Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Начальный этап (4 в. до н. э. – 18 в.). Сформулированы важнейшие проблемы языкознания, заложены основы лингв. терминологии, накоплен огромный материал...полностью>>
'Расписание'
занятия) Функциональная стилистика русского языка (с 1 .09 по 3.10) Функциональная стилистика английского языка (с 4.10 по 11....полностью>>
'Урок'
Главное назначение уроков литературы вижу в проникновении в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредотачиваю вним...полностью>>
'Документ'
Это описание мечты Юрия Живаго, как и многое другое в романе, замешено на автобиографических "дрожжах" и может быть отнесено к творческому ...полностью>>

План урока. Организация класса, объявление цели урока. Проверка домашнего задания

Главная > План урока
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УРОК изучения новых знаний по литературе в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы МБОУ « Бузанская СОШ» Стрижаков Виктор Михайлович.

ТЕМА: Басня И.А.Крылова «Квартет». Аллегория.

ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с творчеством знаменитого баснописца . На примере басни «Квартет»

дать представление об иносказании.

Совершенствовать навыки анализа и выразительного чтения художественного произведения.

Воспитать уважительное отношение к учению,

как основе любого вида деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: тексты басен И.А.Крылова, портрет писателя, иллюстрация к басне «Квартет» .

ПЛАН УРОКА.

1.Организация класса, объявление цели урока.

2.Проверка домашнего задания.

3.Слово учителя. Объяснение понятия «аллегория».

4.Чтение и анализ басни «Квартет».

5.Поиски эпиграфа к басне «Квартет». (работа с пословицами).

6. Итоги урока. Оценки.

7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

1. Организация класса , объявление цели урока.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, дома вы должны были вспомнить русские народные сказки, в которых, так же, как и в баснях, героями являются животные. Назовите эти сказки.

- « Лиса, заяц и петух». «Медведь, собака и кошка».

- «Кот и лиса». «Звери в яме».

- «Волк и коза». «Журавль и цапля».

Какими качествами наделены животные в сказках?

- Лиса – хитрая, лукавая.

- Волк – беспощадный, коварный.

- Медведь – неуклюжий, глупый.

- Петух – храбрый, благородный

- Собака – верная, преданная.

Дети приводят примеры из сказок.

3.Слово учителя . Объяснение понятия «аллегория».

А на самом ли деле животные обладают теми качествами характера, которые мы с вами назвали?

Конечно же, нет. Ходит ли Петух с косой? Была ли у Зайца лубяная избушка? Ловил ли жадный, но глупый Волк рыбу в проруби с помощью хвоста? По совету лукавой Лисы?

Конечно же, нет.

Это всё сказано о людях, а не о животных.

Не всегда автор сказки или басни мог прямо высказать свои мысли, иногда это было просто опасно для жизни.

А передавать мудрые мысли было необходимо, чтобы дать умный совет недалёкому царю, воспитать капризного ребёнка… Вот и появился «безопасный» способ иносказательного изображения жизненных явлений или отвлечённых понятий, а называется этот способ «аллегория».

Запишем определение в тетради.

Теперь посмотрим, насколько трудно понять смысл написанного, если автор использует в произведении иносказание т. е. аллегорию. Прочитаем несколько небольших басен И. А. Крылова.

Ученики читают наизусть басни «Петух и жемчужное зерно», «Лебедь, щука и рак».

- О людях эти басни или о животных?

- Как вы понимаете содержание басен?

-В баснях говорится о животных, а подразумеваются люди.

-Некоторые люди считают пустяками важные вещи, но бывают случаи, когда даже маленькая запятая решает судьбу человека: «Казнить нельзя, помиловать». «Казнить, нельзя помиловать». (С. Маршак «Двенадцать месяцев».)

- Любое дело нужно делать слаженно, и тогда всё получится хорошо.

4. Чтение и анализ басни «Квартет».

а). Учитель читает басню.

