Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных ме...полностью>>
'Доклад'
Ганнушкина Светлана Алексеевна (Председатель Комитета "Гражданское содействие", Руководитель Сети «Миграция и Право» ПЦ «Мемориал», Член Ком...полностью>>
'Регламент'
1.1. Административный регламент исполнения государственной функции "Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в части ...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, с участием Федерального ...полностью>>

М. А. Шолохова «Судьба человека» Предмет: литература

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Идейно-художественное своеобразие

рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Предмет: литература.

Класс: 9.

Цель урока: формирование понятия “судьба» (на примере литературных произведений М. Шолохова).

Задачи:

  • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”

  • формировать коммуникативные и информационные компетентности;

  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.
Гельвеций

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.
Народная мудрость

Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте! Итак, сегодня на уроке мы рассматриваем рассказ М. Шолохова «Судьба человека», его идейно-художественное своеобразие. Наша основная задача разобраться, в чем же проявилось мастерство Шолохова-рассказчика, его умение в небольшом по объему произведении обозначить важные проблемы.

После вступительного слова учителя ученик рассказывает присутствующим биографию М.А. Шолохова (презентация)

Однажды, находясь на охоте, Шолохов встретился с шофером у степной речушки, он был не один, а с приемным сынишкой. Шофер поведал писателю печальную повесть своей жизни. Рассказ случайного знакомого захватил писателя. Возвратившись с охоты и находясь под впечатлением от встречи, Шолохов сказал, что обязательно напишет об этом. Однако к исповеди своего случайного знакомого Шолохов вернулся только через 10 лет в 1956 году. Толчком к этому был случай в Москве. Шолохов, находясь по своим делам в столице, случайно прочел повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», и свое произведение он определил как полемику вокруг повести Хемингуэя.

Вопрос. Почему считается рассказ «Судьба человека» полемикой вокруг повести « Старик и море»? Лейтмотив повести – человек, который не сдается. Смирение и гордость в старике Сантьяго. Смирение, которое пришло с возрастом. Старик ведет титаническую борьбу в одиночестве. Воля к победе «Я все равно ее одолею, я докажу ей, на что способен человек, и что он может вынести». Счастье, завоеванное в тяжелой борьбе с рыбой, у него украли акулы. Старик не одинок в этом жестоком мире. Он терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, торжествует его человеческое достоинство.

Звучат пафосные слова: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но нельзя победить».

Прошло 10 лет и материал жизни откристаллизовался и приобрел обобщающий характер. И, наверное, поэтому перед нами не талантливая запись одного житейского случая, а художественное произведение, созданное по всем законам типизации. Некоторые мотивы рассказа содержались в другом рассказе Шолохова «Наука ненависти» (1942).

Вопрос. Вспомните, о чем этот рассказ Шолохова? О воинах, попавших в плен, совпадают сцены проводов на фронт, что видели в плену и тылу Герасимов и Соколов. Но рассказ уступает на порядок и поэтому в «Судьбе человека» Шолохов обрел полновесную художественную выразительность.

Анализ рассказа.

Вопрос. Как вы думаете, почему рассказ М.А. Шолохова назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова» или «Жизнь Андрея Соколова»? «Человека» – это коллективный портрет, а не портрет одного героя, более того, это означает портрет любого, а, может, и целого поколения. Слово «человек» по Горькому. »Все для человека и все от человека и добро и зло, существует только человек». Он способен все вынести, всех победить. Существует ли предел человеческим возможностям?

Вывод. Заглавие указывает на программность. История случайного прохожего претендует на широкое обобщение, содержит в себе нечто типичное и значительное. В судьбе одного человека видится судьба целого народа.

Вопрос. Как построен рассказ? Открытая в пространство композиция, открытый финал рассказа, эпическая широта, монолог, переходящий в диалог. Композиция кольцевая.

Экспозиция – автор-повествователь, вступающий в разговор с Соколовым о его жизни.

Рассказ в рассказе.

Произведение четко делится на 3 рассказа о жизни Соколова:

1 часть – жизнь до войны;

2 часть – жизнь во время войны;

3 часть – жизнь после войны.

До – во – после – (формула).

Лирическое начало, пронизывающее весь рассказ, является композиционно – художественной основой рассказа: весь рассказ пронизан прямым лиричным отношением автора, в конце рассказа приобретает лирико-философское звучание.

Вопрос. Определите, где кульминация произведения? Сцена усыновления Ванюшки. Жизнеутверждающий мотив. Основная идейная нагрузка рассказа: через судьбу, характер одного человека, показать силу характера целого народа с его силой духа, жаждой жизни.

Вопрос. Кто главный герой рассказа? Человек, в биографии которого не было ничего внешне примечательного, олицетворил красоту идеалов своей эпохи. Андрей Соколов – биография (обращаемся к тексту).

