Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
. Надрукувати це Положення в Інформаційному збірнику Міністерства освіти і науки України. 3. Міністерству освіти Автономної Республіки Крим, управлін...полностью>>
'Документ'
В качестве одного из основных членов Европейского союза Великобритания постоянно укрепляет свое присутствие на рынке ЕC, а также является активным уч...полностью>>
'Документ'
Государственный стандарт СССР ГОСТ 25628-90"Колонны железобетонные для одноэтажных зданий предприятий. Технические условия"(утв. и введен в...полностью>>
'Доклад'
Сравнительно недавно состоялось совещание Рабочей группы Федеральной антитеррористической комиссии Минтранса России с участием руководителей и ответс...полностью>>

Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт составители: Синаторов С. В

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и ИКТ

Составители: Синаторов С.В.

Топоркова Л.Н.

Содержание

Введение

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Основы базовой информационной подготовки должны быть заложены в средней школы. Это положение нашло свое отражение в федеральном компоненте Государственных стандартов основного и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, утвержденном приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

В 2009 г. в общеобразовательных учреждениях Саратовской области впервые была апробирована новая форма государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ выпускников основной школы.

Целями государственной итоговой аттестации в независимой форме являлись проведение комплексной объективной оценки образовательных достижений и создание системы управления качеством образования на региональном уровне.

Задачами проведения государственной итоговой аттестации в независимой форме являются:

  • формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования;

  • повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;

  • обеспечение преемственности основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • повышение уровня требований педагогических работников;

  • создание условий для качественного комплектования классов и групп профильного обучения на III ступени общего образования, организации приема в областные учреждения начального и среднего профессионального образования.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования осуществляется в соответствии с независимым порядком аттестации обучающихся с использованием стандартизированной формы контрольно-измерительных материалов, выполнение которых позволяет:

  • определить уровень освоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (пункт 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.150; 2007, № 7, ст.838; № 17, ст.1932; № 49, ст.6070);

  • получить объективную оценку образовательных достижений школьников;

  • реализовать «прозрачный» механизм комплектования профильных классов и групп на III ступени общеобразовательной школы.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся общеобразовательных учреждений Саратовской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 17-ФЗ), Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 года № 1075, зарегистрированным Минюстом России от 17 февраля 2000 года № 2114 (с изменениями и дополнениями), приказом министерства образования Саратовской области от 18.08.10 № 2001 «Об организации подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX, XI(XII) классов, освоивших основные образовательные программы общего образования, в 2011 году», другими федеральными, региональными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и проведение итоговой аттестации.

Аттестация проводится в виде письменных экзаменов для всех обучающихся IX классов, в виде письменных и устных экзаменов - для детей, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных учреждениях санаторного типа, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев, детей-инвалидов, имеющим соответствующие медицинские показания. Перечень предметов на Аттестацию определяется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике и ИКТ, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования РФ.

Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных десятых классов, а также при приеме в учреждения системы начального и среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.

Экзамен по «Информатике и ИКТ» является экзаменом по выбору учащегося, поэтому предполагается, что содержание, форма и процедура проведения будут скорректированы в конкретном образовательном учреждении в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Особенности структуры экзаменационной работы в 2010 году

Экзаменационная работа содержала тест и практическую часть, для выполнения которой необходим персональный компьютер каждому экзаменующемуся. Экзаменационная работа по Информатике и ИКТ состоит из трех частей, содержащих 23 задания, которые выполняются в течение 2 часов (120 минут). Обучающиеся могут завершить работу досрочно. К выполнению части 3 обучающийся переходит, сдав бланк с выполненными заданиями частей 1 и 2 экзаменационной работы.

Задания по форме, содержанию, уровню сложности соответствуют действующему стандарту основного общего образования и традиционной школьной программе.

Представленный экзаменационный материал не зависим от конкретной реализации содержания предмета в существующих учебниках. Экзаменационную работу можно считать универсальной, поскольку содержание теоретической части ориентировано на федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса Информатики и ИКТ или любой смежной области знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области ИКТ.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационно-коммуникационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 кодификатора), «Основные устройства, используемые в ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов» (раздел 2.3 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информационной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).

Экзаменационная работа состоит из трёх частей.

Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по темам «Организация информационной среды, поиск информации». В этой части представлено 8 заданий (1 – 8) базового и повышенного уровня сложности, все задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.

Часть 2 включает задания по всем темам, кроме «Проектирование и моделирование». Она содержит 12 (9 – 12) заданий базового и повышенного уровней сложности, задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.

Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с текстовой и табличной информацией, а также на умение реализовать сложный алгоритм. В 3 части содержатся 1 задание повышенной сложности и 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задания в экзаменационной работе оцениваются разным числом баллов в зависимости от их типа и уровня сложности.

Выполнение каждого задания части 1 и части 2 оценивается в один балл.

Задание части 1 считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий коду верного ответа. За выполнение каждого задания присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»).

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 1, равно 8.

За выполнение каждого задания части 2 присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»).

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 2, равно 12.

Выполнение заданий части 3 оценивается от нуля до двух баллов. Ответы на задания части 3 проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие ответов определенному перечню критериев).

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 3, равно 6.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, равно 26.

Критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом

Оценка выполнения заданий с развернутым ответом в рамках государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ в новой форме проводится с учетом полноты и правильности приведенного решения.

