Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ...полностью>>
'Документ'
Сборник «Материалы творческих отчетов учителей биологии и химии в рамках аттестации педагогических кадров», 2009 г., г. Костанай, отдел образования ак...полностью>>
'Документ'
Необходимость общения между людьми способствовала появлению специальной формы идентификации личности — употреблению личных имен, которые согласно язы...полностью>>
'Элективный курс'
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.Экзамен по биологии - одна из форм итогового контро...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине «История экономических учений» для специальности 080111 «Маркетинг»; специализация 15 «Организация маркетинга на предприятии» цикл дисциплин факультативы (фтд)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра экономической теории

«Утверждаю»

Декан факультета

_____________(В.И. Бувальцева)

«___» _________ 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«История экономических учений»

для специальности 080111 «Маркетинг»;

специализация 15 «Организация маркетинга на предприятии»

цикл дисциплин – факультативы (ФТД)

факультет экономический

для специалистов Форма контроля

Курс: ДО – 2-й, ОЗО – 3-й. Зачет 4-й семестр ДО,

Семестр – 4-й ДО, 6-й ОЗО. 6-й семестр ОЗО.

Лекции на ДО – 32 час.; ОЗО – 8 час.

Практические занятия на ДО – 16 час.

Самостоятельные занятия на ДО – 41 час.;

на ОЗО – 81.

КСР – 1 час

Всего часов – 90.

Составитель: д.э.н., профессор Леванов А. Д.

Кемерово, 2007

Рабочая программа «История экономических учений» федерального компонента, общепрофессионального цикла дисциплин (ОПД Ф.2) составлена на основании требований Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки студентов по специальности 080111 «Маркетинг», специализации 15 «Организация маркетинга на предприятии».

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № _3_ от "_29_"__сентября__2007 г.

Зав. кафедрой ЭТ ЭФ_____________________Шабашев В. А.

Одобрено методической комиссией

Протокол №_1_ от "_8_"_октября_2007 г.

Председатель УМК ЭФ______________________Козлова О. Н.

1. Пояснительная записка

История экономических учений является составной частью экономической науки в целом. Актуальность и значимость ее изучения обусловлена необходимостью формирования широкого кругозора выпускника со степенью бакалавр социально-экономического образования и будущего специалиста в области управления, в финансовой деятельности, маркетинга, налогообложения.

Данный курс завершает теоретическое изучение основ экономической теории, что позволяет обобщить знания об основных выводах этой дисциплины, получить о ней целостное представление.

В качестве самостоятельной дисциплины курс был введен в учебные планы экономических специальностей в начале 1980-х годов ХХ века.

Предлагаемая рабочая программа составлена в соответствии с содержанием, требованиям и структуре, качеству и объемам знаний, содержащихся в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению 540400 бакалавр «социально-экономического образования».

Цель учебной дисциплины – усвоение студентами знаний об основных учениях в области экономических наук, формирование у них умения использовать методы экономического анализа и прогнозирования в своей профессиональной и общественной деятельности.

Задачи дисциплины:

а) сформировать у студентов знания о причинах, социально-экономических условиях возникновения экономических школ, о процессах развития и смены их другими направлениями, вариантах периодизации истории экономических учений;

б) дать знания об основных выводах и положениях главных течений мировой и отечественной экономической мысли, их основоположниках и последователях;

в) научить определять практическое значение той или иной концепции, выявлять позитивные и негативные последствия их использования в экономической политике;

г) привить студентам способность критически, самостоятельно анализировать и оценивать выводы современных экономических школ, содержание учебников по экономической теории, публикаций в периодических изданиях, давать интерпретацию политическим событиям, решениям правительства, действиям административных региональных органов;

д) сформировать умение продолжать систематизацию экономических школ, выявлять новые творческие подходы в отечественной экономической мысли, оценивать возможности реализации выводов и практических предложений западных теоретиков и политиков в ходе реформирования российской экономики.

