Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Глава 4. КОНТАКТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА МАНИПУЛЯЦИИ Глава 5. ЧЕСТНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА Глава 6. ДОВЕРЯТЬ СЕБЕ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС Глава 7. СВОБОДА И СОЗНАВАНИ...полностью>>
'Документ'
регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального ком...полностью>>
'Закон'
В Новгородской области, как и в России в целом, сфера образования претерпевает существенные изменения. В связи с этим в обществе сегодня довольно час...полностью>>
'Документ'
Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, саморе...полностью>>

Лысенко Юрий Федоровиx заведующий кафедрой экономической географии кгпу. Окончил аспирантуру при ргпу им А. И. Герцена. Канд геогр наук (1970)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Редакторская работа

  1. Вопросы русской и советской литературы. Межвуз. сб. научных трудов. – Красноярск: КГПИ, 1973. 4,2 п.л. Член редколлегии.

  2. Проблемы генезиса и развития реализма в зарубежной литературе. – Красноярск: КГПИ, 1975. 8,7 п.л. Отв. редактор.

  3. Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературах. – Красноярск: КГПИ, 1976. 8 п.л. Отв. редактор.

  4. Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературах. – Вып. II. – Красноярск: КИПИ, 1977. 9 п.л. Отв. редактор.

  5. Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературах. – Вып. III. – Красноярск: КГПИ, 1978. 8 п.л. Отв. редактор.

  6. Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературах. – Вып. IV. – Красноярск: КГПИ, 1979. 8 п.л. Отв. редактор.

  7. Типология соответствия и взаимосвязи в русской и зарубежной литературах. – Красноярск: КГПИ, 1980. 8 п.л. Отв. редактор.

  8. Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературах. – Красноярск: КГПИ, 1981. 8 п.л. Отв. редактор.

  9. Проблемы зарубежной драматургии. Свердловск, 1982. 8 п.л. Член редколлегии.

  10. Проблемы типологических и контактных связей в русской и зарубежной литературах. Красноярск: КГПИ, 1983. 8 п.л. Отв. редактор.

  11. Типологические соответствия и контактные связи в русской и зарубежной литературах. – Красноярск: КГПИ, 1984. 7,5 п.л. Отв. редактор.

  12. Типологические схождения и взаимосвязи в русской и зарубежной литературах ХIХ–ХХ веков. – Красноярск: КГПИ, 1987. 7,5 п.л. Отв. редактор.

  13. Из истории типологических и контактных связей в русской и зарубежной литературах. – Красноярск: КГПИ, 1990. 7 п.л. Отв. редактор.

  14. Филологический сборник: Проблемы взаимодействий. – Красноярск: КГПУ, 1992. 7 п.л. Отв. редактор.

  15. Филологический сборник: Англистика. – Красноярск: КГПУ. 1994. 15,5 п.л. Отв. редактор.

  16. Филологический сборник. История и поэтика литературы народов Европы и Америки. – Красноярск: КГПУ, 1998. 9,2 п.л. Отв. редактор.

  17. Филологический сборник: Зарубежные литературы на пороге XXI века. – Красноярск: РИО КГПУ, 2000. 8,2 п.л.

ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ (Я.С. ДРАЛЮК)

Дралюк Яков Семенович родился 7 января 1911 г. в селе Сухобузим V Сухобузимского района Красноярского края. После окончания в 1929 г. средней школы с педагогическим уклоном в г. Красноярске был командирован в Шалинскую школу Манского района Красноярского края, где три года проработал учителем начальной школы и два года преподавателем физики неполной средней школы.

В 1934 г. Яков Семенович был направлен на учебу на естественный факультет Красноярского педагогического института, закончил его с отличием в 1938 г., после чего до июня 1942 года работал сначала преподавателем химии, а затем директором средней школы №9 в г. Игарка Красноярского края. Здесь его и застала война.

