Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
37373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373737373...полностью>>
'Методические указания'
Даны методические указания по выполнению контрольных ра­бот для студентов 4 курса заочного отделения специальности 080500 "Экономика и менеджмен...полностью>>
'Документ'
На виконання доручення Президента України від 06.03.2003 № 1-1/252 та спільного наказу Міністерства охорони здоров’я та Академії медичних наук Україн...полностью>>
'Документ'
Реализация проекта "Организация мобильной системы обслужива­ния населенных пунктов, не имеющих библиотек" стала возможным благодаря многоле...полностью>>

Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт составители: Синаторов С. В

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 3

Максимальный балл

Средний балл по области

Максимальная отметка

Средняя отметка по области

26

16,6

5

3,8

В таблице 4 показано количество учащихся, выполнивших задания.

Таблица 4

Задание

Количество выполнивших

Количество не приступавших

% выполнивших

№1

1046

2

92

№2

658

9

58

№3

1054

2

93

№4

618

15

54

№5

1039

5

92

№6

915

5

81

№7

1003

5

88

№8

504

13

44

№9

794

57

70

№10

900

14

79

№11

756

32

67

№12

913

14

81

№13

750

89

66

№14

853

21

75

№15

868

23

77

№16

733

119

65

№17

696

110

61

№18

406

156

36

№19

747

52

66

№20

550

80

49

Задание

Баллы / (количество выполнивших/%выполнивших)

0

1

2

N

№21

45/4%

295/26%

723/63,7%

71/6,3%

№22

544/48%

190/16,8%

169/14,8%

231/20,4

№23

291/25,7%

178/15,7%

159/14%

506/44,6%

Наибольшее затруднение у учащихся вызвали задания: №23 – выполнили 29,7%, №22 – 31,7%, №18 - 36%, №8 - 44%, и №20 - 49%.

Наименьшее затруднение у учащихся вызвали следующее задания: №7 выполнили 88%, №21 – 89,8%, №1 – 92%, №5 – 92% и №3 – 93%.

Доля обучающихся, набравших балл выше среднего – 52,1% (591 чел.).

Доля обучающихся, набравших максимальный балл- 0,8% (9 чел.).

В результате проведения анализа результатов экзамена было выявлено, что процент соответствия результатов аттестации за год и экзамене составляет в среднем по области 61,43%.

В Части 1 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Представление информации. Передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Создание и обработка информационных объектов», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты, электронные таблицы».

Элементы содержания, вызвавшие наибольшие затруднения у обучающихся, выполнявших первую часть экзаменационной работы:

  • умение оценивать количественные параметры информационных объектов

  • умение определять значение логического выражения

  • умение применять правила форматирования текста

  • умение читать диаграммы, схемы

  • умение кодировать и декодировать информацию

  • знание о файловой системе организации данных

  • умение представлять формульную зависимость в графическом виде

  • умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.

Наибольшие затруднения у большинства обучающихся вызвали задания № 2 (логическое выражение), № 4 (проектирование и моделирование) и № 8 (исполнение готового алгоритма для формального исполнителя). Большая часть затруднений обучающихся связана с отсутствием необходимого количества часов для более подробного усвоения данного материала.

В Части 2 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Представление информации. Передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Создание и обработка информационных объектов», «Организация информационной среды, поиск информации», «Математические инструменты, электронные таблицы».

Элементы содержания, вызвавшие наибольшие затруднения у обучающихся, выполнявших вторую часть экзаменационной работы:

  • умение переводить единицы измерения количества информации

  • знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл

  • умение исполнить линейный алгоритм, записанный на простейшем алгоритмическом языке

  • умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию

  • умение использовать формулы для вычислений в электронных таблицах

  • знание основных принципов создания текстов в текстовых редакторах

  • умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя

  • умение определять скорость передачи информации

  • умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов

  • умение определять адрес ресурса в сети Интернет

  • умение осуществлять запросы к поисковому серверу в Интернете.

Наибольшее затруднение у большинства экзаменующихся вызвали задания № 18 (умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов) и №20 (умение осуществлять запросы к поисковому серверу в Интернете).

