Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Он был пригожим молодцом, Когда служить пошел Пажом усердным в графский дом За деньги и за стол. Ему приглянулась хозяйская дочь, Надежда и гордость ...полностью>>
'Реферат'
Писатель Джордж Оруэлл (его настоящее имя — Эрик А. Блэйр) прожил недолгую жизнь – 47 лет (1903-1950гг.). Но самый знаменитый роман Оруэлла — «1984»,...полностью>>
'Документ'
По словам доктора Хесса, это новое открытие уже стало активно использоваться в рекламном бизнесе на телевидении. Когда рекламный ролик показывают эксп...полностью>>
'Документ'
Тематичне планування курсу “Людина і світ” розроблене філософським факультетом Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Затвердже...полностью>>

Геоинформационная система оценки влияния инженерно-геологических факторов на возникновение коррозионных дефектов газопроводов ООО «газпром трансгаз екатеринбург»

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

РАСПУТИН АНТОН НИКОЛАЕВИЧ

ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ

КОРРОЗИОННЫХ ДЕФЕКТОВ ГАЗОПРОВОДОВ

ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЕКАТЕРИНБУРГ»

Специальность 25.00.08 – «Инженерная геология, мерзлотоведение

и грунтоведение»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Екатеринбург

2011

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет.

Научный руководитель:

доктор геолого-минералогических наук

Мухаметшин Анатолий Матвеевич

Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор

Тагильцев Сергей Николаевич

кандидат технических наук

Ратушняк Александр Николаевич

Ведущая организация:

ЗАО НПО «Спецнефтегаз»,

г. Москва

Защита состоится « 28 » апреля 2011 года в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.280.04 при ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» по адресу: 620144, ГСП, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 30, ауд. 3336.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет».

Автореферат разослан « 25 » марта 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета О.М. Гуман


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность выполненных исследований. Современная газотранс­портная система должна соответствовать таким критериям, как качество, на­дежность, долговечность и безопасность эксплуатации. Поставленные критерии достигаются за счет повышения требований к достоверности применяемых тех­нологий диагностики и возможности разработки новых способов эксплуатации и обследования объектов газотранспортной системы. Однако рост объемов и видов диагностической информации о техническом состоянии газопровода приводит к необходимости совмещения в едином координатном пространстве различных видов обследований. Соответственно, появляется необходимость применения программных инструментов для систе­матизации диагностических данных нескольких временных периодов. Поэтому в последнее десятилетие геоинформационные системы (ГИС) и соответствую­щие технологии активно используются не только как средство визуализации и подготовки к печати элек­тронного картографического материала, но и для про­гноза и комплексного ана­лиза технического состояния газопроводов. Информа­ция, получаемая при диаг­ностических обследованиях газопровода, имеет по определению пространст­венно-распределенный характер, где каждой фикси­руемой точке присвоена пространственная составляющая и полезная характе­ристика (атрибутивные данные), например, значение электрического потенциала, сопротивление грунта или степень износа трубы.

Подземные газопроводы располагаются в динамических, разнообразных инженерно-геологических и природно-климатических условиях, с влиянием физико-химических и биологических факторов, определяющих скорость и ин­тенсивность коррозии. Максимально учесть все факторы и условия возможно только в системах, направленных на обобщение разнородной комплексной ин­формации. Систематизировать диагностические данные, выявить тенденции не­гативного влияния инженерно-геологических факторов на состояние газопро­вода, а также закономерности развития коррозионных дефектов возможно с помощью специализированной ГИС, предназначенной для анализа природно-техногенных условий эксплуатации газопровода. Применение ГИС позволяет учесть пространственные отношения между территориально распределенными газотранспортными объектами и инженерно-геологическими условиями проле­гания газопровода. Сделать же это в реляционных базах данных достаточно проблематично.

ГИС позволяет в доступной для конечного пользователя форме визуали­зировать объекты и события, определить наиболее значимые факторы влияния на коррозионные процессы и, как следствие, помогает принять сбалансирован­ные управленческие решения. Среди множества инженерно-геологических фак­торов, оказывающих наибольшее влияние на протекание коррозионных процес­сов, выделяют наличие субвертикальной литологической границы и активных зон дифференциальной аэрации, которые способствуют формированию макро­коррозионных гальванических пар. Определение таких участков возможно при совмещении различных видов диагностики, геолого-геофизической и инже­нерно-геологической информации.