С 14 июня 1942 г. – служба в рядах Советской Армии. Сначала Яков Семенович был курсантом Новосибирского инженерного училища, затем воевал в составе 45-го Гвардейского полка 3-го Белорусского фронта. В 1945 г. Яков Семенович участвует в войне с Японией. В 1944–45 гг. Президиум Верховного Совета СССР награждает его тремя медалями «За отвагу», медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».

После демобилизации Яков Семенович возвращается в г. Игарку, где работает преподавателем химии, завучем и директором средней школы №9. С сентября 1948 г. по май 1959 г. Яков Семенович работал преподавателем химии и директором средней школы №41 г. Красноярска. Как отмечается в характеристике, данной Я.С. Дралюку заведующим РОНО В.П. Алдониным, «уроки отличаются высоким уровнем методики преподавания, а его ученики получают глубокие знания по химии, которые они умеют применять на практике».

В мае 1959 г. Яков Семенович Дралюк проходит по конкурсу и с 1 сентября того же года зачисляется на должность старшего преподавателя кафедры химии, где он проработал до июля 1971 г. На биолого-химическом отделении биолого-географического факультета он читает лекции и ведет практические занятия по методике преподавания химии и химической технологии.

Его всегда отличает высокая культура, профессионализм. Отличное знание химии, а также многолетний опыт преподавания в школе позволялет ему на занятиях по методике преподавания химии обращать внимание студентов на тонкости проведения школьного химического эксперимента, а также на подготовку и проведение уроков разного типа. Под его руководством студентами было изготовлено большое количество самодельных приборов, которые использовались им при прохождении педагогической практики.

Совместно с учителем химии средней школы №35 на базе цеха гальванического покрытия завода «почтовый ящик 124» Яков Семенович занимается вопросами совмещения обучения химии в школе с производительным трудом. Я.С. Дралюк принимает активное участие в работе райкома Союза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР, а также является членом ревизионной комиссии крайкома этого же Союза. Его многолетний педагогический труд отмечен следующими наградами: медалями «За трудовое отличие» и «За доблестный труд», знаком «Отличник народного просвещения».

В нынешнем году Яков Семенович отметил свое 90-летие. Коллектив кафедры химии, ректорат и Совет ветеранов Красноярского государственного педагогического университета тепло поздравили юбиляра и пожелали ему крепкого здоровья, оптимизма и семейного благополучия.

Верховодова Д.Ш., кандидат химических наук, доцент;

Зейберт Г.Ф., кандидат химических наук, доцент

ГРАНИ ЖИЗНИ (М.Н. ГОРЯЧЕВ)

Горячев Марат Николаевич родился 26 августа 1927 года в с. М. Кантат, Большемуртинского района, Красноярского края в семье учителей. Педагогическую деятельность начал учителем начальных классов, русского языка и литературы в Екатеришинской семилетней школе Идринского района Красноярского края в 1946 году. С 1952 по 1957 гг. работал школьным инспектором, затем заведующим Идринским роно, а с 1965 по 1969 гг. секретарем Идринского РК КПСС. В 1969г. был утвержден первым заместителем заведующего Красноярским крайоно и работал в этой должности до 1979г., а с 1979г., со дня открытия факультета повышения квалификации руководителей школ в Красноярском педуниверситете, сочетал работу в крайоно с чтением лекций на факультете. В 1982г. был приглашен на ФПК и работал старшим преподавателем, затем доцентом по 1998 г. Являясь опытным руководителем, вдумчивым и чутким воспитателем, многие годы направлял деятельность работников школ на выполнение задач, поставленных в области просвещения. Огромный личный опыт, накопленный за многие годы руководящей работы в народном образовании, широко использовался при чтении курсов «Юридические основы управления школой», «Теория управления школой», а также спецкурса по инспектированию школ.

За время работы имеет 18 научно-педагогических работ и учебно-педагогических пособий. При его активном участии разработаны учебные планы и программы по курсам «Юридические основы управления образовательными учреждениями» и «Теория управления школой».

