Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Методы финансового анализа. Анализ абсолютных и относительных показателей. Горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности. Трендовый анал...полностью>>
'Документ'
Подготовка и публикация Инвестиционного паспорта Завьяловского района Алтайского края – это обращение к широкому кругу представителей бизнеса и креди...полностью>>
'Книга'
В монографии разработаны основы социально-философской теории интернационализации. Обосновано понимание интернационализации в качестве общей закономер...полностью>>
'Лекция'
Исследованиями по общей теории систем занимались следующие ученые: Р.Л. Акоф, А.И Берг, Н. Винер, У.Р. Эшби, Э.Г. Юдин, В.Н. Садовский и др. Система -...полностью>>

Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Возможности арттерапии в медицине

Замятин П.А.

ГОУ СПО СОМК

«Новоуральский филиал»

г. Новоуральск

Арттерапия - это способ (метод) терапии, основанный на занятиях художественным творчеством и игрой. Арттерапия применяется как средство психической гармонизации и развития человека.

Арттерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний.

Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Принимая во внимание известную эффективность арттерапевтического воздействия на клиентов социальной сферы и уже опубликованные результаты такого воздействия на пациентов, мы поставили цель: раскрыть сущность арттерапии и эффективность ее воздействия на пациентов, т.е. найти применение арттерапии в лечении тех или иных заболеваний.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают.

В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению, применялось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры с помощью музыкотерапии.

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

Интерес к использованию искусства в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека в конце XX в. заметно вырос. Это связано с научно-техническим прогрессом (появлением аудиовизуальных средств, медицинской техники и пр.).

В настоящее время различные виды арттерапии представлены практически во всех странах, как в медицине, так и в психологии.

Кому помогает арттерапия?

Существует достаточно широкий спектр воздействий средствами арттерапии (Таблица 1).

Средства арттерапии безграничны. К ним относят, резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта выделяют виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; музыкотерапию, библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, танцтерапию и др.

Таблица 1. Области воздействий средствами арттерапии

Арттерапия помогает

Какие изменения возможны

Людям с тяжелыми психическими заболеваниями

От сопротивления — к взаимодействию

Детям-инвалидам и людям с тяжелыми нарушениями развития (зрения, слуха, речи, движения)

От пассивности — к продуктивности

Людям в состоянии хронического стресса или жертвам насилия

От деморализации — к достоинству

Семьям, переживающим психологический кризис

От одиночества —к сотрудничеству

Одаренным детям, испытывающим психологические трудности

От узкой профессиональной направленности к свободе творческого выбора


Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области традиционной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Зелютина Ю.А.

ГОУ СПО СОМК

«Новоуральский филиал»

г. Новоуральск

Формирование ЗОЖ — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со­временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Но лишь при объединённом взаимодействии всех сфер жизни можно ожидать определённого подъёма здоровьесбережения.

Цель нашего исследования заключается в определении всех компонентов ЗОЖ, их взаимосвязей и выявления их комплексного практического значения в жизни.

По уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияет питание, качество окружающей среды, занятия физкультурой, стресс и болезни, курение и алкоголь, старение.

Существуют критерии общественного здоровья:

  • Медико-демографические  — рождаемость, смертность, и т.д.

  • Заболеваемость — общая, инфекционная, и т.д.

  • Первичная инвалидность.

  • Показатели физического развития.

  • Показатели психического здоровья.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Формирование ЗОЖ — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со­временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.

Самое важное - сохранение и укрепление здоровья народа, а не борьба с уже возникшей болезнью. Существующая система здравоохранения, ориентированная главным образом на борьбу с возникшими заболеваниями, неспособна радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны.

Действительно, выявление, изучение и смягчение последствий таких факторов риска, как социальные конфликты и социально-психологические напряжения, стрессы и психологический дискомфорт, а такие факторы риска охватывают более 70% населения, выходят из зоны профессиональной деятельности медицины. Здесь главным образом необходимы усилия социологов и психологов, социальных работников и педагогов.

К ряду приоритетных и действенных средств снятия социально-психологических напряжений, предотвращения и смягчения конфликтов и психических стрессов относятся занятия ФК, спортом, туризмом, рекреационные занятия физическими упражнениями. Так же необходимо обучить население мыслить правильно, избегать пагубных мыслей. «В здоровом теле - здоровый дух», но человеком движут именно мысли. И невозможно достичь только психического здоровья, или только физического. Всё должно быть взаимосвязано… Необходим интегрированный подход к здоровьесбережению.