В Части 3 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Обработка информации», «Создание и обработка информационных объектов», «Математические инструменты, электронные таблицы». Все задания данной части экзаменационной работы выполнялись обучающимися с использованием компьютеров.

Задание №21 не вызвало особых затруднений у обучающихся.

Типичные ошибки, допущенные обучающимися:

  • использование неверного шрифта

  • не использование верхнего индекса

  • текст не выровнен по ширине

  • абзацный отступ сделан при помощи пробелов.

Примеры:

  1. Задание, выполненное на 2 балла:

В данном решении нет ни одной ошибки. Оценка – 2 балла

  1. Задание, выполненное на 0 баллов

При выполнении данного задания учащийся допустил ряд ошибок:

  • текст в таблице набран шрифтом размером 12 пунктов (шрифт должен быть набран размером 14 пунктов);

  • текст в абзаце выровнен по левому краю(надо по ширине);

  • не установлен абзацный отступ;

  • в основном тексте не все необходимые слова выделены курсивом;

  • в тексте нет пробелов перед и после тире в первом предложении, а также много двойных пробелом между словами.

Итого, учащийся допустил 4 ошибки. Оценка – 2 балла.

Задание №22 не стандартно и требует от ученика осмысленного и глубокого владения средствами табличного процессора, оно выявило недостаточную компетентность учащихся в использовании электронных таблиц. Мощность таблицы (1000 строк), предложенной для обработки - очень велика для обучающихся 9 классов.

Типичные ошибки, допущенные обучающимися:

  • не используется фильтр или сортировка данных

  • не правильно используются формулы.

Примеры:

Оценка – 1 балл

При решении использовался фильтр.

Оценка – 0 баллов

При решении не использовался фильтр (или сортировка), а также нет формул в ячейках Е2 и Е3.

Примечание. Данную задачу можно решать разными способами. Например, можно отсортировать таблицу по марке бензина, а при равном значении марки бензина – по цене бензина и найти в отсортированной таблице множество строк, для которых значение цены бензина марки максимально (максимально).

При выполнении задания №23 у учащихся возникли затруднения с его правильным исполнением из-за отсутствия среды исполнителя - затруднительным оказалось «увидеть» окончательный результат написанного алгоритма для предложенного исполнителя на естественном языке.

Типичные ошибки, допущенные обучающимися:

  • исполнитель Робот разрушается в результате столкновения со стеной

  • исполнитель Робот не закрашивает одну из клеток коридора

  • исполнитель Робот не возвращается в исходную клетку.

Примеры выполненных работ:

Оценка – 0 баллов

  • исполнитель Робот не закрашивает одну из клеток коридора;

  • исполнитель Робот не возвращается в исходную клетку;

  • алгоритм для исполнителя Робот зациклен.

программа написана с орфографическими ошибками

Оценка – 1 балл

исполнитель Робот не закрашивает одну из клеток коридора

Оценка – 2 балла

Примечание. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Решение.

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, — курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».

Наибольшее количество ошибок было допущено при выполнении заданий темы «Обработка информации» третьей части экзаменационной работы – 25,7% обучающихся не справились с заданием, а 44% не приступали к данному заданию. Также обучающиеся испытали затруднения при выполнении заданий по темам «Создание и обработка информационных объектов», «Математические инструменты, электронные таблицы».

Наименьшее количество затруднений было вызвано при выполнении заданий по темам «Основные устройства ИКТ» и «Представление и передача информации».

Рекомендации для учителей информатики по подготовке к экзамену и совершенствованию учебного процесса с учетом результатов экзамена по информатике и ИКТ в 2010 году

С целью эффективного усвоения знаний обучающимися и реального представления результатов обучения в рамках итоговой аттестации учителю необходимо строить свою деятельность таким образом, чтобы учесть все вопросы, касающиеся подготовки к экзамену обучающихся 9 классов – организационные и содержательные.

В рамках подготовки к государственной (итоговой) аттестации в новой форме для обучающихся 9 классов учителю необходимо:

С организационной точки зрения:

  • Изучить нормативные правовые документы, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений в независимой форме.

