Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сочинение'
Мне представилась интересная возможность познакомиться с одним из образов христианских святых. Моё внимание привлекла красочная икона, которую я встр...полностью>>
'Методические рекомендации'
Важным этапом в подготовке студента как будущего специалиста является курсовая работа. Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине Банковское ...полностью>>
'Урок'
- воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры д...полностью>>
'Публичный отчет'
VI. Информация о совершенных открытым акционерным обществом в отчетном году крупных сделках и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность...полностью>>

Урок №1 Тема урока: «Младшие символисты». А. Блок. (1880 1921 гг.)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок № 1

Тема урока: «Младшие символисты». А. Блок. (1880 – 1921 гг.)

1 том лирики Блока. Цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме».

Символика цвета.

План урока:

  1. «Автобиография» Блока.

  2. «Стихи о Прекрасной Даме». Поэтика цвета. Анализ конкретных стихотворных текстов.

  3. Цикл «Распутья».

  4. Блок – Нестеров – Врубель.

Ход урока:

Чтение отрывков из «Автобиографии» А. Блока.

Запись основных фактов биографии поэта.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Именно Блок в своем творчестве отразил предреволюционную и революционную эпоху. Отразил не значит изобразил.

Блок – поэт лирик. Он создал образ Человека рубежа эпох, живущего в катастрофическом веке, но при этом имеющего общечеловеческие черты.

Всю лирику Блок позднее сам разделил на три тома, которые отразили три этапа его пути. В каждом томе своя главная философская идея, лирический герой поворачивается к нам какой – то своей стороной, дан в развитии. Каждый том представляет завершенную поэтическую систему.

1 том лирики. Стихи 1897 – 1904 годов.

Центральное место занимает цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 – 1902 года стихи). Сборник вышел в 1904 году.

  • эта книга принципиальная для Блока, хотя и ранняя;

  • это классическая книга русского символизма;

  • это философская лирика. Главная философская идея – двойственность мира. В основе бытия – всемирная духовная божественная сущность.

В мае 1903 года состоялось обручение Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

17 августа состоялась их свадьба.

В этом же 1903 году Блок знакомится с Валерием Брюсовым, и начинается переписка Блока и Андрея Белого.

В «Стихах о Прекрасной Даме» роли распределены точно и определенно:

ОНА – царица чистоты

ОН – раб, возносящий ей хвалу.

(чтение стихотворения)

Но «бегство в рабство» - это не уход от суеты мира.

Поклонение возлюбленной – это обретение жизненной гармонии.

Любовь для Блока – это не победа над смертью, а победа над жизнью, над приземленностью существования. Понимая это, поэт стремится к Прекрасной Даме и страшится её одновременно.

(чтение стихотворения)

Центральное место в «Стихах о Прекрасной Даме» занимает не сама Прекрасная Дама (образ условный, хотя и возвышенный; лишенный индивидуальных черт или признаков личности), а образ ПОЭТА, или его ЛИРИЧЕСКОЕ «Я».

Позиция Блока – художника – это напряженной вглядывание в будущее, предчувствие и ожидание.

(чтение стихотворения)

«Весь горизонт в огне» - едва ли не основная поэтическая формула раннего Блока. Лучезарная подруга приносит поэту весть о грядущем освобождении.

Основная особенность слова в «Стихах о Прекрасной Даме» - его иносказательность, ослабление или утрата прямого смысла, так как цикл обращен к мирам иным.

Символика цикла навеяна символикой Владимира Соловьева (символика света и огня = свет, сиянье, лучи, пламень, солнце, звезда). Но у Блока ко всему этому огромное значение и внимание придается цветовым эпитетам.

У Соловьева цветовые эпитеты (голубой, золотой, белый, алый, розовый, алый) ограничены, не повторяются. Блок же расширяет их возможности.

Можно говорить о ПОЭТИКЕ ЦВЕТА у Блока.

Задание классу:

Выписать из стихотворений цикла отрывки, в которых бы встречались цветовые эпитеты, и попробовать определить их общее символическое значение (по контексту).

Вот некоторые цветовые эпитеты и их значение:

Алый

  • нежный ласковый цвет зари;

  • знак любви, которая есть или была.

Красный

  • знак тревоги, трагедии;

  • знак и память огня, пожара;

  • оттенок угрожающего, зловещего, страшного.

Багряный \\ багровый \\ багрянец

  • обычно на зелено – сером фоне

  • …….

  • …….

Сквозь серый дым от краю и до краю

Багряный свет

Зовет, зовет к неслыханному раю,

Но рая – нет,

О чем в сей мгле безлунной, красно – серой

Колокола…

Розовый

  • «розовые цепи» = любовные связи;

  • «розовое утро» = утро любви

Желтый

  • цветовое прилагательное, но в сниженных контекстах;

  • жОлтый – синоним душевной сытости, самодовольства, хамства.

В стих. «Фабрика» жОлтый цвет = электрический свет, фальшивый, обманчивый, фальшиво солнца.

  • положительные оценки желтого объединяются в рамках таких эпитетов как

золотой \\ золото \\ янтарь \\ янтарный == синонимы счастливого.