Знание истории экономических учений непосредственно связано с профилем подготовки бакалавров социально-экономического образования. Полученные знания и умения позволят им качественно осуществлять свою профессиональную деятельность, продолжить образование в магистратуре, освоить какую-либо конкретную экономическую специальность – менеджера, финансиста, маркетолога, сотрудника налоговых органов.

Структура учебной дисциплины состоит из трех блоков, которые отражают как содержание этапов развития экономических учений, так и их последовательность.

Первый блок посвящен анализу зарождения и развития экономической мысли в докапиталистических условиях.

Второй – учениям и школам периода становления и функционирования товарно-капиталистических условий.

Третий блок освещает экономические концепции периода трансформации общества в постиндустриальную систему, глобализации мирохозяйственного устройства.

К особенностям изучения дисциплины относится преобладание самостоятельного поиска знаний. Его первооснова – работа студентов с первоисточниками - трудами зарубежных и отечественных экономистов. Важное значение придается развитию инициативы в постановке и решении познавательных проблем, в использовании методов критического анализа.

Форма организации учебного процесса – лекции, практические занятия, консультации, коллоквиумы, индивидуальные занятия.

Аудиторная и самостоятельная работа студентов тематически и логически взаимодополняют друг друга. Работе с первоисточниками и написанию реферата предшествуют методические советы и консультации. Тематика проводимых аудиторных занятий продолжается в заданиях для самостоятельной работы, а выполнение последних предусматривает усвоение материала, изучаемого в ходе лекций и практических занятий.

Уровень освоения содержания дисциплины считается достаточным в том случае, если студенты в целом успешно выполняют указанные выше задачи и проявляют интерес к изучению первоисточников.

Общий объем часов, отводимых планом на изучение дисциплины, составляет 90 часа. Из них лекции – 28 часов, практические занятия – 20 часов, самостоятельная работа – 41 час, контроль самостоятельной работы -1 час. Продолжительность изучения дисциплины – 17 недель (1-й семестр 2 курса на дневном отделении).

На заочном отделении и втором высшем образовании объём часов колеблется от 53 до 85 часов. Из них лекции составляют 20 – 30 часов. Продолжительность изучения – 2-й семестр 3 курса (ОЗО) и 2-й семестр 1 курса (2-е высшее).

Вид контроля знаний - балльная оценка работы на занятиях, выполненных письменных заданий и тестов, собеседование по пропущенным занятиям, проведение внутрисеместровых аттестаций. Итоговая семестровая оценка – сдача зачета.

Критерии оценки знаний – умение определить содержание основных экономических концепций прошлого и современности, характеристика предмета анализа и методов, которые преобладают в учениях, а также практическая и теоретическая значимость концепций для деятельности будущего бакалавра и специалиста экономического профиля.

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Название и содержание разделов, тем,
модулей

Объем часов

Формы контроля

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (или семинарские)

Лабораторные

1

2

3

4

5

6

7

8

Дневная форма обучения для специалистов

1

Предмет дисциплины. Методология экономических исследований

6

1

1

Нет

Составить примерную периодизацию развития экономической мысли. Ознакомиться с имеющейся учебной литературой по дисциплине, Ответить на вопрос: кому и за что присуждают премию им. А. Нобеля по экономке. (4 часа)

Устный опрос на практическом занятии. (1-2недели)

2

Экономическая мысль периода генезиса капитализма.

6

2

1

нет

Составление таблицы «Экономическая мысль древнего мира и средних веков». Подготовка реферативного сообщения о влиянии меркантилизма и физиократии на экономическую мысль России. (3 часа)

Устный опрос, проверка итогов работы по таблице. Проверка работы по материалам хрестоматии (3-4 неделя)

3

Классическая политэкономия. Экономическая система А. Смита и

Д. Рикардо.

8

3

1

Нет

Характеристика социально-экономических условий возникновения учения классиков. Заполнение данных таблицы о содержании концепций, их предмета и методов. Выяснение влияния идей классиков на российскую экономическую мысль. (4 часа)

Письменная контрольная работа по сопоставлению взглядов Смита и Рикардо. Заслушивание рефератов, проверка работы с первоисточником. (5-6 неделя)

4

Идеи классической политэкономии в учениях Т.Мальтуса, Ж.-Б. Сэя, Дж.Милля.

