Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У 47 (69,1%) больных язвы возникли на фоне посттромбофлебитической болезни, у 21 (30,9%) - варикозной болезни. Среди больных было 48 (70,6%) женщин и...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной пр...полностью>>
'Документ'
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают...полностью>>
'Статья'
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российско...полностью>>

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа

на период до 2020 года

Москва, 2010 г.

Оглавление

Введение 4

1. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы 5

2. Базовые положения 10

2.1. Цели, задачи, сценарий развития Приволжского федерального округа 10

2.2. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Приволжского федерального округа 13

Республика Башкортостан 13

Республика Марий Эл 14

Республика Мордовия 15

Республика Татарстан 16

Удмуртская Республика 18

Чувашская Республика 19

Пермский край 21

Кировская область 21

Нижегородская область 23

Оренбургская область 24

Пензенская область 25

Самарская область 26

Саратовская область 28

Ульяновская область 29

2.3. Основные направления пространственного развития
Приволжского федерального округа 30

3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры 32

3.1. Развитие транспортной инфраструктуры 32

3.2. Развитие энергетической инфраструктуры 42

3.3. Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры 48

4. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики. Приоритетные межотраслевые направления развития Приволжского федерального округа 52

4.1. Машиностроение и металлургический комплекс 52

4.2. Сырьевая база (комплексное освоение) 66

4.3. Нефтегазохимический комплекс 70

4.4. Биотехнологии, фармацевтика и медицинская промышленность 74

4.5. Агропромышленный комплекс 76

4.6. Строительство 82

4.7. Лесопромышленный комплекс 83

4.8. Легкая промышленность 86

4.9. Туристско-рекреационный комплекс 88

4.10. Финансово-банковский сектор экономики 91

4.11. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства 93

4.12. Инновационная и научно-технологическая сфера 94

4.13. Развитие приграничного и международного сотрудничества 101

5. Основные направления социального развития Приволжского федерального округа и создания комфортной среды обитания 103

5.1. Направления социального развития 103

5.1.1. Улучшение демографического положения 105

5.1.2. Развитие здравоохранения 107

5.1.3. Развитие образования 112

5.1.4. Развитие науки 113

5.1.5. Развитие культуры 114

5.1.6. Молодежная политика 117

5.1.7. Основные направления развития рынка труда и миграционной политики 118

5.2. Направления создания комфортной среды обитания 121

5.2.1. Повышение доступности жилья 121

5.2.2. Развитие средств массовой информации 122

5.2.3. Развитие физической культуры и спорта 122

5.3. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды 124

5.4. Водохозяйственный комплекс 129

6. Механизмы реализации Стратегии 133

Заключение 134

Введение

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению следующих факторов и проблем:

усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы,
но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;

возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного
и сырьевого экспорта.

Стратегией предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются:

значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности;

высокие риски ведения предпринимательской деятельности;

низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса. Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных и др.) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.

Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных и др.) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.

1. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы

В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.

Территория округа занимает около 6% территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. км), на ней проживает более 20% населения страны (более 30,2 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15%.

Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.

Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.

Традиционной специализацией округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность. Предприятия этих отраслей, расположенные в регионах Приволжского федерального округа, вносят наибольший вклад в добавленную стоимость продукции этих отраслей в стране – их доля составляет более 33%. Доля в валовом региональном продукте Приволжского федерального округа этих отраслей близка к 9%.

Округ является одним из лидеров по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды, имеет высокий потенциал движения вверх по цепочке добавленной стоимости, многократного расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Приволжский федеральный округ находится на втором месте среди федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды не только являются сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.

В округе значительны запасы лесных ресурсов.

Природные условия на большей части территории округа одни
из наиболее благоприятных в России для жизни и ведения бизнеса. Агроклиматический потенциал территории позволяет вести продуктивное сельское хозяйство разных типов: выращивать зерновые, технические, плодоовощные культуры, заниматься продуктивным животноводством.

Приволжский федеральный округ занимает лидирующие позиции среди федеральных округов по производству многих видов сельскохозяйственной продукции.

