Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Краткое содержание'
В данном проекте обозначена актуальность использования статистических рядов динамики при исследовании общественных явлений во времени. Рассмотрены су...полностью>>
'Урок'
С. С. Прокофьев «Гавот», «Танец Шутиных дочерей», «Девушки с лилиями», «Полночь», «Большой вальс. Балеты: «Золушка», «Ромео и Джульетта». , «Сказ о ка...полностью>>
'Документ'
З метою реалізації основних напрямів міської екологічної політики, відповідно до Законів України «Про охорону навколишнього природного середовища» та...полностью>>
'Диссертация'
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера...полностью>>

I общие вопросы психиатрии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1


Часть первая ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ

Раздел I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХИАТРИИ

Глава 1

ПСИХИАТРИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ, ЕЕ ЗАДАЧИ

Задачей психиатрии — одной из отраслей клини­ческой медицины — является изучение происхожде­ния и сущности психических заболеваний, их клини­ческих проявлений, лечения и профилактики. В сферу задач 'психиатрии входит также проведение экспер­тиз: судебно-психиатрической, военной, трудоспособ­ности больных с психическими расстройствами и др.

В преподавании курса психиатрии преследуется задача дать студентам необходимые теоретические знания и практические навыки для распознавания болезней и оказания первичной врачебной помощи больным с расстройствами психики.

Будущий врач независимо от своей специальности должен знать, имеет ли он дело с психически здоро­вым или больным человеком. Если это психически больной, то следует выбрать необходимый для него вид помощи. С учетом психического состояния боль­ного должен быть решен вопрос о форме психиатри­ческой помощи. Помощь может быть экстренной (введение лекарств, направление в стационар и т. д.) или в форме обоснованных рекомендаций.

Помимо решения практических лечебных вопросов, в обязанности врача, особенно гигиенического про­филя, входит проведение профилактической работы. Профилактика является одной из отличительных осо­бенностей советской медицины и играет важную роль в борьбе за здоровье советских людей. Эффективная профилактика ведет к предупреждению не только пси­хических заболеваний, но и различных форм сомати­ческой патологии, в происхождении которых может

иметь значение эмоциональный стресс. Большой вклад в общемедицинскую профилактику и психо­профилактику вносят общая гигиена и психогигиена. Эти дисциплины, разрабатывая соответствующие проблемы, дают рекомендации по укреплению физи­ческого и психического здоровья людей, что снижает риск возникновения у них различных заболеваний и способствует гармоническому развитию личности.

В нашей стране широко и активно на общегосу­дарственном уровне проводятся мероприятия по уст­ранению различных вредностей, отрицательно дей­ствующих на здоровье человека. Ведется борьба против загрязнения окружающей среды, устраняются профессиональные вредности в условиях производства и т. д. В Советском Союзе отсутствуют социальные предпосылки, которые могли бы отрицательно влиять на здоровье людей. Права советских граждан на об­разование, труд, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь и др. гарантируются конститу­цией и регламентированы законами. Медицинская помощь, представленная всеобъемлющей общей и специализированными службами, обеспечивает выяв­ление, лечение больных, а также преемственность в их наблюдении.

Психиатрия как одна из крупных медицинских дисциплин включает в себя многие научные и практи­ческие проблемы. Одной из таких проблем, включа­ющей как теоретические, так и практические аспекты, является установление распространенности и формы проявления психических расстройств. Данные о рас­пространенности психических расстройств и особен­ностях их проявления в населении дают научно обос­нованный материал для планирования психиатричес­кой помощи, выяснения этиологически значимых факторов, а также для разработки на их основе эф­фективных мер профилактики.

Психические заболевания по своим проявлениям неоднородны. Оценка распространенности их отдель­ных форм, проявлений должна проводиться на пра­вильной методологической основе. Отход от этого принципа приводит к ложным теоретическим и прак­тическим выводам.