Вопрос. Почему ничего примечательного, всё, оценивает сам герой, «обыкновенно»? С самого начала рассказа о своей жизни нет ничего такого, что бы отделяло его от народа. Горе горевал со всеми вместе. С самого начала жизнь его ничем не баловала. Жил, как многие в те годы. Родился и рос в деревне, работал в разных городах, был по-своему счастлив. Обо всем этом Соколов рассказывает скупо, как говорится, без лишнего красного словца.

Вопрос. А зачем автору понадобилось этот рассказ до войны вводить в повествование жизни Соколова? Не проще ли было сразу войну показать, ведь именно там разворачиваются главные и яркие моменты рассказа? Шолохов с неповторимой силой показал, что могучие силы, народное жизнелюбие, а главное – любовь к своей Земле – все эти качества неслучайно возникли и проявились особо в годы испытаний и потерь, когда людям свойственно объединяться и быть сильнее. Шолохов стремится показать истоки этой силы духа, невероятной выносливости.

Слово учителя. Вообще персонажи Шолохова – яркие, жизненные, рельефные, вымышленные, но в произведениях они теряют свою нереальность и приобретают свойства живой человеческой личности.

Вопрос. Ребята, а чувствовали ли вы себя во время чтения рассказа соучастниками событий? Почему? Действительно, читатель вместе с героем проживает его жизнь: вместе с ним горюет, страдает, радуется. И это вовсе не случайно: рассказ пронизан необыкновенной правдой жизни, он чрезвычайно реалистичен. Шолохов достиг в рассказе классической высоты в создании национального характера, охваченного в своем историческом развитии.

Вопрос. В каких произведениях мы касались темы русского национального характера?

1) Ф.И. Тютчев

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

2) Н.С. Лесков. Очарованный странник. Иван Северьянович Флягин. Иван – это Россия. Несчастная, постоянно сражающаяся со злым роком, романтическая Россия как очарованный странник.

3) Л.Н. Толстой на страницах «Войны и мира» раскрывает два замечательных образа, ярких представителей народа, воплотивших в себя национальный характер – это простой русский мужик Платон Каратаев, возродивший Пьера к жизни. Всегда в трудах и заботах, и только ночью мог раскрыть свою душу и по-простому философствовать.

Тихон Щербатый – народный мститель, партизан, а до войны деревенский шут и клоун, но именно он поднял в трудную годину народ против врага.

В изображении национального характера Шолохов достигает классической высоты. (Параллельно в тетради ведется запись «Черты национального характера».)

Слово учителя. В 1959 году режиссер и актер Сергей Бондарчук обратился к этому рассказу и решил снять фильм. После встречи с Шолоховым Бондарчук вспоминал: «Шолохов говорил о правде искусства, о том, что писать правду чрезвычайно трудно, но этим не ограничивается писательское предназначение – сложнее писать истину». Истина, по мнению Шолохова, связана, прежде всего, с глубинным постижением народного характера, с необычайной зоркостью взгляда, прозорливым проникновением в поэзию земного, с удивительным познанием того, о чем Шолохов писал.

Вопрос. Откуда в Соколове концепции национального характера? В прошлом, в глубинах России. Сам Шолохов считал самой лучшей чертой национального характера – готовность защищать Родину (древнейшая черта). Пришла беда, не его личная беда, а общая. Не задумываясь, отправляется Соколов защищать свою землю. Поведение Соколова на войне объясняется его внутренней готовностью и преданностью Родине.

Вопросы.

Страницы, посвященные войне, самые яркие и отличаются от мирного повествования. Чем? Реалистичностью, точностью повествования, эмоциональным накалом событий.

Рассмотрим небольшой эпизод со снарядами. Какие качества личности Соколова раскрыты в этом эпизоде? Человек один – ничто, он всегда часть целого, в данном случае коллектива, надо выручать всех, даже ценю своей жизни.

Эпизод в плену с предателем. На какие мысли он вас наталкивает? Непримиримость.

Соколов попадает в плен. Его поведение в плену?

Как относится герой рассказа к голоду, смерти, окружающим людям?

Какие простые слова подбирает простой русский солдат, чтобы описать тяжесть плена? Найдите эти слова.

Какие слова в произведении являются ключевыми? Они постоянно звучат в рассказе. Всё вытерпеть, всё преодолеть, всё перенести. Сила характера у Шолохова в рассказе – в умении героя всё преодолеть на своем пути и выйти победителем, как бы его жизнь ни ломала. Сила в преодолении.

Что человеку для этого так необходимо? Конечно же, высокая нравственная закалка.

Экспресс анализ эпизода. Эпизод с Мюллером. (Просмотр эпизода по телевизору.)

Вопросы.

1. О чем думает в начале эпизода Соколов?

2. Соколов готов к смерти?

3. Как ведет себя герой перед немцами?

4. Немцы заметили, что Соколову страшно от мысли о смерти?

5. Почему немцы его пощадили?

6. Кто, по-вашему, одержал победу в этом противостоянии?

Соколов одержал над немцами победу – нравственную.