Голубой \\ лазурный

  • прорыв в запредельное, прекрасная нездешняя мечта («желанный обман»);

  • лазурный == возвышенное, заветное, прекрасное.

Белый

  • может быть метафорическим и конкретным

  • «Вот предчувствие белой зимы:

Тишина колокольных высот…» здесь белая не только цвет снега, но и «чистота, ясность», поэтому и «тишина колокольни».

Цвет в поэтике Блока становится не столько носителем реального цвета, сколько средством эмоционально – символической оценки, передает субъективно окрашенный, индивидуальный образ предмета, мысли, явления, чувства.

Урок № 2 и № 3

Тема урока: 2 том лирики Блока. Циклы стихотворений «Город» и «Снежная марка».

Ход урока:

2 том лирики Блока включает в себя стихотворения 1904 – 1908 годов. Это период 1 русской революции. Блок проявляет себя здесь как поэт стихии.

В основе мира, по мнению поэта, находится духовная сущность, но теперь это не Прекрасная Дама, не душа мира, а дух музыки.

Современная Блоку Россия – это буржуазно – мещанская Россия, это эпоха без музыки.

Стихия – носительница музыки, она возвращает миру музыку.

1 стихия – стихия природы, космоса. Высшая музыка == природа. Природа противоположна цивилизации.

2 стихия – стихия народа, революции. Силы могут быть разрушающие, но они прекрасны.

К 1905 году Блок осознал свою враждебность самодержавно – бюрократическому строю в России. Этим определяется сущность революционной темы в творчестве поэта этого периода.

(Чтение стихотворения «Сытые»).

С 1905 года образ стихии меняется. Причина этому Кровавое воскресенье. Стихия == социальные катаклизмы, борьба, гибель.

(Чтение стихотворение «Поднимаясь из тьмы погребов…»)

Блок переживает революцию с трагическим акцентом.

3 стихия – стихия любви, страсти. Революция и любовь соревнуются между собой во втором томе. По мере угасания стихии революции Блок все больше уходит в любовь.

1906 год в цикле «Город» появляется стихотворение «Незнакомка».

(Чтение и анализ стихотворения в классе. Раздаточный материал.)

1907 год цикл «Снежная маска».

Лирический герой этого цикла сгорает на снежном костре и одновременно распят на кресте. Здесь господствует земная страсть вместо мистического поклонения. Героиня не только земная, но и шокирующе посюсторонняя женщина. Герой потрясен переживанием земной страсти. Большое место в цикле занимают стихотворения о городе, о природе. Здесь и теперь – высшая ценность второго тома.

Во втором томе:

  • эстетизация зла;

  • ноты демонизма в изображении страсти, связаны с идеей смерти;

  • царство несвязанных между собой сюжетов.

Новый облик любовной темы вызван многими причинами:

  • отход от Соловьева;

  • социальной причиной (интерес к низам города);

  • биографическая причина (отношения с женой, любовь к актрисе Наталье Николаевне Волоховой, театр Комисаржевской),

Изменения в поэтике:

  • Мистический реализм сменяется желанием показать каждодневность жизни.

  • Появляются характерные черты импрессионистической поэтики (идея сложной несимметричности мира приводит к обилию метафор, оксюморонов)

  • Мир второго тома многолик.

Урок № 4 и № 5

Тема урока: 3 том лирики Блока. Цикл «Страшный мир».

Ход урока:

В 3 том лирики входят стихотворения 1908 – 1916 годов. Это гениальный Блок, это идея синтеза. Пишутся стихотворения в эпоху поражения первой русской революции, в эпоху реакции. Поэтому в стихотворениях вера в грандиозные потрясения, поэтому поэт начинает интересоваться политикой и социальностью. Поэт приходит к мысли о том, что реальность ценнее мечты и начинается постепенный отход Блока от символизма. Правда отношения поэта к миру остается прежним.

Новым ключевым символов становится дух музыки.

Способ постижения тайны мира – интуитивный, дарованием художника. Музыка – высшее искусство, приближающиеся к философии. В основе музыки – гармония.

2 том открывается циклом «Страшный мир» (1910 год).

Страшный мир – это образ многозначный:

  • это современная пореформенная Россия;

  • мир нечисти, мертвецов, ада, мир зла, социальной несправедливости;

  • изображение состояния души лирического героя, с ее предчувствием гибели, с душевной усталостью, опустошенностью;

  • страшный мир – мир вечных проблем бытия, образ романтических чувств (мировая тоска, пессимизм)

Человек – игрушка в руках темных сил. В его душе развязаны дикие страсти, И любовь – губительная страсть.

«Страшный мир» - трагическая вершина творчества Блока.

(Чтение и анализ стихотворений из цикла)

Но есть и светлая вершина в творчестве Блока – это цикл стихотворений «Родина» («На поле Куликовом»).

Тема России проходит и через первый и второй том лирики, а в третьем томе поэт создает целый цикл. Блок хочет выразить особенности русской души, русского национального характера. В раздумьях о судьбах родины, Блок обращается к старой России, нищей и униженной.

Современность – эпоха великих перемен. Россия должна спасти мир, не дать разразиться смертельной схватке Запада и Востока.

