Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя химии и (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальн...полностью>>
'Программа дисциплины'
Настоящая программа учебной дисциплины «Административная и арбитражная практика размещения заказов» устанавливает минимальные требования к знаниям и ...полностью>>
'Документ'
Екатеринбург, ул. Предельная, 57, литер 4, оф.4 ИНН 71339970 КПП 7101001, ОГРН 110 710 1445 ОКПО 9053 3 , ОКАТО 5401377 тел/факс (343) 7-94-48, 8-9 -...полностью>>
'Документ'
Привлечение органов государственно-общественного управления к проектированию основной образовательной программы начального общего образования программ...полностью>>

Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Поисково-исследовательская деятельность студента как средство развития исследовательских умений студента

Колмогорова П. А.

Филиал УрГПУ,

г. Новоуральск

Приобретая навыки организации и проведения поисково-исследовательской работы, студенты развивают исследовательские умения.

Поисково-исследовательская деятельность способствует профессиональной подготовке и обеспечивает:

  • повышение продуктивности усвоения учебного материала и творческого применения его на практике;

  • оптимальную подготовку к взаимодействию в будущей профессиональной деятельности;

  • естественный переход от учебно-познавательной, исследовательской деятельности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Схема 1. Место поисково-исследовательской деятельности в общей схеме процесса обучения.

На основе подхода, разработанного А. А. Вербицким, поисково-исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, сочетающая в себе 2 базовые формы: квазипрофессиональную и учебно-профессиональную. Под квазипрофессиональной формой А. А. Вербицкий понимает деловые и игровые формы, а под учебно-профессиональной – исследовательскую работу обучающихся, производственную практику.

Включение в поисково-исследовательскую работу в учебном процессе повышает эффективность усвоения материала и способствует развитию исследовательских умений учащихся. Последовательность поисково-исследовательской деятельность можно представить в виде алгоритма (схема 2).

Схема 2. Алгоритм поисково-исследовательской деятельности.

Усвоение алгоритма поисково-исследовательской деятельности происходит в три этапа:

  1. Усвоение структуры поисково-исследовательской деятельности и технологии проведения поискового исследования.

На этом этапе студенты получают теоретические знания о структуре поисково-исследовательской деятельности, ее формах и методах в профессиональной деятельности и включаются в исследовательскую работу в целях приобретения навыков, техники и приёмов поискового исследования.

На этом этапе организации поисково-исследовательской деятельности студенты выполняют несложные, но внешне эффектные, вызывающие интерес, темы, а преподаватель поддерживает внутреннюю мотивацию студента к творчеству. У студента и преподавателя мотивационная сфера связана с творческим поиском, возможностью творческого самовыражения и саморазвития, желанием получить удовлетворение от работы.

2. Учебно-практический этап.

На этом этапе студенты находятся в позиции исполнителя. Они усваивают алгоритм поисково-исследовательской деятельности и проводят поисковое исследование под руководством преподавателя.


В начале исследования происходит знакомство с информационными источниками, в том числе и через Интернет. Затем полученный материал отбирается, систематизируется, редактируется.

Далее студент вместе с преподавателем определяет цели и задачи, выдвигает гипотезу, которые необходимо решить и доказать.

3. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.

На данном этапе студенты находятся в позиции исследователя. В это время они закрепляют теоретические знания и практические умения и развивают желание действовать самостоятельно.

Студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами студенты. В своей работе они могут использовать такие методы исследования, как анкетирование, наблюдение, анализ выполнения заданий, наблюдение, интервью и другие.

Студенты осуществляют самостоятельный обзор литературы, готовят сообщения на основании изученного материала, самостоятельно разрабатывают анкеты для опроса по выбранной теме и планируют свою деятельность.

Соответственно, формируются следующие умения поисково-исследовательской деятельности:

  • формулировать гипотезу и проверять ее в дальнейшем;

  • формулировать основные цели выполняемой работы;

  • анализировать ситуации и делать выводы;

  • ставить новые вопросы и видеть проблемы в традиционных ситуациях;

  • проводить поиск альтернативных средств и способов решения;

  • систематизировать результаты наблюдений и экспериментов;

  • оформлять результаты в виде рефератов, отчётов и т. д.

