Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Уважаемые коллеги! Настоящий доклад подготовлен нами совместно с профессором, д.б.н. Борисом Моисеевичем Кершенгольцем, заведующим лабораторией Инсти...полностью>>
'Решение'
В соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Зако...полностью>>
'Диплом'
Сетевые устройства, такие как шлюзы, маршрутизаторы, коммутаторы, межсетевые экраны и т.д., могут получить ряд преимуществ от использования программн...полностью>>
'Сказка'
Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются кр...полностью>>

Жизнь отдельного человека должна плотно срастаться с общей жизнью человечества, ибо все творение проникнуто согласием и единством

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Служение Рериха человечеству

Жизнь отдельного человека должна плотно срастаться с общей жизнью человечества, ибо все творение проникнуто согласием и единством. Как во внешней природе, так и в области духовной все явления жизни состоят в тесной связи между собой.

Марк Аврелий

Натуры подобные Рериху крайне редки. Они всегда поражают единством и цельностью мироздания. Дела и мысли их обгоняют устремления людей, находившимся рядом; намного веков обгоняют свое время и живут в далеком будущем.

Академик Н.К. Рерих — это выдающаяся личность широчайшего масштаба: великий художник, крупный ученый, уникальный философ, одаренный мыслитель и писатель, известный путешественник и общественный деятель мирового диапазона: инициатор Знамени Мира, вождь духовной Культуры и нового движения за мир.

Многочисленные полотна (около 7000) принесли ему мировую славу. На международных выставках, проходивших в разных странах, картины Рериха получили наивысшую оценку: в Бельгии ему была вручена золотая медаль; в Италии — высший диплом «Ор Конкур»; в Швеции Николаю Константиновичу был отведен отдельный зал и пожалован орден Командора Северной Звезды I степени и т.д.

Рерих тонко чувствовал и улавливал нагромождения человеческие, приводившие к войнам, катастрофам, землетрясениям и т.д. Не по газетам, но чутким сердцем знал, какие именно мировые опасности вставали в армагедонные дни. Многое предвидел! Еще в 1912-1914г.г. им написана серия картин, которые назовут пророческими: “Небесный бой”, “Ангел последний”, “Дела человеческие”, “Град обреченный”, “Зарево”, “Вестник”, “Три короны”. На картине “Ангел последний” (1912) над землей объятой пламенем, в багряных облаках — апокалипсический ангел, воздающий за содеянное зло, а на дальним горизонте видны сверкающие зарницы, оповещающие о новой жизни на очищенной планете. В “Граде обреченном” (1914) громадный змий обвил кольцом городские стены, наглухо закрыл все выходы и вот-вот сомнет в смертоносных объятиях каменные сооружения. Картина “Три Короны” написана в 1914-ом, когда Вильгельм Кайзер немецкий, Иосиф австрийский и Николай Романов начали первую мировую войну. В клятве верности военному союзу скрестились мечи трех царей. А высоко в небе видно, как уплывают три короны, чтобы уже никогда “не вернуться на их незадачливые головы”. Смысл картины станет ясен позднее, когда три монарха будут сметены с высоких постов вихрем времени.

Леонид Андреев так отозвался о великом даре художника: “Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которым она становится ясновидением”.

Картины Рериха — основа для Искусства будущего.

В его искусстве отмечается чистота, прозрачное и бесконечное разнообразие красочных сочетаний при необычной силе и глубине тонов. Каждая картина — прекрасная симфония красочных созвучий (Слова Владыки).

