Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита диссертации состоится " " 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д-212.288.02 в актовом зале 1 корпуса Уфимского госуд...полностью>>
'Рассказ'
«Она стала засыпать. В ее воображении забегали собаки; пробежал, между прочим, и мохнатый старый пудель, которого она видела сегодня на улице, с бель...полностью>>
'Документ'
Счастье - это не деньги и достаток. Счастье - это когда в семье все живы и здоровы. Никогда раньше не обращала особого внимания на глаза, не думала, ...полностью>>
'Анализ'
Анализ деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Сычёвский район» Смоленской области за 2010 го...полностью>>

Развитие государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации в постсоветский период

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Итоги научно-практической конференции – весомый вклад в российскую политологию

В Послании 2005 года Президент России В.В.Путин признал, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского народа это стало настоящей драмой. В то же время исторически в нашем обществе всегда вырабатывались не только энергия самосохранения, но и воля, стремление к новому.

Именно в этот период в России начали происходить крайне значимые события. Развитие основ новой государственности в России послужило толчком процессу развития государственности регионов – началу качественно нового периода – постсоветской государственности. В этот период сочетались в себе противоречивые направления: социалистические традиции в сфере политической власти и хозяйственного управления и рыночные отношения в сфере производства и накопления материальных благ.

В те непростые годы предстояло решить целый ряд новых задач, вызванных глобальными процессами становления. Несомненно, в такие исторические периоды необходимо, чтобы из народной массы появился лидер, который взял бы на себя всю массу ответственности.

В Республике Саха (Якутия) таким лидером явился Михаил Ефимович Николаев, первый Президент республики. Его вклад в становление республики, в развитие государственности Якутии, уверен, в полном масштабе еще предстоит оценить в будущем.

Сегодня в России иные политические условия – идет поиск и становление новых форм отношений в обновленном государстве. Президент России в июле на Госсовете подчеркнул: "Сейчас, когда субъекты Федерации уже фактически работают в новых условиях, надо вместе двигаться дальше, решать задачи следующего этапа реформы". Речь идет об "изменении качества работы региональных властей, повышении их роли и ответственности в сферах социально-экономической жизни".

Уверен, итоги работы научно-практической конференции "Развитие государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации в постсоветский период" станут весомым вкладом в российскую политологию и развитие федеративной государственности в целом.

РЕКОМЕНДАЦИИ

научно-практической конференции «Развитие государственности

Республики Саха (Якутия) в составе

Российской Федерации в постсоветский период»

22 апреля 1922 года Якутский край благодаря усилиям М.К.Аммосова, П.А.Ойунского получил статус автономной республики.

Новый этап в истории Якутии начался 27 сентября 1990 года, когда при активной поддержке всего населения Верховный Совет республики ХII созыва во главе с М.Е. Николаевым провозгласил Декларацию о государственном суверенитете. Федеративный договор 1992 года и федеральная Конституция 1993 года официально признали новый государственно-правовой статус Республики Саха (Якутия) и подтвердили ее полномочия в области принятия политических и экономических решений, кроме полномочий, отнесенных к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

29 июня 1995 года был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия). Кроме того, было заключено пятнадцать межправительственных соглашений в области агропромышленного комплекса; таможенного дела; образования; связи; обеспечения занятости населения и регулирования миграционных процессов; реализации федеральных целевых программ на территории республики; бюджетных отношений; экономики, международных и внешнеэкономических связей; дорожно-транспортного комплекса; горнодобывающей промышленности; управления Северным морским путем; охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также топливно-энергетического комплекса. Таким образом, соглашения охватили широкий спектр взаимоотношений республики с федеральным центром и открыли простор для самостоятельного решения многих вопросов ее жизнедеятельности.

В связи с этим первый Президент республики М.Е.Николаев пояснил, что "республика получила реальные права для самостоятельного решения крупных вопросов своей жизни, одновременно взяла на себя огромную ответственность за результаты дальнейшего развития" и что "укрепляя свои позиции в составе Российской Федерации, республика выступает гарантом стабильного развития огромной территории - неотъемлемой части Российского государства, которое в свою очередь гарантирует ей мир, творческое созидание, честные партнерские отношения, надежную поддержку в трудный час, самостоятельное решение практически всех внутренних и целого комплекса внешних задач".

