Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сахарный диабет, наряду с ишемической болезнью сердца и онкологическими заболеваниями, является наиболее частой причиной инвалидности и смертности [28...полностью>>
'Документ'
1. Товари Х та Y мають відповідно ціни 50 і 80 грош. од., і споживач витрачає весь свій бюджет на купівлю тільки цих товарів, купуючи 5 одиниць X і 8...полностью>>
'Документ'
Робоча навчальна програма дисципліни „Правове забезпечення професійної діяльності” складена на основі навчальної програми цієї дисципліни індекс Н – ...полностью>>
'Реферат'
– диаграмма IDEF3, методология моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимодействующая между процессами обработки ...полностью>>

История этого села началась где-то в конце XIV века

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Горицы

История этого села началась где-то в конце XIV века. По преданию, именно здесь высадился на берег последователь Сергия Радонежского преподобный монах Кирилл (впоследствии получивший имя Кирилл Белозерский) со своим соратником Ферапонтом, собираясь основать на русском Севере новый монастырь. Поднявшись на ближайшую гору под названием Маура, он наконец-то увидел то самое место для закладки монастыря, которое ранее было показано ему Богородицей во время видения. И после этого, в 1397 году, монахи основали ныне знаменитые монастыри: Кирилл – Кириллово-Белозерский, а Ферапонт – Ферапонтов.

В середине XVI века в Горицах была пристань, где паломники сходили на берег и отправлялись в монастыри, с небольшим поселением – своеобразным центром княжеской администрации, а также с двумя деревянными церквами. Но в 1544 году под руководством княгини Ефросинии Старицкой (вдовы удельного князя Андрея Старицкого, сына князя Ивана III Великого и дяди царя Ивана Грозного) здесь был заложен новый монастырь, на этот раз женский.

Впрочем, недавно были найдены упоминания о монастыре, относящиеся к 30-40-м годам XIV века, что делает монастырь еще более древним.

Как и свои близлежащие «мужские собратья», Горицкий Воскресенский монастырь почти сразу стал не только святой обителью, но и местом ссылки высокопоставленных лиц, а точнее – их жен. Одной из первых сюда сама основательница княгиня Старицкая (попала в немилость Ивану Грозному), вскоре тут же жестоко замученная опричниками. А за ней последовали: две жены Ивана Грозного Анна Колтовская и Мария Нагая, дочь Бориса Годунова Ксения, несостоявшаяся жена Петра II Екатерина Долгорукая (предположительно) и многие другие. В годуновские времена здесь даже несколько лет жил юный отрок Михаил, будущий первый царь из династии Романовых, тогда опекаемый своей теткой Марфой Черкасской.

Множество знатных особ здесь постригались в монахини и поселялись добровольно. Да и сам монастырь был под постоянным покровительством многих княжеских, боярских и дворянских фамилий, что позволило ему успешно развиваться до петровских времен.

Не избег монастырь участи разорения польско-литовскими «лихими людьми» в разгар Смутного времени, почти весь он был уничтожен в результате страшного пожара 1693 года. В течение века восемнадцатого монастырь постепенно приходит в упадок. Но в 1810 году его настоятельницей становится Маврикия Ходнева, и под ее руководством здесь вновь закипает жизнь: появляется огородное хозяйство, строится кирпичный завод, восстанавливаются старые здания и начинается новое строительство.

К началу XX века Воскресенский монастырь имел 4 храма, 3 скита, всего в нем проживало до семисот насельниц (монахинь, послушниц и т.д.). А после революции 1917 года сразу же начались репрессии, от которых монахинь не спасла даже организация на базе монастыря сельхозартели «Колос». В 1932 году закрыт был сам монастырь, а в 1941 – последняя из действовавших в селе Введенская церковь.