Советские психиатры рассматривают психическую болезнь как результат расстройства деятельности го­ловного мозга, приводящего к нарушению способности

отражения и познания внешнего мира, изменению самочувствия и сознания своей личности. Нарушение мозговой деятельности может возникнуть под влияни­ем внешних (инфекции, интоксикации, травмы, нару­шения питания мозга, психогении и т. д.) или внут­ренних причин, дефектов метаболизма, дегенеративных процессов, обусловленных как предрасположенностью, так и комплексом других факторов. В результате этого частично или полностью нарушается поведение и при­способление больных к условиям жизни.

Нарушения деятельности головного мозга у боль­ных по характеру проявления и степени выражен­ности бывают различными и зависят от особенностей психического заболевания, формы и стадии его тече­ния. Так, при заболеваниях, вызывающих неглубокое расстройство функции мозга, способность к отраже­нию и познанию внешнего мира, как правило, не на­рушается, и психические отклонения у больных пре­имущественно проявляются в изменении самочувствия и трудности социальной адаптации. При заболеваниях, сопровождающихся более глубоким поражением дея­тельности мозга, могут целиком меняться поведение и установки больного; в восприятии и осознании окру­жающего приобретают определяющее значение болез­ненные мотивы. Первая группа заболеваний носит название пограничных расстройств, к которым отно­сятся главным образом неврозы и психопатии. Они занимают промежуточное положение между психи­ческим здоровьем и выраженными психическими рас­стройствами. Вторую группу составляют психозы (в прошлом больных с такими расстройствами называли умалишенными). Каждая из этих групп заболеваний неоднородна и включает различные заболевания, имеющие свою природу, особенности клиники и прог­ноза.

Дифференцированное определение состояния пси­хически больных с учетом особенностей их заболева­ния имеет большое значение. Этому вопросу было пос­вящено много исследований, на основе которых пред­лагались различные классификации психических заболеваний. Наиболее научно обоснованной была бы классификация, построенная по этиологическому принципу. Однако знания о происхождении большин­ства психических заболеваний еще недостаточны, и в целом систематика психических заболеваний строится

на этиологическом, клиническом и других принципах. Помимо этого, на систему классификации психических заболеваний оказывают влияние и общие теоретичес­кие установки, господствующие на том или ином этапе развития психиатрии. Советские психиатры в отличие от многих зарубежных считают возможным систематизировать психические заболевания, так же как и соматические, на основе общности этиологии, патогенеза и клиники.

Изучение отдельных нозологических единиц в тео­ретическом и практическом отношении составляет предмет частной психиатрии. Изучение общих особенностей психических заболеваний, частных их признаков (симптомы), отдельных психопатологи­ческих состояний (комплексы симптомов — синдромы), патогенетических механизмов психопатологических расстройств является задачей общей психопато­логии. Исследование психологических закономер­ностей в формировании психических расстройств составляет предмет патопсихологии.

Диагностическая оценка больных проводится на основе действующей общей международной или на­циональной классификации психических болезней. При всей важности получения надежных данных об истинной распространенности психических расстройств в населении психиатры ими, к сожалению, не распо­лагают. Это обстоятельство зависит от ряда причин: психически больные, особенно с невыраженными фор­мами психических расстройств, редко обращаются за помощью к врачам-психиатрам. Причинами этого могут быть отсутствие критического отношения к сво­ему состоянию, нежелание быть на 'учете у врачей-психиатров и т. д. Отсутствуют четкие общепризнанные критерии отграничения ряда легких пограничных форм психических расстройств от тех состояний, которые могут быть в рамках «психической нормы». К последним могут быть отнесены отдельные харак­терологические особенности людей, преходящие легкие психические нарушения (субклинические проявления). В связи с этим данные о распространенности психичес­ки больных в населении, получаемые, как правило, по результатам обращения больных за стационарной или амбулаторной психиатрической помощью, отличаются большими колебаниями. Согласно этим данным, от 10 до 20% населения нуждается в психиатрической

помощи. Данные о числе больных с "выраженными психическими расстройствами (психозами) значитель­но меньше подвержены колебаниям и составляют в среднем 1—3% от общего числа населения.