Анализ практики реализации Договора от 29 июня 1995 года и межправительственных соглашений свидетельствует об их исключительном значении для политического, экономического и социально-культурного развития Республики Саха (Якутия).

В условиях формирования и укрепления единого правового пространства в Российской Федерации и реформирования федеративных отношений начинается процесс упрочения вертикали исполнительной власти, вводится механизм федерального контроля за исполнением Конституции и законов Российской Федерации, были образованы семь федеральных округов, и введен институт полномочных представителей Президента Российской Федерации. Значимым событием для всей государственной системы России стало введение в Российской Федерации нового порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Основополагающим правовым актом на уровне Российской Федерации, определяющим государственное устройство субъектов Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации стал Закон Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым устанавливается порядок законодательного закрепления разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Руководство Республики Саха (Якутия) исходит из позиции, что в действительно федеративном государстве наряду с Конституцией Российской Федерации и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) правовым инструментом, способным это обеспечить, является договор между органами государственной власти. Именно договор и его составная часть - пакет межправительственных соглашений - способны выстроить эф­фективную правовую схему взаимоотношений центра и республики, включая вопросы разграничения предметов ведения и полномочий.

Доказывая работоспособность договорных отношений, Президент Российской Федерации В.В.Путин и Президент Республики Саха (Якутия) В.А.Штыров 26 сентября 2002 года подписали первый среди субъектов Российской Федерации Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), пролонгировав таким образом Договор 1995 года.

Существенным изменениям подверглась и Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия). Первый этап изменений был предпринят в 1994 году в связи с переходом от системы Советов к системе парламентаризма, второй этап связан с реализацией на уровне республики положений Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а третий этап довольно четко выражает тенденцию укрепления исполнительной власти и рационализации парламента. В результате всех преобразований Конституция республики приобрела новую форму. Важно отметить, что была принята ее новая редакция. Появились главы об избирательной системе, местном самоуправлении, принятии Конституции и порядка ее изменения. Переходные положения приобрели статус второго раздела. Сегодня текст Конституции состоит из 127 статей, из них 32 сохранили первоначальную редакцию, в составе 5 статей появились приостановленные положения. Как Конституция Российской Федерации находится во главе системы всех нормативных правовых актов в Российской Федерации, так и Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам республики.

Процесс создания новой модели российской государственности предполагает: 1) укрепление государственности субъектов Российской Федерации, 2) внедрение новых социально-экономических и духовно-культурных отношений в развитие общества, 3) формирование гражданского общества и новых демократических институтов формирования государственной власти, 4) установление новых приоритетов во взаимоотношениях государства и личности, в том числе расширение государственных гарантий уважения прав и свобод человека, а также их защиты и охраны.

Органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов необходимо исходить из позиции, что наряду с Конституцией Российской Федерации должен эффективно действовать и договорной механизм согласования интересов федерального центра и субъектов Российской Федерации. Также исходить из того, что каждый субъект, особенно республики, в силу своих геополитических, экономических и национальных особенностей по-разному могут строить свои отношения с федеральными органами власти. В связи с этим необходима разработка мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих конституционно установленную самостоятельность республики, а также последовательное и эффективное взаимодействие республики с федеральными органами власти в сфере хозяйственной, финансовой, социальной, культурной и национальной политики, в целях обеспечения многообразия самоуправления народов разных регионов - субъектов Российской Федерации.

Таким образом, учитывая исторический опыт построения новой государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации и ее взаимоотношений с Российской Федерацией, для более эффективной реализации государственных обязанностей республики участники конференции обращаются к:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации со следующими предложениями:

1.1. Подготовить совместно с Правительством Российской Федерации пакет нормативно-правовых актов, направленных на учет специфики функционирования экономики и социальной сферы в условиях Севера, в том числе на компенсацию повышенных затрат на производство и жизнеобеспечение населения северных регионов, в межбюджетных отношениях, налогообложении, таможенном регулировании.

1.2. Внести изменения в Федеральный закон «О недрах» в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.3. Внести изменения в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части повышения базовой части трудовой пенсии пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

1.4. Закрепить законом Российской Федерации четкую процедуру реального учёта мнений субъектов Российской Федерации при принятии федеральных законов.

1.5. Принять Федеральный закон об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации со следующими предложениями:

2.1. Ускорить процесс разработки и принятия новой концепции районирования Севера Российской Федерации, учитывающей природно-климатические, медико-биологические, социально-экономические и экономико-географические аспекты.

