Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт составители: Синаторов С. В
Таблица 3
Максимальный балл | Средний балл по области | Максимальная отметка | Средняя отметка по области |
26 | 16,6 | 5 | 3,8 |
В таблице 4 показано количество учащихся, выполнивших задания.
Таблица 4
Задание | Количество выполнивших | Количество не приступавших | % выполнивших | |||
№1 | 1046 | 2 | 92 | |||
№2 | 658 | 9 | 58 | |||
№3 | 1054 | 2 | 93 | |||
№4 | 618 | 15 | 54 | |||
№5 | 1039 | 5 | 92 | |||
№6 | 915 | 5 | 81 | |||
№7 | 1003 | 5 | 88 | |||
№8 | 504 | 13 | 44 | |||
№9 | 794 | 57 | 70 | |||
№10 | 900 | 14 | 79 | |||
№11 | 756 | 32 | 67 | |||
№12 | 913 | 14 | 81 | |||
№13 | 750 | 89 | 66 | |||
№14 | 853 | 21 | 75 | |||
№15 | 868 | 23 | 77 | |||
№16 | 733 | 119 | 65 | |||
№17 | 696 | 110 | 61 | |||
№18 | 406 | 156 | 36 | |||
№19 | 747 | 52 | 66 | |||
№20 | 550 | 80 | 49 | |||
Задание | Баллы / (количество выполнивших/%выполнивших) | |||||
0 | 1 | 2 | N | |||
№21 | 45/4% | 295/26% | 723/63,7% | 71/6,3% | ||
№22 | 544/48% | 190/16,8% | 169/14,8% | 231/20,4 | ||
№23 | 291/25,7% | 178/15,7% | 159/14% | 506/44,6% |
Наибольшее затруднение у учащихся вызвали задания: №23 – выполнили 29,7%, №22 – 31,7%, №18 - 36%, №8 - 44%, и №20 - 49%.
Наименьшее затруднение у учащихся вызвали следующее задания: №7 выполнили 88%, №21 – 89,8%, №1 – 92%, №5 – 92% и №3 – 93%.
Доля обучающихся, набравших балл выше среднего – 52,1% (591 чел.).
Доля обучающихся, набравших максимальный балл- 0,8% (9 чел.).
В результате проведения анализа результатов экзамена было выявлено, что процент соответствия результатов аттестации за год и экзамене составляет в среднем по области 61,43%.
В Части 1 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Представление информации. Передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Создание и обработка информационных объектов», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты, электронные таблицы».
Элементы содержания, вызвавшие наибольшие затруднения у обучающихся, выполнявших первую часть экзаменационной работы:
умение оценивать количественные параметры информационных объектов
умение определять значение логического выражения
умение применять правила форматирования текста
умение читать диаграммы, схемы
умение кодировать и декодировать информацию
знание о файловой системе организации данных
умение представлять формульную зависимость в графическом виде
умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.
Наибольшие затруднения у большинства обучающихся вызвали задания № 2 (логическое выражение), № 4 (проектирование и моделирование) и № 8 (исполнение готового алгоритма для формального исполнителя). Большая часть затруднений обучающихся связана с отсутствием необходимого количества часов для более подробного усвоения данного материала.
В Части 2 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Представление информации. Передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Создание и обработка информационных объектов», «Организация информационной среды, поиск информации», «Математические инструменты, электронные таблицы».
Элементы содержания, вызвавшие наибольшие затруднения у обучающихся, выполнявших вторую часть экзаменационной работы:
умение переводить единицы измерения количества информации
знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл
умение исполнить линейный алгоритм, записанный на простейшем алгоритмическом языке
умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию
умение использовать формулы для вычислений в электронных таблицах
знание основных принципов создания текстов в текстовых редакторах
умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя
умение определять скорость передачи информации
умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов
умение определять адрес ресурса в сети Интернет
умение осуществлять запросы к поисковому серверу в Интернете.
Наибольшее затруднение у большинства экзаменующихся вызвали задания № 18 (умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов) и №20 (умение осуществлять запросы к поисковому серверу в Интернете).