Совмещая работу с общественной деятельностью, избирался делегатом Всероссийского съезда учителей в 1978г., Республиканской профконференции 1979г., IX съезда профсоюза работников просвещения, трех съездов Педагогического общества РСФСР. Трижды избирался членом центрального совета Педагогического общества РСФСР, членом ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

За заслуги в области народного образования получил звание заслуженного учителя школы РСФСР и был награжден значком «Отличник народного просвещения», орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».

В настоящее время персональный пенсионер республиканского значения.

Финогенко В.С., кандидат педагогических наук, профессор

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, РУКОВОДИТЕЛЬ (А.И. КРАВЧЕНКО)

Через год наш педуниверситет будет отмечать 70-летие со дня его основания. В это время хочется вспомнить выдающихся людей, которые делали историю нашего славного учебного заведения. Одним из таковых является Александр Ильич Кравченко – ученый, педагог, руководитель; 32 года он заведовал кафедрой химии, 15 лет руководил естественно-химическим факультетом.

А.И. Кравченко родился 4 ноября 1904 года в селе Луговое Кустанайской области в многодетной крестьянской семье, переселившейся из Таврической губернии. С самого раннего детства вместе со своими братьями и сестрами он трудился в хозяйстве своих родителей, строил большой дом для своей семьи. Молодой человек имел большое стремление к знаниям. В 1916 году он закончил сельскую школу, в 1932 г. – шестимесячные учительские курсы, работал учителем начальных классов, а в 1925 г., после окончания средней школы в г. Кустанае, по путевке Окружного комитета ВЛКСМ поступил в старейшее высшее учебное заведение России – Томский государственный университет – на химическое отделение физико-математического факультета по специальности «Органическая химия».

Время в его студенческие годы было трудным – разруха после гражданской войны, неурожай, голод. Заниматься приходилось в холодных аудиториях. Но, несмотря на трудности, в 1930 г. он закончил университет и сразу стал аспирантом Томского химико-технологического института. После двухгодичного обучения в аспирантуре Александр Ильич вернулся на кафедру органической химии Томского университета, где успешно занимался научными исследованиями и работал сначала ассистентом, затем старшим преподавателем и доцентом. В 1938 г. им была защищена кандидатская диссертация, а в 1939 г. присвоено звание доцента.

Работу в Красноярском педагогическом институте А.И. Кравченко начал с октября 1942 г. в должности доцента и почти сразу же был назначен деканом естественно-химического факультета. Очень трогательный факт – к личному делу Александра Ильича была приложена характеристика, написанная от руки не на фирменном бланке, а на пожелтевшем тетрадном листочке без всяких печатей, просто подписанная его научным руководителем Борисом Владимировичем Треневым, известным в России ученым.

Это было самое тяжелое для страны время. В здании института располагался госпиталь; кафедра занимала 2 комнаты в одной из школ. На кафедре было всего четыре преподавателя. И преподавателям, и студентам приходилось заниматься не только учебной работой, но и заготовкой дров на зиму, созданием подсобного хозяйства и биостанции, организацией отрядов и бригад для выращивания картофеля и овощей. На всех факультетах было введено обучение студентов, научных работников и служащих сельскому хозяйству. Преподаватели раскапывали целину для посадки картофеля.

Но к началу 1942–43 учебного года были отменены учебные планы, введенные с началом войны с сокращенным сроком обучения, и обучение проводилось по учебным планам довоенного времени, а первого сентября 1944 года после реэвакуации военного госпиталя занятия начались в учебном корпусе института.

Постепенно жизнь стала улучшаться, в институте открывались новые факультеты, и с 1 сентября 1949 года А.И. Кравченко возглавил географический факультет. Наряду с учебной и административной работой он активно участвовал в общественной жизни института и города. Педагогическая и общественная деятельность А.И. Кравченко отмечена правительственными наградами: медалями, орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».

Разносторонние научные интересы А.И. Кравченко связаны с исследованиями скорости окисления алифатических альдегидов, кетонов, а также фенолов, кинетики нитрования ароматических углеводородов, омыления сложных эфиров органических кислот, подвижности галогенов в предельных и непредельных галогенуглеводородах. Им была предложена методика фенолизации карбонильных соединений в щелочной среде.

