Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
об открытом конкурсе на соискание премии Некоммерческой организации Фонда поддержки здоровья, образования, физкультуры и спорта «Поколение» за особые ...полностью>>
'Документ'
О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков(ПОЛОЖЕНИЕ о порядке изъятия и предоставления земельных участков - см.приложение к Ук...полностью>>
'Публичный отчет'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумага...полностью>>
'Реферат'
Лицензия: Серия А, № 249567, регистрационный № 11009, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области 26 декабря 2...полностью>>

Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт составители: Синаторов С. В

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 1

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по Информатике и ИКТ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Приложение 2

Памятка. Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации.

На подготовительном этапе учитель должен обратиться к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения информатике и ИКТ за период основного общего образования (обязательный минимум или федеральный компонент, примерные программы, авторскую программу), и согласовать деятельность на уроках с основными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы.

На организационном этапе педагогу необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена, с критериями оценки составных частей экзаменационной работы.

На содержательном этапе учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы, и выстроить на завершающем этапе обучения подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы как можно рациональнее было использовано оставшееся время, отобрав при этом для повторения и обобщения такие темы, которые вызывают затруднение у большинства обучающихся.

Приложение 3

Формы контроля на этапе подготовки обучающихся к выполнению экзаменационной работы

В современной системе контроля используются различные виды проверки знаний и диагностики усвоения знаний.

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операции, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

Контроль - это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащегося, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля.

В современной педагогике различают следующие виды контроля:

  • предварительный;

  • текущий;

  • тематический;

  • рубежный (поэтапный);

  • итоговый;

  • заключительный.

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться адаптации учебного процесса к особенностям контингента учащихся. Некоторые учителя осуществляют предварительный контроль перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при сопоставлении с эталоном), то отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно, видны достоинства ответа, работы ученика или их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то целесообразно применить метод отсроченной отметки, т.е. неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. Такая педагогическая мера диктуется следующим. Если слабый ответ или работа ученика еще не оценены учителем, ему предоставляется возможность улучшить качество своего учебного труда, чтобы получить желаемую оценку. Таким образом, у ученика возникает стремление воспользоваться этой возможностью, лучше овладеть учебным материалом и получить положительную оценку, т.е. этой мерой приводится в действие стимулирующая функция оценки.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.

В течение учебного года действия учителя в момент оценки будут иными, чем при оценке в начале года. Если ответ или работа ученика оказывается более высокой, то оценка выставляется и сопровождается соответствующим оценочным суждением.

Если же ответ или работа учащегося заслуживают хотя и положительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал (т.е. хорошей или удовлетворительной вместо обычной хорошей), то учитель сначала выясняет, почему ученик ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешивает, окажет ли намеченная оценка нужное воздействие на ученика, т.е. будет ли она служить стимулом, получению в будущем более высокой оценки. И если это так, выставляет отметку, а в оценочном суждении указывает слабую сторону ответа или работы.

Если же учитель придет к выводу, что ответ не производит нужного воздействия на ученика (не станет стимулирующим или воспитывающим фактором), он не выставляет ее. В таком случае учитель ограничивается оценочным суждением, из которого ученик должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот раз потому, что она ниже той, которую он обычно получает за свои ответы, а также осознать, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку.

Если ответ или работа учащегося будет заслуживать удовлетворительной оценки, необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки.

В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут быть уважительными и неуважительными. К неуважительными причинам следует отнести леность или халатное отношение ученика к учебному труду. Выставление неудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к более прилежному учебному труду.

Учителю следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного ученика вызывает огорчение, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика она может стимулировать к активному труду, направленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное.

Учитель - не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает по не зависящим от него причинам. Как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных педагогических требованиях к ним и как можно меньше формализма - вот что требуется от каждого учителя.

Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель — установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала - темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему, то это тематический контроль. Его задача - проверить и оценить знания учеников но каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.

Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля:

  • ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку.

  • при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.