Диссертационная работа посвящена изучению и анализу возможностей применения геоинформационных технологий для локализации участков корро­зионных дефектов, определяемых инженерно-геологическими факторами, а также формированию методики прогноза коррозионного состояния газопрово­дов на других, не диагностируемых традиционными способами участках.

Объект исследования. Система магистральных газопроводов, распола­гающихся в динамической геологической среде.

Предмет исследования. Распределение коррозионных дефектов на по­верхности газопровода в зависимости от инженерно-геологических факторов.

Идея работы заключается в использовании инженерно-геологических данных в составе аналитической геоинформационной системы для обоснования причин возникновения коррозионных дефектов газопроводов.

Цель работы. Разработка геоинформационной системы для оперативной оценки технического состояния коррозионного участка магистрального газо­провода с учетом влияния инженерно-геологических факторов на примере ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», а также разработка методики прогнозирова­ния коррозионно-опасных участков газопровода.

Основные задачи работы. Поставленная цель достигается решением следующих взаимосвязанных задач:

  • анализ динамики развития и современного состояния геоинформацион­ных технологий в газотранспортной отрасли;

  • сбор и систематизация инженерно-геологической информации по террито­рии исследования;

  • разработка структуры геоинформационной системы газотранспортного предприятия, направленной на выполнение комплексного анализа диаг­ностической и инженерно-геологической информации;

  • исследование инженерно-геологических факторов, определяющих форми­рование пар дифференциальной аэрации и размещение коррози­онных дефектов в связи с неоднородностью грунтов;

  • апробирование методики обработки данных диагностических обследова­ний вдоль линейной части магистрального газопровода;

  • создание технологии прогнозирования участков газопровода, подвержен­ных образованию коррозионных дефектов, обусловленных инженерно-геологическими условиями строения геологической среды.

Методы исследований. Основные положения и выводы диссертацион­ной работы получены на основе анализа современных геоинформационных ме­тодов и технологий обработки диагностических обследований газопровода. Разработка геоинформационной системы осуществлялась в программном ком­плексе ArcGis 9.3.1. Первичная обработка исходных данных внутритрубной де­фектоскопии (ВТД) проводилась в программе IRView. Построение модели гео­обработки данных ВТД проводилось в модуле ModelBilder. Экспериментальное подтверждение результатов геодезической привязки данных внутритрубной ди­агностики осуществлялось с применением навигационного оборудования Trimble GeoExplore 2005 Series.

Исходные материалы. В процессе подготовки диссертационной работы использовались результаты диагностических обследований газопровода. Боль­шое внимание уделялось обработке результатов прямого метода диагностиро­вания – внутритрубной дефектоскопии, а также данным электрометрических измерений. В работе применяются геологические карты четвертич­ных образований масштаба 1:200000, топографические карты, цифро­вая модель рельефа, космические снимки высокого пространственного разре­шения, данные инженерно-геологических изысканий. Для обработки пространственных данных и диагностических обследований использовалась система ArcGis 9.3.1.

Основные защищаемые положения:

1. Геоинформационная система, разработанная для анализа природно-техно­генных условий эксплуатации газопровода, позволяет установить пространст­венное распределение коррозионных дефектов и их взаимосвязь с инженерно-геологическими факторами, основными из которых являются литологические контакты.

2. Алгоритм геоинформационной обработки данных внутритрубной дефек­тоскопии позволяет целенаправленно определять участки плотности коррози­онных дефектов, связанных с инженерно-геологическими факторами прохож­дения трассы газопровода.

3. Методика прогнозирования коррозионных дефектов, связанных с инже­нерно-геологическими факторами, позволяет выявлять на необследованных частях газопровода вероятные участки возникновения коррозионных дефектов.

