Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Німецікий дослідник автоматичного перекладу Віктор Інгве вважав, що для подолання труднощів при перекладі треба ретельно вивчати морфологію та синтак...полностью>>
'Документ'
Автоматизация и контроль производственных процессов с применением оптико-электронных систем, в том числе систем машинного (технического) зрения, теле...полностью>>
'Диплом'
Преддипломная производственная практика является частью учебного процесса. Цель ее заключается в том, чтобы на предприятии (организации) студенту был...полностью>>
'Урок'
Дети читают скороговорки. Учитель обращает внимание детей на наличие вариантов одного текста под номерами 12 и 13 как на явление, характерное для уст...полностью>>

Курс лекций по дисциплине история экономических учений москва 2008

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА «Истории экономики, политики и культуры»

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Москва 2008

Курс лекций подготовил

доктор экономических наук, профессор

Ядгаров Я.С.

Курс лекций обсужден на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры …………………………….......................……………

Зав. кафедрой д.э.н., профессор …………………… Ядгаров Я.С.

Курс лекций одобрен на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ …………….................................................................................................................

Проректор по УМР,

председатель НМС, профессор ................................ Дайитбегов Д.М.

Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений: / Для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей. М.: ВЗФЭИ, 2008. – 305 с.

© Ядгаров Я.С., 2008 г.

© ВЗФЭИ, 2008 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс лекций по учебной дисциплине История экономических учений рассчитан для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей.

Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйствования творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли на всем протяжении истории ее развития.

Учебные задачи дисциплины:

- ввести понятия:

  1. «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс»;

  2. «справедливая цена», «трудовая стоимость», «конституированная стоимость», «равновесная цена»;

  3. «меркантилизм», «кольбертизм», «чистая экономическая теория»;

  4. «чистый продукт», «производительный труд», «экономический человек», «невидимая рука»;

  5. «догма Смита», «закон Сэя», «третьи лица», «железный закон заработной платы», «народный банк»;

  6. «маржинализм», «законы Госсена», «оптимум Парето», «эффект Веблена»;

  7. «институционализм», «дифференциация продукта», «предпочтение ликвидности», «коллоквиум Липпмана», «неолиберализм» и др.;

- познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржинального и институционального анализа социально-экономической ситуации;

- сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.

В процессе изучения дисциплины планируется использовать тестовую форму промежуточного и итогового контроля освоения студентам дисциплины.

Место курса среди других дисциплин учебного плана:

Процесс изучения студентами курса способствует плодотворному освоению цикла прикладных экономических дисциплин и формированию профессиональной культуры экономиста широкого профиля.

Требования к уровню освоения содержания курса.

По завершении курса студенты должны уметь:

  • дать определение сущности основных категорий и понятий;

  • сравнить присущие различным школам, течениям и направлениям экономической мысли общие и отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций;

  • проанализировать теоретико-методологические достижения меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма;

  • составить различные варианты классификации школ и направлений в истории мировой и отечественной экономической мысли.

Формы контроля:

  • промежуточное, в том числе компьютерное, тестирование по отдельным разделам дисциплины;

  • итоговое компьютерное тестирование (экзаменационный зачет).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПОДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

В соответствии с учебным планом предлагается следующая тематика лекций (см. табл. 1):

Таблица 1

№№ п/п

Наименование тем лекций

К-во

ча-сов

1

Предмет, метод, задачи и структура дисциплины «История экономических учений»

0,5

2

Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья

0,5

3

Меркантилизм – начало экономической науки

1

4

Общая характеристика классической политической экономии. Особенности экономического учения ее родоначальников

1

5

Физиократия – течение экономической мысли в рамках классической политической экономии

1

6

А. Смит – центральная фигура классической политической экономии

1

7

Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде

1

8

Завершение классической политической экономии

1

9

Реформаторские концепции экономического романтизма

1

10

Социально-экономические и реформаторские воззрения

социалистов-утопистов

1

11

Историческая школа Германии. Возникновение социально-исторического направления в политической экономии

1

12

Зарождение маржинализма. Особенности первого этапа

«маржинальной революции»

1

13

Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассического направления экономической мысли

1

14

Американский институционализм. Возникновение социально-институционалного направления экономической мысли

1

15

Теории монополистической и несовершенной конкуренции

1

16

Кейнсианство и неолиберализм – альтернативные направления теорий государственного регулирования экономики

1

17

Олимп современной экономической мысли. Неоклассический синтез П. Самуэльсона

1

Итого:

16

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ

И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИРЫ «ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов, отраженный в трудах отдельных экономистов, в теоретических школах и направлениях. Взаимосвязь хозяйственного развития с эволюцией экономической мысли.

