Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и условия компенсационных и стимулирующих выплат, доплат и надбавок работникам государственного бюджетн...полностью>>
'Документ'
П 50 Политическая коммуникация: Материалы Всероссийской научной школы для молодежи. Екатеринбург, 25 августа – 8 октября 2009 / Урал. гос. пед. ун-т;...полностью>>
'Документ'
Международный день борьбы за отмену рабства, который отмечается 2 декабря, связан с датой принятия Генеральной Ассамблеей Конвенции о борьбе с торговл...полностью>>
'Доклад'
Абрамов Д.В., Иорданишвили А.К., Лесничий В.В. МЕТОД СИСТЕМНОЙ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ХРОНИЧЕСКОЙ МЕСТНОЙ И ОБЩЕЙ ТОКСИЧНОСТИ ПРИ ИМПЛАНТАЦИИ РАЗ...полностью>>

Лысенко Юрий Федоровиx заведующий кафедрой экономической географии кгпу. Окончил аспирантуру при ргпу им А. И. Герцена. Канд геогр наук (1970)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М. РУБИНШТЕЙНА В СИБИРИ

И КРАСНОЯРСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

М.М. Рубинштейн родился 15 июня 1880 года в с. Захарово Верхнеудинского уезда Забайкальской области в купеческой семье лютеранского вероисповедания. Окончил Верхнеудинское уездное училище и был отправлен в Иркутскую губернскую гимназию. После ее завершения в 1899г. М. М. Рубинштейн поступает в Казанский университет на естественный факультет. Получив разрешение на стажировку в Германии, выезжает из России в г. Берлин, а затем в г. Фрейбург. Он преподает на естественном отделении местного университета и приступает к работе над докторской диссертацией, центральной проблемой которой является смысл жизни и природа человеческого существования.

В 1905г. состоялась успешная защита докторской диссертации с присвоением ученой степени доктора философии Фрейбургского университета и вручением медали.

В 1909г. М.М. Рубинштейн возвращается в Россию и начинает читать предложенный ему курс лекций по педагогике, ее истории и педагогической психологии на Высших женских курсах В.А. Полторацкой.

В этот период он издает в Москве первую монографию "Идея личности как основа мировоззрения". В 1912г. М.М. Рубинштейн становится действительным членом Московского психологического общества, специализируется в развивающихся областях науки: истории педагогики и педагогической психологии, начинает подготовку своих трудов "Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой" и "История педагогических идей в ее основных чертах".

Анализируя педагогическое наследие, он выделяет положение, согласно которому необходимо "возбудить в человеке непобедимое желание служить добру". Эту доктрину М.М. Рубинштейн переносит и на страницы своих трудов, развитие данной мысли дает ему необходимое основание для разработки теории воспитания.

Констатируя внимание на вопросах психолого-педагогического характера, он приходит к мысли о создании собственной педагогической концепции и организует под своей редакцией серию монографий "Великие педагоги" в книгоиздательстве Д.И. Тихомирова. Целью этой серии книг являлось освещение в доступной форме и в виде специального исследования психолго-педагогических идей известных ученых.

Год 1917 вошел в историю жизни ученого тем, что увлекшись идеей создания образовательных учреждений в провинции, М.М. Рубинштейн решает оказать помощь в вопросах организации университета в Иркутской губернии.

Уезжая весной 1917 г. из Москвы, М.М. Рубинштейн был уже известным ученым, признанным философом, педагогом, психологом.

В Иркутске М.М. Рубинштейн организовывает специальные мероприятия в поддержку открытия университета: лекции, концерт-митинг; пожертвования в фонд будущего вуза. Университет был открыт в 1918 г. М.М. Рубинштейн был избран на должность ректора ИГУ и приступил к исполнению своих обязанностей.

Сибирское Временное правительство заботилось о престиже народного и элитного университетского образования несмотря на военные действия и экономическую нестабильность. Однако условия гражданской войны не позволяли осуществлять образовательную деятельность университета: мобилизация граждан-студентов, переоборудование учебных корпусов под лазареты и военные склады. М.М. Рубинштейн делал все возможное, чтобы сохранить университет. Здоровье его было сильно подорвано. Он понимал также, что организационная работа в сложнейших политических условиях не дает ему возможности сосредоточиться на научной деятельности, поэтому 27 января 1920г. он отказывается от должности ректора ИГУ.