7

2

1

Нет

Работа с первоисточниками, заполнение таблицы, выполнение домашних заданий, сформулированных на лекции (об актуальности учения Мальтуса о демографических процессах, борьбы с бедностью и т.д., об отношении современной науки к «закону Сэя») Знакомство с экономической мыслью России первой половины Х1Х века. (4 часа)

Проверка правильности заполнения таблицы, результатов работы с первоисточниками, качества выполненных домашних заданий. Проведение коллоквиума по разделу «Классическая политическая экономия».(7 неделя)

5

Экономические учения западно-европейских социалистов. Демократическая мысль России 1-й половины Х1Х века.

7

2

1

Нет

Изучение первоисточников и учебной литературы. Оценка актуальности учений, выяснение влияния учений социалистов на социальную практику. Изучение критики классической политэкономии в работах Сисмонди и Прудона.(4 часа)

Опрос усвоения знаний путём тестирования. (8-я неделя)

6

Марксистская политическая экономия.

10

4

2

нет

Знакомство с мировоззренческими взглядами К. Маркса и Ф.Энгельса, их общественной деятельностью. Подготовка реферативных сообщений и ответов на вопросы для самоконтроля.(4 часов)

Подготовка и проведение семинара-диалога, взаимного опроса участниками семинара. Решение арифметических задач. (9 неделя)

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Маржинализм Австрийская школа. Эконо-мические учения неоклассиков – А.Маршалла и Дж. Б. Кларка.

10

4

2

Нет

Изучение работ представителей австрийской школы и неоклассического направления по материалам хрестоматии. Сопоставление их учений с исторической школой. Подготовка реферативных сообщений. Подготовка ответов на задания, сформулированных на лекции. (4 часов)

Проведение коллоквиума по вопросам теоретического и практического значения маржинализма. (10 неделя)

8

Экономическая мысль России 2-ой половины Х1Х века. Российская экономико-математи-ческая школа.

7

2

2

Нет

Выявление особенностей отечественной экономической мысли, её взаимодействие с западной экономической наукой. Работа с первоисточниками, подготовка реферативных сообщений.(3 часа)

Проверка конспектов первоисточников, рефератов. (10 неделя)

9

Экономическая система Дж. М. Кейнса и её значение в мировой экономической мысли.

9

4

2

Нет

Выявление основных характеристик мировой экономической ситуации в первой трети ХХ века и влияния учения Кейнса на экономическую политику. Выяснение содержания теорий экономического роста. Заполнение таблицы.(3 часа)

Коллоквиум по вопросам места и роли учения Кейнса в мировой экономической мысли. Тестирование. (11 неделя)

10

Неолиберализм. Монетаризм как альтернатива кейнсианству.

10

4

2

нет

Работа с первоисточниками. Заполнение таблицы, подготовка рефератов. Оценка экономической ситуации в мире во второй половине ХХ века, влияние на неё идей монетаризма. Знакомство с направлениями в рамках неоклассики - теории рациональных ожиданий, тории предложения. (4 часа)

Письменная контрольная работа по сопоставительным характеристикам кейнсианства и монетаризма. (12 неделя)

11

Институциональное направление в мировой экономической мысли.

9

4

1

Нет

Конспектирование первоисточников, заполнение таблицы, написание рефератов. Анализ практического значения институциональных идей. (4 часа)

Тестирование. Коллоквиум по характеристике направлений современного институцио-нализма.(13 неделя)

КСР

1

ИТОГО:

90

32

16

0

41

Продолжение таблицы

Заочная форма обучения для получения первого и второго высшего образования

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Экономическая мысль периода генезиса капитализма.

16

1

-

Нет

Конспектирование первоисточников. Заполнение таблицы

«Основные экономические теории и школы прошлого и современности» (15 ч.)

