Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систем...полностью>>
'Книга'
Мишна 1: Тридцатью двумя скрытыми путями мудрости установил Властелин воинств, Властелин постигающих Его, Повелитель жизни и Царь сокрытия, Бог всемо...полностью>>
'Лекция'
Макроэкономическая политика оказывает широкомасштабное далеко идущее влияние на использование природных ресурсов и состояние окружающей среды в стране...полностью>>
'Документ'
File – которое позволяет создавать, открывать, сохранять, пе-чатать проекты, добавлять новые, удалять и сохранять существую-щие формы проекта, а такж...полностью>>

Клаус Гофман. Можно ли сделать золото? Мошенники, обманщики и ученые в истории химических элементов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Начало формы

Конец формы

Клаус Гофман. Можно ли сделать золото? Мошенники, обманщики и ученые в истории химических элементов

Klauf Hoffmann "KANN MAN GOLD MACHEN?"

GAUNER, GAUKLER UND GELEHRTE AUS DER GESCHICHTE DER CHEMISCHEN ELEMENTE

Urania-- Verlag

Leipzig * Jena * Berlin

Перевод с немецкого канд. хим. наук Е. М. Маршак

Под редакцией докт. хим. наук Ю. Н. Кукушкина

Комментарии сделаны канд. хим. наук И. С. Дмитриевым.

Издание второе, стереотипное

Ленинград, "Химия", Ленинградское отделение,1987

OCR and Spellcheck Афанасьев Владимир, 2002 г

Для библиотеки химического сайта

Глава 1

ОБМАНЧИВОЕ ЗОЛОТО АЛХИМИИ

Золотое сокровище в 17 миллионов

Золото. Никакой другой металл во всемирной истории не обладал столь

магической притягательной силой! Мерцающий блеск золота возбуждал людскую

алчность, манил вдаль бесчисленных искателей приключений и нередко являлся

поводом кровавых захватнических войн. Auri sacra fames! (Проклятая жажда

золота!). Такими словами бичевали ненасытную алчность человечества к золоту

еще древнеримские стихотворцы.

Причина притягательной силы золота -- в его необычных свойствах:

химической стойкости, высокой плотности, легкости обработки при изготовлении

предметов украшения и культа. Очень давно золото стало символом вечно

неизменного и ценного, стало "королем металлов". Еще задолго до начала

нашего летоисчисления оно считалось мерилом ценности, универсальным

средством обмена и расчетов. Обладание золотом было преимущественным правом

немногих. Золото стало синонимом богатства и власти. Эту свою функцию оно

сохранило до нашего времени. В мировом капиталистическом хозяйстве золото,

как и прежде, играет преобладающую роль в качестве валютной основы.

Золото -- это один из немногих элементов, который встречается в природе

в виде самородков. Обычно оно в минимальных концентрациях рассеяно в твердой

породе. В таблице распространенности химических элементов в земной коре

золото занимает 77-е место, что является одной из причин его высокой

стоимости.

Получать золото искусственно в любых количествах -- это старая, хотя и

наивная, мечта многих людей. Интересно, что проблема изготовления золота

вновь и вновь занимала людей, вплоть до нашего времени. Чтобы это показать,

достаточно обратиться в недавнее прошлое.

"Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и

споров в течение полутора тысячелетий, как искусство... которое называют

алхимией". Когда профессор философии Карл Шмидер из Касселя в 1832 году

писал это во введении к своему объемистому исследованию "История алхимии",

он явно не мог скрыть удивления и даже почтения перед тайнами такого

"искусства".

Профессор Шмидер собирал фактический материал с научной точностью. Ему

хотелось представить исторический обзор алхимии, то есть искусства делать

золото. Шмидер все время стремился отделить легенды от фактов и отличить

научный обман от ненамеренного самообольщения. Однако, несмотря на твердое

намерение развеять средневековые мистические представления об алхимии и

оценить ее критически, автор в конце концов пришел к ошеломляющим

утверждениям.