В Части 3 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Обработка информации», «Создание и обработка информационных объектов», «Математические инструменты, электронные таблицы». Все задания данной части экзаменационной работы выполнялись обучающимися с использованием компьютеров.
Задание №21 не вызвало особых затруднений у обучающихся.
Типичные ошибки, допущенные обучающимися:
использование неверного шрифта
не использование верхнего индекса
текст не выровнен по ширине
абзацный отступ сделан при помощи пробелов.
Примеры:
Задание, выполненное на 2 балла:
В данном решении нет ни одной ошибки. Оценка – 2 балла
Задание, выполненное на 0 баллов
При выполнении данного задания учащийся допустил ряд ошибок:
текст в таблице набран шрифтом размером 12 пунктов (шрифт должен быть набран размером 14 пунктов);
текст в абзаце выровнен по левому краю(надо по ширине);
не установлен абзацный отступ;
в основном тексте не все необходимые слова выделены курсивом;
в тексте нет пробелов перед и после тире в первом предложении, а также много двойных пробелом между словами.
Итого, учащийся допустил 4 ошибки. Оценка – 2 балла.
Задание №22 не стандартно и требует от ученика осмысленного и глубокого владения средствами табличного процессора, оно выявило недостаточную компетентность учащихся в использовании электронных таблиц. Мощность таблицы (1000 строк), предложенной для обработки - очень велика для обучающихся 9 классов.
Типичные ошибки, допущенные обучающимися:
не используется фильтр или сортировка данных
не правильно используются формулы.
Примеры:
Оценка – 1 балл
При решении использовался фильтр.
Оценка – 0 баллов
При решении не использовался фильтр (или сортировка), а также нет формул в ячейках Е2 и Е3.
Примечание. Данную задачу можно решать разными способами. Например, можно отсортировать таблицу по марке бензина, а при равном значении марки бензина – по цене бензина и найти в отсортированной таблице множество строк, для которых значение цены бензина марки максимально (максимально).
При выполнении задания №23 у учащихся возникли затруднения с его правильным исполнением из-за отсутствия среды исполнителя - затруднительным оказалось «увидеть» окончательный результат написанного алгоритма для предложенного исполнителя на естественном языке.
Типичные ошибки, допущенные обучающимися:
исполнитель Робот разрушается в результате столкновения со стеной
исполнитель Робот не закрашивает одну из клеток коридора
исполнитель Робот не возвращается в исходную клетку.
Примеры выполненных работ:
Оценка – 0 баллов
исполнитель Робот не закрашивает одну из клеток коридора;
исполнитель Робот не возвращается в исходную клетку;
алгоритм для исполнителя Робот зациклен.
программа написана с орфографическими ошибками
Оценка – 1 балл
исполнитель Робот не закрашивает одну из клеток коридора
Оценка – 2 балла
Примечание. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Решение.
Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, — курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».
Наибольшее количество ошибок было допущено при выполнении заданий темы «Обработка информации» третьей части экзаменационной работы – 25,7% обучающихся не справились с заданием, а 44% не приступали к данному заданию. Также обучающиеся испытали затруднения при выполнении заданий по темам «Создание и обработка информационных объектов», «Математические инструменты, электронные таблицы».
Наименьшее количество затруднений было вызвано при выполнении заданий по темам «Основные устройства ИКТ» и «Представление и передача информации».
Рекомендации для учителей информатики по подготовке к экзамену и совершенствованию учебного процесса с учетом результатов экзамена по информатике и ИКТ в 2010 году
С целью эффективного усвоения знаний обучающимися и реального представления результатов обучения в рамках итоговой аттестации учителю необходимо строить свою деятельность таким образом, чтобы учесть все вопросы, касающиеся подготовки к экзамену обучающихся 9 классов – организационные и содержательные.
В рамках подготовки к государственной (итоговой) аттестации в новой форме для обучающихся 9 классов учителю необходимо:
С организационной точки зрения:
Изучить нормативные правовые документы, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений в независимой форме.
