Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Існує значна кількість методів визначення вологості твердих тіл і рідин. Дані аспекти висвітлені в багатьох літературних джерелах. Нижче наведено кор...полностью>>
'Документ'
Итак, мы выяснили, что Библия – это совсем не исходное учение Христа, а нечто иное, возникшее в результате адаптации его рассеявшимися по всему белу ...полностью>>
'Документ'
Коммерческие банки в современной России начали возникать всего 6 - 7 лет назад и уже за этот кратчайший период прошли все фазы экономической жизни ко...полностью>>
'Документ'
Труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» обычно воспринимается и интерпретируется в двух аспектах — абстрактно-теоретическом и конкретно-эмпирическом...полностью>>

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать \"прости\" родному дому!»

Главная > Классный час
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Классный час:

« Паломничество Ивана Бунина в Святую землю».

Иван Бунин - странник.

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать "прости" родному дому!»

И. А. Бунин, В. Н. Бунина.

Фотография с надписью Бунина:

«Весна 1907 г. Первое путешествие в Сирию, Палестину».

1907 г

Цели мероприятия:

  • познакомить учащихся с путешествием Ивана Бунина в Иерусалим;

  • развитие интереса к творчеству нашего земляка И. А. Бунина.

Человек, побывавший хотя бы раз в жизни в Святой земле, почитался на Руси почти как святой.

В 1907 г. припал к Святым местам Бунин. Приехал, чтобы найти умиротворение после кровавых крестьянских бунтов .Бунин не принял революции. Иван Бунин и его жена Вера Муромцева-Бунина отправились в путешествие в Турцию, Грецию, Египет, Сирию, Палестину, где побывали в Яффо, Иерусалиме, Хевроне, на Тивериадском озере (Кинерете), Вифлееме и в Хайфе.

Из воспоминаний Ивана Бунина: его первые впечатления.

Пересекли Босфор.. На палубе гам, давка. Босые лодочники в полосатых фуфайках и шароварах юбкой, с буро-сизыми, облитыми потом лицами, с выкаченными кровавыми белками, в фесках на затылок орут и мечут в барки все, что попадает под руку. Градом летят туда чемоданы, срываются с трапов люди. Срываюсь и я. Барка полным-полна кричащими арабами, евреями и русскими. Высадились в Корфу. Остановился в Яффе. Уступами громоздится этот каменный, цвета банана, городок на обрывистом прибрежье.

В садах вокруг Яффы — пальмы, магнолии, олеандры, чащи померанцев, усеянных огненной россыпью плодов. Запыленные ограды из кактусов в желтом цвету делят эти сады. Между оградами, по песчано-каменистым тропинкам, медленно струится меланхолический звон бубенчиков — тянется караван верблюдов. Где-то журчит по канальчикам вода — под однотонный скрип колес, качающих ее из цистерн. Этот ветхозаветный скрип волнует. Но еще больше волнует сама Яффа. Эти темные лавчонки, где тысячу лет торгуют все одним и тем же — хлебом, жареной рыбой, уздечками, серебряными кольцами, связками чесноку, шафраном, бобами; эти черные, курчаво-седые старики-семиты с обнаженными бурыми грудями, в своих пегих хламидах и бедуинских платках; эти измаилитянки в черно-синих рубахах, идущие гордой и легкой походкой с огромными кувшинами на плечах; эти нищие, хромые, слепые и увечные на каждом шагу — вот она, подлинная Палестина древних варваров, земных дней Христа!

На другой день покидаем Яффу, направляясь по Саронской долине к Табхе, всё ближе к Иерусалиму. Пустынный путь! Уже виден впереди серый камень, синь впадин и ущелий. Иногда они оживляются сожженной зноем зеленью деревьев. Но цветы ещё встречаются. Маки растут на камнях. По песчано-каменистым тропинкам, медленно тянется караван верблюдов.

Мы проехали довольно далеко за Табху, и было одно и то же: сожженная солнцем трава, безлюдье, тишина, нарушаемая лишь пением птиц, и непередаваемая красота гор .

Впереди Иерусалим. Во всем мире монастыри почти всегда находятся в самых красивых местах. Вероятно, религиозное чувство нераздельно с любовью к природе и с чувством красоты. И не мне передать ту нежность красок, мягкость очертаний, что я видел из Табхи, с берега этого дивного озера. Недаром именно здесь родилось самое прекрасное и милосердное учение в мире.

В те годы я был далек от христианства, но в этот незабвенный день я чувствовал Христа, и, может быть, по-настоящему...

„Иерусалим, устроенный, как одно здание!“ — вспоминаю я восклицание Давида. И правда: как одно здание лежит он подо мною, весь в каменных куполах. Первобытно-простой по цвету, первобытно-грубый по кладке, он весь заключен в зубчатую толщу стен и кажется несокрушимым.

Днем мы посетили главную мечеть. Меня поразило, как низко висели в ней лампады на железных цепях. И всюду золото, иконостасы, драгоценные камни, образа всех времен и всяческого письма, ладан, распятия, статуи Мадонны…

Громадная крепостная стена: Стена Плача, остаток укреплений вокруг храма Соломона, а теперь часть стен вокруг мечети Омара. Мечеть Омара цветет над нищей и нагой Иудеей во всем богатстве и великолепии своих палевых кафель, голубых фаянсов, черно-синего купола, громадного мраморного двора и тысячелетних кипарисов. Даже из-за Мертвого моря, видна она. В знойном неоглядном просторе открываются оттуда огнем горящие на юге и теряющиеся в блеске неба и солнца воды.