Существует химический препарат, с помощью которого металлы могут быть

превращены в золото! Несмотря на сомнительные проделки многих обманщиков,

все же имеется якобы достаточно доказательств, что из веществ, не содержащих

золота, можно получить настоящее золото с помощью искусства алхимии. Для

такой трансмутации (превращения) неблагородных металлов в золото

использовали пресловутый философский камень, называемый также великим

эликсиром или красной настойкой. Древние алхимики обладали этим удивительным

веществом и умели его приготовлять. Шмидер сожалел, что рецептура,

по-видимому, утрачена.

О философском камне рассказывали истинные чудеса: он должен был

принести своему обладателю не только сверкающее золото и безграничное

богатство, но и открыть тайну вечной молодости и долгой жизни. Эта чудесная

жидкость является якобы панацеей от болезней и старческих недугов, эликсиром

жизни. Шмидер констатировал, что с помощью искусства алхимии можно также

получать чистое серебро из веществ, которые серебра не содержат. Для этого

служил "камень второго порядка", он же малый эликсир, или белая настойка.

Истинными умельцами были, безусловно, лишь немногие,-- заключал Шмидер

в своей книге.-- В конце концов обманщики, жулики, шарлатаны

дискредитировали высокое искусство алхимии. Они рассчитывали легким путем

достичь богатства. Сильно повредила алхимии жадность удельных князей,

королей и императоров, которые, пользуясь своей всесильной властью,

заставляли алхимиков служить их корыстным интересам.

Много путешествовавший Раймундус Луллус[1] из Испании

относился к тем истинным мудрецам-искусникам, по мнению Шмидера, которые

обладали философским камнем. К началу XIV века английскому королю

Эдуарду[2] удалось заполучить себе на службу эту легендарную

личность. Он смог привлечь Луллуса обещанием открыть кампанию против

неверных -- турков; в результате Луллус пошел на своего рода договор с

английской короной: алхимик обязался изготовить 60 000 фунтов[3]

золота из ртути, олова и свинца, которое будет лучшего качества, чем золото

из рудников. На это золото должны были быть снаряжены корабли и оплачены

воины для священной войны против неверных.

Однако тайные планы Эдуарда были иными. После того как Луллус за

короткое время действительно изготовил обещанное количество золота, король

повелел чеканить из него золотые монеты со своим изображением и еретической

надписью: "Эдуард, король Англии и Франции". Это были монеты вдвое тяжелее

дукатов, на них было изображение воина и корабля. Эти золотые монеты

говорили об истинных политических намерениях английского правителя --

завоевать Францию и властвовать над объединенным англофранцузским

государством. Такой план был ему гораздо больше по душе, чем рискованный

крестовый поход против сынов Магомета.

Было бы весьма просто отнести это деяние алхимика Луллуса к области

басен, чего поистине заслуживают многие алхимические истории. Однако те

раймундовы нобли королевской чеканки можно и сейчас увидеть в музеях. Они

изготовлены из золота высокой пробы и были выпущены, вероятно, в большом

количестве, ибо многие расчеты проводились этой монетой. Это тем более

поразительно, свидетельствуют историки, что Англия в те времена практически

не вела морской торговли и не обладала ни колониями, ни золотыми рудниками,

а товары Ганзы[4] обычно оплачивала оловом. Из каких же

источников король Эдуард черпал золото, с помощью которого он, очевидно,

смог покрыть издержки последовавшей за тем тридцатилетней войны с Францией?

В истории средних веков имеются и другие загадки такого рода. Например,

не меньшую сенсацию произвели сокровища, которые оставил император Рудольф

II[5] после своей смерти в 1612 году. В его наследстве совершенно

неожиданно обнаружили в виде слитков 84 центнера золота и 60 центнеров

серебра. Таинственную жидкость, находившуюся там же, сочли изготовленной из

философского камня. Рудольф II, который с 1576 года в качестве германского

императора имел резиденцию в Праге, славился как большой приверженец тайных

наук. В те времена при его дворе пестрой чередой толпились астрологи,

предсказатели, ясновидцы и ... алхимики. Поэтому для многих казалось

несомненным, что оставшееся золото и серебро имеют алхимическое

происхождение.

