Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальність теми. Збереження культурної спадщини людства та вирішення глобальних екологічних проблем є обов'язковими умовами існування та розвитку л...полностью>>
'Программа'
Практика является неотъемлемой составной частью общей системы подготовки студентов высшего профессионального образования по специальности 230500 социа...полностью>>
'Реферат'
Многие грибы обладают не только ценными пищевыми, но и лечебными свойствами. В последние десятилетия грибами стали интересоваться как источником анти...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образователь...полностью>>

Московский экономико-правовой институт (6)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ

ИНСТИТУТ

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 061100 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ)

Москва 2004

Обсужден на заседании кафедры менеджмента организации.

Протокол № 1 от 03.09.2004 г.

Одобрен Научно-методическим советом МЭПИ

Протокол № _______ от «___»____________2004 г.

Составитель: Степичев М.М., кандидат технических наук, доцент

Рецензент:

Управление качеством: Учебно-методический комплекс/Сост.: Степичев М.М. – М.: МЭПИ, 2004. – 17 с.




Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2000 г. (специальность 061100 – «Менеджмент организации»). Он определяет объем знаний по управлению качеством, содержит тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения и рекомендации по методическому обеспечению всех видов учебной работы.

                  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины

Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.

Цель преподавания дисциплины

Курс «Управление качеством» является одним из основных в системе экономического и управленческого образования. В нем рассматриваются общие вопросы построения и функционирования системы управления качеством, исследуются особенности индивидуального и общественного воспроизводства и места качества в нем, микро- и макроэкономические модели, а также раскрываются способы практического применения методов управления качеством в хозяйственной деятельности. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с фундаментальными понятиями и инструментарием экономического анализа, основами современной экономической науки.

Дисциплина «Управление качеством» дает студентам знания, которые позволят им:

  • понять сущность качества и зависимость между производством и реализацией качественной продукции и эффективностью производства;

  • овладеть достижениями теории и практики менеджмента качества;

  • определить роль и содержание квалиметрии как науки;

  • уяснить методологические основы управления качеством;

  • освоить систему качества, соответствующую международным стандартам;

  • уметь оценивать способности предприятия производить продукцию с необходимым качеством.

Задачи изучения дисциплины

В результате изучения курса «Управление качеством» студенты должны:

иметь представление о закономерностях и особенностях поведения хозяйственных субъектов в современной рыночной (смешанной) экономике; о путях практического использования выводов и рекомендаций экономической науки в деятельности по управлению качеством фирм и государства, обеспечении сбалансированного социально–экономического развития страны на основе совершенствования государственных стандартов; о роли и месте данного курса в системе гуманитарных, общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин;

знать систему экономических категорий и законов; сущность и содержание таких понятий, как: экономические отношения, качество, система управления качеством, уровень качества, блага, потребности, ресурсы, экономический выбор; методы анализа экономических процессов и явлений; современную систему всеобщего управления качеством; механизм управления качеством в производстве; формы проявления макроэкономической нестабильности и основные направления стабилизационной политики государства; методы регулирования национального хозяйства; пути достижения нового качества экономического роста;

уметь творчески применять полученные знания для обоснования стратегии и тактики деятельности хозяйственного звена; исследовать, выявлять и обосновывать пути повышения экономической эффективности деятельности в современных условиях; самостоятельно анализировать и оценивать состояние экономической конъюнктуры; выявлять и обосновывать пути повышения эффективности системы управления качеством.

иметь навыки анализа равновесия в потреблении и производстве; исследования динамики производственных процессов в рамках хозяйственного звена; разработки практических рекомендаций по совершенствованию деятельности фирм в области повышения качества; обоснования стратегии предприятия, функционирующего в условиях различных форм конкуренции.

Программа соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (2004 г.).

Основными формами освоения дисциплины являются лекции, семинары, самостоятельная работа. Студенты готовят доклады, фиксированные выступления, рефераты.

Самостоятельная работа студентов включает: проработку лекционного материала, подготовку к семинарским занятиям, выполнение индивидуальных заданий.

Текущий контроль предназначен для проверки хода качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Итоговой формой контроля является экзамен, проводимый в период экзаменационной сессии.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Качество как экономическая категория

Количественная оценка качества продукции (работ, услуг). Методы изучения качества продукции (работ, услуг). Пирамида качества. Циклы «петли качества». Историко-производственные факторы качества. Контроль качества. Методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Свойства продукции, необходимые для оценки ее качества (технические, эстетические, эксплуатационные). Значение и роль Академии проблем качества РФ в формировании современного представления о качестве как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.

