Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Суб`єкт аудиторської діяльності в Україні, незалежна аудиторська фірма (свідоцтво про внесення до Реєстру аудиторських фірм та практикуючих аудиторів...полностью>>
'Публичный отчет'
Представленный открытый публичный отчет за 2009 – 2010 учебный год предназначен для всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родите...полностью>>
'Рабочая программа'
1. Рабочая программа составлена на основе ГОС специальности 080116 «Математические методы в экономике», утвержденного приказом Минобразования РФ от 14...полностью>>
'Закон'
В ноябре комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан рассмотрел решение выездного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безо...полностью>>

Диссертация на соискание степени кандидата богословия

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Прабхупада в книге "Нектар преданности" дает множество описаний кришнаитского экстаза. Некоторые из признаков этого экстаза следующие: человека охватывет дрожь, из глаз текут слезы. “Преданный”, развивая свое "врожденное сознание Кришны", начинает петь и танцевать, как сумасшедший. Повторяя мантру, он может плакать и бредить. Прабхупада называет такое "возвышенное" состояние "трансцендентным безумием". Среди признаков экстатической любви, которые описаны в "священных" книгах кришнаитов, есть и катание по земле, и тяжелое дыхание. "Пусть они сколько угодно смеются над нами, - пишет Прабхупада, - мы все равно не будем обращать на них внимание... Мы просто будем наслаждаться тансцендентной расой пения Харе Кришна, катаясь по земле и танцуя в экстазе... Так мы будем вечно наслаждаться трансцендентным блаженством" ([15]; 266).

Таким образом, мы имеем возможность видеть, к чему могут привести усилия самовольного раскрытия своих чувств, которого добиваются кришнаиты. Прямые и недвусмысленные свидетельства святых Отцов ясно указывают на пагубность для человеческой души мистических практик, к которым можно отнести и мистическую практику кришнаитов. Святой Григорий Синаит пишет: "Тщательно и разумно внимай, любитель Божий. Когда, делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри... не принимай того, чтобы не потерпеть вреда" ([31]; т.5, 168).

Среди кришнаитов есть те, кто дал обет безбрачия, но есть и семейные кришнаиты. Браки, заключенные до вступления в кришнаитскую общину, признаются, но новые союзы в обязательном порядке регулируются гуру. Супруги в храмах и ашрамах живут отдельно - в мужском и женском общежитиях.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета, осуждая прелюбодейство, всякую нечистую связь и разврат, в то же время поощряет супружескую любовь. Апостол Павел рекомендует супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7,5).

Кришнаиты считают брак в общепринятом понятии этого слова грехом, но допускают связь между мужчиной и женщиной лишь с целью продолжения рода. Восхищаясь любовными играми Кришны, кришнаиты абсолютно не понимают значение брака как божественного установления.

Исследуя проблему отношения кришнаитов к браку, Б.З.Фаликов пишет: “Теологическая рефлексия по поводу гопи привела теологов секты к любопытным взглядам по “женскому вопросу”. В Бхагавата-пуране содержатся указания на то, что гопи устремились к Кришне, забыв о своих законных мужьях. Поэтому они являются “паракия”, то есть чужими женами, ублажающими своего любовника, в данном случае любовника божественного” ([84]; 160).

Правильное понимание таинства Брака, общение личностей в таинстве нового творения Святого Духа - один из важнейших критериев Православия. Человек, созданный по образу Едино-сущного и Триипостасного Бога, только тогда осуществляет свое предназначение, свое призвание к тому, чтобы стать личностью, когда находится в общении любви с другими личностями - по образу Троичного Бога. Для осуществления этого общения, направленного на уподобление Богу, человек нуждается в "помощнике, соответственном ему” (Быт. 2,18). В Евхаристическом Приобщении единение человека с Богом является сверхприродным, а в общении между полами это единение является природным.

