Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 09 Вычислительные машины, системы и сети По специальности 220201 Управление и информатика в технических системах
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»
УТВЕРЖДАЮ
Т.В. Маркелова
« 17 » июня 2009 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине | ОПД.Ф.09 Вычислительные машины, системы и сети |
По специальности | 220201 – Управление и информатика в технических системах |
Факультет | Цифровых систем и технологий |
Кафедра | Автоматизации полиграфического производства |
Форма обучения | Курс | Семестр | Трудоемкость дисциплины в часах | Форма итогового контроля | |||||||
Всего часов | Аудиторных часов | Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | Курсовая работа | Курсовой проект | Самостоятельная работа | ||||
Очная | 4 | 7 | 170 | 85 | 51 | 34 | 85 | Экзамен | |||
Очно-заочная | 4 | 8 | 170 | 51 | 17 | 34 | 119 | Экзамен | |||
Заочная |
Москва – 2009 г.
Составитель: | Агеев В.Н., докт. техн. наук, профессор |
Рецензент: | |
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Автоматизация полиграфического производства» 25.05.09 , протокол № 12 .
Зав. кафедрой Самарин Ю.Н.
Одобрена Советом факультета цифровых систем и технологий 02.06.09 , протокол № 10 .
Председатель Винокурова О.А.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Вычислительные машины, системы и сети» – научить студентов квалифицированно использовать вычислительные машины (ВМ) для решения инженерно-научных задач, получить навыки проектирования средств автоматики и систем управления на основе ВМ и микроконтроллеров; развить умение оценивать и выбирать соответствующие типы микроконтроллеров для решения конкретных задач.
Частные цели – обучение практическим навыкам работы с микропроцессорными системами и микроконтроллерами.
Основной задачей изучения дисциплины является овладение методами:
построения и использования информационных моделей;
построения информационных систем управления базами данных;
разработки информационных систем, включая технико-экономическое обоснование проекта, разработку концепции, технического задания, задачи проектных стадий;
формализации комплексной задачи автоматизации управления и выполнения ее декомпозиции для последующей разработки информационных систем управления;
решения важнейших практических задач разработки информационных систем.
1.2. Требования к уровню освоения
содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
основные принципы организации вычислительных машин, систем и сетей;
многоуровневую организацию вычислительных процессов;
классификацию и состав средств вычислительной техники;
принципы построения основных устройств ВМ;
интерфейсы ВМ;
архитектурные и конструктивные принципы построения компьютеров (персональных ВМ);
микропроцессорные комплекты, микроконтроллеры, сигнальные процессоры, периферийные БИС;
владеть:
специальной терминологией в области вычислительной техники;
принципами и методами программирования микропроцессорных систем;
принципами и методами организации работы с микроконтроллерами;
уметь:
оценивать производительность и стоимость ВМ и систем;
выбирать средства при проектировании систем автоматизации и управления;
программировать и отлаживать системы с микроконтроллерами.
1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем),
усвоение которых студентами необходимо
для изучения данной дисциплины
Дисциплина «Вычислительные машины, системы и сети» основывается на знаниях:
математического анализа;
теории вероятности;
математической статистики;
методов алгоритмизации и программирования;
сетевых технологий.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Наименование тем, их содержание и объем в часах
Наименование тем | Общая трудоемкость (часов) | |||
Аудиторные занятия (всего часов) | Лекции | Практические занятия (семинары) | Лабораторные занятия | |
Тема 1. Введение в дисциплину | 2 | 2 | ||
Тема 2. Модели вычислений | 8 | 4 | 4 | |
Тема 3. Понятия о функциональной, структурной организации и архитектуре вычислительных машин | 8 | 8 | ||
Тема 4. Системы памяти | 14 | 6 | 8 | |
Тема 5. Современные микропроцессоры, тенденции развития | 10 | 6 | 4 | |
Тема 6. Микроконтроллеры, тенденции развития | 12 | 6 | 6 | |
Тема 7. Периферийные устройства | 10 | 6 | 4 | |
Тема 8. Персональные компьютеры | 10 | 6 | 4 | |
Тема 9. Особенности организации рабочих станций и серверов | 7 | 3 | 4 | |
Тема 10. Телекоммуникации и компьютерные сети | 4 | 4 | ||
Итого | 85 | 51 | 34 |
2.2. Содержание тем дисциплины
Тема 1. Введение в дисциплину
Структура дисциплины «Вычислительные машины, системы и сети», ее место в программе профессиональной подготовки. Основные понятия, принципы построения и характеристики вычислительных машин. Краткий обзор истории развития вычислительной техники. Средства вычислительной техники – основа построения автоматических и автоматизированных систем управления.