  • планировать самостоятельную работу;

  • использовать современный справочно-библиотечный аппарат, библиографические и источниковедческие справочники, компьютерные банки данных;

  • составлять обзоры по разнообразным информационным материалам;

  • осуществлять самоконтроль за работой и объективно оценивать результаты.

Таким образом, поисково-исследовательский метод обучения способствует творческому усвоению знаний студентами. При этом полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. А умения и навыки, приобретаемые в процессе поисково-исследовательской деятельности, будут востребованы в практической работе специалиста.

Библиографический список

1. Безымянных, Н. А. Из опыта исследовательской работы с учащимися/ Н. А. Безымянных // Химия.-2009.-№ 2.- С. 38-39.

2. Иваненко, М. А. Семьеведение [Текст] : учебное пособие / М. А. Иваненко; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008.- 139 с.

3. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь / М.: Научное издательство « Большая Российская энциклопедия», С - П « Норинт» 1997.- С.1139.

4. Разумовский, В. Г. Технология развития способностей школьников самостоятельно учиться, мыслить и творчески действовать / В. Г. Разумовский // Физика в школе.-2007. -№ 6. – С. 50-55.

Влияние рекламы на подростков

Ларинина И.В.

Филиал УрГПУ,

г. Новоуральск

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы и, в частности, многих социальных связей. Как следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой разрушение моральных норм у подрастающего поколения, а также национальной культуры.

Восстановление моральных норм подрастающего поколения в данный момент становится актуальной проблемой общества, а, значит, большое значение приобретают новые методы, которыми пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить нормальное интеллектуальное, духовно-нравственное и психическое развитие подрастающего поколения.

К таким методам относится реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать индивида в систему социальных отношений и связей, поэтому роль рекламы в вопросе формирования механизмов социальной защиты за последнее время значительно возросла [1, с. 201].

Однако закономерно встает вопрос об эффективности данной рекламы и ее специфике. В связи с этим является актуальным изучение социально-педагогического воздействия рекламы на подростков, так как именно им особенно трудно в условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, с еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых подросткам, обострило естественный юношеский нигилизм. Подростки являются носителями нигилизма, так как они склонны к максимализму. Бездуховность и ее результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни – порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации [1, с. 126].

Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще наивный ребенок. Реклама лёгкий инструмент для манипулирования наивными детьми. Она как общественный феномен распространяет свое влияние не только на экономическую сферу человеческих отношений, но и воздействует на социальное поведение, ценностный выбор и психологический комфорт личности. Реклама пытается создать и изменить отношение к рекламируемому объекту посредством предоставления информации о нем или обращения к эмоциям, чтобы убедить потребителя действовать.

Так как подростки переживают такой важнейший этап в своей жизни как социализация, на них поток рекламной информации действует очень объективно, изменяя их духовно-нравственные принципы и взгляды на жизнь. Именно они и являются основной целевой группой для рекламодателей, которые создают коммерческую и некоммерческую рекламу.

Коммерческая реклама направлена на извлечение материальной прибыли от продажи товара или услуги. К этой категории можно отнести рекламу товаров массового спроса и промышленного назначения, рекламу торговых организаций.

Некоммерческая реклама – реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах, и, имеющая целью, стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества. К некоммерческой рекламе относятся разного рода культурно-массовые мероприятия, подразумевающие в первую очередь культурное значение, а не извлечение прибыли. Некоммерческая реклама может быть размещена бесплатно. Имеет своей целью развитие экономического и человеческого потенциала на благо нации и государства, продвигает интересы государства, способствует формированию благоприятного имиджа власти (государства) в обществе (реклама налоговой инспекции, реклама службы в вооруженных силах России) [2, с. 236].

Внедряя в сознание подростков определенные ценности, реклама тем самым пропагандирует определенный образ жизни. Правда реклама – это агитация, процесс, в ходе которого личность призывается к совершению какого-либо действия [3, с. 65].

Из множества рекламных средств телевизионная реклама – самая разносторонняя. Ее уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и зрительного воздействия, а, во-вторых, огромной аудиторией.

Существует несколько вариантов телерекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование популярных передач и пр. По мнению специалистов, наиболее мощным психологическим воздействием обладают рекламные ролики.