Кришнаиты, живущие отдельно от общины, обязаны иметь

дома статуи Кришны и Радхи. Помимо того, они обязаны отдавать часть своих доходов на нужды храма и содержание живущих в нем постоянно. Прабхупада говорил: "Продвинутый преданный должен по меньшей мере половину своих доходов тратить на служение Господу и его преданным... Какими бы средствами вы ни располагали, пятьдесят процентов этих средств нужно использовать для Кришны" ([92]; 45).

Благотворительность, которая являтеся у кришнаитов добродетелью, должна оказываться только для того, чтобы она могла способствовать "распространению по всему миру сознания Кришны" ([9]; 703).

По вероучению кришнаитов, человек не может спастись, если не будет следовать определенным требованиям, неким духовным стандартам, которые называются у кришнаитов "регулирующими морально-этическими принципами". Их четыре: 1) не есть мяса, рыбы, яиц; 2) не употреблять наркотики (к числу наркотических веществ кришнаиты относят чай, кофе, шоколад, лук, чеснок); 3) не принимать участия в азартных играх; 4) не иметь контактов с противоположным полом вне брака.

В формулировке этих принципов нет ни слова о покаянии, о совести человека, а речь идет главным образом о способах телесного совершенствования, которые должны помочь развитию в человеке особых сил и способностей и стать своеобразной подготовкой к общению с Кришной в мантре (молитве). Санскритское слово "мантра" происходит от двух корней: "ман" - ум, и "тра" - освобождение. Повторение любых имен божеств индуистского пантеона (Кришна входит в их число) считается у индусов мантрой, и тот, кто долго и упорно повторяет мантру, может удостоиться общения с любым из этих божеств и с его помощью удовлетворить свои пожелания.

Н.Р.Гусева в книге "Индуизм" пишет, что "каждая ведическая мантра или слово идентичны своему объекту, а достижением конечного результата является "реализация" Брахмана" ([25]; 174).

Широкое распространение в кришнаизме получило групповое распространение мантр в виде киртан (распевания имен Кришны) и бхаджанов (совместного распевания прославительных гимнов Кришне). В Индии, откуда киртаны и бхаджаны берут свое происхождение, исторически сложилость так, что группы брахманов (высшей касты), занимавшихся из поколения в поколение только священнослужением, сохраняли мелодии и ритмы, которые легли в основу распевания мантр в современных киртанах и бхаджанах. Древними индийскими брахманами ритму и мелодии предавалось большое значение, так как они знали о силе воздействия ритма и мелодии на психику человека.

При всем разнообразии и внешнем различии восточных религиозно-мистичеких систем, их психотехнические приемы удивительно похожи. Цель этих приемов - установление контактов с невидимым миром в обход тех запретов, которые установил Господь.

Одним из примеров подсознательного воздействия мантры на психику человека является собственное признание Боба Коэна, сотрудника Корпуса Мира в Индии, принявшего учение “сознания Кришны”. В предисловии к книге “Совершенные вопросы. Совершенные ответы” он пишет: “Впервые я услышал мантру Харе Кришна на Гринвич Виллидже в Нью-Йорке. Пение было захватывающим и приносило ощущение покоя и уюта. Мантра врезалась мне в память. Впоследствии мне объяснили, что тогда было посажено трансцендентное семя, которое в конечном счете должно было принести плод любви к Богу” ([16]; 5).

Согласно учению Прабхупады, манторы обладают огромной энергией. Энергия мантры в том, что она побуждает совершить некое действие. В кришнаитской мантре в определенном порядке повторяются три имени божества: Харе - обращение к духовной энергии Кришны; Кришна - непосредственное имя божества, означающее “всепривлекающий”; Рама - имя, означающее источник радости. Значение маха-мантры меняется в зависимости от аудитории. Для “опытных” в служении Кришне она означает обращение к энергии преданного служения, а для новообращенных она служит первой ступенью к состоянию “преданности”.