По оценкам Минздравсоцразвития Свердловской области, доля здорового населения составляет 30%. С помощью анкетирования мы постарались выяснить какова же картина в Новоуральске. 44% опрошенных горожанина считают себя абсолютно здоровыми людьми, 41% отмечают, что имеют проблемы со здоровьем (все отмечают наличие наследственных заболеваний).

Для поддержания физического здоровья 22% опрошенных делают утреннюю гимнастику, 72% - ходят пешком на работу и учебу, 12% - занимаются в спортивных секциях, 22% - не делают ничего. Только 12% опрошенных считают своё питание здоровым, 21% - правильным, 30% - сбалансированным. Всего 9% спокойно реагируют на стрессы. Только 18% респондентов отмечают отсутствие вредных привычек. Из оставшихся 82% от вредных привычек хотели бы избавиться ровно половина опрошенных. Люди считают, что на их здоровье неблагоприятно влияет загрязнение окружающей среды, не очень хорошо организованная система медиццинской помощи, жилищные условия, низкий доход. В свободное время лишь треть новоуральцев предпочитают активный отдых.

Итак, выяснив, что же мешает Новоуральцам сохранять свое здоровье, мы создали программы помощи населению («Борьба с разрушительными мыслями», «Борьба со стрессами», «Рекомендации по здоровому питанию»), необходимые для сохранения здоровья, с которыми предлагаем знакомить, и которые предлагаем реализовывать на всех предприятиях и во всех учреждениях города.

ПИТАНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Иванова В.А., Макарова Е.Н.

ГОУ СПО СОМК

«Новоуральский филиал»,

г. Новоуральск

Приоритетами госполитики в социальной сфере являются снижение смертности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни россиян, укрепление здоровья детей и подростков.

Взгляды на то, что значит быть здоровым, меняются с эволюцией человека и окружающей среды. С появлением синтетических лекарственных препаратов стало ясно, что с их помощью можно не только лечить, но и предотвратить целый ряд инфекционных заболеваний. Благодаря медикаментозной терапии и вакцинации сегодня практически побеждены опасные инфекции – чума, холера, оспа, тиф. Однако неожиданно на первый план вышли неинфекционные заболевания: ССЗ, атеросклероз, сахарный диабет, онкозаболевания, вторичные иммунодефициты.

В конце 2008 года было принято решение создать новое направление нацпроекта «Здоровье» - формирование ЗОЖ. Это направление является основой комплексной профилактики предотвратимых заболеваний и включает обязательное активное просвещение населения по этим вопросам.

ЗОЖ - многокомпонентное понятие, включающее питание, уровень физической активности, наличие или отсутствие вредных привычек, уровень социальной адаптации, психо-эмоциональный настрой, темперамент, отношение к жизни и др.

На первом месте стоит питание, так как основной вклад в формирование  негативной динамики состояния здоровья вносят именно алиментарно-зависимые заболевания, риск которых усиливается при выявляемых нарушениях питания или, наоборот, может быть снижен за счет воздействия пищевого фактора. Это вся группа сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе, атеросклероз, также остеопороз, сахарный диабет, ожирение, некоторые онкологические заболевания, напрямую связанные со структурой питания.

В мае 2009 года Постановлением областного правительства принята Концепция формирования ЗОЖ у населения Свердловской области до 2020 г. В документе отмечается, что использование только медицинских способов влияния на уровень смертности и сохранение здоровья населения малоэффективно. Наибольшего влияния на показатели смертности от управляемых причин можно добиться при применении мер первичной профилактики, изменении образа жизни. Соответственно, целесообразен активный подход к проблеме гигиены питания и здоровья, т.к. эффективность мероприятий, направленных на нутритивно-метаболическую коррекцию алиментарно обусловленной патологии несоизмеримо выше патогенетической терапии. Для эффективной и системной разработки методов формирования правильного пищевого поведения необходимо учитывать региональные тенденции в питании и состоянии здоровья молодых людей, чему и посвящено исследование.

Мы предположили, что определяющим фактором формирования принципов рационального питания у молодежи является профессиональная медицинская грамотность. Была проведена оценка фактического питания с использованием компьютерной программы «Анализ состояния питания человека» группы студентов из 24 человек в возрасте  17-21 года. Студентам было предложено вести пищевой дневник в течение 14 дней и заполнить анкету для оценки характера и количества потребляемой пищи, учета антропометрических данных и режима работы и отдыха. Полученные данные были занесены в базу программы «Анализ состояния питания человека». Результаты индивидуальных отчетов были обобщены.