  • возможность получения более высокой оценки своих знаний.
    Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль — экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль — выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

  • внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

  • взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

  • самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

Общим для педагогики вопросом является «Как контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с разных точек зрения:

  • способов (традиционный или нетрадиционный);

  • характера (субъективный, объективный);

  • использования ТСО (машинный, безмашинный);

  • формы (устный, письменный);

  • времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);

  • массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);

  • контролирующего лица (учитель, ученик - напарник, самоконтроль);

  • дидактического материала:

  • контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);

  • с дидактическим материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы)

  • на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;

  • на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.

В рамках подготовки к сдаче ГИА обучающимися по информатике и ИКТ можно использовать и возможности компьютерной техники наравне с стандартными формами и методами обучения. Наличие компьютерного класса предоставляет широкие средства и возможности для разноуровневой дифференциации и индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через возможности программного пакета компьютера.

Рассмотрим некоторые из форм контроля знаний.

Диктант

Эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций. Диктант представляет собой перечень вопросов, которые могут:

  • продиктованы учителем через определенный интервал времени;

  • продемонстрирована через проектор поочередно;

  • представлены в виде таблиц с набором ответов.

Компьютерный диктант даст возможность проверить основы раздела «Информационные технологии», закрепить понятия и определения и сформировать навык ответа на задание за короткий промежуток, который необходим при решении первой части итоговой работы в ГИА. Необходимо научить выпускников из нескольких вариантов ответов выявлять ответы явно неверные и акцентировать внимание на верных ответах, который должны быть очевидными. С этой же целью можно проводить цифровой диктант, который позволяет не только проверить уровень усвоения темы, а также способствует развитию логического мышления, внимания. В ходе такого диктанта учитель читает высказывание, если обучающийся считает его истинным, он молча ставит в карточке 1, если нет - 0. Ответы группируются тройками чисел, например, 110, которые можно быстро проверить, в том числе и самими учащимися, например, обменявшись карточками с результатами с соседом по парте, а учитель с помощью проектора может спроецировать правильные ответы на экран.

Таким образом, на такую проверочную работу и ей проверку затрачивает небольшое количество времени, а результат виден и учителю и обучающимся сразу. Получив результат, учитель может скорректировать дальнейшую подготовку к ГИА с учётом результатов таких самостоятельных работ.

Пример:

Диктант по теме «Электронные таблицы Excel»

  1. Если в ячейке производятся какие-либо действия, то она становится … (активной).

  2. Адрес ячейки состоит из … (заголовка столбца) и … (номера строки).

  3. Форматы представления чисел в ЭТ: … (числовой) и … (экспоненциальный).

  4. Формула, вводимая в ячейку, должна начинаться … (со знака равно).

  5. Если ввести в ячейку формулу, нажать Enter, сделать эту ячейку активной и потянуть за маркер, то будет совершено действие … (копирование).

  6. Существуют ссылки: … (относительные, абсолютные и смешанные).

  7. Относительные ссылки имеют вид: … (А1).

  8. При копировании формулы относительные ссылки … (автоматически обновляются).

  9. Абсолютные ссылки имеют вид: … ($А$1).

  10. При копировании формулы абсолютные ссылки … (не изменяются).

  11. Математические, Статистические, Финансовые и т.д. – это … (встроенные функции).

  12. Для автоматического суммирования чисел с помощью функции СУММ используется кнопка на панели инструментов … (автосуммирование).

  13. Построить таблицы истинности логических операций можно с помощью … (логических функций).           

  14. Упорядочить данные в ЭТ можно по … (возрастанию и убыванию).

  15. Поиск данных с заданными условиями в ЭТ – это … (фильтр).

  16. При фильтрации данных условия задаются с помощью … (операций сравнения).

  17. Визуализировать данные в ЭТ можно с помощью …(диаграмм и графиков).

  18. Диаграммы бывают: … (линейчатые и круговые).

  19. … (Мастер диаграмм) позволяет создать диаграмму за 4 шага.

  20. Решать более серьёзные задачи в ЭТ позволяют … (надстройки).

  21. В ЭТ пользователь работает с … (рабочими листами), которые образуют … (рабочую книгу).

Зачет

Это одна из форм наиболее успешного закрепления  знаний по пройденному материалу.

Открытые зачеты

Перед началом актуализации знаний по разделу курса учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач, а так же дополнительными вопросами и задачами. Зачет считается сданным только в том случае, если ученик выполнил все предложенные задания.