Рудольф II нашел многочисленных последователей при немецких княжеских

дворах. Одним из них был саксонский курфюрст Август, который собственной

персоной проводил в лаборатории опыты с философским камнем и, как говорили,

успешно. Его лабораторию народ называл не иначе как золотым домом. Она была

оборудована им самим в резидентском городе Дрездене, где на него работал

также профессиональный алхимик Шверцер. Курфюрст Август писал в 1577 году

итальянскому алхимику: "Я уже настолько вошел в курс дела, что могу из

восьми унций серебра сделать три унции полновесного золота"[6].

Август оставил золотое сокровище в 17 миллионов талеров, сумму по тем

временам значительную. Весь мир считал, что курфюрст нашел рецепт

превращения металлов. Узнать эту тайну весьма стремились его преемники, в

том числе Август II[7], названный Сильным. В качестве курфюрста

Саксонии и короля Польши в 1701 году в известном государственном споре с

прусским королем Фридрихом I[8] Август II отнял у него алхимика

Иоганна Бетгера. Последнего держали пленником в Дрездене, а позже в крепости

Кенигштейн, пока он не получил нечто, что немецкие князья в то время ценили

на вес золота. Это был фарфор. Будучи назначенным директором фарфоровой

мануфактуры в Мейсене, основанной в 1710 году, Бетгер остался, видимо, верен

своим склонностям к алхимии. В дрезденской государственной коллекции фарфора

и поныне хранится королек чистого золота весом около 170 г, который Бетгер

получил в 1713 году якобы путем алхимических манипуляций.

Ошеломляющие эксперименты

Большим покровителем всех алхимиков считался император Леопольд

I[9], правивший с 1658 по 1705 год. При его дворе алхимики

проделывали сенсационные превращения, которым в свое время все поражались.

Ученые еще недавно ломали над ними головы. Самое волнующее алхимическое

приключение связано с именем августинского монаха Венцеля Зейлера. Вот его

история.

В 1675 году молва о веселой жизни алхимиков при венском дворе привлекла

этого монаха в резиденцию императора. Жизнь в монастыре, в Праге, наскучила

ему. Зейлер сам собирался служить алхимии. У одного собрата он похитил

красный порошок, полагая, что это и есть таинственный философский камень.

Император Леопольд I благожелательно выслушал все, что ему смог

поведать монах. Будучи покровителем всех странствующих умельцев, он приютил

также и Зейлера. Монах должен был показать свое искусство в секретной

лаборатории императора. Это был мрачный подвал с узкими окнами, которые лишь

скудно пропускали дневной свет. Дополнительным освещением служили факелы на

стенах. Их мерцающий свет, скользящий вдоль холодных стен, придавал

обстановке что-то зловещее. Зейлер должен был призвать все свое

самообладание, чтобы казаться внешне хладнокровным. Он сознавал, что от

предстоявшего эксперимента зависела не только его карьера при дворе, но и

сама жизнь. Суд над обманщиками был обычно краток. Немало из них заканчивали

свою жизнь на виселице, окрашенной сусальным золотом[10].

Зейлер сообщил, что он частично "окрасит", то есть превратит, медный

сосуд в золото. "Ну, что же, начинайте!" -- приказал правитель резко, однако

вполне милостиво.

Монах начал церемонию, сопровождая ее театральными жестами и

таинственными, почти непонятными словами. Однако Леопольд I, хорошо знакомый

с такими кабалистическими фокусами, нетерпеливо прервал: "Действуйте,

наконец!"

Слуга держал наготове медную чашу, чтобы по знаку Зейлера поместить ее

на огонь. Когда она раскалилась докрасна, мастер высыпал на нее щепотку

чудодейственного красного порошка. Бормоча какие-то заклинания -- от этого

он никак не мог отказаться, Зейлер повертел медный сосуд несколько раз в

воздухе и наконец погрузил его в приготовленный чан с холодной водой. Чудо

произошло! Повсюду, где философский камень соприкасался с медью чаши,

виднелся знакомый блеск золота.