При анализе отчетов в нескольких случаях выявлены отклонения индекса массы тела (ИМТ). К сожалению, исследование показало, что все участники группы  имеют низкий или очень низкий индекс физической активности.  Анализ уровня потребления пищевых продуктов выявил в большинстве случаев  низкий уровень потребления хлеба и круп, или они вообще отсутствуют в рационе питания. Значительная часть группы исследуемых вообще не употребляют молоко и молочные продукты.  А рыбу не употребляют вообще 71% участников исследования. Повышен уровень потребления мяса  у 37% исследуемых. Общий жир в большом количестве имеют в своем рационе питания 42% участников исследования. Основными источниками жиров являются: колбаса, сосиски, майонез, реже – пельмени. Значительно повышен уровень потребления сахара у 75% участников группы.

Фактическое питание данной группы оценивается как  неадекватное, так как в 100% случаев имеются значительные отклонения содержания основных нутриентов от рекомендуемого уровня. Питание является несбалансированным, так как значительно нарушено оптимальное соотношение основных нутриентов: белков, жиров, углеводов. В основе нарушения соотношения лежит значительное отклонение содержания этих нутриентов в питании. В целом питание является недостаточным. Общая недостаточность питания по основным нутриентам в сочетании с избыточным содержанием общего жира, добавленного сахара и низким индексом физической активности создает высокий риск развития алиментарно-зависимых заболеваний. Так выявлено, что 100% участников исследования имеют высокий риск развития ожирения, сердечно сосудистых заболеваний, а также сахарного диабета второго типа.

Проведенное среди студентов анкетирование показало, что медицинская грамотность молодежи не является определяющим фактором ведения ЗОЖ. Устойчивое формирование стереотипов здорового поведения, мотивации к укреплению и сохранению собственного здоровья должно закладываться уже в детском и подростковом возрасте. Питание студентов требует углубленного изучения и коррекции в соответствии с принципами рационального питания. Важно создавать благоприятную среду и интерес к информации о здоровом питании среди молодежи, мотивации на хорошую физическую форму, укрепление здоровья и выбор жизненных приоритетов. Особенно важно сейчас привлечь внимание врачей и медицинских сестер к пищевому анамнезу и мерам профилактики алиментарно-зависимой патологии.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

У БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Игнатьева Е.В.

Уральский государственный

педагогический университет,

г. Екатеринбург

Многие думают, что бег на средние и длинные дистанции им не под силу, поскольку даже при попытке пробежать сравнительно небольшое расстояние они задыхаются, у них бешено бьётся сердце. В боку покалывает, лицо сильно краснеет или, наоборот, бледнеет.

Проблема развития и поддержания высокого уровня выносливости у бегунов на средние дистанции является одной из наиболее актуальных в современном спорте. В спорте высших достижений огромное значение имеет поиск наиболее рационального использования нагрузок и отдыха. В настоящее время спортсмену, предоставлена огромная база знаний в области подготовки бегунов на средние дистанции. В основе всесторонней подготовки бегуна на средние дистанции лежит взаимообусловленность всех качеств человека, развитие одного из них положительно влияет на развитие других и наоборот отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.

Выносливость в спорте – это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений.

Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.

Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени.

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод.

Для развития специальной выносливости применяются: методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

3) соревновательный и игровой методы.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьирова-нием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (напр., бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

Таким образом, выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Характеризуется она временем выполнения работы определённой интенсивности. Чем лучше развита выносливость, чем выше ее уровень, тем позже начинается общее утомление, позже появляется фаза некомпенсированного утомления, успешнее будет происходить борьба организма с утомлением, продолжительнее может быть сама работа.

Хочется напомнить, что развитие одного качество влияет на развитие остальных и наоборот – угасание одного качества влияет на снижение уровня развития других качеств. Выносливость является «фундаментом» для развития всех остальных качеств человека и если они с возрастом развиваются, потом угасают, то общая выносливость остается на том же уровне более долгий промежуток времени у человека и особенно у спортсменов. Поэтому методика воспитания выносливости должна носить комплексный характер воздействия.

Библиографический список

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин. – М. ,1978. – 233 с.