Тема 2. Сущность и категории управления качеством

Определение «управление качеством». Вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку теории управления качеством. Связь управления качеством с понятиями: система, среда, цель, программа. Концепции менеджмента качества. Основные категории управления качеством и их характеристики. Основные направления совершенствования менеджмента качества. Система управления качеством. Система всестороннего управления качеством продукции. Система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Формы обучения по качеству.

Тема 3. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством

История возникновения управления качеством в России. Организационные структуры и функции службы качества на предприятии. Общие вопросы эволюции проблем качества в регионах мира. Единый подход к управлению качеством в мировом сообществе. Управление качеством в США. Опыт управления качеством в Японии. Европейский опыт управления качеством. Различия в подходах к управлению качеством в США, Европе и Японии. Всеобщее управление качеством. Международный стандарт ИСО-9000. Основные задачи, которые стоят перед отечественными предприятиями по выполнению требований ИСО-9000. Национальные премии по качеству и их категории. Европейская премия по качеству. Самооценка фирм по качеству выпускаемой продукции.

                  Тема 4. Стандартизация. Организационно-правовые основы стандартизации

Понятие и цели стандартизации. Законодательство РФ о стандартизации. Нормативные документы по стандартизации, международные стандарты и условия их применения на территории РФ. Госстандарты и авторское право. Понятие авторского права и права организации на использование разработанных стандартов. Финансирование работ по стандартизации и стимулирование применения госстандартов. Госконтроль и надзор за обеспечением требований стандартов.

Тема 5. Сертификация продукции в системе качества

Понятие сертификации продукции. Схемы проведения сертификации третьей независимой стороной. Преимущества сертифицированной продукции. Законодательство РФ по сертификации. Взаимоотношения субъектов сертификации. Последовательность проведения процедур по сертификации. Этапы проведения сертификации. Система сертификации ГОСТ РФ. Международная практика по проведению сертификации.

Тема 6. Метрология. Организационно-правовые основы метрологии

Понятие метрологии. Законодательство РФ по метрологии. Обеспечение единства измерений в РФ. Лицензирование деятельности в области изготовления, ремонта и продажи средств измерений. Проверка средств измерений. Государственный метрологический надзор (ГМН). Калибровка средств измерений. Отличие калибровки от проверки. Международная организация по метрологии. Маркировка товаров. Права потребителей на приобретение продукции соответствующего качества. Законодательство РФ о правах потребителей.

Тема 7. Управление затратами по обеспечению качества

Этапы формирования и виды затрат на качество. Конкретизация принципа гарантии качества по конкретным исполняющим подразделениям. Информационная база анализа затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество продукции (индексный, функционально-стоимостной анализ брака и потерь от брака).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(очная форма обучения – 7 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Качество как экономическая категория

10

4

2

2

6

2

Сущность и категории управления качеством

18

12

8

4

6

3

Отечественный и зарубежный опыт управления качеством

16

8

6

2

8

4

Стандартизация. Организационно-правовые основы стандартизации

14

10

6

4

4

5

Сертификация продукции в системе качества

20

12

8

4

8

6

Метрология. Организационно-правовые основы метрологии

20

12

8

4

8

7

Управление затратами по обеспечению качества

18

10

6

4

8

Экзамен

Всего за семестр

116

68

44

24

48

Итого за дисциплину

116

68

44

24

48

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(очно-заочная форма обучения – 10 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Качество как экономическая категория

10

2

1

1

8

2

Сущность и категории управления качеством

18

6

4

2

12

3

Отечественный и зарубежный опыт управления качеством

16

4

3

1

12

4

Стандартизация. Организационно-правовые основы стандартизации

14

4

3

1

10

5

Сертификация продукции в системе качества

20

6

4

2

14

6

Метрология. Организационно-правовые основы метрологии

20

6

4

2

14

7

Управление затратами по обеспечению качества

18

4

3

1

14

Экзамен

Всего за семестр

116

32

22

10

84

Итого за дисциплину

116

32

22

10

84

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(заочная форма обучения – 9 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Качество как экономическая категория

10

1

0,5

0,5

9

2

Сущность и категории управления качеством

18

2,5

2

0,5

15,5

3

Отечественный и зарубежный опыт управления качеством

16

2,5

2

0,5

13,5

4

Стандартизация. Организационно-правовые основы стандартизации

14

2

1,5

0,5

12

5

Сертификация продукции в системе качества

20

3

2

1

17

6

Метрология. Организационно-правовые основы метрологии

20

2,5

2

0,5

17,5

7

Управление затратами по обеспечению качества

18

2,5

2

0,5

15,5

Контрольная работа

Экзамен

Всего за семестр

116

16

12

4

100

Итого за дисциплину

116

16

12

4

100

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(на базе высшего образования – 5 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Качество как экономическая категория