_ Анализ данных о распространенности психичес­ких заболеваний среди населения в динамике за пред­шествующие годы выявляет их значительный рост. Так, по сравнению с таковыми данными в начале века современные показатели распространенности психи­ческих заболеваний возросли в несколько раз. Но бы­ло бы неправильно делать вывод о росте психических заболеваний. Известно, что выявление психически больных зависит от доступности психиатрической помощи для населения, терпимости семьи, общества к психически больным и т. д. Препятствием к обра­щению за психиатрической помощью служит также и сохранившееся еще среди населения предвзятое мнение о назначении психиатрии. Однако с учетом высказанных замечаний все же можно сделать общие выводы о распространенности психических заболева­ний и динамике их роста за последнее время.

Приводимые зарубежными специалистами данные свидетельствуют прежде всего о значительном росте числа больных с пограничными психическими рас­стройствами. Эта группа психических расстройств наиболее тесно связана с условиями жизни общества, и столь высокие показатели, приводимые зарубежными специалистами, прежде всего обусловлены условиями жизни капиталистического общества: эмоциональным стрессом и психическим напряжением (тревога за завтрашний день, дискриминация и др.) и культиви­рованием низменных интересов, жестокости, насилия, погоней за наживой.

Показатели распространенности психических за­болеваний в нашей стране также обнаруживают из­вестный рост. Однако он обусловлен в основном не увеличением заболеваемости, а выявлением больных с легкими формами нарушения психики, которые рань­ше не находились на учете у психиатра. Следует под­черкнуть, что общее число психически больных в нашей стране значительно ниже, чем в капиталистических странах. Особенно заметны различия в отношении психопатий и неврозов, т. е. тех заболеваний, возник­новение которых непосредственно связано с условиями жизни общества.

В Ленинграде и Москве, где многие десятилетия существует эффективная психиатрическая помощь, под наблюдением психоневрологических диспансеров находились психически больные, число которых сос­тавляло 3% от всего населения. В последние годы особое внимание уделяется изучению психического состояния больных, обращающихся в поликлиники.

Таблица 1. Контингенты психически больных, взятых на учет в течение года в психоневрологических диспансерах и психиатри­ческом кабинете на базе территориальной поликлиники [Козы­рев В. Н., Смулевич А. Б., 1982|

Удельный вес по отношению ко

всем взятым на учет, %

Диагноз

психиатричес-

кий кабинет

диспансер

поликлиники

Шизофрения

37,6

38,7

Маниакально-депрессивный

психоз и циклотимия

13,1

7,0

Психопатии

16,1

10,1

Неврозы и реактивные состояния

14,9

22,3

Соматогении

9,5

2,1

Сосудистые заболевания и органи-

ческие поражения мозга

6,4

13,9

Прочие

2,4

5,9

По данным зарубеж'ных и советских специалистов, среди таких больных высок процент лиц (10—30), нуждающихся в психиатрической помощи. Вместе с тем большинство этих больных избегают лечения у психиатров. Врач-непсихиатр может быть вынужден оказать помощь психически больным как в больнице, так и во внебольничных условиях. Следует также иметь в виду, что лишь небольшая часть психически больных имеет стойкую утрату трудоспособности, остальные же работают в условиях общих производств. Эти лица требуют особого внимания со стороны врачей-профпа-тологов, обслуживающих различные предприятия. Спе­циальное лечение и профилактические мероприятия должны осуществляться с учетом влияния профессио­нальных вредностей на психику рабочих данного пред­приятия. Таким образом, здесь знание психиатрии рас­ширяет знания врача патологии человека и позволяет ему при необходимости оказывать первую, неспециа­лизированную врачебную помощь, правильно опреде-

лять пути профилактики. Это также одна из важных задач в обучении студентов психиатрии.

Другая не менее важная задача — подготовить будущих специалистов к комплексной оценке состоя­ния пациентов с позиций единства психического и соматического.