Развивая свои преставления о будущем образовательной системы России, он приступает к подготовке монографии " Основы трудовой школы ", вышедшей в 1921 г. в г. Чите.

Необходимость в создании новой, народной, школы понимала и советская власть, которая установилась в 1920 г. в г. Иркутске. В городе организовывается бюро Восточно-Сибирского педагогического института народного просвещения, председателем которого избирается М.М. Рубинштейн.

Осенью 1921 г. по предложению Наркомпроса институт был объединен с университетом и реорганизован в педагогический факультет. В целях пропаганды своего философско-педагогического направления в педагогике М.М. Рубинштейн разрабатывает проект создания показательной школы при университете.

В 1923 г. в г. Иркутске выходит его работа " Проблема "Я" как исходный пункт философии", которая стала своеобразным подведением итогов разработанного им подхода в теории воспитания. В ней он обобщает свои взгляды относительно педагогики и психологии человеческой личности. Ученый рассматривает личность с позиции принадлежности человека к природе (современный материалистический подход), к культуре (современный цивилизационный подход), к обществу (социологический подход), к индивидуальному укладу (гуманистический подход). В Сибири ученый успел воплотить в жизнь идею своего видения высшего педагогического и гуманитарного образования, внедрить основные положения своей педагогической концепции (связь гражданского и трудового воспитания, гуманистический подход к формированию личности школьника – студента – учителя) в практику современной ему школы, подготовить и издать ряд работ, объединить усилия иркутских и сибирских ученых в плане общей работы в Иркутском государственном университете, предоставить научную перспективу молодым и начинающим ученым. Он завершил в общих чертах создание своей педагогической концепции. По приезде в Москву приступил к серьезному изучению индивидуальных подходов к социально-правовому воспитанию детей и подростков в условиях социалистической России. Его работа "Социально-правовые представления и самоуправление у детей" была опубликована в 1925 г. и имела успех.

Ученый дополняет свои размышления о педагогической концепции книгой "Половое воспитание с точки зрения культуры ", вышедшей из печати в 1926 г. Он собирает обширный материал о подростковом и юношеском возрасте и публикует работы " Психология, педагогика и гигиена юности" (Москва, 1926 г.), "Юность по дневникам и автобиографическим записям" (1928 г.).

Вследствие меняющейся политической обстановки в 20–30 гг. начинает меняться и положение ученых, занимающихся гуманитарными науками. Им предлагается круг установленных партией проблем в педагогике и психологии, которые необходимо было разрабатывать.

Основными публикациями, выходящими из-под пера М.М. Рубинштейна, становятся работы по методике обучения. В 1927–1928 гг. под его редакцией выходят сборники: "Методы индивидуализирующего труда", "Методы коллективного труда", "Методы работы в школах крестьянской молодежи и ФЗУ", "На путях математики краеведения" и т. д.

С началом Великой Отечественной войны семья Рубинштейна эвакуируется из г. Москвы в Сибирь, в г. Красноярск, где он становится заведующим кафедрой педагогики в Красноярском педагогическом институте и разрабатывает теоретические основы воспитания.

По его мнению, "личность ждет соответствующих благоприятных условий", чтобы раскрыть во всей полноте заложенное в ней богатство.

По замыслу ученого, чтобы стать цельной личностью, человек должен осознать в себе не только борца за существование, но и понять себя как творца своего мира и жизни: сферы ценностей и идеалов.

Человек, по мнению ученого, именно как личность является абсолютной ценностью. Индивидуальность человека на современном этапе остается актуальной проблемой воспитания, заключающейся в формировании индивидуальной воли, характера, мировосприятия, с учетом творческих сил личности.

Педагогика должна ставить своей целью не только развернуть всю индивидуальную полноту положительных свойств личности, но и укрепить ее стремлением ко всему истинному, доброму и нравственному.

Новаторство ученого заключается в выделении им приоритета индивидуальности личности на фоне культурных, ментальных потенций в условиях общества.

Структурным компонентом педагогической концепции М.М. Рубинштейна является содержание воспитания, которое определяется им как объем и характер свойств личности, достигаемые посредством решения задач физического, нравственного, социально-правового, эстетического, религиозного воспитания.

