Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель настоящих заметок - показать, что коммунальные системы являются материально-технической основой будущего общественного жизнеустройства. На их ба...полностью>>
'Документ'
В соответствии с планом мероприятий по организации и проведению Декады качества в п. Айхал, в целях повышения качества обслуживания населения п. Айха...полностью>>
'Документ'
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, принципы построения и структуру информационных материалов, размещаемых на официальном web-сайте (дале...полностью>>
'Документ'
2. Главному управлению государственного имущества администрации области (Сысоев) организовать работу по реализации Концепции управления государственн...полностью>>

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (5)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Результаты анализа приведенных статистических данных свидетельствуют о том, что увеличение относительной численности работников, которым предоставляется хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, является следствием сложившейся тенденции замены в организациях системной работы по улучшению условий и охраны труда предоставлением тех или иных компенсаций, чаще всего – предоставлением дополнительных дней к отпуску.

В 2008 году в Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики реальные расходы на предоставление компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда (включая расходы на приобретение средств индивидуальной защиты) в целом увеличились и составили почти 94,2 млрд. руб. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. расходы на эти цели увеличились на 22,9 %.

Большую часть расходов на предоставляемые работникам компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в 2008 году составляла оплата труда в повышенном размере, имеющая незначительную тенденцию к сокращению: если в 2007 г. на оплату труда в повышенном размере приходилось 29,8%, то в 2008 г. расходы составили 29,7%. Увеличились расходы на оплату дополнительного отпуска с 26,9% в 2003 г. до 27,6% в 2008 году. Уменьшились расходы, связанные с обеспечением работников лечебно-профилактическим питанием с 6,8% в 2003 году до 4,2% в 2008 году.

Количество работников, получающих бесплатно молоко за работу во вредных условиях труда, уменьшается и в 2008 году составило 3,02 млн.человек.

Таким образом, общая тенденция ежегодного увеличения расходов на предоставляемые работникам гарантии и компенсации фактически свидетельствует об отсутствии динамики существенного улучшения состояния условий труда, а также о предоставлении работодателями предусмотренных законодательством компенсаций работникам независимо от реальных условий труда на их рабочих местах, даже если они соответствуют требованиям охраны труда. Последний вывод подтверждает и тот факт, что численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций (41,1% в 2007 году и 41,5% в 2008 году), превышает численность, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (37,1% в 2007 году и 38,2% в 2008 году). Такие действия работодателей одновременно свидетельствуют об отсутствии реальных стимулов принимать конкретные меры по устранению воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

В этой связи в 2008 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 870 от 20 ноября 2008 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

В настоящее время в соответствии с пунктом 2 указанного постановления Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации завершает работу по подготовке нормативного правового акта, устанавливающего в зависимости от класса условий труда сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

3.9. Координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической
и социальной деятельности

В целях упорядочения и повышения эффективности государственной политики в области охраны труда, приказом Минздравсоцразвития России от 26 июля 2007г. № 494 создан Координационный совет по разработке и реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Координационный совет является совещательным органом Минздравсоцразвития России, рассматривающим важнейшие вопросы подготовки и обеспечения реализации мероприятий Программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Задачей Координационного совета является разработка предложений по реализации мероприятий Программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая аттестацию рабочих мест по условиям труда, по направлениям:

    -создание системы мониторинга оценки влияния условий труда, опасных и вредных факторов производственной среды на здоровье работающего населения; 

-создание механизма экономического стимулирования работодателей к организации работы по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; 

    -разработка программы аудита условий труда в отраслях экономики, имеющих наиболее высокие показатели смертности и производственного травматизма;

-создание соответствующих автоматизированных информационных систем по охране труда; 

-разработка новых требований к регламентам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, профилактических осмотров специализированными лечебно-профилактическими учреждениями;

-развитие нормативного обеспечения охраны труда;

-совершенствование контрольно-надзорной деятельности в части усиления профилактических мер, обеспечивающих предотвращение несчастных случаев на производстве;

-совершенствование процесса обучения по охране труда;

-создание современных средств индивидуальной и коллективной защиты;

-информирование, консультирование работников и работодателей по вопросам охраны труда;

-контроль за реализацией  мероприятий Программы.

Работа по координации деятельности в области охраны труда и обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти, федеральных надзорных и контрольных органов, союзов работников и работодателей, проводится также в большинстве субъектов Российской Федерации.