С. Г. Кара-Мурза отмечает «убаюкивающий эффект» телевизионной рекламы, обеспечивающей пассивность восприятия. С его точки зрения, сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации [4, с. 125].

Некоторые авторы обращают внимание на этическую сторону рекламы. Например, отмечают, что реклама дорогостоящих продуктов, предметов роскоши, недоступных большинству населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние подростков с неокрепшей психикой.

Отмечено, что соотношение поведения подростков и рекламы можно распределить по нескольким основным направлениям:

  • реклама как носитель информации об окружающем мире (здесь выполняется функция распространения знаний, в данном случае без учета их качества);

  • реклама как «образец» межличностных отношений (между противоположными полами, различными поколениями и т.п.), которые в подавляющем большинстве случаев копируются молодыми людьми из-за уверенности в том, что именно так обустраиваются определенные отношения (здесь выполняется функция «подражания»);

  • реклама как способ мировоззренческой ориентации (функция выбора или предпочтения конкретных ценностных приоритетов).

Воздействие рекламы на подростков имеет неоднозначный характер, далеко не всегда отрицательный, что напрямую зависит от уровня психического развития подростка, его интересов и жизненных целей.

Так как подростковый возраст связан с личным и социальным самоутверждением, то подросток зачастую отдает предпочтение модели «быть как все». Реклама в этом случае выступает в роли одного из источников распространения «штампов» в отношениях.

Варианты воздействия рекламы на подростков:

1) позитивное – когда подросток под воздействием рекламы начинает конструктивно преобразовывать окружающую среду и/или себя;

2) негативное – то же, но с деструктивным преобразованием;

3) нейтральное – не ведущее к преобразованиям: а) нейтрально-притягательное – формирующее привлекательный образ рекламируемого явления, товара, услуги; б) нейтрально-отторгающее – то же, но формирующее отталкивающий образ; в) нейтрально-безразличное – не формирующее личностного отношения [5; 6].

В заключение хотелось бы отметить, что реклама способствует успешной социальной адаптации подростков, помогает им освоиться среди таких понятий взрослой жизни как цена, деньги, работа, заработок и т.д. Также реклама со всеми своими неограниченными возможностями и оперативностью является надёжным и легкодоступным источником получения информации о правовой культуре, так как степень ее воздействия на поведение и ценностные ориентации подростков велика. Данный возраст предполагает постоянную «открытость» психики к внешнему влиянию, высокий уровень комфортности и поиск самоутверждения в среде межличностных отношений. Следует еще сделать акцент на том, что нравственные и социальные мотивы в рекламе апеллируют к чувству справедливости и порядочности подростков.

Библиографический список

1. Дементьева, Н.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников. Издат-во «Социс» / Н.Ф. Дементьева // - М. - 2001. - 95 с.

2. Засурский, Я. Н. СМИ России: Учеб. пособие для студентов вузов/М.И. Алексеева, Л.Д.Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект ПРЕСС, 2006. - 380 с.

3. Лейн, У. Р. Реклама. / У.Р. Лейн, Дж.Т. Рассел // -СПб:Питер, 2004 - 537 с.: ил - (Серия «Маркетинг для профессионалов»).

4. Сайт антирекламы .

5. Сайт рекламы в картинках .

6. Харрис, Р.В. Психология массовых коммуникаций / Р.В. Харрис // Изд. 4-е, СПб.: Питер. – 2001.

Сущность понятий, характеризующих развитие творческих способностей студента

Харитонова Е.Н.

Филиал УрГПУ,

г. Новоуральск

Современное общество нуждается в людях, проявляющих творческую самостоятельность, так как только такие люди способны на самореализацию в обществе.

Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельности. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками.

Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественного нового объекта, направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса. Развитие – универсальное и фундаментальное свойство бытия, которое составляет специальный предмет исследования диалектики - учения о развитии [ 2 ]. В процессе учебной деятельности студент вовлекается в мыслительную деятельность, которая способствует развитию его творческих способностей.