День “преданного”, который живет при храме, обычно начинается в 3.30 утра. После ритуального утреннего омовения на тело наносится тилак - глина с берегов Ямуны, одной из священных рек Индии. Тилак наносят на лоб и двенадцать других мест на теле, каждый раз произнося одно из имен бога Вишну. Эти знаки, по представлению кришнаитов, защищают тело и указывают на принадлежность к Кришне. У мужчин-кришнаитов на голове коротко острижены или сбриты волосы. Небольшой пучок волос на затылке является атрибутом брахманов. В 4.15 утра начинается первая служба. К изображению Кришны с пением мантр подносят различную пищу. В течение дня жертвенная пища предлагается Кришне шесть раз. После церемонии жертвоприношения в храме проводится ритуал, носящий название “аротика”. Во время него к изображению Кришны круговыми движениями подносят курящиеся благовония, цветы, веер из павлиньих перьев и воду. Конец этой церемонии возвещает звук раковины. После этого все приступают к индивидуальной медитации на четках. “Преданный” должен ежедневно повторять по шестнадцать кругов мантры на четках, которые состоят из ста восьми бусин. Перебирая каждую бусину, “преданный” читает мантру “Харе Кришна”. Эта мантра считается у кришнаитов основной и называется “маха-мантра”.

После медитации “преданные” снова собираются вместе, читают “Бхагавадгиту”, слушают лекции гуру. После лекций они завтракают прасадом (жертвенной пищей), который во время утреннего служения в храме был вначале предложен Кришне. После принятия пищи кришнаиты приступают к выполнению своих повседневных обязанностей. Каждый имеет свои обязанности, которые он должен исполнять с девяти часов утра до двух часов дня. После этого все собираются на обед. Закончив свой рабочий день, кришнаиты совершают ритуальное омовение, участвуют в совместном киртане и в 21.30 ложатся спать.

Жизнь в кришнаитском храме четко организована. Новообращенных стараются окружить заботой и вниманием. Первое время к ним не предъявляют строгих требований, но постепенно дисциплина ужесточается. Примерно через полгода испытательного срока новообращенных инициируют им дают индийское имя. Еще через год-два проводится вторая инициация, во время которой кришнаит получает от гуру свою тайную мантру и становится брахманом.

Из всех видов деятельности для кришнаитов самым важным

является проповедь философии "сознания Кришны", а также издание и распространение ведической литературы.

Последователи Чайтаньи, каковыми объявляют себя современные кришнаиты, ратуют за отказ от качтовой системы и даже от индийской исключительности, так как, по их словам, искренняя любовь к Кришне (бхакти-йога) преодолевает социальные и национальные перегородки. Чайтанья утверждал, что бхакти поднимает человека над кастовыми различиями, однако сам Чайтанья, будучи брахманом, эти различия соблюдал. Как и у других индуистских учителей бхакти, и у Чайтаньи, и у Прабхупады равенство распространяется только на сферу религиозного служения, а в повседневной жизни и в учении Прабхупады для профанов эти различия сохраняются. Такая двойственность отразилась на современной истории кришнаизма.

Один из видных кришнаитских гуру, Харикеша Свами, написал книгу "Варнашрама - манифест социального разума". В этой книге есть следующие высказывания: "До тех пор, пока во главе человечества не встанут брахманы, не будет ни мира, ни счастья, ни удовольствия... Люди со способностями шудр (касты рабочих - П.Ф.), а таких большинство, предназначены для того, чтобы работать под контролем трех высших общественных групп" ([28]; 22-23).

Социальная программа кришнаитов, составленная Харике-

шей Свами, вызвала немало скандалов в государственных и религиозных кругах Западной Европы и России, что тут же отрицательно сказалось на сущеситвовании и деятельности кришнаитских общин в этих регионах. Харикеше Свами пришлось публично извиняться за экстремизм и бестактность собственных высказываний, а информационный Центр ИСККОН вынужден был выпустить и широко распространить за явление с его извинениями. ИСККОН сопроводил извинения Харикеши Свами пояснением, что мнение автора книги "Варнашрама - манифест социального разума" является его частным мнением и не обязательно к исполнению всеми кришнаитскими объединениями.