3.10. Информационно-аналитическое и научно-методическое
обеспечение охраны труда

Информационное обеспечение охраны труда предполагает проведение широкомасштабной работы по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в настоящее время формируется Единая общероссийская информационная система по охране труда, включающая издания печатной продукции по вопросам охраны труда, и разрабатываются системы мониторинга оценки влияния условий труда, а также опасных и вредных факторов на здоровье работающего населения, в разработке которой принимают участие Минздравсоцразвития России, Росстат, Роструд, Фонд социального страхования Российской федерации.

Целью функционирования Системы является:

- эффективное и своевременное обеспечение граждан, организаций общедоступной информацией о деятельности федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда, размещающих информацию в Системе;

- обеспечение информационного взаимодействия в области охраны труда федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля, общественных объединений, предприятий, организаций России.

Основными задачами Системы являются:

- системная организация информационных ресурсов в области охраны труда;

- формирование единого информационного пространства в области охраны труда;

- организация эффективного информационного обмена между участниками Системы, формирующими информационные ресурсы.

Информационные ресурсы Системы формируются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики, Федеральной службой по труду и занятости, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

Система должна обеспечить централизованный доступ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, организаций, граждан к информации о деятельности Участников Системы в области охраны труда и обмен между Участниками Системы информацией, размещенной в Системе.

В 2008 году были проведены следующие мероприятия по охране труда: XII Международный Форум «Технологии безопасности» (05-08 февраля, Москва); научно-практическая конференция «Актуальные вопросы охраны труда. Современные СИЗ. Особенности применения СИЗ и спецодежды в условиях Севера» (24-28 марта, Тюмень); выставка и семинар «Охрана труда в энергетике 2008» (15-18 апреля Москва, ВВЦ); Всероссийский съезд специалистов по охране труда (22 апреля); Всемирный день охраны труда (28 апреля); выставка «Охрана труда в Москве–2008» (21-23 мая Москва, ВВЦ); V межрегиональная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда» (23 – 25 сентября 2008, Ярославль); 9-я Международная специализированная выставка спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, охраны труда, систем сигнализации и предупреждения, швейного оборудования, технического текстиля, материалов, фурнитуры и аксессуаров (29-31 октября Москва, КВЦ «Сокольники»); VII специализированная выставка «ОХРАНА ТРУДА. ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – 2008» (07-10 октября, Екатеринбург); XII Международная специализированная выставка» Безопасность и охрана труда – 2008» (02 – 05 декабря, Москва, ВВЦ) и др.

Кроме того, в 2008 году были проведены четыре Межведомственных совещания по вопросам охраны труда федеральных органов исполнительной власти. На совещаниях были рассмотрены вопросы «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2007 г. и задачах на 2008 г.»; «Об условиях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»; «О мерах по улучшению условий охраны труда в организациях и повышении на этой основе производительности»; «Управление профессиональными рисками» с участием представителей Координационного совета по разработке и реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда.

3.11. Подготовка специалистов по охране труда
и повышение их квалификации

Реализация Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, предусматривает развитие и совершенствование непрерывного повышения квалификации и подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения, как одного из важнейших направлений перехода к системе управления профессиональными рисками на рабочих местах. Данные официальной статистики и научных исследований показывают, что среди основных причин несчастных случаев на производстве являются недостатки в обучении работников по охране труда, которые составляют 28% от всех причин.

В 2008 году продолжалась целенаправленная реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня знаний и информированности граждан в сфере трудового законодательства с широким использованием средств массовой информации и современных информационных технологий. В частности, по результатам проведенных инспекционных проверок в целях использования активных форм информирования работодателей и работников о выявленных нарушениях трудового законодательства и распространения правовых знаний в сфере трудового законодательства государственными инспекторами труда проведено более 116,3 тыс. совещаний и семинаров с работодателями, ответственными должностными лицами и профсоюзным активом организаций.

По сравнению с 2007 г. количество обучающих организаций в 2008 г. увеличилось незначительно (с 1352 до 1399 организаций) также, как и численность работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (с 892 334 чел. до 937882 чел.).

При этом, четвертую часть обученных (2008 год – 237858 чел.) составляют отдельные категории застрахованных, обучение которых осуществляется за счет средств, ежегодно выделяемых в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.

Дальнейшее совершенствование и развитие системы обучения потребует совершенствования нормативной базы, определяющей требования к проведению обучения по охране труда работников.