10

2

1

1

8

2

Сущность и категории управления качеством

18

4

3

1

14

3

Отечественный и зарубежный опыт управления качеством

16

4

3

1

12

4

Стандартизация. Организационно-правовые основы стандартизации

14

4

3

1

10

5

Сертификация продукции в системе качества

20

5

3

2

15

6

Метрология. Организационно-правовые основы метрологии

20

5

4

1

15

7

Управление затратами по обеспечению качества

18

4

3

1

14

Экзамен

Всего за семестр

116

28

20

8

88

Итого за дисциплину

116

28

20

8

88

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(на базе среднего профессионального образования – 4 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Качество как экономическая категория

10

2

1

1

8

2

Сущность и категории управления качеством

18

3

2

1

15

3

Отечественный и зарубежный опыт управления качеством

16

3

2

1

13

4

Стандартизация. Организационно-правовые основы стандартизации

14

3

2

1

11

5

Сертификация продукции в системе качества

20

5

3

2

15

6

Метрология. Организационно-правовые основы метрологии

20

5

4

1

15

7

Управление затратами по обеспечению качества

18

3

2

1

15

Экзамен

Всего за семестр

116

24

16

8

92

Итого за дисциплину

116

24

16

8

92

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Сущность и категории управления качеством

Вопросы для обсуждения:

  1. Содержание управления качеством.

  2. Категории управления качеством.

  3. Основные термины в системе качества.

Литература:

Основная:

  1. Ильенкова С. Управление качеством. М., 1999.

  2. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Учебник. М., 1999

Дополнительная:

  1. Гиссин В. Управление качеством продукции. Учебное пособие. М., 2000.

  2. Корнеева Т.В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. М., 1990.

  3. Крылова Г. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник. М., 1999.

  4. Швандар В. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М., 1999.

Тема 2. Сертификация продукции

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и значение сертификации продукции.

  2. Схемы сертификации.

  3. Последовательность процедур сертификации.

  4. Последовательность процедур инспекционного контроля за сертификационной системой качества.

Литература:

Основная:

  1. Ильенкова С. Управление качеством. М., 1999.

  2. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Учебник. М., 1999

Дополнительная:

  1. Гиссин В. Управление качеством продукции. Учебное пособие. М., 2000.

  2. Корнеева Т.В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. М., 1990.

  3. Крылова Г. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник. М., 1999.

  4. Швандар В. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М., 1999.

Тема 3. Метрология

Вопросы для обсуждения:

  1. Обеспечение единства измерений в РФ.

  2. Лицензирование деятельности в области средств измерений.

  3. Международный опыт по организации метрологии.

Литература:

Основная:

  1. Ильенкова С. Управление качеством. М., 1999.

  2. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Учебник. М., 1999

Дополнительная:

  1. Гиссин В. Управление качеством продукции. Учебное пособие. М., 2000.

  2. Корнеева Т.В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. М., 1990.

  3. Крылова Г. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник. М., 1999.

  4. Швандар В. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М., 1999.

Тема 4. Маркировка товаров

Вопросы для обсуждения:

1. Основные термины по маркировке и их содержание.

2. Коды товарных знаков.

3. Предупредительные маркировки опасных веществ и материалов.

4. Экологические маркировки

Литература:

Основная:

  1. Ильенкова С. Управление качеством. М., 1999.

  2. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Учебник. М., 1999

Дополнительная:

  1. Гиссин В. Управление качеством продукции. Учебное пособие. М., 2000.

  2. Корнеева Т.В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. М., 1990.

  3. Крылова Г. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник. М., 1999.

  4. Швандар В. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М., 1999.

Тема 5. Анализ затрат на обеспечение качества

Вопросы для обсуждения:

1. Виды затрат на качество продукции.

2. Функционально-стоимостной анализ затрат на качество.

3. Индексный метод анализа затрат на качество.

4. Анализ брака и потерь от брака.

Литература:

Основная:

  1. Ильенкова С. Управление качеством. М., 1999.

  2. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Учебник. М., 1999

Дополнительная:

  1. Гиссин В. Управление качеством продукции. Учебное пособие. М., 2000.

  2. Корнеева Т.В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. М., 1990.

  3. Крылова Г. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник. М., 1999.

  4. Швандар В. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М., 1999.

ТЕМЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

  1. Понятие качества продукции (работ, услуг).

  2. Содержание квалиметрии как науки о качестве.

  3. Сущность измерения качества в квалиметрии.

  4. Квалиметрическая модель качества.

  5. Проблемы качества.

  6. Конкурентоспособность и качество.

  7. Сущность управления качеством.

  8. Основные категории управления качеством.

  1. Отечественный опыт управления качеством.