2.2. Осуществить реализацию проектов организации связи и информатизации Севера России в целом и его отдельных районов с обеспечением финансовых и технических возможностей работающих в северных территориях предприятий всех форм собственности.

2.3. Усилить контроль за бизнес-структурами, работающими в районах и местностях исконного проживания коренных малочисленных народов Севера в части выполнения ими обязательств по социальной поддержке коренного населения и соблюдения природоохранного законодательства.

2.4. Подготовить проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части перераспределения отдельных налогов или их частей в пользу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» и Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

3. Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) со следующими предложениями:

3.1. Провести работу по систематизации действующего законодательства Республики Саха (Якутия) в сфере государственного строительства, в том числе разработать Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Правительстве Республики Саха (Якутия)».

3.2. В целях повышения эффективности взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) создать Совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по координации их деятельности.

3.3. Установить принципы и порядок государственно-частного партнерства в недропользовании на территории Республики Саха (Якутия), в том числе в районах и местностях исконного проживания коренных малочисленных народов Севера, в части выполнения бизнес-структурами обязательств по социальной поддержке коренного населения и соблюдения природоохранного законодательства.

3.4. Ускорить принятие закона Республики Саха (Якутия) «О контрольно-счетной палате Республики Саха (Якутия)».

3.5. Проводить плановую подготовку, переподготовку, повышение квалификации депутатов, представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих.

3.6. Учредить периодическое печатное издание, освещающее деятельность муниципальной власти в Республике Саха (Якутия).

3.7. Учредить республиканскую Общественную палату (по аналогии с Общественной палатой Российской Федерации).

Сведения об авторах

  1. Аластыров Николай Викторович – младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия).

  2. Антонов Егор Петрович – старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия), кандидат исторических наук.

  3. Бацев Юрий Николаевич – первый заместитель руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Туэн) Республики Саха (Якутия), начальник государственно-правового управления, кандидат юридических наук.

  4. Башарин Карл Георгиевич – профессор Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии духовности Республики Саха (Якутия).

  5. Винокурова Евдокия Петровна – директор Индийского культурно-информационного центра Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.

  6. Гольдман Анатолий Абрамович – народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) I и II созывов, председатель совета ветеранов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), доктор экономики.

  7. Долгашева Валентина Александровна – судья Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в отставке, судья Федерального Арбитражного суда Московского округа.

  8. Егоров Петр Михайлович – младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия).

  9. Ермолаев Терентий Степанович – старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия), кандидат исторических наук.

  10. Жирков Егор Петрович – председатель Координационного совета Конгресса народа саха, доктор педагогических наук.

  11. Иванов Климент Егорович – народный депутат Республики Саха (Якутия), Председатель Верховного Совета Республики Саха (Якутия) XII созыва.

  12. Игнатьева Ванда Борисовна – руководитель центра изучения социально-политических процессов Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия), кандидат исторических наук.

  13. Ким-Кимэн Александр Николаевич – председатель Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству, доктор юридических наук, профессор.

  14. Кириллин Сергей Михайлович – главный федеральный инспектор по Республике Саха (Якутия).

  15. Маклашова Елена Гавриловна – научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия), кандидат политических наук.

  16. Миронов Дмитрий Николаевич – Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук, профессор.

  17. Николаев Михаил Ефимович – заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, первый Президент Республики Саха (Якутия).

  18. Николаев Айсен Сергеевич – руководитель Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).

  19. Новиков Анатолий Георгиевич – профессор кафедры политологии исторического факультета Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, доктор философских наук, академик Международной академии информатизации в генеральном консультативном статусе советника I класса при ООН, академик Российской академии политической науки.

  20. Ноговицын Виктор Петрович – директор Фонда содействия развитию культуры, науки, образования, кандидат педагогических наук.

  21. Осипова Ольга Викторовна – младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия).

  22. Острельдина Саргылана Гаврильевна – председатель районного Совета депутатов муниципального образования «Хангаласский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

  23. Охлопков Филипп Гаврильевич – член Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия), член Координационного совета Конгресса народа саха.

  24. Петров Назар Иннокентьевич – студент группы ЛД 605-2 Медицинского института Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.