Александр Ильич не оставался в стороне от практических нужд Красноярского края. Он принимал участие в изучении экологической обстановки нашего региона, исследовал виды почв некоторых районов края, в том числе зоны затопления Красноярской ГЭС, гидрохимический режим Красноярского водохранилища. Некоторые его работы посвящены изучению состава кедрового ореха, окислению каменных углей Канско-Ачинского бассейна.

Большое внимание Александр Ильич уделял профессиональной подготовке будущих учителей. Им изданы методические пособия, которые широко использовались студентами и учителями школ. Большая заслуга принадлежит А.И. Кравченко в становлении и развитии кафедры химии. В настоящее время на кафедре химии работают 18 преподавателей. Среди них 14 кандидатов химических наук, из которых семеро являются учениками Александра Ильича. На кафедре выполняется большой объем научных и научно-методических работ. Возглавляет кафедру доктор химических наук, профессор Горностаев Леонид Михайлович, который, приняв эстафету от Александра Ильича, сформировал хорошую школу химиков-органиков. Кафедра химии – это дружный, сплоченный, трудолюбивый, высокопрофессиональный коллектив, который продолжает традиции, заложенные Александром Ильичом*.

Золотарева Г.И., кандидат химических наук, доцент;

Сакилиди В.Т., кандидат химических наук, доцент

ОНИ СТОЯЛИ У ИСТОКОВ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ НАУКИ

В КРАСНОЯРСКОМ ПЕДУНИВЕРСИТЕТЕ

(С.Л. ЭДЕЛЬМАН, Н.В. ЛОЙКО)

В

уходящем 2000-м году исполнилось 90 лет со дня рождения Самсона Львовича Эдельмана (1910–1987) – основоположника и организатора алгебраической науки в Красноярском государственном педагогическом институте – и 70 лет со дня рождения его первого ученика и соратника Николая Васильевича Лойко (1930–1989), также много вложившего в дело создания алгебраической школы Красноярья.

С.Л. Эдельман Н.В. Лойко

С.Л. Эдельман прошел суровую жизненную школу. Сын портного, после школы он заканчивает сначала индустриальный техникум в Ростове-на-Дону, а затем физико-математический факультет Московского государственного педагогического института им. Бубнова (ныне МГПУ), , и, имея диплом с отличием, по зову сердца приезжает в Красноярск на родину своей молодой супруги Клавдии Константиновны Михайловой. С 1935 по 1942 гг. Самсон Львович работает на физико-математическом факультете Красноярского пединститута. А затем – фронт. Молодой лейтенант командует огневым взводом противотанковой артиллерии Степного фронта. В 1943 г. в боях на Курской дуге получает тяжелое ранение. После госпиталя он – командир батареи в учебно-стрелковом полку Уральского военного округа. Его боевые награды – орден “Красной звезды”, медаль “За победу над Германией”, орден “Отечественной войны”. После демобилизации в 1949 г. работает в Новосибирском педагогическом институте, но вскоре возвращается в Красноярск, на ставший уже родным физико-математический факультет Красноярского педагогического.

В 1950 г. Самсон Львович защищает кандидатскую диссертацию. Его основная научная работа того времени “О p-нормальных рядах группы” опубликована в докладах АН СССР, на нее есть ссылка в известной монографии его научного руководителя С.А. Чунихина “Подгруппы конечных групп.”

В последующих научных работах Самсона Львовича прослеживается стремление к обобщениям, желание модернизированными методами получить наиболее общие утверждения.

Много сил и энергии Самсон Львович уделяет преподавательской работе. В частности, им написано учебное пособие для пединститутов “Элементы математической логики”, изданное в 1975 г. издательством “Высшая школа” (Москва). В начале 60-х годов на заре становления исследований по информатике Самсон Львович внедряет на факультете программированное обучение. На факультете устанавливают вычислительные машины: сначала “Минск”, а затем “Наири”.