Монах с облегчением повернулся к стоявшему поодаль тиглю с клокотавшей

ртутью. Зейлер приказал подручному усилить огонь, ибо, как он с

воодушевлением объявил, теперь он хотел окрасить меркурий[11] до

золота! Для этой цели он часть красного порошка облепил воском и бросил в

кипящую жидкость. Повалил густой, едкий дым, который вынудил всех

любопытных, подошедших слишком близко к огню, закашляться и отвернуться...

Почти мгновенно сильное бурление в тигле прекратилось. Расплав затвердел.

Зейлер заставил слугу, поддерживавшего огонь, работать еще усерднее. Шипение

воздуходувки было единственным звуком, который в течение нескольких минут

нарушал благоговейную тишину. Император Леопольд и избранные придворные

смотрели, как завороженные, в пламя углей, грозившее, казалось, поглотить

тигель. Однако монах заявил, что огонь еще недостаточно силен. Уверенным

движением он бросил несколько углей в расплав. Они сгорели сверкающим

пламенем. Когда Зейлер приказал слуге перелить жидкий расплав в плоскую

чашу, стало видно, что содержимое значительно уменьшилось. Вновь произошло

нечто чудесное. Застывающий металл сверкал светлым блеском золота, ярко

отражая свет факелов. Император кивнул, чтобы пробу золота отнесли к золотых

дел мастеру, который ожидал в соседнем помещении.

Понаблюдаем за его работой... Сначала золотых дел мастер испытующе

взвесил королек металла на ладони. Затем несколько раз провел кусочком

золота крестообразно по полированному кремню, так называемому пробному

камню. На темной матовой поверхности золото Зейлера оставило тонкий след.

Опытные специалисты могут лишь на основании окраски и вида этого штриха

сделать выводы о содержании золота. Наш ювелир смочил штрихи азотной

кислотой. Золото на пробном камне не изменилось. Другие металлы растворились

бы в азотной кислоте.

Такую пробу, с помощью которой обычно определяют содержание золота, в

те времена только начали применять. Позднее метод был усовершенствован. Для

сравнения стали использовать пробирные штрихи с известным содержанием

золота, как поступают и в настоящее время.

Император и придворные с нетерпением ожидали, каков будет приговор

золотых дел мастера. Наконец был оглашен результат: ювелир заявил, что это

чистейшее, высококаратное золото, с каким он когда-либо имел дело!

Леопольд не скупился на королевские похвалы. Зейлер также не скрывал

своего торжества. Осмелев от успеха, он объявил еще один эксперимент: Зейлер

хотел превратить в чистое золото олово, обычное олово. Эта смелая попытка

также удалась. Император обратился к радостно возбужденному алхимику:

"Представляйте нам, не колеблясь, дальнейшие доказательства вашего высокого

искусства. Добывайте золото, а мы осыплем вас милостями!"

Из искусственного золота император Леопольд I повелел чеканить дукаты.

С одной стороны на них -- его изображение, с другой -- надпись, помещенная

вокруг даты 1675: "Я превращен из олова в золото могуществом порошка Венцеля

Зейлера". Эти монеты состояли почти из чистого золота. Черта на пробном

камне показывала чистоту большую, чем золото в 23 карата. Правда, критически

настроенным современникам дукаты казались несколько легковесными.

С большой пышностью Зейлеру присвоили звание "королевского придворного

химикуса", а в сентябре 1676 года произвели в рыцари. Кроме того, император

Леопольд не без дальнего прицела назначил его обермейстером монетного двора

Богемии. Вероятно, император рассчитывал, что благодаря ловкости Зейлера

богемские оловянные копи вскоре будут приносить больше доходов, чем

венгерские золотые рудники.