С целью обеспечения функционирования и совершенствования процесса обучения по охране труда и широкого внедрения информационных технологий предусматривается:

ежегодное обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

разработка технологий, программ и методик обучения по охране труда различных категорий работников, обучающихся в учебных заведениях всех уровней на различных стадиях их подготовки (переподготовки), в том числе на основе дистанционного обучения;

создание системы аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области обучения и проверки знаний требований охраны труда;

разработка типовых программ обучения, обучающих программ, кратких тематических планов и учебных пособий по охране труда, в том числе электронного учебного пособия для обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

3.12. Организация государственной статистической отчетности
об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях

В настоящее время статистическая отчетность об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях проводится несколькими ведомствами и данные этих организаций имеют значительные расхождения по одним и тем же показателям. Это обусловлено различием целей и методов ведения статотчетности.

В области охраны труда официальное статистическое наблюдение осуществляется Федеральной службой государственной статистики (Росстат) посредством Формы № 7–травматизм, утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 2 июля 2008 г. N 153
"Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за численностью и составом населения, травматизмом на производстве и деятельностью в сфере здравоохранения на 2009 год" и Формы № 1-Т (условия труда), утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 18 августа 2008 г.N 193 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников, деятельностью, осуществляемой в сфере науки на 2009 год".

Кроме того, начиная с 2008 года Рострудом осуществляется учет отдельных показателей производственного травматизма (Форма № 1-травматизм и Форма № 2-травматизм, утвержденные Приказом Федеральной службы государственной статистики от 3 октября 2008 г. N 244
"Об утверждении статистического инструментария для организации Рострудом статистического наблюдения за производственным травматизмом").

Задачам устранения разобщенности ведомственного учета и гармонизации статистического учета условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости может служить общероссийский мониторинг условий и охраны труда.

Мониторинг должен проводиться по следующим направлениям:

- состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;

- уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- предоставление работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- проведение государственной экспертизы условий труда;

- реализация в субъектах Российской Федерации государственной политики в области охраны труда, Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. № 586;

- разработка и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

- подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- добровольное декларирование организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- профессиональная подготовка специалистов по охране труда и государственных инспекторов труда в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и повышение их квалификации;

- организация в субъектах Российской Федерации общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, реализация задач в области улучшения условий и охраны труда в рамках социального партнерства;

- реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

- внедрение безопасных техники и технологий в производстве, обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами, лечебно-профилактическим питанием;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, консультационная деятельность государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;

- проведение инструктажа по охране труда, организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим, проведение проверки знаний работниками требований охраны труда в период работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

- проведение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

- проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) в соответствии с медицинскими рекомендациями;

- предоставление досрочных трудовых пенсий гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Проведение Мониторинга должно обеспечивать:

- формирование ежегодного доклада Правительству Российской Федерации о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда;

- информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда;

- осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда.

3.13. Установление порядка обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт средств работодателей

В соответствии с требованиями статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие декларирование соответствия или сертификацию специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

В 2008 году в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации оставался актуальным вопрос обеспечения специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

При этом сохранилась тенденция к уменьшению доли фактических расходов на приобретение СИЗ в общих фактических расходах на компенсации и средства индивидуальной защиты с 31,4% в 2007 году до 30,9% в 2008 году.

В ходе проверок в 2008 году госинспекторами труда было выявлено более 92 тыс. нарушений требований статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения работников сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с типовыми нормами, что на 2,7% больше, чем в 2007 году.

Вместе с тем, вызывает глубокую озабоченность положение, складывающееся с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты.

Начиная с 4 квартала 2008 года заявки на средства индивидуальной защиты сократились в среднем на 25-30%, а по отдельным видам (пояса предохранительные, противогазы и др.) более чем на 50%.

Участились случаи приобретения контрафактной, нелицензированной и суррогатной продукции, реализуемой по сниженным ценам, что является прямым нарушением трудового законодательства Российской Федерации.

Такое положение крайне негативно сказывается на российском рынке средств индивидуальной защиты и может повлечь за собой увеличение уровня смертности, травматизма и заболеваемости, связанных с профессиональной деятельностью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (1)

    Документ
    В целях организации работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
  2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (3)

    Доклад
    3.4. Аттестация рабочих мест по условиям труда и подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны
  3. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (4)

    Доклад
    3.4. Аттестация рабочих мест по условиям труда и подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны
  4. Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации (2)

    Документ
    В.Д.Фёдоров родился в Москве 21 марта 1933 года. После окончания в 1956 году лечебного факультета 2-го ММИ работал на кафедре госпитальной хирургии этого института.
  5. Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации федеральное государственное учреждение «всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» общероссийский профсоюз образования

    Документ
    Перечень разработан специалистами Отдела нормативного обеспечения охраны труда Федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда».

Другие похожие документы..