Эта проблема касается представителей всех меди­цинских специальностей и включает такие общие для врачей вопросы, как роль психологических факторов в возникновении отдельных (не психических) забо­леваний, значение психологических особенностей лич­ности больного для предрасположенности и тем или иным формам соматической патологии. Знание психи­атрии позволяет более правильно оценивать роль психологических факторов в развитии и прогнозе различных болезней, определять терапевтический и реабилитационный режимы с учетом психологического склада личности больного, выбирать индивидуальные наиболее эффективные профилактические меропри­ятия.

Общеизвестна также роль соматической патологии в возникновении различных психических расстройств. Отечественными и советскими психиатрами было соз­дано такое направление, как соматопсихиатрия. Без правильного понимания происхождения психических расстройств не может быть определена тактика лече­ния и оценено состояние больного. В медицинской практике широко применяются психотропные средства. Назначение их должно быть грамотным и обоснован­ным.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

При изучении психических заболеваний использу­ются различные методики, а также теоретические дос­тижения смежных клинических дисциплин и фунда­ментальных наук. Однако ведущим методом в психи­атрии является клинический: метод беседы с больным и наблюдение его, анализ сведений о нем, получаемых от родственников, сослуживцев и т. д.

Важное значение для характеристики особенностей течения заболевания и возможных его последствий имеют катамнестические исследования. Катамнез — сведения о состоянии больных по истечении различ­ного времени после выписки из больницы, последнего

10

обследования или какого-либо лечения. Катамнести­ческие сведения черпаются из разных источников, к числу которых принадлежат данные специального обследования, проведенного врачами или средним медицинским персоналом, выписки из историй бо­лезни о состоянии больных, если они находятся под динамическим наблюдением, устные или письменные ответы самих больных на предложенные им вопросы (анкеты).

При оценке состояния больного и прогноза его за­болевания необходимо учитывать общие закономер­ности, присущие клинической картине данного пси­хического заболевания. Эти закономерности прояв­ляются в определенной последовательности развития психических нарушений и в том, что характер нару­шений отражает глубину расстройства деятельности ЦНС больного.

Применяются и другие методы обследования: пси­хологический, оценка соматического состояния, невро­логический, электроэнцефалографический, биохимичес­кий, серологический и т. д. Психологические исследования в экспериментальных условиях с использованием различных тестов и методик поз­воляют уточнить важные для диагностики особеннос­ти и степень нарушения познавательной деятельности больного, его памяти, восприятия и других психичес­ких функций.

Причина многих заболеваний еще не выяснена, а в клинической картине отдельных психически боль­ных может быть много общего, в связи с чем наличие или отсутствие определенной неврологической симпто­матики или соматических нарушений нередко помо­гает установлению диагноза заболевания.

При помощи электроэнцефалографии удается выявить весьма тонкие признаки органичес­кой патологии ЦНС. Другие лабораторные ис­следования психически больных (биохимические, серологические) рентгенологические и т. д.) проводят­ся с диагностической целью исключения соматической патологии и для выяснения возможностей приме­нения того или иного вида терапии.

В последние годы в психиатрии широкое распрост­ранение получили эпидемиологические ис­следования. Эти исследования направлены на решение широкого круга актуальных проблем.

и

15 ранний период термин «эпидемия» применялся шире и не

>сился полностью к заболеваниям, обусловленным инфекция­ми. Термин «эпидемия» впервые был употреблен в сочинениях Гиппократа и обозначал болезнь, внезапно появившуюся в каком-либо месте и поразившую многих людей. В одном из сочинений Гиппократа слово «эпидемия» упоминается, когда речь идет о заразном заболевании — роже, а в остальных случаях — в связи с эпидемическими заболеваниями, распространенными в определен­ной местности «под влиянием местных условий».

Образное медицинское определение войны дал Н. И. Пирогов, назвав ее «травматической эпидемией». Этот термин в примене­нии к психическим болезням использовался, когда распространен­ность тех или иных психических расстройств достигала среди насе­ления необычного уровня. Во второй половине прошлого века писали о «психических эпидемиях», об «умственных эпидемиях» [Реньяр П., 1889].