  • Изучить спецификацию, кодификатор и рекомендации по оцениванию результатов экзамена.

  • Ознакомиться с анализом результатов проведения экзамена по Информатике и ИКТ за 2010 год

  • Изучить систему оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

  • Изучить регламент проведения экзамена.

  • Вносить изменения в поурочное планирование, выделяя резерв времени как во время проведения урока, так и во время обобщающего повторения для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета за курс основной школы. Рекомендуется включить в календарно-тематическое планирование столбец – «Итоговая аттестация» (или использовать столбец «Примечание»), в который указывать номера заданий из ГИА для решения на уроке. Возможно так же задавать на дом решение заданий из ГИА, использовать эти задания для повторения изученных тем, включать в текущий контроль.

С содержательной точки зрения:

  • Обратить особое внимание на преподавание и контроль знаний при изучении таких тем курса, как «Алгоритмы и исполнители», «Основы логики», «Представление и обработка информации в электронных таблицах», «Представление информации», «Кодирование информации».

  • Сформировать базу тестовых заданий с чёткими немногосложными формулировками, включающими понятную для обучающихся терминологию, для того чтобы формировать умения выполнения тестовых заданий.

  • Развивать у обучающихся умения формулировать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом, составляя планы предполагаемых ответов на вопросы, комментируя устные ответы обучающихся и ошибки в логике высказываний различных разделов курса.

  • Применять различные виды контроля знаний на уроках и во внеурочной деятельности.

  • Выстроить систему контроля, используя задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов.

  • При подготовке обучающихся по разделу курса «Алгоритмы и исполнители» обратить особое внимание на запись алгоритма исполнителя как на формальном так и на естественном языке.

  • При рассмотрении разделов курса «Обработка числовой информации» и «Технология поиска и хранения информации» акцентировать внимание обучающихся на работе с логическими выражениями и построении простейших логических таблиц, как одной из форм работы с логическими выражениями.

  • В рамках рассмотрения разделов курса «Представление информации», «Кодирование информации» необходимо отрабатывать у обучающихся навыки выполнения простых вычислений без помощи калькулятора и компьютера.

В ходе обучения информатики и ИКТ необходимо обратить самое серьезное внимание на обеспечение усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне.

Понятно, что этап формирования базовых умений у менее подготовленных школьников займет больше времени, чем у более подготовленных учащихся. Поэтому в арсенале учителя должны быть средства и методы, позволяющие обеспечить дифференцированный подход к учащимся, предоставить для учащихся со слабой подготовкой возможность более длительной отработки умений в ходе решения простых задач, а для более подготовленных – достаточно быстрый переход к решению задач повышенного уровня. Нужно заметить, что задач первичного закрепления базового материала в учебниках и во многих дидактических материалах очень мало. Поэтому при выборе дидактических пособий (задачников, рабочих тетрадей, карточек и т.п.) следует обращать внимание на наличие, элементарных заданий на закрепление изученного материала.

Анализ данных о выполнении заданий повышенного уровня сложности показывает, что они вызывают трудности у значительного числа учащихся, причем, нетолько у слабоподготовленных, но и у учащихся, продемонстрировавших при выполнении всей работы хороший уровень подготовки.

Особо следует обратить внимание на то, что задания, входящие в контрольные измерительные материалы по контролируемым в них элементам содержания не выходят за рамки образовательного стандарта. В этой связи, отметим, что успешное выполнение вариантов государственной итоговой аттестации всецело зависит от полноценного и глубокого изучения всего программного материала по действующим учебникам.

Таким образом, подготовка к государственной итоговой аттестации по информатики и ИКТ в новой форме должна быть обеспечена качественным изучением нового материала, продуманным текущим повторением, и, наконец, обязательным обобщением, систематизацией знаний из различных разделов курса информатики и ИКТ.

С характеристикой проекта по итоговой аттестации в 9 классе по информатике (в новой форме) можно ознакомиться на сайте в разделе «9 класс. Экзамен в новой форме».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»

    Методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году»

Другие похожие документы..