Самсон Львович любил музыку, литературу, занимался спортом. Он был душой и организатором художественной самодеятельности студентов факультета и института. Широта его натуры, высокий профессионализм, доброжелательность и подлинный интерес к людям создавали на факультете особо теплую творческую атмосферу.

Основной заслугой С.Л. Эдельмана является выбор научного направления и организация научных исследований в Красноярском педагогическом институте. С одобрения и при поддержке А.Г. Куроша – одного из корифеев теории групп – официально утвержденная тема звучала так: “Изучение группы и структуры ее подгрупп”. Впоследствии термин “структура” в математике был заменен термином “решетка”. Теория решеток (структур) как самостоятельное направление в алгебре начала развиваться в 30-х годах ХХ столетия и впервые оформилась с выходом книги Г. Биркгофа “Теория структур” (три издания 1940, 1948, 1967 гг. на английском языке, издание 1952 г. – на русском; последнее издание 1984 – “Теория решеток”). Эта книга, а также монография М. Судзуки “Строение группы и строение структуры ее подгрупп” (русский перевод 1969 г.) стали основными источниками первичной информации для научной школы, созданной С.Л. Эдельманом.

Центральным звеном, способствовавшим созданию научной школы, был организованный Самсоном Львовичем научный семинар при кафедре алгебры и геометрии. На этом семинаре по приглашению в разное время выступали такие видные ученые, как М.И. Каргаполов, П.Г. Конторович, В.Д. Белоусов и др. На нем пробовали свои силы молодые аспиранты Самсона Львовича.

Кроме того, Самсон Львович организовал выпуск алгебраического научного журнала “Математические записки” кафедры алгебры КГПИ. Некоторые статьи из него цитируются в известной монографии А.Г. Куроша “Теория групп”.

Среди алгебраистов “первой волны” “школы Эдельмана” были в хронологическом порядке Н.В. Лойко, Г.В. Тимофеенко, Б.В. Яковлев, А.И. Долгарев, С.А. Анищенко, В.В. Рогов и С.В. Ларин.

Неформальным лидером молодой алгебраической школы, созданной С.Л. Эдельманом, был тогда Николай Васильевич Лойко.

Стать педагогом Николай Васильевич решил еще в школе, поэтому после окончания десятилетки поступил в Красноярский педагогический институт, а получив диплом учителя, работал в одной из школ Партизанского района Красноярского края. С 1955 года Николай Васильевич работает на кафедре математики Красноярского пединститута.

В 1962 г. Николай Васильевич успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме: “Структура смежных классов абелевых групп”. Полученные результаты частично решали 42 ю проблему Г. Биркгофа из его книги “Теория структур”. Соответствующая статья опубликована в “математических записках” Уральского университета в 1963 г. и цитируется в более позднем издании книги Г. Биркгофа “Теория решеток”.

Н.В. Лойко был активным участником научного алгебраического семинара, руководимого С.Л. Эдельманом. Кроме того, он организовал отдельный научный семинар для молодых преподавателей и аспирантов. На нем изучали упоминавшиеся выше монографии Г. Биркгофа и М. Судзуки, а также большую основополагающую статью Р. Бэра, которую Николай Васильевич перевел с немецкого и прореферировал. Все это оказывало огромное стимулирующее влияние на молодых участников семинара.

Н.В. Лойко отличался пунктуальностью, даже педантичностью при оформлении своих научных работ и этого же требовал от своих молодых коллег. В этой связи вспоминается один характерный пример. Готовился к изданию очередной номер сборника “Математические записки” кафедры алгебры КГПИ. Николай Васильевич взялся редактировать статью, присланную в этот сборник одним московским автором. В результате редакторской работы Николай Васильевич переписал статью заново, заполнив собственными доказательствами отдельные места, которые, по его мнению, содержали недомолвки и неясности. Статья вышла в абсолютно новом изложении с указанием прежнего автора. Один из авторов этих строк с благодарностью вспоминает критику и правку первых своих работ, выполненную Н.В. Лойко. После его прочтения статью можно было смело посылать для публикации в любой научный журнал.