Выводы. Место эпизода в рассказе значительно и велико, потому что он с пронзительной силой обнажает силу национального характера.

Вопрос. В чем же составляющая сила характера Соколова? В поступках, в вере, в умении противостоять.

Слово учителя. Мы не раз отмечали при изучении художественных произведений особенность речи того или иного героя.

Вопрос. Что можно сказать о речи Андрея Соколова? Она проста, понятна, по-народному колоритна.

Проверка домашнего задания.

Учащиеся дома должны были просмотреть по тексту речь героя рассказа. Были созданы три группы, первая – работала с пословицами, которые использует Соколов; вторая – со сравнениями, которые проводит герой рассказа; третья – с просторечиями, которые использует в своей речи Соколов.

Слово учителя. Нельзя не заметить, как автор обостряет свое внимание на особой детали в рассказе – сердце героя.

Я предлагаю вам проследить, как Соколов в тексте говорит о сердце.

1. «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут» (тупая боль в сердце – есть такое выражение).

2. «Сердце сжалось в комок и не разжимается «Сжалось – метафора.

3. «Сердце уже не в груди, а в глотке бьется, трудно становится дышать»

4. «Сердце раскачалось - поршня надо менять. Схватит и прижмет».

5. Автор в рассказе: « Мягкая, но когтистая лапа сжала мое сердце – я поспешно отвернулся».

Сердце способное к возрождению.

Через жест. Малозаметную деталь Шолохов показывает внутренние переживания героя.

Вопрос. Какая деталь в портрете Соколова наиболее яркая? Глаза. (Словесное рисование глаз героя в рассказе.)

Сам Шолохов писал: «Две – три черты и человек живет». Много раз ломала жизнь героя, но не смогла сломать. Отсюда учащиеся должны вывести основную проблему рассказа: сохранить человеческое в человеке в бесчеловечных условиях, трагических обстоятельствах.

Вопрос. Вспомните слова Соколова: «За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что исказнила?» Что стоит за этими словами? Боль, страдания, ИСПЕПЕЛЁННАЯ войной душа. Казалось всё! Баста! Вот он предел! Иссякли силы! Когда наступает этот момент? Убили единственного сына. Но есть ещё силы!!!

Слово учителя. Нашел силы для возрождения старый солдат. И опять же не пустые слова, а дело – протягивает руку помощи осиротевшему, такому, как он, мальчонке.

Вывод. Нет, неисчерпаема сила духа у настоящего человека, переполненного жаждой жизни, стремления к человеческому общению, действенной жизни.

Английский писатель Дж. Линдсей писал: «В «Судьбе человека» всё сгущено Шолоховым до основных черт трагедии, и всё-таки как бы находит простое, земное завершение то, что осталось символом в последней сцене «Тихого Дона».

Жизнь, окоченелая, изломанная, нагая, бездомная, снова пускает корни; из безжалостного и бесчеловечного утверждает себя человеческая близость на более широкой полной и более надежной основе.

Вопрос. Каков же характер рассказа? Антивоенный.

Слово учителя. Отношение М. Шолохова к войне общеизвестно, но в рассказе звучит ещё и предостережение относительно её повторения. Подумайте, всегда ли мы внимательны к людям, может, за неприглядною внешностью – трагическая судьба. Мы всегда должны помнить о том, что и мы ответственны за то, что происходит вокруг нас. Понятие двусторонней ответственности: ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ОБЩЕСТВА ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ. Важно, чтобы человек был отзывчивым, был сопричастным, умел выслушать и понять, а главное – принять часть чужой боли на себя – это основное свойство русского национального характера.

Заключительная часть урока.

Ну вот и закончился ещё один этап работы над идейно-художественным своеобразием художественного произведения. Попробуем сделать общие выводы.

Слово учителя. Шолохов как мастер – художник, умело, просто, легко и доступно донёс до нас главное: как в нечеловеческих испытаниях жизни, потеряв всё, человек выстоял, победил и возродился, потому что он вместе со своим народом. И боролся он против такого гиганта, как фашизм, в отличие от старика у Хемингуэя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Литература всоответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов устанавливает общеобразовательное учреж­дение.

    Литература
    В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов устанавливает общеобразовательное учреж­дение.
  2. Литература, IX

    Литература
    В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов устанавливает общеобразовательное учреждение.
  3. Власенко Жанна Павловна (Ф. И. О.) Предмет литература

    Литература
    Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и этическими потребностями имеет художественная литература.
  4. Литература (42)

    Литература
    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) освоение образовательных программ по биологии завершается итоговой аттестацией выпускников основной школы.
  5. Литература Щапова Ю. Ю., зам директора, т. 233551

    Литература
    В 2012 году в контрольно-измерительные материалы ГИА по математике внесены изменения, направленные на обеспечение структурного единства моделей КИМ ЕГЭ и ГИА, соблюдение общих подходов к содержанию и требованиям к уровню подготовки

Другие похожие документы..