Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3 Возьми густой вишневый сок И белый мамин плащ. Лей аккуратно сок на плащ - Получится пятно....полностью>>
'Доклад'
Научно-техническая конференция "Инженерное и информационное обеспечение экологической безопасности в Тамбовской области." Тамбов, ТГТУ, 1998...полностью>>
'Лекция'
Рассматривается парадигма низкоуровневого программирования на ассемблере. Эта парадигма нацелена на учет основных особенностей компьютерных архитектур...полностью>>
'Документ'
На течение психических заболеваний в детском и подростковом возрасте влияет множество факторов: наследственность; закономерности течения заболевания; ...полностью>>

Основная образовательная программа начального общего образования маоу сош №1

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждена

Педсоветом

(Протокол №1 от 30.08.2010г.)

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАОУ СОШ №1

Боровичи

2010год

Оглавление

Оглавление 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

1.  программа духовно-нравственного развития, воспитания УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7

1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ учащихся на ступени
начального общего образования 7

Основные направления организации духовно-нравственного развития и воспитания 9

Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания 9

Задачи организации духовно- нравственного развития и воспитания 9

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания 9

-экологическое воспитание; 9

-эстетическое воспитание. 9

-принцип 9

системно-деятельностной организации воспитания. 9

1.3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАОУ СОШ №1 ,СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 9

Одним из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является повышение педагогической культуры родителей (законных представителей учащихся). 11

2. Планируемые результаты освоения УЧАЩИМИСЯ основной образовательной программы начального общего образования 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №1 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры учащихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В данной программе учитываются особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения, который является особым этапом в жизни ребенка, связанного с:

- изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка - переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- формированием у школьника основ и умения учиться и способности к организации своей деятельности.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования, - словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- развитие целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации данной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования отнесены:

  • личностные результаты - готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Программа разработана с учетом социокультурных особенностей и потребностей микрорайона и региона.

Данная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми учащимися;

  • выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одаренных детей, через систему творческих объединений, организацию общественно-полезной деятельности, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности;

  • участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников;

  • включение учащихся в процессы познания внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

1.  программа духовно-нравственного развития, воспитания УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).

Данная программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования учитывает культурно-исторические, социально-экономические, демографические и иные особенности региона, запросы семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации учащихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, развития ученического самоуправления.

1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ учащихся на ступени
начального общего образования

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цельвоспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной, социальной, семейной культур.

1.2 ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ учащихся

Традиционные источники нравствен-ности

Основные направления организации духовно-нравственного развития и воспитания

Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Задачи организации духовно- нравственного развития и воспитания

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания

-патриотизм;

-социальная солидарность;

-гражданствен-

ность;

-семья;

-личность;

-труд и творчество;

-наука;

-традиционные религии;

-искусство и литература;

-природа;

-человечество;

-нравственная культура

российского

общества.

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

-экологическое воспитание;

-эстетическое воспитание.

-принцип ориентации на идеал;

-аксиологичес-

кий принцип;

-принцип следования нравственному примеру;

-принцип идентификации

(персонифика-

ции);

-принцип диалогического общения;

-принцип полисубъект-

ности воспитания;

-принцип

системно-деятельностной организации воспитания.

-воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному;

-формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

-общеобразова-

тельные дисциплины;

-произведения искусства;

-периодическая литература, публикации, радио- и телепередачи;

-духовная культура и фольклор народов России;

-история, традиции жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

-жизненный опыт своих родителей (законных представителей) и прародителей;

-другие источники информации и научного знания.





1.3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАОУ СОШ №1 ,СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования осуществляются не только гимназией, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие гимназии и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни учащегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов, при ведущей роли педагогического коллектива гимназии.

Одним из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является повышение педагогической культуры родителей (законных представителей учащихся).

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17,18,19,52 Закона Российской Федерации «Об образовании».


1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение учащимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил учащийся вследствие участия в той или иной деятельности ;

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся распределяются по трем уровням.

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

приобретение учащимися социальных знаний; воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях.

получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия; создаются необходимые условия для участия в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.



2. Планируемые результаты освоения УЧАЩИМИСЯ основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учетом необходимости:

  • определения динамики картины развития учащихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребенка;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности системы образования различного уровня, педагогов, учащихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой программе учебного курса (предметного, междисциплинарного) выделяются уровни описания.



Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам третьего уровня, могут продемонстрировать только отдельные учащиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.

Основные цели такого включения – предоставить возможность учащимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение учащимися заданий, являющихся инструментарием, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

личностные универсальные учебные действия

регулятивные универсальные учебные действия

познавательные универсальные учебные действия

коммуникативные универсальные учебные действия

будут сформированы внутренняя позиция учащегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

3. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный план является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта, определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Содержание образования на этой ступени реализуется за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

Базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности учащихся;

  • их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

  • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

  • личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в пределах максимально допустимой недельной нагрузки учащихся), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В данную часть входит и внеурочная деятельность.

Базисный учебный план начального общего образования

годовой

Предметные области

учебные предметы

классы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Филология

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

136

136

540

Иностранный язык

68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

132

136

136

136

540

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

68

68

68

270

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России*

17

17

Искусство

Музыка

33

34

34

34

135

Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

Технология

Технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

66

68

68

68

270

Итого:

660

748

748

765

2921

Внеурочная деятельность (творческие объединения, проектная деятельность и др.)

330

340

340

340

1350

Всего к финансированию

990

1190

1190

1190

4560


В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования великий Новгород

    Основная образовательная программа
    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №31" Великого Новгорода является учреждением общеобразовательного типа.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом МАОУ средней общеобразовательной школы № 50 г.
  3. Образовательная программа начального общего образования тюмень 2011

    Образовательная программа
    5. . ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (личностные и метапредметные результаты) 52-68 стр.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования г. Томск 2011 год

    Основная образовательная программа
    Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г. Раздел VII. Программа духовно-нравственного развития и воспитания

    Основная образовательная программа
    27 января 2002 года на X Международных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Алексий II в своём Слове сказал: «Надеюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно – нравственные ценности не будут поставлены во главу угла.

Другие похожие документы..