Физическое воспитание М.М. Рубинштейн рассматривал как развитие индивидуальной конституции тела воспитуемого с учетом его здоровья и возможностей.

Нравственность, по мнению ученого, является сверхиндивидуальным, социально-культурным явлением. Основной постулат развития нравственности М.М. Рубинштейн увидел во взаимосвязи двух выделенных им групп " нравственных велений":

1) нравственных обязанностей по отношению к собственному человеческому достоинству ("индивидуальные добродетели");

2) нравственных обязанностей по отношению к другим существам ("социальные добродетели") – признание одних приводит к признанию других. Поэтому быть нравственным человеком, по М.М. Рубинштейну, – это значит не только быть ценною, цельной личностью, но и сочленом общества. Этическое миросозерцание, которое принял "юный человек", должно стать составной частью его "Я ". Особое значение в воспитании нравственности, по мнению ученого, приобретает семья. Родители являются эталоном проактивности личности ребенка и социального поведения.

В сути религиозных переживаний М.М. Рубинштейн видел опору в развитии нравственности у детей, а именно их стремление к "вечной любви", "вечной дружбе", героизму, подвижничеству и т.д. Религиозность, считал ученый, ведет ребенка к созерцанию самого себя, в сущность " Я ", где он должен обрести истинную и внутреннюю свободу.

В современную практику может быть адаптирован взгляд М.М. Рубинштейна на процесс воспитания как на самовоспитание субъекта, направленного на естественное самосохранение, самоутверждение в собственном теле, коллективе, социуме, окружающем мире.

Таким образом, можно сказать, что труды профессора М.М. Рубинштейна представляют не только историческую, но и практическую ценность для психолого-педагогической науки.

Иванов Д.В., доцент Иркутского госпедуниверситета;

Шилова М.И., доктор педагогических наук, профессор

ПЕДАГОГ МИЛОСТЬЮ БОЖЬЕЙ (О.И. РУТА)

Родилась Ольга Ивановна в г. Прилуки Черниговской области в 1908 г. в семье инженера, училась в Московской опытно-показательной школе-коммуне им. Лепешинского. По окончании ее поехала работать учительницей в д. Мелекшино (Рязанская область). В 1927 г. поступила учиться в Академию коммунистического воспитания в Москве, после окончания которой была направлена на работу в Туркмению. Уже в те годы (1931–1934) занималась педагогической наукой и практикой, работала в Научно-исследовательском институте педагогики и в Наркомпросе, директором педтехникума в г. Ташкенте.

В 1934 г. вместе с мужем Виктором Федотовичем Голосовым переехала в Москву, где работала завучем и директором шк. №26, а затем – в г. Омск. Годы жизни там были сложными. В 1937 г. она была освобождена от работы зав. сектором средних школ ОблОНО в связи с арестом Виктора Федотовича, который находился под следствием более двух лет, а затем был реабилитирован и возвращен на партийную работу. После этих событий педагогическая карьера Ольги Ивановны развивалась успешно. Она работала учителем, завучем, директором шк. № 38 г. Омска, затем зав. районо, заместителем заведующего и заведующей ОблОНО. В 1943 году снова вслед за мужем она переезжает в г. Хабаровск. С этого года начинается ее деятельность в системе высшего педагогического образования в должности преподавателя, зам. директора пединститута по заочному обучению, заведующей кафедрой педагогики. В период с 1946 по 1950 гг. она заведует кафедрой педагогики Мордовского пединститута (г. Саранск). В 1948 г. защищает диссертацию в Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина и решением ВАК от ноября 1948 г. утверждается в ученом звании доцента по кафедре педагогики.

С 1950 по 1962 гг. Ольга Ивановна заведовала кафедрой педагогики Красноярского педагогического института. По воспоминаниям сотрудников кафедры, работающих вместе с нею, и моим собственным, она была удивительным во всех отношениях человеком.

Вот как вспоминает об О.И. Рута преподаватель кафедры педагогики КГПУ Антонина Федоровна Козлова.