  2. Зарубежный опыт управления качеством.

  3. Принципы и цели стандартизации.

  4. Критерии национальных премий по качеству.

  5. Понятие и цели стандартизации.

  6. Законодательство РФ о стандартизации.

  7. Государственный метрологический надзор и его функции.

  8. Законодательство РФ об обеспечении единства измерений и его особенности.

  9. Понятие сертификации продукции.

  10. Принципы сертификации.

  11. Этапы проведения сертификации системы качества.

  12. Последовательность проведения сертификации.

  13. Преимущества сертификации продукции.

  14. Международная практика по сертификации продукции.

  15. Нормативная база сертификации системы качества.

  16. Аккредитация органов сертификации систем качества по видам экономической деятельности.

  17. Общая характеристика маркировки товаров.

  18. Предупредительные маркировки.

  19. Экологические маркировки.

  20. Закон РФ «О защите прав потребителей».

  21. Этапы формирования и виды затрат на качество.

  22. Распределение ответственности по формированию затрат на качество между подразделениями фирмы.

  23. Методы анализа затрат на качество.

  24. Информационная база анализа затрат.

  25. Экономическая эффективность новой продукции.

  26. Функционально-стоимостной анализ затрат на качество.

  27. Индексный метод анализа затрат на качество.

  28. Управление затратами на качество в процессе проектного анализа.

  29. Анализ технических параметров изделия для оценки его конкурентоспособности.

  1. Задачи организационного анализа в системе управления качеством.

  2. Цель проведения социального анализа в системе управления качеством.

  3. Роль экономического анализа в системе управления качеством.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
  1. Понятие качества, субъективное восприятие качества.

  2. Понятия "характеристика", "свойство" и «объект».

  3. Система качества, количественные характеристики для оценки и определения степени качества.

  4. Экономические аспекты качества. Целью управления качеством.

  5. Затраты на качество Классификация затрат.

  6. Метод калькуляции затрат на качество.

  7. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.

  8. Метод определения потерь из-за низкого качества.

  9. Экономическая эффективность улучшения качества.

  10. Эволюция методов обеспечения качества.

  11. Развитие и становление элементов управления качества в России.

  12. Историческая последовательность развития управления качеством в России.

  13. Дать понятие «Управление качеством продукции», «технический контроль».

  14. Виды технического контроля.

  15. Контроль качества, цель контроля качества.

  16. Организация работы в области качества.

  17. Области применения статистических методов управления качеством.

  18. Системный подход к управлению качеством.

  19. Система БИП. Достоинства и недостатки. Системы.

  20. Система бездефектного труда (СБТ).

  21. Система КАНАРСПИ.

  22. Система НОРМ.

  23. Комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП).

  24. Факторы, оказывающие влияние на качество продукции.

  25. Принцип четырех "Х".

  26. Концепции всеобщего управления качеством.

  27. Японская концепция уровней качества.

  28. Эффективность всеобщего управления качеством, чем она определяется.

  29. Приемы и средства, используемые для всеобщего управления качеством.

  30. Модель и критерии оценки деятельности компании.

  31. Внедрение методов всеобщего качества в России.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей». М, 1999.

  2. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Сборник законов РФ. М., 2000.

  3. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. ГОСТ Р 1.0-92. Сборник законов РФ. М., 2000.

  4. Все о качестве. Зарубежный опыт. М., 1999.

  5. Ильенкова С. Управление качеством. М., 1999.

  6. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Учебник. М., 1999.

Дополнительная литература

  1. Гиссин В. Управление качеством продукции. Учебное пособие. М., 2000.

  2. Корнеева Т.В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. М., 1990.

  3. Крылова Г. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник. М., 1999.

  1. Швандар В. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М., 1999.

  2. Газеты: «Российская газета», «Экономика и жизнь».

Журналы: «Стандартизация и бизнес», «Стандарты и качество».

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………...

3

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….

5

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ……………………………………………………………

7

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………………..

12

ТЕМЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ……………………………...

14

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………...

15

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………..

16



















Лицензия на издательскую деятельность

Комитета Российской Федерации по печати

Серия ЛР № 071814 от 10.03.1999 г.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Московский экономико-правовой институт



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Московский экономико-правовой институт (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Потребность и необходимость в антикризисном управлении.
  2. Московский экономико-правовой институт (5)

    Учебно-методический комплекс
    Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента;
  3. Московский экономико-правовой институт (9)

    Лекция
    Исто­рия государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отно­шение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.
  4. Московский экономико-правовой институт (2)

    Учебно-методический комплекс
    Функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая
  5. Московский экономико-правовой институт (3)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; инструментарии функциональных задач; алгоритмизация и программирование;

Другие похожие документы..