Закрытые зачеты

В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета. При этом возможно использование карточек – инструкций в том случае, если учащийся не может справиться с заданием, с целью усвоения навыков решений заданий того или иного типа.

Тематические зачеты проводятся в конце изучения раздела, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми, многовариантными.

Примеры вопросов к зачету по информатике и ИКТ:

  1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

  2. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.

  3. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.

  4. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.

  5. Процесс передачи информации, источник и приемник Информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.

  6. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

  7. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы.

  8. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.

  9. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.

  10. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной ветвящейся и циклической: структурой.

  11. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера.

  1. Программное «обеспечение" компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователи с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.

  2. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.

  3. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.

  4. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные Структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.

  5. Технологии работы с графической информацией. Растровая и век торная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.

  6. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.

  7. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.

  8. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.

  9. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.

Тест

Тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных разделов курса Информатики и ИКТ.

Тесты могут быть представлены, например, следующими видами (в том количестве вариантов, которые необходимы):

  • вид тестов, который предполагает заполнение пропусков или многоточий таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они  указывают одно – два слова, которые считают необходимо недостающими;

  • вид тестов, при котором учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ «да»  или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать верно сформулированное математическое предложение от неверного;

  • вид тестов, предлагающий на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания. Количество ответов ограничено четырьмя наиболее значимыми (по аналогии с ЕГЭ), так как набор ответов должен быть  легко обозримым для учащихся.

Очень важным элементом проверки знаний является и домашняя работа, которая в свою очередь позволяет систематизировать занятия по информатике и ИКТ. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, можно предлагать обучающимся домашние контрольные работы в течение учебного года, при этом каждому ученику можно предложить свой вариант. В варианты домашней работы необходимо предлагать обучающимся задания из КИМов предыдущих лет, задания аналогичные которым уже были разобраны на уроках или в рамках факультативных заданий. Так же для таких заданий можно использовать «Открытый сегмент заданий», представленный на сайте ФИПИ.

С целью эффективного усвоения материала учителю необходимо использовать различные виды самостоятельных работ, которые в свою очередь ещё и разнообразят урок. Например, на первом этапе формирования навыка решение заданий, предлагаемых для итогового контроля в форме ГИА можно использовать воспроизводящую самостоятельную работу - "решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности, важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения.

На следующем этапе можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Например, определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Задания на составление алгоритма решения задачи позволяют развивать логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления.

Тест по теме «Алгоритмы: виды, свойства»:

1.Алгоритм-это:

1.Указание на выполнение действий,

2.Система правил, описывающая последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения задачи,

3.Процесс выполнения вычислений, приводящих к решению задачи

2.Свойство алгоритма – дискретность, выражает, что:

1.Команды должны следовать последовательно друг за другом,

2.Каждая команда должна быть описана в расчете на конкретного исполнителя,

3.Разбиение алгоритма на конечное число команд

3.Формальное исполнение алгоритма – это:

1.Исполнение алгоритма конкретным исполнителем с полной записью его рассуждений,

2.Разбиение алгоритма на конкретное число команд и пошаговое их исполнение,

3.Исполнение алгоритма не требует рассуждений, а осуществляется исполнителем автоматически

4.Исполнение алгоритма осуществляется исполнителем на уровне его знаний

4.Самое важное свойство алгоритма:

1.Визуальность,

2.Массовость,

3.Дискретность,

4.Аудиальность,

5.Какой алгоритм называется линейным:

1.Выполнение операций зависит от условия,

2.Операции выполняются друг за другом,

3.Одни и те же операции выполняются многократно

4.Присутствие всех возможных операций в одном алгоритме

6.Графические задание алгоритма – это:

1.Способ представления алгоритма с помощью геометрических фигур,

2.Представление алгоритма в форме таблиц и расчетных формул,

3.Система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнения

7.В расчете на кого должен строиться алгоритм:

1.В расчете на ЭВМ,

2.В расчете на умственные способности товарища,

3.В расчете на конкретного исполнителя

8.Какое из перечисленных свойств относится к свойствам алгоритма:

1.Визуальность,

2.Совокупность,

3.Аудиальность,

4.Понятность

9.Циклическим называется алгоритм, в котором:

◦Выполнение операций зависит от условия,

◦Операции выполняются друг за другом,

◦Одни и те же операции выполняются многократно

Ответы на тест:

  1. 2; 2) 3; 3) 3; 4) 2; 5) 2; 6) 1; 7) 3; 8) 4; 9) 3

Тест по теме: «Электронная таблица Microsoft Excel».