«Уже в первую встречу Ольга Ивановна произвела на меня очень сильное впечатление. Природа была щедра к ней. Это был необыкновенный, талантливый человек. Внешне яркая, красивая женщина: статная, густая копна седых волос, теплые карие глаза, добрая, чуть ироническая улыбка. С первого раза она влюбляла в себя. Недаром называли ее царицей, в самом лучшем смысле этого слова.

Ольга Ивановна, безусловно, была крупным ученым и практиком. Не преувеличу, если скажу, что она была основоположником методики формирования нравственных убеждений. О.И. Рута отличалась высокой работоспособностью. Для меня она была образцом трудолюбия. Работая ее секретарем, я поражалась, как она успевает выполнять самую разнообразную работу, казалось, совершенно непосильную для человека. Руководство кафедрой, аспирантами, которым она уделяла много внимания, консультации, встречи с работниками просвещения, командировки, лекции и т.д. Никогда ничего не срывалось, не переносилось, не начиналось с опозданием. Ольга Ивановна заражала радостью творческого труда. Ленивых не любила.

Ольга Ивановна была щедрой, как настоящий учитель. И мы, все, кто работал на ниве просвещения, пользовались ее бескорыстной помощью. Она всем была нужна.

Требовательная к себе и к другим в рабочее время, вне работы она была простая, доступная, с ней было удивительно легко. Она сплачивала коллектив не только в процессе трудовой деятельности, но и во время отдыха. В эти часы она умела создать естественную, непринужденную обстановку, в которой, как говорят, каждый чувствовал себя уютно. Она никогда не подавляла нас своей волей руководителя.

Такой Ольга Ивановна осталась в моей памяти, и я благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось работать с нею в течение 10 лет.

Из моих, личных воспоминаний

Лично я ее боготворила. Для того были основания. Красивая и умная, прекрасный лектор. Лекции ее отличались теоретической глубиной, строгой логикой, продуманными проблемными примерами из собственной практики. Всей своей деятельностью она влюбляла в педагогическую науку, звала к сотворчеству. Мне она предложила сначала тему курсовой работы "Формирование коллективистических отношений подростков", которая по существу определила направление моей научной деятельности как аспирантки.

Над научным докладом по этой теме мы работали у них дома. До сих пор ощущаю дух культуры и науки, которыми был пропитан их дом.

Доклад на студенческой научной конференции получил первую премию – экскурсию в Ленинград. Но ее слова – самая высокая оценка. Она сказала: "Наш доклад прозвучал научно". Это и было прологом к моей научной деятельности. Нет слов выразить чувства, испытываемые к Ольге Ивановне. Ее именем, в память о ней, я назвала свою дочь.

Что же сделано О.И. Рута в науке? Она разрабатывала очень сложную и в определенной мере "вечную" проблему нравственного воспитания школьников: основы методики формирования их нравственных убеждений.

Ее монография на эту тему получила высокую оценку и распространение в нашей стране и за рубежом. За эту работу и педагогическую деятельность Ольга Ивановна была награждена медалью К.Д. Ушинского.

Вокруг исследования проблем нравственного воспитания она объединила 18 вузов Сибири и Дальнего Востока, создав научно-исследовательский центр, сотрудничая с учеными Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской и коллективом кафедры педагогики Ленинградского педагогического института им. Герцена.

Под ее руководством были поставлены и последовательно разрешались следующие проблемы:

– выявление места школы и ее возможностей в формировании нравственных убеждений у подрастающего поколения;

– определение содержания нравственных убеждений, формируемых школой, и соответственно принципов построения программы нравственного воспитания для определенных возрастных групп;

– нахождение общих принципов методики формирования нравственных убеждений;

– выявление путей воспитания убеждений через учебный процесс;

– установление роли коллектива в формировании нравственных убеждений, место детских и юношеских организаций;

– раскрытие единства действий школы и семьи в воспитании убеждений;

– выявление специфики руководства нравственным воспитанием в школе*.