Возможности подобных проявлений внутри одного из новых религиозных объединений свидетельствуют об отсутствии целостности мировоззрения лидеров этих объединений и непо-следовательности самого вероучения.

Процедуры храмового поклонения в ИСККОН основаны на предписаниях Бхактисиддханты Сарасвати для миссии Гаудия-матх и распределены в руководстве под названием “Арчана-паддхати”. В свою очередь “Арчана-паддхати” опирается на предписание о поклонении божествам из книги “Хари-бхакти-виласу” Санатаны Госвами, ученика Чайтаньи.

В кришнаитских храмах помимо поклонения и жертвоприношений Кришне храмовые служки (севаки) производят сакральные манипуляции с идолами Кришны, Радхи и других божеств. Им чистят зубы, моют, одевают, “кормят” и читают священные тексты. Каждый “преданный”, живущий у себя дома и имеющий дома идолов обязан делать то же самое. Поклонение божествам производится во всех храмах ИСККОН и регламентирует жизнь “преданных”. В большинстве храмов находятся три вида божеств: Гаура-Нитай, Радха-Кришна и Джаганнатха-Баладева-Субхадра. Первые два представляют собой изображения Чайтаньи (еще его называют Гаурангой или Гаурахари) и его ближайшего спутника Нитьянанды. Радха-Кришна - основное изображение у кришнаитов. Кроме первых двух кришнаиты поклоняются божествам Джаганнатхи, поскольку Чайтанья ежедневно поклонялся им в вишнуитском храме в Пури, где он провел последние восемнадцать лет своей жизни.

В статье “Преданный и божество, или теология персонализма в действии” англичанин Вильям Дедвилер (кришнаитское имя Равиндра-сварупа дас) пишет: “В июле 1973 года, на первой полосе лондонской газеты “Гардиан” была помещена фотография деревянной колесницы, напоминающей те, на которых во время ежегодного шествия, проводимого в Джаганнатха Пури (штат Орисса), везут божественные изваяния Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры... Эта фотография, на мой взгляд, символизирует историческую метаморфозу, свидетелями которой мы время от времени становимся, когда основы колониального режима становятся своего рода проводником, по которому культура порабощенного народа вторгается в культуру колонизаторов... В наши дни преданные Джаганнатхи с Запада ежегодно проводят фестивали Ратха-ятры в крупнейших городах Европы и Америки, наглядно демонстрируя тот факт, что это поклонение с успехом привилось в странах Запада” ([97]; 69).

Поклонение божествам на празднике Ратха-ятры (праздник колесниц) издревне происходило в индийском штате Орисса. Этот праздник берет свое основание в культе поклонения Радхе, по кришнаитским сказаниям главной возлюбленной Кришны. Культ Радхи символизирует у кришнаитов устремление человеческой души к Кришне. Большое значение этот культ приобрел в экстатическом бхакти Чайтаньи. К эпохе расцвета вишнуитского бхакти относится и начало практики, когда паломники-бхакты бросались на празднике Ратха-ятры под колесницы, на которых везли изображения божеств. Этим они стремились принести свою жизнь в жертву избранному божеству (шита-девате) Кришне. Исследователь индийской философии С.Радхакришан, описывая ритуальное приношение себя индусами в жертву божествам, так объясняет его смысл: “Когда приверженность к божеству доходит до совершенства, тогда индивид и его “бог” сливаются в едином духовном экстазе и раскрываются как аспекты единой жизни” ([68]; т.1, 483).

Кришна, в отличие от Бога Нового Завета, который есть Любовь (1 Ин. 4,16), жесток и беспощаден. Так, в одной из книг “Махабхараты”, которая называется “Адипарва”, живописуется картина сжигания леса двумя героями - Арджуной и Кришной. Во время этого пожара в огне гибли не только животные, но и жители этих лесов ([55]; 566-567).