Проверка усвоения знаний по темам дисциплины на консультациях

2

Классическая политическая экономия. Экономичес-кая система А. Смита и Д. Рикардо

16

1

-

Нет

Изучение взглядов и идей последователей классиков и их критиков. Знакомство с учениями представителей исторической школы (15 ч.)

Проверка правильности составления таблицы на текущих консультациях.

3

Марксистская политическая экономия. Структура и логика «Капитала»

20

2

-

нет

Знакомство с социалистическими учениями как источником марксистской теории Работа с первоисточниками, заполнение таблицы. Анализ причин и условий распространения марксизма в России. Анализ результатов практической реализации идей марксизма в России и других странах (18 ч.)

Консультирование по вопросам темы. Тестирование.

4

Маржинализм. Австрийская школа. Учение неоклассиков.

13

1

-

Нет

Анализ социально-экономических условий возникновения маржинализма как альтернативы марксизму и исторической школы. Заполнение таблицы, изучение первоисточников по материалам хрестоматии. Характеристика экономической мысли России 2-й половины Х1Х века. (12 часа)

Проверка на консультациях уровня усвоения материала. Тестирование.

5

Экономическая система Дж. М. Кейнса и её значение в мировой экономической мысли.

9

1

-

Нет

Выяснение правомерности оценки кейнсианского учения как революции в мировой экономической мысли. Изучение содержания некейнсианства и практической реализации кейнсианства. (8 часа)

Ответы на вопросы самоконтроля. Проверка правильности заполнения таблицы.

6

Неолиберализм. Монетаризм как альтернатива кейнсианству.

9

1

-

Нет

Подготовка сопоставительных данных по теоретическим и практическим аспектам кейнсианства и монетаризма.

(8 часа)

Оценка усвоения знаний на текущих консультациях. Проверка содержания таблицы.

7.

Институциональное направление в мировой экономической мысли.

6

1

-

Нет

Классификация этапов становления и развития институционализма и его современных направлений. Изучение институциональных особенностей трансформируемой экономики России. Изучение первоисточников, заполнение таблицы. (5 часа)

Собеседование по вопросам темы на межсессионных консультациях, проверка выполнения домашних заданий.

Итого:

89

КСР

1

ВСЕГО:

90

8

0

81

Темы для самостоятельного изучения: Экономическая мысль древнего мира и средних веков. Идеи классической политической экономии в учениях Мальтуса, Милля, Сэя. Экономическая мысль России второй половины ХIХ – начала ХХ века. Историческая школа. Российская экономическая мысль советского и постсоветского периода.

Указания к перезачету и переаттестации

При обучении по сокращенным программам (дисциплина в целом, разделы и темы)

Формы контроля

5 и 9-я недели – проставление результатов межсессионной аттестации;

7, 10, 13 недели – проведение коллоквиумов по основным экономическим теориям (классическая политэкономия, маржинализм, институционализм).

Письменные контрольные работы: 1 –я работа (6-я неделя) «Единство и различие взглядов А.Смита и Д.Рикардо как причина дальнейшего развития классической политэкономии», 2-я работа (12 неделя) «Кейнсианство и монетаризм: какая теория более научна и практична?»

Итоговый контроль по дневной и заочной формам обучения – сдача зачёта; рейтинговая оценка знаний (приложение 2).

Заочная форма обучения ускоренное на базе среднего профессионального

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Экономическая мысль периода генезиса капитализма.

16

1

-

Нет

Конспектирование первоисточников. Заполнение таблицы

«Основные экономические теории и школы прошлого и современности» (15 ч.)

Проверка усвоения знаний по темам дисциплины на консультациях

2

Классическая политическая экономия. Экономичес-кая система А. Смита и Д. Рикардо

17

2

-

Нет

Изучение взглядов и идей последователей классиков и их критиков. Знакомство с учениями представителей исторической школы (15 ч.)

Проверка правильности составления таблицы на текущих консультациях.