Для успешного решения поставленных задач она искала новые формы организации исследования на базе органической связи со школой, проникновения исследователей в живой педагогический процесс. В поисках такой формы организации научно-педагогического исследования она пришла к идее создания школы-лаборатории, назначение которой, по ее мнению, в том, что она будет являться базой для проведения творческого эксперимента. В ней протекает значительная часть той работы, которая связана с проверкой рабочей гипотезы. Проверяются научные выводы, сделанные научными работниками на основе обобщения опыта многих школ, или эксперимента, проведенного в других школах. Она "выступает как опорный пункт для внедрения итогов научной работы в практику массовой школы. На своем примере учит новым формам и приемам обучении и воспитания; предоставляет условия для включения в научно-исследовательскую работу студентов института, обслуживает научно-педагогические кружки, способствует выполнению студентами курсовых работ по педагогическим дисциплинам (Вопросы нравственного воспитания. Ученые записки зонального объединения кафедры педагогики и психологии педагогических вузов Сибири и Дальнего Востока. – Красноярск, 1959. – С. 4).

При этом были разработаны основные требования, предъявляемые к школе-лаборатории. Такая школа на начало работы не должна иметь сложившихся традиций. На первых порах не должна иметь большого количества классов, но при обязательном наличии двух параллельных классов для отслеживания результативности вносимых новшеств. Руководителем школы должен быть член кафедры педагогики, теоретически подготовленный, ведущий научную работу. Он должен быть волевым, требовательным организатором, уметь смотреть вперед, обладать инициативой и тактом. В такой школе должен быть обычный, типичный для массовой школы, а не специально отобранный состав учащихся. Ей необходима достаточная материальная база. Выращиваемая школа-лаборатория не должна стоять над другими школами, выделяться среди остальных какими-то особыми условиями. Создание такой должно быть делом не только педагогического вуза, но и обязательно органов народного образования.

Руководствуясь вышеизложенными положениями, О.И. Рута в 1957 году открыла школу-лабораторию № 21. Директором школы стал Г.А. Победоносцев, в последующем известный ученый, возглавляющий опытно-экспериментальную школу Академии педагогических наук.

К счастью, заложенные Ольгой Ивановной традиции сохранились до сегодняшнего дня. Школа № 21 является, как и прежде, школой-лабораторией.

Осознавая необходимость такой школы-лаборатории, сейчас наш университет открыл ее на базе шк. № 24, тем самым возродив утерянную традицию исследований, отвечающих запросам нового времени.

Внимательное прочтение научных трудов О.И. Рута, безусловно, при снятии идеологического прикрытия, может способствовать развитию научно-педагогических исследований, отвечающих задачам нового времени.

Сохраняя преемственность и развивая традиции, кафедра педагогики в период 60-80 гг. уделяла большое внимание вопросам нравственного воспитания. Публикации результатов исследований имели широкое признание среди ученых и практиков. В 90-е годы в научном поиске кафедры зарождался личностно-ориентированный подход к проблемам воспитания. Изменение социально-экономических и политических условий в нашей стране вовсе не исключает, а предполагает анализ проблем воспитания и целесообразное соотношение традиций и новаций в педагогической науке и практике. В этом для нас деятельность Ольги Ивановны Рута – пример для организации научно-исследовательского поиска.

Шилова М.И., доктор педагогических наук, профессор

О.И. Рута среди ученых

О.И. Рута на отдыхе.

УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ (Н.Л. ТЕРСКИЙ)

Н.Л. Терский родился 22 мая 1922 года в городе Красноярске в семье потомственных интеллигентов. Здесь же прошли годы его детства, отрочества и юности.

После окончания исторического факультета Красноярского педагогического института, проработав немного в школе, он ушел на войну летчиком, имел не одну награду. В 1945 году вернулся в свой родной город и окунулся в мирный созидательный труд.

Школа, ИУУ (Институт усовершенствования учителей), а затем Красноярский педагогический институт – вот те ступеньки, по которым он шагал к вершинам науки. Практика в школе, знакомство и работа с учителями города, края позволили Николаю Львовичу увидеть многие явления педагогической действительности, исследовать их, вскрыть закономерности, учет которых способствовал повышению эффективности учебного процесса и усилению его развивающего потенциала для ребенка.

Его аналитический ум позволил увидеть зарождение новых тенденций в образовании и прогнозировать результаты их проявлений.

Начиная свою деятельность в КГПИ как преподаватель истории педагогики, он затем перешел работать на вновь образованный ФПК. За короткое время переквалифицировавшись на преподавателя дидактики, Николай Львович создал свой оригинальный курс, который по достоинству был оценен как его коллегами, так и слушателями.