Недалек день великой битвы, равной Куликовской по значению. Победа над злом, угнетающим Русь.

Блок создает свой образ России – в нем есть какие-то сказочные черты. Россия – красавица, Россия – невеста, жена, а потом мать.

(Чтения стихотворений «Коршун», «Осенний день»).

(Чтение и анализ стихотворения «Россия») отношение Блока к России не некрасовское, Блок жил в эпоху, когда Россия поднималась.

Весной 1909 года Блоки уезжают в Италию. В результате этой поездки появляется цикл стихотворений «Итальянские стихи». В них ноты тоски, печали сливаются с мыслями о современной европейской цивилизации, как о явно мертвом мире. Но блок чувствует и живые творческие начала – искусство, живопись, архитектура и т. д. Искусство хранит память о великом прошлом, но оно же и песнь о будущем, о новой жизни.

(Чтение стихотворения «Равенна»)

Урок № 6 и № 7

Тема урока: Поэма Блока «Двенадцать» (история создания, особенности поэтики).

Комментированное чтение поэмы. Символы в поэме.

Ход урока:

Поэма написана в январе 1918 года.

«Двенадцать» - это

- прямой отклик на события Октября,

  • первое значительное произведение, посвященное революции,

  • начало Советской литературы.

    • Произведение новаторское, неожиданное для современников, но органически связанное со всей предшествующей поэзией Блока.

    • Поэма «Двенадцать» - произведение особого склада. Здесь изображается действительность.

    • В поэме силен эпический элемент = показ жизни, но особого свойства.

    • Поэма носит и романтический и символический характер. «Двенадцать нельзя читать, как произведение, дающее прямой показ действительности.

  1. Смысл названия поэмы.

«Двенадцать»

образ исторически образ символический

конкретный == 12 апостолов

народ 12 часов = роковой час судьбы

12 месяцев в году = круг

12 глав поэмы

В «Двенадцати» сливаются все стихии Блока (природы, революции, народа, любви)

  1. Чтение поэмы с комментариями.

Блок не писал политическую поэму, хотя капли политики в поэму попали. Блок писал символическую поэму. Поэтому вся поэма наполнена символами.

Ветер – не есть только революция. Ветер предворяет появление 12-ти, но с таким же успехом предворяет и появление Ваньки, а в конце поэмы даже мешает движению 12-ти. Ветер – стихия, всемирный масштаб событий. ( На всем божьем свете)

Буржуй, барыня, поэт-вития – самые простые образы, представители старого мира. Они как на плакате нарисованы Блоком. В конце поэмы Блок находит символ старого мира – пес безродный.

Блок полагает, что в стихии революции происходит нравственное преображение человека.

  1. Любовный треугольник в поэме.

Зачем?

Петька – (Пьеро) - он в потоке стихийных сил, Блок не винит его, не осуждает, он любимый и главный блоковский герой.

Катька – (Коломбина) – она простая румяная русская девка, попала в водоворот эпохи случайно, она не враг, она жертва.

Ванька – (Арлекин) – в нем тоже есть стихия.

Рисуя любовный треугольник в поэме, Блок хочет выразить, что на роль классического треугольника способен народ, есть в народе и свои Пьеро, Коломбины, Арлекины. Это самое обещающее в революции. Революция воскрешает человека.

  1. Образ Христа в поэме.

Письменная работа до начала обсуждения.

Христос – образ символический, но не церковный, не официальный, не образ в красном углу, а символ смены исторических эпох. Когда-то Христос появился как начало новой эры, может быть, Христос годится и как символ наступления новой эры.

Кроме того, Христос наполняет поэму лирическим содержанием: он воплощает в себе космос, гармонию.

Первым Христа, по-видимому, распознает Петька. Затем он приоткрывается всем. А в конце поэмы Христос как смутное видение, тревожит, вызывает вопросы, и в конце ответ: 12 чувствуют Христа, но не видят. Отсюда тревога, и поэтому 12 стреляют во Христа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уроки 1 7

    Урок
    Примечание. Большинство текстов этого раздела – это русская классика, традиционно изучающаяся в школе и многократно издаваемая. Поэтому мы, естественно, не стали помещать в наших разработках прозаические произведения А.
  2. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ
    2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта… 8
  3. Сергей Георгиевич Кара-Мурза Гражданская война 1918-1921 гг. - урок

    Урок
     Гражданская война (1918-1921) стала для России катастрофой, которая предопределила многие стороны нашей жизни в XX веке. Но она, как и любая катастрофа, разрушающая сложные структуры, несет в себе огромный запас знания.
  4. «Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков. Крещение Руси Владимиром (980 — 1015). Кирилл и Мефодий. Ярослав Мудрый (1019 — 1054). «Русская Правда»

    Документ
    «Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков.
  5. Иванов Г. В., Калюжная Л. С

    Документ
    который, мечтая стать образованным, отравлял жизнь библиотекарю, бесконечно приставая с вопросом: что ему читать? В конце концов, чтобы отвязаться, библиотекарь заявил, что сведения "обо всем решительно" имеются в Словаре

Другие похожие документы..