Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательный стандарт'
Федеральный государственный образовательный стандарт разработан федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального обр...полностью>>
'Пояснительная записка'
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 5 мая 2011 года в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.065.03 при Ижевском государственном техническом университете...полностью>>
'Сценарий'
Алладин. Но для начала, неплохо бы поесть, Ты тоже можешь здесь присесть. Джин. Благодарю, властитель! Я, сидя в лампе, как назло, Не ел и хлебной кр...полностью>>

Программа развития конкуренции в белгородской области на 2010-2012 годы (2)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

Правительство Белгородской области

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2010-2012 ГОДЫ

Белгород – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт

3

Введение

6

1. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды в приоритетных сферах, на ключевых рынках товаров, работ, услуг Белгородской области и основные меры, принимаемые для ее улучшения

7

1.1. Анализ конкурентной среды и мер, принимаемых для развития конкуренции в области

7

1.2. Развитие предпринимательства

1.3. Оценка состояния конкуренции в агропродовольственном комплексе

15

1.4. Оценка состояния конкуренции в розничной торговле

17

1.5. Оценка состояния конкуренции в сфере розничной реализации нефтепродуктов

18

1.6. Оценка состояния конкуренции в розничной торговле фармацевтической и медицинской продукцией

20

1.7. Оценка состояния конкуренции в строительстве

21

1.8. Оценка состояния конкуренции в сфере пассажирских городских и междугородних перевозок

23

1.9. Оценка состояния конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи

24

1.10. Оценка состояния конкуренции в жилищно-коммунальном комплексе

26

1.11. Оценка состояния конкуренции в здравоохранении

28

1.12. Оценка состояния конкуренции в образовании

30

1.13. Оценка состояния конкуренции в сфере культуры и искусства

32

2. Цель и задачи по развитию конкуренции в целом по области и по приоритетным сферам, сроки реализации Программы

33

3. Система программных мероприятий по развитию конкуренции

38

3.1. Совершенствование нормативной правовой базы области, регулирующей вопросы конкуренции

38

3.2. Сокращение административных барьеров

39

3.3. Развитие государственного и муниципального заказов

41

3.4. Сокращение прямого участия органов государственной власти и местного самоуправления в хозяйственной деятельности

43

3.5. Повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

44

3.6. Обеспечение доступа к информации о региональных рынках для привлечения новых участников, оказание информационной и финансовой поддержки участникам рынков

46

3.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

51

3.8. Развитие инфраструктуры

55

3.9. Антимонопольное регулирование

56

3.10. Мониторинг результативности и эффективности конкурентной политики

58

3.11. Электронная гиперссылочная матрица мероприятий Программы

59

3.12 Приоритетный проект «Развитие конкуренции на агропродовольственном рынке Белгородской области»

61

4. Ресурсное обеспечение Программы

62

5. Механизм реализации Программы, контроль за ходом ее реализации

62

6. Оценка эффективности и результативности реализации Программы

64

ПАСПОРТ

Программы развития конкуренции в

Белгородской области на 2010-2012 годы

Наименование

Программы

-

Программа развития конкуренции в Белгородской области на 2010-2012 годы

Основание

для разработки

Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р, которым утверждена Программа развития конкуренции в Российской Федерации

Государственный

заказчик Программы

-

правительство Белгородской области

Представитель

государственного

заказчика

-

департамент экономического развития Белгородской области

Руководитель

Программы

-

Левченко Александр Александрович - начальник департамента экономического развития Белгородской области - заместитель председателя правительства Белгородской области

Разработчик

Программы

-

департамент экономического развития Белгородской области

Цель Программы

-

формирование благоприятной для развития предпринимательства конкурентной среды посредством реализации эффективной конкурентной политики, основанной на сбалансированном применении защитных механизмов и механизмов развития конкуренции, в целях расширения доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки и наиболее полного удовлетворения потребностей общества в товарах, работах, услугах

Основные задачи Программы

-

совершенствование областной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы конкуренции в различных сферах, формирование нормативно-правовых и организационных условий и механизмов, направленных на недопущение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, совершенствование, повышение прозрачности земельных отношений;

упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности, сокращение барьеров (финансовых, правовых, информационных, административных, организационных) входа на региональный и локальные рынки для новых товаропроизводителей, развитие конкурирующих производств, устранение ограничений для перемещения товаров, повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