Кандидат педагогических наук, профессор, он внес большой вклад в работу по повышению квалификации работников образования через свои лекции, научное руководство базовыми школами, мастер-класс. Его БРК (бланк рационального конспектирования) является универсальным, многофункциональным средством, как в руках простого учителя (анализ урока, самоанализ, самоподготовка), так и в руках администратора любого образовательного учреждения (содержание повышения профессионального мастерства учителя и работы с ним, планирование и проведение научно-методической работы в школе).

Глубокое понимание сущности учебного процесса позволило написать Николаю Львовичу такие книги, как «Анализ урока», «Теоретическое мышление и его проникновение в дидактику и школу». Разработанная им технология применения графов и эвристик для решения учащимися всевозможных задач по достоинству оценена практическими работниками школ и оказала большое влияние на внедрение креативной образовательной практики в учебный процесс.

Невозможно обойти молчанием другие стороны личности Николая Львовича. Широчайшая эрудиция, разнообразный интерес: музыка, театр, литература, Столбы, любовь к животным, переписка и знакомство с известными учеными, артистами, бережное отношение к истории Красноярского края, активное участие в создании краевой исторической энциклопедии и многое другое – делали его очень интересным собеседником, яркой личностью.

Финогенко В.С., кандидат педагогических наук, профессор;

Орловская Л.М., кандидат педагогических наук, доцент

ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ (А.А. СКВОРЦОВА)



11 января 2000 года исполнилось 100 лет со дня рождения Анны Алексеевны Сквор­цовой. Анна Алексеевна была первым заведующим кафедрой русского языка Краснояр­ского педагогического института (теперь КГПУ) и занимала эту должность с 1954 по 1966 год (до этого была объединённая кафедра лингвистических наук).

За годы её руководства при кафедре была открыта аспирантура; совет по защите кандидатских диссертаций; Анна Алексеевна стояла у создания Зональных объединений Министерства просвещения РСФСР, координировавших научную работу вузов, центром Западносибирской зоны стала кафедра русского языка КГПИ. В Красноярске были проведены 7 зональных научных конференций. При Анне Алексеевне на кафедре стали регу­лярно издаваться сборники научных работ; была открыта Проблемная лаборатория по изучению говоров Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Особое внимание уделяла Анна Алексеевна формированию коллектива кафедры. Как многие в то время, она считала, что "кадры решают все". Например, она узнала в Москве, что перспективная выпускница МГУ уехала работать учительницей в алтайскую деревню. Анна Алексеевна ее нашла, пригласила на кафедру, а в д. Алтайскую Алтайского края уехал выпускник КГПИ. Это была доцент кафедры современного русского языка Е.Ф. Соломатова.

Когда Скворцова передала руководство кафедрой (1966), в её составе было 15 преподавателей, из них 1 доктор наук (Н.А. Цомакион), 12 кандидатов наук, из которых двое готовились в докторантуру (В.Н. Рогова и Н.Е. Попова).

Анна Алексеевна была талантливым интерпретатором научных знаний, хорошим преподавателем. Когда в 1965 г. в систему филологической подготовки в стране ввели курс общего языкознания, по старой европейской традиции во многих вузах его читали заведующие кафедрой. Вела его и Анна Алексеевна. Не было ни учебников, ни программ. Подразумевалось при этом знакомство студентов с достижениями не только советской, но и зарубежной науки. Какой интересный курс разработала Анна Алексеевна! Впоследствии она вела в течение нескольких лет семинар по общему языкознанию с аспирантами кафедры.

А.А. Скворцова родилась на станции Пушкинская Московской области. В 1937 г. досрочно (за 3 года) окончила с отличием Томский педагогический институт. После окончания аспирантуры при Ленинградском университете с 1940 г. работала зав. кафедрой русского языка в Кировском пединституте, с 1945 по 1954 гг. – зав. кафедрой русского языка и деканом филологического факультета Томского государственного университета.

В 1943 г. защитила кандидатскую диссертацию "Синтаксис "Сказания" Авраамия Палицына", с 1944 г. – доцент. В 1951-52 гг. была в докторантуре при Институте языкознания АН СССР, работала в Китае.

А.А. Скворцова – специалист в области исторического и современного синтаксиса русского языка и сибирской диалектологии. Её учителями были Л.В. Щерба, Б.А. Ларин, Н.А. Гринкова.