Все его наследие пронизано идеями нравственного обновления человека, мирного сосуществования, слияния синтеза Востока и Запада. Явления этого синтеза он увидел в русской Культуре древних народов Руси. Он всю жизнь стремился объединить страны на ниве Культуры. Объединение и обновление человечества он видел не в революционных преобразованиях, а в овладении всеми людьми этических норм поведения, в приобщении их к истинным ценностям человечества. Он считал, что для действительного объединения народа одного политического единства недостаточно, нужно заложить духовность через Красоту и Культуру. В культурное единение человечества он свято верил и считал, что оно предстанет в будущем как реальность, в ней сотрутся различия прошлых Культур. Потому неслучайным является его интерес к каменному веку — к истокам Культуры, где явно проступают зачатки общественного строя и единства человечества. Рерих писал: “Спрашиваете, отчего мы углубились именно в каменный век, изучали его и собирали. Причин несколько. Красота камня, высокое качество отделки его, малоизученность русского каменного века, наконец, таинственная международность культуры камня”. Он считал, что для всех частей света характерна тождественность камня и высокая техника обработки его. Ученым разгадать это оказалось не под силу. “Древний не только умел осилить изящество техники, — писал Рерих, — он знал и ценил качество материала и в этом было выражено чувство Красоты. А там где это высокое чувство проявляется, там уже не дикарь, а своеобразная Культура”. Приподняв завесу над седой стариной, он стремился приобщить людей к искусству там, где им мерещилась животная жизнь.

Через всю жизнь Рерих пронес высокое чувство Служения человечеству. Это прежде всего путь самоотречения и самопожертвования. Это понятие долга, самоотверженного несения долга. Е.И. Рерих писала: “Если бы вы знали всю тяготу его, воистину, ужаснулись бы этой Ноше Непомерной. Но именно в нем горит такая любовь, такая преданность, такое устремление к принесению всего себя на Общее Благо, что он все принимает с великой готовностью и радостью. И разве не великая радость заключается в сознании исполненного долга перед человечеством?” Он также самоотверженно служил человечеству, как и Толстой. Как и Толстой не был политиком и всегда оставался Учителем Жизни. Два прекрасных облика, перед которыми преклонялся Николай Константинович — Толстой и Тагор. Он учился у них мудрости жизни. Оба они оставили в его душе незабываемый след. Неиссякаемый источник мудрости, добра, доброжелательства, любовь к человечеству щедро излучалось обоими.

В 30-е годы XX столетия широко и всемирно отмечен вклад Рериха в историю утверждения улучшения международных взаимоотношений: во многих странах принят Пакт Рериха и Знамя Мира по охране культурных ценностей человечества от разрушений, как во время войн, так и в мирное время от вандализма и внутренних неурядиц. Знамя, предложенное Рерихом, представляет собой окружность с тремя красными кружками посередине на белом фоне. Существует много толкований этого простого красивого символа, но самыми распространенными являются: Религия, Искусство и Наука, как проявления Культуры; или Прошлые, Настоящие, Будущие Достижения Человечества, окруженные кольцом Вечности. “Обе эти интерпретации одинаково хороши, - говорил академик Н.К. Рерих, - ибо они представляют собою синтез жизни, а это мой руководящий принцип”.

Комитет Пакта и Знамени Мира был учрежден в 1929 г. в Нью-Йорке, а в 1930 г. в Париже и в Брюгге (Бельгия). Первая и Вторая Международные Конференции Пакта состоялись в Брюгге в 1931 г. и в 1932 г. Е.И. Рерих писала: “На второй Конференции Пакта в Брюгге нашими представителями был заявлен протест против разрушения Храма Спасителя и Симонова монастыря”. Третья Конференция состоялась в Вашингтоне в 1933 г. В ней приняли участие дипломатические представители 36 государств. Один из директоров Панамериканского Союза назвал ее “одной из самых удачных Конференций, когда-либо состоявшихся в Вашингтоне”.

Академик Н.К. Рерих в приветственном слове сказал: “...Неслучайно мир мыслит о мире, ибо действительно вражда и взаимная ненависть дошли до предела. Нарушение творческой жизни увлекает поколения в бездну одичания. Никакие поверхностные признаки цивилизации не скрывают одичания духа. В этой вражде, среди земных смятений, разрушаются истинные ценности творения духа человеческого... Несомненность нашей мирной идеи подтверждается существованием Красного Креста. Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье...”. (Об этом было сказано 70 лет назад, как будто бы для нас нынешних. Сейчас в мире также не спокойно, как было тогда: те же войны, та же вражда и ненависть, только они стали более изощренными и жестокими.)