I вариант

1.Укажите правильный адрес ячейки:

А) А12С

Б) В1256

В) 123С

Г) В1А

2. В электронных таблицах выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон?

А) 6

Б) 5

В) 4

Г) 3

3.Результатом вычислений в ячейке С1 будет:

А

В

С

1

5

=А1*2

=А1+В1

А) 5

Б) 10

В) 15

Г) 20

4.В ЭТ нельзя удалить:

А) столбец

Б) строку

В) имя ячейки

Г) содержимое

ячейки

5.Основным элементом ЭТ является:

А) ячейка

Б) строка

В) столбец

Г) таблица

6.Укажите неправильную формулу:

А) А2+В4

Б) =А1/С453

В) =С245*М67

Г) =О89-К89

7.При перемещении или копировании в ЭТ абсолютные ссылки:

А) не изменяются;

Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.

8. Диапазон – это:

А) все ячейки одной строки;

Б) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;

В) все ячейки одного столбца;

Г) множество допустимых значений.

9. Электронная таблица – это:

А) прикладная программа для обработки кодовых таблиц;

Б) устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами;

В) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;

Г) системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц.


10. Какая формула будет получена при копировании в ячейку D3, формулы из ячейки D2:

А) =А2*$С$2;

Б) =$A$2*C2;

В) =A3*$C$2;

Г) = A2*C3.

Приложение 4

Тестирование как вид контроля знаний

Тестирование используется при текущей, рубежной и итоговой проверке знаний, и даже нередко при приёме на работу. Поэтому очень важно со школьной скамьи приучить учащихся к технологии тестирования, научить их к технологии тестирования, научить их свободно оперировать своими знаниями при тестовой форме предъявления заданий.

Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств учителя. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована.

Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.

Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма аттестации, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.

Предлагаемая система тестирования предназначена для определения уровня обученности учащегося на основании некоторых критериев по оценке знаний, умений и навыков. Критерии выбраны, исходя из требований к уровню подготовки, зафиксированных в рамках базового минимума и на основании требований к индивидуальным результатам обучения курсу информатики, существующих в реальной практике.

Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени. Результаты теста учащийся фиксирует на специальном бланке.

Аттестация в форме тестирования является инструментом управления. При использовании тестовых технологий руководитель, не обязательно специалист в области информатики, в состоянии определить уровень подготовки учащихся, объективность его оценивания. Тестирование позволяет организовать отслеживание (мониторинг) уровня и степени подготовки учащихся. Тесты обладают вариативностью благодаря модульной организации (допускают развитие без изменения структуры). При их подготовке могут уточняться отдельные вопросы и задания, возможно дополнение новыми разработками. Сами тесты могут быть разграничены по уровням сложности или изменены наборы тестовых заданий при формировании вариантов.

Тест первого вида направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени обучающиеся подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала и судить о том, какие методы следует принять для ликвидации пробелов.

Тест второго вида применим, как правило, после изучения материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования ставится проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного, творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок.

Тесты третьего вида применяю для заключительного контроля после того, как уже проведены уроки по решению задач на разнообразное применение новых знаний. В такой тест необходимо включить вопросы, для определения глубины усвоения теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у обучающихся дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала.

Для эффективного использования всех форм и методов контроля при подготовке к ГИА по каждому разделу курса Информатики и ИКТ необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • определить, чего я, как учитель, хочу достичь данной проверкой;

  • определить, что я, как учитель, хочу проверить и оценить;

  • помнить, что проверять следует регулярно, тщательно и разнообразно, концентрируя при этом внимание на главном.

Приложение 5

Список литературы для подготовки к экзамену по информатике и ИКТ

К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях», помимо учебников, по которым ведется преподавание, рекомендуется использовать следующие издания:

  1. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. – 271 с.