По своей узкой научной специализации Анна Алексеевна не была диалектологом. Но ее научный руководитель – Н.А. Гринкова – была ведущим диалектологом России (ее докторская диссертация посвящена бухторминским старообрядцам, что само по себе для того времени было смелым поступком). Народные говоры в русистике Анна Алексеевна ставила очень высоко. Сибирь, территория которой не вошла ни в диалектологический атлас русских народных говоров, ни в общеславянский атлас, в диалектном отношении была обследована мало. Задачу кафедр русского языка сибирских вузов Анна Алексеевна видела в последовательном описании народной речи. Так она организовала работу кафедры русского языка Томского университета, так ориентировала кафедру русского языка КГПИ, а затем Барнаульского пединститута. "С 1946 года на кафедре русского языка Томского государственного университета создается другой диалектологический центр (после Иркутского) под руководством А.А. Скворцовой" (Сенкевич В.А. Проблемы сибирской и уральской диалектологии. Челябинск, 1975. С. 11.). В 1946 г. была образована кафедра русского языка в ТГУ, которую возглавила доцент А.А. Скворцова и руководила ею вплоть до своего отъезда в г. Красноярск. Ею проведены 22 диалетологические экспедиции по Томской области. " Как генератор идей Анна Алексеевна предугадала один из актуальных аспектов диалектологического направления – лексикографический аспект, – который станет ведущим в Томской школе и приведет к созданию крупного лексикографического центра, пионерные работы которого получат признание научной общественности в стране и за её пределами и увенчаются Государственной премией Российской Федерации (1997 г.). ... Идея Анны Алексеевны об истоках русских старожильческих говоров позднее найдет свое воплощение в докторской диссертации В.В. Палагиной "Реконструкция исходного состояния вторичного говора (на материале томского говора)". Новосибирск, 1973. ... К числу предложенных Анной Алексеевной идей принадлежит и идея взаимодействия различных говоров на территории Сибири, закономерности адаптации переселенческих говоров в окружении старожильческих... Всё это найдет отражение в работах томских диалектологов, в том числе в двухтомной монографии "Русские говоры Среднего Приобья" (Томск, 1984 и 1989)". (Блинова О.И. У истоков Томской диалектологической школы: К столетию со дня рождения А.А. Скворцовой. В печати).

В сибирской диалектологии не выделяют красноярской диалектологической школы, однако среди ученых КГПИ–КГПУ много диалектологов. Анна Алексеевна считала, что историческая проработка материала должна предшествовать синхронному диалектологическому описанию. Язык архивов двух центров Приенисейской Сибири – легендарной Мангазеи и Енисейска – описан в работах Н.А. Цомакион и Л.М. Радич-Городиловой. Первым доктором филологических наук, выполнившем диссертацию на сибирском материале, была Н.А. Цомакион. Ее монография "Туруханские говоры в их истории и современном состоянии" – образец системного описания говора и в наши дни, а ее словарь мангазейского говора остается уникальным изданием. Хорошо разработана история лексики пушного промысла (Г.А. Якубайлик) и т.д. Современные приенисейские говоры описаны таким образом, что можно воссоздать единую картину функционирования русского старожильческого говора на этой территории (Р.Т. Гриб, В.В. Алехина-Бебриш, К.П. Римашевская-Михалап, Л.В. Галузо, Л.Г. Самотик, Т.И. Бытева, И.И. Литвиненко, Г.Г. Белоусова, В.И. Петроченко и др.). Кафедрой изданы словари "Русских старожильческих говоров южных районов Красноярского края" (отв. ред. В.Н. Рогова), "Русских старожильческих говоров северных районов Красноярского края (отв. ред. Г.Г. Белоусова), готовится к изданию словарь центральных районов (отв. ред. О.В. Борхвальд). Работы Анны Алексеевны и ее аспирантов стали краеугольным камнем нового тогда направления в русистике – семантического и экспрессивного синтаксиса.

Анна Алексеевна сыграла значительную роль в подготовке научных кадров Сибири. С 1945 г. она руководила аспирантами, в целом ею подготовлено около 40 кандидатов наук.