Известны и другие примеры монет, чеканенных якобы из трансмутированных

металлов. Приверженцы алхимии охотно козыряли ими как неопровержимыми

свидетельствами. Когда некий барон фон Хаос изготовил из трех фунтов ртути

два с половиной фунта "золота", то из этого металла была чеканена памятная

медаль[12]. Надпись по-латыни на ней гласит: "Чудесное

превращение, содеянное в Праге 16 января 1648 года в присутствии его

королевского величества Фердинанда III".

Нельзя ни в коем случае причислить к алхимикам австрийского

естествоиспытателя и экономиста Иоганна Иоахима Бехера[13].

Однако он тоже верил в превращение металлов. В Музее истории искусств в Вене

хранится медаль со следующей надписью: "В июле месяце 1675 года я, доктор И.

И. Бехер, получил эту унцию чистейшего серебра из свинца путем алхимической

трансмутации".

Существует еще одна золотая медаль, вес которой соответствует 16,5

дукатам, носящая следующую загадочную надпись: "Aurea progenis plumbo

prognata parente". Это означает: "Золотой потомок свинцового родителя". На

оборотной стороне читаем: "Химическое превращение Сатурна в Солнце, то есть

свинца в золото, произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при

покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа...".

Алхимики, их трюки и знаменитый философский камень

Еще и сегодня возникает вопрос: "Как выполнил Зейлер свой алхимический

фокус?" В мрачные времена средневековья твердо верили в трансмутацию

металлов. Как обстоит дело в наши просвещенные времена? В настоящее время,

прежде всего, непонятно, почему императору Леопольду I, сведущему в алхимии,

не удалось уличить монаха. Ведь трюки плутоватых алхимиков были уже тогда

изучены досконально.

Много раз "золото" алхимиков оказывалось обманом -- латунью, томпаком

или бронзой. Еще Аристотель в IV веке до н. э. упоминал, что из меди при

сплавлении ее с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы.

Следовательно, уже в древности было известно, что "не все то золото, что

блестит". Были также умельцы, которые получали "серебро" в виде

серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка; так,

слишком упрощенно, понималось "искусство превращения" металлов: достаточно

было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого

благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость

фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла.

Как именно осуществить это -- зависело от фантазии умельца. Некоторые

"мастера золотой кухни" предпочитали пользоваться "для перемешивания"

расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зерен золота, а

отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя,

полая, ее часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным способом быстро

уничтожалось вещественное доказательство, раньше, чем у кого-нибудь могло

возникнуть подозрение и желание рассмотреть "волшебную палочку" поближе.

В своих экспериментах "золотых дел мастера" обнаруживали необычайную

изворотливость. Они использовали тигли с двойным дном, из которых при

накаливании выливалось золото, или угли с запаянным внутри золотом. Иногда

успеху способствовала золотая пыль -- ее вдували в расплав вместе с

воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

Однако в некоторых, почти безупречных, демонстрациях нельзя было сразу

разгадать обман. Швейцарец Турнейсер, алхимик и чудо-доктор, которого

переменчивая судьба гоняла по разным странам, однажды наполовину превратил

железный гвоздь в золотой, и произошло это на глазах одного кардинала,

засвидетельствовавшего письменно: "Турнейсер опустил раскаленный гвоздь в

красную протраву, и опущенный конец превратился в золото. Произошло это в

Риме 20 ноября 1586 года". Гвоздь долгое время выставлялся для осмотра

публике как доказательство истинного алхимического мастерства. Однако, когда

в 1730 году путешествовавший по Италии Иоганн Кейслер заинтересовался этим

раритетом, то не смог получить вразумительного ответа. "По-видимому, уже

многие годы стыдятся показывать этот гвоздь, после того как было обнаружено,

что это -- обман и весь фокус заключается в незаметной пайке",-- так написал

Кейслер в своем отчете, опубликованном в 1740 году. Турнейсер обманул

зрителей простым фокусом. С большим искусством он припаял к железному гвоздю

золотое острие, которое покрыл соответствующей краской. В процессе

алхимической операции окраска исчезла, и одураченные зрители увидели блеск

золота.