В обряд богопочитания у кришнаитов входит подношение божествам жертвенных веществ. Угодными Кришне считаются листья и ветви дерева тулси (или туласи). Его листья воспринимаются как воплощение Радхи и даже называются “раджника”. Из ветвей тулси вырезают бусы и делают четки, называемые “тулси-мала”. В Индии, во дворах домов многих кришнаитов-вайшнавов, растет дерево тулси. Сидя вокруг него, читают молитвы и поют бхаджаны, а к его подножию ставят изображения Кришны и других божеств. В праздники вокруг дерева тулси танцуют. Тулси считается табуированным и у шактов (шактизм - культ богинь-матетерй в шиваизме).

Для вайшнавов священными являются камни-амониты, которые называются “шалаграма-шила”. В Индии их обычно находят на берегах рек или в руслах пересохших ручьев. Шалаграму кладут на домашний алтарь и почитают как изображения Вишну. Женщинам и шудрам (низшему социальному сословию) запрещается прикасаться в доме к этому предмету.

К общеиндустским чертам религиозной жизни кришнаитов можно отнести то, что все храмовые и домашние ритуальные церемонии основаны у них на лунном календаре. В Индии принято до сих пор связывать дни недели с определенными планетами. Так, понедельник считается днем Луны, вторник - Марса, среда - Меркурия, четверг - Юпитера, пятница - Венеры, суббота - Сатурна, воскресение - Солнца.

4. ИИСУС ХРИСТОС В КРИШНАИТСКОМ ВЕРОУЧЕНИИ

Изучая книги по истории вайшнавизма легко обнаружить, что контакты индуизма с западной цивилизацией побудили индийских ученых критически подойти к рассмотрению вопросов о популярной в начале XX века в теософских кружках Западной Европы теории о предполагаемом взаимном влиянии культа Кришны и христианства. В этой связи интересно отметить статью индийского историка Х.Райчаудхури “Материалы для исследования ранней истории вайшнавизма”, вышедшую в 1921 году. В этой статье Х.Райчаудхури доказывает, что “мифы и доктрины культа Кришны не обнаруживают следов влияния христианства” ([101]; 3).

Кришнаиты не признают Иисуса Христа Богом, Спасителем, Второй Ипостасью Святой Троицы.

В “Бхагавадгите” Кришна заявляет: “Я, Верховная боже

ственная личность, Кришна, прежде был безличным, а теперь

обрел личностную форму” ([9]; 385).

В книге “Наука самосознания” Прабхупада пишет: “Кристос” - греческий вариант слова “Кришна”... Разумеется, учение, которое проповедовал Христос, соответствовало тому времени, месту и стране, где он проповедовал, и было адресовано конкретной группе людей. Но то, что он был представителем Бога, не подлежит сомнению... Он - наш гуру. Он проповедует сознание Бога, следоваетельно, он наш духовный учитель” ([14]; 155).

Такое мнение Прабхупады опровергают слова самого Спасителя: “Многие придут под именем Моим и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: “Вот здесь Христос”, или “там”, - не верьте” (Мф. 24, 5; 23). Святой Иоанн Богослов говорит в Евангелии: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1, 1).

Прабхупада не признает Единосущие Иисуса Христа с Богом Отцом, но учит, что Христос является одним из полубожественных проявлений Кришны. В книге “Иисус любит Кришну” Прабхупада пишет: “Иисус - сын Кришны” ([11]; 26). “Проповедник сознания Бога - друг всем живым существам”, - так называет Христа Прабхупада ([14]; 154).

На такое мнение ответом могут служить слова святого Иоанна Дамаскина, который пишет: “В отношении к Господу нашему Иисусу Христу нельзя найти общий (с людьми) вид. Ибо и не было, и нет, и никогда не будет другого Христа, Который состоял бы из Божества и Человечества, Который по Божеству и

Человечеству - один и тот же - был бы и Богом совершенным, и

человеком совершенным” ([40]; 77).