Научная новизна исследований заключается в следующем:

  • впервые показано формирование пар дифференциальной аэрации вдоль га­зопровода в зависимости от реальных инженерно-геологических условий прохождения трассы;

  • разработана геоинформационная модель системы «труба–грунт» для опе­ративного анализа коррозионного состояния газопроводов;

  • разработан алгоритм трансформации линейных координат результатов внутритрубной дефектоскопии без использования гироскопических систем, проведена оценка точности результатов работы данного алгоритма.

Личный вклад автора заключается в следующем:

  • выбор и постановка задач исследований, анализ результатов;

  • разработка структуры пространственных данных и принципиальной мо­дели системы «труба–грунт»;

  • разработка и практическая реализация алгоритма обработки результатов диагностических обследований с линейными системами измерений;

  • разработка рекомендаций по выявлению пар дифференциальной аэра­ции в реальных природно-техногенных условиях;

  • разработка Концепции и Регламента эксплуатации геоинформационной системы магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Екате­ринбург»;

  • организация WEB-доступа к картографическим данным и результатам пространственного анализа.

Практическое значение диссертации. Установленная зависимость обра­зования коррозионных дефектов газопровода по результатам анализа полного комплекса диагностических и инженерно-геологических обследований позво­ляет определять участки с потенциально высокими скоростями коррозии на тех газопроводах, где затруднительно, а часто и невозможно проведение всего ком­плекса исследований. Разработанная методика трансформации линейных изме­рений диагностических обследований в координаты геоинформационной сис­темы применяется в производственной деятельности ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». Результаты работы методики используются для анализа корро­зионного состояния, а также для обоснования и планирования капитального ремонта объектов газотранспортной системы.

В соответствии с моделью ГИС на территорию ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» разработан аналитический геоинформационный пакет, вклю­чающий в себя результаты внутритрубной дефектоскопии за несколько времен­ных периодов, электрометрические измерения, инженерно-геологические изы­скания, топографические и кадастровые карты, данные дистанционного зонди­рования Земли. Доступ к геоинформационному пакету реализован через WEB-интерфейс информационно-управляющей системы.

Апробация результатов работы. Отдельные результаты работы докла­дывались, обсуждались и были одобрены на региональных и всероссийских на­учно-практических конференциях: в ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в 2005-2010 гг.; на седьмой Всероссийской конференции молодых ученых, спе­циалистов и студентов по проблемам газовой промышленности России «Новые технологии газовой промышленности», 2007 г.; на IV Научно-практической конференции молодых специалистов ООО «Севергазпром» в 2007 г.; на конфе­ренции молодых ученых и специалистов Института горного дела УрО РАН в 2007 г.; на отраслевых совещаниях ОАО «Газпром» и его дочерних обществ в период с 2006 по 2010 гг.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 11 работ, в том числе 6 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введе­ния, четырех глав и заключения, изложенных на 142 страницах, содержит 50 рисунков, 8 таблиц и 2 приложения.

Автор выражает признательность и глубокую благодарность научному руководителю д.г.-м.н. А.М. Мухаметшину за консультации и своевременную помощь при постановке и проведении исследований. Диссертант благодарен коллективам кафедры геоинформатики и кафедры гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии УГГУ за полезные советы и замечания. Сотрудникам ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» – филиал Инженерно-технический центр автор выражает признательность за конструктивные предложения и пре­доставленные материалы, в особенности В.А. Желобецкому за обсуждения и консультации по отдельным вопросам диссертации, а также близким за посто­янную поддержку.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении сформулированы цели и предмет исследований, показана актуальность темы, определены цели и основные задачи работы.

Первая глава диссертации посвящена анализу текущего состояния гео­информационных технологий на газотранспортных предприятиях. В главе рас­сматриваются современные методы диагностики коррозионного состояния ма­гистральных газопроводов, а также конкретизирована и раскрыта цель прове­дения исследований по теме диссертации, сформулированы методы и способы пространственного анализа.