Употребление таких терминов, как «эпидемия» и «эндемия», для характеристики различной по интенсивности распространен­ности психических заболеваний нашло отражение в медико-пси­хологическом английском словаре конца прошлого столетия.

Термин «эпидемиология» вновь приобретает широ­кий смысл. Официальное признание получила эпиде-милогия злокачественных новообразований, сердечно­сосудистых, психических заболеваний и др. Важность и необходимость получения данных о распространен­ности психических заболеваний среди населения для создания эффективной психиатрической помощи под­черкивались всеми психиатрами на ранних этапах становления и развития психиатрии [Якоби П. И., 1891; Корсаков С. С., 1901, и др.].

Данные эпидемиологических исследований приме­
няются при оценке эффективности работы различных
психиатрических служб и мер по социально-трудовой
реабилитации психически больных, при определении
полноты и сроков выявления больных, своевремен­
ности диагностики больных, доступности различных
видов психиатрической помощи для отдельных групп
населения.

Другим не менее важным аспектом эпидемиоло­гических исследований является изучение роли различ­ных факторов в происхождении и особенностях тече­ния болезненного процесса. Установление этих фак­торов поможет лучше ориентироваться в разработке вопросов этиологии и патогенеза психических забо­леваний, способствовать созданию эффективных мер профилактики. Таким образом, изучение психических болезней и оценка состояния психически больных проводятся с помощью различных методик. Для объяснения результатов этих исследований исполь-

зуются последние достижения в различных областях знаний.

Известно, что проблема изучения сущности пси­хических расстройств — одна из сложнейших проб­лем. Успехи в изучении биологических основ психи­ческих заболеваний в последние годы позволили уточнить ряд частных механизмов патогенеза этих нарушений. Однако в целом проблема остается нере­шенной. Это касается не только заболеваний, причи­ны возникновения которых не вполне ясны, но даже и психических заболеваний с определенной этиологи­ей. В последних случаях возникает вопрос, не полу­чивший пока ответа: почему одна и та же вредность, являющаяся этиологическим фактором (например, инфекция, токсическое вещество и т. д.), у одних лиц вызывает психические расстройства, а у других — нет. Отсутствие убедительных сведений об этиологии и па­тогенезе ряда психических расстройств приводит к распространению среди многих зарубежных психи­атров взглядов, что для психиатрии нозологический принцип неприменим и психические заболевания по своей сущности представляют собой различные фор­мы приспособления личности к трудным обстоятель­ствам жизни.

Выделяются частные отрасли психиатрии с учетом возрастного фактора: детская, подростковая, геронтопсихиатрия. Психическое заболевание, воз­никая в указанные возрастные периоды, имеет раз­личные клинические особенности и прогноз. Психи­ческое заболевание в детском и подростковом воз­расте может привести как к задержке психического развития, так и к дальнейшему искаженному психи­ческому формированию личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общие вопросы теории специальной педагогики

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  2. Общие вопросы старения и старости

    Документ
    Как и все многоклеточные живые существа, человек рождается, растет и развивается, достигает зрелости, затем начинает увядать - стареет и умирает. Жизнь - это сложный и противоречивый процесс.
  3. Список литературы по психиатрии и наркологии Учебники, руководства, общие вопросы

    Учебники
    Экстрапирамидные расстройства. Руководство по диагностике и лечению. Под ред В.Н. Штока, И.А. Ивановой-Смоленской, О.С. Левина . М.: МедПрессинформ, 2002
  4. Примерный план подготовки содержание программы общие разделы по специальности Разделы по смежным специальностям

    Документ
    Заведующая кафедрой психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Е.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психопатология»

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс предназначен для знакомства с симптоматикой и происхождением психических расстройств. Он находится в тесной связи с курсами "Основы психосоматики" и «Зависимости: клиника, психология, лечение».

Другие похожие документы..