При превращении ртути в золото, наиболее популярном в те времена,

необходимо было выделить золото, "запрятанное" в ртути. В измельченном

состоянии золото почти мгновенно растворяется в жидкой ртути, которая не

меняет при этом своей характерной серебристой окраски. Известно, что такие

амальгамы золота остаются жидкими вплоть до содержания его 10--12 % и

выглядят, как чистая ртуть. Отогнать жидкую ртуть -- это детская игра для

алхимиков. После испарения ртути в тигле оставалось чистое золото.

Следует отметить, что были также честные, убежденные алхимики, которые

стали жертвой самообмана. Они твердо верили, что получили золото при

переплавке больших количеств серебра, ртути, свинца или при переработке их

руд. В силу скудости знаний по аналитической химии, они не ведали, что лишь

обогащали то небольшое количество золота, которое уже присутствовало в

металлах и рудах. Серебряные монеты, часто служившие для эксперимента,

всегда содержали небольшое количество золота -- если они были чеканки до

1830 года. Удаление следов золота из серебра для чеканки было невозможным по

тогдашней технологии или просто слишком дорогостоящим делом.

Однако же, какую связь имеет все это со знаменитым философским камнем?

Рецептура его сложного изготовления была описана в многочисленных

алхимических трактатах и толстых фолиантах, но в такой форме, что никто, а

часто и сам алхимик не мог ничего понять. Некоторые из этих "рецептов"

составлены относительно ясно, как, например, пропись для изготовления

философского камня в "Химическом своде" Базилиуса

Валентиниуса[14]. Если некоторые важнейшие данные в ней и

зашифрованы алхимическими символами, то их разгадка все же довольно проста.

Описывалось изготовление химическим путем кроваво-красной жидкости из

ртутной руды путем растворения последней в царской водке; смесь в конце

концов нагревали в течение нескольких месяцев в закрытом сосуде -- и эликсир

мудрости был готов.

Следует заметить, что в некоторых деталях все рецепты совпадают. Так,

часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное

негигроскопичное вещество. При получении его из ртути и других составных

частей вещество несколько раз изменяет свою окраску -- от черной к белой,

затем к желтой и наконец к красной. Профессор К. ван Ниевенбург из

Нидерландов в 1963 году взял на себя труд повторить многочисленные операции

алхимиков с помощью методов современной науки. В одном из опытов он

действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей

ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения

при высоких температурах или возгонкой он получил очень красивое красное

негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были

химически чистым хлорауратом серебра AgAuCl4*[15]. Возможно, что

это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого

содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение, скажем,

поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Конечно,

с помощью этого соединения нельзя было наколдовать больше золота, чем оно

само содержало.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа элективного курса «Химия для любознательных»

    Программа
    Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому.
  2. Антон Иванович Первушин. Оккультные войны нквд и сс москва, 2004 г. Тираж 000 экз. Предисловие. Сколько стоит ключ к власти, или к вопросу о современном мифотворчестве книга

    Книга
    Причина же, побудившая меня к этому, проста: по всей видимости, в первой книге мне не удалось показать и доказать читателю, что оккультные науки являются всего лишь культурным феноменом и чрезмерное доверие к тем, кто называет себя
  3. С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Министерство образования Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года № 696 и № 697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей учёной степени кандидата наук.
  4. Панарион

    Документ
    Название "Панарион" заимствовано из довольно противоречивого труда отца церкви Епифания, в котором он подверг критике ~секты~ и ~ереси~, возникшие в первые четыре века существования христианства.
  5. Собрание сочинений Даниил Хармс. Дневники

    Документ
    ___ (январь - март 19 5 г.) Читай сидя за столом и имей при себе карандаш и бумагу. Записывай мысли из книги, а также и свои, мелькнувшие из-за чтения или по другой какой причине.

Другие похожие документы..