  25. Слепцов Николай Алексеевич – доцент кафедры политологии исторического факультета Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, кандидат исторических наук.

  26. Степанова Альбина Афанасьевна – заведующая кафедрой государственного права юридического факультета Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, доцент, кандидат юридических наук.

  27. Тимофеев Нюргун Семенович – Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), кандидат технических наук.

  28. Троев Иван Петрович – студент 4-го курса Медицинского института Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.

  29. Филиппов Валерий Тимофеевич – судья-секретарь Конституционного суда Республики Саха (Якутия), кандидат юридических наук.

  30. Яковлев Макар Макарович – старший помощник первого Президента Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.

Содержание

Правительственные телеграммы………………………………………………………..4

Предисловие……………………………………………………………………………...6

Миронов Д.Н. Государственность Республики Саха (Якутия): объективные

и субъективные факторы развития……………………………………………………10

Выступление первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева

на научно-практической конференции "Развитие государственности

Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации в

постсоветский период"………………………………………………………………….22

Николаев А.С. Этапы и условия реализации стратегии развития Республики

Саха (Якутия) до 2020 года…………………………………………………………….30

Ким-Кимэн А.Н. Институт президентства в системе органов

государственной власти Республики Саха (Якутия)…………………………………38

Жирков Е.П. Основные направления и значение государственности

Республики Саха (Якутия) в постсоветский период………………………………….46

Долгашева В.А. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) и

формирование правовых отношений…………………………………………………..50

Бацев Ю.Н. Законодательная власть Республики Саха (Якутия) в

постсоветский период…………………………………………………………………..53

Острельдина С.Г. Осуществление полномочий представительных органов в

новых условиях местного самоуправления……………………………………………62

Яковлев М.М. Проблемные вопросы законодательного механизма укрепления государственности Республики Саха (Якутия)…………………………………........65

Башарин К.Г. М.Е.Николаев о роли интеллигенции в XXI веке…………………...69

Маклашова Е.Г. Проблемы политической стабильности: региональный

аспект (на материалах Республики Саха (Якутия)…………………………………...73

Степанова А.А. Развитие государственно-правовых институтов Республики

Саха (Якутия) в постсоветский период………………………………………………78

Новиков А.Г. Формирование государственности в Республике Саха (Якутия)

в контексте реформы федеральной системы (к 70-летию со дня рождения

первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева)…………………..86

Ермолаев Т.С. Государственность республики в контексте

региональной безопасности…………………………………………………………….92

Антонов Е.П. Изменение интеллектуального потенциала Якутии в

контексте экономического развития…………………………………………………….97

Охлопков Ф.Г. О некоторых проблемах развития федеративных

отношений в современных условиях…………………………………………………..102

Слепцов Н.А. О некоторых принципах федеративных отношений в России……….107

Ноговицын В.П. О режиме труда и отдыха северян………………………………….111

Гольдман А.А. Развитие законодательной ветви государственности Республики

Саха (Якутия)………………………………………………………………………………119

Игнатьева В.Б. Федерализм: проблемы взаимоотношений центра и регионов

в современной системе координат……………………………………………………..122

Аластыров Н.В. Состояние гражданского общества в Республике Саха

(Якутия) через призму социологических исследований……………………………..130

Осипова О.В. Информационные основы развития государственности в

Республике Саха (Якутия)……………………………………………………………...134

Егоров П.М. Становление института президентства в Республике Саха

(Якутия)………………………………………………………………………………..137

Иванов К.Е. Роль личности в становлении государственности Якутии

(новой Якутии)………………………………………………………………………….142

Филиппов В.Т. Исторические и местные традиции в самоуправлении……………..153

Винокурова Е.П. Культурный вектор Республики Саха (Якутия)………………….159

Троев И.П. Идея информационной кампании. Новый метод организации

борьбы за здоровый образ жизни………………………………………………………163

Петров Н.И. Борьба за генофонд……………………………………………………...167

Кириллин С.М. Итоги научно-практической конференции – весомый

вклад в российскую политологию……………………………………………………...171

Рекомендации научно-практической конференции «Развитие

государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской

Федерации в постсоветский период»…………………………………………………..172

Сведения об авторах…………………………………………………………………….177

- Например: 20 июня 1990 г. – Северо-Осетинская АССР; 9 августа 1990 г. – Карельская АССР; 29 августа 1990 г. – Коми ССР; 27 сентября 1990 г. – Якутская-Саха ССР и др.

- Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 1994. № 4. – С.10.

- Из статьи Николаева М.Е. в газете "Республика Саха" от 4 марта 1994 г.

- См. подробнее: Филиппов Н.К. Правовой статус республик – субъектов Российской Федерации. Дисс…канд. юрид. Наук. М., 1992. – С. 67-71; Пашков Е.П. Государственно-правовой статус Республики Карелия. Дисс… канд.юрид.наук. М.,1993. – С.11-40 и др.

- Конституции и конституционные акты Республики Саха (Якутия). Якутск, 1994. ­ – С.197-201.

- Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав Российской Федерации // Российская Федерация. 1994. № 21. – С. 27.

- Конституция РС (Я) принята на XI сессии Верховного Совета РС (Я) 4 апреля 1992 г. и вступила в силу 27 апреля 1992 г.

- Из интервью Председателя КС РС (Я) Д.Н. Миронова в газете «Молодежь Якутии» от 16 декабря 1994 г.

- Согласно заключению Института языка, литературы и истории РС (Я) (см.: Советы Якутии от13 октября 1993 г.) смысл слов «Ил Тумэн» можно определить как «государственный орган, принимающий в мире и согласии обязательное для всех решение».

- В дальнейшем количество депутатов увеличилось до 35, сравнявшись с количеством депутатов верхней палаты.

- Напомним, что республиканское законодательство не изменилось.

- Что вызывает обоснованные претензии федеральных органов, в частности, Прокуратуры РС (Я).

- Ст.2 Закона РС (Я) от 11 октября 2006 г. «О реестре государственных должностей РС (Я) и должностей государственной службы РС (Я)»

- Исаев И.А. Джеймс Мэдисон: Политическая биография. – СПб.: Наука, 2006. – С.527

- Топорнин Б.Н. Конституционная реформа – путь к правовому государ­ству // Гос-во и право. 1990. № 4; Самигуллин В.К. Конституционное развитие Башкирии. – Уфа, 1991. – С. 92-95.

- Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): Ретроспектива этнополитической истории. –Новосибирск, 1999. – С.44.

- Игнатьева В.Б. Трансформация политической элиты: новая реальность // Республика Саха (Якутия): путь к суверенитету. – Якутск. 2000 г. – С. 73

- Казарян П.Л. Нужна сильная власть // Социалистическая Якутия. 20 декабря 1990г. – С. 2.

- Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): Ретроспектива этнополитической истории. –

Новосибирск, 1999. – С. 57.

- Рубежи. – 1995. - №3. – С. 136.  Тарасов Ю.С. В зеркале общественного мнения // Якутия. – 1992. – 26 дек.

- Тарасов Ю.С. В зеркале общественного мнения // Якутия. – 1992. – 26 дек.

- Миронов Д.Н. Конституционно-правовой статус РС(Я) как субъекта Российской Федерации. – Новосибирск, 1996. – С. 65.

- Афанасьев А. Будет ли у нас президент? // Якутия 9 ноября 1991 г. Данные социологического опроса «Якутия» 25 сентября 1991 «Как наречем власть?».

- Седьмая сессия горсовета // Мирнинский рабочий 26 октября 1991 г.

- Федоров М. В интересах народов наших // Советы Якутии 5 декабря 1991. – С. 2.

- Филиппов Г. Когда язык – враг? // Советы Якутии 21 ноября 1991 г.

- Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): Ретроспектива этнополитической истории. – С. 55.

14 - Там же. – С.55

- Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): Ретроспектива этнополитической истории.-Новосибирск, 1999.– С.56



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационная политика региональных органов власти как инструмент политической коммуникации (на материалах республики саха (якутия)) 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии

    Автореферат
    Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН.
  2. Публикации 2008 года Монографии

    Урок
    Алексеева И.С., Панина С.В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008.
  3. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом 3

    Программа
    Информационное сообщение о региональных программах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
  4. Государственная политика в рыбной отрасли и ее реализация на Северо-Востоке Российской Федерации (начало 1990-х 2008 гг.)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре истории и культуры Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточная академия государственной службы»
  5. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона (на примере Республики Саха (Якутия)

    Автореферат
    Защита состоится 24 июня 2004 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.16 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.

Другие похожие документы..