Новая страница истории Гориц была открыта в 1964 году. По Волго-Балтийскому каналу был проложен теплоходный туристический маршрут, и Горицы стали на нем одной из самых важных пристаней: отсюда туристов везли на экскурсию для посещения главной достопримечательности этих мест – «Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника». Постройки бывшего Горицкого монастыря в это время использовался как Дом инвалидов, в качестве сельского ДК и как другие хозяйственные объекты, и только в 70-е годы часть из них была передана музею-заповеднику.

Возрождение приходской и монашеской жизни в Горицах началось уже в 1990-е годы. В настоящее время в монастыре постоянно проживает до 20-ти монахинь, он регулярно посещается не только туристами, но и паломниками со всей России. Восстановлена значительная часть архитектурный ансамбля, который в себя включает следующие объекты:

  • Воскресенский собор – пятиглавый, двухэтажный, построен в 1544 г. на месте бывшего деревянного храма, полностью перестроен в XVIII веке. Сейчас он пока еще не действует и нуждается в значительной реставрации;

  • Троицкий собор – в стиле классицизма, построен в 1821 г. на месте погребения княгини-инокини Евдокии, где ранее была деревянная часовня. В настоящее время вынесен за пределы монастыря;

  • Домовая Покровская церковь – 2-этажная, построена в 1832 г. на средства княжны Хованской. После реставрации в 2003 г. стала главной монастырской церковью;

  • Введенская церковь – вне стен монастыря, на берегу Шексны. Была построена в 1625 году как деревянная, а в 1812 – в камне;

  • Каменная монастырская стена (I половина XIX в.) с 3-мя воротами и несколькими башенками, украшенными острыми шпилями;

  • Несколько монастырских зданий: 1-этажная каменная трапезная, деревянные кельи, гостиница и хозяйственные постройки;

  • Деревянная часовня Тихвинской Божией Матери над источником, из которого в монастырь ведет водопровод;

  • Часовня при монастырском кладбище.

Особая достопримечательность – вершина горы Мауры, о которой упоминалось в начале рассказа. Там находится так называемый «следовой камень» – валун с отпечатком человеческой ноги. Считается, что этот след оставил сам преподобный Кирилл. А если любой из туристов наступит в этот след, то он может при этом загадывать любое желание – и оно непременно сбудется.

В последние годы гора Маура также восстановила свое духовное значение. В 1997 году представители РПЦ водрузили рядом с камнем Поклонный крест, а в 2000 – установили здесь «Деревянную часовню во имя Преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских (чудотворцев)».

Пристань в селе Горицы – обязательное место стоянки для круизных теплоходов, курсирующих по Волго-Балтийскому водному пути. В программу речных круизов обычно входят пешеходные экскурсии с посещением Воскресенского монастыря и горы Маура и автобусные – в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастырь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах (2)

    Книга
    Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это
  2. 1. смута в орде в конце XIV века. Дмитрий донской = хан тохтамыш. Куликовская битва и "московское взятие". Общий взгляд

    Документ
    После образования большой Империи в первой половине XIV века в результате завоеваний хана Батыя - Ивана Калиты=Калифа или Халифа, государство разделилось на три части:
  3. История и последствия сельскохозяйственного освоения России

    Документ
    История сельскохозяйственного освоения России — это история конфликтов. Сама природа способствовала возникновению сложных противоречий между способами ведения сельского хозяйства; между субъектами сельскохозяйственных отношений; между
  4. История этой книги недлинная, но одновременно и непростая. Все началось с небольшой лекции, которую автора попросили написать для Русской молодежи

    Лекции
    История этой книги недлинная, но одновременно и непростая. Все началось с небольшой лекции, которую автора попросили написать для Русской молодежи. Автор написал.
  5. Лазарев в. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века

    Документ
     c. 5 ¦ В последние годы жизни Виктор Никитич Лазарев написал несколько обобщающих работ о русской средневековой живописи. Это «Новгородская иконопись» (1969), «Московская школа иконописи» (1971), «Древнерусские мозаики и фрески» (1973).

Другие похожие документы..