развитие государственного и муниципального заказов, расширение доступа к ним хозяйствующих субъектов, совершенствование и расширение системы электронных торгов;

сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, создание на территории области единого информационно-коммуникационного пространства посредством внедрения региональной информационно-аналитической системы, создание телекоммуникационной инфраструктуры муниципальных образований области в сети связи единого информационно-телекоммуникационного пространства правительства области;

обеспечение доступа к информации о региональных рынках для привлечения новых участников, оказание информационной и финансовой поддержки участникам рынков;

привлечение на товарные рынки субъектов малого и среднего предпринимательства, дальнейшее развитие данного сектора;

развитие инновационной, логистической, торговой, дорожной, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности;

совершенствование антимонопольного регулирования экономики;

осуществление мониторинга результативности и эффективности конкурентной политики

Сроки реализации

-

2010-2012 годы

Исполнители и

участники Программы

-

органы исполнительной власти Белгородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, предприятия, организации и учреждения Белгородской области

Основные целевые

показатели и

ожидаемые результаты

реализации Программы

-

увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта с 14% в 2009 году до 17% в 2012 году;

повышение уровня охвата муниципальных районов и городских округов области филиальной сетью многофункционального центра, предоставляющего государственные и муниципальные услуги, с 9% в 2009 году до 36% в 2012 году;

увеличение среднего количества участников процедуры размещения государственного заказа с 2,6 единицы в 2009 году до 3 единиц в 2012 году;

снижение количества областных государственных и муниципальных унитарных предприятий в области с 158 в 2009 году до 149 в 2012 году;

увеличение доли потребителей услуг региональной информационно-аналитической системы, подключенных к сети широкополосного доступа передачи данных в соответствии с запланированными к реализации услугами телематической связи, с 5% в 2009 году до 100% в 2012 году

ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития конкуренции является индикатором степени формирования рыночных отношений и в значительной мере обуславливает эффективность функционирования экономики. Этим определяется необходимость государственного регулирования процессов формирования конкурентной среды, реализации органами государственной власти и местного самоуправления области согласованной конкурентной политики, которая во многом определяет конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан. При этом конкурентная политика представляет собой систему ценностей и целей, а также государственно-управленческих мер, решений и действий, направленных на обеспечение и реализацию мер по стимулированию и защите конкуренции. Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Осуществление конкурентной политики выступает обязательным условием реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, которая предполагает продолжение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата.

Конкурентная среда – это совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов обнаружения и использования получения прибыли. Развитая конкурентная среда предполагает, в первую очередь, снижение до минимума барьеров входа на рынок, наличие необходимой инфраструктуры, значительного количества конкурирующих хозяйствующих субъектов, формирование правовых и организационных условий и механизмов для предупреждения, ограничения и предотвращения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, а также действий и соглашений органов власти и управления, направленных на ограничение конкуренции.

В целях повышения эффективности реализации конкурентной политики и в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России по подготовке региональных программ по развитию конкуренции, в том числе по выбору приоритетных рынков товаров, работ, услуг, а также с учетом особенностей конкурентной среды области на основе предложений органов исполнительной власти области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, общественных организаций, представляющих бизнес-сообщество, экспертов ведущих вузов области департаментом экономического развития области разработана Программа развития конкуренции в Белгородской области на 2010-2012 годы (далее - Программа), которая базируется на основных положениях Программы развития конкуренции в Российской Федерации.

Программа является основным инструментом реализации конкурентной политики в Белгородской области. В рамках ее разработки проведен анализ конкурентной среды и мер, принимаемых для ее улучшения, в том числе в приоритетных сферах и на ключевых товарных рынках. В Программе определены цель и задачи конкурентной политики в Белгородской области на среднесрочный период, система программных мероприятий, источники их финансирования, механизм реализации и оценки эффективности и результативности реализации Программы.

1. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды в приоритетных сферах, на ключевых рынках товаров, работ, услуг БЕЛГОРОДСКОЙ области и основные меры, принимаемые для ее улучшения

1.1. Анализ конкурентной среды и мер, принимаемых для развития

конкуренции в области

Негативные тенденции в экономике, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом, отрицательно сказались и на уровне некоторых индикаторов, отражающих интенсивность конкуренции в экономике. Но, несмотря на это, в целом в области прослеживаются структурные признаки развития конкуренции.