Ключевые понятия и теоретические основы геоинформационных систем применительно к системам комплексного анализа на газотранспортных предприятиях изложены в работах Т.А. Трифонова, М. ДеМерс, Н.В. Мищенко, А.М. Берлянт, А.Н. Краснощекова, Ю.К. Королева, А.Д. Иванникова, Г.В. Шилиной, Р. Томлинсона, А.В. Кадетовой, Я.Б. Радзиминовича и др. Разраба­тываемая ГИС относится к аналитическим системам с функцией пространст­венного анализа и прогноза геоситуаций, а так же к информационно-поисковым системам с функцией обеспечения задач мониторинга.

Существует несколько определений термина «геоинформационные сис­темы». Например, М. ДеМерс проводит сопоставление синонимичных названий и определения ГИС. Стоит обратить внимание, на то, что М. ДеМерс не разде­ляет понятие «геоинформатика» как научную дисциплину и геоинформацион­ные системы как программные продукты, используя в обоих случаях термин «ГИС». Несмотря на это, ГИС рассматривается как система, имеющая дело с пространственно-временной информацией и часто, но не обязательно, исполь­зующая компьютерную технику. Коллектив авторов в составе А.Д. Иванников, В.П. Кулагин и В.Я. Цветков определяет ГИС как «интегрированную информа­ционную систему, предназначенную для обработки пространственно-времен­ных данных, в которых основой интеграции является географическая информа­ция, а основой интеграции технологий обработки являются технологии САПР».

Основной задачей газотранспортных предприятий Группы «Газпром» яв­ляется безаварийная и своевременная доставка газа и газового конденсата ко­нечному потребителю. Для реализации этих условий существуют различные инструменты, одним из которых являются геоинформационные системы и тех­нологии. Изначально ГИС на газотранспортных предприятиях использовались преимущественно для просмотра и составления кадастровых карт района про­хождения газопровода. В дальнейшем ГИС стали использоваться в разработке систем прогноза аварийности и расчете зон поражения при разрыве на магист­ральном газопроводе, что отражено в работах С.Г. Павлова, С.И. Долгова, Г.С. Ракитиной, Л.В. Шершневой и др. Такая система позволяет оперативно оце­нить на региональном уровне наличие опасностей для газотранспортной системы геологического характера (оползни, тектонические проявления, карстовые провалы), зоны термического и осколочного поражения при разрыве газопровода.

Для обоснованного выбора способов пространственного анализа выпол­нен обзор существующих методов диагностики магистрального газопровода. Основным прямым методом неразрушающего контроля является внутритруб­ная дефектоскопия (ВТД) – пропуск инспектирующего снаряда внутри трубы. В основе метода ВТД лежит фиксация рассеяния магнитного потока в металле трубы. Данный метод широко реализован в снарядах-дефектоскопах с продоль­ной и поперечной системой намагничивания и представлен в работах В.А. Канай­кина, В.Е. Лоскутова, Д.П. Варламова, А.Ф. Матвиенко и др. В первой главе также приведено описание геоинформационной системы, эксплуатируе­мой немецкой компанией E.ON Ruhrgas и ее сравнение с разрабатываемой ГИС. Информация по данной системе соб­рана автором в период прохождения стажировки в E.ON Ruhrgas в 2008 г.

Из рассмотренных геоинформационных систем автором рекомендуются следующие определения термина «ГИС».

ГИС как сфера информационных технологий – комплекс технических и программных средств, оперирующих пространственными данными, позволяю­щий получать информацию об объекте и проводить ее пространственный ана­лиз, имеющий интеграционные возможности с другими IT-системами предпри­ятия и системами сбора данных. Комплекс, как правило, подразделяется на справочные, экспертные, аналитические и интегрированные ГИС.

ГИС как процесс – получение новой информации, основанный на обра­ботке пространственной и атрибутивной составляющих в результате анализа первичных данных, их обобщения и систематизации.

Во второй главе диссертации приводятся геоморфологические характе­ристики исследуемой газотранспортной системы ООО «Газпром трансгаз Ека­теринбург». Проведен анализ инженерно-геологических факторов, влияющих на техническое состояние среды, рассмотрены виды коррозии и механизмы ее возникновения. Детально рассмотрен механизм образования макрокоррозион­ных пар по совокупности анодных и катодных участков вдоль трассы газопро­вода. Специфической особенностью предприятия является меридиональное расположение основной газоперекачивающей сис­темы, которая практически на всём протяжении идёт вдоль восточного склона Уральских гор, являющиеся естественным водоразделом между реками, текущими на Русскую и Западно-Сибирскую равнины. В результате этого, реки протекают вкрест магистральных газопроводов, эксплуатируемых организацией.

