Александрийском, который сменил своего дядю Феофила на Александрийской кафедре в 414 году.

Св. Иоанн, прежде всего, — проповедник и в проповедях своих он, прежде всего, учитель христианской нравственности. Но всякое богословие в древности состояло, прежде всего, в изучении и толковании Священного Писания, и поэтому, именно в этой форме, в форме толкования Священного Писания, св. Иоанн и преподносит, прежде всего, свои назидания пастве. Поэтому такое большое место среди его творений занимают творения экзегетические, проповеди, в которых он истолковывает Священные книги обоих Заветов. Я назову отдельные экзегетические творения.

Прежде всего, две серии проповедей на книгу Бытия. Обе эти серии, как и большинство творений святителя, относится к антиохийскому периоду его деятельности. Затем проповеди на Псалмы. Это проповеди на 58 избранных Псалмов. Есть предположение, что св. Иоанн изъяснял все Псалмы и то, что мы имеем — это часть несохранившегося целого. Проповеди на книгу пророка Исаии. Все это толкование Книг Ветхого Завета; как видим, они не очень многочисленны. Гораздо более многочисленны, гораздо большее значение имеют толкования св. Иоанна на Книги Нового Завета. Это, прежде всего, толкования на Евангелие от Матфея, и Иоанна. Кажется, и то и другое напечатано в ныне выходящем, но далеком от завершении, переиздании русского перевода. "Беседы на Деяния святых апостолов". И очень значительная часть творений святого Иоанна — это "Толкование Посланий св. апостола Павла", "Толкование Посланий к Римлянам", обоих к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, Филиппийцам и ко всем прочим Посланиям апостола Павла, включая Послание к Евреям. Но, хотя богословие состояло, в основном, из толкований Священного Писания, оно все-таки не ограничивалось этими толкованиями и по разным поводам церковной жизни была потребность в систематическом изложении богословия, что мы видели у других богословов — у Оригена, у св. Григория Нисского, у св. Епифания Кипрского и у св. Кирилла Иерусалимского. То же самое мы видим и в творениях святого Иоанна: у него есть проповеди, так сказать, по систематическому богословию. Это, прежде всего, проповеди «О непостижимости Божией». Здесь он критикует рационализм крайнего направления в арианстве — аномеев, которые утверждали, можно сказать, полную постижимость Бога для людей.

Сравнительно недавно были обнаружены "Огласительные слова" св. Иоанна, обращенные к тем, кто готовится к Крещению. Он, собственно, постоянно готовил к Крещению в Антиохии и вот проповеди, обращенные к оглашенным, сохранились в некотором количестве. В прежние времена были известны только две такие проповеди, напечатанные в патрологии Миня. В 1909 году русско-греческий ученый Пападопуло Кераневс (?) напечатал еще четыре проповеди свт. Иоанна, которые он извлек из рукописей, хранившихся в Москве и Петербурге. Но впоследствии, были сделаны еще более важные открытия. Один западный ученый в 1955 году обнаружил среди рукописей греческого монастыря Ставроникита на Афоне рукопись, содержавшую целых восемь "Огласительных слов" св. Иоанна Златоуста. Эти "Слова" были изданы в известной парижской серии «Сурс Кретьен» ("Христианские источники") и русский их перевод был напечатан в Журнале Московской Патриархии (1972 – 1973 гг.).

Св. Иоанну принадлежит "Восемь слов против евреев", эти "Слова" были произнесены в Антиохии, городе, который имел самые близкие связи с Палестиной, и совершенно естественно, что св. Иоанн противился влиянию евреев на свою паству в Антиохии.

04.04.96 г. Н.Б.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание (20)

    Документ
    Выборы в Государственную Думу, а также грядущие президентские выборы, заставляют экспертное сообщество обращать уделять особое внимание государственной экономической стратегии.
  2. Содержание (24)

    Реферат
    Введение 3Глава 1. Терроризм — глобальная проблема современности 6§1. Понятие терроризма .6§2. Типология терроризма 9§3. Борьба с терроризмом на внутригосударственном и международном уровнях 17Глава 2.
  3. Содержание (33)

    Документ
    1. Финансы: понятие, сущность, функции. Основные модели развития финансовой науки. Взаимосвязь финансов с экономическими категориями: деньгами и кредитом 1-19 стр.
  4. Содержание (42)

    Реферат
    Люди как личности непредсказуемы, а люди в группах еще больше отличаются этим. Членство в группе оказывает чрезвычайное влияние на поведение человека.
  5. Содержание (75)

    Реферат
    1. Исследование возможности прогнозирования поведения ценной бумаги с помощью значения бета-коэффициента 35 3.
  6. Содержание (97)

    Документ
    Я считаю, что крестьянская война произошла из-за непрерывного усиления крепостной зависимости, рост налогов и повинностей, которые вызывали ожесточенное сопротивление крестьян.

Другие похожие документы..