  2. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Информатика. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: Кириенко Д.П., Осипов П.О., Чернов А.В. - М.: Астрель, 2010.

  3. Лапшева Е.Е. «Машинная информатика» (ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»)

  4. Макарова Н.В. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию.

  5. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям

  6. Первин Ю.А. Лекции по Роботландии. – М.: КУДИЦ, 1994.

  7. Поднебесова Г.Б. Основы компьютерной алгебры. Элективный курс: учебное пособие/ Г.Б. Поднебесова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  8. Радченко Н.П. Школьная информатика: впереди экзамены/ Н.П.Радченко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 475 с.

  9. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. – 416 с.

  10. Самылкина Н.Н. Материалы для подготовки к экзамену по информатике/ Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, Е.М. Островская - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 372 с.

  11. Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: методическое пособие/ Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 176 с.

  12. Самылкина Н.Н. Экзамен по информатике в основной школе/ Н.Н. Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 125 с.

  13. Сурчалова Л.В. «Кодирование информации» (МОУ «Лицей прикладных наук» г. Саратов).

Приложение 6

Инновационные формы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

На протяжении последнего десятилетия в системе образования РФ активно развивается направление информатизации образования, связанное с развитием телекоммуникационных сетей и разработкой информационно-образовательных Интернет-ресурсов. Ресурсы сети Интернет в учебном процессе можно использовать:

  • для включения различных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока;

  • для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

  • для самостоятельной подготовки к сдаче экзамена.

Основные мотивы использования ресурсов сети Интернет школьниками:

  • получение информации по нескольким темам;

  • доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;

  • постоянное обновление предоставляемых данных;

  • участие в глобальных детских сетевых проектах.

Ниже приведены ссылки на Интернет-ресурсы, позволяющие учителю использовать материал при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации:

    1. Все для экзамена по Информатике и ИКТ /otvet/11/9/

    2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе /

    3. Контрольные измерительные материалы (КИМ) по Информатике и ИКТ, /view/sections/92/docs/

    4. Методическая копилка учителя информатики /

    5. Образовательные ресурсы портала Информатика /edu/comp2.htm

    6. Сообщество творческих учителей информатики /communities.aspx?cat_no=6361&tmpl=com

    7. Ссылки по информатике /inf/links.htm

    8. Федеральный портал «Российское образование» /

    9. тесты-online на портале Клякса.Net /test_online/

    10. Методические материалы и программное обеспечение /school/ege.htm

    11. Сообщество "ЕГЭ по информатике" /communities/7166

    12. Методическая помощь учителям Информатики и ИКТ /node/128/

    13. Сообщество учителей информатики /group/internet-resursy-dlya-uroka-informatiki

    14. Для учителя информатики /docinf.htm

    15. Сайты для учителей информатики /links/obr_res/inform/comp1.htm

    16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов /

    17. Сообщество педагогов /node/347/

    18. методическая копилка учителя информатики /blogs/29751

    19. Подготовка к ГИА /aboutgia.html

    20. Сообщество учителей информатики и ИКТ /load/7

    21. подборка ссылок для учителей информатики по подготовке учащихся к ГИА /profil.aspx?cat_no=692&d_no=62318

    22. Страница на региональном портале СарВики Итоговая аттестация по информатике и ИКТ /index.php/Государственная_(итоговая)_аттестация_в_независимой_форме_по_Информатике_и_ИКТ

    23. Форум «ГИА в новой форме по информатике» /forum/topic4861.html

Для организации подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы на школьном сайте можно создать отдельную страничку «Подготовка к государственной итоговой аттестации», на которой разместить:

      • нормативно-правовые документы, имеющие отношение к ГИА федерального и регионального уровня;

      • ссылки на ресурсы, по которым обучающиеся и их родители смогут найти интересующую информацию;

      • демонстрационные версии, спецификации, кодификаторы по предмету;

      • рекомендации к выполнению домашнего задания с учетом ГИА;

      • ссылку на форум (вопросы обучающихся по подготовки к ГИА и ответы педагога в течение всего учебного года).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»

    Методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году»

Другие похожие документы..