3адачи курса. Изучение и сопоставление различных теоретических и методологических подходов решения хозяйственных задач. Обоснование вариантов хозяйственной политики.

Методология исследования. Методы историчности и системного анализа. Критерии периодизации истории экономической мысли и различные варианты классификации экономических теорий.

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА и средневековья

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Экономическая мысль Египта, Вавилона, Индии, Китая и других стран с азиатским способом производства как часть науки об управлении государством. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Экономическая мысль Китая в трудах Конфуция (V в до н. э.) и в трактате «Гуань-цзы» (IV-III вв. до н. э.).

Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н. э. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости товаров при обмене («Квадрат Аристотеля»), свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика.

Экономические идеи Древнего Рима в трактатах Катона, Варрона, Колумеллы (II-I вв. до н. э.).

2.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Экономическая мысль средневековья как часть богословия. Особенности методологии средневековой экономической науки.

Экономическая мысль Западной Европы в период раннего и позднего средневековья. Экономические идеи канонистов. Взгляды Ф. Аквинского на разделение труда, богатство, деньги, справедливую цену, торговую прибыль, процент.

Социально-экономические идеи мусульманского Востока. Хозяйственные предписания Корана. Взгляды Ибн-Хальдуна (XIV в.).

ТЕМА 3. МЕРКАНТИЛИЗМ – НАЧАЛО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Особенности экономики, политики и культуры эпохи первоначального накопления капитала и их влияние на формирование концепции меркантилизма.

Первый опыт анализа рыночных отношений в трудах меркантилистов. Предмет и метод. Создание учения о богатстве страны и путях его умножения. Два этапа развития меркантилизма: монетаризм и теория торгового баланса; их особенности. Протекционизм – концепция государственного участия в экономике.

Проблемы позднего меркантилизма в трудах Т. Мена (Англия). Экономическая программа Кольбера. Вопросы государственного хозяйства в «Трактате политической экономии» А. Монкретьена (Франция).

ТЕМА 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ЕЕ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ

Исторические условия возникновения классической политической экономии. Этапы развития классической политической экономии.

Перевод экономических исследований из сферы обращения в сферу производства. Возникновение концепции экономического либерализма, основанной на принципах полного невмешательства государства в экономику.

Методология классической политической экономии: признание действия объективных экономических законов, внедрение причинно-следственного метода, методов логической абстракции, индукции, дедукции. Использование понятия «экономический человек». Недооценка влияния на экономику психологических, моральных, правовых факторов.

Исходная категория экономического анализа классической школы – стоимость. Определение стоимости затратами труда или издержками производства. Классификация экономических категорий на основе каузального метода.

Особенности перехода от меркантилизма к классической политэкономии в Англии. У. Петти – первый представитель классической школы. «Трактат о налогах и сборах». Опреде­ление стоимости товара, заработной платы, ренты, процента, цены земли. Сущность и функции денег, определение количества денег в обращении. Принципы налогообложения.

Возникновение классической политической экономии во Франции. Причины полного неприятия идей меркантилизма. П. Буагильбер – родоначальник французской классической школы. Определение стоимости рабочим временем. Специфическое отношение к деньгам.

ТЕМА 5. Физиократия – течение экономической мысли в рамках классической политической экономии

Общая характеристика идей физиократизма. Работы Ф. Кенэ. Концепция «естественного порядка» – основа методологии физиократов. Учение об эквивалентности обмена – обоснование перевода экономических исследований в сферу производства. Недооценка роли промышленности и торговли в экономике. Учение о «чистом продукте», производительном и «бесплодном» труде, о капитале и его структуре. Первое деление общества на классы. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ – модель экономических отношений между классами по поводу воспроизводства общественного продукта. Практические рекомендации Ф.Кенэ по выработке экономической политики.

Развитие концепции физиократов в трудах А. Р. Тюрго. «Размышления о создании и распределении богатства». Учение о классах. Объяснение происхождения и сути наемного труда. Учение о заработной плате, предпринимательском и коммерческом доходе. Понятие субъективной и объективной ценности. Программа реформирования общества и попытки ее реализации.

ТЕМА 6. А. Смит – центральная фигура классической политической экономии

А. Смит – экономист мануфактурного периода индустрии. Критика меркантилизма. Роль объективных законов («невидимой руки») в формировании экономических отношений между людьми. «Исследование о природе и причинах богатства народов» - главный труд А. Смита. Анализ разделения труда на мануфактуре. Учение о классах. Трактовки стоимости, заработной платы, прибыли, ренты. Теория денег. Характеристика капитала и его структуры. Учение о воспроизводстве. «Догма Смита».