Даже закончив англиканскую школу, Прабхупада не смог уяснить себе, что Христос пришел на землю не для того, чтобы проповедовать вегетарианство, или разносить по миру некое “учение”. Говоря о том, что “очень трудно найти того, кто следовал бы наставлениям Ииуса Христа” ([14]; 154), Прабхупада забывает, что тысячи христианских мучеников и исповедников, начиная со святого архидиакона Стефана и до нашего времени, засвидетельствовали не только жизнью, но и своей кровью и самой смертью божественность нашего Спасителя.

Ученики Христа, святые апостолы, в своей проповеди не пересказывали “учения Христа”, но формулировали свою керигму, обращаясь не только к учению, но к жизни и смерти Иисуса. Апостолы говрят об одном: Христос умер за наши грехи и воскрес, и в Его воскресении - надежда нашей жизни. Христиане верят не в учение Христа, а в Христа - Бога и Спасителя.

Таким образом, в отличии от христиан, кришнаиты верят в другого “бога”, другого Иисуса, и исходя из этого, предлагают путь спасения иной, нежели в Евангелии. Поэтому невозможно говорить, что между кришнаизмом и христианством есть что-то общее.

По учению “Бхагавадгиты”, спасение есть не что иное, как освобождение от того, что удаляет от Кришны. Прабхупада учил, что если “преданный” умрет, проповедуя “сознание Кришны”, то он обязательно “достигнет вечного Вриндавана” ([74]; 201), где его душа встретится с Кришной. Попадая в духовный мир, душа, по учению кришнаитов, обретает там новое “духовное”, “тонкое” тело. Это “духовное” тело обладает сходными чертами с тем телом, которое имеет человек на земле, но оно не имеет свойств, присущих земному телу человека. Загробная жизнь души мыслится кришнаитами как некое идеальное существование на “других планетах” в виде “тонкого тела”, полученного за “преданность Кришне”. В ином случае душа вынуждена вернуться в земной мир и испытать на себе всю тяжесть кармического перерождения.

Как уже говорилось, кришнаитская антропология полностью расходится с христианским учением о человеке. Согласно Библии, человек - особенное творение Божие, созданное Богом по Его образу (Быт. 1, 27). Евангелие учит, что фактом Своего телесного воскресения Христос доказал Свое божественное достоинство. Но если бы только этим ограничивалось значение Воскресения Христова, то христианство как уникальное явление мировой истории даже не возникло бы. Значение Воскресения Христова гораздо глубже. Оно стало для апостолов и всех последующих поколений христиан указанием на возможность их собственного воскресения из мертвых, при условии принятия Христа как Спасителя, в том теле, какое каждому было даровано Богом в земной жизни, но преображенном божественной благодатью. Своей личной победой над смертью, то есть воскресением, Христос предоставил возможность всем без исключения людям пользоваться плодами этой победы: каждый может воскреснуть из мертвых, как это сделал Христос. Ручательством тому могут служить слова апостола Павла: “Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших” (1 Кор. 15, 20). Христос имел такое же тело, какое имеют все люди. Если Его тело воскресло, то воскреснуть могут и другие человеческие тела. Пасхальное провозглашение победы Христа над смертью - это само Православие. Господь побеждает смерть не только утверждая жизнь, но и утверждая смерть в ее истинном свете, то есть как “последнего врага”, взятого и уничтоженного. Смерть уничтожена Христовым Воскресением, а не “особым знанием” или “регулирующими морально-этическими принципами”. Никакого учения о карме и о разделении человеческого тела на “тонкое” и “грубое” в Евангелии не существует .

Святитель Феофан Затворник пишет: “В Воскресении Христовом положено начало и основание воскресению всех, сила его так велика, что из него изыдет жизнь для всех” ([87]; 547).

Религиозная вера в эту возможность составляет неистребимую жизненную силу христианского мировоззрения.

Таким образом, рассмотрев вероучение современного кришнаизма, можно отметить, что заблуждения кришнаитов состоят в том, что они проповедуют “любовь” без Истины, тогда как Христова Церковь заботится о спасении людей, питая их хлебом благодати и истины (Ин. 1, 17).