Изучить спецификацию, кодификатор и рекомендации по оцениванию результатов экзамена.
Ознакомиться с анализом результатов проведения экзамена по Информатике и ИКТ за 2010 год
Изучить систему оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Изучить регламент проведения экзамена.
Вносить изменения в поурочное планирование, выделяя резерв времени как во время проведения урока, так и во время обобщающего повторения для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета за курс основной школы. Рекомендуется включить в календарно-тематическое планирование столбец – «Итоговая аттестация» (или использовать столбец «Примечание»), в который указывать номера заданий из ГИА для решения на уроке. Возможно так же задавать на дом решение заданий из ГИА, использовать эти задания для повторения изученных тем, включать в текущий контроль.
С содержательной точки зрения:
Обратить особое внимание на преподавание и контроль знаний при изучении таких тем курса, как «Алгоритмы и исполнители», «Основы логики», «Представление и обработка информации в электронных таблицах», «Представление информации», «Кодирование информации».
Сформировать базу тестовых заданий с чёткими немногосложными формулировками, включающими понятную для обучающихся терминологию, для того чтобы формировать умения выполнения тестовых заданий.
Развивать у обучающихся умения формулировать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом, составляя планы предполагаемых ответов на вопросы, комментируя устные ответы обучающихся и ошибки в логике высказываний различных разделов курса.
Применять различные виды контроля знаний на уроках и во внеурочной деятельности.
Выстроить систему контроля, используя задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов.
При подготовке обучающихся по разделу курса «Алгоритмы и исполнители» обратить особое внимание на запись алгоритма исполнителя как на формальном так и на естественном языке.
При рассмотрении разделов курса «Обработка числовой информации» и «Технология поиска и хранения информации» акцентировать внимание обучающихся на работе с логическими выражениями и построении простейших логических таблиц, как одной из форм работы с логическими выражениями.
В рамках рассмотрения разделов курса «Представление информации», «Кодирование информации» необходимо отрабатывать у обучающихся навыки выполнения простых вычислений без помощи калькулятора и компьютера.
В ходе обучения информатики и ИКТ необходимо обратить самое серьезное внимание на обеспечение усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне.
Понятно, что этап формирования базовых умений у менее подготовленных школьников займет больше времени, чем у более подготовленных учащихся. Поэтому в арсенале учителя должны быть средства и методы, позволяющие обеспечить дифференцированный подход к учащимся, предоставить для учащихся со слабой подготовкой возможность более длительной отработки умений в ходе решения простых задач, а для более подготовленных – достаточно быстрый переход к решению задач повышенного уровня. Нужно заметить, что задач первичного закрепления базового материала в учебниках и во многих дидактических материалах очень мало. Поэтому при выборе дидактических пособий (задачников, рабочих тетрадей, карточек и т.п.) следует обращать внимание на наличие, элементарных заданий на закрепление изученного материала.
Анализ данных о выполнении заданий повышенного уровня сложности показывает, что они вызывают трудности у значительного числа учащихся, причем, нетолько у слабоподготовленных, но и у учащихся, продемонстрировавших при выполнении всей работы хороший уровень подготовки.
Особо следует обратить внимание на то, что задания, входящие в контрольные измерительные материалы по контролируемым в них элементам содержания не выходят за рамки образовательного стандарта. В этой связи, отметим, что успешное выполнение вариантов государственной итоговой аттестации всецело зависит от полноценного и глубокого изучения всего программного материала по действующим учебникам.
Таким образом, подготовка к государственной итоговой аттестации по информатики и ИКТ в новой форме должна быть обеспечена качественным изучением нового материала, продуманным текущим повторением, и, наконец, обязательным обобщением, систематизацией знаний из различных разделов курса информатики и ИКТ.
С характеристикой проекта по итоговой аттестации в 9 классе по информатике (в новой форме) можно ознакомиться на сайте в разделе «9 класс. Экзамен в новой форме».
Похожие документы:
Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
Методическое письмо«О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году»