Учебная деятельность - один из видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности и направленный на усвоение знаний, приобретенных умений и навыков самостоятельно учиться, применять полученные знания на практике, т.е. развиваться. В отличие от трудовой деятельности учебная деятельность не обеспечивает производства материальных и духовных ценностей. Но она обеспечивает усвоение человеком общественного исторического опыта в виде знаний, обобщенных способов действия, без чего невозможно ни воспроизводство, ни приумножение ценностей [ 2 ].

У студента должен сформироваться внутренний мотив к развитию творческих способностей. Мотив - это основная внутренняя движущая сила, подталкивающая человека к тем или иным действиям. Мотив способствует развитию мыслительной деятельности [ 3 ].

По мнению В.И. Андреева формирование творческих способностей это ни что иное как самосовершенствование. Он утверждает, что процесс саморазвития зависит от стремления человека реализовать свои творческие способности, что критика и самокритика, при правильном воспроизведении, побуждают человека заниматься самосовершенствованием, и что мотивом так же может служить анализ собственных достижений и неудач [4].

В своей книге В.И. Андреев выделяет 5 фаз самосовершенствования личности:

1) актуализация и осмысление лично значимой ценности, которую невозможно достичь при наличии имеющихся личностных качеств;

2) осознание противоречий между ценностью и недостатками личностных качеств;

3) возвышение потребности, обеспечивающей внутреннюю мотивацию, на самосовершенствование лично значимых качеств

4) поиск приемов, методов, средств, позволяющих самосовершенствоваться;

5) активизация самосознательной деятельности направленной на прогрессивное изменение личностно значимых качеств [4].

Творческие способности делят на три основные группы:

1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

3) умственные способности.

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:

1) анализ творчества, как конкретного явления с целью в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей;

2) синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.

Можно выделить так же следующие этапы творческой деятельности:

1) накопление ЗУНов, необходимых для четкого изложения и формирования задчи, возникновение проблемы (постановка задачи);

2) сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи;

3) уход от проблемы, переключение на другие занятия;

4) озарение или инсайт (гениальная идея или просто догадка скромных масштабов то есть логический разрыв, скачек в мышлении, получение результата);

5) проверка и доработка замысла, его воплощение.

Творческие способности – форма деятельности личности, которая направлена на создание для индивида ценностей, имеющих общественное значение, поскольку в процессе такой деятельности формируются социально значимые качества личности [3]. Творческие способности, в отличии от специальных, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнении, который может назван творческим.

Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны, прежде всего, самостоятельная постановка проблемы, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами творческая инициативность студента характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности. Некоторые мыслители считали, что творческий стиль мыслительной деятельности – это первичная и естественная форма работы мозга. Поэтому творческие способности присущи всем, но проявляются по разному, в зависимости от выраженности способностей к различным видам деятельности.

Мотивы в психологии - это, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин “мотив” применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К мотивам относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. Совокупность познавательных процессов определяет интеллект студента и следовательно благодаря развитому интеллекту, он познает самого себя и окружающий мир, развивая при этом абстрактное мышление, способности планирования и организации своей деятельности [1, с. 56].

Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами [2].

Таким образом, рассмотренные в статье понятия характеризуют процесс развития творческих способностей студента.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагоги творческого саморазвития(инновационный курс)/В.И. Андреев. Кн.1. Казань,1996.- 586 с.

2. Безуглова, Л.П. Развитие культуры мышления [Текст]: учебное пособие /Л.П.Безуглова. Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2009. – 136 с.

3. Интернет ()

4. Педагогический словарь



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию Филиал Уральского государственного педагогического университета в г. Новоуральске

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – III: Материалы III региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 24 и 27 марта 2009 г.
  2. В условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции 22 апреля 2010 г. Екатеринбург ргппу 2010

    Документ
    Социальная работа в условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений [Текст]: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2010 г.
  3. Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества

    Документ
    29–30 сентября 2005 года в столице Республики Карелия – городе Петрозаводске состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» – III конференция Библиотечной Ассоциации
  4. Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 16 (23) Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность Петрозаводск 2005

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 16 (23). Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; Нац.
  5. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) (1)

    Лекции
    Книга посвящена проблемам преодоления зависимостей и формированию здорового и трезвого образа жизни среди подростков и молодежи. Собриология - новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа.

Другие похожие документы..