2. Дедковский С. М. Скорость или выносливость [Текст] / С. М. Дедковский. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 48 с.

3. Дунаев, К. С. Модельные характеристики развития силовой выносливости [Текст] / К. С. Дунаев // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе». – 1980. – 112 с.

4. Жевновата, Ж. Д. Методика обучения видам лёгкой атлетике [Текст] / Ж. Д. Жевновата, Г. А. Заярин, Т. П, Короткова. – Донецк, 2006. – 233 с.

5. Макаров, А. Бег на средние и длинные дистанции [Текст] / А. Макаров. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 167 с.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА УРОКАХ БАСКЕТБОЛА В 10 КЛАССАХ

Кириллова О.А.

Филиал УрГПУ,

г. Новоуральск

В настоящее время проблема организации и качества школьного физического воспитания является актуальной. Это продиктовано всеми изменениями системы школьного образования, в том числе и физического. Поэтому актуальность обновления содержания и организации школьного урока физической культуры целесообразно рассматривать не только с точки зрения его влияния на формирование личности учащихся, но и с точки зрения качества этого процесса.

Одной из форм организации занятий на уроках физической культуры и в частности уроков баскетбола, является круговая тренировка, которая одновременно воздействует на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков.

Такая форма организации занятий делает уроки более осознанными, самостоятельными и эффективными (М.Н.Шолих; И.А. Гуревич; В.Л. Мустаева; П.К. Петров; Н.И. Шумкова и др.).

Цель данного исследования - обосновать эффективность использования кругового метода на школьном уроке баскетбола в 10 классе.

В эксперименте принимали участиЕ юноши 10 класса, города Новоуральска. Все участники эксперимента занимаются в спортивных секциях и по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе.

Исследования проводились на основе естественного педагогического эксперимента в МОШ «Школа-интернат № 53» города Новоуральска Свердловской области. Разработанные комплексы круговой тренировки выполнялись по следующей схеме.

Показатели пульсовых кривых, снятых на уроках баскетбола, позволяют утверждать, что системность использования метода регламентированного выполнения упражнения (круговая тренировка) существенно влияют на уровень общей и моторной плотности урока в целом, повышая двигательную активность школьников.

Результаты повторного тестирования, представленные в таблице, говорят о том, что при выполнении первого упражнения, в конце эксперимента увеличение составило 75,9%.

При выполнении передачи двух мячей на месте показатель увеличился на 17,3%.

Что касается результата, полученного при выполнении броска мяча двумя руками из–за головы, сидя на полу, то средний результат в начальном тестировании был равен 955 ± 53 см., по окончанию эксперимента - 990 ± 58 см, прирост составил 4,2%.

При выполнении упражнения, заключавшегося в передаче мяча в парах в движение с последующим броском по кольцу, учащиеся показали по окончанию эксперимента средний результат 12,7 ± 0,1с, в начале эксперимента - 14,0 ± 0,2 с. Увеличение результата составило 9,3%.

Значительно изменились показатели при выполнении ведения двух мячей с изменением направления. Так, если в начале тестирования учащиеся выполнили это упражнение в среднем за 32,9 ± 0,2 с, то при конечном тестировании средний результат составил 23,2 ± 0,1 с (увеличение – 70,5%).

Решение задач, поставленных в работе, позволило сделать определенные выводы. Проведенное исследование показало, что использование в школьном уроке баскетбола в 10 классе существенно поднимает интерес школьников к занятиям физическими упражнениями; влияет на уровень моторной плотности урока, что сказывается на более высокой двигательной активности школьников.

Включение в содержание кругового метода специальных упражнений баскетболиста позволяет влиять на качество усвоения программного материала по данному виду.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию Филиал Уральского государственного педагогического университета в г. Новоуральске

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – III: Материалы III региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 24 и 27 марта 2009 г.
  2. В условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции 22 апреля 2010 г. Екатеринбург ргппу 2010

    Документ
    Социальная работа в условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений [Текст]: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2010 г.
  3. Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества

    Документ
    29–30 сентября 2005 года в столице Республики Карелия – городе Петрозаводске состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» – III конференция Библиотечной Ассоциации
  4. Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 16 (23) Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность Петрозаводск 2005

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 16 (23). Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; Нац.
  5. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) (1)

    Лекции
    Книга посвящена проблемам преодоления зависимостей и формированию здорового и трезвого образа жизни среди подростков и молодежи. Собриология - новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа.

Другие похожие документы..