Директор Института русского языка АН СССР Федот Петрович Филин писал министру просвещения РСФСР А.И. Данилову: "Можно сказать без преувеличения, что именно благодаря научной деятельности и организаторскому таланту тов. А.А. Скворцовой диалектология Сибири заняла достойное место в лингвистической науке нашей страны. Ею подготовлено свыше 30 аспирантов, из которых многие стали уже докторами. Фактически она сама, будучи кандидатом наук, консультировала многие докторские диссертации, написанные сибирскими учёными".

Среди её аспирантов были: Красноярск – Бебриш ВВ., Булохов В.Я., Вайтусина Н.И., Григорьев А.Г., Иванова Н.К., Некрасова Е.И., Саломатова Е.Ф., Сковородников А.П.; Томск– Палагина В.В., Митрофанов Г.Д.; Барнаул – Аржаных Л.М., Болгова Е.Я., Иванова А.И., Юдина В.Ф., Луппова Г.П., Дмитриева Е.Д., Иванова Е.И.; Горно-Алтайск – Богданов Ф.Н., Луканина Г.В.; Омск – Самарина Г.Н.; Новокузнецк – Орлова Н.В., Коростышевская А.М.; Магнитогорск – Сенкевич В.А.; Тобольск – Антропова М.К., Андреева Ф.Т.; Кемерово – Прокуденко Н.А.; Кызыл – Белокопытова Т.И.; Новосибирск – Новосёлова Л.Л., Горохова Г.В.; Благовещенск – Кирпикова Л.В.; Уссурийск – Чуркина К.И., Копачевская С.М.; Абакан– Константинов Л.Н., Балашов В.А.; Орёл – Черемисин П.Г. (Список подготовлен Н.В. Орловой.)

Сами себя они называли "скворчатами". Анна Алексеевна была требовательным, но и душевно щедрым человеком. Её единственный сын погиб в Великую Отечественную войну, но она относилась к своим аспирантам, как к детям. Многие жили у неё в доме, она покупала им книги, лечила, вела по жизни. Нелли Викторовна Орлова так написала на альбоме, посвящённом Анне Алексеевне: "Мой друг и Учитель, моя вторая мать".

Анна Алексеевна ушла из жизни 3 мая 1979 года в г. Барнауле в окружении своих учеников. Она прожила большую, яркую и полнокровную жизнь и надолго осталась в памяти учеников, в памяти тех, кто с ней работал и жил рядом.

Автушко О.А., кандидат педагогических наук, доцент;

Самотик Л.Г., кандидат филологических наук, профессор КГПУ

 Ондрец – тип повозки для снопов и сена.

** За коммунистическое просвещение.

* В период подготовки статьи к печати мы получили печальное известие: Александр Ильич скончался 23 сентября 2001 года.

* См. О.И. Рута Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательных школ. – Красноярск, 1959. – C. 4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Юрий Николаевич Щербак. Чернобыль

    Документ
    Группа ученых может поставить плохо подготовленное общество перед лицом таких открытий, применение которых приведет к необратимым всесокрушающим последствиям; горстка людей в состоянии бросить весь мир в пламя последнего жертвенного костра.
  2. Юрий Дмитриевич Петухов

    Документ
    Кем были далёкие предки немцев и французов, ирландцев и литовцев, сербов и осетин — предки индоевропейских народов? Они были древними русами, убеждён историк и писатель Ю.
  3. Юрия Алексеевича Митропольского указатель

    Библиографический указатель
    В книге освещены основные этапы жизни, научной и общественной деятельности известного ученого в области математической физики, теории нелинейных колебаний и теории дифференциальных уравнений академика Нацио­наль­ной академии наук
  4. В. Ф. Чешко Август 48 Урок

    Урок
    Август – 48. Уроки прошлого. (научное киллерство, к истории советской генетики, к феномену распада СССР)М.: РГАУ−МСХА им. К.А. Тимирязева, 2009. 441 с.
  5. Основной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции

    Документ
    Абдулина Оксана Николаевна Абдуллаева Ира Георгиевна Абдуллин Илдар Абдулберович Абдуллин Сафуан Сабирянович Абдуллина Гульназира Ахуньяновна Абдуллоев Акбар Билолович Абдуразаков Олег Халидович Абдухаев Александр Яковлевич Абедчанова Кактай

Другие похожие документы..