С.Л. Эдельман и Н.В. Лойко были участниками многих Всесоюзных конференций, коллоквиумов, в том числе Всемирного конгресса математиков 1966 года. Таким образом, эти математики значимы не только в истории алгебраической школы Красноярья. Они внесли заметный вклад в мировую алгебраическую науку.

С приездом в Красноярский университет в 1967 г. алгебраистов Ю.М. Горчакова, В.П. Шункова, В.М. Бусаркина и других началась новая страница алгебраической науки Красноярского региона. Но их семена легли на подготовленную почву. В частности, некоторые из учеников С.Л. Эдельмана преподавали в Красноярском университете в период его становления.

В заключение перечислим ныне работающих учеников С.Л. Эдельмана: профессор кафедры геометрии КГПУ, к.ф.-м.н. С.А. Анищенко, доцент кафедры алгебры Астахова Е.Т., доцент кафедры алгебры и геометрии Пензенского педуниверситета, к.ф.-м.н. А.И. Долгарев, доцент кафедры алгебры КГПУ Латынцева Л.Г., профессор кафедры алгебры КГПУ, к.ф.-м.н. С.В. Ларин, доцент кафедры информатики КГПУ В.В. Рогов, доцент кафедры алгебры КГПУ, к.ф.-м.н. Тимофеенко Г.В., доцент кафедры алгебры Улан-Удэнского пединститута В.И. Тихоньких, зав. кафедрой алгебры КГПУ, профессор, д.ф.-м.н. Б.В. Яковлев.

В известной монографии А.Г. Куроша “Теория групп” цитируются работы В.В. Рогова, С.В. Ларина, Н.В. Лойко, Б.В. Яковлева.

Б.В. Яковлев в настоящее время руководит аспирантурой, его аспирант Д.А. Пунтус изучает решеточные изоморфизмы групп.

Сегодня, оглядываясь на истоки могучей реки алгебраической науки в крае, мы вспоминаем с благодарностью С.Л. Эдельмана и Н.В. Лойко, стоявших у истоков этого научного направления в Красноярском педуниверситете.

Ларин С.В., кандидат физико-математических наук, профессор;

Тимофеенко Г.В., кандидат физико-математических наук, доцент;

Яковлев Б.В., доктор физико-математических наук, профессор



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Юрий Николаевич Щербак. Чернобыль

    Документ
    Группа ученых может поставить плохо подготовленное общество перед лицом таких открытий, применение которых приведет к необратимым всесокрушающим последствиям; горстка людей в состоянии бросить весь мир в пламя последнего жертвенного костра.
  2. Юрий Дмитриевич Петухов

    Документ
    Кем были далёкие предки немцев и французов, ирландцев и литовцев, сербов и осетин — предки индоевропейских народов? Они были древними русами, убеждён историк и писатель Ю.
  3. Юрия Алексеевича Митропольского указатель

    Библиографический указатель
    В книге освещены основные этапы жизни, научной и общественной деятельности известного ученого в области математической физики, теории нелинейных колебаний и теории дифференциальных уравнений академика Нацио­наль­ной академии наук
  4. В. Ф. Чешко Август 48 Урок

    Урок
    Август – 48. Уроки прошлого. (научное киллерство, к истории советской генетики, к феномену распада СССР)М.: РГАУ−МСХА им. К.А. Тимирязева, 2009. 441 с.
  5. Основной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции

    Документ
    Абдулина Оксана Николаевна Абдуллаева Ира Георгиевна Абдуллин Илдар Абдулберович Абдуллин Сафуан Сабирянович Абдуллина Гульназира Ахуньяновна Абдуллоев Акбар Билолович Абдуразаков Олег Халидович Абдухаев Александр Яковлевич Абедчанова Кактай

Другие похожие документы..