Экономический либерализм А. Смита. Роль свободного рынка как регулятора производства. Экономическая политика государства. Анализ государственного бюджета и государственного долга. Принципы налогообложения.

ТЕМА 7. Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде

Эпоха промышленного переворота и ее отражение в трудах Д. Рикардо. «Начала политической экономии и налогового обложения». Особенности метода Д. Рикардо. Теория стоимости. Метод сравнительных издержек. Учение о доходах. Выявление и обоснование тенденции к снижению размеров заработной платы и прибыли. Номинальная и реальная зарплата. Теория дифференциальной ренты. Количественная теория денег. Роль свободной торговли в регулировании обращения золота, колебании цен, установлении экономического равновесия. Программа регулирования системы денежного обращения в Англии.

Работа Ж. Б. Сэя «Трактат политической экономии или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства». Теория услуг. Учение о трех факторах производства. Трактовки стоимости и доходов основных классов общества. «Закон рынков Сэя» – обоснование бескризисного развития экономики.

Т. Р. Мальтус. Анализ диспропорций между возможностями природы и потребностями населения в работе «Опыт о законе народонаселения». Теория издержек производства и доходов в работе «Принципы политической экономии». Решение проблемы реализации с помощью теории «третьих лиц».

Дальнейшая разработка отдельных теоретических проблем в трудах Н. Сениора, Ф. Бастиа, Г. Кэри.

ТЕМА 8. ЗАВЕРШЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положениями в работе Дж. С. Милля «Основы политический экономии». Предмет и метод. Теория стоимости. Специфика представлений Милля об экономических законах. Проблема кредита, денег. Теория доходов. Концепция социально-экономических реформ.

Анализ «капиталистического» производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Предмет и метод. Разработка проблем товара и денег. Учение о приба­вочной стоимости и ее внешних формах. Теория доходов. Учение о капитале, его накоплении и воспроизводстве.

ТЕМА 9. РЕФОРМАТОРСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА

Критика экономики свободной конкуренции с позиций мелких товаропроизводителей в работе С. Сисмонди «Новые начала политической экономии». Специфика концепции «ес­тественного порядка». Анализ доходов основных классов с позиций трудовой теории стоимости. Разработка проблемы реализации. Теория «третьих лиц». Программа социально-экономического реформирования общества путем реставрации мелкотоварного производства при активном участии государства.

Работа П. Ж. Прудона «Система экономических противоречий или философия нищеты». Теория «конституированной стоимости». Проект реформ на основе социальной справедли­вости с использованием «рабочих денег», «дарового кредита», учреждением «народного банка» и организацией безденежного товарного хозяйства.

ТЕМА 10. Социально-экономические и реформаторские воззрения социалистов-утопистов

Предпосылки возникновения и общая характеристика. Экономические учения западноевропейских социалистов утопистов начала XIX в. Критика экономики свободной конкуренции в трудах Ш. Фурье, К. Сен-Симона, Р. Оуэна. Проекты экономического реформирования общества. Пути перехода к социализму.

Разработка концепции социалистической организации общества в трудах социалистов-рикардианцев У. Томпсона, Дж. Грея, Дж. Брея, Т. Годскина. Выводы из трудовой теории стоимости.

ТЕМА 11. Историческая школа Германии. Возникновение социально-исторического направления в политической экономии

Зарождение исторической школы Германии. Особенности предмета и методологии изучения. Учет влияния на экономический рост факторов социальной среды, национальных и исторических особенностей. Учение о национальной экономии. Утверждение многовариантности исторического развития. Характеристика стадий движения общества к идеалу. Исследование развития форм и типов хозяйствования.

Старая историческая школаи ее предшественники. Ф. Лист, К. Книс, Б. Гильдебранд, В. Рошер. Новая историческая школа. Г. Шмоллер, К. Бюхер, Л. Брентано. Социальная по­литика и обоснование программы социальных реформ. Новейшая историческая школа. В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.

ТЕМА 12. ЗАРОЖДЕНИЕ МАРЖИНАЛИЗМА.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ЭТАПА

«МАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

Предпосылки возникновения маржинализма. «Маржинальная революция» как приоритетное применение в теоретических изысканиях функционального анализа, средств математики, предельных экономических показателей и системного подхода.

Предшественники маржинализма (Г. Госсен, Ж. Дюпюи, O. Kvpно, И. Г. Тюнен). «Законы Госсена».

Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революции». К. Менгер, У. Джевонс и Л. Вальрас – основоположники маржинализма.

Особенности австрийской и лозаннской школ маржинализма. Математические методы в экономических воззрениях У. Джевонса.

ТЕМА 13. ВТОРОЙ ЭТАП «МАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Основные признаки второго этапа «маржинальной революции». Преодоление субъективизма и психологизма, возврат к «чистой» теории. Зарождение неоклассической экономической мысли и обособление микроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки.

Систематизация маржинальных идей родоначальником кембриджской школы маржинализма А. Маршаллом в книге «Принципы экономики». Трактовки теорий спроса, предложения, цен, доходов. Методологические основы анализа эластичности спроса и издержек производства.

Дж. Б. Кларк – основоположник американской школы маржинализма. Концепция «статики» и «динамики» в экономическом анализе. Теория предельной производительности основных факторов и распределения.

Развитие концепции макроэкономического моделирования лозаннской школы в трудах В. Парето. Кривые безразличия. «Оптимум Парето».

Маржинальные идеи в работах К. Викселя – родоначальника шведской школы маржинализма.

ТЕМА 14. Американский институционализм. Возникновение социально-институционалного направления экономической мысли

Исторические предпосылки возникновения американского институционализма. Предмет и метод изучения. Антимонопольная направленность программ социально-экономического реформирования общества.

Особенности основных течений институционализма. Социально-психологический (технократический) институционализм Т. Веблена. Социально-правовой (юридический) институционализм Дж. Коммонса. Конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический) институционализм У.К. Митчелла.

ТЕМА 15. ТЕОРИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ

И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. как основная предпосылка возникновения теорий монополистической и несовершенной конкуренции.

Теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Неценовые факторы «дифференциации продукта» и усиление конкурентной борьбы на рынке.

Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Монополия и монопсония. Дилемма об «эффективности и справедливости».

Возникновение теории олигополии (Дж. М. Кларк, У. Феллнер). Дж. К. Гэлбрейт о концепции «уравновешивающих сил» в экономике.

ТЕМА 16. КЕЙНСИАНСТВО И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ – АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИЙ ГОСУДАСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Теоретические положения правительственных программ 30-х годов по стабилизации экономики. Зарождение концеп­ций кейнсианства и неолиберализма.

Макроэкономический подход в «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса. Методологические принципы кейнсианства. Доктрины «предпочтения к ликвидности», «эффективного спроса», «мультипликатора», «дешевых денег». Меры государственного регулирования экономики.

Американские (Э. Хансен, С. Харрис) и европейские (Ф. Перру) «дополнения» в учение Дж. М. Кейнса. Возникновение неокейнсианских теорий экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод).

Общие принципы неолиберальной концепции государственного регулирования экономики («коллоквиум Липпманна»). Особенности фрайбургской и чикагской школ неолиберализма. Концепция В. Ойкена о типах хозяйства. «Денежное правило» М. Фридмена.

ТЕМА 17. Олимп современной экономической мысли. Неоклассический синтез П. Самуэльсона

Характеристика основных направлений и этапов эволюции экономической мысли в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона. Сущность и научное значение его концепции «неоклассического синтеза».

Метод прогнозного экономического анализа «затраты – выпуск» В. Леонтьева как основа усовершенствованных межотраслевых балансов общественного продукта. Место и роль математических методов, моделей, формул, а также методологической критики в его работе «Экономические эссе...».

Оптимальный подход использования ресурсов в модели линейного программирования Л. Канторовича – одна из современных теорий макроэкономического исследования.

Монетарная концепция М. Фридмена и «повторное открытие денег». Дискуссионные проблемы в фридменовском эссе «Методология позитивной экономической науки».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций по дисциплине история экономики москва 2008

    Курс лекций
    Кривцова Н.С. Курс лекций по дисциплине История экономики: / Для студентов I курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей.
  2. Рабочая программа по дисциплине «История экономических учений» для специальности 080111 «Маркетинг»; специализация 15 «Организация маркетинга на предприятии» цикл дисциплин факультативы (фтд)

    Рабочая программа
    Рабочая программа «История экономических учений» федерального компонента, общепрофессионального цикла дисциплин (ОПД Ф.2) составлена на основании требований Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования
  3. Курс лекций по дисциплине гражданский процесс образовательная программа

    Курс лекций
    Владельцу автомобиля в результате аварии нанесен крупный материальный ущерб. В отношении предпринимателя распространены сведения, порочащие его деловую репутацию.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.Минимальные требования к содержанию дисциплины: Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые

Другие похожие документы..