Рассмотренные в данной главе аспекты кришнаитского вероучения наглядно показывают, что они находятся в полном противоречии с Евангелием и церковной практикой, основанной на Божественном Откровении и Священном Предании.

Православная Церковь, будучи столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15), всегда относилась со строгостью ко лжеучениям не из гордого “триумфализма”, а из верности слову Божию, как слову истины (Еф. 1, 13) и из заботы о вечном спасении своих верных чад. К такой строгости обязывает ее Сам Спаситель, а вслед за ним и святые апостолы. Обращаясь к христианам, апостол Павел даже предает анафеме всякого исказителя Богооткро-

венной истины: “Кто благовествует вам не то, что вы приняли,

анафема да будет!” (Гал. 1, 9)

Активно проповедуя свое вероучение, современные кришнаиты, по существу, сопротивляются Божественной истине и тем приводят людей к вечной гибели. Кришнаиты говорят, что проповедуют бхакти, то есть любовь к Богу, однако отделяя любовь от Истины, они лишают любовь ее крепкой основы и тем искажают ее сущность. Как истина и любовь связаны в Боге, так они должны быть связаны и в людях. Бог есть абсолютная Истина (Иер. 10, 10; Ин. 14, 6) и абсолютная Любовь (1 Ин. 4, 8). Кто желает спастись, должен следовать не только по пути любви, но и по пути истины. Кришнаиты, попирающие истину в своем вероучении, вносят в души людей отраву лжи, и тем самым ввергают их в вечную погибель.

Являясь чадами Святой Церкви, православные христиане знают, что во все времена Церковь просвещала людей светом Христовой правды, являя на земле присутствие Живого Бога. Сегодня, как и в апостольские времена, только Святая Церковь может научит всех отличать истинное от ложного, добро от зла, свет от тьмы. Никакие внешние силы не воспрепятствуют ей в этом, ибо, по неложному обещанию Спасителя, “врата ада не одолеют ее” (Мф. 16, 18).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев в предлагаемой работе историю, современное положение и вероучение кришнаизма, необходимо сделать некоторые выводы и сказать о значении данной работы для сектоведения.

В земной жизни для человека ценно и имеет смысл только то, что способствует приобретению им вечных ценностей, открытых Евангелием Господа Иисуса Христа. Данный критерий приложим ко всем без исключения сторонам человеческой деятельности: богословию, науке, культуре, нравственности, философии, этике, политике, быту. Все вечные ценности сосредоточены в высшей духовной Реальности, именуемой Богом. Бог Библии не Объект, подающий человеку свое “объективное благо” (как Кришна в “Бхагавадгите”), но и не Субъект, осознающий себя в личности человека (Кришна присутствует в “оскверненном” земной материей человеческом теле лишь в виде одной из своих энергий). Бог в Священном Писании являет Себя как Объект - Субъект, как полнота искомой “объективной” истины, открывающейся человеку в беспредельном богоуподоблении через единство со Христом. Лишь в жизни по Евангелию и в возможности обожения человеку открывается предельная доступность Бога. В отличие от кришнаизма, в христианстве Бог познается не через “особое знание”, не через экстатические проявления, не с помощью различных ограничений и мистических практик, а через стяжание Святого Духа, цельное любомудрие, покаяние и освобождение от греха.

Современный кришнаизм помимо проповеди бхакти-йоги

(особого способа общения с верховным божеством - Кришной),

делает акцент на том, что божественная реальность может стать предметом исследования “науки самосознания”. Такая точка зрения приводит многих рядовых “преданных” “Харе Кришна” к непониманию сути Божественного Бытия и смысла человеческой жзни, а в некоторых случаях - к полной потере веры в Бога.