3

Марксистская политическая экономия. Структура и логика «Капитала»

20

2

-

нет

Знакомство с социалистическими учениями как источником марксистской теории Работа с первоисточниками, заполнение таблицы. Анализ причин и условий распространения марксизма в России. Анализ результатов практической реализации идей марксизма в России и других странах (18 ч.)

Консультирование по вопросам темы. Тестирование.

4

Маржинализм. Австрийская школа. Учение неоклассиков.

11

1

-

Нет

Анализ социально-экономических условий возникновения маржинализма как альтернативы марксизму и исторической школы. Заполнение таблицы, изучение первоисточников по материалам хрестоматии. Характеристика экономической мысли России 2-й половины Х1Х века. (10 часа)

Проверка на консультациях уровня усвоения материала. Тестирование.

5

Экономическая система Дж. М. Кейнса и её значение в мировой экономической мысли.

10

2

-

Нет

Выяснение правомерности оценки кейнсианского учения как революции в мировой экономической мысли. Изучение содержания некейнсианства и практической реализации кейнсианства. (8 часа)

Ответы на вопросы самоконтроля. Проверка правильности заполнения таблицы.

6

Неолиберализм. Монетаризм как альтернатива кейнсианству.

9

1

-

Нет

Подготовка сопоставительных данных по теоретическим и практическим аспектам кейнсианства и монетаризма.(8 часа)

Оценка усвоения знаний на текущих консультациях. Проверка содержания таблицы.

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

7.

Институциональное направление в мировой экономической мысли.

6

1

-

Нет

Классификация этапов становления и развития институционализма и его современных направлений. Изучение институциональных особенностей трансформируемой экономики России. Изучение первоисточников, заполнение таблицы. (5 часа)

Собеседование по вопросам темы на межсессионных консультациях, проверка выполнения домашних заданий.

Итого:

89

КСР

1

ВСЕГО:

90

10

0

81

Темы для самостоятельного изучения: Экономическая мысль древнего мира и средних веков. Идеи классической политической экономии в учениях Мальтуса, Милля, Сэя. Экономическая мысль России второй половины ХIХ – начала ХХ века. Историческая школа. Российская экономическая мысль советского и постсоветского периода.

Указания к перезачету и переаттестации

При обучении по сокращенным программам (дисциплина в целом, разделы и темы)

Формы контроля

5 и 9-я недели – проставление результатов межсессионной аттестации;

7, 10, 13 недели – проведение коллоквиумов по основным экономическим теориям (классическая политэкономия, маржинализм, институционализм).

Письменные контрольные работы: 1 –я работа (6-я неделя) «Единство и различие взглядов А.Смита и Д.Рикардо как причина дальнейшего развития классической политэкономии», 2-я работа (12 неделя) «Кейнсианство и монетаризм: какая теория более научна и практична?»

Итоговый контроль по дневной и заочной формам обучения – сдача зачёта; рейтинговая оценка знаний (приложение 2).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для специальности 080111 «Маркетинг» специализация 15 «Организация маркетинга на предприятии» цикл дисциплин факультативы (фтд)

    Рабочая программа
    Рабочая программа «Мировая экономика» цикла факультативных дисциплин (ФТД) составлена на основании требований Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и
  2. Отчет о результатах самообследования (4)

    Публичный отчет
    КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
  3. Отчет о результатах самообследования основных видов деятельности института за период 2004 2009 годы

    Публичный отчет
    В соответствии с графиком Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в апреле 2009 года Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский социально-экономический институт»
  4. Отчет о результатах самообследования Западно-Уральского филиала

    Публичный отчет
    Цель настоящего отчета – представить для последующего анализа данные, всесторонне характеризующие деятельность Западно-Уральского филиала Негосударственного образовательного учреждения «Московская международная высшая школа бизнеса
  5. Г. Р. Державина университетский образовательный стандарт (3)

    Образовательный стандарт
    1.1. Университетский образовательный стандарт составлен на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061500 «Маркетинг», утвержденного 23 марта 2 г.

Другие похожие документы..