Хозяйственная деятельность в регионе в основном сосредоточена в горо­дах по берегам рек и обеспечивается газом через систему распределительных газопроводов и газопроводов-отводов, пролегающих в большей части парал­лельно рекам и железным дорогам, многие из которых электрифицированы. Предприятие осуществляет свою деятельность в четырех областях Уральского региона: Свердловской, Курганской, Челябинской и Оренбургской (рис. 1). Со­ответственно, на всем протяжении трассы газопровода существенно меняются природно-техногенные условия, а также инженерно-геологические факторы, влияющие на образование коррозионных дефектов. Магистральные газопро­воды предприятия к настоящему времени представляют собой сложную сис­тему, состоящую из участков, различающихся по сроку эксплуатации, типу изоляции и состоянию этой изоляции.

Рис. 1. Обзорная карта газопроводов

и болотные провинции Урала

Отличительной особенностью предприятия от других организаций Группы Газпром являются протя­женные отводы к крупным городам, вблизи которых они подвержены усиленному техногенному воздейст­вию, например, блуждающим токам и агрессивным отходам производ­ства. Результатом комплексного воз­действия неблагоприятных факторов является ускоренная коррозия под­земной металлической части газо­проводов, успешная борьба с ней возможна при совмещении в про­странстве и во времени всех небла­гоприятных факторов, что позволяет понять причины коррозионных про­цессов и выработать рекомендации по борьбе с ней.

Согласно С.Г. Дубейковскому, Ю.В. Михайлову, А.Я. Гаеву, и др., долины рек на исследуемой территории имеют от двух до пяти террас, ширину до 10-70 км и среднюю мощность аллювия 10-30 м при максимальной до 100 м. Аллювий, как правило, представлен песками, гравием, галечником, переслаивающимся с суглинками и глинами. На террито­рии исследования выделяют шесть болотных провинций: Камско-Ветлужскую, Провинцию южных степей и пустынь Казахстана, Средневолжско-Закамскую, Горно-Уральскую, Западносибирскую провинцию южной тайги, Западносибир­ская провинция северных разнотравных степей. Часть газопроводов (около 30 %) пролегает в Западносибирской провинции, характеризуется гидрокарбо­натно-хлоридным и гидрокарбонатно-сульфатным составом болот и озер. Около 30 % газопроводов пролегают по провинции южных степей и пустынь Казахстана, характеризующейся соленым и гидрокарбонатно-сульфатного со­ставом болот. Около 25 % газопроводов пролегают по Средневолжско-Закам­ской провинции с сульфатно-гидрокарбонатным составом болот с высокой сте­пенью минерализации. Часть газопроводов (15 %) пересекает Горно-Уральскую провинцию, со смешанным составом болот и наличием высокоомных грунтов (рис. 1).

Вклад в анализ инженерно-геологических факторов, способствующих развитию коррозии и возникновению аварийных ситуаций на газопроводе, вне­сли Л.В. Власова, С.П. Лебедич, Г.С. Ракитина и др., проанализи­ровавшие фактические данные о влиянии на устойчивость Единой системы га­зоснабжения последствий аварий, вызванных инженерно-геологическими про­цессами различной повторяемости. Среди причин аварийности на линейной части газопровода значительную часть (27,6 %) составляет коррозионное рас­трескивание магистральных трубопроводов под напряжением (КРН). Геодинами­ческие аспекты образования дефектов КРН также подробно рас­смотрены в работах Р.Х. Султангареева, С.К. Рафикова, А.М. Шаммазова и др. Особой группой факторов выделяется неоднородность грунтов с различной влажностью и неравномерной электрической проводимостью, что приводит к появлению участков с недостаточной защитой от коррозии.

Основными инженерно-геологическими факторами, влияющими на грун­товую коррозию, являются: а) структура и гранулометрический состав грунтов; б) удельное электрическое сопротивление грунта, в) изменение температурного режима; г) переменная влажность; д) наличие блуждающих токов; е) наличие контактных границ; ж) открытое поровое пространство и некоторые другие.