С большим подъемом на Конференции прошло Подписание Пакта Рериха и поднятие Знамени. Все выступавшие высказались за немедленное принятие “этого гуманитарного договора правительствами всех стран...”. Был утвержден Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира. Почетным президентом был избран академик Н.К. Рерих и его жена Е.И. Рерих. Весь мир по газетам и журналам узнал об этом историческом дне. Лучшие умы всех стран признали водительство Рериха, назвав его вождем Культуры. Вот некоторые отзывы: “Рерих несомненно является одним из величайших культурных вождей всех времен” (Д.Г. Баттл). “Имя Рериха останется в истории как имя человека, сделавшего больше в защиту и для развития Искусства и Культуры, и достижения постоянного мира, чем кто-либо другой, будь это теперь или в прошлом”. (Из статьи в лондонском журнале “Вокруг Света”).

Вторая половина жизни Рериха была тесно связанна с Индией. Его заслуженно называли Мастером Гор. В Индии им была создана целая серия полотен “Гималаи”. Путешествие в его “страну снегов” всегда производит неизгладимое впечатление. При внимательном рассмотрении можно увидеть не просто холодные, покрытые снегом, мертвые горы, но довольно четко различать изображение какого-либо животного, птицы, рыбы или фигуры человека (иногда только головы), слитые со скалами гор. Эти “существа” своим присутствием как бы одухотворяют кажущееся безмолвие, и, как знать, не рассказывают ли они нам о далеком прошлом тех мест, которые были тогда густо заселены. Художник не раскрывает содержание прекрасных творений, предоставляя возможность нам самим поразмышлять над увиденным.

Где бы ни находился Рерих и что бы он ни делал, он всегда оставался верен России. Он любил Россию и был предан ей до конца своей жизни. Он внимательно следил за ходом ее развития. Тема России звучит во всем его творчестве. О чем бы он ни писал, мысль его постоянно поворачивалась к России. Он придавал ей особенное значение и решающую роль в эволюции.

С.Н. Рерих на праздновании 100-летия со дня рождения своего отца сказал: “Николай Константинович был выдающимся человеком со всех точек зрения и его действительно можно считать тем совершенным человеком, о котором говорил и к которому стремился в свое время Конфуций. И это тот образ, к которому мы должны стремиться, если хотим найти пути, которые приведут нас в будущее, в новый прекрасный мир. Будем всеми силами стремиться найти эти пути благославения, пути Красоты и совершенства. Будем думать о совершенном человеке, каким он будет, какою будет его жизнь и, какие черты его мы хотим воплотить в этом эволюционном потоке...”

Пусть крепнут наши мысли, направленные на преображение нового человека будущего!

Л.А. Бехтерева
г. Новосибирск



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Иоганн Готфрид гердер идеи к философии истории человечества часть первая (1)

    Книга
    Когда десять лет тому назад я опубликовал небольшое сочинение под заглавием «И еще одна философия истории для воспитания человечества»2 то словами «и еще» я отнюдь не хотел сказать «Anch'io son pittore»3.
  2. Иоганн Готфрид гердер идеи к философии истории человечества часть первая (2)

    Книга
    Когда десять лет тому назад я опубликовал небольшое сочинение под заглавием «И еще одна философия истории для воспитания человечества»2 то словами «и еще» я отнюдь не хотел сказать «Anch'io son pittore»3.
  3. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991 с

    Документ
    Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич.
  4. Доклад. Берлин, 6 янаваря 1908 г

    Доклад
    Сегодня мы будем рассматривать с духовнонаучпой точки зрения некоторые факты и существ высших миров и связь этих фактов и существ с человеком. И хотя в такой теософической группе это может показать ся ненужным, но все же следует предварительно
  5. Философский энциклопедический словарь

    Статья
    * "Философский энциклопедический словарь" – базируется как на материалах многих статей из философских словарей Германии, США и Англии, так и на новых статьях, написанных специально для данного Словаря.

Другие похожие документы..