Тема 2. Модели вычислений
Системы счисления. Представление чисел в ЭВМ. Обратные и дополнительные коды. Выполнение арифметических операций с двоичными числами. Многоуровневая организация вычислительных процессов. Аппаратные и программные средства, классификация, назначение.
Тема 3. Понятия о функциональной, структурной организации и архитектуре вычислительных машин
Понятие процессора. Система команд ВМ: форматы команд, способы адресации и списки операций. Принципы работы устройств управления процессоров. Классификация и особенности организации современных процессорных устройств (СISC-, RISC-, VLIW-, суперскалярные и суперконвейерные процессоры). Основные характеристики ВМ, методы оценки. Влияние технологии производства интегральных схем на архитектуру и характеристики ВМ. Классификация ВМ. Проблемы организации обмена данными между устройствами ВМ. Основы организации системы прерываний. Многоуровневые прерывания. Векторное прерывание. Организация систем ввода-вывода, периферийные устройства.
Тема 4. Системы памяти
Средства реализации памяти, архитектурные методы повышения производительности. Иерархическая организация памяти в ВМ. Классификация и сравнительная характеристика запоминающих устройств. Оперативное запоминающее устройство, принципы организации. Организация прямого доступа к памяти. КЭШ-память, принципы организации, оценки влияния на производительность. Внешние запоминающие устройства на магнитных носителях. Принципы построения внешних запоминающих устройств. Системы адресации, используемые в различных типах внешних запоминающих устройств.
Тема 5. Современные микропроцессоры, тенденции развития
Архитектурные особенности современных микропроцессорных систем (МПС). Базовая структура, основные характеристики. Программное обеспечение и проектирование МПС. Особенности программного обеспечения МПС. Состав и основные компоненты программных систем.
Тема 6. Микроконтроллеры, тенденции развития
Микроконтроллеры (однокристальные микроЭВМ) и цифровые процессоры обработки сигналов с аналоговыми устройствами ввода-вывода. Стандартные периферийные БИС. Типовой состав и основные характеристики типовых комплектов. Основы их применения. Особенности проектирования средств автоматики на основе микроконтроллеров.
Тема 7. Периферийные устройства
Типы и основные принципы построения периферийных устройств. Организация ввода-вывода, прерывания. Унификация средств обмена и интерфейсы ВМ. Принципы организации устройств сопряжения ВМ с объектом в системах управления.
Тема 8. Персональные компьютеры
Принцип открытой архитектуры. Шины, влияние на производительность. Системный контроллер и контроллер шин. Организация внутримашинных обменов.
Тема 9. Особенности организации рабочих станций и серверов
Многомашинные комплексы. Стандартные интерфейсы для связи компьютеров. Многопроцессорные системы, оценки производительности. Вычислительные системы. Повышение производительности за счет параллельной обработки. Ограничения.
Тема 10. Телекоммуникации и компьютерные сети
Централизованные и распределенные системы обработки данных. Классификация и тенденции развития систем обработки данных. Вычислительный комплекс, система, сеть – как развитие понятия ВМ в процессе эволюции средств вычислительной техники. Влияние сетевых технологий на архитектуру компьютеров. Комплексирование информационных и управляющих систем. Основные понятия о телекоммуникационных вычислительных сетях. Принципы построения локальных вычислительных сетей. ЛВС – магистральное направление развития информационно-управляющих систем с распределенной обработкой данных.
2.3. Лабораторные занятия, их наименование
и объем в часах
№ п/п | Наименование лабораторных занятий | Объем в часах |
1 | 2 | 3 |
1 | Арифметические операции с двоичными числами | 4 |
2 | Синтез комбинационных одновыходных логических схем | 4 |
3 | Синтез комбинационных многовыходных логических схем | 4 |
Окончание таблицы
1 | 2 | 3 |
4 | Синтез цифрового автомата | 8 |
5 | Программирование микроконтроллера | 6 |
6 | Программирование последовательного порта ПК | 4 |
7 | Организация локальной вычислительной сети | 4 |
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01. 01 «Инженерная и компьютерная графика» для специальности 220201 Управление и информатика в технических системах
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» составлен для очного обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2 г.Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (4)
Публичный отчетПодготовка специалистов в области автоматизации и управления в университете осуществляется с 1977 года сначала в рамках специальности 0639 со специализацией по автоматизации технологических процессов полиграфии; с 1986 года с заменойОтчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей»
Публичный отчетПодготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» ведется в Воронежской государственной академии с 2006 года.Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260303 Технология молока и молочных продуктов
Публичный отчетПодготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 260303 – Технология молока и молочных продуктов ведется в Воронежской государственной академии с 1963 года в соответствии с ПриказомОтчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (2)
Публичный отчетСпециальность 230102.65 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления» открыта в МГУП в 1995/96 учебном году приказом Минобразования России № 404 от 22.