Одной из значимых причин образования коррозионных дефектов явля­ется процесс возникновения макрокоррозионных пар или пар дифференциаль­ной аэрации (ПДА) в околотрубном пространстве газопровода.

ПДА представляют собой совокупность катодных и анодных зон по трассе газопровода, образующихся при следующих основных причинах: смена разнородных грунтов, различная степень аэрации соседних участков грунтов, изменение температуры среды (Н.Д. Томашев, Ф.М. Мустафин, Н.Н. Глазов и др.). Расстояния между катодными и анодными участками могут достигать от нескольких десятков до сотен метров. Исходя из предполагаемых размеров ПДА (20-500 м) и локализации дефектов (150-700 м) возможно выявление уча­стков неоднородности грунтов по картам четвертичных образований масштаба 1:200000, на которых высока вероятность образования коррозии газопровода. Соответственно, в рамках точности масштаба 1:200000 карт четвертичных об­разований ПДА могут быть идентифицированы.

Неоднородность грунтов зачастую приводит к образованию гальваниче­ских пар с различными потенциалами U1, U2 и разностью потенциалов U. На участках с большим потенциалом образуются анодные зоны, на участках с меньшим потенциалом – катодные. При наличии разности потенциалов возни­кает движение электрического тока (Io) по металлу газопровода в направлении от анода к катоду, способствуя коррозионному разрушению газопровода в анодной зоне в местах нарушения изоляции.

Аэрация грунтов зависит от их влажности, пористости, гранулометриче­ского состава и т.д. Кислород из атмосферы попадает на поверхность сооруже­ния через поры в грунте, а также посредством просачивания грунтовой влаги, что обуславливает образование ПДА. Участок газопровода, к которому затруд­нен доступ кислорода, становится анодом макрокоррозионной пары. Тот уча­сток газопровода, к которому имеется доступ достаточного количества воздуха, становится катодом. При этом происходит процесс восстановления кислорода (O2) с образованием ионов ОНна катодном участке. В случае прохождения га­зопровода, например, последовательно в глинистых и песчаных грунтах, возни­кают макрокоррозионные зоны: на глинистом участке – анодная, на песчаном – катодная (рис. 2).

Литологическая граница

Рис. 2. Образование ПДА в условиях неоднородности и различной аэрации грунтов

Глинистые породы обладают в среднем более высокой плотностью
(1,75-2,12 г/см3) и естественной влажностью (30-40 %) по сравнению с песками (1,5-1,7 г/см3 и 5-10 % соответственно). Важным параметром на проникновение кислорода к поверхности газопровода является плотность сложения частиц грунта и заполнение водой порового пространства. Очевидно, что в случае большого размера пор и отсутствия в них влаги, кислород легче проникнет через слой грунта и процесс образования ионов ОНпроходит активнее, чем при малом размере пор. Для характеристики степени насыщения грунта водой, в исследуемой части инженерно-геологического разреза, применяется коэффициент водонасыщения, выражающий отношение влажности пород к их полной влагоемкости. Чем больше коэффициент водонасыщения, тем поровое пространство более заполнено влагой, соответственно сильнее затруднено проникновение кислорода к поверхности трубы. При достижении естественной влажности в
30-40 % для тяжелых глинистых грунтов и 25 % для песчаных процесс аэрации замедляется, за счет уменьшения свобод­ного порового пространства, что приводит к заметному торможению анодного и катодного процессов.

В третьей и четвертой главах приводится структура пространственных данных разрабатываемой геоинформационной системы, обосновывается алго­ритм геоинформационной обработки данных внутритрубной дефектоскопии, а также предлагается технология прогнозирования участков газопровода, под­верженных образованию коррозионных дефектов, обусловленных инженерно-геологическими условиями строения геологической среды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Проблемы геологии и освоения недр»

    Регламент
    Приглашаем Вас принять участие в работе XV Международного научного симпозиума студентов и молодых ученых им. академика М.А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр»,

Другие похожие документы..