Так, в последние годы общее количество организаций, учтенных в составе регистра хозяйствующих субъектов Белгородстата, ежегодно увеличивается и на начало 2009 года составило 29,9 тыс. единиц, что на 3,8% больше, чем на 1 января 2008 года, и на 12,6% больше, чем на 1 января 2007 года. В течение 2008 года было вновь зарегистрировано 3703 организации и 883 ликвидировано, прирост составил 9,4% от общего числа предприятий и организаций.

Постоянно увеличивается количество малых предприятий. В 2007 году их число увеличилось на 6,9% и составило на 1 января 2008 года 10804 единицы (без учета микропредприятий). С учетом микропредприятий число малых предприятий составило 14047 единиц на начало 2009 года. Кроме того, увеличивается число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. За 2008 год их количество увеличилось на 12,1% и составило 44,6 тыс. человек.

Рост общего количества экономических субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью, свидетельствует о расширении конкурентных отношений и возможностях развития конкурентной среды. По отдельным видам экономической деятельности наблюдаются следующие тенденции.

Сокращается число хозяйствующих субъектов, действующих в сельском хозяйстве (-1,8% за 2008 год, число ликвидированных организаций в 2008 году превышает число созданных на 22 единицы).

Произошло сокращение числа организаций, относящихся к видам экономической деятельности «здравоохранение и предоставление социальных услуг» и «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (-55,3% и -31,2% за 2008 год соответственно). Но при этом, число вновь зарегистрированных организаций этих видов экономической деятельности в 2008 году превысило число ликвидированных на 21 и 27 единиц соответственно.

В 2008 году значительно увеличилось число предприятий и организаций строительства на 19,6%, транспорта и связи - на 14,7%, организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом - на 14,4%, предприятий, занимающихся металлургическим производством и изготовлением готовых металлических изделий - на 13,8%, предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых - на 13,7%, предприятий и организаций оптовой и розничной торговли - на 12,2%, предприятий по производству прочих неметаллических минеральных продуктов - также на 12,2 процента.

Наряду со структурными признаками развития конкуренции в области наблюдаются и функциональные признаки, которые характеризует рентабельность организаций, отражающую эффективность деятельности организаций.

Притом что вследствие влияния финансово-экономического кризиса в целом рентабельность проданной продукции в области снизилась на 0,2 процентного пункта, рентабельность активов организаций - на 1,5 процентного пункта, в 2008 году повысилась рентабельность предприятий обрабатывающих производств, образовательных и финансовых организаций. В таких видах экономической деятельности, как «добыча полезных ископаемых», «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» и «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» показатели рентабельности значительно превысили средние по области значения.

Вместе с тем, некоторое снижение рентабельности продаж и активов произошло в сельском хозяйстве, строительстве, торговле и других секторах экономики и социальной сферы.

Для развития конкуренции, сокращения барьеров входа на рынки товаров, работ, услуг и осуществления предпринимательской деятельности в Белгородской области реализуются мероприятия по развитию конкурентной среды в различных сферах экономики.

В области проводится политика, направленная на укрепление инвестиционной привлекательности, формирование низкого инвестиционного риска и благоприятного инвестиционного климата, которые во многом обуславливают состояние конкурентной среды.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию социально и экономически значимых инвестиционных проектов в приоритетных направлениях экономики области, оказывается государственная поддержка с использованием механизма государственно-частного партнерства в виде государственных гарантий Белгородской области для обеспечения исполнения обязательств по привлекаемым кредитам, субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам, льгот по налогу на имущество организаций, обеспечения подведения инженерных сетей на условиях софинансирования за счет средств инвесторов и газо- и энергоснабжающих организаций. Ведется работа по созданию Инвестиционного атласа области, обобщающего информацию, необходимую для инвесторов, и обеспечению доступа к нему посредством сети Интернет.

Рассмотрение и одобрение инвестиционных проектов, планируемых к реализации по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы, осуществляется Инвестиционным советом при губернаторе Белгородской области. Разработан порядок оценки эффективности реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов. Основными критериями отбора являются экономический, бюджетный и социальный эффекты реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов.