б). Объяснение непонятных слов: квартет – ансамбль из четырёх музыкантов; бас – инструмент низкой тональности; альт – смычковый инструмент более высокой, нежели бас тональности; скрипка – смычковый инструмент высокой тональности; смычок – изогнутая палочка с натянутым вдоль неё конским волосом, употребляется для извлечения звука из инструмента.

в). Аналитическая беседа по вопросам:

- Перечитаем басню по эпизодам. Верит ли автор в то, что у героев басни что-нибудь получится?

- У героев басни ничего не получится. Они не умеют обращаться с музыкальными инструментами: «…ударили в смычки, дерут, а толку нет».

- А какой смысл вкладывает баснописец в глаголы «ударили», «дерут» ?

- Звери начали играть одновременно, но фальшиво до такой степени, что «слух дерёт».

- Кто же «играет» в квартете? Какими качествами характера они обладают?

- Мартышка, «проказница», существо вертлявое, несерьёзное, хвастливое.

- Козёл, всем известный своим «музыкальным» голосом.

- Осёл – упрямый и туповатый.

- Косолапый Мишка, неловкий и неуклюжий, трудно представить, как медведь будет управляться с хрупким инструментом.

- А можно ли определить общее для всех героев басни качество? Как к нему относится автор?

- Общим для всех качеством характера является самонадеянность. И. А. Крылов очень умело, с усмешкой подбирает слова «затеяли сыграть квартет», как будто это что-то лёгкое, развлекательное, не требующее серьёзной подготовки . Звери, не утруждая себя репетициями, сразу же собрались «Пленять своим искусством свет». Да так что «…запляшут лес и горы».

- Есть ли ещё общие качества у героев басни?

- Невежество. Они думают, что секрет мастерства музыканта кроется лишь в умении правильно «сесть».

- А может это действительно так?

- Нет. Соловей – это самый настоящий музыкант,

говорит: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней». То есть надо учиться и иметь способности.

- Так о ком же эта басня, кого она высмеивает?

- Конечно, не зверей, она разоблачает хвастливых самоуверенных людей, берущихся не за своё дело.

- Какой способ изображения действительности применяет в басне автор?

- Это аллегория – иносказание.

- К каким случаям жизни можно применить мораль этой басни?

- Дети приводят примеры.

5. Поиски эпиграфа к басне «Квартет» (Работа с пословицами).

Ученики получают карточки и подбирают эпиграф в соответствии с моралью басни, записывают в тетрадь.

Карточка-1

- Каков строитель, такова и обитель.

- Наш пострел везде поспел.

- За всё берётся, да не всё удаётся.

- Знает толк, как свинья в апельсинах.

- На что нам ружьё, коли стрелять не умеем.

- Неперёная стрела вбок летит.

- Век живи – век учись (а дураком умрёшь).

- Ученье- свет, а неученье- тьма.

6.Итоги урока. Оценки.

7. Домашнее задание: Выучить наизусть понравившуюся басню И. А. Крылова. Написать сочинение-миниатюру на тему: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика проведения урока Подготовка и проведение урока Виды анализа урока Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

    Урок
    Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного этапа изучения темы.
  2. Урок 1 Информация-Информатика-Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Цели урока

    Урок
    1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.
  3. План. Введение: актуальность использования компьютера на уроках истории. Стр. 1 Цели исследования. Стр. 1

    Урок
    На современном этапе один из главных вопросов образования, которые обсуждаются на всем постсоветском пространстве в различных периодических изданиях, средствах массовой информации, Интернете, практически на всех "около технологических"
  4. Урока андреевой Л. В. Тема: «Стороны горизонта. Ориентирование»

    Урок
    Аннотация: Стороны горизонта изучаются в начальном курсе географии в 6 классе в теме « План и карта». В рабочей программе изучению сторон горизонта и ориентированию отводится 1 урок.
  5. Рабочая программа по английскому языку для 2 класса. Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Статус рабочей программы. Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской программы

Другие похожие документы..