Оригинальность и новизна данной работы, по мнению ее автора, заключается в том, что на многочисленных примерах из истории развития кришнаизма, на примерах трансформации в современном кришнаизме традиционного индуистского мифа, на фактах из истории реформации кришнаизма, а также на разборе кришнаитского вероучения с позиции православного богословия показано, что кришнаизм и предлагаемый им образ жизни не может быть совместим с христианством и не имеет с ним ничего общего. Предлагаемая работа - не просто описание одного из течений неоиндуизма, к которому относится кришнаизм, а попытка создания пособия, которое могло бы оказать помощь всем православным христианам, а в особенности миссионерам, в отстаивании истин Православия от нападок представителей учений “различных и чуждых” (Евр. 13, 9).

Сегодня, в условиях псевдодемократической вседоз-воленности, весьма оживились те, кто толкает верующих на путь заблуждений. Многие люди потеряли духовные ориентиры. На волне псевдохристианства и псевдопатриотизма проповедь Евангелия в мире часто вытесняется примитивной “борьбой с сектами”, что может явиться причиной проявления религиозной нетерпимости и фанатизма. Этим явлениям не должно быть места в

Православии. Истинная любовь, по апостолу Павлу, “милосерд-

ствует, не радуется неправде, но сорадуется истине” (1 Кор.13,4-8).

Материалы результатов медицинских и социологических исследований, проведенных в кришнаитских общинах и предоставленные психиатрами и социологами в сектор межрелигиозных связей Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, позволяют сделать вывод, что кришнаизм трудно назвать “деструктивной” сектой, занимающейся “зомбированием” своих последователей. Факты свидетельствуют, что чаще всего кришнаитами становятся те, кто оказался в “духовном вакууме”, кто утратил или не сумел приобрести подлинную церковность, кто в силу разных причин увлекся заманчивой философией и йогой. Кришнаиты, как и многие секты различного толка, используя отработанные методы психологического воздействия и религиозную неграмотность большинства людей посткоммунистического общества, навязчиво предлагают свое учение. Зачастую человек становится кришнаитом в силу того, что кришнаитский проповедник случайно встретился на его жизненном пути.

Работа православных миссионеров с такими людьми должна строиться на проповеди Евангелия, на основе христианской любви, разъяснении православного вероучения и наглядном доказательстве того, к каким плачевным и губительным результатам для души могут привести заблуждения в вере.

Принятие лжеучения или ложных мыслей о Боге, искажение Божественного Откровения соделывают человека сыном диавола (Ин. 8, 44). Способность воспринимать, познавать и оценивать результаты духовной жизни прямо пропорциональна степени чистоты сердца и ума познающего. Чистота и целостность ума - плод Святого Духа, который подается лишь покаянному и сокрушенному сердцу. От греха избавляет покаяние, а о нем нет ни слова ни в “Бхагавадгите”, ни в произведениях Прабхупады, основателя Международного Общества Сознания Кришны.

Кришнаизм в предлагаемой им религиозной жизни ставит благие цели, но дает негодные средства для их достижения - в этом его недостаток и опасность.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ КРИШНАИТСКИХ ТЕРМИНОВ,

ПОНЯТИЙ И ИМЕН .



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Диссертация на соискание ученой степени (4)

    Диссертация
    Актуальность исследования. Сегодня Россия стоит перед проблемой выбора стратегических приоритетов в воспитании. Поиск идеала воспитания знаменует собой переломные моменты развития российского общества.
  2. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры

    Диссертация
    Актуальность проблемы. В последние десятилетия в России растет количество верующих. Хотя за последние 15 лет количество действующих храмов в Москве увеличилось больше чем в 10 раз, c 42 до 474, существующие храмы Москвы и Подмосковья
  3. Диссертация на соискание ученой степени (3)

    Диссертация
    Одновременно понимание проблемы распространения радикальной идеологии, осознание потенциала исходящей от нее реальной угрозы безопасности странам региона обусловили активный поиск объяснения данного явления, выработки конкретных практических
  4. Автореферат диссертация на соискание ученой степени (3)

    Автореферат
    Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий
  5. Диссертация на соискание ученой степени (1)

    Диссертация
    Глава I. Теория и практика организации деятельности помощи взрослым в избавлении от пристрастия к алкогольной зависимости в традициях педагогики православия.

Другие похожие документы..