Важную роль в экономике округа играют пищевая и перерабатывающая промышленность, в значительной степени обеспеченные продукцией сельского хозяйства и имеющие значительный потребительский спрос.

В округе расположено значительное число крупных центров высшего образования, которые обладают достаточным потенциалом, чтобы стать ведущими направлениями специализации регионов. Наиболее конкурентоспособны высшие учебные заведения, имеющие технологическую специализацию, что определило высокую концентрацию подготовленного персонала для промышленности в округе. В 2009-2010 годах восьми университетам округа установлена категория «национальный исследовательский университет».

Приволжский федеральный округ занимает близкое к географическому центру России положение с достаточно плотным расселением населения во многих регионах округа. Такое положение определяет потенциальные обширные рынки потребительских товаров, произведенных на территории округа.

Особенностью географического положения округа является отсутствие выходов к мировому океану, относительная удаленность от морских портов. Однако такое положение не препятствует торговле на внутренних и международных рынках. Округ конкурентоспособен по поставкам готовой продукции не только в центральные, южные и собственные регионы с высоким потребительским спросом, но также в страны Европейского союза и Ближнего Востока.

Округ обладает уникальным транзитным положением, так как расположен на перекрестке международных транспортных коридоров, соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с европейской частью России и государствами Европы. По территории округа проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию нефтехимической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе газом. Транзитом через Приволжский федеральный округ идут крупнейшие в стране потоки угля – из Кузбасса в северо-западные и черноморские порты.

К конкурентным преимуществам географического положения округа относится также наличие удобных выходов на Западный Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.

Минерально-сырьевой потенциал округа значителен, практически
в каждом регионе имеются ресурсы углеводородного сырья, характеризующиеся высокой геологической изученностью и инфраструктурной освоенностью. В северо-восточной части Приволжского федерального округа имеются уникальные в мировом масштабе месторождения калийных солей, крупные месторождения титана, меди. На их основе сформировались стабильно работающие отрасли. Достаточно высоким потенциалом обладают месторождения строительного сырья.

Одним из важнейших конкурентных преимуществ Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Наиболее многолюдные регионы округа – Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область – входят в десятку по индексу развития человеческого потенциала.

Округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием (около 170 народов и более 6000 религиозных организаций) при бесконфликтном и органичном сосуществовании разных культурных традиций. На территории округа расположено 6 национально-территориальных административных образований: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика. Многими зарубежными странами
и международными организациями (Организация Объединенных Наций,
Совет Европы и др.) Приволжский федеральный округ воспринимается как уникальная модельная площадка по продвижению межкультурного и межрелигиозного диалога.

Вызовы и угрозы

Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей
не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.

Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности.

Основные барьеры социально-экономического развития Приволжского федерального округа связаны с совокупностью следующих проблем реального сектора экономики:

наличием ограничений в транспортной и энергетической инфраструктуре;

с преобладанием фондоемких, материалоемких и энергоемких производственно-технологических мощностей;

устаревшим структурно-технологическим построением большинства производств, созданных 40-60 лет назад и не соответствующих современному рыночному укладу;

низкой производительностью труда в секторах экономики, вносящих наибольший вклад в валовой региональный продукт;

высоким уровнем износа и морально устаревшими основными фондами, и как результат – технологической отсталостью и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции;

недостаточно эффективным взаимодействием экономических субъектов между собой;

низким уровнем взаимодействия между производством и наукой;

недостаточно эффективным функционированием социальной инфраструктуры.

Из отраслей наиболее проблемным является сельское хозяйство периферийных территорий округа: на юге – в сухостепной зоне за счет деградации ирригационных систем, на северной и западной периферии –
из-за депопуляции сельской местности и износа основных фондов.
В периферийных частях округа природные условия также определяют меньшую рентабельность сельского хозяйства.

Сальдо миграции Приволжского федерального округа со всеми соседними федеральными округами устойчиво отрицательно в 2000 годы. Отток населения направлен, главным образом, в г. Москва и
г. Санкт-Петербург, в промышленно развитые регионы Урала. Барьеры развития агломераций негативно сказываются также на инвестиционной привлекательности регионов округа. С другой стороны идет замещение низкоквалифицированными кадрами из Центрально-Азиатского региона.