Камень Мориа, скала, на которой первый человек принес первую жертву Богу, есть средоточие мира. Скалу Мориа, что была покрыта некогда храмом Соломона, а ныне хранима мечетью Омара, положил в основание вселенной сам Бог“.

Мы восхищались, что мечети всегда открыты, что всякий правоверный во всякое время может найти себе приют, что с грязными ногами никто никогда не вступает в них. Хорош и этот двор с обилием воды для омовений, окруженный крытыми аркадами…

Ему так и не пришлось покинуть чужой дом и вернуться в свой, на русскую землю. Возвратилось то, что он написал. Рассказы о путешествии-паломничестве 1907 года легли в основу сборника «Тень птицы» (1907-1911). В своей книге «Жизнь Бунина. Беседы с памятью» Муромцева-Бунина подробно описывает увиденное в Палестине. Впечатления от этой поездки легли потом в основу многих рассказов и стихов Бунина. Не только яркие, красочные впечатления от путешествия, но и ощущение нового наступившего витка истории дали творчеству Бунина новый, свежий импульс.

«Стихи и проза И. А. Бунина, рожденные палестинскими впечатлениями, бесспорно, самое значительное после „Хожения Даниила“, что написано о Святой земле в русской литературе. »

Б. Н. Романов

Предлагаем вашему вниманию несколько стихотворений И. Бунина .

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать "прости" родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Канарейку из-за моря

Привезли, и вот она

Золотая стала с горя,

Тесной клеткой пленена.

Птицей вольной, изумрудной

Уж не будешь, как ни пой

Про далекий остров чудный

Над трактирною толпой!

Рассказ И. Бунина Роза Иерихона . Его основная тема — преодоление смерти и жизнь вечная. Об этом говорится уже в первой фразе.

В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы.

Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгориях. Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему сравнений.

Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!

Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа. В великом покос вековой тишины и забвения лежали перед нами ее палестины – долы Галилеи, холмы иудейские, соль и жупел Пятиградия. Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели все те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча…

Роза Иерихона. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого – и вот опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались. Неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце – и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона.

Иван Алексеевич Бунин еще в дореволюционной России получил признание современников как один из наиболее талантливых писателей, сумевших глубоко и масштабно запечатлеть душу народа. В эмиграции талант Бунина не оскудел. Именно вдали от родины им были написаны наиболее пронзительные страницы о России, о русском человеке, о высокой и трагической любви, о непрочности человеческих отношений и земного существования. В 1933 г. И. А. Бунин, первый среди наших соотечественников, получил Нобелевскую Премию в области литературы за “строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы”.

В эмиграции он создает шедевры: роман "Жизнь Арсеньева",книгу рассказов о любви "Темные аллеи", философский трактат "Освобождение Толстого". Ему суждено было узнать славу знаменитого писателя. И он же в горестные дни эмиграции будет вынужден просить помощи у состоятельных знакомых, судьба уготовит ему голод и страдания в Грасе во время оккупации, а затем-тяжелую болезнь и медленное угасание в нужде и гордой бедности.

Это сильно мучило его в последние годы: "У меня душевные зрение и слух так же обострены, как физические, и чувствую я все во сто раз сильнее, чем обыкновенные люди, и горе, и счастье, и радость, и тоску. Просто иногда выть на луну от тоски готов. И прыгать от счастья. Да, даже и сейчас, на восьмом десятке. Хотя какое же у меня теперь счастье? Конец жизни похож на начало. Нищенская, грустная юность, нищенская, тяжелая старость. Сколько унижения, оскорблений! С протянутой рукой...Подайте великому писателю, Нобелевскому лауреату! Это при моей-то гордости- ведь я нечеловечески, я дьявольски горд, и почести и поклонения принимаю всегда как должное. Представьте, каково мне теперь?

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав-

И от сладостных слез не успею ответить.

Это стихотворение - одно из многочисленных признаний в любви к родной земле .



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Свет всю ночь

    Документ
    Умер отец. Дом продали. В него вселились другие люди, вошла другая жизнь. И все же каждый раз, когда случается проезжать мимо, я с волнением смотрю на него, с печалью и ревностью отмечаю изменения.
  2. Вкаждом порядочном чело­веке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя. Н. Г

    Документ
    В Тверской губернии, среди болот и лесов, раскинулось родо­вое поместье Салтыковых — село Спас-Угол. Здесь в 1826 году родился Михаил Евграфович — будущий великий писатель Н.
  3. Иван Алексеевич Бунин замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы

    Документ
    «Я происхожу, — писал Бунин в одной из своих автобиографий, — из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном,
  4. Итоги исследований. Сценарии С. Г. Борина, гл библиотекарь имо огонб им. А. С. Пушкина, О. С. Картоножкина, гл библиотекарь

    Презентация
    Выходят ведущие презентации – студенты факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, располагаются рядом со стендом, на котором находится название выставки.
  5. Бунине, о мотивах природы, уходящей крестьянской и дворянской

    Документ
    Предлагаю учителям средней школы, работающим в 9 классе, диктанты по трём темам курса русского языка, которые могут быть использованы при осуществлении контроля за овладением учащимися орфографическими и пунктуационными навыками.

Другие похожие документы..