В целях усиления контроля за своевременным исполнением обязательств хозяйствующими субъектами области, получившими государственную поддержку, и исключения наступления права регрессного требования кредитного учреждения к казне области отраслевыми департаментами на постоянной основе осуществляются сопровождение и мониторинг реализации инвестиционных проектов, проводится текущий анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов и программ деятельности данных предприятий.

С целью сокращения государственного участия в хозяйственной деятельности с сохранением в собственности государства только того имущества, которое необходимо для осуществления государственных функций, на территории области в последние годы активно проводится политика оптимизации состава и структуры государственной и муниципальной собственности. При этом наблюдается устойчивая тенденция сокращения государственных и муниципальных унитарных предприятий, количество которых только за два года уменьшилось на 36 единиц и составило на 1 января 2009 года 207 единиц.

В государственной и муниципальной собственности, хотя и в незначительном количестве, продолжает оставаться имущество, предназначенное для предоставления в аренду хозяйствующим субъектам. Право сформировать перечни такого имущества, специально предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на долгосрочной основе и не подлежащего отчуждению из государственной и муниципальной собственности либо перепрофилированию, предоставлено органам государственной власти и местного самоуправления Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Аренда, как способ управления государственным и муниципальным имуществом, также используется в случае необходимости вовлечения в хозяйственный оборот имущества, временно неиспользуемого государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями. Кроме того, государство продолжает оставаться крупнейшим арендодателем земельных ресурсов.

Вместе с тем, действующий в настоящее время порядок проведения конкурсов и аукционов не в полной мере обеспечивает прозрачность и открытость процедур передачи прав на государственное и муниципальное имущество, а также объективность оценки представленных участниками торгов предложений, что не способствует созданию равных конкурентных условий доступа к такому имуществу. На федеральном уровне до настоящего времени не утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, как это предусматривает статья 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятые органами государственной власти области и органами местного самоуправления области нормативные правовые акты, временно регулирующие порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношений государственного и муниципального имущества, не имеют единой методологической основы.

В настоящее время органами по управлению государственной и муниципальной собственностью в целях обеспечения доступности информации о распоряжении имуществом и земельными ресурсами для потенциально заинтересованных хозяйствующих субъектов обеспечиваются публикации соответствующих сведений в печатных средствах массовой информации и размещение их в сети Интернет в случаях, установленных законодательством. Однако информационные сообщения о проведении конкурсов или аукционов могут публиковаться в различных печатных изданиях, что затрудняет доступ к соответствующей информации заинтересованных предпринимателей.

Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ в области создана нормативная правовая база, определены уполномоченные органы, осуществляется совершенствование системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Это обеспечивает единый порядок размещения заказов на территории Белгородской области, расширяет возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, стимулирует такое участие, способствует развитию добросовестной конкуренции, обеспечивает предотвращение коррупции и других злоупотреблений в названной сфере.

В целях обеспечения прозрачности расходования средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования и равного доступа физических и юридических лиц к участию в процедурах заказа, информация о ходе проведения конкурсов, аукционов, о запросах котировок, об адресах официальных сайтов муниципальных образований размещается на официальном сайте Белгородской области для публикации информации о заказах (), для конкурсов и аукционов также в официальном печатном издании рекламно-информационной газете «Госзаказ Белгородской области».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития конкуренции в белгородской области на 2010-2012 годы (1)

    Программа
    1. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды в приоритетных сферах, на ключевых рынках товаров, работ, услуг Белгородской области и основные меры,
  2. Программа развития конкуренции в белгородской области на 2010-2012 годы (3)

    Программа
    1. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды в приоритетных сферах, на ключевых рынках товаров, работ, услуг Белгородской области и основные меры,
  3. Программа развития конкуренции в белгородской области на 2010-2012 годы (4)

    Программа
    1. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды в приоритетных сферах, на ключевых рынках товаров, работ, услуг Белгородской области и основные меры,
  4. Об утверждении Программы развития конкуренции в Курской области на 2010-2012 годы

    Программа
    Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» и в целях создания условий для дальнейшего развития конкуренции на рынках товаров,
  5. Постановление правительства белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп Белгород об утверждении стратегии социально-экономического развития белгородской области на период до 2025 года (1)

    Документ
    В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов, консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области,

Другие похожие документы..