Темпы экономического роста регионов Приволжского федерального округа, за исключением Республики Татарстан, были ниже средних по стране, что было связано с непреодоленным спадом в обрабатывающих отраслях и замедленным ростом постиндустриальной экономики крупных агломераций
из-за недостатка инвестиций.

В экономике округа преобладают фондоемкие и материалоемкие отрасли с высокой зависимостью от конъюнктуры сырьевых рынков.

Машиностроение и нефтехимическая промышленность, обеспечивая максимальный вклад среди отраслей в валовой региональный продукт Приволжского федерального округа, имеют низкую эффективность производственно-технологических мощностей, и, как результат, в 3-4 раза более низкую производительность труда по сравнению с развитыми зарубежными странами, устаревшую производственно-технологическую структуру и в связи с этим явно недостаточную конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Большинство подотраслей машиностроения и нефтехимической промышленности проигрывают в конкурентной борьбе зарубежным производителям и по качеству продукции и по ее цене.

Решению проблемы повышения конкурентоспособности продукции и услуг должны способствовать модернизация машиностроительных, приборостроительных, нефте- и газоперерабатывающих отраслей и формирование территориально-отраслевых кластеров по этим направлениям во многих регионах округа.

Транспортная и энергетическая инфраструктуры в Приволжском федеральном округе заметно отстают от требований сегодняшнего дня, являясь серьезным тормозом для развития экономики. Имеются серьезные проблемы в связности их отдельных региональных сегментов и явно недостаточной комплексной увязке различных видов транспортной инфраструктуры
(железнодорожной, автомобильной и авиационной). На территории округа нет современной логистической системы.

Комплексной оценки последствий, анализа достаточности и готовности мер инженерной защиты и других мер компенсации негативных последствий требует вопрос дальнейшей эксплуатации Чебоксарского и Нижнекамского гидроузлов. Перспективы их модернизации и повышения уровней водохранилищ до проектных отметок требуют независимой международной экспертизы и согласования проектов органами власти соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
на территории которых расположены зоны затопления.

В Приволжском федеральном округе с целью снижения определенного дефицита электроэнергии почти не используется потенциал возобновляемых источников энергии (прежде всего, малой гидроэнергетики), а также местных видов топлива (торф, попутный нефтяной газ, древесная щепа).

Основным видом топлива для тепловых электростанций округа является газ (94% в общем объеме потребления органического топлива), что ставит энергетику в большую зависимость от развития газовой инфраструктуры и поставок газа.

Модернизация экономики Приволжского федерального округа, ведущая к росту производительности труда, может привести к возникновению пространственных диспропорций на рынке труда. На одних территориях будет ощутимый дефицит рабочей силы, на других – дефицит рабочих мест. Эти предпосылки требуют специальных усилий государства по стимулированию трудовой мобильности и содействия миграции высвобождаемой рабочей силы на территории с конкурентоспособными производствами.

В случае неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры для округа существуют угрозы затяжной экономической рецессии, консервации проблем на рынке труда, оттока квалифицированных кадров и капитала. Существует также риск опережающего роста цен на сырье в сравнении с ростом цен
на продукцию обрабатывающих отраслей, что приведет к росту издержек производителей.

К слабым сторонам развития Приволжского федерального округа также относятся сравнительно низкие доходы населения в большинстве регионов (ниже среднероссийского уровня), что негативно сказывается на потребительском спросе населения.

Исходя из анализа угроз и факторов развития Приволжского федерального округа, сформулированы основные цели и задачи, направленные на реализацию конкурентных преимуществ и возможностей округа, снятие ограничений и минимизацию внешних угроз.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

    Документ
    Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
  2. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р (1)

    Документ
    мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
  3. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р (2)

    Документ
    мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
  4. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (2)

    Реферат
    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.
  5. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года

    Документ
    Центральный федеральный округ является базовым макрорегионом страны. Связи субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, со всеми регионами страны обширны и многообразны.

Другие похожие документы..