В соответствии с назначением и особенностями заданий с развернутым ответом и требованиями к подготовке учащихся по информатике и ИКТ, достижение которых проверятся данными заданиями, в решениях фиксируются следующие аспекты, характеризующие его полноту и правильность:

- конечный результат (текст, соответствующий заданному образцу – для задания по текстовому редактору, правильно отсортированный список учащихся – для задания в электронных таблицах, записан правильный алгоритм – для задания на умение реализовать сложный алгоритм);

- выполнений промежуточных действий;

- обоснование выводов, приводящих к правильному ответу.

Задание считается выполнено верно, когда получен правильный ответ при достаточном объеме обоснований, промежуточных действий, которые потребовались при переходе от исходных данных к конечному результату.

При определении шкалы балловых оценок за выполнение заданий мы опирались на следующие положения:

  1. Задания с развернутым ответом рассчитаны на учащихся, способных продемонстрировать следующие умения:

  • создать текст с использованием базовых средств текстовых редакторов и включением в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.

  • разработать технологию обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных.

  • разработать алгоритм для формального исполнителя с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.

  1. Учащиеся, имеющие хорошую подготовку по предмету, не должны допускать грубых ошибок (вычислительных, орфографических, логических) при выполнении соответствующих заданий.

  2. Оценка заданий определяется полнотой и правильностью выполнения задания.

Если решение учащегося отвечает всем этим требованиям, то его можно считать полным и правильным. В этом решении не должно быть ошибок или описок, которые могут привести к неверному ответу.

Для каждого из трех заданий с развернутым ответом, включенных в вариантах экзаменационной работы по информатике и ИКТ, разработана шкала выставления баллов за его выполнение.

Уровень требований к обоснованию ключевых моментов возрастает с уровня сложности задания.

В задании № 21 требуется создать в текстовом редакторе документ и написать в нем предложенный текст, точно воспроизводя все оформление текста, имеющееся в образце.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

2

Задание выполнено правильно. При проверке задания контролируется выполнение следующих элементов:

  1. Основной текст набран прямым нормальным шрифтом гарнитуры с засечками размером 14 пунктов.

2. Текст в абзаце выровнен по ширине.

3. Правильно установлен абзацный отступ (1 сантиметр), не допускается использование пробелов или символа табуляции для задания абзацного отступа.

4. Текст в целом набран правильно и без ошибок (допускаются отдельные опечатки).

5. В тексте не используются разрывы строк для перехода на новую строку (разбиение текста на строки осуществляется текстовым редактором).

6. В основном тексте все необходимые слова выделены жирным шрифтом и курсивом.

7. Таблица содержит правильное количество строк и столбцов.

8. В обозначении км2 используется верхний индекс для символа «2».

При этом в тексте допускается до 5 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток. Также текст может содержать не более одной ошибки из числа следующих:

1. Используется шрифт неверной гарнитуры.

2. Используется шрифт неверного размера.

3. Одно слово, из выделенных в примере, не выделено жирным или курсивным шрифтом.

4. Не используется верхний индекс для записи «км2».

5. Шрифт в основном абзаце выровнен по левому краю.

1

Ошибок, перечисленных выше, 2 или 3, либо имеется одна из следующих ошибок:

1. Отсутствует таблица, либо таблица содержит неправильное число строк и столбцов.

2. Основной текст набран курсивом или набран полужирным шрифтом.

3. Используются пробелы или символ табуляции для создания красной строки.

4. Используются символы разрыва строк или конца абзаца для разбиения текста на строки.

При этом в тексте допускается до 10 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток.

0

Задание выполнено неверно или имеется не менее четырех ошибок, перечисленных в критериях на 2 балла, или не менее двух ошибок, перечисленных в критериях на 1 балл.

Критерии выполнения задания № 22 учитывают только правильность хода решения и полученного ответа, но не включают требование к его обоснованию. Это объясняется тем, что при работе в табличном процессоре возможны различные варианты решения данного задания.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

2

Получен правильно отсортированный список участников.

Способ выполнения задания при этом неважен.

1

Допущена одна из следующих ошибок:

1. Правильно подсчитана сумма баллов и количество решенных задач для каждого участника, но сортировка выполнена неверно или не выполнена.

2. Сумма баллов для каждого участника не подсчитана или подсчитана неверно, сортировка выполнена либо только по количеству верно решенных задач, либо с учетом неверно подсчитанной суммы.

3. Количество верно решенных каждым участником задач не подсчитано или подсчитано неверно, сортировка выполнена либо только по сумме баллов, либо с учетом неверно подсчитанного числа решенных задач.

0

Задание выполнено неверно или имеется не менее двух серьезных ошибок.

В задании № 23 необходимо записать правильный алгоритм, не приводящий к уничтожению робота, полностью решающий поставленную задачу.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

2

Записан правильный алгоритм, не приводящий к уничтожению робота, полностью решающий поставленную задачу.

Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя, более привычного учащимся.

1

Алгоритм в целом записан верно, но может содержать одну или две легко устранимые ошибки. Примеры ошибок:

1. Робот разрушается в результате столкновения со стенкой, например, вследствие неверного определения конца стены.

2. Робот закрашивает лишнюю клетку или, наоборот, не закрашивает клетку, которую необходимо закрасить.

3. Нет инструкции движения вниз (ниже стены).

0

Задание выполнено неверно, или возможных ошибок в алгоритме больше двух.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»

    Методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году»

Другие похожие документы..